15.Режим Реза-шаха в Иране. Модернизация страны Реза-шахом. Внешняя и внутренняя политика Реза-шаха.

Режим Реза-шаха

15.Режим Реза-шаха в Иране. Модернизация страны Реза-шахом. Внешняя и внутренняя политика Реза-шаха.

Реза-хан, занимавший в «Черном кабинете» пост во­енного министра, в 1923 г. стал премьер-министром, а в декабре 1925 г. был провозглашен наследствен­ным шахом Ирана. Меджлис принял решение о низложении династии Каджаров, а новая династия получила фамилию Пехлеви.

В начале своего правления Реза-шах с целью противопоставле­ния себя династии Каджаров подчеркивал свое уважение к парла­менту и буржуазным свободам. Однако с течением времени значение меджлиса умалялось, а роль шаха, наоборот, возрастала.

Для борьбы с сепаратизмом ханов и с национально-освободитель­ным движением новое правительство начало проводить политику централизации страны. В начале 1922 г. различные воинские части были реорганизованы в единую централизованную армию.

Позже, взяв курс на установление военной диктатуры, шах увеличивал чис­ленность армейских соединений, закупал за границей современное вооружение и военную технику, ввел воинскую повинность.

Необхо­димо отметить, что успешная борьба против сепаратизма ханов ук­репила авторитет Реза-шаха среди главной опоры нового правительства — помещичье-буржуазных кругов.

Позиции старой аристократии подрывались не только с помощью военной силы, но и административными методами: ханы лишались прав сбора налогов и иных посреднических государственных функ­ций. Некоторые ханы переводились на новые места жительства, где им предоставлялись столь же обширные земли, как и прежде, но там у них не было традиционных связей с местным населением.

Начавшееся в 20-х гг. дорожное строительство также служило це­лям централизации. Оно позволило постепенно выводить племена из экономической и политической изоляции. Вдоль дорог строились военные форты.

За счет конфискации земель у ханов-сепаратистов и передачи ее высшим офицерам армии начал формироваться новый слой круп­ных землевладельцев. Сам Реза-шах превратился в крупнейшего зем­левладельца, к концу 30-х г. он владел 2 тыс. деревень. Большинство обрабатываемых земель было в руках помещиков. Крестьянам при­надлежало только несколько процентов этих земель.

В целях защиты буржуазно-помещичьей собственности, в частно­сти на землю, было принято ряд законов и постановлений: уголов­ный (1927 г.) и гражданский кодексы (1929 г.), закон о регистрации земельных владений (1928 г.

), законы против насильственных зах­ватов земель и о сдаче в аренду государственных земель (1930 г.), закон против «аграрного бандитизма», т.е. против крестьянского дви­жения (1931 г.) и др. В 1939 г.

законом «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами» были по существу закреплены феодальные отношения в деревне, основанные на аренде крестьяна­ми помещичьей земли и воды.

В деревне сохранялись полуфеодальные отношения. Для кресть­ян были введены новые трудовые повинности по прокладке дорог и др. Обработка земли производилась самыми примитивными оруди­ями труда.

Крестьяне по-прежнему жили в крайней нищете, голода­ли, были поголовно неграмотны. Вспышки крестьянских волнений (в 1926 г. в Гиляне, в 1928 г. в Белуджистане, в 1929 г. в Хорасане и др.

) жестоко подавлялись.

Несмотря на сохранение феодальных отношений в деревне, в го­родах зарождалась капиталистическая промышленность.

В целях развития национальной промышленности и торговли Реза-шах про­вел ряд мероприятий: были введены автономный таможенный тариф, «монополия внешней торговли», чайная и сахарная монополии, уста­новлены высокие покровительственные пошлины на ввозимые това­ры.

Все эти мероприятия привели к росту национального производства и промышленности. В 1938 г. в стране насчитывалось уже 280 фабрично-заводских промышленных предприятий, в то вре­мя как в 1928 г. их было только 3.

Одновременно эти мероприятия позволили смягчить влияние мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. Кризис вместе с тем показал экономическую отсталость Ира­на. Это стимулировало иранские власти к проведению политики государственного капитализма, которая началась в 1931 г.

С этой политикой был связан самый значительный внешнеполи­тический конфликт времен правления Реза-шаха с Англо-иранской нефтяной компанией (1932—1933 гг.). Компания, созданная еще в 1909 г., имела право экстерриториальности и отчисляла иранскому правительству лишь незначительный процент прибыли. В 1931 г.

в связи с уменьшением доходов компания объявила о сокращении отчислений Ирану. Правительство Реза-шаха заявило об аннулиро­вании концессии и потребовало повышения доли Ирана до 40% при­были и контроля над предприятиями компании. Конфликт достиг апогея и даже существовала угроза военных действий, но все закон­чилось подписанием в 1933 г.

нового концессионного соглашения, в соответствии с которым выплачивалась определенная сумма с каж­дой тонны добытой нефти. Сокращена была площадь концессионной зоны. Компания сохранила за собой право монопольной эксплуата­ции нефтяных месторождений еще на 60 лет.

Выигрыш Ирана от этого был незначителен, но в связи с конфликтом значительно воз­рос престиж Реза-шаха.

Серьезную активность проявил новый режим в области культур­ного строительства и быта. Введено обязательное бесплатное обуче­ние в начальных и государственных школах, основаны средние и высшие школы, в том числе университет; уделено внимание профес­сиональному образованию.

Создавались современные учреждения, здравоохранения, готовились соответствующие кадры. В 1935 г. был издан декрет об обязательном снятии чадры, была введена европейс­кая одежда, отменены пышные феодальные титулы и введены фами­лии.

Все это не вызывало одобрения у мусульманского духовенства.

Особые нападки последних вызывали судебная и школьная ре­форма и, разумеется, снятие чадры.

Хотя власти и подчеркивали свое уважение к религии, их реальная политика была направлена на уменьшение роли духовенства в обще­ственной жизни. Важнейшие мероприятия в стране проводились без испрашивания санкции духовенства. В середине 30-х гг. исламским проповедникам было запрещено критиковать в своих проповедях действия властей и вообще касаться политики.

В области внешней политики правительство Реза-шаха в первый период своей деятельности поддерживало добрососедские отношения с Советским Союзом, который неизменно оказывал поддержку Ирану.

Так, в период кризиса именно бартерная торговля с СССР оказалась спасением для иранской экономики. Начавшийся в конце 1932 г.

по политическим мотивам бойкот советско-иранской торговли вызвал массовое недовольство населения северного Ирана, и уже в июне 1933 г. шаху пришлось дать указание о немедленном прекращении бойкота.

К середине 30-х гг. в связи с постепенным поворотом правитель­ственных кругов Ирана к Германии политика Реза-шаха по отноше­нию к СССР стала враждебной. В 1938 г. Иран отказался заключить новый торговый договор с СССР, что привело почти к полному пре­кращению советско-иранской торговли, которая до того составляла почти 40% всех внешнеторговых оборотов Ирана.

В 1937 г. Иран урегулировал пограничные и территориальные спбры с Турцией, Ираком, Афганистаном, заключив с ними Саада-бадский пакт. И хотя этот пакт имел антисоветскую направленность, он отвечал интересам безопасности стран региона и защищал от угроз профашистского блока. Позже в Иране возобладали прогерманские настроения.

Накануне войны на долю Германии приходилось 40—45% всей внешней торговли Ирана. Германия монополизировала постав­ки железнодорожного и промышленного оборудования. В стране ак­тивизируются диверсионные, пропагандистские и разведывательные органы фашистской Германии.

Одновременно устанавливается воен­но-полицейская диктатура: подавляются демократические свободы, процветает полицейский и идеологический террор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_59627_rezhim-reza-shaha.html

Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха

15.Режим Реза-шаха в Иране. Модернизация страны Реза-шахом. Внешняя и внутренняя политика Реза-шаха.

Социально- политические причины упадка династии Пехлеви (1960 – 1978 гг.)

Ведение

К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской Росcии. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля, посевные площади и поголовье скота сильно сократились. Резко возросли цены на хлеб и продовольствие, процветала спекуляция, свирепствовали голод, эпидемии тифа и других болезней.

Политическим строем Ирана была ограниченная конституцией 1906 г. монархия во главе с феодальной династией Каджаров. Государственная власть находилась в руках феодальных ханов. В последние годы войны в Иране распоряжались английские и царские генералы.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. тяжело отразился на экономике Ирана. Экспорт из Ирана резко сократился, что вызвало кризис в иранском сельском хозяйстве.

В 20-30-х годах в Иране были проведены некоторые peформы в области культуры и быта: учреждены светские школы; небольшое число женских школ, Тегеранский университет (в 1934 г.), педагогический институт в Тегеране и сельскохозяйственный институт в Кере. В 1935 г.

был издан декрет об обязательном снятии чадры, влияние духовенства в общественно-политической жизни страны ограничилось, была введена европейская одежда, пышные феодальные титулы заменены по примеру Турции фамилиями.

Произведена была реформа календаря — официальным стало солнечное летосчисление (вместо лунного).

Реза-шах Пехлеви (годы правления 1925–1941) поддержал программу индустриализации, осуществив прямые государственные капиталовложения в промышленное производство и предоставив различные налоговые льготы частным вкладчикам.

Были разработаны программы строительства шоссейных дорог, портов и общегосударственной железнодорожной сети, создание которой финансировалось за счет средств, собранных с помощью специального налога на чай и сахар.

При Реза-шахе большие средства выделялись на новую иранскую армию, была установлена всеобщая воинская повинность для мужчин сроком на два года.

Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха

В 50-е годы стали временем, когда усилия мирового империализма были направлены на то, чтобы, укрепляя связывающие Иран с Западом политические и экономические узы, превратить его в своего послушного партнера и обеспечить западным монополиям свободную эксплуатацию Иранской нефти. Эта стратегия воплотилась в таких событиях и актах, как заключение в 1954 г.

соглашения о нефти, приведшего к установлению контроля крупнейших нефтяных корпораций США и Англии над добычей и сбытом иранской нефти, вступление Ирана в 1955 г.

в Багдадский пакт, заключение соглашения с США о гарантиях американских частных капиталовложений в Иране (1957), присоединение к «доктрине Эйзенхауэра» (1958), заключение с США двустороннего военного соглашения (1959).

Упрочение позиций США и других империалистических стран в Иране происходило в условиях, когда его правящие круги всемерно содействовали усилению власти шаха. Иранский парламент был фактически лишен основных законодательных функций и права контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

Меджлис и сенат стали послушным орудием в руках шахского двора и правительства. В парламент избирались лишь деятели, лояльные в отношении шахского двора. Любая попытка создать оппозицию жестоко преследовалась. Главным инструментом борьбы с прогрессивными элементами стал созданный в 1957 г.

САВАК, выполнявший функции политической полиции, разведки и контрразведки.

Все эти меры, включая финансовую и иную помощь США и других государств Запада, способствовали сохранению власти шаха и правящей элиты, но не смогли вывести Иран из состояния экономической и социальной отсталости.

Проводившаяся правительством Манучехра Эгбаля (1957-1960) в угоду иностранным монополиям и иранской компрадорской буржуазии политика «открытых дверей» лишь обострила социально-политические и экономические проблемы страны.

Увеличение внешнего долга и рост дефицита платежного баланса, спад деловой активности, рост числа банкротств, ухудшение материального положения рабочих, крестьян и мелкобуржуазных слоев, распределение масштабов безработицы и неполной занятости и другие негативные явления усиливали оппозиционные настроения Недовольство политикой правящих кругов распространилось не только на трудящиеся классы и средние городские слои, но на значительную часть национальной буржуазии.

Разногласия вверхах содействовали росту популярности оппозиционных сил — буржуазных и мелкобуржуазных группировок, примыкавших в своем большинстве к платформе Национального фронта. Под давлением критических выступлений общественности как внутри страны, так и в эмиграции в 1960 г.

власти были вынуждены согласиться на легализацию НФ и входивших в него организаций, запрещенных после переворота 1953 г. Учтя неустойчивое положение правящей верхушки Ирана, США в тот период пошли на установление негласных политических контактов с умеренными лидерами буржуазной оппозиции.

Некоторые авторы не без основания временную легализацию НФ прямо связывают с американской политикой.

США А. Гарриман дал понять Мохаммеду Резе, что для стабилизации положения в Иране необходимы определенные перемены, в частности налоговая реформа и, хотя бы для видимости, демократизация общественно-политической жизни страны. Д.

Кеннеди не желал увеличивать финансовую и военную помощь. Ирану для модернизации и укрепления его вооруженных сил, тогда как шах именно это считал своей первостепенной задачей.

Эти вопросы стали основным предметом переговоров во время поездки шаха в США, состоявшейся позднее, в апреле 1962 г.

Валютно-финансовый и последовавший за ним политический кризис, неспособность правящих кругов добиться политической стабильности и, наконец, отказ США расширить военную и финансовую помощь режиму — все это свидетельствовало о приближении критической полосы для правящей верхушки Ирана, и, прежде всего для самого шаха.

Осознав, что на прежней социальной базе, без подлинных перемен в экономике и политике сохранить в своих руках власть невозможно, шах и его окружение из числа старой аристократии и крупной буржуазии решили безотлагательно приступить к осуществлению реформ, идея которых ранее использовалась в основном в целях социальной демагогии и манипулирования общественным мнением.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/41618.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий