14: МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

Государство в политической системе общества. — ТГП ответы

14: МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

Висторическом плане государство можно считать первой политической организацией.Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут своепроисхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали своигорода-государства.

У разных народов государства возникали по-разному, наразличных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени.

Нообщими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда иего разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становлениесоциальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых(классовых) интересов.

Государствостало первой, но не последней и не единственной политической организациейклассового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали кжизни новые политические формы движения социальной материи.

Историясвидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различногорода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов,сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.

Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной частигорода рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительноевлияние на осуществление политической власти оказывали различные объединениясобственников – общины, гильдии, цехи.

Особую роль в этом плане игралицерковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящихклассов.

В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуютразного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественныеобъединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своейдеятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние наполитику. И все же государство занимает центральное место в политической иобщественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

·        Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплоднойборьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивымиинтересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самойранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно«дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

Вто же время не кто иной, как государство, на протяжении всей историичеловечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные ирегиональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны.

В однихслучаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политическихгруппировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества.

Вдругих случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

·        Государство можно рассматривать как организационную форму, как союзлюдей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические,социально-экономические связи индивидов с государством получаютконцентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства.

Каждыйиз членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так какличная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи исобственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извнеобеспечиваются государством.

Как гражданин индивид приобретает устойчивыепервичные политические качества, которые становятся основой его участия вполитической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединенийи движений, политических партий и т. п.

Иначе говоря, прежде всего черезгосударство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместес тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какомуклассу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целомхарактеризуется как одно из основных внутренних противоречий политическойсистемы общества.

Это противоречия между демократией и бюрократией в сферезаконодательной и исполнительной власти, между тенденциями развитиясамоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др.

Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженнуюклассовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, непринадлежащим к политически господствующим социальным группам.

·        В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное местозанимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, чтогосударство выступает политической организацией экономически господствующегокласса.

Ивсе же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства какоргана подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества,когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило,военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способнавзорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальныепериоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные исозидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф.Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярныепротивоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ходразвития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своегосоциального назначения не может быть постоянно функционирующим в режимегосподства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государствтакого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которыепо мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовыйхарактер государства связывает его с иными политическими явлениями.

Поэтомуперед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи:ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основаннойна принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев,классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных,а значит, одновременно и классовых проблем.

·        Государство стало первым результатом политической деятельности людей,каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенныхсоциальных групп и слоев.

Это обусловило его претензии на всеобщность охватаполитических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделалиреальным значение государства как формы политического общежития различныхсоциальных и национальных образований, а также выражающих их интересыразличного рода организаций и партий. Государственность – форма бытияклассового общества.

Вэтой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательномпорядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественныхобъединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, пороюантагонистически противоречивых интересов.

Демократическое государствостремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но имирную смену государственной власти, если возникает такая историческаянеобходимость. Государство как форма политического общежития по территориисовпадает с политической системой общества.

По содержательным и функциональнымхарактеристикам оно выступает элементом политической системы.

·        Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единоецелое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социальногопроисхождения государство берет на себя заботу об общих делах.

Оно вынужденозаниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых,устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологическогообеспечения будущих поколений людей.

Как основной собственник средствпроизводства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отраслинауки и производства, несет бремя расходов на оборону.

В качестве органа,управляющего общественными делами, государство посредством аппарата,вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определеннуюцелостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется,здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены кгипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижениюзначения отдельной личности. Поэтому только то государство может считатьсясоциальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав исвобод человека.

Дляполитической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенныйхарактер государственной власти. Только государство имеет право выступатьвнутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системыконкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит отреализации суверенных качеств государства.

·        Политическая система в силу подвижности экономических,социально-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологическойауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают какбы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп,вырабатывая политические решения.

Когда же возникают чрезвычайные общественныеситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления илиполитический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причемв этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональномпроявлении – государственной власти.

Только законная государственная властьможет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новомусостоянию общества.

Любаяполитическая деятельность в конечном счете так или иначе связана сгосударственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основевозникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современныегосударственные образования.

Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результатаполитической деятельности людей и их объединений выступает государственнаявласть.

И что бы ни было зафиксировано в программных документах различныхполитических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная властьдля осуществления декларативных или тайных целей.

Самое существенное вгосударстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладаниевластью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является созданиечеткого, бесперебойно работающего правового механизма образования иосуществления государственной власти.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/gosudarstvo-v-politiceskoj-sisteme-obsestva

Роль государства в политической системе

14: МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

Государство как организация публичной власти в обществе является стержнем политической системы, ее системообразующим элементом. Роль и значение государства в политической системе трудно переоценить.

Именно государство юридически учреждает остальные политические институты общества (придает им легальность), кроме того, государство «устанавливает правила игры», то есть издает правовые нормы, регулирующие порядок деятельности всех политических институтов общества.

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

— во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

— во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;

— в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

— в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

— в-пятых, государство обладает суверенитетом, предполагающим, в том числе верховенство государства внутри страны по отношению ко всем иным политическим институтам;

— в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

При этом следует отметить, что место и роль государства в политической системе общества зависит от господствующего в обществе политического режима.

Так, в авторитарном обществе государство в принципе исключает возможность существования некоторых вышеназванных институтов политической системы (например, политических партий), тоталитарное же государство практически поглощает остальные политические институты, позволяет существовать им лишь формально.

Политические партии: понятие, признаки, виды

Политические партии – институт политической системы предназначенный выполнять связующую функцию между государством и обществом (гражданским).

Политическая партия представляет собой общественное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Именно посредством политических партий общество получает возможность воздействовать на государство, направлять осуществляемую им политику.

Степень значимости политический партий зависит с одной стороны от развитости партийной системы, с другой – от формы правления государства. в историческом ракурсе организация и деятельность различных партий оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, – словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.

К признакам политической партии традиционно относят:

— во-первых, специфическую цель объединения граждан – участие в политической жизни общества;

— во-вторых, наличие политической программы, включающей идеологию партии, принципы деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач;

— в-третьих, наличие политического лидера, выражающего и представляющего интересы партии;

— в-четвертых, определенное минимальное количество членов, как правило, в мировой практики – это не менее пяти тысяч членов.

Применительно к России некоторые характеристики политических партий нуждаются в некотором уточнении.

Прежде всего следует отметить, что сам термин политическая партия на уровне федерального законодательства появился только в 2001 г. с принятием Федерального закона от 11.07.

2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Ранее российское законодательство использовало понятие политическое общественное объединение и, фактически, рассматривало политическую партию как одну из разновидностей общественного объединения.

Действующее российское законодательство к политической партии предъявляет следующие требования:

— во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

— во-вторых, в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;

— в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=5RJu33Q0ZWA

Современное российское законодательство устанавливает ряд ограничений на создание и деятельность политических партий.

Так, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Классификация политических партий осуществляется по различным основаниям.

Наиболее распространенные классификации предполагают деление партий на правящие и оппозиционные, кадровые и массовые, либеральные и консервативные, левые, правые и центристские, монархические и республиканские.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_22777_rol-gosudarstva-v-politicheskoy-sisteme.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий