15. Период расцвета схоластики: Ф. Аквинский. «Сумма теологий». Поздняя схоластика: Д. Скот, У. Оккам.

Период схоластики. Учения Фомы Аквинского

15. Период расцвета схоластики: Ф. Аквинский. «Сумма теологий». Поздняя схоластика: Д. Скот, У. Оккам.

Схоластика (IX-XII вв.) усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления.

Основные представители: Фома Аквинский, Иоганн Скотт Эриугена, Петр Абеляр, Сигер Брабандский, Роджер Бекон (не путать с Френсисом Беконом!), Оккам.

Фома Аквинский (1225-1274).

Канонизирован, является святым. Его книга «Сумма теологий» в католицизме является священной наравне с Библией. В своем учении опирался на философию Аристотеля. Учение Ф А — официальная доктрина Римско-католической церкви.

ФА различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим.

В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами.

Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное — все то, что нельзя познать органами чувств).

Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.

Косвенные доказательства существования Бога:

1. доказательство от движения — все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира — нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 2. доказательство от конечной причины — любое явление имеет свою причину. Первопричина явления — Бог. 3.

доказательство от необходимости и случайности — случайное зависит от необходимого, случайность-проявление необходимости

4. доказательство от совершенства — все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство — Бог.

все стремится к абсолютному совершенству

5. доказательство от цели — у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.все имеет свою цель и смысл, значит существует разумное начало, направл. к цели и обеспечивает тем самым гармонию и порядок.

В период деятельности ФА обостряется проблема веры и знания (теологии и науки).

ФА: «…Наука и Ф выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология — на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них.

Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом — верой.

Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога…»

Этическая доктрина ФА главной своей целью, как и у Августина Блаженного, представляет собой созерцание Бога и подготовку к вечной жизни.

Новым в доктрине у ФА является утверждение о промежуточном положении человека в мире (чувственное объединяет человека с животным миром, а разумное — с Богом).

Морально-практические действия человека определяются волей через выбор между добром и злом, т.е. человек ответственен за свои поступки.

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях.

Спор об универсалиях

Универсалии — это общие понятия.

В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты — общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма — Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм — продолжение традиций Платона и его теории идей. 2.

номиналисты — отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители — Дунс Скотт, Оккам.

Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм — продолжение традиций Аристотеля

3. концептуализм — умеренная позиция в споре об универсалиях.

Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма — Фома Аквинский, Петр Абеляр.

Ф эпохи Возрождения

«Возрождение» является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.

Прелюдия ЭВ начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы — последнего представителя ЭВ.

Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс — это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.

15 век — период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

Особенности философии ЭВ. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности — ионийцам. Ф ЭВ тесно связана с естествознанием.

В Ф ЭВ можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс — буржуазия — еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта Ф существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

Философы ЭВ использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Авторитет Аристотеля «падал», т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию — появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.

Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период Ф ЭВ — натурофилософский.

Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противопо-ложностями — теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.

Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно — естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста.

В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.

Продолжала существовать натурофи-лософия магикомистического типа. Лидером ее был Парацельс — выдающийся врач-практик, хирург и терапевт.

Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое «архе жизни» — активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа.

Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в ЭВ с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений.

Что касается философского содержания возрожденного платониз-ма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов ЭВ не внесла. Значение имеет лишь племика «превосходства» Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского.

Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.

В заключение необходимо отметить, что ЭВ породила предшественников утопического социализма — Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу — автора «Города солнца».



Источник: https://infopedia.su/11x4532.html

Схоластика. Номинализм и реализм о природе универсалий

15. Период расцвета схоластики: Ф. Аквинский. «Сумма теологий». Поздняя схоластика: Д. Скот, У. Оккам.

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

Период схоластики (VIII—XV вв.

), характерен стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение с помощью формальной логики, установлением точных дефиниций (определений). Следует отметить, что логика в тот период называлась диалектикой.

Поэтому вся схоластическая философия сводилась к такого рода «диалектике», поиску рациональных путей доказательства истин веры, данных в откровении.

Последним римлянином и первым схоластом по праву можно назвать Боэция (Аниций Манлий Северин 480-526). Боэцию философия представлялась великой утешительницей в образе прекрасной женщины «…

с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие…», дарующей мужество и силу духа. Она открывает око внутреннего узрения, осушает глаза, затуманенные заботами о бренных вещах.

Несомненной заслугой Боэция является дальнейшая разработка понятийного аппарата и соответствующей философской терминологии. К нему восходят утвердившиеся в новоевропейской философии понятия субстанции, акциденции (свойства), атрибута (коренного признака), модуса и т.д.

Так, к примеру, субстанцию он представлял как всеобщую основу вещи, на которой держится все остальное. На этом он строит и свое доказательство троичности Бога. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — это не три разных бога, а три лика, ипостаси или атрибуты одной и той же божественной субстанции, единосущной природы Бога.

Утрата же какого-либо атрибута Бога низводит его до Бога иудейского или магометанского. Благодаря Боэцию Европа узнала учение неоплатонизма. Заслугой Боэция стали его переводы логических трактатов Аристотеля и собственные труды по логике, заложившие основу средневековой схоластики.

Предметом схоластических споров выступали вопросы, на первый взгляд, надуманные и не имеющие жизненных оснований. (Приведем некоторые из них.Буридановский осел: если поставить бедное животное перед двумя идеально-одинаковыми по всем признакам охапками сена, то оно умрет с голоду, потому что нельзя отдать предпочтения ни одной из них.

Есть ли у крота глаза? В течение нескольких дней обсуждался такой «вопрос» на одной из дискуссий ученых-схоластов. Когда же садовник принес им живого крота, чтобы разрешить ученый «спор», то услышал: Вопрос решается в принципе — без эмпирических свидетельств.

Сколько чертей может уместиться на кончике иглы? Человек ли женщина?) Но именно на оселке таких экзотических, иррационально-мистических вопросов и различных жизненных коллизий оттачивалась логика мысли, ставились многие философские проблемы.

Исконно философские вопросы о соотношении духа и материи, идеального и реального в эпоху зрелой схоластики выразились в многовековом споре о природе общих понятий, универсалий (от лат. слова universalis — общий).

В чем их суть, как они образуются, какова их связь с миром единичных предметов, вещей, процессов? Одна часть схоластов («реалисты» — от лат.

слова realis -действительный, вещественный), к числу которых относятся «отцы схоластики» — Иоанн Скот Эриугена(810-877), Ансельм Кентерберийский(1033-1109) и, главным образом, Фома Аквинский, доказывали существование универсалий в трояком виде: 1) до вещей, в божественном разуме; 2) в самих вещах, как выражение их сущности или формы; 3) после вещей, т.е. в человеческом разуме, как результат абстракции.

Другие схоласты («номиналисты» — от латинского слова – имя, наименование) считали, что универсалии как общие понятия существуют лишь в человеческом разуме, мышлении. Крайним выражением номинализма были взгляды Иоанна Росцелина (1050-1110).

Он считал универсалии только именами вещей, существование которых сводится лишь к колебаниям голоса (звук звука). Поэтому реально существует только индивидуальное, единичное. Даже Бог, если он существует в трех лицах, то они являются самостоятельными и единичными сущностями. Единичное и служит предметом познания.

Отрицание объективного существования общего доводится здесь до логического конца: универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.

Спор реалистов с номиналистами был углублен и дополнен еще одним своеобразным направлением схоластики — концептуализмом. Концептуалисты рассматривали общие понятия как концепты, доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира, человека и Бога. Выдающимся представителем этого направления был Пьер Абеляр (1079-1142).

На его могиле была произнесена эпитафия такого содержания: «Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, великий спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный, тонкий и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусным словом — таким был Абеляр». Он полагал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом.

Чтобы правильно применять слова (наименования) нужно знать «вещи», их свойства, характеристики и особенности. Крайние реалисты, преувеличивающие значимость и объективность общего утрачивают видение действительности отдельного и единичного. Крайние же номиналисты уподобляются тем, кто не видит леса за деревьями, доверяет лишь единичному, впадает в эмпиризм, грех описательности.

Абеляр преодолевает такой радикальный дуализм. В общих понятиях он видит не пустые словесные формулы, а ценные логико-лингвистические конструкции, образующие мост между миром мысли и миром бытия. Так, по его мнению, без разума Библия все равно, что зеркало перед слепым. Не разум поглощает веру, напротив, вера включает в себе разум.

Нельзя противопоставлять разум и веру друг другу, необходима их взаимосвязь и взаимодополнение.

Великим систематизатором средневековой схоластики выступил Фома Аквинский(1226-1274).

Свое философское кредо он выразил так: «Размышляю о природе (о теле), чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией; над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Постижение же Бога возможно лишь через изучение его творений.

Божественное провидение действует через естественные законы, совокупность естественных причин. И человек способен повлиять на ход событий, тем самым открываются возможности для науки и практики. Уже при жизни Фома был назван «ангельским» доктором, а вскоре после смерти — канонизирован.

А в 1879 году Ватикан утвердил его учение — томизм в качестве официальной доктрины католической церкви. Аквинат дает оригинальную трактовку понимания идеального и материального, их соотношения.

Используя аристотелевское учение о форме и материи, Фома отдает приоритет активного, организующего и творчески созидательного начала принципу порядка, формы. Он соотносит его с производным, колеблющимся и неустановившимся принципом материи, которую он считает слабейшим видом бытия.

Мир индивидуальных явлений рождается на основе слияния первопринципов формы и материи. Так, к примеру, душа человека есть формообразующий принцип. Однако она свое полное индивидуальное воплощение получает только при соединении с телом. Фома систематизирует и приводит до десяти тыс. доказательств бессмертия души.

И если это применимо к каждому человеку, являющемуся «образом и подобием Божиим», то в отношении к Богочеловеку такая аргументация даже не имеет смысла. Ибо здесь речь идет не о степени и мере Богоподобия, а о его абсолютной полноте и совершенстве, явлении абсолютного Божества — Иисуса Христа в образе человека.

В нем слились воедино божественная (идеальная) и человеческая (материально-телесная) природы. В зависимости от того, в какой мере форма, т.е. божественное начало, реализуется в вещах, Фома Аквинский выделяет разно уровневую иерархию бытия мира, сотворенного Богом.

Первый уровень — это неорганический мир; второй — растительный мир; третий — животный мир; четвертый — самый близкий к Богу, — это человеческий мир.

На протяжении всей истории, включая и современность, первейшим вопросом теологии и религиозной философии остается проблема бытия Бога. Доказательство, обоснование, оправдание бытия Бога (в философии оно получило название «теодицея»- термин, введенный Лейбницем) ставится в центр философско-религиозных систем Средневековья.

И современные религиозные мыслители опираются на традиционные схемы доказательств, восходящие к Фоме Аквинскому — великому систематизатору схоластики. Создатель философско-религиозного учения томизма в своих трудах («Сумма теологий», «Сумма против язычников») дает обоснование онтологического монизма на основе признания Бога единственным началом и творцом всего мира.

Он вводит пять онтологических доказательств:

1. Бог как перводвигатель. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, то мы приходим к идее перводвигателя, т. е. Бога.

2. Бог как первопричина. Второй довод касается причинности. Если все в мире имеет причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог.

3. Бог как абсолютная необходимость. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом. Иначе воцарится хаос, разрушение, тлен.

4. Бог как абсолютное мерило всех совершенств. Для измерения степени совершенства блага, красоты, истинности всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог.

5. Бог как высшая целесообразность и главная цель. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит, должна быть и существовать и «последняя, главная цель, т.е. Бог».

Вызовом схоластике и основательным критиком томизма стал Иоанн Дунс Скот (1270-1308). Он развил учение о «двойственности истины», создателем которого явился арабский мыслитель Ибн Рушд (в лат. транскрипции Аверроэс).

Ее суть состоит в разграничении философии и теологии по тем истинам, которые им доступны, а также по предмету и методу. Тем самым положено начало высвобождению философии из-под диктата теологии, обосновывается автономность философии и науки от религии и теологии.

В противовес реализму, с его признанием в качестве определяющей действительность идеей общего, Скот подчеркивает самостоятельность индивидуального, которая представляет собой последнюю реальность.

В своей земной жизни человек подчинен природной необходимости. В вопросе конечных целей бытия человек должен прибегнуть к сверхъестественному началу, выраженному в откровении. Ибо из природной необходимости нельзя вывести возможность спасения души.

Божественная воля есть первичная и определяющая сила. Также и в человеке воля имеет приоритет в ее соотношении с разумом. Воля определяет в конечном счете поведение человека, его выбор.

Вера же выражает волю человека к совершенству, смыслу, целостности и полноте.

С именем Уильяма Оккама (1209-1349/50) связана победа номинализма над схоластическим реализмом. Номинализм утверждает реально существующим только единичные, отдельные тела и вещи.

Номинализм Оккама вырастал из эмпирических, опытных данных естественно-научного знания. Общее — это то, что объясняется на основе единичного. Общего вне человеческого познания не существует.

Универсалии всего лишь знаки единичных вещей, а субстанция не имеет самостоятельного существования. Оккам выступил против всех основных схоластических направлений своего времени.

Особую значимость приобрела знаменитая «бритва Оккама», смысл которой в рассечении истин философии и истин теологии (рационального и иррационального). А суть ее заключается в том, что не следует умножать без нужды число сущностей, идей, принципов.

Номинализм и зарождающийся эмпиризм отбрасывают схоластическую метафизику. Но при этом не происходит ее критического, т.е. позитивного преодоления с удержанием конструктивного момента, понимания сути и значимости общего.

На стадии позднего Средневековья завершается размежевание философии и теологии. Первые шаги делает опытная наука, зарождается экспериментальное естествознание. В европейских университетах, наряду с богословием велось преподавание и «свободных искусств», права, медицины, начинались научные исследования в области физики и математики.

Одновременно набирали силу и мистические учения. Они были связаны с поиском «философского камня», который представлялся в виде таинственных сил природных явлений с помощью которых можно превращать в золото различные металлы.

На таком философском фоне широкое распространение получила алхимия, приготовление универсальных целительных средств в медицине, астрология, перенесенная с космических высот на земную человеческую историю (Экхарт, Парацельс, Нострадамус).

В целостном и системном виде основные духовно-идейные направления и вехи в развитии средневековой философии можно представить следующейсхемой:

Апологетика I-III вв. Филон Александрийский (20 г. до н.э.-54 г. н.э.) Юстин Мученик (?—165) Тертуллиан (160-220) Климент Александрийский (150-216) Ориген (185-264)
Патристика IV-VIII вв. Августин Блаженный (350—430) Василий Великий (330-379) Григорий Нисский (335-394) Максим Исповедник (580-662) Иоанн Дамаскин (675-753)
Схоластика IX-XV вв. (реализм, номинализм, томизм) Эриугена (810-887) Альбер Великий (1193-1280) Иоанн Росцелин (1050-1125) Пьер Абеляр (1079-1142) Ансельм Кентерберийский (1033-1109) Фома Аквинский (1225-1274) Уильям Оккам (1309-1350)
Ближневосточная философия XI-XIII вв. Авиценна (980-1037) Аверроэс (1126-1198) Маймонид (1135-1204)
Мистицизм XIV-XVI вв. Экхарт (1260-1327) Парацельс (1493-1541) Нострадамус (1503-1566)

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1380. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/9-48569.html

Схоластика. Фома Аквинский

15. Период расцвета схоластики: Ф. Аквинский. «Сумма теологий». Поздняя схоластика: Д. Скот, У. Оккам.

В XIXIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма.

* Схоластика – католицистская теология, которая доказывала постулаты веры с помощью разума.

— В том числе, опираясь на философию Аристотеля.

Фома Аквинский (1225 или 12261274 гг.).

Доминиканский монах. Род. близ итальянского города Аквино. Преподавал богословие в Париже. Главный труд – «Сумма теологий». Влияние философии Аристотеля.

* Постулаты веры выше разума, но не противоречат разуму.

* Теология (богословие) выше философии.

* Философия – служанка богословия.

Доказательства бытия Бога

1) Движение. Все движется. Движение когда-то и кем-то должно было быть начато. Кем? Богом.

2) Производящая причина. Все существующее изначально должно было кем-то, или чем-то быть произведено. Т.к. ничто не может произвести само себя, то должна быть какая-то первоначальная производящая субстанция. Кто? Бог.

3) Необходимость. Каждая вещь возникла в силу определенной необходимости. Если бы этой необходимости не существовало, то не возникало бы и вещей. Что есть первоначальная необходимость? Бог.

4) Степень совершенства бытия. Все вещи отличаются степенью совершенства. Хорошие, плохие, лучшие, худшие. Но нет среди вещей идеальной вещи. Все они сравниваются только с самым совершенным. С кем? С Богом.

5) Существование всего имеет какую-то цель. Кто определил цель первоначально? Бог.

Не все можно понять разумом

* Например, истины о триединстве Бога, о телесном воскрешении мертвых в результате страшно суда.

* В эти истины нужно верить.

Бытие

* «Активная форма» (Бог).

* «Пассивная материя» (содержание).

* Бог придает форму пассивной материи.

* Духовное выше материального.

Государство.

☺ Человек – «животное общительное и политическое».

* В одиночку удовлетворить свои потребности человек не может, поэтому объединяется в государство.

☺ Духовный мир возглавляется папой как наместником бога.

* Подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

«Всякая власть – от Бога».

* И духовная и светская власти “соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей”.

* Монарх, правящий без папского благословения – правит лишь в своих интересах, по сути, превращается в тирана.

* Народное восстание против такого тирана не будет незаконным.

* Но лучше – терпеть, а то может быть еще хуже.

Учение о законах, их видах и соподчиненности.

* У всех сущностей есть ЦЕЛЬ существования

* Неизбежны столкновения этих целей.

* Закон – для урегулирования этих целей.

* Т.О. закон – общее правило для достижения цели.

По Аристотелю:

* Законы делятся на естественные и положительные (писаные).

* Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “небесного блаженства”).

В результате:

1)вечный (божественный естественный),

2)естественный (человеческий естественный),

3)человеческий (человеческий положительный) и

4)божественный (божественный положительный).

* Вечный закон – “сам божественный разум, управляющий миром”;

* Естественный закон – стремление к самосохранению и продолжению рода.

* Человеческий закон – феодальное право, подкрепленное принуждением, санкцией.

* Божественный, или откровенный, законБиблия.

Действующий закон – воля Бога

*Нарушение феодального закона – тяжкий грех.

Католическая церковь почитает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католицизма. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено “единственно истинной философией католицизма”.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_24296_sholastika-foma-akvinskiy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий