17. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий

Основы государственной службы и кадровой политики

17. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий

Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.

Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди — дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами — поместье.

Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников».

Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах.

Табель о рангах содержала 14 чинов — воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.

На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.

В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало.

Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными.

Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход.

Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян.

К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве — военных, врачей, учителей.

Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур — аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».

И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий».

В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти.

Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход — государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ.

Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г.

дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.

Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ — субъект РФ.

Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий — это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.

Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.

Гражданство Российской Федерации. Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г.

, представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ.

Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах — законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.

Наличие должности государственной службы, главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий.

Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ.

Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России.

Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта.

Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина.

Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.

Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы.

Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России.

В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).

Денежное содержание из государственного бюджета — федерального или регионального. Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы — денежное содержание, вознаграждение, довольствие.

Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц.

Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.

Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18—65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.

Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:

  • его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ (например, депутатство) или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv25.htm

Государственная служба Понятие государственной службы и государственного служащего

17. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий

За названием «органисполнительной власти» скрываютсяконк­ретные люди, которые и осуществляютпрактически все его функции. Поэтомупредставляется достаточно важнымпоказать принципы деятельности этихлюдей, называемыхгосударственными слу­жащими.

В недавнем прошлом,когда, в общем-то, большинство учреж­дений,организаций являлись государственными,в понятие государ­ственного служащеговкладывалось совсем другое значение.

Слово «служащий» в основномопределялось по контрасту с понятием»рабочий» и обозначало работниканефизического и умственного труда,получающего зарплату, труд которогосвязан с созданием духовных ценностей,оказанием социальных услуг населению.

Со­ответственно государственнымслужащим считался такой работник,который осуществлял свои функции нагосударственном предприятии, учреждениии т. п. Таким образом, почти все работникинефизического труда оказывалисьгосударственными слу­жащими.

Внастоящее время такое определениегосударственного служащего потерялосмысл, так как граница между рабочим ислужащим в этом понимании все болееоказывается размытой, труд рабочих ислужащих во многом сближается.

Под государственнойслужбой законодательство понимаетне просто работу по найму в государственноморгане, в предприятии, учреждении, апрофессиональную деятельность пообеспечению полномочий государственныхорганов. Однако данное определениеявляется неполным.

К государственнойслужбе относится только исполнениедолжностных обязанностей лицами,занимающими го­сударственныедолжности.

Соответственно государственнымслу­жащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке,установленном законодательством,обя­занности по государственнойдолжности в органах государственнойвласти Российской Федерации и субъектовРФ за денежное возна­граждение,выплачиваемое за счет средств федеральногобюджета или средств бюджета субъектаРФ.

Понятие и видыгосударственных должностей.Различают два понятия: должность игосударственная должность.

Должностьюсчитается штатная единица организации,учреж­дения, предприятия, а работник,ее занимающий, наделяется опре­деленнымкругом прав и обязанностей.

В теориивыделяют следующие виды должностей:должности представителей власти (лиц,которые, работая в государственныхорганах и учреждениях, наделены правомв пределах своей компетенции приниматьрешения, обязательные для исполнениянеподчиненными им субъ­ектами);должности, связанные с выполнениеморганизационно-распорядительных функций(функций по осуществлению руководстватрудовым коллективом, участком работыи т. п.); долж­ности, связанные сосуществлением административно-хозяйствен­ныхобязанностей (обязанностей по управлениюи распоряжению имуществом).

Однако подгосударственной службой понимаетсяисполнение не любых должностей, а толькоисполнение обязанностей по госу­дарственнойдолжности,т. е.

должности в федеральных органахгосударственной власти, органахгосударственной власти субъектов РФ,в иных государственных органах, сустановленным кругом обязанностей поисполнению и обеспечению полномочийданного государственного органа,денежным содержанием и ответствен­ностьюза исполнение этих обязанностей. Всегосударственные должности можноподразделить на три категории.

1. Государственныедолжности категории А:должности, установ­ленные КонституциейРФ, федеральнымизаконами, конститу­циями и уставамисубъектовРФ длянепосредственного исполнения полномочийгосударственных органов (ПрезидентРФ, ПредседательПравительстваРФ, председателипалат Федерального СобранияРФ, депутаты,министры, судьи и другие).

2. Государственныедолжности категорииБ: должности,учреж­даемые для непосредственногообеспечения исполнения полно­мочийлиц, занимающих должности категории А.

3. Государственныедолжности категорииВ: должности,учреж­даемые государственными органамидля исполнения и обеспечения ихполномочий.

Статус лиц,занимающих должности категории А,регулируется Конституцией РФ, отдельнымифедеральными законами, консти­туциями,уставами субъектов РФ. Поэтомузаконодательство не относит исполнениедолжностных обязанностей этих лиц кгосудар­ственной службе. К государственнойслужбе относится лишь испол­нениедолжностных обязанностей лицами,замещающими государственные должностигрупп Б и В,

Государственныедолжности государственной службы(должности категории Б и В) законодательствоподразделяет на определенные группы.

К лицам, замещающим должности каждойгруппы, предъявляются требования куровню профессионального образования(с учетом специальности), стажу и опытуработы по специальности, к уровню знанияКонституцииРФ, федеральныхзаконов, актов субъектовРФ.

Крометого, должностным лицам каждой группыопределены свои квалификационныеразряды, которые присваиваются порезультатам государственногоквалификационного экзамена илиаттестации. Какие же существуют разрядыдолж­ностей?

1. Высшиегосударственные должности государственнойслужбы;

этой группедолжностей соответствует квалификационныйразряд действительного государственногосоветникаРФ 1-, 2-, 3-гокласса.

2. Главныегосударственные должности государственнойслужбы (государственный советникРФ 1-, 2- и 3-гокласса). Лица, занимающие должности этихдвух групп, должны иметь высшее образованиепо специализации государственныхдолжностей.

3. Ведущиегосударственные должности государственнойслужбы (советникРФ 1-, 2-, 3-гокласса).

4. Старшиегосударственные должности государственнойслужбы (советник государственной службы1-, 2- и 3-го класса). Лица, замещающиедолжности этих двух групп, могут иметькроме высшего образования по специализациидолжности еще и высшее образо­ваниепо специальности «государственноеуправление».

5. Младшиегосударственные должности государственнойслуж­бы (референт государственнойслужбы 1-, 2-, 3-го класса). Для замещениядолжности данной группы необходимоиметь среднее профессиональноеобразование по специализации должностей.

Государственнаяслужба может подразделяться нагосударствен­ную службу в законодательныхорганах власти, исполнительных, судебныхи других правоохранительных органах.

ЗаконодательствоРФ устанавливает принципы государственнойслужбы, которые должны определятьдеятельность любого государ­ственногослужащего.

1. ВерховенствоКонституции РФ, законов РФнад иными нор­мативно-правовымиактами, должностными инструкциями.

2. Приоритет прави свобод человека и гражданина,их непосред­ственное действие.Государственные служащие обязанысоблюдать и защищать права и свободычеловека и гражданина.

3. Принцип равногодоступа к государственной службе.

Этот принцип не отрицает, однако,установления определенных требо­ванийк способностям, профессиональнойподготовке, возрасту, иногда к здоровьюи др.

Важно, чтобы не устанавливалисьтребо­вания к полу, расе, национальности,языку, происхождению, иму­щественномуположению, месту жительства, отношениюк религиозным и общественным объединениями т. п.

4. Принципобязательностидля государственных служащих решений,принимаемых вышестоящими государственнымиорганами и руководителямив пределах их полномочий и в соответствиис законом. Можно без преувеличениясказать, что на данном принципе строитсявся деятельность государственногоаппарата, на его основе

создаются иерархии,которые позволяют функционироватьгосудар­ственным органам как единойсистеме.

5. Принцип единстваосновных требований,предъявляемых к государственной службе.

6. Принцип гласностив осуществлении государственной службы.

7. Принципответственностигосударственных служащих запод­готавливаемые и принимаемыерешения, неисполнение либо ненад­лежащееисполнение должностных обязанностей.

Данный принцип является ключевым звеноммеханизма обеспечения эффективногофункционирования системы исполнительнойвласти. Практика показывает, что главнаяпричина сбоев в работе органовгосударст­венной власти заключаетсяв безответственности чиновников.

Реализация данного принципа требуетсоздания эффективной системы контроляи надзора за деятельностью органовисполнитель­ной власти.

8. Принципвнепартийностн и внерелигиозностигосударственной службы, отделениярелигиозных объединений от государства.

В системе государственной службы недопускается создания политическихпартий и движений, государственныеслужащие при исполнении своих обязанностейне связаны решениями политических ирелигиозных организаций.

Кроме того,не допуска­ется возложение отдельныхгосударственных функций на религиозныеили политические объединения.

Источник: https://studfile.net/preview/6204100/page:3/

Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий

17. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· законность;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

· равный доступ граждан к государственной службе;

· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

· профессионализм и компетентность государственных служащих;

· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Система государственной службы включает в себя:

· государственную гражданскую службу — профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;

· военную службу — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;

· государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации) и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность и исполняющий обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающий за свою деятельность денежное вознаграждение из соответствующего бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Источник: https://cyberpedia.su/6x9eae.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий