17. Сущность, движущие силы и логика учебного процесса

Движущие силы и логика воспитательного процесса

17. Сущность, движущие силы и логика учебного процесса

Определение 1

Воспитательный процесс – это организованный, последовательный и систематический процесс воспитания личности и ее отдельных качеств, организуемый и осуществляемый педагогом.

Формирование и развитие личности ребенка осуществляется в процессе воспитания и представляет собой качественные и количественные преобразования, движущей силой которых является разрешение разнонаправленных противоречий, посредством педагогического воздействия на ребенка.

Преодоление противоречий в процессе воспитания осуществляется за счет движущих сил. Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.

Определение 2

Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие.

К внешним движущим силам относятся:

  1. Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания.
  2. Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия.
  3. Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях.
  4. Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.).
  5. Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств.
  6. Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутренние движущие силы воспитательного процесса

Определение 3

Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии.

К внутренним движущим силам воспитательного процесса относятся:

  1. Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания.
  2. Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса.
  3. Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения.

Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.

Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

Логика воспитательного процесса

Замечание 1

Воспитание является сложным и динамичным процессом, эффективная реализация которого предполагает соблюдение определенной логики его проведения, основанной на строгом поэтапном совершении действий.

В настоящее время существует несколько вариантов логики воспитательного процесса, предложенные разными авторами.

Логика воспитательного процесса, предложенная Т.М. Мальковской, разработана на основании ведущих воспитательных задач:

  1. Осуществление целостного формирования личности каждого воспитанника, с учетом целей его всестороннего и гармоничного развития.
  2. Формирование у детей нравственных качеств личности, основанной на общечеловеческих ценностях и имеющих социально ориентированные мотивации.
  3. Приобщение детей с раннего возраста к общечеловеческим, научным и культурным ценностям.
  4. Воспитание у каждого ребенка четкой жизненной позиции, в соответствии с демократическими преобразованиями общества, обязанностями и правами личности.
  5. Воспитание и развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения, с учетом его возможностей и потребностей.
  6. Организация познавательной деятельности воспитанников, развивающей у детей общественное и индивидуальное сознание.
  7. Организация личностно-ориентированной деятельности, направленной на формирование у детей конкретных личностных качеств.
  8. Воспитание культуры общения, как одной из основных социальных функций личности.

Логика воспитательного процесса, предложенная Л.С. Выготским, основана на постепенном переходе от управляемого процесса воспитания личности, к процессу самовоспитания и саморазвития. Данная логика включает в себя:

  • Зона «актуального развития» — отражает личные особенности течения психологических функций ребенка, имеющиеся на сегодняшний день.
  • Зона «ближайшего развития» — отражает те возможности, которые ребенок может проявить продуктивно в рамках совместного сотрудничества со взрослым.

На основании данной концепции, логика воспитательного процесса, должна опираться в первую очередь на зону актуального развития ребенка.

Это необходимо для того, чтобы грамотно и верно спланировать для всей группы воспитанников зону ближайшего развития, а затем на основании достигнутого результата, перевести процесс управления воспитания личности в самовоспитание и саморазвитие.

Успешность процесса воспитания при такой его организации во много определяется уверенностью воспитателя, который его реализует, а также ребенка, который проявляет определенное упорство и настойчивость.

Таким образом, логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/dvizhuschie_sily_i_logika_vospitatelnogo_processa/

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

17. Сущность, движущие силы и логика учебного процесса

Развитие дидактики как теории обучения

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности, принципы обучения, подходы к отбору содержания образования, («Чему учить?»), методов и организационных форм обучения («Как учить?»). Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: Кого учить? Для чего учить? Где учить?

Исследователи по-разному определяют предмет дидактики как науки.

Одни рассматривают в качестве предмета дидактики «обучение как средство образования и воспитания»; другие – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи – взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания – учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий. Столь широкий разброс мнений ученых – дидактов в определении предмета дидактики объясняется тем, что процесс обучения в реальной педагогической действительности может носить как систематический, планомерный, целенаправленный характер, так и случайный, стихийный. В силу этого процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста.

Обучение в ходе общественного развития приобрело характер специфического вида общественной деятельности. Его сущность и назначение состоит в передаче-усвоении социально-культурного опыта подрастающим поколениям.

Так, дидакт, например, концентрирует свое внимание на общих методах, применяемых учителем на уроке; методист – на способах преподавания и конкретном содержании учебного материала и их соответствии целям и результатам урока; психолог – на особенностях усвоения учащимися этого материала, а специалист по кибернетике – на характере управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Известно, что обучение может представлять собой «интегральную часть институциональной учебной деятельности» (Ч.Куписевич), которая реализуется непосредственно в учебных учреждениях, включая освоение обучающимися и разнообразных учебных курсов, и их домашнюю работу, и самообразование, если оно носит систематический характер. При этом руководство учителя выступает как непосредственное руководство учебно-поисковой деятельностью обучающегося и как опосредованное – через учебник, различные виды домашних заданий, компьютерные средства обучения и др. Именно поэтому самообразование тоже является одним из аспектов обучения. Все это дает основание утверждать, что объектом дидактики как науки является теория и практика обучения, т.е. обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предметом ее выступает система отношений: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие ученики.

сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

Процесс, — это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.

В современном понимании для обучения характерны сле­дующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со сторо­ны учителя; 4) специальная планомерная организация и уп­равление; 5) целостность и единство; 6) соответствие зако­номерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.

Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.

Функции обучения реализуются посредством органического соединения трех категориально значимых педаго­гических явлений, к которым относятся:

— деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников.

— деятельность ученика, т. е. собственно освоение учебного материала (учение) — это целенаправленная, мотивированная, са­морегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности.

— саморазвитие участников процесса обучения (педагога и уча­щихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Обучение — непрерывно развивающийся процесс. Необходи­мо вскрыть источники его развития. Что же является движущей силой этого процесса, какая пру­жина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?

Движущей силой учебно­го процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и налич­ным уровнем знаний, умений и умственного развития школьни­ков.

Следует подчеркнуть, что задачи выдвигаются именно хо­дом обучения, его логикой, и потому они «захватывают» уча­щихся.

Задачи появляются все новые и новые в том или ином отношении; они осознаются учащимися, принимаются ими и мо­гут быть разрешены при некотором напряжении умственных сил.

Все многообразие противоречий можно свести к следующим трем:

1) между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его пере­дачи и усвоения;

2) между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;

3) между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.

5. Логика образовательного процесса.

Раскрытие логики учебного процесса дает возможность най­ти оптимальное решение вопроса о последовательности изуче­ния учебного материала в связи с задачей сознательного его ус­воения и развития мышления учащихся.

Име­ются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обу­чения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ог­раниченную определенной темой; в) как логику учебного про­цесса в масштабе единицы усвоения.

Звено — отдельная составная часть учебного процесса, характеризующееся особым видом познавательной дея­тельности учащихся в соответствии с его специфическими функ­циями. Высокие и плодотворные результаты обучения, т. е.

полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые овладели полной структурой учебного процесса и оперируют целесообразными вариантами со­четания его звеньев.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав­ные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых):

Деятельность учителя

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 958 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-34386.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий