14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

Каз. Кыпчакское ханство. Формирование кыпчакской народности

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

Кипчакское ханство. Кипчаки в истории средневекового

В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кьпчакское ханство (начало XI пека — 1219 год), В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков).

В XI — ХП веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей была в г. Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен — алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую.

На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья.

Кыпчакп стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

В тяжелые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь разгромив печенегов.

Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

18. Духовная культура населения в Каз V – XII вв. Развитие культуры Казахстана в VI-ХII вв.

Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи.

Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан и другие. Формировались они в VI — X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X — XI века) в окрестностях Тараза.

А также мавзолей Айша-Биби (XI — XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе.Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое.

Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Это письмо в XI — XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским.

Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср аль-Фараби (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана — Второй учитель».

В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока — Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске. Фараби — ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат груды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук»,«Геммы премудрости»» «Трактат о

взглядах жителей добродетельного города».Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году.

Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым». «Благодатное знание».

Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 — 1101 годы), его книга «Дпшш лушт ат-турк» «Словарь тюркских наречий» — тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора — песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти — 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Построенный на рубеже XIV — XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_17103_kaz-kipchakskoe-hanstvo-formirovanie-kipchakskoy-narodnosti.html

Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство. 

В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.

В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов).

В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.

Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.

Территорию кыпчаков можно условно разделить на:

  • Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
  • Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра

Столица — Сыгнак.

Этническая история

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Хотя термин «кюеше» или «кзюеше», относящее к 201 г.до н.э., воспринимается многими исследователями как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:

  1. VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
  2. VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
  3. XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.

В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках  -комонами или куманами.

Общественное устройство

Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда

Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:

  1. Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
  2. Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.

Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг.

 Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами.

Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.

Политическая история

Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства. В 1065 г.

правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069 г.

кыпчаки совершали набеги на Хорезм. 

В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.

 Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака.

С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.

Причины ослабления:

  • ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
  • сложение крупного объединения канглы;
  • усиление междоусобной борьбы.

Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.

В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р.

Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили.

Это было первое появление монголов на территории Казахстана.

Кыпчаки принимали активное участие в политической жизни многих государств, стали участниками крупных политических событий:

  • В домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников.
  • Кыпчак Шанс-ад-Дин Ильгидиз был основателем династии ильдигизидов в Азербайджане.
  • Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и др.
  • В 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с Казак ханом разгромило русские войска на реке Каяле, что было описано в «Слово о полку Игореве».

Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса Джучи.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/uchebshyn/rannesrednevekovyj-kazaxstan-vi-xii-vv/1759-kypchakskoe-xanstvo-nachalo-xi-v-1219-g.html

Кыпчаки в истории средневекового Казахстана

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

В VIII-IX вв. в Северо-Восточном Казахстане кимако-кыпчакская конфедерация племен стала действенной силой. В казахских исторических преданиях происхождение кыпчаков связывается с деяниями Огуз хана /Уыз хан/.

Вместе с тем, ряд легенд свидетельствуют о том, что именно кыпчаки вытеснили из Великой степи огузов, в состав которых они когда-то входили, В период могущества /IX-X вв/ огузы занимали огромные степные территории, и в особенности берега Сырдарьи и др. рек.

«Города огузов так многочисленны, — пишет географ X в. аль-Идриси, — что они тянутся друг за другом на север и восток». Столицей огузов был город Янгикент, развалины которого ныне находятся на левом берегу Сырдарьи.

Немало огузских памятников и на территории Центрального и Северо-Восточного Казахстана /Бузок кала, Сырлы кала и др./

Восточные письменные источники подтверждают существование на рубеже XI-XII вв. крупной кыпчакской конфедерации племен, имевших династийную царскую фамилию. В книге «Худуд аль-Алам» отмечалась отдельная от кимаков кыпчакская область в степях западного Казахстана и южного Урала.

Образование кимакского государства исследователи относят к началу XVIII века. И. Маркварт считал, что в это время кыпчаки являлись западной ветвью кимакского союза. Этнополитическая история кимако-кыпчакских племен в IX-X вв. связана с долиной р. Иртыш.

В этой связи уместно предположить, что самоназвание этих племен /кимаки/ также, возможно, связано с этой рекой. Кимак-Кемек — в переводе на русский означает большую реку.

По материалам арабо-персидских источников, у кимаков имелись многочисленные города, из которых восемь располагались на побережье р. Иртыш.

С середины XI века огромные степные пространства от Иртыша на востоке до черноморских степей постепенно становятся достоянием кыпчакско-половецких ханов. В конце XI века они захватывают у огузов Янгикент, Дженд и другие города долины Сырдарьи.

В первой половине- XII века произошел ряд столкновений кыпчаков и хорезмийцев.

Хорезмшаху Атсызу незадолго до своей смерти удалось внести раскол в ряды кыпчаков в 1133 году, вследствие чего в степях Казахстана образовались две группы кыпчакских племен: одна на территории Западного Казахстана (зимовки в Сырдарье, летовища в области Уральских гор), другая Чу, со столицей в г.

Сыгнаке). Примечательно, что в летописях кыпчаки и другие степные племена называются неверными. Так, например, «Атсыз (Хорезмшах) несколько раз предпринимал поход на неверных и одержал над ними победу» (Джувейни).

В начале XI века кыпчакские племена (западные группы — сары кыпчаки) под наименованием «половцы» у славян и «коман» у венгров, и немцев известны уже в Европе. Маршрут их движения в Европу в той или иной мере повторяет движение гуннов в начале нашей эры.

В IX веке, когда степи Центральной Азии в очередной раз были охвачены миграцией племен с востока, кимакско-кыпчакское государство распалось. Из его составляющих только кыпчакам удалось впоследствии создать собственное государство.

Кыпчаки усилились особенно после захвата огузских земель по Сырдарье. Огузы в очередной раз (в VII веке они жили в Семиречье), должны были переселиться в южно-причерноморские и северокаспийские степи. Огромный ареал обитания кыпчаков (о.

т Алтая до Дуная) называется Дешт-и-Кыпчак У различных народов кыпчаки именовались по разному: на Руси -«Половцы, в Европе — купаны, на Востоке — кыпчаки.

Согласно легенде об Огуз-кагане, приведённой у Рашид ад-Дина, кыпчаки были одним из 24 племён огузов. В ней говорится, что «Когда Огуз потерпер поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался: В это время некая беременная женщцна, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила там ребёнка.

Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: «Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребёнок будет моим сыном». Он стал на положении ребёнка Огуза, последний назвал его Кыпчак. Это слово производится от кабук, что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кыпчаки происходят от этого мальчика».

Абульгазы-хан в своей книге «Шаджарат-и турк» дополняет следующим сюжетом: «Огуз-хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона и Едиля (Волга). Кыпчак и его потомки в течение четырехста лет господствовали на берегах трех рек — Дона, Едиля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, аглаков, башкурдов и др.

Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кыпчак».

Выдающийся казахский историк М.-Ж. Копеев говорит о том, что в прошлом существовала пословица: «кого много — китайцев или кыпчаков?», что свидетельствует о многочисленности кипчакского союза племен.

В XI веке кыпчаки расширяют свои владения как на западе, так и на . юге. Впрочем, в южном направлении влияние кыпчаков ограничивалось сильным Хорезмийским государством. В то же время кыпчаки в союзе с племенами канглы активно внедрялись в это государство. На западе кыпчаки, практически не встречая сопротивления, в середине XI века прошли Волгу. В русских летописях появление кипчаков —

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/332/

16. Кипчакское ханство. Кипчаки в истории средневекового Каз

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

В начале XIвека на огромной территории от Иртышадо Волги гегемонию установили кыпчаки,которые стали преемниками кимаков. Таквозникло Кьпчакское ханство (начало XIпека — 1219 год), В первой половине XIвека государство стало называтьсяДешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI- ХП веках кыпчаки были самымимногочисленными из всех тюркоязычныхнародов Центральной Азии и ВосточнойЕвропы.

Ставка правителей была в г.Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколькоосновных групп племен — алтайско-сибирскую;казахстанско-приуральскую; подонскую,включая предкавказскую; днепровскую,включая крымскую; дунайскую, включаябалканскую. На Руси их называли половцы,в Европе команы, на Востоке кыпчаки.

Кыпчаки сыграли важную роль в развитиитаких стран, как Индия, Египет, Китай,Византия, Грузия, Болгария, Хорезм вэпоху средневековья. Кыпчакп стализаметным компонентом этногенеза казахов,ногайцев, крымских, сибирских, поволжскихтатар, башкир, каракалпаков, узбеков,кыргызов, карачаевцев, балкарцев,кумыков, туркмен и других тюркскихнародов.

Они вошли в состав турецкого,венгерского, грузинского, болгарского,русского, украинского, монгольского,китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что вдомонгольский период кыпчаки во главес ханом Атраком играли важную роль ввоенной организации Грузинского царстваДавида IVи его преемников. Кылчак Шамс-ад-ДинИльдигиз был основателем династииИльдигизидов в Азербайджане.

В тяжелыедля Византийской империи времена началаXIвека, когда ее существованию угрожалитурки-сельджуки с востока, а печенегис севера, опередив римского папу изападноевропейское рыцарство, кыпчаки,вступив в союз с императором Алексеем,оказали ему неоценимую помощь разгромивпеченегов.

Многие кыпчаки породнилисьс семьями византийской аристократии,они занимали высокое положение, например,кыпчакский полководец Альпамиш и другие.Кыпчакские династии стояли во главегосударств в Средней Азии. Особеннозаметна была их роль в Хорезме.

Государствохорезмшахов объединяло большую частьСредней Азии, весь Афганистан, почтивесь Иран, часть Южного Казахстана.Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

17. Духовная культура населения в Каз V – XII вв. (язык, письменность,устное творчесво, наука, искусство)

Средневековыегосударства на территории Казахстанабазировались на кочевом, полукочевомскотоводстве, тесно связанном с оседлымземледелием.

Центрами религии, торговли,связи между земледельческими оазисамии кочевой степью, между Востоком иЗападом на Великом Шелковом пути былигорода в долинах рек Сырдарьи. Таласа,Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак,Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан идругие.

Формировались они в VI- Xвеках на основе ранних земледельческихи ремесленных поселении, у стен ставокправителей, в местах постоянных зимовок.В городах жили ремесленники, торговцы,земледельцы, имелись базары, общественныеместа, чеканились деньги.

В них сложиласьместная строительная традиция близкаяк Средне Азиатской. Наиболее раннимпамятником средневековой архитектурыявляется мавзолей Бабаджа-хатун (X- XIвека) в окрестностях Тараза. А такжемавзолей Айша-Биби

Фараби — ученый,мыслитель мирового уровня, он сблизили синтезировал в своем творчестведостижения арабской, персидской,греческой, индийской, тюркской культур.

Ему принадлежат груды «Большая книгамузыки», «Слово о классификации наук»,«Геммы премудрости»» «Трактат о взглядахжителей добродетельного города».

Рукописи Фараби имеются во многихбиблиотеках мира, а наука о его наследииоформилась в фарабиеведение.

Известнымпредставителем тюркоязычной литературыX-XIIвеков является Юсуф Баласагунский,который родился примерно в 1017 году.

Емупринадлежит, написанная в 1069-1070 годахпоэма «Кутадгу билиг», переведенная нарусский язык как «Наука быть счастливым».«Благодатное знание».

Эта книги являетсяэнциклопедическим произведением народном языке тюрков, политическийтрактат с философским осмыслениеммировоззренческих проблем смысла жизни,места и роли человека в обществе, природе.

Автором сочиненияо языке, фольклоре, этнографии тюркскихплемен является Махмуд Кашгарский (1029- 1101 годы), его книга «Дании лушт ат-турк»«Словарь тюркских наречий» — тюркскаяэнциклопедия написана в 1072-1074 годах.

Всредневековье жил и творил глава тюркскойветви суфизма, мыслитель и поэт ХоджаАхмет Ясави (по разным данным он прожил73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна датасмерти — 1166 год).

Сохранилось егопроизведение «Диван-и-хикмет» «Книгамудрости».

Источник: https://studfile.net/preview/5314665/page:8/

§ 13. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI — начало XIII вв.)

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

§ 13. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI — начало XIII вв.)

Расселение кыпчаков и их этническийсостав. Когда мыгово­рим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих пле­мен тесносвязана друг с другом.

Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностьювошла в состав созданного Кыпчакскогохан­ства.

Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке доВолги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озераБалхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханстворасширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южномтечении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсойзнати стали правителями присырдарвинских городов.

Кыпчаки кочевали вприречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюртеони летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). Поарабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­тыкочевий.

Поэтому земли между Алтаем и Волгойназывали Кипчакскойстепью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, чтоназванная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

Этнический состав кыпчаков началформироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух группплемен. Первая — западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцатьплемен, в их числе: елъборили,токсоба, йетиоба, дурут и другие.

Вторая — восточное объединениекыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными,восемь — мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и«ельборили» («на­род волков»).

Кыпчакекие ханы династийно-наследственно быливыходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка какидола, объекта поклонения. А такой культ бы­тует со времен древних тюркскихплемен.

Название «токсоба» оз­начает «девять племен», «дурут» — «четыреплемени», «йетиоба» — «семь племен». Из этого видно, что все они являлисьплеменными объединениями.

В объединение кыпчаковвходили тюркоязычные кимакские,огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века,когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоедине­ныплемена канлы,карлуков и жикил.

Таким образом, племена, входившие вэтнический состав кып­чаков, находились на этапе сложения кыпчакекойнародности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общест­венныйстрой и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местныедиалекты. Однако это обстоятельство не мог­ло быть препятствием для образованияоднородной кыпчакекой народности.

Об этом итальянский путешественник, посолПлано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжалсяпроцесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образованиякыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономернымявлением. Но монголь­ское нашествие помешало развитию этого процесса.

Иобразова­ние единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй. Общественный стройКыпчакского хан­ства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак-ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну понаследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людейплемени ельборили. Не случайно поэтому араб­ский историк Джурджани назвал этоплемя племенем ханской ди­настии.

Ставка ханской власти носила название орда. Ворде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­дициисостояла из правогои левогокрыльев.

Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась наберегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла — в присыр-дарьинеком городе Сыгнак.

Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимоеподдержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке — левым.

Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.

Социально-экономической основой Кыпчакскогоханства был классовый строй. К представителям господствующего сосло­вияотносились ханы,их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родови племен.А к низшему со­словию относились простой народ и бед­няки, не имевшие скота.

Кбеднякам при­числялись и жатаки, занимавшиеся зем­леделием. В кыпчакскомобществе име­лись даже рабы. Рабами обычно станови­лись две категории людей:во-первых, бед­ные должники, не имевшие скота; во-вто­рых, люди, попавшие вплен.

Одним из ис­точников обогащения представителей гос­подствующего сословиябыла продажа ра­бов на среднеазиатских базарах.

Отом, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свиде­тельствовал МахмудКашгари, называя рабов «яланкугами».

Имущественное неравенство в Кыпчакскомханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, напри­мер,если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи,погребенные вместе с умершим, то в других най­дены лишь одни скелеты.

В кыпчакском обществе неравенство былои в землепользова­нии. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатымипастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовь­ем или совсем неимеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.

Политическое положение Кыпчакскогоханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу,властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения хан­стватребовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южныхгородов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но междукыпчаками и названными регио­нами преградой являлись огузы.

В конце X и началеXI веков Огуз- ское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись вос­станиемвнутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглисьв Огузское ханство с севера и северо- востока. Таким образом кыпчаки расширилисвои границы от сред­него течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги.

Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

В русских исторических источникахвторгшихся в земли Руси кып­чаков называли «половцами», а дошедших до береговДуная кып- чаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу сосреднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасалсяусиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэто­му он прибегал кразличным политическим ухищрениям. Такую же политику по ослаблению кыпчаковпроводил и наследник шаха Хорезма Атсыз.Хорезмийцы стремились использовать малейшую иозможность для ослаблениякыпчаков.

Судя по некоторым письменнымисточникам, шах Атсыз не­сколько раз нападал на огузов, находящихся под властьюкыпча­ков. В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезм­скогошаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не до­бился.

Однако после этогопоражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их кослаблению. Убедив­шись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хо­резмийцыиспользовали их внутренние противоречия и междоусо­бицы.

Например, принимаяпредставителей знати господствующе­го сословия кыпчаков и щедро одаривая ихподарками, они натрав­ливали их друг против друга, чтобы противопоставить ихосталь­ной части кыпчаков. Хорезмийцы занимались и распространением исламасреди кыпчаков.

Таким путем они старались поставить кыпчаков в зависимость отсебя.

Правители Хорезма Текеш и Мухаммед II пыталисьосуще­ствить давно вынашиваемые планы. Воспользовавшись борьбой за класть междукыпчакским ханом Кадыр-Букойи его племянни­ком Алии-Дереком,Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195

Кыпчакские воины.
Конная повозка (арба).      Верблюжья повозка (арба).

году он совершил поход против правителяСыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватилгород.

В начале XIII века между шахом ХорезмаМухаммедом и Кып- чакским ханством произошло несколько сражений за овладениепри- сырдарьинскими городами.

Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчакипотерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар иСыгнак, а также регион Араль­ского моря долгие годы являлись местамистолкновений кыпча- ков и хорезмийцев.

Противоборство двух народов окончательнопрекратилось только после завоевания их монголами.

Такимобразом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его на­род не исчез. Кыпчакипродолжили свое историческое развитие.

Витоге они составили основу этнического состава казахского народа.

Хозяйство. Кыпчаки преимущественнозанимались скотовод­ством. По данным археологических раскопок, у кыпчаковразводи­ли четыре вида скота.

Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенностиэтой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместоячменя, такой особеннос­ти нет у других стран. Вот почему в ней много скота».

Далее он рассказывал об удивительной многочисленности поголовья скота в этойстране и восхищался, что, наверное, нигде нет такого его количества.

В середине XIII века побывавшие вКазахстане европейские пу­тешественники П. KapnuHU и В. Ру брук упоминали околесных по­возках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья ло­шадейсчиталось показателем обеспеченности людей.

В Афгани­стане, Иране, Египте иИндии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечалналичие у кыпчаков и крупного рогатого скота.

Он писал, что кыпчаки впрягали варбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы».

Кыпчакские скотоводы в поискахпастбищных угодий не коче­вали беспорядочно, у них были издавна установившиесямаршру­ты кочевий, постоянные зимовки и жайляу.

Средикыпчаков были и земледельцы.

Еврейский путешественник Петахъя,про­езжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят вэтой зем­ле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил иарабский историк алъ-Омари:«Посевов у них (кыпчаков) ма­ло и меньше всего пшеницы и ячменя.

Чаще всего у них встречается просо, имони питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».

Охота у кыпчаков служила одним изисточников существова­ния. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчакиохотились с луком. Он поражался меткости охотников. Безусловно, если дляпредставителей знати охота была развлечением, то для бедняков она служиласредством выживания. На одних зверей охотились из-за мяса, а на других — из-заценного меха. Из шкур зверей шили теплую одежду.

У кыпчаков были хорошо развитыдомашние промыслы, ре­месла. Из шкур и шерсти скота они изготавливалинеобходимые изделия, шили одежду. Вместе с тем кыпчаки являлись искусны­мимастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.

1.           Найдите на карте ипокажите места расселения кыпчаков.

2.           Назовите основныеплемена, входившие в этнический состав кып­чаков.

3.           Расскажите обобщественном строе кыпчаков.

4.           Какие земли подчинилисебе кыпчаки?

5.           С каким государствомСредней Азии кыпчаки вели постоянные войны?

6.           Расскажите об отрасляххозяйства кыпчаков.

Вопросы для самопроверки

1.           Как называли кыпчаков наРуси?

A.                                                                  кунами      С. команами

B.                                                                  гуннами    D.        половцами

2.           С кем воевали кыпчаки заюжные города Казахстана?

A.    ссельджуками          С. с канлы

B.     скаракитаями       D. согузами

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-173

Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

14. Кипчакское государство и его роль в истории средневекового Казахстана.

Этноним “кыпчак” впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.

После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в.

к отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной независимости кыпчаки не достигли. В IX—Х вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков.

Кыпчаки находились в политической зависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат.

После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов.

Пришедшая к власти династийная знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.Во второй четверти XI в.

племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках “Степь огузов” (Мафазат аль-гуз). Завладев Мангышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредственные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.

Историко-географическую область Дсшт-и Кыпчака, обнимавшую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных экстерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.

Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа.

Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы.

Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитических объединений, кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консолидирующей ролью кимекских племен.

Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен.

Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонен-тов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений

С начала XI до начала XIII вв.

формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть, которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили.

Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса

Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине XII в образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, пришедшие в Х в.

на территорию Казахстана из Восточного Туркестана, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвижением туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и тюргешей.

Одним из этнических компонентов кыпчаков также были карлуки, чигили, каи.

Формирование кыпчакской народности на территории Казахстана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствования, система общественных отношений и общность языка Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами оказывалось на их этнической общности. Со вес растущим политическим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою принадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием. Бурные события первой половины XI в. в ходе которых кыпчакская аристократия значительно расширила территорию расселения племен Восточного Дешт-и Кыпчака приведшие к войнам и столкновениям с державой огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов, Хорезм-шахов и Караханидов, а также необходимость обеспечения внешней безопасности, стали объективной причиной образования государства у кыпчаков

Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепились в середине XI в после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен, создавщих почву для центробежных устремлений в Дешт — и Кьгпчаке.

Со 2-й половины XI в по 1-ю треть XII в. наблюдаются относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет полагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство.

Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханской армией.

В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое — с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился в Тургайских степях.

Военной организации и военно-административной системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования.

Рельефно была выражена строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи), наряду с этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости.

Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством служило число лошадей.

Многие в стране кыпчаков, как сообщают письменные источники, владели несколькими тысячами прекрасных лошадей, а некоторые из них 10 и более тысячными табунами. Посягание на собственность строго каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права (торе).

Скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств, отмечался родоплеменными метками (тамгами).

На другом полюсе находились непосредственные производители — скотоводы. Рядовые общинники были в своей основной массе свободными.

Однако через отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно и возможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жителей (ятуков).

Но как только у бедного ятука появлялось достаточное количество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства.

В кыпчакском обществе усилились внутренние противоречия, вызванные прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков, а также соперничеством за верховную власть. В этой обстановке хорезмшахи искусно разжигали и поддерживали вражду между кыпчакскими вождями.

В начале XIII в. в состав государства хорезмшаха Мухаммеда (1200—1220), предъявлявшего свои притязания на первенство во всей мусульманской Азии, вошла и область Сыгнака. Несмотря на потерю Сыгнакского владения кыпчакские ханы продолжали вести упорную борьбу с Хорезмом. Из Дженда Мухаммед предпринимал неоднократные походы на север против Дешт-и Кьшчака.

В 1216 г во время одного из военных походов против Кадыр-хана он дошел до Иргиза, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Чингисхана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с султаном монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана, приостановившее длительное соперничество кыпчаков с хорезмшахами.

Наступила эпоха монгольских завоеваний.

Источник: https://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/kypchakskoe-hanstvo-nach-xi-v-1219-g

Uchebnik-free
Добавить комментарий