14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

Социально- политическое развитие Византии в IV-X вв

14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

Формирование византийской цивилизации начинается в IV в. с образования византийской государственности и превращения христианства в главенствующую религию.Для правящего класса Византии характерна мобильность[9]. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти.

В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией.

Константинополь сразу стал столицей христианской империи.

Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов. С 502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и булгары начали набеги к югу от Дуная.

Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столице велась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам команд колесниц.

Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определёнными планами. Такую политику проводил Юстиниан I.

В 527 году, получив всю полноту власти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлению империи и упрочению власти единого императора. Он добился союза с господствующей церковью. При Юстиниане еретиков заставляли переходить в официальное исповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни.

Вторгшись в королевство вестготов в 554 году, Юстиниан завоевал и южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое. Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлили воспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевали значительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востоке империи.

Византийская дипломатия также стремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи.

Благодаря ловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры среди врагов империи, она приводила под византийское владычество варварские народы, бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их в сферу влияния Византии путём проповеди христианства.

Деятельность миссионеров, распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссинии и оазисов Сахары, была одной из характернейших черт византийской политики в Средние века.

Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана была административная и финансовая реформы. С целью реорганизации управления Юстинианом была проведена кодификация законодательства и ряд реформ, которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имели положительные последствия. В 626 году Константинополь был осаждён аварами, славянами и союзными им персами.

Решительная битва между Византией и Арабским халифатом за контроль над Сирией состоялась 20 августа 636. Ираклий отступил в Константинополь.

В течение следующих 40 лет были потеряны Египет, Северная Африка, Сирия, Палестина, Верхняя Месопотамия, причём зачастую население этих областей, измученное войнами, считало арабов, которые в первое время существенно снижали налоги, своими освободителями. Арабы создали флот и даже осаждали Константинополь.

Но новый император, Константин IV Погонат (668—685), отразил их натиск. Несмотря на пятилетнюю осаду Константинополя (673—678) с суши и с моря, арабы не смогли его захватить.

Греческий флот, которому недавнее изобретение «греческого огня» обеспечило превосходство, вынудил мусульманские эскадры к отступлению и нанёс им в водах Силлеума поражение. В начале VIII века временная стабилизация вновь сменилась чередой кризисов — войны с болгарами, арабами, непрерывные восстания.

Наконец Лев Исавр, взошедший на престол под именем императора Льва III и основавший Исаврийскую династию (717—867), сумел остановить распад государства и нанёс решающее поражение арабам. Одновременно императоры стремились ограничить растущее могущество церкви.

Кроме того, отказываясь от почитания икон, исаврийские императоры рассчитывали сблизиться с арабами, не признающими изображений. Политика иконоборчества привела к раздорам и смутам, одновременно усилив раскол в отношениях с Римской церковью. Восстановление иконопочитания произошло только в конце VIII века благодаря императрице Ирине — первой женщине-императрице, но уже в начале IX века политика иконоборчества была продолжена.

Для правящего класса Византии характерна мобильность[9]. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу.

Монастырю принадлежали сады, огороды, виноградники, мельницы, мастерские, но повсюду — на полях, в огородах и в виноградниках — трудились сами монахи: сами пахали и убирали урожай, сами выжимали вино и давили масло, сами ловили рыбу.

Византийские монастыри VIII—IX вв. отнюдь не всегда были общежитиями бездельников-монахов, существующих за счет ренты феодально-зависимого крестьянства. Подчас они являлись крупными и мелкими объединениями свободных тружеников, эксплуатируемых монастырской верхушкой.

И игумены этих монастырей, как и провинциальные епископы, оказывались прежде всего рачительными хозяевами, погрязшими в заботах о продаже хлеба, о распределении вина, о взвешивании оливкового масла, о торговле шерстью и шелком-сырцом.

Кроме деревенской верхушки хозяев средней руки — епископов и игуменов, господствующий класс включал в себя еще по меньшей мере две группировки: светскую и духовную служилую аристократию и провинциальных владетелей.

Светская и духовная служилая аристократия — это общественная категория, жившая в значительной степени за счет жалования и всякого рода выдач в деньгах и натуре, которыми византийское государство наделяло чиновников и духовенство.

и сыновья провинциальных владетелей, и выходцы из деревенской аристократии вливались в ряды служилой знати, привлекаемые то блеском столичного двора, то иллюзией вмешательства в большую политику, то надеждой на легкую службу и щедрые подарки.

Но все эти группировки отличала одна черта — нестабильность: ни наследственных графств, ни родовитого дворянства не сложилось в Византии VIII—IX вв.

; после смерти главы семьи его наследники сплошь и рядом скатывались к самому подножию общественной лестницы — и, напротив, вчерашний конюх или трактирщик мог быть вознесен к сияющим административным высотам.

Социальный статус человека определялся не столько его имущественным положением (непрочность которого отчетливо проявилась в эпоху вторжений и конфискаций), сколько местом в административной системе, а это место было так легко утерять и так трудно передать сыну или зятю!

Обрисованная в «Земледельческом законе» деревня — это поселение свободных крестьян, не знающих над собой никакого господина, кроме государства. Государству же они обязаны повинностями, так называемыми экстраордина (????????????) (см. ниже, стр. 34).

Крестьяне составляли общину, распоряжавшуюся некоторыми общими (неподеленными) угодьями. Разумеется, совместное владение общими угодьями не составляет специфической особенности византийской общины — повсеместно и в самые разные времена община имела свои леса, пустоши, водоемы.

Специфическая черта византийской общины — сохранение сильно развитых прав на уже поделенную и перешедшую в частные руки землю.

Выделенные из общинных угодий наделы становились собственностью крестьян, и «Земледельческий закон» называет их с полным правом господами поля.

Прежде всего, «Земледельческий закон» не возбраняет соседям есть виноград и фрукты в чужом саду, запрещая лишь уносить плоды с собой.

Это не было пустой фразой, бессодержательным пересказом библейских норм15: византийские крестьяне действительно могли рубить дрова, косить сено, собирать каштаны, пасти скот на чужой земле.

Византийская община VIII в. — и это также отличает ее от позднеримской общины — была пронизана родственными связями. Она состояла не из одних малых семей, но также и из патронимии, т. е.

из больших коллективов сородичей, ведущих общее хозяйство; в одном доме мог жить отец со своими женатыми сыновьями и замужними дочерьми, так что к столу собиралось 20—30 человек.

Но даже и выделившиеся малые семьи не теряли связей с родичами, сохраняя какую-то часть наделов в совместном пользовании или ежегодно обменивая свои доли некогда общего участка. Упрочение родственных связей можно понять как результат распространения по территории империи массы варварских (в первую очередь славянских) племен17.

примитивной была техника сельского хозяйства, опиравшаяся на дедовские традиции, столь же важную роль играли общинные отношения. По-видимому, распространение в Византии развитых прав на чужую землю способствовало созданию здесь даже большей сплоченности общинников, нежели на Западе.

Вместе с тем было бы совершенно неверным представлять себе византийскую общину VIII в. совокупностью равноправных и равных по имущественному положению крестьян.

Раб по-прежнему считался юридически неправоспособным лицом, и за совершенную рабом кражу материальную ответственность должен был нести господин: именно он возмещал ущерб, нанесенный преступлением раба, а сам уже расправлялся с невольником по собственному усмотрению.

Только в особо тяжелых случаях «Земледельческий закон» предусматривал наказание для раба, притом наказание специфически рабское — мучительную смерть на «фурке», особом орудии пыток.

Замкнутость и сплоченность византийской общины своеобразно оборачивалась против чужаков, против всех, стоящих вне ее. Крестьянину-пришельцу крайне затруднительно было приобрести надел на новом месте, и члены византийской общины (подобно членам германской марки) неохотно допускали в свою среду отщепенца.

Выбитому из жизненной колеи крестьянину приходилось становиться мистием (???????) — наемником.Итак, мы встречаем в византийской общине довольно развитые правоотношения: обмен (а также, видимо, и куплю-продажу) земли, различные формы аренды, заклад земельных наделов, наем.

Все эти формы связей, естественно, усиливали имущественное неравенство. Особая роль принадлежала здесь денежным отношениям. Хотя независимая свободная община в принципе предполагает господство натурального хозяйства, хотя Византия с конца VII в. вступила в полосу известной натурализации экономики (см. ниже, стр.

24), торговля и деньги не исчезли из византийской деревни



Источник: https://infopedia.su/3xc966.html

Образование Византийской империи и социально-экономическое развитие

14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

Категория: Византия в IV—XV в.

Византия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395), превосходила Западную по степени развития ремесла и торговли, богатству городов, уровню духовной культуры.

В период домината центр экономической и культурной жизни Римской империи все явственнее перемещался на Восток. Поэтому в 324—330 гг. император Константин I построил новую столицу империи — Новый Рим — на месте Византия, древней мегарской колонии на Босфоре.

По имени основателя город был назван Константинополем. Перенесение столицы на Босфор объяснялось благоприятным положением города здесь пересекались важнейшие торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское.

Константинополь стал военно-стратегическим центром, превосходно укрепленным как с суши, так и с моря.

В состав Византии вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Кире-наика, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и другие острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд опорных пунктов на Западном Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии, а с V в. — Иллирик и Далмация.

На землях империи жили различные народности и племена греки, фракийцы, иллирийцы, эллинизированные малоазиатские племена (исавры и др.), сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, германцы (готы и др.). Господствующее положение среди пестрого населения империи занимали греки, и греческий язык был самым распространенным. Романизация носила поверхностный характер.

Тем не менее жители Византии именовали себя римлянами (ромеями), а сама империя официально называлась Ромейской.

Аграрный строй Византии в IV—VI вв

Византийская империя включала области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий, местами субтропический климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутрен-них областей.

Горный рельеф Греции и Малой Азии, части Македонии сменялся равнинными пространствами Фракии и Фессалии на Балканах и в Северной Африке.Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры. Широкое распро-странение во многих областях имело хлебопашество.

В сельском хозяйстве восточных провинций, осо-бенно Египта и Сирии, значительную роль играла ирригация. Было развито виноградарство и культура олив, садоводство, выращивали и технические культуры (лен и др.); было распространено скотоводство.В IV—VI вв.

в Византии еще господствовал рабовладельческий способ производства, хотя его кризис проявлялся все с большей силой.В социально-экономическом развитии Восточной Римской империи имелись существенные осо-бенности. В первую очередь черты упадка сельского хозяйства стали ощутимы здесь позднее, чем на За-паде, лишь в конце VI в.

Второй особенностью было сравнительно меньшее и более медленное, чем на Западе, развитие крупного землевладения латифундиального типа. Крупные земельные владения принадлежали главным образом императорскому фиску. Домены императора были разбросаны по всей империи. В ранней Византии наблюдался также значительный рост церковного землевладения.

Еще одной особенностью аграрного строя Византии было возрастание в IV—VI вв. роли свобод-ного крестьянского землевладения и общины, которые преобладали в Придунайских провинциях, во Фракии, Македонии, центральных областях Малой Азии.

Наиболее типичной формой крестьянской общины в Византии была соседская община митрокомия, объединявшая крестьян, владевших небольшими участками земли с довольно широкими правами собственности на эти участки. В деревне имела место долгосрочная аренда — эмфитевсис, — особенно часто встречавшаяся на императорских домениальных, а также церковных землях. Эмфитевтами обычно были свободные крестьяне, но иногда и крупные землевладельцы.

Хотя рабский труд и не играл в сельском хозяйстве Византии столь большой роли, как на Западе, он применялся в хозяйстве почти всех категорий земельных собственников. Областями наибольшего распространения рабства были Греция, западная часть Малой Азии, Сирия, Египет, Киренаика.

Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве стало предоставление рабам участка земли в виде пекулия. В Византии еще в больших масштабах, чем на Западе, был распространен колонат. В VI в. положение колонов ухудшается. Например, шел процесс лишения имущественных прав не только энапографов, но и элейтеров. Еще раньше колоны были прикреплены к земле.

Они уплачивали господину за пользование землей определенные платежи натурой, а иногда и деньгами и выполняли в его пользу полевые работы.

Сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянской общины, широкое рас-пространение колоната и рабства с предоставлением пекулия обусловили большую экономическую устойчивость Восточной Римской империи и несколько замедлили кризис рабовладельческого строя, его падение, а затем и процесс феодализации Византии.

Города, ремесло и торговля.

Византия IV—VI вв. по праву считалась страной городов. В то время как на Западе города пришли в упадок, на Востоке они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли. Первое место среди них принадлежало Константинополю. В его мастерских искусные ремесленники изготовляли предметы самой утонченной роскоши.

Столица империи славилась лучшими архитекторами и иконописцами, ювелирами и мозаичистами. Широкой известностью пользовались константинопольские скриптории (центры изготовления рукописных книг, часто с великолепными миниатюрами). Изделия византийских мастеров оставались недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран.

Богатые запасы железа, золота, меди, мрамора стимулировали развитие горных промыслов, ору-жейного дела, производство орудий для ремесла и сельского хозяйства. Совершенствовались также строительная техника, стекольное и текстильное производство, особенно выработка тончайших полотняных и шерстяных, а с VI в. — шелковых тканей.

Обилие удобных гаваней и господство над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря, способствовали развитию в Византии мореплавания и морской, в том числе транзитной, торговли. Все раннее средневековье империя оставалась великой морской державой.

Византийские купцы проникали на востоке в Индию, Тапробану (Цейлон) и Китай, на юге — в Аксумское царство (Эфиопия), а также в Аравию. Оживленная торговля велась с Ираном и Согдианой (Средняя Азия).

С Востока византийские купцы привозили шелк-сырец для изготовления шелковых тканей, слоновую кость, золото и драгоценные камни, жемчуг, перец и другие пряности, а вывозили туда ткани, одежды, вышивки, стеклянные изделия. На севере византийские товары достигали Британских островов и Скандинавии.

На Средиземном море весь этот период византийцы сохраняли неоспоримую гегемонию. Фактории византийских купцов появляются в Неаполе, Равенне, Массилии (Марселе), Карфагене. Возрастает торговля Византии со странами Причерноморья и Кавказа. Византийские монеты — золотые солиды — играли роль международной валюты. В столицу Византийской империи съезжались купцы из отдаленных стран. Не случайно К. Маркс называл Константинополь «золотым мостом» между Востоком и Западом.

Крупными экономическими центрами империи помимо Константинополя были Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, города Малой Азии — Эфес, Смирна, Никея, Никомидия, а в европейской части империи — Фессалоника и Коринф.В ремесленном производстве в городах Византии широко применялся рабский труд.

Помимо ра-бов-ремесленников, работавших в мастерских — эргастериях, принадлежавших частным лицам, сущест-вовала довольно многочисленная, категория государственных рабов и рабов, находившихся в распоряжении муниципальных властей отдельных городов.

Большинство государственных рабов работали в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.

В ремесленном производстве также все больше начинает практиковаться предоставление рабу пекулия в виде мастерской или лавки, что приводило к некоторому росту производительности рабского труда. Благодаря широкому применению труда рабов в городском ремесле города в Византии в течение долгого времени оставались оплотом рабовладельческих отношений.

Однако здесь наряду с эргастериями известное значение приобретали мелкие мастерские свободных самостоятельных ремесленников, объединявшихся в некоторых городах в корпорации.

Расцвет ремесла и доходы от богатых городов и широкой заморской торговли, значительные по-ступления от налогов с сельского населения и от императорских поместий доставляли правительству значительные ресурсы для содержания сильной армии и могущественного военного флота, оплаты наемников. Это помогло Византии в отличие от Западной империи, где города в это время деградировали, избежать варварского завоевания и сохраниться в виде целостного независимого государства с сильной централизованной властью.

Источник: http://vladhistory.com/obrazovanie-vizantijskoj-imperii-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie/

Особенности развития Византийской империи

14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

Восточная Римская империя. С IV в. центр хозяйственной и куль­турной жизни Римского государства переместился на Восток. В Кон­стантинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники.

В особых мастерских изготавливали рукописныекниги, украшен­ныевеликолепными миниатюрами. На протяжении всего раннего Средневековья империя оставалась великой морской державой.

Восточная Римская(Византийская) империя включала терри­тории с древними земледельческимитрадициями. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие отЗапада, гдебыл распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободныекрестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалосьотразить нападения варваров.

Попытка восстановления Римской империи.Наивысшего рас­цвета Византийскаяимперия достигла в правление императора Юстиниана (527—565).Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина.Его дядя император Юстин был возведен на престол солдатами. Юстин сделалплемянника своим соправителем, затем Юстинианстал правителем империи.

Юстиниан попыталсявосстановить Римскую империю в ее преж­них границах. В 534 г. под ударами его войск пало государствованда­лов в Северной Африке. Затем началасьвойна с Остготским коро­левством,где правила тогда дочь Теодориха. Жители Италии пер­воначальноподдерживали византийцев.

В 536 г. войска Юстиниана овладели Римом. Однако произвол императорских воинов вызвал недовольствонаселения. Новый остготский король Тотила прини­мал в свое войско рабов и давалим свободу. У крупных римских собственников он отнимал земли и раздавалих остготским и мест­ным крестьянам.

В итоге Тотила одержал ряд побед, в 546 г.взял Рим. Перелом в войне произошел в 552 г. В Италию из Византии прибыла новая огромная армия. В решающей битве остготыи быв­шие рабы сражались не на жизнь,а на смерть, но потерпели по­ражение. Тотила погиб. К 555 г. Италия былапокорена.

Юстиниан также велвойну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов.Казалось, что мечты о вос­становлении Римской империи близки к осуществлению.

Но гос­подствовизантийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налоговвсюду вызывали недовольство. Завоевания Юсти­ниана оказались непрочными.

Так, почти всю Италию вскорезах­ватили племена лангобардов, создавшихтам свое королевство.

Законы Юстиниана. В правлениеЮстиниана был создан «Свод гражданского права» — сборник византийских законов. В него вхо­дили законы римскихимператоров II — начала IV в., законы, при­нятыеЮстинианом, высказывание авторитетных юристов древ­ности и краткий учебник права.

https://www.youtube.com/watch?v=dkShRaW5_K0

В законодательствеЮстиниана были две центральные идеи: неограниченная власть императора и союзгосударства с церко­вью.Кроме того, большое внимание в законах уделялось вопросам торговли, предоставления денег взаймы инаследования. Основой
всего гражданского права стало понятиеполной частной собствен­ности.

Славянизация Балкан. С середины VI в. славянские племена, жившиев Центральной Европе к востоку от германцев, перешли от набегов на Византию к заселению Балканскогополуострова.

По словам византийскогоавтора, славян «никоим образом нельзя обратить в рабство или подчинить». Ужепри Юстиниане набеги происходили почти ежегодно.

При его преемниках славяневтор­гались в пределы империи иселились на ее землях.

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях СеверногоПричерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию.

Хан привлекна свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византиифактически независимое славяно-болгарское государ­ство. ПервоеБолгарское царство просуществовало с 681 по 1018 г.

Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.

Славяне оказали огромноевлияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владениямагнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Утвердиласькрестьянская соседская община.

Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Самиславяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.), испытали огромноевизантийское влияние. В 864г. болгарский князь Борис принял крещение от Византии.

Византийскаякультура. В Византии сохранялась древняя обра­зованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образо­вание давали в частных школах. Среднее образованиеполучали под руководством учителя поантичным пособиям. Оно включало всебя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астро­номию, музыку ит.

д. В середине XI в. в Византиибыли открыты и высшие школы — юридические и философские. Наиболее известнымархитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный вКонстантинополе при Юсти­ниане.«Золотым веком» в истории византийской культуры стал период с IX по XII в. В это время в Византии возводились краси­вейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывалисьмозаиками и фресками.

Источник: https://vuzru.ru/osobennosti-razvitiya-vizantijskoj-imperii/

15.Византия IV-XV в.В. Социально-экономическое и политическое развитие

14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

Виз-я (вост рим имп) —рез-т раздел-я Рим имп на Вост иЗап(395).Состав:Балкп-ов,М.Азия,Сирия,Палестина,Египет,о-ваЭгей моря; с 5в-Иллирик и Далмация.Господполож-е—греки.Заним-сь:землед-е,хлебопаш-во,виноград-во,оливы,скот-во.В4-6вв -­роль крест общины и з/влад-я.Типич формаобщины—митрокомия—сосед об-на кр-янвладевш-х небольш уч-ми земли с широкправами собств-ти.

В деревне имело местодолгосроч аренда—мфитевсис. Широкораспр колонат и рабство. 4-6в.в.-Виз-тия—страна городов(Конст-ль). Развитомореплав-е и мор торг-я. Ввозили шелк,слон кость, золото и драг камни. Вывозили:ткани, стекл изделия. Монеты—золотыссолиды—межд валюта.

Виз-тия—мон-хия;импер-р Þвся закон/дат и исполн власть; огран-сьсенатом(Синклитом),Гос Советом(Консистории)и Димами(орг-ция свобод граждан;хоз,полит и воен ф-ции). Центр управ-ниеÞвимперат дворце и делилась на ведомства.Управ-ние централизовано. Армияв 4-6 в.в. – практик-ся замена поставкирекрутов землевл/ми уплатой денежвзносов; больш рольÞнаемники-варвары.

Христцерковь—зависимаот иперат власти. Ей принадл-т мн-воземель. Дух-во освоб-но от налогов(кромепоземельного).

Юстиниан1(527-565)—наивысшрасцвет империи; внутр стабил-ция и внешзавоев-ния. Внут пол-каÞнаусил-е центр-ции и эк-ки, актив-ю торг-лии поиска нов торг путей. Юст-ан1 покров-валросту круп церков землевл-ний в ущербаристократии. Провел реф-му права: «Сводгражд права» Трибониана(528-534). Центридея—неогран власть импер-ра и союзагос-ва с церковью.

Полит деят-ть и роскошьимперат двораÞогромрасходыÞ­налоговÞвосстания.532г.—восстание «Ника»; партии:венеты(сенатор арист-тия и крупземлевл/цы), прасины(купцы). Юстин-ан1покров-вал венетам и преслед-л прасинов.

Обе партии потреб-ля сокр-я налогов иотставки некот чинов-ков; были разгром-ы. Внеш пол-ка: идея восстан-ния римимперии; захват север Африкии Италии(555).В 6в.- вторжение варваров(славян);посел-сьна востоке.

При преемникахЮстин-на1—период упадка. Рост крупземлевл/ния(экспл-ция зависимогонас-ния). Широко распр-н патронат;патроны—круп землевл/цы; многие ранеесвобод земледельцы оказ-сь в завис-тиот нихÞобостре-екласс б-бы.

602г.—восст-е Фоки(сотник,провозгл-ный императором; проводилжестк террор против арист-тии;былсвергнут и казнен).Престол захв-лИраклий(610-641). 7в.

-ряд террит потерь(Македония,Греция—захв-ли славяне;Сирия иПалестина—арабы).

Мен-ся администрустр-во:нов воен-админ округа—Фемы, воглаве-Стратеги(воен и гражд власть); 8в.— склад-ся особ воинское сословие —стратиоты(получали земель наделы завоен службу). 7-9в.в.—упадок городов,натур-ция хоз-ва.

8-9в.в.— б-ба за землюм/у военной и фемной знатью с однойстороны и городской арист-тией- с другой.Фемная знать сожает на престол Льва 3Исавра, осн-ля исаврий дин-тии(717-867). Приего сыне, Конст-не 5—ряд захватов(Сирия,Болгария). Внутри господ класса—б-база землю и право взимания ренты с кр-ян,кот-я приняла форму б-бы иконоборчествас иконопочитанием(в нач 9в. победилииконоборцы).

Рост круп феод землевл-нияи наступ-е феодалов на свобкр-воÞ820г.—антифеодвосстание Фомы Славянина(823—подавлено).

Византия 9-12в.в.

Тяжел войны+­товар-денотн-нийÞразорениекр-ян, кот-е отдав-сь под покров-во богатыхлюдей(Динатов), уступая им право собст-стина свои участки, селились на господземле на полож-и завис держателей(париков).Свобод кр-во было основой могущ-ваимперииÞв10в.императоры Македон дин-тии(867-1056;осн-ль—Василий 1) издали серию законов,препятст-х захвату крест земли. Но законынарушались.

Боеспосб-ть фем войска¯.Стратиоты стан-сь париками командировÞв10в. импер-ры объявили стратиот участкинеотчуждаемыми. Тем не менее кр-не-стратиотыразорялисьÞнеимели ср-в для несния воен службыÞНикифор2 Фока требует несения службы лишь свлад-цев не менее 3-х участков. Т.О.стратиоты были отделены от кр-ва.

9-10в.в.- боль-во кр-янстали уже париками, потерявшими правособст-сти на свои наделы. Появл-сяинститут парического права—правонаслественного держания после 30 летточного соблюдения арендного договорас хозяином земли. Преобл-щей формойфеод.

ренты была денежная при существеннойроли продуктовой. В ХIвеке-рост повинностей. (множ-во налогов).Рост городов; развитие торговли свостоком, Русью, Зап.Евр. В ремесл.произ-ве проявл-ся корпорации, мистии(наём. раб-ки). Усложняется системаупр-ния империей.

Важнейшие ведомства:геникон (сбор налогов); военные ведомства(в снабжении армии); ведомства внешнихсношений (дипломатия, разведка); ведом-воидик (имущ-вом императ. семьи). Ф-циивед-ств не были чётко разгранич.

Сущ-лсинклит—совет при Василевсе(чин-ки ивельможи), имел большое влияние на пол-кудвора.

Церковь была подчиненагос-ву; избрание патриарха(2-ого лица вгос-ве), зависел от импер-ра.

При Василии 1—пора-ниеот арабов и болгар(захв-ли Сицилию, Кипр,Крит). В к. 10 в. некот тер-рии были возвращ-ы;нач 11в.—Василий 2 Болгаробоец завоевалБолгарию. После его смерти с востоканаступают турки-сельджуки; на Балканах®печенеги.Тер-рия страны сокр-ся.

Виз. империя – странагородов. Разв-е феод-ма. Глав.форма з/в– прония(наслеств. условн.держание=зап.евр.феоду).Расширяются права феодалов – админю исуд. иммунитет=> укрепляется властьнад населением вотчин. Основапубличнюправовой ренты сост-т телос(налог с дома,земли, упряжки скота. Парики– завис. рестьяне(повинности в ползуфеодала). Барщина – 24 дня/год.

14 — 15вв наступление наобщину – подчиняют её самоуправление.Парики могли при уплате ренты переселятьсяна другие земли.

Растет товарность с\х.Экспортеры: феодалы и монастыри. Торговалис генуэзскими и веницианскими купцами.В благоприятном положении крупныепортовые города (Трапезунд).

1081 – 1185 – династияКомнинов. Время расцвета. 1185 – 1204 -династия Ангелов: при Исааке-2 и Алексее-3происходит разложение аппаратацентральной власти. 1204 – пал Константинополь.Образовалась Латинская империя (1204 -61) и три византийских царства: Никейское,Трапезундское и Эпирское гос-ва. Никейскийимператор Михаил-7 Палеолог воссоздалВизантийскую империю (1261 – 1453).

1341 – 55 – гражданскаявойна. Иоанн-5 Палеолог+ Иоанн Кантакузинпротив Анны Савойской (мать Иоанна-5) иАлексей Апокавк. На стороне вторых«зилоты» (ревнители) – это городскаяверхушка и администрация. Вооруженныесилы – корпорация моряков и ремесленники.В итоге: первые подавили восстание.

Учение Григория Паламы– исихоизм: во время молитв чел-кдостигает единения с богом. Против этогорационалисты (традиции Аристотеля) изападного богословия. Пользуясьослаблением Византии турки активизировались.1362 – они захватили Адрионополь.

Иоанн5 палеолог обращается за помощью назапад. Турки громят болгар, сербов,визинтийцев. Экономика: византийскиекупцы вытеснили итальянцев, расцветгородов. 1396 – битва при Никополе, рыцарипроиграли.

1402 – битва при Анкаре, туркиразбиты Тимуром, турецкая угрозаостановлена.

Византийцы обращ-ся кзападу за помощью. Папа требует заключенияунии м\у православной и католическойцерквями. Флорентийская уния (1439) –византийская церковь признает властьпапы. Греки настроены против этого.

1444 – битва при Варне,поражение крестоносцев. 1453 – Мехмед-2взял Константинополь. 1461 – туркизахватили трапезундскую империю.

Причины паденияВизантии: 1) нет помощи с запада 2)междуусобицы 3) политическая раздробленность(упадок городов, торговли, обнищаниекрестьян) 4) Европа ищет и используетновые торговые пути 5) расцветаетгуманизм, греческие ученые уезжают назапад.

Источник: https://studfile.net/preview/5827704/page:14/

Византийская империя в V – начале VIII вв.: социально-экономическое развитие

14.Образование Византийской империи и особенности ее социально- экономического и политического развития.

В результате народных восстаний VI—VII вв. и поселения славян на территории Византийской империи крупное землевладение, основанное на рабском труде, было окончательно подорвано. Большое значение в Византии, так же как и на Западе, получило общинное землевладение.

Распространение свободной славянской общины, способствовавшее возникновению, а также и укреплению уже существовавших прежде местных сельских общин, было важным этапом в формировании феодализма в Византии. В связи с развитием производительных сил в VIII—IX вв.

в Византии наблюдался значительный подъём сельского хозяйства. Наличие в это время свободного крестьянского землевладения и общинных отношений засвидетельствовано «Земледельческим законом» — сборником законодательных постановлений конца VIII столетия, регулировавших частноправовые отношения в византийской деревне.

«Земледельческий закон» отразил коренные социальные сдвиги, происшедшие в аграрном строе Византии.

Основной социальной категорией, упоминающейся в «Земледельческом законе», были свободные земледельцы, объединённые в соседскую общину. Пахотные земли в общине была уже поделены и находились в частном владении общинников. Каждый член общины мог обменять или сдать в аренду другим общинникам полученную им долю пахотной земли.

Однако продавать свои участки общинники, по-видимому, ещё права не имели. В случае, если земледелец был недоволен полученным при разделе участком земли, он мог требовать передела. Луга, выгоны, леса и другие угодья в большинстве случаев ещё оставались в общем пользовании общинников.

Верховным собственником неподелённой земли оставалась община.

Но внутри общины из среды свободных общинников начинали уже выделяться зажиточные крестьяне, постепенно захватывавшие владения своих соседей, в то время как основная масса общинников разорялась и беднела.

В общине увеличивалось число неимущих крестьян, так называемых апоров — бедняков, которые были принуждены покидать свои земли и уходить в чужие края. Внутри общины развивалась и аренда.

«Земледельческий закон» упоминает крестьян-арендаторов (мортитов), которые платили в качестве арендной платы хозяину земельного участка 1/10 часть урожая. Встречалась и аренда исполу.

«Земледельческий закон» упоминает также наёмных работников — мистотов (юридически свободных, но экономически зависимых людей, которые использовались в хозяйстве зажиточных крестьян преимущественно в качестве пастухов) и рабов.

В Византии VII—IX вв., как и в западноевропейских странах, существовало и неуклонно росло, главным образом за счёт поглощения земель обедневших крестьян-общинников, крупное феодальное землевладение.

Но процесс формирования феодальных отношений в Византии имел свои специфические особенности. Важнейшей из них являлось сохранение в Византии в большей степени и на более долгое время (вплоть до XI в.

) пережитков рабовладения.

Хотя труд рабов не играл уже первостепенной роли в производстве, он применялся в сельском хозяйстве и особенно в ремесле. Так, например, в IX в. Даниэлида, представительница феодальной аристократии, владела в Пелопоннесе обширными землями и сотнями рабов.

Её рабыни-ткачихи славились на всю империю искусством изготовления замечательных ковров и тканей.

По рассказам современников, искусные ткачихи ткали материи тоньше паутинных нитей, «так, что каждый кусок подобной ткани можно было поместить внутри тростниковой палки».

Другой отличительной особенностью процесса развития феодализма в Византии являлось существование в ней в течение почти всего раннего средневековья сравнительно развитого ремесла и торговли и сохранение крупных городских центров. Города хотя и пережили временно некоторый упадок в VII—VIII вв., но затем возродились на новой, феодальной основе и играли большую роль в экономической жизни империи.

Потеря завоёванных арабами богатых провинций империи — Сирии, Палестины и Египта, которые издавна славились развитым ремеслом и крупными городами и через которые проходили важные торговые пути в Индию, на остров Цейлон и в Китай,— нанесла сильный удар ремеслу и торговле империи. Однако уже в VIII и особенно в IX—X вв.

Византии удалось частично восстановить свои торговые связи с Востоком и значительно расширить экономические сношения со странами Европы. Первостепенное значение для Византии приобрела торговля со славянскими странами — Болгарией, сербскими землями, Моравией и особенно с Русью через Херсонес. Значительное место во внешней торговле Византии занимала торговля с Закавказьем — Грузией и Арменией.

Сохранились торговые связи и с Западной Европой, а также с Северной Африкой.

Константинополь, Фессалоника, Трапезунт и другие города империи продолжали являться крупными центрами ремесла и торговли. Источники упоминают о ремесленниках различных профессий в городах Византии того времени: о ткачах, кожевниках, ювелирах, мыловарах, свечниках, мясниках, булочниках и т. п.

В мастерских Константинополя производились тончайшие ювелирные изделия, роскошные ткани, изделия из слоновой кости. Ремесло в Византии VIII—IX вв. было ещё связано с сельским хозяйством.

Ремесленники встречались не только в городах, но и в имениях монастырей и светских землевладельцев; в то же время сами горожане нередко занимались сельским хозяйством на пригородных землях.

Источник: https://students-library.com/library/read/37685-vizantijskaa-imperia-v-v-nacale-viii-vv-socialno-ekonomiceskoe-razvitie

Uchebnik-free
Добавить комментарий