16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

Третьеиюньская политическая система и реформы П.А. Столыпина

16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

(1907-1914 гг.)

Дума отказалась утвердить указ от 9 ноября 1906 г. Тогда по сфабрикованному царским охранным отделением делу были обвинены в «военном заговоре» 53 депутата Думы из левых фракций, и 3 июня 1907 г.

царским манифес­том Дума была распущена, а избирательный закон по выборам в новую Думу изменен, с тем чтобы сократить присутствие в ней «недостаточно граждански развитых» (прежде всего малоимущих) слоев населения.

Путем издания нового избирательного закона, который сам Царь считал «бесстыжим», власть старалась сделать Думу по­слушной.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и бур­жуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Было вдвое уменьшено представительство крестьян, сокра­щено число депутатов от рабочих и национальных окраин и соответственно увеличено представительство имущих классов, особенно от дворян-помещиков.

Сократилось общее число депутатов III Думы. Если во вто­рой Думе было 518 депутатов, то в третьей — 442. Октябристы имели 154 голоса, кадеты — 54, правые партии — 147, буржуазно-националистические партии — 26, трудовики — 14, социал-демок­раты — 19.

Новый закон был принят без одобрения Думы, и тем самым было нарушено положение Основных законов Российской Импе­рии, произошел так называемый «третьеиюньский государствен­ный переворот», который означал окончательное поражение ре­волюции и наступление реакции. По стране прокатилась волна арестов, обысков. Действовали во­енно-полевые суды. Подверглись раз­грому не только радикальные партии, но и вообще демократичес­кие организации и пресса.

Вместе с тем правительство понимало, что одними репрессиями невозможно вывести страну из кризиса, что необходимы реформы, чтобы решить проблемы, вызвавшие рево­люцию.

После революции 1905 — 1907 гг. была сделана попытка раз­решить поставленные революцией проблемы путем постепенного реформирования страны.

Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укреп­ление частной крестьянской собственности на землю путем раз­рушения общины. Вопрос об этом поднимался раньше отдельными министрами (Н.Х. Бунге, С.Ю.

Витте), начиная с 80-х гг. XIX в. Но попытку реализовать запланированное на практике пред­принял П.А. Столыпин.

В начале XX в. на огромном российском пространстве насчитывалось более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений.

На каждое крестьянское хозяйство прихо­дилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое поме­щичье — около 370 десятин. Помещичьи земли использовались крайне неэффективно — их обрабатывалось всего 10%.

Для нор­мального существования крестьянской семьи из 6 человек требо­валось 10,5 десятин земли, поэтому крестьяне требовали переда­чи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняло наличие крестьянской об­щины. К началу XX в. 4/5 надельной крестьянской земли находи­лось в общинном пользовании. Община производила раздел земли между своими членами, следила за тем, чтобы земли всем досталось поровну.

А так как население Российской импе­рии ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе каждому крестьян­скому хозяйству доставалось земли все меньше и меньше.

Община не только перераспределяла землю, но и устанав­ливала правила и порядок ее обработки. На основе принципа кру­говой поруки она являлась также коллективным налогоплатель­щиком.

Таким образом, община тормозила деятельность крепких крестьянских хозяйств, стремясь их уравнять с осталь­ными. Урожайность на общинных землях была, ниже, чем на частновладельческих.

Первыми шагами на этом пути стали указ от 9 ноября 1906 г.

«О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», который разрешал выход крестьян из общины и создание отруб­ного или хуторского хозяйства, и закон от 14 июля 1910 г.

, предус­матривавший обязательность ликвидации общины. Одновременно шел административно-бюрократический нажим на крестьян, чтобы ускорить разрушение общины.

Суть реформы сводилась к следующему:

1. правительство пыталось создать себе опору в деревне в лице кре­стьян — собственников земли;

2. предполагалось, что эффективность производства в част­ном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании;

3. в условиях малоземелья предусматривалось переселени­ем в Сибирь частично решить проблему аграрного перенаселения в европейской части России.

Историю аграрной реформы можно подразделить на несколько этапов.

1. 1906-1907 гг. – начало реформы: власти заняты созданием землеустроительных комиссий и ликвидацией земель Крестьянского поземельного банка.

Источник: https://studopedia.su/4_19564_treteiyunskaya-politicheskaya-sistema-i-reformi-pa-stolipina.html

Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и ее результат (стр. 1 из 3)

16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

Контрольная работа по истории

Тема: Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и ее результат.

1. Третьеиюньская монархия _____________________________________________2

2. Столыпинская аграрная реформа________________________________________2

4. Разложение третьеиюньской политической системы. Новый революционный подъем______________________________________________________________6

5. Используемая литература______________________________________________9

1. Третьеиюньская монархия (1907-1914)

Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. Переворот 3 июня 1907 г. завершил процесс формирования своеобразной российской разновидности бонопартистской государственности, в принципе типичной для эпохи утверждения буржуазного строя, для эпохи перехода от абсолютизма к правовому государству.

В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты «классического» самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Государственной думы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству.

Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Известной двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905-1907 гг.

, открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше. Зримым воплощением третьеиюньской системы стала III Дума, собравшаяся осенью 1907 г.

Благодаря новому закону о выборах в III Думе резко сократилось (по сравнению с первыми двумя) представительство левых партий (трудовики получили 13 мест, социал-демократы – 19). Самую крупную фракцию образовали октябристы, имевшие (вместе с примыкающими к ним) 154 мандата. Поддерживая курс П.А.

Столыпина, они играли в Государственной думе роль правительственной партии. Кадеты смогли провести в Думу 54 депутата. Значительно укрепили свои позиции правые: группа из 51 депутата образовала фракцию крайних правых, а 96 мест имели умеренно правые и националисты, которые также стали опорой П.А.Столыпина.

Период третьеиюньской монархии характеризовался попытками части правящих кругов решить наболевшие проблемы социально-экономического и политического развития страны путем реформ с тем, чтобы предотвратить новый революционный взрыв. Эти попытки были в первую очередь связаны с деятвльностью П.А.Столыпина.

Не отказываясь (и после разгрома революции) от широкого применения репрессий для окончательного «успокоения» страны, П.А.Столыпин вскоре после своего прихода к власти выдвинул обширную программу преобразований, реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв.

2. Столыпинская аграрная реформа

Центральное место в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Революция показала несостоятельность политики, проводившейся по отношению к крестьянству после отмены крепостного права. В частности, надежды на общину как на гарант спокойствия деревни себя не оправдали.

Напротив, лишенные в силу общинного характера землевладения «понятия о собственности» (как в свое время говорил С.Ю.Витте) крестьяне оказались весьма восприимчивы к революционной пропаганде. Общинные традиции воспитывали у крестьян привычку к коллективным действиям, вносили в их движение элементы организованности.

Поэтому правящие круги начали ориентироваться на разрушение общины и на насаждение в деревне собственника, способного стать оплотом порядка (в силу своей кровной заинтересованности в нем) в условиях медленного, но неуклонного ухода в прошлое старых патриархальных отношений и сопутствовавшего им наивного монархизма, с помощью которого власть ранее удерживала в повиновении крестьянские массы. С ликвидацией общины с ее неизбежными спутниками – чересполосицей, принудительными севооборотами и т.п. – связывались надежды на улучшение обработки земли, что должно было уменьшить потребность крестьян в дополнительных угодьях, обеспечить увеличение сельскохозяйственного производства и тем самым заложить основы для устойчивого экономического развития, роста государственных доходов.

Новый курс в аграрном вопросе, во многом, впрочем, являвшийся продолжением той линии, которую в свое время наметило Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, начал реализовываться еще в период революции. Правовую основу для него заложил именной указ 9 ноября 1906 г.

, разрешивший свободный выход крестьян из общины и укрепление надельной земли в личную собственность. Указ позволял отвод укрепленной земли к одному месту в целях образования отрубов или хуторов (в последнем случае на участки из деревни переносились дома и хозяйственные постройки). Акт 9 ноября 1906 г.

был издан в порядке 87-й статьи Основных законов, позволявшей правительству принимать меры законодательного характера (в перерывах между сессиями Думы с последующим их внесением на ее утверждение). Осенью 1906 г. I Дума была уже распущена, а ее преемница еще не собралась.

Впрочем оппозиционная II Дума не стала рассматривать правительственный законопроект, подготовленный в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. Этим занялась III Дума, одобрившая его голосами правых и октябристов (при противодействии кадетов, трудовиков и социал-демократов). Санкционированный затем Государственным советом законопроект 14 июня 1910 г.

был утвержден Николаем II и обрел силу закона. Одной из наиболе существенных поправок, внесенных в законопроект в процессе его движения по упомянутым инстанциям, являлась та, в соответствии с которой общества, не производившие переделов со времени наделения их землей, автоматически переходили к наследственному владению.

Важную роль в реализации реформы сыграл и закон 29 мая 1911 г. В соответствии с ним землеустроительные работы, направленные на ликвидацию чересполосицы, могли проводиться вне зависимости от укрепления земли в собственность. При этом сам факт устранения чересполосицы превращал общинников в собственников.

Линия на разрушение общины дополнялась попытками правительства решить в той или иной мере проблему крестьянского малоземелья. Существенная роль здесь отводилась Крестьянскому банку, который еще в 1895 г. получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам. Наконец, были приняты энергичные меры по стимулированию переселенческого движения за Урал.

Результаты нового аграрного курса, выявившиеся к началу первой мировой войны, были довольно противоречивы. К 1915 г. из общины вышло 3084 тыс. дворов (32,5% к числу общинников) по данным на 1905 г., а с учетом продолжавшегося дробления хозяйств – 26%.

Однако среди вышедших преобладали бедняки, стремившиеся, укрепив наделы в собственность, их продать. Слой зажиточных деревенских хозяев, который хотел создать П.А.Столыпин, не успел сложиться в более или менее крупную силу к тому моменту, когда страна вступила в полосу очередных потрясений.

Наиболее активно выход из общины шел в Поволжье и на юге Украины. Значительно отставали в этом отношении земледельческий центр, северо-восточные и северные губернии Европейской России. Следует отметить, что далеко не всем хуторянам и отрубникам удалось наладить крепкое хозяйство.

Государство не могло оказать им помощи в том размере, в каком требовала ситуация, поскольку не располагало необходимыми финансовыми ресурсами.

Землеустроительная часть столыпинской аграрной реформы во многом была лишена надлежащего финансового обеспечения, и это обстоятельство негативно отражалось на процессе модернизации российской деревни. Особенно маломощными были хутора и отруба центрально-черноземных губерний,

Деятельность Крестьянского банка способствовала увеличению земельных угодий, принадлежавших крестьянам. Всего для продажи им банк приобрел в 1906-1916 гг. 4614 тыс. десятин земли. Вместе с тем лишь сравнительно узкая прослойка богатых крестьян смогла с выгодой для себя воспользоваться услугами банка, налагавшего на заемщиков большие проценты.

Переселенческое движение благодаря содействию правительства достигло значительных масштабов. За 1906-1914 гг. из губерний Европейской России за Урал переселилось примерно 3100 тыс. человек (в два раза больше, чем за предыдущее десятилетие). При этом изменился социальный состав переселенцев.

Если прежде среди них преобладали середняки, то после 1906 г. – бедняки.

Значительное само по себе число переселившихся крестьян (даже при том, что около 17% выехавших, в частности по недостатку средств, не смогло прижиться на новом месте и вернулось назад) тем не менее покрыло всего менее 20% естественного прироста сельского населения и, таким образом, не компенсировало увеличившегося избытка рабочих рук.

Столыпинская аграрная реформа, бесспорно, ускорила становление буржуазных структур в сельском хозяйстве России, способствовала его развитию. Накануне первой мировой войны наблюдался существенный рост сельскохозяйственного производства. С 1901 по 1913 гг.

посевная площадь в 62 губерниях империи (без Закавказья, Туркенстана и Дальнего Востока) расширилась на 15,6%. Это обстоятельство, а также рост урожайности обусловили увеличение годового сбора сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор хлебов в 1904-1908 гг. составлял 3,8 млрд пудов, а в 1909-1913 гг.

– 4,6 млрд пудов (повысился на 20%). Производительность единицы посевной площади в России по-прежнему оставалась более низкой, чем в наиболее развитых государствах. Так, средний урожай зерновых с гектара составлял в России 8,7 центнеров, в Австрии – 13,6, в Германии – 20,7, в Бельгии – 24,2.

Тем не менее сдвиги, происшедшие в аграрном секторе российской экономики, позитивно отразились на положении крестьянства. Доход на душу деревенского населения от сельского хозяйства, будучи по-прежнему в целом низким, все же с 1900 по 1913 г. увеличился с 30 до 43 руб., в том числе чистый доход (т.е.

за вычетом налогов, платежей за купленную и арендованную землю и т.п.) – с 22 до 33 руб.

Необходимо, впрочем, отметить, что рост сельскохозяйственного производства, улучшение экономического положения крестьян в предвоенный период являлись не только результатом реформы, но и следствием благоприятных в целом погодных условий и повышения цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом и внутреннем рынке, отмены выкупных платежей.

Источник: https://mirznanii.com/a/351600/treteiyunskaya-politicheskaya-sistema-stolypinskaya-agrarnaya-reforma-i-ee-rezultat

В. 33 «Третьеиюньская» политическая система. Реформы П.А. Столыпина и их судьба

16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала полностью подконтрольной правительству, т.е. формально самодержавие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограниченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем.

В III Думе действовал так называемый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских законов. Этот механизм позволял правительству П. А.

Столыпина принимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших поста в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Он был убежденным монархистом и противником революции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и реформы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутреннего и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса (был убит 1 сентября 1911г.).

Аграрная реформа.Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину.

Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка.

Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа.

Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Важнейшим следствием реформы явились качественный сдвиг в психологии как крестьян, так и земских и правительственных кругов, а также повсеместный подъем прагматизма и профессионализма, определивший собой дух третьеиюньской эпохи.

Невзирая на объективную болезненность процесса крестьянского землеустройства и связанный с этим рост социальной напряженности внутри общины, в целом, вплоть до Февральской революции российская деревня оставалась политически стабильной.

Земство.Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто.

Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности.Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях.

Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.

К сожалению, позиции промышленников и рабочих были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других.

Национальный вопрос.Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны.

Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России.

Также задачей нового министерства было противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.Особое внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи, подорванного неудачной войной с Японией.

Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным.

Незначительная их часть была осуществлена после многолетних проволочек, в существенно сокращенном либо искаженном виде.

Оправившийся от испуга революционных лет Николай 2, саботировал проведение в жизнь столыпинской программы, стремясь де-факто вернуть Россию к неограниченному самодержавию.

Билет 4

Вопрос 4

НОВГОРОДСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА:

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА.

Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати.

Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы.

Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Для государственного образования в Новгородском государстве были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями( городами ганзейского торгового союза ) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли , более интенсивное , чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям) , потребовало создания более демократичного государственного строя.

Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородского общества : житьи (люди занимались торговлей и ростовщичеством), своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей”.

Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “черных людей”.

Новгородское крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов-общинников, половников – зависимых крестьян , работающих “из полу” за часть продукции на господской земле , и закладников, “заложившихся”, поступивших в кабалу, и холопов.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть.

Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административных сфер.

Наряду с общегородским вечем существовали «кон-чанские» (город делился на пять районов — концов, а вся Новгородская земля — на пять областей — пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Вече избирало князя.

К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.

Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет (“Оспода”) , включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации , знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий киевский князь «сажал» своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, председательствовал во внешних отношениях.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа (впоследствии архиепископа).

Владыка распоряжался казной, контролировал внешние отношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. (основная его роль – духовное главенство в церковной иерархии).

Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Резиденция князя находилась вне кремля.

По договору с городом князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир.

Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников, из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.



Источник: https://infopedia.su/15x5.html

Тема 3. Третьеиюньская политическая система, Реформы Столыпина

16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

Тема3. «Третьеиюньская» политическая система.Судьба реформ П. Столыпина.

3.1.Третьеиюньская политическая система

Завершившаясяреволюция привела к формированиюспецифического политического строя, вкотором сохранялась самодержавнаямонархия, но с элементами конституционногостроя. В соответствии с Основнымизаконами император делил законодательнуювласть с двухпалатным парламентом.

Государственный Совет стал верхнейпалатой парламента, половина его составаназначалась императором, другая половинаизбиралась от представителей разныхсословий и слоев российского общества.

Государственный Совет и Государственнаядума не несли ответственности передизбирателями и принимали законы, в томчисле и бюджет.

Поизмененному избирательному закону 1907г. было сокращено представительство открестьян в 2 раза, от рабочих в 3 раза. Так же сокращено представительство отокраин Польши, Кавказа, Средней Азии.Лишались избирательного права инородцызауральских регионов.

Императоримел право законодательной инициативы,утверждал все законы перед их вступлениемв силу, имел право распустить Думу илиприостановить ее деятельность. По статье87, в период бездействия Думы, императормог издавать Указы, имеющие силу закона.

Император полностью контролировалисполнительную власть, назначал членовСовета Министров и главу исполнительнойвласти. Исполнительная власть не зависелаот Думы и политически была ответственнатолько перед императором.

Кроме того,имела право законодательной инициативы,от имени премьера и министров моглииздаваться инструкции и циркуляры,которые фактически изменяли илиограничивали действие законов принятыхДумой. В руках императора оставалосьруководство внешней политикой и армией.

Судебнаявласть осуществлялась от имени императора,а высший судебный орган — Сенат, так женазначался императором. Окружные судыи судебные палаты избирались.

Схема1. Сущность третьеиюньской политическойсистемы

Третьеиюньская монархия

3 июня 1907 г. – роспуск Государственной Думы, изменение избирательного закона Императором, без согласования с Думой, сто являлось нарушением Манифеста 17 октября

Сочетание двух направлений во внутренней политике

Подавление революционных выступлений

Проведение реформ по расширению социальной базы самодержавия

взаимодействие

Союз царя, дворян и крупной буржуазии

Государственная дума

Лавирование

3.2.Программа реформ П. Столыпина

Главнымизадачами реформ П. Столыпин считал –недопущение новой революции и укреплениегосударства.

Модернизация страны,проведение социально-экономических иполитических реформ, решение аграрногои рабочего вопросов осознавалисьправительством как необходимые меры.

Реформы, предложенные Столыпиным,включали: аграрную реформу, введениенового рабочего законодательства,реорганизацию местного самоуправления,реформу образования, развитие судебнойсистемы, налоговую реформу.

Задачисоциально-экономического политикиправительства были связаны, преждевсего, с ускорением развития отсталогосельского хозяйства. Аграрная реформапредполагала переход к фермерскомупути развития, при этом помещичьеземлевладение полностью сохранялось. Создать такие хозяйства реформаторыстремились за счет разрушения общиныи насаждения крестьянской частнойсобственности.

Проблемукрестьянского малоземелья правительствопыталось решить с помощью крестьянскогобанка, которому еще в 1895 г. разрешалосьскупать земли помещиков и раздробивих на участки продавать крестьянам.

Кроме того, правительство стимулировалопереселение крестьян за Урал, переселенцыполучали в собственность участок земли(60 га) и денежное пособие в размере 200руб. на семью, а так же освобождалисьот налогов на длительное время. За1907-1914 гг. переселилось около 4 млн.

человек, часть из которых вернуласьобратно, но в целом эта программа былауспешной и позволила разрядить ситуациюв центральной России.

Результатомнового аграрного курса стало ускорениестановления буржуазных структур вдеревне, около 10% крестьянских хозяйств строились по типу фермерских к 1915 г.Однако движение крестьян к капитализмуосуществлялось через кооперацию, котораясоединяла коллективистские, общинныетрадиции и частную инициативу. Сельскаякооперация охватила 80% крестьян.

Итогиукрепления надельной земли в личнуюсобственность

Порабочему вопросу правительство продолжалополитику «успокоения». Продолжалисьаресты, закрывались тысячи рабочихгазет. В нарушение Временных правил особраниях, распоряжение министравнутренних дел запрещало митинги рабочихи собрания на территории предприятий.Циркуляр П. Столыпина 1908 г.

предписывалзакрывать просветительские обществаи профсоюзы, замеченные в «политическойпропаганде».

Тем не менее правительствоосуществляло комплекс мер по рабочемувопросу, который включал созданиебольничных касс для рабочих, арбитражныхкомиссий для решения споров междурабочими и хозяевами предприятий,сокращение рабочего дня до 10,5 часов,введение государственного страхованиярабочих.

Политикаправительства по национальному вопросухарактеризуется как наиболееконсервативная. Избирательным законом1907 г. были сокращены представительстваот окраин Российской империи.

Некоторыеусилия Столыпина по отмене наиболееодиозных ограничений в отношении кнерусскому населению империи встречалирезкое противостояние со стороныимператора. В 1910г. был принят закон,ограничивающий автономию Финляндии,усиливалась антипольская политика.

Результатом этой политики стало усилениеантирусских настроений и националистическихдвижений.

Былиначаты реформы в сфере образования. В1909 г. в Думу поступил проект о введениивсеобщего начального образования.Правительство, не дожидаясь принятиязакона уже с 1908 г. начало выделятьсредства земствам и городам длястроительства школ. Но вопреки столыпинскимпроектам единая бессословная школа таки не было создана.

Столыпинуне удалось реорганизовать местноесамоуправление. Законопроект обессословных волостных органах властькоторых распространялась на всехсельских жителей, включая помещиков,был отвергнут Государственным Советом.В рамках судебной реформы удалось лишь восстановить институт мировых судей.

Столыпинский«пакет реформ» был попыткой лавироватьмежду интересами различных социальныхгрупп. В итоге реформатор лишилсяобщественной поддержки. Крестьяне былиразочарованы тем, что помещики сохранилисвои земли.

Дворяне получили в лицезажиточных крестьян, конкурентов нарынке сельскохозяйственной продукциии обвиняли его в разрушении «вековыхустоев» и резко критиковали реформатораза желание увеличить политические правакрестьян.

Либеральная интеллигенцияупрекала Столыпина в приверженностисамодержавной власти, а для революционныхпартий он был «душителем революции». В сентябре 1911 г. Столыпин был смертельноранен. После убийства Столыпина началосьпостепенное свертывание реформ.

Источник: https://studfile.net/preview/6217785/

Третьеиюньская» политическая система. Реформы П.А.Столыпина и их судьба

16.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

1)В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенадцать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства.

Падение удельного веса международной торговли, проводившейся по пути «из варяг в греки» через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли.

Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от общегосударственной, киевской. Стремясь расширить свои земельные владения, местные феодалы и князья захватывают соседние земли, что усилило междоусобицы и феодальные распри.

Постепенно усиливаются новые экономические и политические центры — Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и другие. Новая эпоха характеризовалась распространением пашенного земледелия, начинает утверждаться трехпольная система. В городах развивается ремесло, растет число ремесленных специальностей. Города становятся центрами окружающих территорий, военными опорными пунктами.

Однако в условиях господства натурального хозяйства развитие товарного производства имело свои пределы: торговые связи между княжествами были непрочными и непостоянными.
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве и ремесленном производстве привело к увеличению ценности земли. Феодалы теперь видели в земле главный источник своего обогащения.

Резко возрастает стремление феодалов к расширению своих земельных владений. Великокняжеская власть в таких условиях, стремясь укрепить свое положение, широко практикует раздачу земли приближенным.

Результат в конечном счете оказался обратным: рост крупного феодального землевладения и содействие ему центральной власти обессилили киевский престол и привели к распаду государственного единства Киевской Руси. Став собственниками обширных земельных владений, местные князь и бояре обрели независимость, как в экономическом, так и в политическом отношении.

Реальная власть киевских князей быстро пошла на убыль и постепенно ограничивалась территорией собственно Киевского княжества, хотя номинально Киев и продолжал считаться общерусским «стольным градом». Распад государственного единства, экономическое и политическое обособление отдельных княжеств и земель — закономерный этап в развитии феодального строя.

Но, с другой стороны, переход к феодальной раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание Руси татаро-монголами.

После распада Древнерусского государства для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными — от сильной княжеской власти до республиканского строя.

Основные варианты связаны с историей Владимиро(Ростово)-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик. Владимиро-Суздальское княжество.В VIII-IX вв. начало заселяться вятичами, до этого здесь обитали угро-финские племена и другие западные балтийские племена. В XII в.

из-за княжеских междоусобиц, нападения внешних врагов идет массовый поток переселенцев. Так же в поисках более плодородных земель шел поток из Новгорода. Почва не такая хорошая как в Южных районах, но гораздо лучше чем в Новгороде. В период древнерусской колонизации возникли города: Ростов, Муром, Суздаль. Люди занимались земледелием, бортничеством, охотой, гнали деготь.

Благодаря притоку населения основываются города: Ярославль, основанный Ярославом Мудрым, Суздаль (1024), Владимир на Клязьме и др. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева примерно в 1132-1135 гг., при правлении младшего сына Владимира Мономаха Георгия (в крещ. Юрий) Долгорукого. Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий.

властолюбив, но беспечен (Карамзин), распространял веру христианскую. Строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли. Основал новые города: Москву (1147), Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Дмитров на берегу Яхромы, Кидекша. Вел борьбу с Новгород за смежные и пограничные земли. Ходил на Волжскую Булгарию – торговый конкурент Руси. Вел Борьбу за Киев.

Захватывал его три раза, последняя попытка оказалась успешной, но в 1157 г. он занемог и умер. Есть версия, что его убили киевляне, не любившие его. Когда князь умер, они восстали и перебили пришедших с ним суздальцев. Андрей Юрьевич Боголюбский. В 1157 г. вступил на престол в Ростово-Суздальском. Еще в 1155 г.

против воли отца бежал в эти земли из Вышгорода, взяв с собой икону Св. Богородицы. В 10 верстах от Владимира кони встали, ночью князя было ведение Божьей матери, которая велела везти икону во Владимир, а на том месте, где было ведение соорудить каменную церковь во имя Рождества Св. Богородицы и основать при ней монастырь.

В память была написана икона, изображавшая богоматерь, в том виде, каком она привиделась Андрею. На месте ведения было воздвигнуто село Боголюбово. Перенес столицу из Ростова во Владимир, т. к., по-видимому, его тяготили порядки в остальных городах – с древних времен там существовало вече. Внешняя политика как у отца, ходил в 1164 г. на Волжских Булгар – удачно. В 1169 г.

взял штурмом Киев, выгнал из него своего двоюродного племянника Мстислава Изъяславича. Отдал город на разграбление, его люди крушили все не жалели даже церквей, монастырей; не было пощады ни молодым, ни полу, ни возрасту (Н. И. Костомаров) – не удивительно, если вспомнить как киевляне за 12 лет до этого перебили суздальцев.

Попытался поставить себя самовластцем над боярами – они в ответ ходили в походы «Идучи не идяху». Так, например, не успели собраться в г. Городец. В 1170 г. покарал новгородцев за их не желание принимать князя данного Андреем. Был убит в результате заговора бояр. Главный зачинщик – Петр, зять Кучки (тот, который владел землями, на которых была основана Москва, и которого Андрей убил). Михаил Юрьевич(1174-1176) правил недолго, оставив в летописи память о своей храбрости и добродетели (Н. М. Карамзин) Всеволод III Юрьевич(1176 –1212) имел 9 сыновей и 9 внуков, поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». вел усобицы с боярами, опираясь на набирающее силу дворянство, известное в летописи под именами: отроков, мечников, вирников, гридей, меньшей дружины, которое служило князю за землю, доходы и прочее покровительство. завладел землями Киевского княжества, подчинил Рязанское. в 1183 г. успешно сходил на Волжских Булгар. Погиб в сражении с монголо-татарами. После его смерти княжество дробится между потомками.

2)Государственный переворот 3 июня 1907 г. («Третьиюньская монархия») – разгон Государственной Думы второго созыва и введение нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Поводом для разгона Думы второго созыва послужило сфабрикованное в полиции дело об антиправительственном заговоре депутатов социал-демократической фракции. 1 июня 1907 г. премьер-министр П.А.

Столыпин выступил перед Думой с заявлением об имеющихся у него материалах о заговоре и потребовал от думцев исключить из состава Думы 55 депутатов социал-демократов, а 16 лишить депутатской неприкосновенности и дать санкцию на арест. Дума потребовала создать комиссию для рассмотрения обвинений, которая выявила массу подлогов следствия.

Несмотря на это, власти в ночь на 3 июня арестовали этих депутатов. 3 июня 1907 г. были обнародованы манифест о роспуске (см. в хрестоматии статью «Манифест о роспуске Государственной думы») и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя являлось грубым нарушением манифеста 17 октября (см.

в хрестоматии статью «Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г.») и обнародованных 23 апреля 1906 г. «Основных государственных законов». Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал собой поражение революции 1905-1907 гг. и наступление реакции. Положение о выборах, принятое 3 июня 1907 г.

, резко изменило соотношение между куриями выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии. Городская курия была разделена на 2 разряда, четко отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения.

По сравнению со старым законом соотношение между представительством помещиков и крупной буржуазии изменилось не очень значительно, но по сравнению с крестьянством и особенно с рабочими это соотношение изменилось многократно. Представительство крестьян в Думе уменьшилось в 16 раз.

В результате третьиюньских перемен Дума утратила свой демократический характер, став в значительной степени буржуазно-помещичьим органом. Правительство создало удобный инструмент для проведения требуемой политики в области аграрного законодательства и окончательного подавления революционного движения, заполучив в третьей Думе надежную поддержку в лице фракции октябристов (см. схему «Третьиюньская политическая система в России (1907-1914 г.г. )

Столы́пинская агра́рная рефо́рма — реформа крестьянского надельного землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Названа по имени её инициатора П. А. Столыпина.

Разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (указ от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности — Сибирь, Дальний Восток и Степной край как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства.

  • Укрепление социальной базы
  • Отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.
  • «Разбавление» национальных границ империи.
  • Освоение и постепенное «обжитие» новых земель.
  • Отвлечение крестьян от вопроса о помещичьей земле
  • Снижение революционного напряжения

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 509; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-12020.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий