17. Государство огузов: образование, территория расселения политическое устройство.

Политическая история Огузов

17. Государство огузов: образование, территория расселения политическое устройство.

3. Политическая история Огузов

Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

В XI в. началось продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг.

к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии.

В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации и хищнических сборов налогов. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм.

Во время его правления огузское государство усилилось. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть Огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками Огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе Огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

4. Государственное устройство

Государство Огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах.

В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни.

Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов.

Огузское государство опиралось на военную демократию. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания, коль еркины стали созывать совет знати — канкаш.

С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Джабгу делил свои владения на 12 аймаков.

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя — объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племен имело свою дамгу).

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать ничего из продуктов правителю, произведенных на их собственных участках. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

5. Законы и традиции

Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция.

Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе».

Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.

Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.

6. Этнический состав

В состав Огузского государства вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: уйгуры, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI век) Огузы делились на 24 племён, из них 12 племён — бузуки, 12 племён — учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.

Бузуки (Серые Стрелы)

1.  Кайы (каи) (основатели Османской династии)

2.  Баят

3.  Алка-эвли

4.  Кара-эвли

5.  Языр

6.  Догер

7.  Додурга

8.  Япарлы

9.  Афшар

10.  Кызык

11.  Бегдили

12.  Каркын

Учуки (Три Стрелы)

1.  Баяндыр (баюндуры) (основатели династии Ак-Коюнлу)

2.  Печене

3.  Чавулдур

4.  Чепни

5.  Салур (основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке)

6.  Эймур (имуры)

7.  Алаюнтлу

8.  Юрегир

9.  Игдир

10.  Бюгдюз

11.  Ивэ (основатели династии Кара-Коюнлу)

12.  Кынык (основатели Сельджукской империи)

Современные огузские народы — народы, говорящие на юго-западной огузской подгруппе тюркских языков, самой многочисленной по числу носителей. Крупнейший современный представитель группы — турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), к которому близок азербайджанский язык (около 35 млн носителей).

·  Гагаузы

·  Балканские тюрки

·  Азербайджанцы

·  Кашкайцы

·  Афшары

·  Айналлу

·  Сонкорские тюрки

·  Карапапахи

·  Турки

·  Турки-киприоты

·  Турки-месхетинцы

·  Урумы (частично)

·  Крымские татары (крымцы) южные

·  Иракские тюрки (туркоманы

·  Сирийские турки

·  Туркмены

·  Трухмены

·  Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)

·  Хамзе

·  Салары

·  Юрюки

·  Караманлиды

·  Узбеки (частично)

Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан.

7. Религия

В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе.

В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек).

Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка.

Заметна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в 10 в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма.

Основная религия — язычество, шаманизм, позднее Ислам.

Используемые источники и литература

1.  «Википедия», свободная энциклопедия, Internet.

2.  Книга-учебник «История Республики Казахстан», Аманжол Кузембайулы, Еркын Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г..

3.  Книга-учебник «История Казахстана», Абдижапар Абдакаимов, Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, Алматы, 1994 г..

4.  Сайт www.president.kz — Официальный Казахстан, Internet.

… XI вв.) 5.1. Образование Огузского государства. В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течение Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент.

Тюркоязычные огузские племена в раннем средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В XII веке огузские племена жившие в западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата.

После падения Западно- …

… благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве. Самая примитивная государственная власть есть прежде всего результат социального расслоения общества.

Косвенные данные средневековых источников недвумысленно свидетельствуют о со­циальной дифференциации в кимекской структуре.

С) существовании в кимекском государстве налоговых сборов можно предположить по тому факту, что из золота, …

… к началу XX века, ко времени распада Османской империи, и образования Турецкой Республики. Глава I.

Древние тюрки   Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика.

Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники — номады — не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали …

… М. Хайдара «Тарих-и-Рашиди», в XIX в обстоятельный труд написал Левшин «История киргиз-кайсачьих орд и степей».19.Исторические предпосылки и этапы формирования казахской народности. Этноним «казах».

Историю Казахстана можно разделить на 2 этапа: индоевропейсий и тюркский. Изучение проблемы образования казахской народности было начато русскими учёными с XV111 в. (Татищев, Рычков и др.). В XIX …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/184743/1

§ 5. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX — начало XI вв.)

17. Государство огузов: образование, территория расселения политическое устройство.

§ 5. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX — начало XI вв.)

Образование Огузского государства, еготерритория. В кон­цеIX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузскоегосударство. Столицей его являлся город Япгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.

Тюркоязычные огузские племена в раннеесредневековье на­селяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские пле­мена,жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После паденияЗападнотюркского и Тюргешского кага­натов и создания Карлукского каганата огузыиз Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.

В начале своего расселения в этихместах огузы встретили оже­сточенное сопротивление местных племен канлы ипеченегов. За­тем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены пе­рекочеватьна запад.

О происхождении слова«огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло отслова «уыз» («молочная осно- ва»), другие — от слова «ок» («стрела»). Третьи -от слова «огиз» («вол»).

В «Письменах Культегина» говорится,что в обряде захороне­ния Культегина среди знатных представителей тюркоязычныхпле­мен участвовал и «главный хранитель печати огузского правите­ля».

Это -свидетельство значимости одного из высших деятелей Огузского государства иважной роли огузов среди других тюрко- язычных племен.

В «Письменах Культегина»есть слова «народ то- гуз-огузов подчиняется мне», «Культегин находится средиогузов», что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находи­лись втесных добрососедских отношениях между собой.

Всловаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огу­зов вместе с другимитюркоязычными племенами в Жетысу, меж­ду озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь пос­леусиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.

Племенной состав и общественный стройогузов. В составогузов входила часть кангаро-печенежских и других степных пле­мен, населявшихдолины Сырдарьи, Приара- лья и Северного Прикаспия. Это были племе­наиндоевропейского и финно-угорского про­исхождения, перенявшие тюркскую культу­руи язык.

Китайские средневековые письменныеисточники утверждают, что в состав огузов                 Бронзовыйкувшин.

входили племена баяндур, амур и кай- ев,арабские свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой частикимакских племен.

Махмуд Каш- гари писал, что огузы первоначально состояли из24 племен, аль-Марвази — из 12.

Из этого можно сделать вывод, что огузы в порусвоего первоначаль­ного формирования состояли из 24 пле­мен, а со временам,объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племенснизилось до 12.

Главой Огузского государства былверховный правитель, но­сивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передаваласьпо на­следству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своихнаследников, носивших титул иная,для их воспита­ния назначались специальные наставники — атабеки.

У огузов и жены правителя-джабгупринимали участие в уп­равлении государством. Они носили титул «хатун».Огузское госу­дарство опиралось на военную демократию. По этой причине в огуз-ском обществе важную роль играли военачальники, которые на­зывались сюбаши.Джабгу советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению.

У джабгу были и официальные советники,так называемые кольеркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связис усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания кольеркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. С расцветомогузского общества верховная власть управ­ления страной стала принадлежать великомуи малому курулта­ям..

Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (XIII в.),где говорится: «Огузекий каган созвал вели­кий курултай». На великом курултаекаган сажал своих сыновей с правой стороны от себя, что называлось «боз ок»(дословно: «бе­лая стрела»), с левой — представителей знати, вождей — «уш ок»(«три стрелы»).

При избрании кагана преимущество было на сто­роне «белойстрелы».

Огузы делились на триосновные группы племен и родов, назы­вавшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередьподразделялись науру- ги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы — общи­ны.

Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 айма­ков. Огузскиеправители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов — родовых семейных кланов.

В основе избраниябыла привилегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем.

Политическое положение. Огузское государство сыграло важ­нуюроль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов,живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). О войне с печенегами Поволжьяв «Огузнаме» говорится: «Пыла река Итиль (Волга)… На ее берегу в Черногорьепроизошло сражение… Вода Итиля стала красной, словно кровь».

Это сообще­ниесвидетельствует о сокрушительной победе огузов над печене­гами. В 965 годумежду огузским джабгу и киевским князем Свя­тославом был заключен военный союз,направленный против ха­зар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата.

Об этом событии в «Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен дого- аор сСаклапом Урысбек оглы» (Саклап — это Святослав).

В летописном сказании «Огузнаме»повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах илетописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию,Восточный Туркестан и китайские земли.

Во внешней политике огузские правителипреследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на бе­регахреки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Ха­зарским каганатом.Во-вторых, они стремились захватить важней­шие торговые пути, соединяющиеЕвропу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.

Вместе с огузами в господстве надэтими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русскиелето­писи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с 'горками(огузами) совершил поход против волжских булгар в По­волжье.

Многолетние войны, все возрастающиеналоги вызывали не­довольство огузских племен. В период правления хана Али в кон­цеX и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В этовремя огузский город Дженд захватили сельд­жуки. Позднее горожане сумелиизгнать сельджуков из своего го­рода.

Расцвет Огузского государства началсяв период правления на­следника хана Али — Шахмалика. Он в 1041году завоевал Хо­резм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огу­зов.Сам Шахмалик погиб под Хорезмом.

В Огузском государстве начались раздоры ираспри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи -кыпчакские племена. Огуз­ское государство пало под их ударами. В XI векекыпчаки оконча­тельно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Вначале XI века Огузское государство перестало существовать.

Хозяйство огузов. Огузы занимались полукочевым и полуосед­лым скотоводством. У полукочевых племен огузов были свои по­стоянныесезонные пастбища.

Традиционные зимние пастбища у огузов находились в среднем инижнем течении Сырдарьи и на
побережье Аральского моря. А их летовки располагались на степных просторахПрикас- пия.

Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе сХорезмом, а не­которая их часть — у подножий Улытауских гор.

Огузыперемещались с одного места в дру­гое на приспособленных к кочевью кибитках наколесах. Впрягали в них волов или верб­людов. Огузы выращивали четыре видаскота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот).

В арабскихсредневековых письменных источниках говорится и о выращивании кур­дючных овец.Ибн Хаукаль писал о разведе­нии огузами в Туркестанском регионе кара­кульскиховец.

Другие факты свидетельствуют о содержании огу­зами крупных двугорбыхверблюдов.

Животноводческая продукцияудовлетворяла не только внут­ренние потребности, но и использовалась дляторгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем.

Огузы занимались не толькоскотоводством, но часть из них — и земледелием. Расселялись огузы общинами. Каксвидетельству­ют письменные источники, у огузов было много городов, они тя­нулисьодин за другим в северном и восточном направлениях.

Пись­менные источникиподтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и оседлыми. Оседлость ихдоказывается наличием в ниж­нем течении Сырдарьи таких городов, как Жанкент, Дженди Жуара.Махмуд Кашгари писал о городах Карнак,Сюткент, Фа- раб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи.

Историкпод­черкивал, что городские жители никуда не кочуют и ни с кем не воюют. Они -постоянные оседлые жители.

Археологические раскопки и письменныеисточники полнос­тью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов,что они занимались поливным земледелием. На месте этих древних огузских городовнайдены следы каналов, арыков и плотин, уста­новлены места постоянных поселенийогузов.

Промыслы иремесла. Основным,относительно высокоразви­тым видом домашнего промысла и ремесла была переработкаживотноводческой продукции.

Например, из шкур и кожи скота из­готавливалиобувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, тор- сыки (бурдюки длякумыса), саба (посуду для брожения кумыса) и другие предметы обихода.

А изшерсти шили одежду, делали кош­мы для юрты, текеметы (большие кошмы с узорами),ковры (сыр- маки), арканы, привязи для ягнят и жеребят, а также другие необ­ходимыев хозяйстве изделия. Одежду шили и из шкур зверей.

Хозяйствоогузов

Предметы повседневного быта, в том числе инструменты, орудия труда, оружие и другие предметы обихода огузы изготавливали сами. По письменному свидетельству арабского историка аль-Жахиза, «тюр­ки все предметы кустарных промыслов делают сами… изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое».

Судя по находкам, найденным приархеологических раскоп­ках, огузы занимались и гончарным делом. Вместе с тем аль-Ид-риси писал и о том, что они изготавливали из железа и других металлов ювелирныеукрашения. Эти факты подтверждаются ар­хеологическими раскопками.

Так,например, с мест поселений и из захоронений огузов извлечены железные изделия,ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы, остатки кошм и кожаныхизделий, оружие и различные предметы керамики. Эти предметы и изделия огузыизготавливали сами. Как видим, у огузов домаш­ние промыслы и ремесла быливысокоразвиты.

Свои необходимые потребности в продуктах, одежде, оружии,орудиях труда и т.п. они удовлетворяли собственными силами.

1. Когда и где былосоздано Огузское государство?

2.         Какие племена входилив племенной состав огузов?

3.         Запишите в тетради поистории слова (термины), касающиеся общественного строя огузов и запомните ихзначения. Например, инал, атабек и другие.


4.        С какимгосударством старалось поддерживать дружественные, союзнические отношенияОгузское государство? Почему?

5.         С какими странами оновоевало?

6.         Что вы можетерассказать о хозяйстве огузов?

7.         Расскажите опромыслах и ремеслах огузов.

8.        Прочитайтеотрывки из «Огузнаме» и составьте исторический рассказ об огузах.

Вопросы для самопроверки

1.         Столица Огузскогогосударства …

A.                                                      Карнак D. Испиджаб

B.                                                  Суяб        Е. Сюткент

C.         Янгикент

2.         Какой титул носилверховный правитель Огузского государства?

A.                                              кольеркин  D. инал

B.                                                  атабек     Е. джабгу

C.         сюбаши

3.         В каком году огузысовместно с князем Владимиром участвовали в походе против волжских булгар?

A.                                                      в 985году        С. в 965 году

B.                                                      в 1041году       D. в988 году

4.         Какое ремесло уогузов было основным и относительно высоко­развитым?

A.         производствопредметов повседневного спроса

B.         производство военногоснаряжения

C.        ювелирноепроизводство

D.         переработкаживотноводческой продукции

E.         гончарное ремесло

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-165

Огузское государство (племенной состав, общественное устройство, внутренняя и внешняя политика)

17. Государство огузов: образование, территория расселения политическое устройство.

Объясните, причины быстрого развития городов и роста торговли в Казахстане во второй половине XIX века.

3. Заполните таблицу:

Ответ:

1.Племенной состав Китайские источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев. Арабские источники утверждают о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. М.Кашгари писал, что огузы состояли из 24 племен. Аль-Марвази писал, что огузы состояли из 12 племен.

Огузы в пору своего первоначального нормирования состояли 24 племен, а со временем, объединившись друг с другом, когда был создан их союз, количество -племен снизилось до 12. Джабгу (ябгу) — титул верховного правителя. Титул передавался по наследству. Иналы — наследники престола, их воспитатели и наставники -атабеки. Коль еркины — официальные советники джабгу.

Сюбаши — военачальники, военные советники джабгу. Хатун — жены правителей. Они принимали участие в управлении государством. Общественное устройство Огузского государства военная демократия. Народное собрание у огузов созывалось 1 раз в год. С усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш.

Эпическая летопись «Огузнаме» свидетельствует, что с расцветом огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю. В «Огузнаме» говорится: «Огузский каган созвал великий курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя «боз ок» (дословно: «белая стрела»), с левой — представителей знати, вождей — «уш ок» («три стрелы»).

Преимущество при избрании было на стороне «белой стрелы». Делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. Они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы — общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.

Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов — родовых семейных кланов. В основе избрания была привелегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем. Политическая история Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Во внешней политике правители преследовали две цели: 1.

захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье; 2. захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангыстау и Устюрт. В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью (князем Святославом) разгромили Хазарский каганат. В «Огузнаме» имеются следующие слова: «Был заключен договор с Саклапом (Святославом. — авт.

) Урысбек оглы». Огузское государство вело длительную войну за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье с Хазарским каганатом. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами (торками) совершил поход против волжских булгар в Поволжье. О войне с племенами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «Была река Итиль (Волга) …

На ее берегу в Черногорье произошло сражение … Вода Итиля стала красной, словно кровь…» Это свидетельствует о сокрушительной победе огузов над племенами Поволжья. В конце X и начале XI вв. в государстве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов. Особенно восстания участились при правлении хана Али.

Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, и захватили город Дженд, но вскоре были вынуждены оставить Джендскую область. Во время правления наследника хана Али Шахмалика государство усилилось. В начале XI в. он покорил Хорезм. Во время следующего нападения сельджуков огузы потерпели поражение, а сам Шахмалик погиб под Хорезмом.

Причины ослабления: Многолетние стычки Внутренние противоречия Войны с сельджуками Народные восстания Держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. В середине XI в. кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Таким образом, в середине XI в. Огузское государство перестало существовать.

2. Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам.

Первым происходящие изменения почувствовал казахский аул. Нарушение традиционных маршрутов кочевок, запрет подходить к большинству водных артерий, казачьим поселениям (еще по указам Х1Х века) привели к разрушению производительных сил общества, а отсутствие достаточных территорий — к уменьшению поголовья скота. Там,где казахи занимались землепашеством, лучшие земли были отданы переселенцам. В результате на остатках земель могли продолжать заниматься скотоводством лишь наиболее богатые люди аула, остальные становились батраками у своих же сородичей, либо у зажиточных переселенцев, или уходили на отхожие промыслы. Разрушалась социальная и родовая структура аула. К концу Х1Х века изменившаяся экономическая структура хозяйства аула показала новую расстановку социальных слоев. Прежде всего, необходимо напомнить об активном перемешивании различных родов в процессе нового административного устройства казахских земель. Разрыв вековых связей, традиций, по-видимому, в какой-то мере облегчил переход к новым формам зарабатывания средств к существованию. Основная часть богатых хозяйств сохранила за собой пастбища, зимовки и переориентировала хозяйства на товарный лад. Большая часть кочевников-скотоводов, имевших средние по величине хозяйства, активно приспосабливалась к новым экономическим условиям и вступала в товарно-денежные отношения. Там, где позволял климат, зажиточные хозяйства пытались заниматься выращиванием зерна, часть которого также шла на продажу. Беднейшая же часть поставляла на рынок рабочие руки — это жатаки, шедшие батрачить не только в казахские, но и в русские хозяйства и карашы, жившие при богатых в качестве прислуги за одежду и пропитание. В конце века наметилась определенная приспособляемость традиционного хозяйства к изменившимся экономическим условиям. Тормозом к этому служил увеличивающийся поток колонистов-переселенцев, отчуждение лучших земель, что привело в итоге к социальной напряженности. В таких условиях казахский аул все более втягивался в орбиту торгово-денежных отношений. Зародившаяся в Х1Х и развивавшаяся в ХХ веке промышленность являлась добывающей и перерабатывающей продукты сельского хозяйства. Льготы в разработке месторождений и строительства перерабатывающих предприятий находились в руках представителей метрополии, что позволяло последней отслеживать структуру промышленного развития, не давая возможности формирования передовой индустрии. Прибыль практически полностью уходила в метрополию, роль иностранного капитала сводилась к тому же. Пищевая промышленность развивалась в основном в сельской местности: табаководство – в Семиречье, мукомольная – в Семипалатинске, винокурение – в Усть-Каменогорске, маслоделие – в Центральном и Северо-восточном Казахстане. Важной стороной экономического развития Казахстана стало строительство железных дорог, прокладка трактов. Со второй половины XIX века начала складываться финансовая система. На территорию Казахстана распространилась деятельность Государственного, Крестьянского и Дворянского банков. Их филиалы существовали в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, поселке Коянды. Активно проникал в финансовую систему и Сибирский торговый банк. Появились биржевые организации при помощи которых осуществлялся оптовый сбыт продукции. В области торговли появились новые формы. Распространились кредитные и учетные операции, чековое обращение, векселя. Формирование национальной торговой буржуазии шло по нескольким каналам – из числа приказчиков, служивших у русских и среднеазиатских купцов, из числа маклаков или прасолов, из алыпсатаров и саудагеров. Крупными казахскими торговцами были баи. Огромное значение имели ярмарки, на которых основными объектами торговых сделок были скот и сырье. Наиболее крупными были Таинчикульская, Кояндинская в Акмолинской области, Чарская, Каркаралинская в Семипалатинской области, Уильская в Уральской и Каркаринская в Семиречье. Лошади, закупленные на этих ярмарках, перегонялись в Оренбург и Самару, рогатый скот – через Петропавловск в Центр и на Урал.

Усилилось значение городов как центров торговли, общественной жизни, культуры. Наиболее важными были Омск, Семипалатинск, Верный, Акмолинск, Атбасар, Аулие-Ата (Тараз). Численность городов колебалась от 1000 до 35-36 тысяч человек. В целом экономическоеразвитие Казахстана отмечено во второй половине XIX века все более активным проникновением в традиционные структуры рыночных отношений.

3.

Билет № 19

Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2589;

Источник: https://studopedia.net/5_12492_oguzskoe-gosudarstvo-plemennoy-sostav-obshchestvennoe-ustroystvo-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika.html

Огузское государство

17. Государство огузов: образование, территория расселения политическое устройство.

1. Огузы исторических материалов. Этимология

2. Образование Огузского государства

3. Политическая история Огузов

4. Государственное устройство

5. Законы и традиции

6. Этнический состав

7. Религия

Используемые источники и литература

1. Огузы исторических материалов. Этимология

Название «Огуз » можно отнести к ранним временам. Упоминание о государстве Огузов встречается у арабского историка и географа Аль-Якуби, он называл Огузов «царями». В китайских источниках относительно 2-го в. до н.э.

упоминается племя О-кут (тогда еще не существовало названия «тюрк» ). Это китайский вариант названия племени, которое на тюркском называется Огур и образуется из-за произношения некоторыми тюркскими племенами буквы -з как -р.

Районы Тарбагатай и Кобдо, указанные в китайских источниках как места поселений о-кутов, как известно, являются тюркской территорией.

Этимология названия «Огуз » неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Некоторые исследователи выводят «Огузы » от «ок » — что означает «стрела » и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел».

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

«Ок » в тюркском языке означает и «племя «. Еще в те времена это слово переводилось на китайский как «племя » (например : он-оки — десять племен ).

Согласно этому, слово «Огуз » образуется путем присоединения к «ок » буквы , являющейся в старом тюркском языке окончанием множественного числа и, не будучи названием «етническим», прямо означает «тюркские племена «.

Название «Огуз» впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем — впадает в Енисей). Там сказано «Шесть Огузских племен ». Здесь речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что Огузы еще в древние времена существовали в этой долине, образовав союз.

Орхонские «Надписи» не ставят различия между Огузами и гёк-тюрками, более того, Огузы составляли основу ханства. Огузы и гёк-тюрки — это одно и то же. Слово «тюрк» являлось политическим названием.

Гёк-тюрки относятся к той же этнической группе из тюркского рода, что и Огузы, то есть Огузы и гёк-тюрки — представители одного рода.

Происхождение тюрок 6-7 веков (гёк-тюрок) от этой группы Огузов указывается в китайских источниках.

В документах периода правления Тангов, Девять племен (в надписях «девять Огузов», иногда «девять племен тюрок (гёк-тюрок)») упоминаются как «тюрки девяти племен (гёк-тюрки)», а иногда или «девять племен Толесов». Значит, девять — Огузов толесов то же, что и девять Огузов гёк-тюрок. То есть племена Огузов — это племена породившие гёк-тюрок.

В китайских источниках периода гёк-тюркского ханства Огузы упоминаются не самостоятельно (то есть как «Огузы «), а как «девять племен » (куи-син ), и перевод слова «Огуз » дается в виде ту-кюэ (тюрок), что говорит об отсутствии необходимости называть эту группу другим именем. Отсутствие в памятниках периода 1-го гёк-тюркского ханства употребления названия «Огуз» тоже свидетельствует об этом.

Не существовало племен, соответствующих Огузам, но носивших название «тюрк «. Слово «тюрк» являлось политическим названием. Гёк-тюрк государство было создано древней правящей тюркской династией, называвшейся Ашина , с помощью окружавших ее групп «тюркского рода», образовавшие союз племен (т.е. Огузы).

Путаница, возникшая в результате упоминания в исламских источниках об уйгурах как «девять Огузов», устранена с точным определением племени уйгуров и девяти Огузов.

2. Образование Огузского государства

С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате. Часть тюркских племен, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшихся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали «Девяти-огузское ханство » в районе рек Толга и Селенга.

В 682г. обеспокоенные продвижением Кутлуга Огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами. Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера, было удачным и устранило Огузскую опасность.

В 691г. в начале уйгурского ханства, Моен-чур, будучи еще «тегином», находился во главе Огузов. Однако Огузы через некоторое время восстали и против уйгурского ханства. На этот раз они были в составе восьми — Огузов. Моен-чур подавил Огузов, объединившихся с «тридцатью татарами». Огузы, перейдя через Селенгу, отступили.

716 г. — Восстание Девяти Огузов и смерть Капаган кагана.

В 716 г. Куль-тегин совершил 5 походов на Огузов, в четырех из них участвовал и Бильге. В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена Огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен — байырку — было жестоко подавлено. Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере.

Борьба Огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов — Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы Огузов покинули страну и отошли к границам Китая (717-718г.г.).

В начале IX века Огузы в союзе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья реки Сырдарьи и степи Приаралья. В IX веке на завоёванной территории Огузы образовали своё государство.

До прихода Огузов на Сырдарью, столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент , или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.

3. Политическая история Огузов

Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

В XI в. началось продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг.

к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии.

В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации и хищнических сборов налогов. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм.

Во время его правления огузское государство усилилось. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть Огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками Огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе Огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

4. Государственное устройство

Государство Огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах.

В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни.

Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов.

Огузское государство опиралось на военную демократию. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания, коль еркины стали созывать совет знати — канкаш.

С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Джабгу делил свои владения на 12 аймаков.

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя — объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племен имело свою дамгу).

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать ничего из продуктов правителю, произведенных на их собственных участках. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

5. Законы и традиции

Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция.

Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе».

Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.

Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.

6. Этнический состав

В состав Огузского государства вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: уйгуры, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI век) Огузы делились на 24 племён, из них 12 племён — бузуки, 12 племён — учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.

Бузуки (Серые Стрелы )

1. Кайы (каи) (основатели Османской династии)

2. Баят

3. Алка-эвли

4. Кара-эвли

5. Языр

6. Догер

7. Додурга

8. Япарлы

9. Афшар

10. Кызык

11. Бегдили

12. Каркын

Учуки (Три Стрелы )

1. Баяндыр (баюндуры) (основатели династии Ак-Коюнлу)

2. Печене

3. Чавулдур

4. Чепни

5. Салур (основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке)

6. Эймур (имуры)

7. Алаюнтлу

8. Юрегир

9. Игдир

10. Бюгдюз

11. Ивэ (основатели династии Кара-Коюнлу)

12. Кынык (основатели Сельджукской империи)

Современные огузские народы — народы, говорящие на юго-западной огузской подгруппе тюркских языков, самой многочисленной по числу носителей. Крупнейший современный представитель группы — турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), к которому близок азербайджанский язык (около 35 млн носителей).

· Гагаузы

· Балканские тюрки

· Азербайджанцы

· Кашкайцы

· Афшары

· Айналлу

· Сонкорские тюрки

· Карапапахи

· Турки

· Турки-киприоты

· Турки-месхетинцы

· Урумы (частично)

· Крымские татары (крымцы) южные

· Иракские тюрки (туркоманы

· Сирийские турки

· Туркмены

· Трухмены

· Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)

· Хамзе

· Салары

· Юрюки

· Караманлиды

· Узбеки (частично)

Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу , откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан.

7. Религия

В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе.

В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек).

Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка.

Заметна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в 10 в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже !». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма.

Основная религия — язычество, шаманизм, позднее Ислам.

Используемые источники и литература

1. «Википедия», свободная энциклопедия, Internet.

2. Книга-учебник «История Республики Казахстан», Аманжол Кузембайулы, Еркын Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г..

3. Книга-учебник «История Казахстана», Абдижапар Абдакаимов, Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, Алматы, 1994 г..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_40/156.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий