16. Акустические основы голосообразования. Механизмы нарушений голоса.

Акустические основы голосообразования

16. Акустические основы голосообразования. Механизмы нарушений голоса.

Система логопедической работы по преодолению функциональных и органических нарушений голоса.

Характеристика голоса. Этапы развития голоса у детей. Классификация нарушений голоса и их характеристика.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата.

Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов — гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.).

Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются ое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли.

Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому ому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.

Акустические основы голосообразования

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических ых складок.

Звук голоса —колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с ыми складками.

Высота звукасубъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений ых складок в 1 секунду.

Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц.

От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний ых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос.

Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких.

При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением ых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр,или окраска звукаявляется существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные.

Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса.

Возникновение обертонов связано с тем, что ые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонансрезкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки.

/Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу ых складок. Оптимальные условия для функции ого аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся ые складки.

Это сопротивление называется импедансом, при его создании ые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Явление импеданса одно из важных защитных акустических механизмов в работе ого аппарата.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться ые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания ых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атаказвуков; 3) сначала смыкаются ые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от ых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_82928_akusticheskie-osnovi-golosoobrazovaniya.html

Глава 9 Нарушение голоса

16. Акустические основы голосообразования. Механизмы нарушений голоса.

АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических ых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с ыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений ых складок в 1 секунду.

Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладоч-ного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона.

Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний ых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос.

Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких.

При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением ых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты.

Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что ые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки.

Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р.

Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют ую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу ых складок.

Оптимальные условия для функции ого аппарата появляются при создании в надскла-дочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся ые складки.

Это сопротивление называется импедансом, при его создании ые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Явление импеданса одно из важных защитных акустических механизмов в работе ого аппарата.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться ые складки. Голос звучит после легкого шума.

Такой способ считается придыхательной атакой; 2) момент смыкания ых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкаются ые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания.

Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от ых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до б—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения ых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5—б нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует ре-цепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11—12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в ом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет.

У мальчиков ой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в ом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггиталь-ном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко».

Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому ые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда ая функция меняется постепенно.

При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного — нескольких месяцев до 2—3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную — пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) ых складок.

Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей ых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»).

Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания ых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего ого аппарата, быстро наступающее ое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию ого аппарата, учитывать анатомические и физиологические особенности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса.

Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить ой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос.

Несоблюдение охранительного ого режима, длительное напряжение при больших ых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого.

Нельзя допускать формирования голоса при речи и пении. Продолжительность всякой ой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости.

Для облегчения периода мутации полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

Источник: http://www.easyschool.ru/books/23/70/47

Акустические основы голосообразования. — Лекции по звукопроизношению и постановке голоса

16. Акустические основы голосообразования. Механизмы нарушений голоса.

Голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значении речи. Расстройство ой функции ведет к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации.

Голос – материальная основа устной речи, служит внешнему выражению человеческой мысли и обеспечивает слышимость устной речи, пения. В понятие «голос» входит представление о любых звуках, издаваемых человеком. Голос – совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических ых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющиеся в виде волн сгущения и разрежения. Источником звука человеческого голоса является гортань с ыми складками. Голосовые складки при сближении напряжены и начинают колебаться.

Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений воздушной струи, происходящих вследствие повышенного подскладочного давления. Звуковые волны, возникнув в гортани, распространяются по тканям, окружающим гортань, вниз и вверх по воздухоносным путям.

Таким образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие, и только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, достигает уха слушателя. По данным Юссона, только 1/10 – 1/50 часть звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия и носовой полости.

Это значит, что основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди.

  • Сила звука (громкость), обусловливаемая величиной амплитуды (размаха) колебаний звучащего тела. Сила голоса, его энергия, мощность определяется амплитудой колебаний ых складок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. Измеряется в децибелах. При обычном разговоре она составляет 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе – 80 дБ.
  • Высота, зависящая от частоты колебаний ых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Высота измеряется в герцах (ГЦ) и исчисляется как количество колебаний ых складок в сек. Высота голоса соответствует возрасту, размерам тела и полу человека.

Диапазон голоса – разница между минимальным и максимальным значением по силе и высоте; чем шире диапазон, тем более профессионален голос. Различают рабочий диапазон голоса – возможность изменения голоса во время речи и динамический диапазон – максимальные индивидуальные особенности усиливать и ослаблять, повышать и понижать звук.

Диапазон голоса возможно увеличить в процессе тренировок. Для каждого типа голоса характерен индивидуальный диапазон голоса. Для обычной разговорной речи достаточен рабочий диапазон в 4 – 6 тонов (от 85 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин и детей), для вокалистов пределы возможных изменений голоса по высоте – до 2 октав.

Звуковые диапазоны певческих

(по В.И. Бабияку, В.Н. Тулкину, 2007 г., цит. по О.С. Орловой, 2008)

Тип голосаЗвуковысотный диапазон, в Гц
Бас82 – 349
Баритон110 – 349
Тенор131 – 523
Контральто165 – 698
Меццо-сопрано220 – 880
Сопрано262 – 1046
Колоратурное сопрано330 – 1397
  • Длительность (продолжительность) звучанияизмеряется в сек. В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10 – 12 сек., у взрослых – 20 – 30 сек.
  • Тембр (франц. – печать, эмблема) или окраска звука, его качество – характерны для голоса каждого человека (позволяет узнавать его по голосу), для каждого речевого звука.

Тембр звука отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных частичных звуков – обертонов, более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в несколько раз больше, чем частота основного тона голоса.

Возникновение обертонов обусловлено колебанием не только длины ых складок, воспроизводящих основной тон, но и отдельными частями. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями.

Колебания основной массы ых складок тонусом ой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур.

Звук, рожденный в гортани, преобразуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса (резонанс – дающий отзвук, отголосок при речи). При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Резонанс – резкое возрастание амлитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.

При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубы. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах – полостях, имеющих определенные физические характеристики (с точки зрения акустики).

Высота звука зависит от объема воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия.

В ом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: трахеи, бронхи; полости гортани, глотки, носоглотки, носа, околоносовых пазух. Одни из них неизменны по форме и размерам у взрослого человека (……………………………………………………………………………………..

), следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны; другие подвижны и легко меняют форму и размеры (…………………………………………………………………………………………), благодаря чему исходный звук путем резонаторного усиления определенных групп обертонов может варьироваться в широких пределах.

Выделяют 2 основных резонатора:

—                   головной (верхний) резонатор – это полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора у говорящего возникает ощущение прохождения звука через лицевые кости черепа.

—                   грудной резонатор – это трахея и крупные бронхи. При грудном резонировании ощущается вибрация грудной клетки.

Верхний резонатор обеспечивает чистоту и полетность голоса, разборчивость речи; грудной – определяет мощь и силу звука.

В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос характеризуется также субъективно с использованием эстетической (певческой) терминологии:

  • экспрессия голоса – живость голоса, способность говорящего ярко передавать голосом свое эмоциональное состояние
  • выносливость – способность ого аппарата выполнять ую нагрузку в течение длительного времени без ухудшения акустических параметров голоса.

Учитывая все характеристики голоса как акустического явления, отметим, что полноценным голос взрослого человека может считаться, если он обладает следующими свойствами:

  • его тембр соответствует полу, возрасту и размерам тела говорящего;
  • сила звучания адекватна цели высказывания и при этом имеется возможность произвольного изменения;
  • продолжительность фонации одного звука укладывается в 16 – 21 сек.;
  • выносливость достаточна для ой нагрузки не менее 4 ч. в день;
  • высотный диапазон голоса соответствует требованиям качества передачи эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации и при выполнении профессиональной деятельности. И, конечно, голос должен быть в целом приятен на слух.

            При отступлении от одной или нескольких из названных характеристик можно говорить о нарушении голоса или о неправильном использовании ого аппарата.

Источник: https://students-library.com/library/read/54232-akusticeskie-osnovy-golosoobrazovania

Голос и его роль в речи. Механизмы голосообразования

16. Акустические основы голосообразования. Механизмы нарушений голоса.

Классификация нарушений голоса.

Основные понятия:

Афония — полное отсутствие голоса.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических ых складок.

Дисфония— частичные расстройство голоса.

Ларинготрахеит — воспаление гортани и начальных отделов трахеи.

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата.

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.

Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в ом аппарате.

Голос и его роль в речи. Голос, речь, слух представляют единую функциональную систему, которая имеет огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Это функциональное единство четко проявляется при рассмотрении развития голоса, речи и слуха в онтогенетическом аспекте.

Механизмы голосообразования. Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических ых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с ыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук.

Тембр,или окраска звукаявляется существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Резонанс— резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться ые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания ых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков;

3) сначала смыкаются ые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от ых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса. Классификация нарушения голоса.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только ого аппарата.

Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса ых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов ого аппарата, считается органической.

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести.

Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание ых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани.

Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять ую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва.

Более распространенными являются односторонние нарушения. Положение ой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания.

Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на ых складках развивается постепенно по мере ее роста.

Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты.

Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и ой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность ого аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере.

Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе.

Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению.

Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта.

Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения.

Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния.

Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Функциональные нарушения голоса.Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: ое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов.

Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения ых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в ом аппарате.

Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений.

Острые формы могут сопровождаться афонией.

Гипотонусная дисфония (афония)обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие ые складки.

При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе ые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает.

Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями ого утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические)нарушения голоса. Гипертонус может охватывать ые и вестибулярные складки.

При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания ых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус).

Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка ого аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалиястоят несколько обособленно среди других ых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус ых складок.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относитсяфункциональная, или психогенная афония.Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин.

При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания ых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении.

Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Методика коррекционной работы. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического едения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этимологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, т.е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».

Для реализации этих задач требуется:

1)активизация функции нервно – мышечного аппарата гортани.

2) предотвращение развития вторичных дефектов ого аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах.

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций

4) восстановление утраченных кинестезий едения, т.е. непосредственно самой фонации.

5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применятся дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

— рациональная психотерапия.

— коррекция физиологического и фонационного дыхания.

— тренировка кинестезии и координации ого аппарата фонопедическими упражнениями.

— автоматизация восстановленной фонации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a51170.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий