15. Динамика и этапы развития детского коллектива

Этапы развития детского коллектива

15. Динамика и этапы развития детского коллектива

Материал из Летний лагеря

Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Возникнув в рамках заданной организационной структуры, он непрерывно находится в динамике, поскольку изменяются сами дети, меняются межличностные связи, отношения, психологическая атмосфера. Движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Для руководителя очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает.

Выделим три основные этапа развития детского коллектива.

Первый этап — становления и первоначального сплочения.

В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.

Обычно на этом этапе находятся детские группы в начале смены в детском загородном лагере или в новой детской организации.

Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями.

Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер, постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е.

его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в лагере.

Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.

Организуя отрядную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы.

Педагог организует работу на основе ближней перспективы. Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха.

Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, создает эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.

В детском загородном лагере с первой минуты необходимо включать детей в интересную для них деятельность – это может быть подготовка к вечеру знакомств, к открытию лагеря и т.д.

Педагог должен внимательно наблюдать за процессом организации малых групп, которые на этом этапе стремятся к самоопределению. Идет дифференциация групп – нередко между ними возникают противоречия, являющиеся следствием несогласованных притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.

Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:

  • выявить уровень воспитанности детей;
  • выявить уровень их интеллектуального развития;
  • выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;
  • изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов *детского коллектива;
  • изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.

Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты.

Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

Если рассматривать подростковые коллективы, то, как правило, можно выделить типичные группы, складывающиеся на этом этапе. (Заметим, что в подростковом возрасте по составу эти группы, как правило, однополые).

Первая группа — девочек с позитивными ценностными ориентациями, активно участвующих в отрядной деятельности, являющихся опорой вожатого. Они охотно отзываются на различные инициативы, «болеют» за интересы отряда. Педагог должен поддерживать их, способствовать созданию их авторитета в отряде, развивать организаторские и лидерские качества.

Вторая группа – мальчиков с позитивными ценностными ориентациями, интересы которых носят познавательных характер. Это может быть увлечение компьютерами, какими-либо областями деятельности (особенно, если речь идет о специализированных профильных сменах или отрядах).

Они могут интересоваться, а могут не интересоваться общественной работой, их поведение, как правило, не доставляет хлопот педагогу и его задача сводится к тому, чтобы их интересы не были односторонними.

Этих ребят необходимо активнее вовлекать в организацию различных воспитательных мероприятий.

Третья группа – мальчиков, объединенных вокруг лидера со знаком «-». Их социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам. Это, как правило, дети в основном из неблагополучных семей, подростки, стремящиеся установить власть над другими с помощью физической силы, то сегодня это нередко дети из очень обеспеченных семей, подчиняющие себе других с помощью денег.

В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик действительно принципиально не хочет подчиняться требованиям лагеря. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться.

Поэтому с самого начала, узнав что, интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего отряда и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами.

Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником.

Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью денег, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.

Четвертая группа – девочек, ориентированных не на своих отрядных товарищей, а на общение с более старшими ребятами.

Это, как правило, девочки, опережающие в своем развитии (особенно физическом) сверстников и поэтому их интересы не совпадают с интересами сверстников.

Их также надо привлекать к совместной творческой деятельности, и они охотно будут это делать, когда речь идет о соревнованиях между отрядами лагеря, об общелагерных мероприятиях.

Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо организовывать совместную деятельность детей из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества.

Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в отряде можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни.

По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.

Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы.

Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками.

Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка.

Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

  • создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
  • способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
  • воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
  • научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,

привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения, научить ребят осмысливать свою деятельность, развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.

Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.

На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции.

В отряде царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности.

Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.

Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.

В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел. При этом каждый раз цели и задачи коллектива расширяются и углубляются.

В это время коллектив вполне может строить работу на основе дальних перспектив.

Большое значение имеют внешние связи, когда коллектив выступает как целое, с другими отрядами лагеря он связан дружескими отношениями. В лагере выступает инициатором и организатором интересных дел для младших отрядов, КВН-ов, вечеров, праздников.

Педагогическая позиция вожатого на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта. Ребята при этом знают, что педагог всегда готов принять участие в интересных делах отряда, помочь советом, поделиться своим опытом.

Они глубоко уважают его не только за знания, но и за его личные качества.

На этом этапе вожатый решает следующие основные педагогические задачи:

  • создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности;
  • предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества;
  • помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта;
  • осмысление сформированных социальных ориентаций, увлечение подростков перспективой самосовершенствования.

Источник: https://summercamp.ru/%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0

Динамика и стадии развития детского коллектива. Педагогическое руководство процессом развития коллектива на разных стадиях

15. Динамика и этапы развития детского коллектива

По А. С. Макаренко, выделяют три стадии развития коллектива. На первой стадии средство сплочения коллектива – это единоличное требование педагога к учащимся.

На второй стадии основным проводником требований становится уже актив. Категорическое требование переходит в требование коллектива.

Третья стадия образуется из второй путем плавного перехода. В коллективе формируется система самоуправления.

Л. И. Уманский выделил признаки этой зрелости в группе и распределил ее по стадиям развития. Он их объединил в три блока.

1. Общественный блок с подструктурами социальной ориентированности, организованности и подготовленности, которые отображают идеологическую, управленческую и деловую сферы жизнедеятельности группы.

2. Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, которые отображают общность трех сторон сознания и соответственных сфер групповой жизнедеятельности.

3. Блок коллективных характеристик (микроклимат, лидерство, интегративность, референтность, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Говоря о средствах развития коллектива, можно вывести два существенных вывода: 1) основными средствами формирования коллектива являются различные виды деятельности, в том числе и учебная;

2) деятельность школьников должна отвечать ряду условий, таких как умелое предъявление требований, создание общественного мнения, система перспектив, создание и повышение позитивных традиций коллективной жизни. Педагогическое требование – это важнейший фактор формирования коллектива. Его функция состоит в наведении дисциплины и организованности в деятельность воспитанников.

Предъявление требований взаимосвязано с приучением и упражнением учеников.

Общественное мнение представляет собой совокупность которые даются в среде воспитанников разнообразным ситуациям и фактам коллективной жизни. Когда в коллективе есть общественное мнение, он начинает работать как хорошо организованная и социально направленная ячейка общества.

Огромный смысл для формирования коллектива имеет организация системы перспектив, т. е. выявленный А. С. Макаренко закон движения коллектива. Коллектив должен постоянно двигаться вперед, в противном случае остановка в развитии коллектива ведет к его распаду.

Важным критерием является организация самоуправления. Органы самоуправления бывают временными и постоянными.

К условиям функционирования школьного самоуправления относят регулярную сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, непременное существование порядка иерархической ответственности органов и их периодическую отчетность, существование элементов игры в системе самоуправления.

Организация групповой деятельности осуществляется несколькими способами.

1. Коллективная игра является необходимым условием организации жизни и учебной деятельности детей с помощью вовлечения их в различные придуманные занимательные события, ситуации, вживания и проигрывания разнообразных ролей. Они значительно повышают уровень нравственного осознания школьников, вырабатывают систему эстетических взглядов на реальный мир.

2. Коллективное самоуправление осуществляет подготовку детей к участию в руководстве делами общества и трудового коллектива. Структура самоуправления представляет собой систему, состоящую из общешкольных собраний, ученического комитета, учреждения ответственности за различные виды коллективной работы.

Ученическое самоуправление построено на базе демократических принципов, проведения различных собраний и конференций, системы взаимосвязи с трудовыми и другими школьными коллективами.

Самоуправление развивает у детей коллективистские, организаторские способности, исполнительность, деятельную жизненную позицию.

3. Коллективное самообслуживание формирует и развивает трудолюбие, умения и навыки по поддержанию личного повседневного быта, а также быта близких и коллектива.

Самообслуживание должно присутствовать в различных сферах жизни ребенка, таких как школьный и домашний быт, порядок учебной деятельности на уроке, в лаборатории, во время походов и экскурсий.

Результатом этого является развитие у учащихся нормального сознания необходимости личного бытового труда, аккуратности, эстетического оформления окружающих их вещей.

4. Побуждение к активной деятельности проявляется в активном инициировании детей к труду, общественной работе, физкультуре, творчеству с ориентацией на увлечения, потребности, стремления, желания.

При этом внешнее педагогическое побуждение планомерно переводится во внутреннюю способность школьников к самопобуждению.

Для этого преподавателями используются различные методы моральной поддержки: восхищение деятельностью детей или, наоборот, разочарование по поводу безалаберности детей.

43. Воспитательная деятельность классного руководителя: функции, обязанности, права. Индивидуальный стиль его деятельности.

В настоящее время существует несколько типов классного руководства.

1. Учитель-предметник, в то же время исполняющий функции классного руководителя.

2. Классный руководитель, который осуществляет только воспитательные функции.

3. Классный наставник – классный куратор.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя обусловливаются требованиями, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, возможностями самого педагога.

В учебной работе классный руководитель детского коллектива как учитель пребывает в качестве организатора и руководителя деятельности детей, а вне учебной работы играет роль старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога трансформируется соответственно возрасту, опыту коллективной деятельности и самоуправлению учащихся – от прямого организатора деятельности до консультанта и советчика.

Деятельность классного руководителя строится на уставе школы.

Педагог призван разрешать задачи в соответствии с возрастом детей, выработавшимися взаимоотношениями между ними с учетом его индивидуальных особенностей.

деятельности классного руководителя обусловливается тремя уровнями функций, разработанными Р. Х. Шакуровым.

Первый уровень. К нему относятся целевые функции, представленные педагогическими и социально-гуманитарными особенностями.

Их выполнение создает условия для общественного созревания учащихся, для помощи учащимся в решении острых внутрилич-ностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни.

Среди этих задач выделяют три: воспитание учащихся, социальное предохранение ребенка от неблагоприятных воздействий и влияний окружающей среды, совокупность стремлений всех преподавателей и достижению установленных воспитательных задач.

Второй уровень показан социально-психологическими и организаторскими функциями.

Включает в себя совокупность задач частного характера, которые связаны с организацией и развитием взаимоотношений учащихся со своими сверстниками в классе.

А также организаторская функция формирует поддержку положительной детской инициативы, которая связана с совершенствованием жизни региона, микросреды школы и самих школьников.

Третий уровень представлен управленческими функциями, к которым относятся планирование, целеполагание, диагностическая, контроль и коррекция.

Эти функции предполагают обнаружение классным руководителем начального уровня и неизменное отслеживание изменений в воспитанности учащихся, формирование совместных целей, планирование деятельности, контроль над ней и при необходимости – ее коррекцию.

Поскольку цели задаются стратегическими и тактическими задачами, то планы делятся по тому же признаку. Контроль и коррекция – это поддерживание развития коллектива

Источник: https://studopedia.su/15_5822_dinamika-i-stadii-razvitiya-detskogo-kollektiva-pedagogicheskoe-rukovodstvo-protsessom-razvitiya-kollektiva-na-raznih-stadiyah.html

Динамика развития временного детского коллектива

15. Динамика и этапы развития детского коллектива

Детский коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характеристике педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями детей и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать “хороший коллектив”.

Первая стадия – “знакомство”. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым.

Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель.

Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной “оглядкой” на взрослого и большинство.

Вторая стадия – “раздел территории”, “борьба за власть”, “поиск крайнего”.

потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками.

Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через “общественное мнение”. Но может быть и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя или “свалить кучей” на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения.

Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск “золотой середины”. Если же конфликт в отряде попытаться “замять”, найти “козла отпущения”, воздействовать на непокорных силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности.

Роль руководителя как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.

Третья стадия – привязанность, сплоченность, близость. потребность в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание.

Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки.

На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания.

Нередко в отряде возникают подгруппы, группировки и микрообъединения. С позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску.

Чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам.

Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителей.

В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку.

Иногда один, но сильный “антилидер” подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество.

Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.

Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип “хорошего” поведения.

В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму.

Помогают преодолеть вражду между конкурирующими группировками и дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация и др.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_20011_dinamika-razvitiya-vremennogo-detskogo-kollektiva.html

Динамика, этапы и уровни развития детского воспитательного коллектива

15. Динамика и этапы развития детского коллектива

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет его существенных признаков. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит методика, созданная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Педагог определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, наличие перспективных линий, принцип параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (этап) – становление коллектива (стадия первоначального сплочения).

Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования.

Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

А.Н. Лутошкин образно называет детскую группу на этой стадии «песчаной россыпью», «мягкой глиной».

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры.

Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется.

На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

На этом этапе преодолеваются противоречия: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с разными ценностными ориентациями и т.д. По А.Н. Лутошкину, этот период в развитии коллектива можно определить как «мерцающий маяк».

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения.

Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива.

Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

А.Н. Лутошкин назвал коллектив на этих этапах развития «алый парус», «горящий факел», так как его деятельность направлена на достижение общественно значимой цели.

В нем формируются гуманистические взаимоотношения, вырабатываются социально значимые общие ценности и традиции, складывается благоприятный социально-психологический климат, присутствуют полная самоуправляемость и самоуправление. Субъект воспитания на этих этапах – сама личность.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.

Учителю на этом этапе следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу принцип параллельного действия (А..С. Макаренко).

Сущность этого принципа заключается в том, что воспитательное воздействие на школьника осуществляется не непосредственно, а апосредованно, через общественное мнение, через друзей, сверстников, через первичный коллектив.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается. В сочинениях А.С.

Макаренко можно найти много примеров успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда не искал конкретных виновников дисциплинарных нарушений, предоставляя право разбираться с проступком самому коллективу, лишь исподволь направляя действия актива. Однако педагог предупреждал, что пользоваться данным принципом в таких ситуациях нужно умело и осторожно, так как коллектив может сурово наказать провинившихся, превысив меру наказания за какой-то незначительный проступок, что может нанести вред личностному развитию как провинившегося, так и тех, кто его наказывает.

Процесс развития коллектива не идет как плавный переход от одного этапа к другому. Возможны остановки и скачки в развитии, движение вспять. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к следующему этапу создаются в рамках предыдущего. Уже развитый коллектив не должен останавливаться в своем движении, которое обеспечивают новые цели, перспективы коллективной жизни.

А.С. Макаренко считал выбор цели важным моментом в обеспечении жизнедеятельности коллектива. Практическую цель, достижение которой способно увлечь всех, он называл перспективой. Педагог исходил из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

А.С. Макаренко разработал систему перспективных линий в методике формирования и воспитания коллектива. Он выделил близкую перспективу (воскресный поход, проведение коллективного творческого дела (КТД); высший уровень близкой перспективы – радость от общения и совместного труда).

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте события, несколько отодвинутого во времени.

Для достижения этой перспективы необходимы некоторое время и определенные усилия (проведение предметных и досуговых вечеров, спортландий, трудовых дел, позволяющих на заработанные деньги приобрести необходимую коллективу вещь или отправиться в турпоездку и т.д.).

Среднюю перспективу целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформирован действенный актив, способный выступить с инициативой и повести за собой других.

Далекая перспектива – это цель, отодвинутая на значительное время, наиболее социально значимая и требующая больших усилий для достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности.

Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и правильного выбора профессии.

Воспитание на далекой перспективе дает эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения цели требуются совместные усилия.

Знание сущности детского воспитательного коллектива, структуры и этапов развития позволяет определить основные условия для его формирования.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 1389 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-72688.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий