16. Антонимы, их стилистические функции, особенности употребления.

Стилистические функции антонимов: определение, типы и примеры

16. Антонимы, их стилистические функции, особенности употребления.

Из школьной программы по русскому языку многие помнят, что существуют слова, обладающие противоположными значениями. Их называют антонимами. Функции, которые они выполняют в тексте, будут рассмотрены в настоящей статье.

Эта информация может оказаться полезной всем людям, интересующимся русским языком и желающим пополнить свои знания о нем. Данные сведения пригодятся и тем, чья работа связана с регулярным написанием большого количества текстов.

Зачем нужны антонимы?

функция антонимов — придать речи разнообразие, сделать ее более яркой и выразительной.

Они нередко входят в состав таких стилистических средств, как теза и антитеза, а также, некоторых других.

Каковы функции антонимов?

Их несколько.

Каждая из этих них будет подробно разобрана в отдельном разделе предлагаемой статьи.

Лексические контрасты

Одна из функций антонимов в тексте — это так называемая антитеза (употребление слов с противоположным значением, для создания контраста).

Она, как правило, придает высказыванию иронический или другой, необходимый автору, оттенок.

Пример:

  • Дома новы, но предрассудки стары (Грибоедов).

Здесь великий русский писатель противопоставляет друг-другу внешнее и внутреннее убранство жилищ и низкие душевные качества их обитателей.

Антитеза может быть двух видов:

  1. Простая. Ее также называют одночленной (состоящей из двух, противопоставленных друг-другу, слов). Приведенный выше пример является прекрасной ее иллюстрацией.
  2. Сложная. Она также может называться многочленной.

Например, в следующих строках Михаила Юрьевича Лермонтова применяется именно эта функция антонимов.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Сложная антитеза, как правило, состоит из нескольких пар антонимов. Все они служат для выражения общей идеи высказывания.

Отрицание противоположности

Часто бывает, что при описании каких-либо свойств личности человека или характеристик предмета или явления, появляется необходимость исключения противоположного качества во избежание недопонимания.

Например, назвав товар недорогим, иногда уточняют, что он, в то же время, не очень дешевый. Такая стилистическая функция антонимов часто служит для выражения явлений, для которых нет точного определения.

Так, в знаменитой песне Владимира Семеновича Высоцкого из фильма «Вертикаль» есть слова:

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так…

Бард употребляет здесь этот прием, противоположный антитезе. То есть он исключает контрастные качества для описания человека. Это значит, что тот, о ком поется, приходится лирическому герою не другом и не врагом, а чем-то средним. Для обозначения данного явления в русском языке нет определенного слова.

Такая функция антонимов в речи (отрицание контрастного качества) может быть использована, если автор хочет указать на заурядность, обыденность того или иного предмета или явления. Подобный прием пригоден и для выражения безликости, непримечательности литературного героя.

Например, в романе «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь так описывает Чичикова:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

Такое описание создает у читателя образ человека без каких-либо ярких отличительных черт, безликого. Дальнейшее изучение романа подтверждает это предположение.

Главный его персонаж — действительно старается не проявлять никаких истинных качеств своего характера.

Общаясь с тем или иным помещиком, он всегда пытается показать себя в выгодном свете, говорит и делает только то, чего от него ожидают.

Заданные рамки

На вопрос «каковы стилистические функции антонимов» можно ответить и следующим образом. Они применяются для ограничения временных и пространственных рамок. Как правило, такое их употребление подчеркивает длительность какого-либо действия, большой размер территории или разнообразие чего-либо.

В одном из своих произведений Антон Павлович Чехов писал:

Спят богатые и бедные, и мудрые и глупые, и добрые, и лютые.

Классик русской литературы с помощью антонимов показал в этом эпизоде многочисленность спящих людей.

Оксюморон

Это греческое слово можно перевести на русский язык как «остроумно-глупое». Данное стилистическое средство предполагает одновременное использование несочетаемых понятий для обозначения одного и того же предмета.

Например: женатый холостяк, начало конца. Часто оно применяется для создания комического эффекта. Обязательное условие для такого словосочетания: его элементы должны принадлежать к разным частям речи. Поэтому слова, входящие в эту фигуру речи, можно лишь условно назвать антонимами.

Что такое каламбур?

Комическом эффект может быть достигнут, и если один из антонимов имеет несколько значений. Такой прием называется каламбуром.

Его суть станет понятнее, если это явление рассмотреть на конкретном примере.

В своем романе «Двенадцать стульев» Ильф и Петров так описывают невесту главного героя книги — Остапа Бендера: «Молодая была уже немолода». Подлежащее «молодая» здесь употреблено в значении «невеста», но оно может означать и лицо достаточно юного возраста.

Поэтому его сочетание с прилагательным «немолода» придает фразе комический характер.

Наиболее распространенные ошибки

В приведенных выше примерах функции антонимов ясны. Их применение оправдано. Но бывают случаи, когда неуместное их использование приводит к стилистическим ошибкам.

Вот некоторые рекомендации, соблюдение которых поможет избежать таких погрешностей.

1. Попытайтесь не допускать употребление антонимов, если они являются препятствием к пониманию высказывания, затрудняют постижение смысла.

Например, их использование во фразе «это платье самое дешевое из дорогих», является стилистической ошибкой.

2. Не следует допускать и наличия несовместимых понятий, как например, в предложении «Дорога была гладкая, но бугристая». Два определения, использованные здесь, плохо сочетаются друг с другом.

Типы антонимов

Функции антонимов и их примеры, встречающиеся в произведениях русских писателей, были приведены в предыдущих разделах статьи. Теперь следует сказать несколько слов об их видах.

Итак, антонимы бывают:

  • Контрарные — противоположные понятия. Между такими парами антонимов может существовать промежуточное звено. Например: Хороший-средний-плохой.
  • Контрадикторные — противоположности, между которыми не может быть переходного звена. Например, ложь и истина.
  • Конверсивные — это слова, которыми могут быть описаны ситуация или объект, при их рассмотрении с разных точек зрения. Так, одна и та же партия в теннис может восприниматься и как проигрыш, и как победа. Выбор подходящих слов зависит от того, кто из соперников будет описывать данную ситуацию. Иначе говоря, реверсивные антонимы служат для описания одного и того же объекта различными субъектами.
  • Векторные — такие антонимы служат для обозначения одного и того же явления, предмета, действия и так далее, в зависимости от его направленности. Например: вход и выход.
  • Парадигматические — те понятия, которые противопоставляются друг-другу в контексте какой-либо философской концепции: земля — небо, тело — душа и так далее.

Функции синонимов и антонимов

В данной статье нельзя, хотя бы кратко, не коснуться еще одной темы. Ее можно определить так: «Типы и функции синонимов и антонимов».

О первом из названных явлений уже было сказано достаточно много. Поэтому, имеет смысл перейти ко второму.

Итак, синонимы — это категория, противоположная антонимам. Так называются слова или выражения, значение которых совпадает. Они бывают следующих видов:

  • Полные — взаимозаменяемые слова, имеющие одинаковую стилистическую окраску. Например, лингвистика и языкознание.
  • Семантические — они отличаются оттенками значений. Например: говорить и заявлять. Первое — более нейтральное, второе предполагает произнесение речи с определенной степенью эмоциональности.

функция синонимов — дополнение друг-друга, уточнение смысла, представление наиболее полной картины описываемых событий.

Заключение

И синонимы, и антонимы являются прекрасным средством для того, что бы придать речи разнообразие. Текст становиться гораздо интереснее и ярче, если в нем присутствуют стилистические средства. Это касается устной, как так и письменной речи (всех стилей). Поэтому в данной статье была представлена информация о синонимах и антонимах, их типах и функциях.

Источник: https://FB.ru/article/476524/stilisticheskie-funktsii-antonimov-opredelenie-tipyi-i-primeryi

Стилистические функции антонимов

16. Антонимы, их стилистические функции, особенности употребления.

Лексика

Лексическим значением слова является то, что оно обозначает


Однозначные

Слова имеют одно лексическое значение: книга
Многозначные

Слова имеют несколько лексических значений: корень слова, корень растения
Прямое – основное значение, указывающее на предмет, признак, действие: золотое кольцо, улыбается ребёнок, осколки стекла
Переносное— перенос основного значения на другой предмет:

Эпитет – золотое кольцо

Олицетворение – лес улыбается

Метафора – осколки грома.
Омонимы – слова разные по значении, но одинаковые по звучанию: клуб дыма,

Футбольный клуб
Синонимы – слова разные по звучанию, написанию, но близкие по значению: сказать, произнести.
Антонимы – слова, противоположные по значению: горячий, холодный;

Близкий, далёкий.

Употребление слов в языке


Общеупотребительные

Слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства. Эти слова могут употребляться во всех стилях речи: хлеб, земля, дом.


Ограниченные в

Диалектизмы

Слова употребляемые жителями одной местности: векша(белка), баской(красивый), буряк(свёкла)

употреблении

Профессионализмы

слова, употребляемые людьми одной профессии: втулка, шарнир, пассатижи, суффикс, синоним.

Изменение в лексическом составе


Происхождение слов


Устаревшие слова

Архаизмы Историзмы

Слова вышедшие Слова,устаревшие

из употребления, вместе предме-

но замененные том, явлением,

современным который они обо-

словом: значали: лапти,

очи – глаза купец, бояре,

пиит – поэт онучи.

уста-губы.


Неологизмы

Новые или приеобретшие

Новое значение слова:

картридж, флешка, скайп, менеджер.
исконно русские:

маяк, болтать, врач, воля


Заимствованные

(начальные А,Э; удвоенные согласные;

Сочетание КЕ, ГЕ, ХЕ, ПЮ, ВЮ, ЖЮ, МЮ, БЮ, КЮ, КС, ШТ, ХТ, наличие в слове Ф)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Как с гуся вода, спустя рукава, куда ни шло, выйти из себя, тянуть канитель, куры не клюют, хоть отбавляй, с гулькин нос, в два счёта, семь пятниц на неделе, море по колено.


Стилистические функции синонимов

Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.

Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому.

Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. — Т.)

Важнейшая стилистическая функция синонимов — функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках… Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. — Т.).

Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (…- Душевно рад, — начал он (…). — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, -продолжал Николай Петрович. (…

) — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович (…). — Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Сошлемся на примеры из произведений А.П.

Чехова: Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть («Кривое зеркало»); Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной («Вишневый сад»). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию.

Этот прием использует Чехов в рассказе «Темной ночью»: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить . Для усиления того или иного слова писатель может рядом с ним употребить и фразеологический синоним; у А.П. Чехова, например, интересны такие фразы: Мы либералы, — писал он.

— Смейтесь над этим термином! Скальте зубы! («Ревнитель»); Ступай туда, откедова пришел!Вороти оглобли! («Дурак»). Попробуйте исключить из этих реплик синонимы-фразеологизмы! Без них речь становится беднее, теряет живость, динамичность.

Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств. Но совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое.

Стилистические функции антонимов

Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи.

Основная стилистическая функция антонимов — быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье — свет, а неученье — тьма;

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, — он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)].

Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца — великое и презренное,черное и белое. — Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию.

Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярчезвезды (Майк.); Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе

Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron — остроумно-глупое) — яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов . «Плохой хороший человек»

Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений [И поздно желать, все минуло: и счастье и горе (Вл. Соловьев); Перед ним толпа бежала, Быль и небыль разглашала (П.)], широту временных границ [Войска идут и день и ночь, Им становится невмочь (П.)].

Сопоставление антонимов может отражать чередование действий, смену явлений, наблюдаемых в жизни [В 7 часов человечий прилив, в 17 часов -отлив (Маяк.); Помиримся. И поссоримся.

При столкновении антонимов речь нередко приобретает ироническую окраску; писатели-юмористы часто используют комические антитезы[Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К.П.);

На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/31213.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий