15. Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

15. Доминанта

15. Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

Доминанта— устойчивый очаг повышенной возбудимостинервных центров, при котором возбуждения,приходящие в центр, служат усилениювозбуждения в очаге, тогда как в остальнойчасти нервной системы широко наблюдаютсяявления торможения.

Инымисловами, это очаг возбуждения в центральнойнервной системе, временно определяющийхарактер ответной реакции организмана внешние и внутренние раздражения.

Доминантномуочагуприсущиследующие основныесвойства:

1.Повышеннаявозбудимость и лабильность.В этом случае доминирующие центры могутреагировать даже на подпороговыераздражители.

2.Стойкостьвозбуждения.Стойкое возбуждение доминантного очагаподавляет путем торможения другиеважные очаги возбуждения, возникающиев этот момент в других центрах.

3.Инерция.Доминантный очаг в большинстве случаевне сразу оставляет центр, он может ввиде следов возбуждения длительносохраняться и после прекращения действияраздражителя.

4.Доминанта можеттормозиться и исчезать,но для этого необходимо возникновениенового более сильного или биологическиважного очага возбуждения.

5.Способность к суммациивозбуждения.Это свойство доминантного очага позволяет“притягивать” к себе очаги возбужденияот других нервных центров, менеевозбужденных в данный момент и усиливатьсяза счет их.

6.Способность к самовозобновлению.Доминантная система, включающая несколькоцентров, определяет условия для еевозникновения. Детерминантная системаопределяет характер доминанты. Например,детерминанта беременности определяетхарактер беременности, в дальнейшем -переходит в родовую доминанту.

Доминанталежит в основе координированнойдеятельности организма,обеспечивая поведения человека иживотных в окружающей среде, формированиеэмоциональныхсостояний,реакцийвнимания,закрепленияусловныхрефлексови их торможения.

Установившаясядоминанта можетбыть длительным состоянием,которое определяет поведение организмана тот или иной срок. Способность стойкоподдерживать возбуждение во времени —характерная черта доминанты.

Однакодалеко не всякий очаг возбуждениястановится доминантным.

Повышениевозбудимости нервных клеток и ихфункционального значения определяетсяспособностью суммировать возбуждениепри поступлении любого случайногоимпульса.

16. Мотивациогенные и эмоциогенные структуры мозга

Эмоции

Наиболееубедительные данные о нейроанатомииэмоций получены в отношении тех мозговыхструктур, которые определяют знакэмоций. Опыты на животных с электрическойстимуляцией и разрушением мозга, а затеми с самостимуляцией мозговых структурпоказали существование 2хтипов центров,возбуждение которых вызывает эмоции спротивоположным знаком (приятные инеприятные).

Порезультатам экспериментов были выявленыцентрыудовольствия,стимуляция которых вызывает реакциюподкрепления, а также центрынеудовольствия,раздражение которых ведет к реакцииизбегания.

Центрынеудовольствиянайдены в центральномсером веществеи в гипоталамусе.

Структуроймозга, критически связанной со страхом,является миндалина.По мнению Павла Васильевича Симонова,миндалина вместе с гипоталамусомобразует мотивационно-эмоциональнуюсистему,т.к. одной из её функций является выбордоминирующей мотивации.

Согласногипотезе Дж.Пейпецасуществует единаясистема,объединяющая ряд структур мозга иобразующая мозговойсубстрат для эмоций.Эта система получила название кругПейпеца.

Онвключаетв себя:гипоталамус— передневентральное ядро таламуса —поясную извилину — гиппокамп —мамиллярные ядра гипоталамуса. Вдальнейшем было предложено называтьданную систему лимбическойсистемой.

Источникомвозбужденияв этой систе­ме является гипоталамус.Сигналы от него следуют в средний мозги нижележащие отделы для инициациивегетативных и моторных эмоциональныхреакций. Одновременно нейроны гипоталамусачерез коллатерали посылают сигналы впередневентральное ядро в таламусе.Поэтому пути возбуждение передается кпоясной изви­лине коры большихполушарий.

Однакосегодня гипотеза Дж. Пейпеца приходитв противоре­чиесо многими фактами. Об этом свидетельствуеттот факт, что у человека стимуля­циягиппокампа электрическим током несопровождается появле­нием эмоций(страха, гнева и т.п.). Субъективно пациентыиспытывают лишь спутанностьсознания.

Извсех структур круга Пейпеца наиболеетесную связь с эмоци­ональным поведениемобнаруживают гипоталамуси пояснаяизви­лина.

Кроме того, оказалось, что и многиедругие структуры мозга, невходящие в состав круга Пейпеца, обладаютсильным влияни­ем на эмоциональноеповедение.

Среди них особую роль играютлобнаяи височнаякораголовного мозга, а также миндалина.

Мотивация

Американскийисследователь Стелларсформулировал теорию, которая связываетформирование мотиваций с деятельностьюспециальных мотивациогенныхгипоталамических центровголовного мозга, на которые оказываютвлияние кортикальныеимпульсы,тормозныегипоталамические центры,чувствительные стимулы,гуморальныефакторыи др. Эта точка зрения нашла подтверждениев многочисленных исследованиях.

Многимиисследователями показано, что вформировании мотиваций различногобиологического качества наряду сгипоталамическими структурами принимаютучастие лимбическиеи ретикулярныеструктуры мозга,включая различные отделы корыбольших полушарий.

Ведущуюроль в формировании биологическихмотиваций играет гипоталамическаяобласть мозга.Здесь осуществляются процессытрансформации мотиваций биологической(метаболической) потребности вмотивационное возбуждение. Гипоталамическиеструк­туры мозга на основе их влиянийна другие отделы мозга определяютформирование обусловленного мотивациейповедения.

Какпоказывают физиологические наблюдения,внутренняя метаболическая потребностьнаходит свое потребности отражение,прежде всего в деятельностиопределенных внутреннихорганов и изменении составакрови.

Нервные и гуморальные сигналы одоминирую­щей биологической потребностиадресуются к специ­альнымзонам гипоталамуса.

Например, наличие нейронов, воспринимающихсигнализациюотпусто­гожелудкафакторы«голоднойкрови»обнаруже­ны микроэлектродным методомв области латераль­ного гипоталамуса.

Особенностьнейронов гипоталамической областисостоит в их тесных функциональныхконтактахс капиллярамии в специфике метаболическихпроцессов.

Каждая группанейроновгипоталамической области ис­пользуетв своем нормальном метаболизме толькоопределенныегуморальные факторыи при измене­нии их содержанияизбирательноприходит в состо­яние возбуждения.

Таким образом, эти нейроны обладаютсвойствами рецепцииопределен­ной внутренней потребности.

Благодаряспецифическому метаболизму различ­ныеучастки гипоталамической области исоставляют так называемые мотивациогенныецентры.

Этицентры име­ют обширные связис другими отделами мозга,и в первую очередь с лимбическимии ретикулярнымиобразованиями,а через них с коройбольшихполу­шарий.

Воснове биологических мотиваций любогокачест­ва лежат восходящие активирующиевлиянияспе­цифических гипоталамическихцентров на кору больших полушарий.Эти влияния устраняются по­слеудовлетворения потребности.

Различныеотделы коры и другие структуры мозга,в свою очередь, оказывают нисходящиевозбуж­дения и тормозные влияния наинициативные мотивациогенные центрыгипоталамуса.

Всеэто указывает на то, что мотивационноесо­стояние представляет собойкачественно особое, интегрированноесостояние мозга,при котором на основе восходящихактивирующих влияний гипо­таламическихцентров каждая структура мозга вноситсвои активирующие или тормозные влия­нияи тем самым создает специфическую длякаж­дой мотивации интеграцию, приводящуюв каждом случае к специфической формецеленаправленнойдеятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/6177614/page:5/

Стадии протекания ориентировочного рефлекса и их проявление на различных уровнях в организме

15. Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

Структура ориентировочного рефлекса. Ориентировочный рефлекс проявляется целым комплексом реакций. Целесообразно выделить три фазы в развитии ориентировочного рефлекса.

Первая фаза выражается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы. Это общее, или превентивное (по П. В. Симонову), торможение, которое возникает на появление любого постороннего раздражителя с неизвестным сигнальным значением.

Вторая фаза начинается, когда состояние «стоп-реакций» переходит в реакцию вздрагивания (или обшей активности). На стадии общей активации весь организм приводится в состояние рефлекторной готовности к возможной встрече с чрезвычайной ситуацией.

Мобилизация самозащиты организма при встрече с новым стимулом, объектом выражается в общем повышении тонуса всей скелетной мускулатуры.

На этой стадии ориентировочный рефлекс проявляется в форме поликомпонентной реакции, включающей поворот головы и глаз в направлении стимула.

Третья фаза ориентировочного рефлекса начинается с фиксации поля раздражителя для развертывания процесса дифференцированного анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма. Поликомпонентный состав ориентировочного рефлекса свидетельствует о его сложной морфофункциональной организации.

Нервная модель стимула — определенная система нервных клеток, хранящих информацию о свойствах применяющегося раздражителя (Е.Н. Соколов). При действии раздражителя на органы чувств происходит его сравнение с уже имеющимися в ЦНС моделями для того же класса раздражителей.

При несовпадении раздражителя с моделями возникает ориентировочная реакция. Предполагается, что формирование Н. м. с.

связано с определенными структурами мозга (гиппокампом, ретикулярной формацией), где имеются нейроны «новизны», реакция которых угасает с повторением раздражителя.

Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

К учению о доминанте принцип общего поля имеет непосредственное отношение, являясь как бы его продолжением.

Принцип доминанты был сформулирован Ухтомским в 1926 году как механизм функционирования нервных центров, согласно которому для деятельности нервной системы как единого целого необходимо существование доминантного или господствующего очага возбуждения в ЦНС.

В ЦНС в каждый данный момент существует лишь один доминирующий очаг возбуждения, который определяет характер текущей реакции. Доминанта является своеобразным средством общения организма с окружающей средой.

В естественных условиях существования организма человека и животных в каждый данный момент доминанта может одновременно охватывать системы многих рефлексов. В связи с этим возникают различные доминанты — пищевая, половая, двигательная и др. Например, во время пищевой доминанты очаг возбуждения локализован в пищевом центре, во время двигательной — в двигательном и т. д.

Доминантному очагу присущи следующие основные свойства:

1. Повышенная возбудимость и лабильность. В этом случае доминирующие центры могут реагировать даже на подпороговые раздражители.

2. Стойкость возбуждения. Стойкое возбуждение доминантного очага подавляет путем торможения другие важные очаги возбуждения, возникающие в этот момент в других центрах.

3. Инерция. Доминантный очаг в большинстве случаев не сразу оставляет центр, он может в виде следов возбуждения длительно сохраняться и после прекращения действия раздражителя.

4. Доминанта может тормозиться и исчезать, но для этого необходимо возникновение нового более сильного или биологически важного очага возбуждения;

5. Способность к суммации возбуждения. Это свойство доминантного очага позволяет “притягивать” к себе очаги возбуждения от других нервных центров, менее возбужденных в данный момент и усиливаться за счет их.

6. Способность к самовозобновлению. Доминантная система, включающая несколько центров, определяет условия для ее возникновения. Детерминантная система определяет характер доминанты. Например, детерминанта беременности определяет характер беременности, в дальнейшем — переходит в родовую доминанту.

Доминанта лежит в основе координированной деятельности организма, обеспечивая поведения человека и животных в окружающей среде, формирование эмоциональных состояний, реакций внимания, закрепления условных рефлексов и их торможения.

Доминанта имеет большое значение в практической деятельности врача. Дело в том, что каждый больной — это человек с доминантной болезни, которая подчас усугубляет течение болезни. Врач должен постоянно помнить об этом и своим теплым и внимательным отношением к пациенту стараться, по — возможности, ее снимать (слово лечит, слово калечит).

Следует также помнить, что при определенных условиях физиологическая доминанта может переходить в патологическую и вызывать функциональное расстройство нервной системы.

Например, часто повторяющиеся отрицательные эмоции, вызывая застойный очаг возбуждения в ЦНС, могут приводить к развитию таких болезней, как невроз, гипертоническая болезнь и др.

Биологические потребности.

Биологические потребности, происхождение которых связано с сохранением жизни индивида и

вида. При таком определении в эту группу можно включить следующие потребности.

1. Потребность гомеостазиса, т. е. поддержания постоянства внутренней среды, нарушение

которого ведет к возникновению специфических ощущений, что побуждает организм к удовлетворению

этой потребности. Например, при недостатке воды в организме или высоком осмотическом давлении

возникает жажда, которая побуждает организм к поиску воды и потреблению ее, что устраняет жажду и

удовлетворяет эту потребность. При недостатке питательных веществ возникает ощущение голода, что

формирует пищевое поведение — поиск, добывание и потребление пищи, потребности испражнения,

мочевыведения.

2. Потребность сохранения – самосохранения и сохранения вида.

3. Родительские потребности – воспроизведение и охрана потомства.

4. Половая потребность.

5. Потребность труда и отдыха, в том числе и сна. Движение человеку так же необходимо, как и

отдых.

Бытовые потребности – одежда, жилье, санитария и т.п. Санитарный инстинкт у человека

утратился и перешел в разряд бытовых потребностей, так же как и потребность человека в территории

(у животных – инстинкт территориального поведения).

Социальные потребности, происхождение которых связано со средой обитания, так же характерны

для животных и человека, как и биологические потребности.

Перечислим основные социальные потребности человека.

1. Стремление принадлежать к определенной социальной среде и иметь желаемую профессию.

2. Соблюдение норм поведения в рамках критериев нравственности общества.

3. Стремление к успеху (лидерство, творчество, спортивные и производственные достижения, успехи

в учебе на различных ступеньках образовательной лестницы, компетентность, профессионализм и т.п.).

Именно социальная среда формирует все эти и подобные им потребности. У Маугли тоже

формируется потребность в успехе, но она имеет иное происхождение и значение, нежели потребность

в успехе человека в его социальной среде.

Поэтому так называемые идеальные потребности, например потребность творчества, имеют

социальное происхождение, и они должны включаться в группу социальных потребностей, как и

некоторые другие. Именно социальная среда определяет характер этих потребностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b9041.html

Доминанта

15. Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

Определение

Доминанта — это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий себе другие очаги.

По определению самого автора учения о доминанте А.А. Ухтомского, доминанта – это «временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов».

Субдоминанта — это подчинённый очаг возбуждения, который усиливает доминанту. Обычно это более слабый очаг, который своим возбуждением подпитывает основную доминанту.

Свойства доминанты
1) Повышенная возбудимость, т.е. чувствительность к возбуждению.2) Устойчивость во времени.3) Торможение других очагов возбуждения.

4) Использование «чужого» возбуждения из других очагов для усиления собственного

.

Доминирующий очаг возбуждения тормозит деятельность других очагов возбуждения и как бы перехватывает у них возбуждение.

Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение в доминантном очаге, и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально.

Так, например, у одного знаменитого древнеримского сенатора была доминанта на вражеское государство — Карфаген. И с чего бы он ни начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: «Карфаген должен быть разрушен!»

Анимированная иллюстрация доминанты.

Принцип доминанты был сформулирован выдающимся отечественным физиологом А.А. Ухтомским, учеником Н.Е. Введенского, в 1924 году.

Для деятельности нервной системы характерно наличие в каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения называют доминантой. Принцип доминанты — один из основных в координационной деятельности нервная система.

Благодаря ему при непрерывном воздействии на организм самых разнообразных внешних раздражителей достигается определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.Доминантный очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счёт усиливаться.

В это время другие, не входящие в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую.

Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по типу отрицательной индукции. Чем моложе ребёнок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.

По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической основой акта внимания и предметного мышления.

Интересный и эмоциональный рассказ учителя, хорошо выполненная таблица, опыт, поставленный учениками, кадры кинофильма способствуют созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что имеет немаловажное значение в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты и её динамика (развитие во времени)

1. Генерализация доминанты — это распространение повышенной возбудимости на большие территории головного мозга. Доминантный очаг в этот период очень большой. Какое бы раздражение не давалось, ответ будет только один — доминантный рефлекс.

2. Концентрация доминанты (локализация) — это «стягивание» большой зоны возбудимости в один локальный и концентрированный доминантный очаг.

3. Дифференциация доминанты — выбор предпочитаемого, приоритетного варианта раздражения для осуществления доминантного рефлекса. Формируется механизм различения сходных раздражителей, и лишь один из них начинает играть роль пускового раздражителя, запускающего деятельность доминанты.

4. Консолидация доминанты — укрепление очага возбуждения, приобретение им повышенной устойчивости, подчинение ему других очагов возбуждения.

5. Констелляция доминанты — это создание целого «созвездия» из отдельных доминантных очагов на разных уровнях мозга, связанных друг с другом и работающих совместно.

Происходит вовлечение в структуру доминанты дополнительных очагов, разположенных уже в разных отделах и областях мозга, а не в соседних участков, как в случае генерализации.

 Это понятие доминанты в виде констелляции возбуждённых очагов, взаимодействующих друг с другом, соответствует расширенному понятию нервного центра как управляющей системы для регуляции определённой функции (например, «дыхательный центр», «пищевой центр» и т.п.).

Но при этом считается, что констелляция имеет всё же временный, функциональный характер, что сближает её с понятием «функциональная система», которое значительно позже было введено в физиологию П.К. Анохиным.

6. Изоляция доминанты — это частичное отделение и обособление доминантного очага от других возбуждённых участков мозга, приобретение им автономности и пониженной реактивности.

На этом этапе происходит ограничение количества входов в данный доминантный очаг. Образно говоря, можно сказать, что доминанта начинает жить своей собственной жизнью, отдельно от остального мозга.

Это позволяет мозгу начать формировать другие доминанты параллельно с возникшей ранее.

7. Разрушение доминанты (затухание доминанты) — прекращение деятельности данного доминантного очага возбуждения, которое может закончиться прекращением его существования.

© 2012-2019 Сазонов В.Ф. © 2012-2016 kineziolog.bodhy.ru. © 2016-2019 kineziolog.su.

Как победить ненужную или вредную доминанту?

Процитируем в качестве ответа слова создателя учения о доминанте А.А. Ухтомского: «Если вам не нравится ваше поведение, то довольно бесплодная задача бороться с ним, атакуя его доминанты «в лоб». В результате будет, вернее всего, только усиление укрепившейся доминанты.

Это потому, что за ней есть укрепившиеся физиологические основания, своя история и инерция. Целесообразней искать условий для возникновения новой доминанты – не пойдёт ли она рядом с первой. Если пойдёт, то первая сама собой будет тормозиться, и, может быть, сойдёт на нет».

Источник: http://kineziolog.su/content/dominanta

Свойства доминантного центра

15. Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

— повышенная возбудимость;

— способность к суммации;

— возбуждение характеризуется высокой стойкостью(инертностью);

— способность растормаживаться.

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы.

Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «актавнимания и предметного мышления».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель сгештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

30. Концепция функциональной системы П.К. Анохина.

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974).

Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие.

Они объединяются, интегрируются в систему более высокого порядка, в целостную архитектуру приспособительного, поведенческого акта. Этот принцип интегрирования частных механизмов был им назван принципом «функциональной системы».

Определяя функциональную систему как динамическую, саморегулирующуюся организацию, избирательно объединяющую структуры и процессы на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспособительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения (Анохин П.К., 1968). С этих позиций может быть рассмотрена и структура отдельного двигательного акта.

Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции.

Выделяют два типа функциональных систем.

1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма.

Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п.

Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.

2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

31.Изменение ВНД у детей и подростков под влиянием различных факторов.

Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к действию факторов окружа­ющей среды, поэтому те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности.

В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами.

Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то измене­ния высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы.

Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изме­нения заметны у младших школьников.

Различные химические вещества, меняя функцио­нальное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность.

Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ре­бенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин.

Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также небла­гоприятные изменения вегетативных функций.

В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, неза­висимо от типа их высшей нервной деятельности, употреб­ление крепкого чая и кофе для них является нежелательным. Значительное влияние на высшую нервную деятель­ность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает воз­буждение, а в больших — угнетает и процессы возбужде­ния. У человека в результате длительного курения наруша­ется нормальное соотношение между процессами возбуж­дения и торможения и значительно снижается работоспо­собность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую не­рвную деятельность детей и подростков оказывает упот­ребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя.

Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начи­нает преобладать возбуждение. Это характеризуется повы­шением настроения и кратковременным увеличением рабо­тоспособности.

Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у под­ростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злоб­ным, агрессивным и грубым.

Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происхо­дит примерно за два года. Опьянение у подростков ха­рактеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов.

В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться ин­стинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых.

Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10 — 11 лет и в большинстве случаев это была вина роди­телей.
Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет —в 40 %, в возрасте 15—16 лет — в 32%.

№32ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП-физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе).

Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Процесс образования Д. с. представляет собой напряженный нервный труд.

Зато для сложившегося стереотипа характерны легкость, четкость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение соответствующей деятельности. В этом суть биологич. значения Д. с. как формы весьма совершенного приспособления организма к условиям внешней среды.

Инертность стереотипа в известных пределах не является отрицат. качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его «динамичностью», т.е. способностью к перестройке.

При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.

Д. с. есть проявление системности работы коры больших полушарий. В итоге вся кора становится «сложнейшей динамической системой».

У человека Д. с. представляет собой физиологич. механизм множества явлений психич. деятельности, напр. таких, как навыки, привычки, – вообще, формы психич. деятельности, характеризующиеся ритми-зированным, автоматич. протеканием; он обеспечивает автоматизированность многих операций деятельности.

Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки делают возможным сосредоточение внимания на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Поэтому закономерности формирования Д. с.

должны использоваться для правильной организации производств. обучения. Знание особенностей функционирования Д. с. важно и в воспитат. работе. Создание четкого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима, что физиологически соответствует выработке ряда Д. с.

обеспечивает бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Особенности нарушения стереотипа необходимо знать воспитателю для понимания и предупреждения психич. «кризисов» личности, к-рые могут появиться при изменении образа жизни или характера деятельности.

Резкие нарушения стереотипа могут в нек-рых случаях иметь тяжелые последствия, привести к неврозу.

№33. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом.Внимание — одна из важнейших психологических функций. Оно — обязательное условие результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, совершаемые в уме.

Выделяются два типа внимания — произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель, и непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде — новизне, неопределенности.

Структурно-функциональная организация внимания. Непроизвольное внимание по механизму близко к ориентировочной реакции, оно возникает на новое или неожиданное предъявление стимула.

Начальная ситуация неопределенности требует мобилизационной готовности коры больших полушарий, и основным механизмом, запускающим непроизвольное внимание, является вовлечение в этот процесс ретикулярной модулирующей системы мозга (см. рис. 55).

Ретикулярная формация по восходящим связям вызывает генерализованную активацию коры больших полушарий, а структуры лимбического комплекса, оценивающие новизну поступающей информации, по мере повторения сигнала опосредуют либо угасание реакции, либо ее переход к вниманию, направленному на восприятие или организацию деятельности.

Произвольное внимание в зависимости от конкретных задач, потребностей, мотивации облегчает, «оптимизирует» все этапы осуществления познавательной деятельности: начальный — ввод информации, основной центральный — ее анализ и оценку значимости и конечный результат — фиксацию нового знания в индивидуальном опыте, поведенческую реакцию, необходимые двигательные действия.

На этапе ввода и первичного анализа стимула, его выделения в пространстве важная роль принадлежит двигательным компонентам внимания — глазным движениям. Процессы, происходящие на уровне среднего мозга (четверохолмие), обеспечивают саккадические движения глаз, помещающие объект в область наилучшего видения на сетчатке.

Реализация этого механизма происходит при участии заднеассоциативной теменной коры, которая получает разномодальную информацию от сенсорных зон (информационная составляющая) и от коркового отдела лимбической системы (мотивационная составляющая).

Формирующиеся на этой основе нисходящие влияния коры управляют структурами среднего мозга и оптимизируют начальный этап восприятия.

Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Управляющий эффект (локальная активация) достигается регулирующими влияниями лобной коры.

Реализация локальных активирующих влияний осуществляется через ассоциативные ядра таламуса. Это так называемая фронто-таламическая система внимания.

В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит также структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобным неокортексом (см. рис. 56).

Активация исполнительных механизмов, включающих моторные программы и программы врожденного и приобретенного поведения, осуществляется с участием лобных отделов и базальных ганглиев, находящихся под двойным контролем — коры и лимбического мозга.

Таким образом, произвольное селективное внимание обеспечивается целыми комплексами иерархически организованных структур. В результате активирующие влияния становятся опосредованными результатами анализа ситуации и оценки значимости, что способствует формированию системы активированных мозговых центров, адекватной условиям выполняемой задачи.



Источник: https://infopedia.su/9x4926.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий