16.Движения человека

6 БАЗОВЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ

16.Движения человека

После того, как человек рождается, он все время находится в движении, даже когда, казалось бы, он практически не двигается, например, он лежит неподвижно или спит, движение все равно происходит. Наша грудная клетка все время расширяется и сужается, впуская и выпуская такой необходимый нам воздух. Внутри тела очень много движения.

Мы все время совершаем разнообразные движения, стремясь удовлетворить свои потребности в безопасности, еде, общении, любви, самосовершенствовании.

То, как мы двигаемся и как выстраивался наш опыт движения с другими людьми с самого рождения определяет то, как мы радуемся, зарабатываем, дружим, любим, занимаемся сексом, общаемся — точнее то, как мы двигаемся определяет всю нашу жизнь!

Руэлла Франк – руководитель Центра соматических исследований, преподаватель Сообщества гештальт-терапевтов и Нью-Йоркского института гештальт-терапии, с середины 1970-х годов занимается исследованием ранних движений ребенка и их влияния на жизнь взрослого человека. Она выяснила, что есть определенные движения, которые мы осваиваем в течении первого года жизни, а затем используем их всю оставшуюся жизнь, при этом движения становятся более сложными, но в основе их все равно лежит наш младенческий опыт.

Например, то как ребенок тянется к соску матери и затем сосет молоко, используя губы, язык и нижнюю челюсть позволит ему в будущем научиться произносить звуки, и в дальнейшем будет способствовать формированию речи.

О КАКИХ 6 ДВИЖЕНИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ?:

  1. Уступание – первое базовое движение, с которым встречается ребенок.  Уступание – то, как мы умеем отдавать свой вес поверхности на которой лежим , сидим, ходим, то, как мы умеем расслабляться. Конечно, каждый из нас умеет это делать по своему, потому, что опыты у всех были разные. Хорошо, когда мама теплая, спокойная, тогда и ребенок чувствует эту теплоту и спокойствие и находясь на ручках может расслабить свое тело и уснуть или спокойно сосать молоко. Получая такой важный опыт – опыт доверия этому миру. Какой опыт получит ребенок, если мама все время в тревоге или в депрессии? Тело ее скорее всего напряжено и ребенок все время будет подстраиваться к этому напряжению откликаясь напряжением в своем теле. Качество уступания будет другое, и сигнал от мира совсем другой.

Если у взрослого человека проблемы в ощущении себя, своего тела, проблемы с весом, напряжение в теле, неспособность расслабиться или вовремя мобилизоваться, хроническая усталость, нарушено доверие миру, которое выражается в желании все и всех контролировать, есть зависимости, то скорее всего у него нарушено «уступание».

2. Толкание – второе базовое движение, оно очень связано с первым. Как только мы ощутили себя в полной мере, мы можем отделять себя от поверхности на которой располагаемся, используя эту поверхность в качестве опоры. Толкание позволяет нам двигаться в сторону того, что нам необходимо.

Оттолкнуться, чтобы увидеть мир в его разнообразии. Оттолкнуться, чтобы быть автономным. Ребенок сначала ползает, потом учится стоять и ходить, опираясь на ноги. Позднее эти движения развиваются в более сложные, такие как бег, прыжки, спортивные игры, танцы.

Ребенок учится координировать себя в пространстве.

Нарушение этого движения у взрослых может проявляться в неумении опираться на себя, на свои внутренние качества (такой человек будет все время искать опоры во вне, искать богатого мужа, например.

Или на окружающую среду(наоборот привычка опираться только на себя, волоча огромный груз забот и хлопот, уставая и выматываясь на работе) Могут быть проблемы с автономией (очень часто, когда уже взрослые дети не могут отселиться от родителей и жить самостоятельно) Не умение сказать «нет», отстаивать свое мнение и вообще у таких людей, конечно, есть проблемы с границами. Нарушение координации.

3. Стремление – третье базовое движение. Ребенок видит красивую игрушку и всем телом стремиться к ней, руками, глазами, губами. Это движение — выражение нашего желания и хотения.

Проблемы у взрослого с этим движением возникают, если в детстве постоянно как бы обрывали это движение, говоря например: «Брось игрушку, она грязная». Или ребенок после «долгой» разлуки бежит, протягивая ручки к маме и встречает ее холодный взгляд, или слова: «Я сейчас занята».

Так постепенно исчезает стремление к чему-либо. И вырастая, такие люди или перестают желать и хотеть или хотят, да не делают, т.к бояться потерпеть неудачу.

4. Цепляние — четвертое базовое движение. Движение начинается после того, как ребёнок дотянулся до желаемого, коснулся его. После этого как раз и возможно притянуть к себе, ощупать, обнюхать, засунуть в рот.

То есть сравнить то, что мы видим с тем что трогаем. Это дает нам возможность выбирать нужен нам этот предмет или человек, хотим ли мы с ним взаимодействовать дальше.

В этом движении вырабатывается терпеливость и настойчивость в достижении цели.

5. Впускание – пятое базовое движение. Впустить себя нечто отличное от себя, насладиться обладанием. Первый опыт ребенка, когда он впускает что-то отличное от себя – это материнское молоко.

Если у ребёнка в детстве преобладали ситуации, в которых ему было разрешено наслаждаться обладанием и присвоением, то из него, скорее всего, вырастет взрослый, который умеет насыщать себя (физически – едой, эмоционально – впечатлениями, как-то ещё) и наслаждаться этим в полной мере. Такой человек будет радоваться жизни и всем, что в ней есть без каких-либо страхов и опасений, просто потому, что для него это будет естественно и правильно.

Если же ребёнку «присваивать» не разрешали, то…

Возможен вариант, когда в порядке психологической защиты ребёнок (а впоследствии – взрослый) будет стремиться обесценить всё, что получает. «Да, это моё, (но меня научили, что присваивать и чувствовать своим – плохо), так что я лучше заявлю, что это – полная ерунда и мне легко от этого отказаться или выбросить».

Также может возникнуть ненасытность. Ведь неумение и невозможность присваивать вовсе не означают, что желание обладать чем-то куда-то денется! Такой человек не будет насыщаться едой, сексом, деньгами, успехами в карьере.

6. Отпускание – шестое базовое движение. Отпускание происходит естественно, если человек насытился тем, что впустил. Ребенок, насытившись молоком матери, открывает рот, отпуская тем самым маму и чаще всего засыпает. Это движение очень сильно связано с предыдущим, потому что невозможно действительно отдать или качественно поделиться тем, что до этого не было по-настоящему присвоено.

Проблемы с этим движением у тех людей, которые слишком тяжело отдают, отпускают предметы, людей, ситуации.

Чаще у таких людей происходило прерывание контакта, прежде чем они могли насытиться, например, забирали интересную игрушку, потому, что нужно делиться. Здесь, конечно, могут играть роль травмы, пережитые человеком: потеря близких и значимых людей.

Важно научиться отпускать и «возвращаться к себе» даже тогда, когда нам этого делать совсем не хочется, но обстоятельства диктуют свои условия.

Редко можно встретить человека, у которого все 6 движение оптимальны, гармоничны и хорошо помогают ему жить — это счастливые люди, которые чувствуют себя и своих партнеров, которые не подвержены сильному влиянию из вне и любят жизнь, умея ею наслаждаться и когда надо давать отпор. Психотерапия создана для того, чтобы не радеть на судьбу, а самому помогать себе ее менять, посредством восстановления первичного контакта. Добро пожаловать к нам!

Статья подготовлена практикующим гештальт-терапевтом

Мезяевой Еленой Викторовной

Прием ведет в г.Челябинске, запись на консультацию по тел. +7 (351) 750-47-67

Источник: https://psychology74.ru/articles/382998

Основы анатомии человека: баланс и движения

16.Движения человека

Это наше последнее занятие по работе с базовой структурой тела, прежде чем мы начнем одевать его плотью. Мы увидели его пропорции и то, в каких пределах они колеблются; теперь мы увидим, в каких позах тело противостоит силе тяжести – и сколько эти позы могут сохраняться до его падения (на бумаге это выглядит, как выход из равновесия).

Баланс: как стоять (и падать)

Центр тяжести тела Center of Gravity (CoG) находится примерно позади пупка.

Тело поддерживается любой частью, касающейся земли: обычно обеими ногами, но это может быть одна нога, две ноги и одна рука, две руки и т. д.

Центр равновесия Center of Support (CoS) — это середина между точками соприкосновения с землей, независимо от того, является ли это одной точкой или они образуют линию, треугольник или квадрат.

Выравнивание CoG и CoS определяет баланс как в реальной жизни, так и на бумаге, и это работает по-разному, в зависимости от того, находится ли тело в покое или в движении.

Баланс в покое

Изобразите вертикальную линию, точно из CoS. Тело сбалансировано, если линия пересекает центр тяжести CoG. Думайте об этом, представляя баланс двух банок друг на друге. Стоит ей слегка сместиться, как верхняя упадёт.

Даже если тело находится в замысловатой позе, вы обнаружите, что CoG выровнен с CoS, удерживая все в равновесии.

Очень трудно выдерживать такую позицию, как показано выше, более нескольких секунд. Равновесие надо всё время поддерживать, либо перемещая CoG обратно в линию, либо передвигая одну ногу, чтобы переместить CoS, иначе падение неизбежно.

Подробнее о центре равновесия

Следует объяснить, что моё первоначальное определение центра равновесия, как промежуточной точки между точками опоры, на самом деле было упрощением: это место не всегда определяется простой математикой, но требует наблюдения и интуиции, поскольку точки соприкосновения с землёй не обязательно несут одинаковое количество веса! Центр равновесия находится ближе к стороне, которая несёт наибольший вес, пропорционально тому, сколько веса к ней приложено. Классический пример: когда вы переминаетесь, то можете весь свой вес переносить на одну ногу (слева, внизу). Обратите внимание, как ваше тело позиционируется над опорной ногой и как оно движется назад к центру, если вы опять распределяете свой вес поровну между обеими ногами (справа, внизу).

Мы, вероятно, проводим больше времени в неравновесном положении и воспринимаем его, как более естественное: лучшие художники — это те, кто фиксирует этот сбалансированный дисбаланс и потому рисует расслабленно выглядящие персонажи, тогда как тот, кто применяет закон баланса математически, делает свои образы жёсткими, неестественными и, прежде всего, застывшими.

Ниже приводится иллюстрация этого динамизма: левая фигура остановилась на половине шага, когда она перенесла свой вес на переднюю ногу и собиралась поднять заднюю, которая уже не несёт много веса, несмотря на прикосновение к земле. Поэтому её CoS близок к передней ноге.

Определив, что большая часть её веса явно находится на передней ноге, мы можем сказать, что она остановилась в движении, в отличие от того, что показано на мелкой картинке.

На рисунке справа показан CoG, который немного не в центре, но этот тонкий визуальный ключ в симметричной по форме позиции сообщает нам, что вес сдвигается немного к левой ноге, напоминая рисунок похожей схемы в книгах о боевых искусствах.

Дополнительным «осложнением» является мышечный фактор — противодействие силе тяжести силой, поэтому специально обученные люди удивляют нас тем, что кажется невозможным.

Однако, хотя в реальной жизни мы можем наблюдать сумасшедшие подвиги и не имеем выбора, кроме как верить в то, что видим, на бумаге они могут выглядеть довольно плоско, как будто рисунок выключен.

Для художника важно научиться рисовать то, что выглядит правильно, а не то, что правильно, но выглядит странно. Приведенные ниже анти-гравитационные позы являются подлинными, но поверите ли вы в них, не видя реальных фотографий?

Тем не менее, мышечный фактор присутствует всегда, но в менее экстремальном выражении. Например, фигуры внизу держат одинаковый вес.

Тот, что повыше, обладает более развитой мышечной массой и может держать его на вытянутых руках, даже несмотря на то, что это перемещает CoG его тела. У него достаточно мускульной силы, чтобы не обращать на это внимания.

Меньшая фигура опрокинулась бы сразу, поэтому он должен держать вес близко и отклоняться назад, чтобы удержать исходный CoG как можно дольше.

При описании звучит мудрёно, но мы это делаем, не задумываясь, и опять же, возможность ощутить или почувствовать то, что вы рисуете, упрощает нанесение на бумагу без вычисления расположение различных центров!

Баланс в движении

Иначе мы рассматриваем тело в движении. Дисбаланс — основа любого движения, фактически вы можете сказать, что движение — это контролируемая потеря равновесия.

Поэтому мы отложим эти два центра как менее важные, только имея в виду, что чем дальше позиция от равновесия, описанного выше, тем быстрее, динамичнее и драматичнее выражаемое ею движение.

Ниже указаны положения для видов движения, которые часто встречаются на иллюстрациях.

Бег или движение вперёд

Чем быстрее мы бежим, тем сильнее наклоняемся вперёд. Правило здесь в том, что при наибольшем растяжении передняя нога должна удариться о землю вровень с головой (или вблизи). Если голова опережает ноги, это неконтролируемый бег, который может окончиться только расплющенным лицом!

Перемещение назад

В отличие от движения вперёд, здесь тело откидывается, по крайней мере, если мы пытаемся двигаться быстрее, чем на прогулке. На очень маленький угол. Каблук должен удариться о землю в соответствии с задним контуром верхней части тела, и если вы попробуете, то сможете сделать только очень короткий шаг назад без остановки движения.

Броски

Если вы делаете бросок или наносите удар рукой, движение остается неизменным, и за ним неизменно следует шаг вперед ногой, противоположной руке, исполняющей бросок. Это естественная, бессознательная реакция на то, чтобы остановить движение тела после мощного броска.

Мастера боевых искусств и  тренированные спортсмены иногда делают шаг односторонней ногой, но имейте в виду, что это тренированное и сознательное движение, а не то, что вы увидите в кабацкой драке и тому подобное.

Вот приём для того, чтобы показать момент броска более динамичным или схваченным в пылу действия: нарисуйте переднюю ногу фигуры перед касанием земли, этим самым (как показано здесь) фиксируя конец движения.

Приём, перехват

Когда что-то ловят, блокируют удар или уклоняются, то делают шаг назад, чтобы компенсировать поступательную силу или потому, что были вынуждены отступить. Только обученный боец, блокируя удар, шагнёт вперёд, это совершенно неестественно. Обратите внимание, что это движение не может быть текучим или растянутым.

Прыжки против падений

Это не так очевидно, но разница между прыжками (контролируемыми, хорошо поставленными) и падениями (неконтролируемыми и болезненными) проходит по тонкой грани. Первая поза выглядит как прыжок с подготовленным приземлением.

Это связано с тем, что ноги удобно размещаются под CoG для сбалансированного выравнивания при посадке. Вторая поза точно такая же, но я слегка повернула её, так что ноги больше не могут поймать CoG. И такая разница! Процесс явно не выглядит управляемым.

Последние два еще хуже и еще больше отражают беспорядочное падение.

Удары ногой

Ниже три разных удара: «естественный» или неподготовленный, футбольный удар и удар по правилам боевых искусств.

Когда кто-то наносит случайный пинок, естественной реакцией будет отклонение назад для компенсации силы удара, чтобы остаться на ногах.

Остаётся высокий риск падения, если удар слишком силён или основание недостаточно устойчиво! Но это заложено в нас от рождения, и совершенно невозможно после нанесения удара начать передвигаться, не опустив поднятую ногу на землю, чтобы восстановить равновесие.

Футбольный удар, нарисованный здесь, хотя и не единственный из возможных, точно рассчитан на то, чтобы игрок не терял равновесие, несмотря на его силу, и мог продолжать бег без паузы.

Это выражено в наклоне туловища и размахе рук для его баланса; когда ударная нога возвратится на землю, тело уже будет в позе для бега. Удар из боевых искусств показывает подобный контроль с небольшим преднамеренным дисбалансом: из опережающего положения CoG видно, что тело стремится вперёд.

Боец наносит удар с мыслью его остановить, что в противном случае было бы падением, но вложив всю массу тела в пинок, чтобы придать ему силу.

Учтите, что такой приём годится либо для инертной цели (мешка с песком), либо для лёгкого соперника; при спарринге с опытным противником он будет гораздо осторожнее, чтобы не провалиться всем весом, так как увёртка или захват сметёт его с его опорной ноги.

Время практики

  • Наблюдайте за людьми и разбирайте фотографии, захватившие спортсменов в движении. Чтобы сохранить их в библиотеке своей памяти, нарисуйте дополнительные детали, которые сможете заметить.
  • Практикуйте эскизы людей в различных позах без ссылки. Чувствуют ли они себя уравновешенными? Если нет, сами найдите два центра и проверьте их равновесие.
  • Проследите основную структуру по фотографиям спортсменов в движении. Вы заметите, что при копировании с фотографий динамизма действительно не хватает. Исходя из этого, перерисовывайте позы, добавляя движение, чтобы сделать их более выразительными.

Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/human-anatomy-fundamentals-balance-and-movement--vector-20936

4.1. Виды движений, которые совершает тело человека

16.Движения человека

Все движения, в которых участвует тело человека, можно подразделить на две большие группы: обыденные движения и структурный дрейф, который, в свою очередь, подразделяется на волнообразные движения и трендовую составляющую.

Обыденные движения, как видно из названия, это все те движения, которые человек выполняет по ходу жизни. Для эквилибротерапии они неинтересны, и вовсе не потому, что необратимы или из них невозможно составить коммутаторы.

Как раз наоборот. В этом нас убеждает простой пример: поднять правую руку вверх (А), потом поднять левую руку вверх (Б), затем опустить правую руку вниз (–А), и, наконец, опустить левую руку вниз (–Б). Все четыре движения составляют коммутатор {А, Б} = АБ (–А) (–Б).

Обыденные движение неинтересны потому, что в течение дня они совершаются сотнями и тысячами, поэтому за многие века эволюции организм человека приспособился к таким хаотическим, по своей сути (в смысле изменения структуры тела), движениям. Иначе говоря, организм человека таков, что обыденные движения существенно не влияют ни на форму, ни на структуру тела.

Структурный дрейф проявляется в том, что внутренняя структура, а также форма тела человека не остаются неизменными, они меняется в соответствии со своими специфическими законами. Итак, структурный дрейф это те едва заметные движения, в результате которых изменяются форма и структура тела.

Термин «дрейф» заимствован из мореплавания. Дрейфом называют пассивное, неуправляемое перемещение корабля под влиянием течений и ветра. Постепенно этот термин стал проникать в другие науки. Например, в космической электродинамике есть понятие «дрейф электронов в магнитных полях».

В термине «дрейф» важно то, что соответствующий процесс, рассматриваемый глобально, имеет детерминированный характер, а локально, т.е. на протяжении малых промежутков времени, этот процесс может быть стохастическим или же он детерминирован такими сложными законами, которые невозможно исследовать. Структурный дрейф в эквилибротерапии имеет именно такой смысл.

Структурный дрейф, подразделяется, как уже отмечалось, на волнообразные движения и трендовую составляющую.

Волнообразные движения проявляются в виде едва заметных для тренированного глаза изменениях формы тела, но иногда такие изменения довольно легко наблюдаемы, например, иногда можно усмотреть временный наклон корпуса человека вправо или влево. Косвенным указанием на то, что волнообразные движения существуют, является волнообразное развитие неврологических проявлений остеохондроза (см: Кратко об уравновешивающих массажах, а также Уравновешивающие массажи).

Наконец, едва заметные временные изменения формы тела, тоже относящиеся к волнообразным движениям, наблюдаются у человека, стоящего ровно, без напряжения, с одинаковым упором на обе ноги, сразу после точечного массажа некоторых точек рефлексотерапии («Дмитриевский А.А. Эквилибротерапия. — Нижний Тагил, 1998, ISBN 5 — 74 88 — 0016 — 0»).

Для волнообразных движений характерен возврат в исходное состояние; например, наклон корпуса вбок сначала возникает, а потом исчезает, и впечатление такое, что как будто бы ничего не изменилось.

Ситуация очень напоминает бушующую реку. По реке гуляют волны, и, казалось бы, ничего не меняется, но на самом деле вода в реке течёт в каком-то одном направлении, удаляясь, всё дальше и дальше от истоков.

Трендовая составляющая структурного дрейфа аналогична течению реки. Слово «тренд» произошло от английского trend — тенденция, курс.

Итак, в бесчисленном множестве всевозможных волнообразных движений вызревают систематические, определённым образом направленные, трендовые движения, которые приводят к изменению формы и структуры тела.

Какова природа структурного дрейфа?

Прежде всего, структурный дрейф — неотъемлемое свойство организма человека, причём его особенности определяются, во многом, свойствами жизненной среды.

В связи с этим можно говорить о естественном структурном дрейфе.

— Это структурная перестройка организма, которая возникает спонтанно, самопроизвольно, в ходе обыденной жизни человека, при условии, что человек живёт обычной жизнью и, если лечится, то такими способами, которые существенно не влияют на природу этого процесса. К таковым относятся все известные к настоящему времени методы лечения.

Трендовая составляющая естественного структурного дрейфа такова, что со временем состояние человека только ухудшается, и тогда мы говорим, что, увы, человек стареет.

Старость, а также нарушения формы тела (сколиозы, сутулость, болезнь Шойермана-Мау и т.п.) обусловлены трендовой составляющей естественного структурного дрейфа.

Причины неблагоприятной направленности тренда разные, имеются, по крайней мере, два механизма.

Стохастический, энтропийный механизм состоит в следующем: поскольку человеческий организм имеет сложное строение, то любые случайные воздействия на организм, которые неизбежны в обыденной жизни, будут скорее вредными, чем полезными. По этой же причине клубок ниток только ещё сильнее запутается, если его не распутывать, а просто трепать, и кубик Рубика в результате случайных поворотов сам собой едва ли сложится.

Есть также и детерминистический механизм. Разбалансированность тела человека проявляется, в частности, в том, что оно отклоняется от вертикали вправо или влево, вперёд или назад. Начав падать в каком-либо одном направлении, тело будет продолжать падать; само по себе оно выпрямиться не сможет, точно так же как не может сама собой выпрямиться наклонная Невьянская или Пизанская башня.

Если бы мы могли увидеть воочию структурный дрейф, то поразились бы, насколько сильно изменяется структура человеческого тела со временем!

Тем более удивительно, что структурный дрейф не приводит к явным изменениям формы тела; у большинства людей тело выглядит примерно одинаково, что в двадцать, что в сорок, что в шестьдесят лет.

Единственное, что бросается в глаза — явные признаки старения, но это считается нормальным процессом, подобным тому, как хлеб черствеет, молоко скисает и т.п.

Однако эти процессы несравнимы, это разные, по своей сути, процессы!

Тело человека, в отличие от хлеба или молока, — живая, саморегулирующаяся система. Поэтому если организм человека хорошо отрегулировать, то старость и многие болезни, сопутствующие ей, исчезнут сами собой.

Теперь несколько слов о том, насколько изучены те или иные движения.

Обыденные движения тела человека изучает классическая биомеханика. В настоящее время это довольно хорошо разработанная наука, имеющая богатую экспериментальную базу и надёжную теоретическую основу в классической механике.

То, что структура тела существенно меняется, а форма тела при этом остаётся почти неизменной, привело к тому, что о структурном дрейфе никто даже не задумывался, поэтому структурный дрейф совершенно не изучен.

Более того, изучение во всей полноте структурного дрейфа едва ли возможно, поскольку он описывается очень сложными законами. К счастью, в детальном его изучении нет необходимости. Оказывается, для решения основной задачи эквилибротерапии достаточно изучения тренда.

Источник: http://vestishki.ru/node/1161

Лекция 4. Основные условия движения человека

16.Движения человека

Движение человека — сложный двигательный акт, осуществляемый посредством взаимодействия человека с окружающей средой.

Анализ движений человека опирается на три крупные науки: анатомию человека, физиологию человека и механику материальных тел.

Анатомия аппарата движения (строение и функция костей, суставов и мышц). Дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология раскрывает закономерности деятельности органов движения. Механика учитывает законы, по которым движения осуществляются. В самом деле, даже простое стояние есть сложный акт.

Чтобы тело человека сохранило равновесие, необходимо равновесие внешних сил, действующих на тело. К ним относятся сила тяжести и сила реакции опоры. Центр тяжести (ц. т.) человека должен проектироваться на опору, и, чтобы он не смещался, сус­тавы должны быть закреплены в неизменном положении мышцами.

Однако некоторое смещение центра тяжести неизбежно вследствие непрерывного движения крови по сосудам, изменения объема грудной клетки в процессе дыхания и объема работающего сердца. Постоянно протекающие процессы в организме вызывают непрерывное перераспределение тонуса мышц для поддержания равновесия. Изменение тонуса мышц осуществляется рефлекторно.

Раздражителем служит давление на опору, воспринимаемое ре­цепторами кожи подошвы, а также проприорецепторами (заложенными в мышцах, связках, сухожилиях и суставных сумках) и вестибулярным аппа­ратом.

Запись пути движения головы на кимографе показала, что в положении стоя происходит непрерывное колебание тела. Из области патологии извес­тен пример, когда человек, лишенный чувствительности рецепторов кожи — стопы, не мог стоять с закрытыми глазами. Больному казалось, что под ногами пропасть, что у него нет опоры, и человек падал.

Механизм сохра­нения равновесия таков: раздражители окружающего внешнего мира дей­ствуют на воспринимающие приборы человека — рецепторы; последние под влиянием раздражителей возбуждаются. Волны возбуждения бегут по чувствительным нервам, связывающим рецепторы с центральной нервной системой, к мозгу.

В соответствующих нервных центрах возникает возбуж­дение, происходит переработка волн возбуждения и передача их на двига­тельные нейроны, несущие импульсы к соответствующим мышцам.

Изме­нение напряжений мышц, окружающих сустав, вызывает движение звена, а следовательно, перемещение общего центра тяжести человека, которое, в свою очередь, является источником раздражения проприорецепторов, на­ходящихся в этих мышцах.

От возбужденных проприорецепторов импуль­сы бегут в центральную нервную систему, вызывая новые сигналы, на­правленные от мозга к мышцам, и т. д. Поток импульсов, подобно электри­ческому току, начинает циркулировать как бы в замкнутом рефлекторном кольце, обеспечивая непрерывное поддержание звеньев тела в нужных для осуществления равновесия положениях.

Центральная нервная система в данной позе непрерывно корригирует малейшие смещения частей тела, могущие вызвать нарушение равновесия. Это «функциональное кольцо», как правило, замыкается на низших уровнях центральной нервной системы (средний, промежуточный, продолговатый, спинной мозг). Управление осознанными движениями осуществляется в коре головного мозга.

Движения человека от сгибания пальца до сложнейших прыжков и пи­руэтов выполняются двигательным аппаратом. Работа мышц и устройство суставов обусловливает направление и объем движений звена.

Изучение механики живого тела человека начинается с определения центра его тяжести.

Общий центр тяжести тела во время свободного стояния у мужчин обычно приходится на 1,5 см кзади от передне-нижнего края тела V поясничного позвонка у женщин — на 0,5 см кпереди от передне-нижнего края тела I крестцового позвонка и на 3 см ниже, чем у мужчин (Г. С. Козырев).

Положение центра тяжести зависит от физических особенностей человека — его осанки, телосложения, половых и возрастных различий (развития мускулатуры, массивности костяка, жироотложения и пр.). У детей центр тяжести располагается выше, чем у взрослых; у тяжелоатлетов ниже, чем у гимнастов, и т. д.

Тело тем устойчивее, чем ниже расположен центр его тяжести. Чем длиннее ноги, тем выше центр тяжести и менее устойчиво тело, поэтому отношение их длины к туловищу имеет определенное значение при трудовых процессах, которые связаны с откидыванием (качанием) туловища назад.

Такие движения имеют наибольший производственный эффект у длинноногих людей.

Перпендикуляр, опущенный из этого центра, так называемая вертикаль тяжести, проецируется на площадь опоры, каковой являются подошвенная поверхность обеих стоп и расположенное между ними пространство.

Площадь опоры увеличивается при раздвигании стоп. Равновесие человеческого тела, подчиняясь законам физики, тем устойчивее, чем больше эта площадь и чем центральное в ее пределах проецируется вертикаль тяжести. Равновесие нарушается сразу же, как только эта вертикаль выносится за пределы площади опоры.

Тело человека не монолитное целое: оно состоит из отдельных, подвижно соединенных звеньев. Сохранение им равновесия связано с особенностями строения, обеспечивающими взаимное укрепление этих звеньев.

Для удержания тела в вертикальном положении главное значение имеют живые механизмы: скелет и мышцы, противодействующие силе тяжести.

Соединения звеньев тела, в основном суставы, таковы, что сила тяжести действует на их фронтальные оси и вызывает сгибание или разгибание частей тела.

В напряженном положении «смирно» в отличие от положения «вольно» тело подается вперед. Вследствие этого вертикаль тяжести проходит впереди не только коленных и голеностопных, но и тазобедренных суставов и достигает площади опоры вблизи ее передней границы.

Чтобы предохранить тело от падения, мышцы, расположенные позади поперечных осей этих суставов, должны находиться в непрерывном напряжении. Особенно велика работа большой ягодичной мышцы, удерживающей в тазобедренном суставе своим напряжением туловище от падения вперед.

В нижерасположенных суставах условия сохранения равновесия те же, что и при положении «вольно».

Но так как в положении «смирно» вертикаль тяжести в большей мере отклонена вперед от коленных суставов, чем в положении «вольно», то для укрепления этих суставов уже недостаточно работы только икроножной мышцы, необходимо напряжение мышц задней группы бедер.

При стоянии человек сравнительно редко равномерно опирается на обе ноги. Симметричный тип стояния очень утомителен, так как требует напряжения большого числа мышц на обеих сторонах тела. Обычно люди предпочитают асимметричное стояние, нагружая одну ногу сильнее другой.

При этом таз наклоняется, а поясничный отдел позвоночника изгибается в сторону менее нагруженной конечности, центр тяжести смещается, но его вертикаль остается в пределах опорной стопы. Большая часть мышц ненагруженной стороны при асимметричном типе стояния расслаблена.

Ходьба.Ходьба — это одно из основных состояний тела в динамике. Она представляет собой сложное поступательное движение, в котором нарушение равновесия тела чередуется с его восстановлением.

Ходьба состоит из попеременной опоры тела то на обе ноги (фаза двойной опоры), то на одну (фаза переднего и заднего шага). Таким образом, при ходьбе тело не теряет соприкосновения с опорной поверхностью, что отличает ходьбу от других локомоторных движений (например, бега).

Начинается ходьба с выведения вертикали тяжести за переднюю границу площади опоры, вследствие чего теряется равновесие. Одна из ног сокращением передних групп мышц бедра и голени выносится вперед для создания новой площади опоры, тело же от падения удерживается напряжением большой ягодичной мышцы другой, опорной, ноги.

Когда вынесенная вперед нога соприкоснется с опорной поверхностью (пяткой), кончается фаза переднего шага и наступает фаза двойной опоры. Теперь начавшееся поступательное движение тела продолжается в силу инерции и благодаря отталкиванию от земли второй, оставшейся позади ногой; так начинается третья фаза заднего шага.

Отталкивание производится сначала пяткой, которая отрывается от земли в результате сокращения трехглавой мышцы голени, после чего носком, отрывающимся благодаря сокращению длинного сгибателя большого пальца.

Тело, испытавшее новое поступательное движение, снова оказывается выведенным из равновесия, в результате чего сокращением сгибателей тазо-бедренного сустава «задней» ноги последняя переносится вперед. После того как переносная нога пройдет мимо опорной (момент вертикали), она вступает в фазу нового переднего шага.

Как видно из всего сказанного, помимо поступательного движения вперед, при ходьбе происходит также движение в той же сагиттальной плоскости вертикально вверх и вниз благодаря «перекатыванию» стопы с пятки на носок. Кроме того, перемещение происходит еще и во фронтальной плоскости.

Оно осуществляется в тазобедренном суставе опорной ноги вследствие сокращения отводящих мышц (средней и малой ягодичных).

Благодаря этому туловище отводится в сторону опорной ноги, поднимает двигающуюся ногу над землей и не дает ей волочиться, как это наблюдается у стариков с ослабленной мускулатурой.

Бег. Основное отличие бега от ходьбы заключается в отсутствии периода двойной опоры тела на ногу, уже вынесенную вперед, и на «заднюю», еще не оторванную от земли. Более сильное отталкивание тела «задней» ногой замещает момент двойной опоры тела периодом полета его в воздухе.

Толчки при ходьбе, а особенно при беге и прыжках доходят до внутренних органов и головного мозга резко ослабленными. Это объясняется способностью нижних конечностей и особенно позвоночника пружинить. Изгибы позвоночника и межпозвонковые диски способствуют плавности движения тела.

Структура аппарата движения определяет двигательные — возможности человека. Рассмотрим примеры:

Рис. 1. Мышцы нижней конечности, участвующие в опускании и поднима­нии на одной ноге: 1 — большая ягодичная; 2 — прямая; 3 — икроножная; 4 — камбаловидная; 5 — мыш­цы подошвы.

Например, такое движение, как «вынимание ноги в сторону», начинается в тазобедренном суставе работающей ноги, продолжается в тазобедренном суставе опорной ноги и завершается в суставе опорной стопы.

Движение вокруг одной оси называют одной степенью свободы дви­жения. Количество степеней свобод движений звена зависит от формы и строения сустава.

Суставы, имеющие сферическую форму, обладают тремя степенями свободы движения; суставы, имеющие эллиптическую форму, обладают двумя степенями свободы движений. Все движения, происходя­щие в промежуточных направлениях, осуществляются по переходным осям.

В частности, круговые движения происходят по осям, промежуточ­ным между фронтальной и сагиттальной.

Определение степени свободы дви­жения выносится на практическое занятие №2. Используя данные табл. 1 необходимо определить амплитуду движений испытуемых по сус­тавам в возможных направлениях:

Табл. 1.

Амплитуда движений человеческого тела (в градусах)

Суставы Сгибание Отведение Поворот
вперед назад вперед назад вперед назад
1. Плечевой
2. Локтевой
3. Луче-локтевой
4. Луче-запястный
5. Запястно-пястный 1 пальца
6. Пястно-фаланговые
7. Межфаланговые проксимальные
8. Межфаланговые проксимальные
9. Тазобедренный
10. Коленный
11. Голеностопный

В основе понимания движения материальных тел лежат законы динамики, сформулированные Ньютоном. Внешними силами являются силы, возникающие при взаимодействии тел. Они являются результатом, следствием механического взаимодействия тел.

Механическое взаимодействие тел может выражаться в виде притяги­вания или в виде отталкивания тел друг от друга.

Например, любое движе­ние человека по земле порождает и силу реакции опоры; взаимодействие птицы с воздушной средой порождает силу реакции (сопротивление) воз­духа, взаимодействие рыбы с водой порождает силу реакции воды. Эта си­ла и обусловливает перемещение тел в данной среде.

Знание законов механики помогает правильно оценить условия для ме­ханического перемещения тела. Например, наклон пола на сцене предъявляет особые требования и к позе и к самому движению танцора, так как изменяет усло­вия действия внешних сил на человека; одни и те же упражнения у палки отличаются от упражнений на середине по трудности в силу механических причин (разных условий опоры).

Движение живых существ и, прежде всего, человека представляет сложное явление, в котором взаимодействие человека с окружающими те­лами совершается рефлекторно.

Преддверьем к анализу упражнений служат сведения по анатомии, фи­зиологии, механике.

Источник: https://studopedia.su/16_55019_lektsiya--osnovnie-usloviya-dvizheniya-cheloveka.html

§ 9. Относительность движения

16.Движения человека

В курсе физики 7 класса упоминалось об относительности механического движения. Рассмотрим этот вопрос более подробно на примерах и сформулируем, в чём конкретно заключается относительность движения.

Человек идёт по вагону против движения поезда (рис. 16). Скорость поезда относительно поверхности земли равна 20 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 1 м/с. Определим, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно поверхности земли.

Рис. 16. Скорость движения человека относительно вагона и относительно земли различна по модулю и направлению

Будем рассуждать так. Если бы человек не шёл по вагону, то за 1 с он переместился бы вместе с поездом на расстояние, равное 20 м. Но за это же время он прошёл расстояние, равное 1 м, против хода поезда.

Поэтому за время, равное 1 с, он сместился относительно поверхности земли только на 19 м в направлении движения поезда. Значит, скорость человека относительно поверхности земли равна 19 м/с и направлена в ту же сторону, что и скорость поезда.

Таким образом, в системе отсчёта, связанной с поездом, человек движется со скоростью 1 м/с, а в системе отсчёта, связанной с каким-либо телом на поверхности земли, — со скоростью 19 м/с, причём направлены эти скорости в противоположные стороны. Отсюда следует, что скорость относительна, т.

е. скорость одного и того же тела в разных системах отсчёта может быть различной как по числовому значению, так и по направлению.

Теперь обратимся к другому примеру. Представьте вертолёт, вертикально опускающийся на землю. Относительно вертолёта любая точка винта, например точка А (рис. 17), будет всё время двигаться по окружности, которая на рисунке изображена сплошной линией.

Для наблюдателя, находящегося на земле, та же самая точка будет двигаться по винтовой траектории (штриховая линия). Из этого примера ясно, что траектория движения тоже относительна, т. е.

траектория движения одного и того же тела может быть различной в разных системах отсчёта.

Рис. 17. Относительность траектории и пути

Следовательно, путь является величиной относительной, так как он равен сумме длин всех участков траектории, пройденных телом за рассматриваемый промежуток времени.

Это особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда физическое тело движется в одной системе отсчёта и покоится в другой.

Например, человек, сидящий в движущемся поезде, проходит определённый путь s в системе, связанной с землёй, а в системе отсчёта, связанной с поездом, его путь равен нулю.

Таким образом,

  • относительность движения проявляется в том, что скорость, траектория, путь и некоторые другие характеристики движения относительны, т. е. они могут быть различны в разных системах отсчёта

Понимание того, что движение одного и того же тела можно рассматривать в разных системах отсчёта, сыграло огромную роль в развитии взглядов на строение Вселенной.

С давних пор люди замечали, что звёзды в течение ночи, так же как и Солнце днём, перемещаются по небу с востока на запад, двигаясь по дугам и делая за сутки полный оборот вокруг Земли.

Поэтому в течение многих столетий считалось, что в центре мира находится неподвижная Земля, а вокруг неё обращаются все небесные тела.

Такая система мира была названа геоцентрической (греческое слово «гео» означает «земля»).

Вращение звёздного неба в течение ночи

Во II в. александрийский учёный Клавдий Птолемей обобщил имеющиеся сведения о движении светил и планет в геоцентрической системе и сумел составить довольно точные таблицы, позволяющие определять положение небесных тел в прошлом и будущем, предсказывать наступление затмений и т. д.

Геоцентрическая система мира по Птолемею

Однако со временем, когда точность астрономических наблюдений возросла, стали обнаруживаться расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Вносимые при этом исправления делали теорию Птолемея очень сложной и запутанной. Появилась необходимость замены геоцентрической системы мира.

Новые взгляды на строение Вселенной были подробно изложены в XVI в. польским учёным Николаем Коперником. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. Такая система мира называется гелиоцентрической, поскольку в ней за центр Вселенной принимается Солнце (по-гречески «гелиос»).

Гелиоцентрическая система мира по Копернику

Таким образом, в гелиоцентрической системе отсчёта движение небесных тел рассматривается относительно Солнца, а в геоцентрической — относительно Земли.

Как же с помощью системы мира Коперника можно объяснить видимое нами суточное обращение Солнца вокруг Земли? На рисунке 18 схематично изображён земной шар, освещаемый с одной стороны солнечными лучами, и человек (наблюдатель), который в течение суток находится в одном и том же месте Земли. Вращаясь вместе с Землёй, он наблюдает за перемещением светил.

Рис. 18. В гелиоцентрической системе мира видимое движение по небу Солнца днём и звёзд ночью объясняется вращением Земли вокруг своей оси

Воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, как бы пронзает земной шар, проходя через Северный (N) и Южный (S) географические полюсы. Стрелочка указывает направление вращения Земли — с запада на восток.

На рисунке 18, а земной шар изображён в тот момент времени, когда он как бы вывозит наблюдателя с тёмной ночной стороны на освещенную Солнцем, дневную.

Но наблюдатель, вращаясь вместе с Землёй относительно её оси с запада на восток со скоростью, приблизительно равной 200 м/с1, тем не менее не ощущает этого движения, как не ощущаем его мы с вами. Поэтому ему кажется, что Солнце обращается вокруг Земли, поднимаясь из-за горизонта, перемещается в течение дня (рис.

18, б) с востока на запад, а вечером уходит за горизонт (рис. 18, в). Затем наблюдатель видит перемещение звёзд с востока на запад в течение ночи (рис. 18, г).

Итак, по системе мира Коперника видимое вращение Солнца и звёзд, т. е. смена дня и ночи, объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Время, за которое земной шар делает полный оборот, называется сутками.

Гелиоцентрическая система мира оказалась гораздо более удачной, чем геоцентрическая, при решении многих научных и практических задач.

Таким образом, применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной. А это, в свою очередь, помогло впоследствии открыть физические законы, описывающие движение тел в Солнечной системе и объясняющие причины такого движения.

Вопросы

  1. В чём проявляется относительность движения? Ответ проиллюстрируйте примерами.
  2. В чём основное отличие гелиоцентрической системы мира от геоцентрической?
  3. Объясните смену дня и ночи на Земле в гелиоцентрической системе (см. рис. 18).

Упражнение 9

  1. Вода в реке движется со скоростью 2 м/с относительно берега. По реке плывёт плот. Какова скорость плота относительно берега; относительно воды в реке?
  2. В некоторых случаях скорость тела может быть одинаковой в разных системах отсчёта.

    Например, поезд движется с одной и той же скоростью в системе отсчёта, связанной со зданием вокзала, и в системе отсчёта, связанной с растущим у дороги деревом. Не противоречит ли это утверждению о том, что скорость относительна? Ответ поясните.

  3. При каком условии скорость движущегося тела будет одинакова относительно двух систем отсчёта?
  4. Благодаря суточному вращению Земли человек, сидящий на стуле в своём доме в Москве, движется относительно земной оси со скоростью примерно 900 км/ч.

    Сравните эту скорость с начальной скоростью пули относительно пистолета, которая равна 250 м/с.

  5. Торпедный катер идёт вдоль шестидесятой параллели южной широты со скоростью 90 км/ч по отношению к суше. Скорость суточного вращения Земли на этой широте равна 223 м/с.

    Чему равна (в СИ) и куда направлена скорость катера относительно земной оси, если он движется на восток; на запад?

1 Скорость вращения точек поверхности Земли относительно оси зависит от широты местности: она возрастает от нуля (на полюсах) до 465 м/с (на экваторе).

Источник: http://tepka.ru/fizika_9/9.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий