14. Структура трудовой деятельности

Структура трудовой деятельности

14. Структура трудовой деятельности

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Системность организации деятельности наиболее полно и явно проявля­ется в особенностях ее структуры. Рассмотрим различные стороны трудовой деятельности человека, а так­же его структуру.

Трудовая деятельность — это особая система, состоящая из следующих основных компонентов: предметы труда, средства труда, человек как субъект труда.

В этом понятии отражены разные уровни и различные сторо­ны трудовой деятельности:

Трудовая деятельность = Субъект труда + Условия труда + Содержа­ние труда + Средства труда + Организация труда + Предмет труда.

Человек является субъектом труда, преобразующим в процессе труда предметы труда в продукты труда с помощью средств труда. Фактически субъект труда — человек как носитель и инициатор трудовой деятельности.

Субъект трудовой деятельности, каким является человек как работник, — это система, имеющая сложные внутренние (психические) функции и свойства. К таким внутренним свойствам относятся:

· эмоциональная настроенность на работу;

· общее сознание защищенности в обществе и уверенности в зав­трашнем дне;

· удовлетворенность ситуацией в доме, семье;

· особенности темперамента и характера;

· построение образа будущего результата деятельности и вариантов достижения этого результата.

Все эти внутренние психические особенности субъекта труда не должны недооцениваться на практике.

Под условиями трудапонимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние че­ловека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, преж­де всего, на отношение к труду и его эффективность.

Условия трудав широком смысле слова — это уровень технического оснащения производства, характер технологических процессов, действующий режим труда и отдыха, социально-психологический климат в трудовом коллективе, эстетическая обстановка на производстве, а также условия труда в традиционном их понимании.

К последнему относятся особенности и общее состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническая обстановка, профессиональная опасность труда, наличие работ, выполняе­мых в неблагоприятных условиях.

Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и орга­низации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условиятруда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.).

Производственные условия труда— это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

По критерию качественного своеобразия условий труда можно выделить:

1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость дви­жения, газовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т. д.), для которых существует система сани­тарно-гигиенического нормирования;

2) информационные факторы (объем информации, интерференция, из­быточность, дефицит, ложная информация и т. д.), показатели которых не нормируются, а объективная и субъективная значимость информации, как правило, не совпадают;

3) социально-психологические факторы (уровень сплоченности коллектива, психологический климат, стиль руководства, межличностные кон­фликты и т. д.), которые определяются психологическими особенностями субъектов деятельности и содержания трудовых задач;

4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества пред­метной среды — художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение, гармоничность композиции, современность стиля и т. д.), обеспе­чивающие привлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон инфор­мационного и моторного полей рабочего места.

https://www.youtube.com/watch?v=gZJu5WP2dCE

По критерию интенсивности воздействия факторов выделяют следующие виды рабочей среды [65]:

1) комфортная, обеспечивающая нормальное самочувствие и оптимальную динамику работоспособности человека-оператора;

2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощущения и изменения функционального состояния и уровня рабо­тоспособности к концу рабочего дня;

3) экстремальная, вызывающая выраженные функциональные измене­ния не ведущие к патологии и снижение работоспособности;

4) сверхэкстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и резкое падение работоспособности (или отказ от работы).

труда— процесс и способы выполнения трудовых задач.

Средства труда— вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, которые служат для него в качест­ве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходи­мых материальных благ. На эффективность труда человека оказывает воз­действие совокупность свойств и параметров средств труда, должным обра­зом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда.

К сред­ствам труда относятся орудия труда и рабочее место. Параметры ору­дий трудазависят от достижений научно-технического прогресса, от фи­нансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, от инвес­тиционной активности предприятия.

К средствам труда могут также отно­ситься не только материальные (инструментальные, машинные), а также и функциональные (речь, жесты) орудия деятельности.

Рабочее местоможет быть индивидуальным или коллективным, но в любом случае его размеры, сенсомоторные зоны должны соответствовать известным эргономическим нормативам.

Предмет труда — это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производствен­ных потребностей.

Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способству­ют самому процессу труда или придают основному материалу новые свой­ства, то — вспомогательными материалами.

К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается и добывается, обрабатывается и формируется, т.е. материальные ре­сурсы, научные знания, человеческое общество и т. д.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 2458. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/3-93293.html

Психологическая структура трудовой деятельности

14. Структура трудовой деятельности

План

1. понятия трудовой деятельности.

2. Психологическая структура трудовой деятельности.

3. Классификация видов труда.

Литература

1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: Ориентированное на человека проектирование. М., 1995.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

3. Физиология и психология труда / Под ред. В.В. Адамчука. М., 1992.

понятия трудовой деятельности

Труд – целенаправленная сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Пример: функционирование машин-автоматов или поведение животных (лошади, собаки и пр.) при осуществлении производственного процесса не является трудовой деятельностью.

Понятие «труд» используется только по отношению к сознательно регулируемой трудовой активности человека.

Трудовая деятельность в отличие от игровой и учебной:

1) ориентирована на получение социально значимого результата (для игровой и учебной деятельностей результат индивидуально значим);

2) имеет продуктивный характер (игровая и учебная виды деятельности направлены на освоение социального опыта);

3) способствует установлению профессионально окрашенных межличностных отношений.

Труд составляет основу жизни людей и выполняет следующие общественно-исторические функции:

· является условием существования человека как общественного существа;

· выступает средством удовлетворения разнообразных потребностей человека;

· способствует личностному развитию человека;

· является источником всех богатств и ценностей культуры.

Основные этапы в развитии представлений о труде (Н.С. Пряжников)[1]:

1. Труд как необходимость выживания человека во враждебном мире природы.

Коллективный труд создал человека как носителя коллективного сознания (А.Н. Леонтьев). Труд на данном этапе развития человечества являлся достаточно простым и понятным для большинства.

2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже – перед обществом.

Благодаря труду человек демонстрирует свою «полезность» данному сообществу и выступает как полноценный член данной социальной системы.

3. По мере образования рабовладельческих и феодальных государств труд все больше рассматривается как принуждение выполнять то, что выгодно определенным группам людей (рабовладельца, феодалам, духовенству). Подневольный труд выполнялся в соответствии с существовавшими нормами жизни и законами. Религия рассматривала праведный труд как искупление грехов.

4. По мере развития общественного производства труд рассматривается как производственная и технологическая необходимость.

5. По мере демократизации общества труд рассматривается как социально-экономическая потребность, как показатель статуса человека в обществе.

6. Труд как личностная потребность и условие развития человека (гуманизация труда).

Внешняя характеристика трудовой деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Субъект труда – отдельный работник или профессиональная группа, активно и целенаправленно преобразующие действительность (материальную, духовную) в процессе труда.

Предмет труда – это совокупность предметов и явлений, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.

Условия труда – система социальных, санитарно-гигиенических и физических характеристик производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Средства труда – совокупность орудий, усиливающих возможности человека в процессе взаимодействия с предметом труда.

Психологическая классификация средств труда (Е.А. Климов)[2]:

I. Функциональные средства труда.

1. Внешние по отношению к сознанию субъекта труда.

1.1. Выразительные средства поведения, речи (применяются в работе актера, преподавателя).

1.2. Организм человека, его органы (применяются в работе артистов балета, спортсменов, солистов).

1.3. Организационные системы, группы людей (хор, оркестр, экипаж, экспедиция). Применяются в работе руководителя, дирижера.

2. Внутренние средства (представлены в сознании).

2.1. Закрепленные в речи правила поведения, действий.

2.2. Невербальные психические образования (мысленные образы продуктов деятельности, процессов).

II. Вещественные средства труда.

1. Средства приема информации.

2. Средства обработки информации.

3. Средства передачи информации.

4. Средства воздействия на объекты в природных, технических, информационных системах.

Внутренняя характеристика трудовой деятельности осуществляется на основе психологического анализа ее структуры.

Психологическая структура трудовой деятельности

Владимир Дмитриевич Шадриков выделяет следующие функциональные блоки психологической структуры деятельности:

1. Блок мотивов деятельности.

2. Блок целей деятельности.

Цель – 1) идеальный образ результата; 2) уровень достижений, который ставит перед собой субъект.

3. Блок принятия решения.

Процесс принятия решения – это выбор одной альтернативы из нескольких возможных, который включает в себя: осознание проблемы, формирование критерия достижения цели, выбор способа решения, проверка решения, его коррекция.

4. Блок программы деятельности.

Программа деятельности – последовательность адекватных действий и способов их выполнения.

Формирование индивидуальных способов выполнения осуществляется на основе освоения информационной основы деятельности.

5. Блок профессионально важных качеств.

При освоении профессиональной деятельности происходит перестройка уже имеющихся личностных качеств в соответствии с требованиями, развиваются новые качества, образуя при этом их индивидуальное сочетание.

Формирование психологической структуры деятельности осуществляется поэтапно:

1. Субъект осваивает нормативно одобряемую деятельность на основе формирования информационной основы деятельности.

Информационная основа деятельности – совокупность информационных признаков, характеризующих предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовывать деятельность в соответствии с вектором «цель → результат».

Включает в себя:

· Восприятие информации (сенсорно-перцептивный).

· Оценка значимости информации (когнитивный).

· Переработка информации и построение информационных образов (образно-оперативный).

2. Индивидуализация способов выполнения деятельности.

Процесс формирования психологической структуры деятельности сопровождается установлением связей между функциональными блоками, развитием отдельных компонентов, изменением их удельного веса и называется системогенезом.

Источник: https://poisk-ru.ru/s3415t3.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий