16. Регрессивная стадия профессионального развития личности.

Регрессивная стадия профессионального становления личности

16. Регрессивная стадия профессионального развития личности.

Труд в основном положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Появление негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, таких, например, как феномен психического выгорания.

Профессиональная деформация личности (ПДЛ) — это отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной жизни и в конечном итоге снижающее эффективность труда, это всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Механизм формирования ПДЛ имеет сложную динамику. Первоначально возникающие неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении, исчезают положительные качества личности, т.е. меняется личностный профиль работника. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим.

Известный пример такой деформации – феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о ней, теряя интерес к остальным сферам жизни.

Труд в этом случае является своего рода защитой, попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека.

Деформация на ценностно-мотивационном уровне может проявляться в снижении значений ценностных ориентаций, связанных с активностью, творчеством, духовным удовлетворением.

Деформация в познавательной сфере может быть результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере.

Человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.

Другой формой проявления профессиональной деформации является формирование профессиональных стереотипов и установок, которые могут мешать освоению новых профессий.

Профессиональная деформация личностных характеристик. Сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека и социума, особенно в непрофессиональной деятельности. (у учителя – дидактическая манера речи, у следователей – подозрительность и т.п.).

Основные характеристики феномена психического выгорания:

— эмоциональное истощение (чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализация (циничное, бесчувственное, негуманное отношение к труду и объектам своего труда (клиентам) и редукция профессиональных достижений;

— данный феномен является профессиональным, он отражает специфику той профессии, в которой был впервые обнаружен: работу с людьми и оказание им помощи;

— психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом;

— данный феномен является необратимым. Возникнув. Он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить процесс кратковременным отходом от труда, однако после возобновления трудовой деятельности он полностью восстанавливается.

Существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяют в 3 категории, в зависимости от источника его возникновения.

Интерперсональный подход (К. Маслак) усматривает причину выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания (напряженные отношения между клиентами и работниками).

Экзистенциальный подход А. Пайнса. Выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний, когда они терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что они не способны внести весомый вклад. Работа, которая была у него смыслом жизни, вызывает разочарование, что и приводит к выгоранию.

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной сфере (стресс, утомление, депрессия). Различие между стрессом и выгоранием кроется, прежде всего, в длительности этого процесса.

Стресс – это адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации стресс может испытывать каждый, выгорание – люди, имеющие высокий уровень достижений.

Стресс возникает в бесчисленном множестве ситуаций (война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, а также ситуации на работе), выгорание очень часто проявляется при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания.

Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Основное различие между выгоранием и утомлением в том. Что в последнем случае человек может быстро восстановиться, а в первом – нет. Утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-то целей и с этой точки зрения является положительным опытом. Выгорание связано с чувством неудачи и является негативным опытом.

В отличие от выгорания депрессия более глобальна, выгорание же проявляется только в профессиональной сфере, хотя может сопровождаться пониженным настроением.

Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются: степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки коллег и руководства, возможность участвовать в принятии важных для организации решений.

Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой: профессии инженерного труда, телесервиса, моряки (длительное пребывание вдали от дома и автоматизация труда способствует развитию не только одиночества и тоски, но и выгоранию), полетобоязнь у летчиков.

Наличие психического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления, от обращения к психотерапевту и оптимизации труда до использования алкоголя и других не совсем адекватных действий, вплоть до самоубийства.

Результатом воздействия выгорания может стать изменение места работы и поиск новых вариантов.

В этой связи необходимо помочь человеку в поиске необходимой информации, выработке навыков грамотного ее анализа, психологической готовности поиска новой работы с учетом своего прошлого профессионального опыта.

Источник: https://studopedia.su/14_93490_regressivnaya-stadiya-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti.html

Регрессивная стадия профессионального развития личности

16. Регрессивная стадия профессионального развития личности.

⇐ Предыдущая15161718192021222324

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер.

При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности.

Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания,

Слово деформация» (от лат. deformatic — искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер.

Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров).

Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении.

Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении.

Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Профессиональное развитие — это психологические приоб­ретения и потери, а значит, в процессе становления специалиста, профессионала происходит не только совершенствование, но и разрушение, возникновение деформаций и профессионально нежелательных качеств. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессионально нежелательных качеств, негативно влияющих продуктивность профессиональной деятельности.

В наибольшей степени профессиональные деформации раз­биваются у представителей социономичеких профессий, посто­янно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работни­ков сферы обслуживания и правоохранительных органов, гос­служащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для ра­ботников данной профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен.

Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», проявляющийся в эмо­циональной индифферентности к страданиям больных.

У работ­ников правоохранительных органов развивается синдром «асоци­альной перцепции», при котором каждый гражданин восприни­мается как потенциальный нарушитель; у руководителей — син­дром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профес­сиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепро­фессиональных деформаций делает работников профессии узна­ваемыми, похожими.

2 Специальные профессиональные деформации, возникаю­щие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность име­ет свой состав деформаций.

Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника актуальная агрес­сивность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора-обвинительность. Врачи разных специальностей гоже обрас­тают своими деформациями.

Терапевты ставят угрожающие диаг­нозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обу­словленные наложением индивидуально-психологических осо­бенностей личности: темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

· деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скепти­ческое отношение к новичкам и нововведениям;

· деформации, развивающиеся на основе каких-либо спо­собностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуаль­ных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уро­вень притязаний, завышенная самооценка, психологическая «гер­метизация», нарциссизм и др.);

· деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развиваемся в разных профессиях и не имеем четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессии.

В про­цессе многолетнего выполнения профессиональной деятельно­сти, психологического сращивания личности и профессии oтдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и про­фессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что при­водит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций.

Это мо­жет быть сверхответственность, суперчестность, гиперактив­ность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать проявлениями «профессионального кретинизма».

Следствием всех этих деформаций являются ошибки, кон­фликты, кризисы и снижение продуктивности профессиональной деятельности личности.

Профессиональные деформации неизбежны. Каждая про­фессия имеет свой ансамбль деформаций. Их преодоление пред­полагает использование разнообразных личностно ориентиро­ванных технологий коррекции и реабилитации.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики; мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

Мотивация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности.

Гипертрофированное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим.

Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд при этом, по выражению Л. Н.

Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для скрывания от себя неправильности и порочности жизни». Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека.

С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере.

Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления.

Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил — кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ли о строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. — … На кой черт она мне? — перебил он нетерпеливо. — Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?».

Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Все исследователи этого феномена сходятся в следующем:

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

2. Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени он отражает специфику работы с людьми — профессиональной сферы, в которой был впервые обнаружен. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расширить сферу его распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой.

3. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Исследования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полностью восстанавливается.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником.

Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику регрессивной стадии профессионального развития.

2. Как проявляются профессиональные деформации?

3. В чем заключается феномен «психического выгорания»?

⇐ Предыдущая15161718192021222324

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 2248. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/7-19743.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий