16. Правовое положение рабов. Пекулий.

16. Правовое положение рабов. Пекулий

16. Правовое положение рабов. Пекулий.

Рабне субъект права он (в цивильном праве)рассматривался как вещь. При этомцивильное право признавало за рабомнекоторую дееспособность. Существовалоправило: «Через раба положение гражданинаможет улучшаться, поэтому по сделкамраба господин приобретал права».

Преторскоеправо признавало за обязательствамирабов силу натуральных обязательств.Натуральные обязательства являлисьнеполноценными. Обычное обязательствоисполняется не только добровольно, нои принудительно.

Натуральное обязательствоне имеет исковой защиты, но добровольноеисполнение по нему является действительным.Его нельзя истребовать назад, какнеобосновательное обогащение.

Бракимежду рабами не допускались, и междуними не признавалось родство.

Сувеличением количества рабов появляетсянеобходимость предоставления имвозможности заключать сделки. Появляетсясистема преторских исков, которые даютсяпротив господина в случаях, если рабназначен капитаном корабля, управляющимимением и др. Против господина даетсяиск, если сделка совершается по егопрямому указанию.

Происходилипроблески признание личности раба, ноэто происходило в интересах рабовладельцас целью расширить и углубить эксплуатациюрабов. Следовательно сложился рабскийпекулий.

Пекулий–любое имущество господина, котороепередано рабу в управление (вещи, другиерабы с пекулием, обязательство должника).Пекулий носит внедоговорной характер.Передача вещей в пекулий оформляетсяспециальными счетами. Все приобретениярабов автоматически поступали в имуществогосподина.

Предоставление рабу пекулияи признание в известной мере юридическойсилы за действиями раба позволялирабовладельцу шире использовать рабадля выполнения физических работ и длясовершения через его посредствоюридических действий. По сделкам рабав пределах стоимости пекулия ответственностьнесет господин. За деликты рабовустановлена «ноксальная ответственность»т.е.

господин либо возмещал ущерб, либоотдавал раба для отработки ущерба.

Рабствоустанавливалось следующими способами:

1)рождением от матери-рабыни (хотя быотцом ребенка было свободное лицо;наоборот, если отец—раб, а мать— свободная,ребенок признавался свободным);

2)взятием в плен или просто захватом лица,не принадле­жащего к государству,связанному с Римом договором;

3)продажей в рабство (в древнейшую эпоху);4)лишением свободы в связи с присуждениемк смертной казни или к работам в рудниках(присужденный к смертной казнирассматривался как раб). Прекращалосьрабство ману миссией (отпущением насво­боду).Вследствие про­явления грубойнеблагодарности в отношении лица,отпус­тившего его на свободу, раб могвернуться в состояние рабства.

17. Юридические лица в римском праве

Вриском праве не было термина «юридическоелицо», однако именно римские юристысоздали фундамент современной теорииюридического лица. «Корпус юниверситорс»,«коллегия» — обозначения юридическихлиц. В римском праве идет поиск фигурыюридического лица.

Древнейшемуправу известны договорные объединенияграждан т.е. товарищества. Товарищества– это не субъект права, а совокупностьграждан в которой каждый из участниковнаделен правом заключать сделки в общ.интересах.

Римские юристы отмечали тотфакт, что в некоторых случаях права иобязанности принадлежат не отдельнымлицам и не простым группам физическихлиц (как это имеет место при договоретоварищества), а целой организации,имеющей самостоятельное существование,не­зависимо от составляющих еефизических лиц.

Это положение наглядновыражается при сравнении universitasили collegium(корпорации) с товариществом (societas).

Смерть одного из участников товариществаили его выход из состава товариществавлечет прекращение товарищества; еслидаже оставшиеся товарищи будут продолжатьто дело, для которого образовалосьтоварищество, это рассматриваетсяюридически как заключение новоготоварищеского договора в ином составе.

А смерть одного из членов universitasили выход из universitasникакого влияния на существованиеuniversitasне оказывает. Равным образом вступлениеновых членов в universitasнисколько не изменяет этого объединения,тогда как присоединение к членамтоварищества нового лица означаетобразование нового товарищества.

Древнейшимюридическим лицом являлось само Римскоегосударство и «муниципии»: они обладалидвижимым и недвижимым имуществом, имелирабов (гос. и муниципальные рабы),заключали договоры с иными субъектами.1-ые юридические лица преследовалипубличные цели. Позднее появляютсячастные корпорации.

По началу римскиеюристы лишь констатировали факт, чтонаряду с физическими лицами существуюти иные субъекты права. Способностьвыступать в судев роли истцов и ответчиковза представителями юр. Лиц впервыепризнал претор в своем эдикте. Он наделилюридические лица процессуальнойправоспособностью; фактически этоозначает и признание гражданскойправоспособности. Внутренние отношенияюр.

Лица регулировались «статутами»т.е. уставами. Юр. Лицо имело свои органы.Высшим органом являлось Общее собрание.

Признакиюридического лица: 1. Юр. Лицо способно иметь права иобязанности, которые не принадлежатотдельным членам. 2. Юр. Лицо можетвступать в отношения со своими членами.3. Смена участников не прекращаетсуществование самого юридическоголица. 4. Юр. Лица обладают обособленнымимуществом. 5. Юр. Лица способны выступатьистцами и ответчиками в суде.

Спорнымостается вопрос о сущности юр. лица: 1.Теория фикции – заключается в том, чтоюридическое лицо признается искусственнымсубъектом, которое не существует вреальности. 2. Теория социальной реальности– юридическое лицо – это реальныйсубъект.

Порядоксоздания юридических лиц.Сначала действовал свободный порядок.Такая ситуация существовала до изданиязакона Юлия о коллегиях («лекс Юлия деколегиас»). Этот закон, для созданияюридического лица, предусматривалразрешение Сената, но некоторые видыюр. лиц могли образовываться свободно.Также продолжали действовать ранеесозданные юридические лица.

Внач. 4в. юридическим лицом была признанахритианская церковь. Возникает делениеюр. лица на корпорации и учреждения.Корпорации создаются и действуют винтересах своих участников.

Учреждениясоздаются собственником имущества идействуют в интересах неопределенногокруга лиц. Юр. лицо может выступатьнаследником по завещанию, при этомнекоторые корпорации имели правонаследовать по закону.

В постклассическийпериод наследование по закону признанноокончательно.

Прекращалосьюридическое лицо сдостижением цели его деятельности,распадением личного состава (классическиеюристы признавали в качестве минимальногочисла членов— три),а также если деятельность организациипринимала противозаконный характер.

18.Понятие семьи и виды родства. Свойство.Семья(«фпмилиа») – круг лиц объединенных подвластью домовладыки («патер фамилиас»).Семью образуют лица, которые проживаютсовместно и ведут общее хозяйство.

Стройдревнейшей семьи, равно как и институтправа собственности, в ту пору еще несетна себе черты первой, догосударственной,формации—первобытнообщинного строя,ха­рактеризующегося общественнойсобственностью на средства производстваи продукты производства. В догосударственнуюпору такой общиной в Риме являлся род,gens.

Собразованием государства внутри родапроисходит иму­щественная дифференциация;власть внутри рода попадает в рукинаиболее богатых семей, во главе каждойиз которых стоял домовладыка.

ВДревнейший период домовладыка обладалабсолютной властью и над вещами, и надлицами. Со временем эта властьдифференцировалась, и следовательновыделяются отдельные права с особымсодержанием. Власть над вещами называлась«доминиум»; отцовская власть — «патриапатестес»; власть над женой – «манусмарити».

Постепенносемья превращается в круг лиц, наделенныйправами и обязанностями.

Выделяетсядва вида родства. 1.Агнатское(или агнатическое) родство. Агнаты –лица, которые состоят под властью одногодомовладыки. Это родство только помужской линии. Поэтому дочь, выходившаязамуж и поступавшая под власть новогодомовладыки, переставала быть агнатскойрод­ственницей своего отца, братьеви т.д.;и наоборот, постороннее лицо, усыновленноедомовладыкой, становилось его агнатом.

2.По мере развития хозяйства и ослабленияпатриархаль­ных устоев получало всебольшее значение родство по крови, такназываемое Кагнатское (или кагнатическое)родство. Когнаты – это лица произошедшиеодно от другого, или имеющие общегопредка. В когнатическом родстве имеетсяпрямая и боковая линии (братья, дядя иплемянник).

Прямая линия делится нанисходящую (сын, внук, правнук) и восходящую(отец, дед, прадед). Также различаютсястепени родства. Они определяютсяколичеством рождений отдельных лиц отобщего предка. Когнатское родствоприобретает значение в преторскомправе. Существовали некоторые правила:1.

«Мать всегда известна», «Отец тот, ктосостоит в браке».

Свойство– отношение супруга с родственникамидругого супруга. Свойство не прекращалосьпосле расторжения брака. Брак междусвойственниками запрещался.

Источник: https://studfile.net/preview/6189835/page:4/

Правовое положение рабов. Рабский пекулий

16. Правовое положение рабов. Пекулий.

1. С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим. Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории.

В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства.

Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержится в самых тяжелых условиях; несколько сноснее были условия жизни рабов, принадлежащих самому государству. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев . толкали рабов на восстания. 2.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить.

Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) — отношение чисто фактическое.

3.Пекулий. Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином «пекулий», происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба (этот институт Практиковался и в отношении подвластных детей, см. ниже, разд. IV, §4). Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения авто-матически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, «натурально» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2). Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж. Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли оабовлад ельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений. Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца. Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить этот иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называете обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем в имущество). Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своём торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т. п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара, но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria). Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, iussus), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например , уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (поха — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

4. Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным); 2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором; 3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху); 4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).

В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/4492.html

Правовое положение рабов. Пекулий

16. Правовое положение рабов. Пекулий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

        ГОУ ВПО « КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра  общественных наук    

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

Тема: Правовое положение рабов. Пекулий.     

студента     гр. ЮЗ-081 Ломако А.Ю.        

                               Работа сдана:

                                          Работа проверена:

                                                               Рецензент:  проф.с.ю.д. 

                                                                                    д.с.н. Лелюх В.Ф.                                                                      

Белово 2010 

    

Введение ……………………………………………..…………………………..3

1.Правовое положение рабов………………………………………….………..4

2. Пекулий……………………………………………………………………..….8

Список литературы…………………………………………………………….12                                         

Введение

                             

1.Правовое положение рабов 

    В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния — пленение воинов вражеского государства, обращение в рабство иностранцев, находящихся на территории Рима, и рождение от рабыни. Последний вариант являлся следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось.

Вначале определяющим был статус матери в момент родов, затем, в послеклассическую эпоху, — любой отрезок времени, в который мать была свободной в период беременности. Возможно было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином.

К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство.

    Свободнорожденные римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего государства, они продавались за границу — trans Tiberim1. Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется. Запрещается порабощать сограждан, сокращается долговая кабала.

Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом и продолжавшую ее, несмотря на предупреждение.

Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник.

    Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т.е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились.

Но выращивание такого раба обходилось дороже, чем покупка взрослого, и в эпоху победоносных войн II- I вв. до н.э. было менее выгодным, чем приобретение рабов на рынке.

Внутреннее воспроизводство рабочей силы было затруднено также тем, что рабы жили на полуказарменном положении, были лишены семьи.

    Пополняли рынок рабов и морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские селения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. В конце II- первой половине I в. до н.э.

пиратство приобрело большой размах и пираты поставляли на рынок большие контингенты рабов. Однако пиратство, так же как и другие источники рабства, например, самопродажа, продажа в рабство своих детей, вора, дезертира, поджигателя и т.д.

не имели большого экономического значения2.

    К середине IIв. до н.э. в средиземноморских странах развилась оживленная работорговля. Торговлю рабами нельзя считать особым источником рабства.

На рынке продавали рабов, которые оказались таковыми либо в силу пленения, либо за долги.

Под источником рабства следует понимать тот или иной способ превращения свободного человека в раба, в то время как работорговля лишь перемещает раба от одного хозяина к другому, не меняя его социального положения.

    С точки зрения права раб считался вещью и, естественно, никакими правами не обладал ни по публичному, ни по гражданскому праву. Рабы не могли служить в римских легионах, не платили повинностей, поскольку не могли быть собственниками имущества. Они вообще не могли быть носителями каких-либо прав, не могли иметь семью.

Связь раба с рабыней, как, впрочем, и с любой иной женщиной, не признавалась браком, не порождала никаких правовых последствий. Дети, рожденные рабыней, не подлежали отцовской власти. Сам раб как вещь мог стать объектом любого права (права собственности, залога, личных сервитутов и т.п.

), предметом любой гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, имущественного найма), гражданского спора. Если ему причинено увечье или иной вред, иск к обидчику предъявлял не раб, а его господин, как за причинение вреда любой иной вещи.

Изгнание из дома или отказ господина от раба не означал его свободы, а лишь смену хозяина, поскольку раба мог, как и всякую иную выброшенную вещь, подобрать любой другой свободный.

    Бесправие рабов в имущественной сфере издревле пришло в противоречие с потребностями хозяйственной жизни. Хотя раб приравнивался к орудиям производства, животным и т.п., он отличался от них своей сознательной волей и интеллектом, которые можно было использовать в интересах господ. В этом качестве раб выступал как «говорящее орудие» — instrumentum vocale.

Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т.е. как бы такие действия совершал сам рабовладелец. Между тем по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес, что, разумеется, противоречило принципам гражданского оборота.

«Наше положение становится лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже».

    Движение в направлении установления цивильноправовой ответственности в соответствующих случаях началось с признания отдельных элементов правоспособности рабов.

Издавна за вред, причиненный рабом, отвечал господин, который либо возмещал ущерб, либо выдавал раба потерпевшему. В последнем случае, как и при отчуждении раба, бремя ответственности переходило к новому господину (это правило применялось и при причинении вреда животным).

Оно было интерпретировано юристами в том смысле, что в случае освобождения раба ответственность нес по цивильному иску не только господин, но и освобожденный. Далее.

По обязательствам из договоров, заключенным рабом, цивильный иск был невозможен, но констатировалось натуральное обязательство раба (или освобожденного), по которому добровольно уплаченное не могло быть истребовано.

    Начиная с I в. юристы разрабатывали нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность рабов от лица господина, признав в некоторых случаях за ними возможность действовать от своего имени.

Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, развив понятие натурального обязательства, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

      

2. Пекулий 

    В период принципата предпринимались определенные попытки, направленные на ограничение произвола рабовладельцев, которые, однако, не смягчали положение рабов, а только содействовали обеспечению устойчивости рабства.

    И все же раб был не просто вещью, а объектом, который обладал умом, подчас незаурядным, волей, сноровкой, способностью к творчеству и т.д. Использовать раба как простую физическую силу, игнорируя его интеллектуальные и иные человеческие качества, было неразумно. Поэтому рабовладельцы постепенно все чаще эксплуатируют именно эти его качества.

Они предоставляют ему определенное имущество для управления, вначале простого, а затем все более сложного. Этому способствовали два обстоятельства. С одной стороны, рабовладельцы, имея в провинциях крупные земельные наделы, имения и другие объекты частной собственности, не всегда могли и желали непосредственно заниматься хозяйственными делами.

Все чаще ведение этих дел они поручают рабам.

С другой стороны, рабы в таких поручениях были весьма заинтересованы: а) это облегчало их участь; б) при усердном ведении хозяйства они могли рассчитывать на определенную благосклонность господина; в) рачительность и просто хозяйственная хватка давали возможность рабу накопить определенные средства для выкупа свободы.

    Одним словом, такие формы эксплуатации рабов стали быстро распространяться. Предоставление рабу определенного имущества для управления получило название пекулия.

    Эксплуатация умственных способностей раба — более утонченная, изощренная, эффективная и доходная форма эксплуатации. Однако она породила определенные последствия. Для оперативного и более эффективного управления предоставленным рабу имуществом нужно было дать ему определенные правовые свойства. Римское право пошло и на это.

Раб, наделенный пекулием, получил возможность заключать гражданско-правовые сделки, по которым возникали определенные права и обязанности — нельзя же вести хозяйство, не имея возможности совершать необходимые для этого юридические действия.

Например, выращенный урожай нужно своевременно и выгодно продать, затем купить для хозяйства материалы, инвентарь и т.д.

    Вначале раб мог заключать лишь сделки, направленные на приобретение, которые его господина ни к чему не обязывали. Это не способствовало устойчивому развитию хозяйственного оборота.

Кто мог решиться заключать с рабом договор, по которому не предусматривалась ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение? Поэтому римское право делает следующий шаг — предоставление рабу пекулия теперь означает согласие его господина принять на себя обязанности, вытекающие из договоров, заключенных рабом.

Таким образом, раб, наделенный пекулием, получает возможность совершать юридические действия, обусловливаемые его содержанием, т.е. заключать любые договоры вытекающие из необходимости рационально вести вверенное ему хозяйство со всеми вытекающими последствиями.

    Предметом пекулия могло быть как движимое, так и недвижимое имущество и даже рабы (servi vicarii). Пекулий раба — древний институт, возникший до законов XII таблиц. Помимо XII таблиц, первое упоминание о пекулии содержится в комедиях Плавта, из которых следует, что в конце III в. до н.э.

существовала значительная группа рабов, владевших пекулием. Со времени XII таблиц вплоть до I в. до н.э. пекулий раба существовал вне четких правовых форм. И только преторское право придало ему соответствующую форму. Преторским эдиктом о пекулии, изданном в первой половине I в. до н.э.

, началось формирование его правового режима. Преторское право освободило экономическую деятельность раба от сдерживающих препонов и признало свободу его действий в отношении пекулия. «Пекулий — это то, что господин сам отделил от своего имущества, ведя отдельно счет своего раба»4.

Рабы, имевшие пекулий, нередко сами обладали рабами и были самостоятельными людьми. Богатство позволяло им обрести свободу.

Источник: https://www.stud24.ru/international-law/pravovoe-polozhenie-rabov-pekulij/11172-27323-page1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий