14.Идеологическая политика в молодёжной среде.

Лекция 19. Идеологическая политика в молодежной среде

14.Идеологическая политика в молодёжной среде.

Основныепонятия:

молодежь;молодежная социализация; молодежнаясубкультура; политическая социализация;молодежная политика; профессиональнаяориентация; молодежная занятость;поддержка молодых семей; молодежнаяобщественная рганизация; концепциягосударственной молодежной политики;международное молодежное сотрудничество;социальнаяадаптация молодежи.

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи

Особуюактуальность для каждого государствав современных условиях приобретаетпроблема формирования молодежнойполитики, ведь молодое поколениевоспроизводит общество не толькобиологически, но и социально.

Молодежьявляется такой группой общества, котораявовлечена во все без исключения социальныепроцессы либо непосредственно, либочерез свою семью. Духовные ценностимолодежи, ее взгляды, нравственный обликоказывают все более заметное влияниена общество, на политические и общественныепрограммы, на экономические процессы.

Молодежьсоставляет почти четверть населенияреспублики это существенная частьизбирательного корпуса, значительнаячасть трудового потенциала страны.

Молодежныепроблемы существуют в любом обществе,они имеют под собой два очень важныхоснования. С одной стороны, они являютсяотражением всех тех процессов, которыепроисходят в обществе. С другой –молодежные проблемы в значительнойстепени обусловлены особенностямимолодежи как социально-демографическойгруппы общества.

Молодежнаяпроблема включает в себя множествограней, аспектов.

Проблемы молодежнойсоциализации, политической, экономической,культурной, проблемы установлениянормальных отношений с иными социальнымигруппами, проблемы молодой семьи,образования, досуга, здоровья, проблемыформирования профессионально-квалификационнойструктуры молодежи, адекватнойпотребностям национальной экономики,– это далеко не полный перечень техпроблем, которые объединяются в единуюмолодежную проблематику любого общества.Очень большой проблемой для обществаявляется рост проявлений отклоняющегосяповедения и молодежной преступности,конфликтов между поколениями.

Молодежь– это главный ресурс общества, это егобудущее. Но свое предназначение онавыполнить не сможет, если ей не будутпредоставлены определенные гарантиисо стороны общества. Прежде всего, онануждается в гарантиях приобретениязнаний, соответствующих общественнымпотребностям, профессиональнойподготовки, возможностей для вхожденияв самостоятельную жизнь, созданияусловий для образования семьи.

Молодежькак социальная группа отличается тем,что она испытывает серьезные трудностина этапе жизненного старта, в первуюочередь, с трудоустройством, у молодежиострее стоят жилищные и материальныепроблемы. На современном этапе усложнилисьпроблемы психологической адаптациимолодежи, затруднены механизмы вовлечениямолодежи в систему социальных взаимосвязей.

Вомногих международных документах,докладах и научных исследованияхподчеркивается, что практически во всехстранах мира молодежь является наиболееуязвимой группой общества.

Молодежькак социально-демографическая группаимеет целый ряд отличительных особенностей.

Онаявляется наиболее подвижной частьюобщества, группой, наиболее восприимчивойк новым явлениям действительности, кновым знаниям, новым представлениям омире. Но молодежи присущи чертымаргинальности.

Она легче поддаетсяманипулированию, в ней не сформированыустойчивые представления и убеждения,еще затруднена политическая и социальнаяориентация.

В политической культуремолодежи значительную роль играютэлементы «субкультуры», «контркультуры»,или «культуры протеста».

Молодежькак социально-демографическая группавключает в себя людей в возрасте от 16лет до 30–31 года. Именно на эти годыприходятся главные «социодемографические»события в жизни человека: получениесреднего и высшего образования; выбори получение профессии; начало трудовойдеятельности; вступление в брак, рождениедетей.

Молодежь– это специфическая социально-демографическаяобщественная группа, имеющая общиесоциально-психологические особенностии ориентации, обусловленные характеромсоциальных отношений на данном этаперазвития общества.

Нов то же время молодежь – это такаясоциально-демографическая группа,которая является внутреннедифференцированной. Внутри нее естьгруппы с характерными для них возрастными,социально-психологическими свойствамии социальными ценностями, которыеобусловлены определенным уровнемсоциально-экономического, политическогои культурного развития общества,особенностями социализации молодежи.

Социально-психологическиеособенности молодежи, ее социальные иполитические ценности обусловливаютсяне только уровнем социально-экономического,культурного развития, но и уровнемполитического развития общества.

Всеполитические институты государствавлияют на политическое поведениеграждан, стремятся контролировать егос помощью специальных механизмов.Политические и государственные структурыстремятся к воспроизводству типаповедения, лояльного к данной политическойсистеме, к данным политическим ценностями нормам.

Возникаетзакономерный вопрос: как молодежьвовлекается в политику; как овладеваеттеми или иными политическими ролями;как формируются ее политические ценностии убеждения; ведь человек не рождаетсяни с коммунистическими, ни с фашистскимиубеждениями.

Иученые, и политики-практики утверждают,что политическая социализация неизбежносвязана с усвоением личностью социальногои политического опыта, накопленногообществом и сконцентрированного вкультурных традициях, групповыхценностях, политических и правовыхнормах, нормах политического поведения.

Политическаянаука определяет политическую социализациюкак усвоениеиндивидом системы политических знаний,ценностей, норм, которые позволят емуучаствовать в политической деятельностив качестве полноправного субъекта.

Политическаясоциализация – это совокупностьпроцессов становления политическогосознания и поведения, принятия иисполнения политических ролей.

Понятие«политическая социализация» шире, чемпонятие «политическое воспитание» и«политическое просвещение», ибо включаетв себя не только целенаправленноевоздействие государственной идеологии,но и стихийное влияние, собственнуюполитическую активность индивида.

Всовременном обществе процесс политическойсоциализации начинается достаточнорано. Дети трех-четырех лет уже различаютсимволы своего государства, тех илииных политических деятелей.

Детскийсад, школа, родители, телевидение оченьрано вовлекают детей в экономическуюи политическую жизнь, хотя, конечно,главным образом со школы начинаетсянакопление знаний о политике, формируетсяопределенное отношение к ней. Этотпроцесс называется первичнойсоциализацией.

На этом этапе происходит первоначальноевосприятие человеком политическихкатегорий, формирование индивидуальногоотношения к явлениям политическойжизни.

Процессполитической социализации продолжаетсяв течение всей жизни, он не заканчиваетсяс получением паспорта или какого-либодиплома. Происходит постоянное накоплениеопыта, так как человек участвует втечение своей жизни во многих политическихсобытиях, организациях, движениях. Онможет не только обретать, но и утрачиватьопределенные представления, взгляды,ценности.

Впроцессе политической социализацииучаствуют многие субъекты, влияниекоторых обеспечивает определенныеполитические ориентации граждан, ихполитическое поведение, ценностныеориентиры. Прежде всего, это институтыгосударственной власти.

Значительнуюроль выполняют политическиепартии.Наряду с государством они формируют уграждан отношение к партиям, к партийнойсистеме, представление об отношенияхмежду государством и политическимипартиями. Политическим партиям принадлежитособая роль в воспитании политическихлидеров и в политическом просвещенииобщества.

Вчисле субъектов политической социализациинеобходимо отметить общественныеорганизации.Они активно участвуют и в политическойжизни, и в формировании основных моделейполитического поведения, политическогосознания граждан.

Всеболее заметную роль в процессе политическойсоциализации молодежи играют средствамассовой информации.В условиях НТР их влияние стало особеннозначительным.

Встранах с развитой рыночной экономикойсущественное влияние на общество и егополитическую культуру оказывают деловаяобщина, мир бизнеса.

Важнымсубъектом, участвующим в формированииполитической культуры, являются:академическаяобщина; научно-техническая интеллигенция;культурная элита общества.

Результатомполитической социализации являетсяопределеннаяструктура личности, в которой политическиеценности и цели становятся устойчивымии работающими элементами.

Впроцессе политической социализациинельзя не учитывать влияние стихийныхфакторов, таких событий, как войны,революции, политические и экономическиекризисы. В таких условиях происходятнарушения и серьезные сбои в процессеполитической социализации.

Складываютсядеформированные представления обобществе и общественных отношениях,которые могут приобрести устойчивыйхарактер.

Это видно на примере тех стран,которые долго существуют и развиваютсяв условиях конфликта или переживаютсерьезный системный кризис.

Втаких условиях молодые люди теряютсистему ориентиров, лишаются возможностинаучиться устойчивому политическомуповедению. В результате в обществевоцаряется ситуация, когда игра идет«без правил», нарушается его интеграцияи стабильность.

Всовременном обществе есть определенныеособенности во взаимодействии поколенийв процессе политической социализации.Изменились роль и влияние традиционныхценностей.

Научно-техническая революция,стремительный рост средств массовойинформации, вовлечение в политику многихслоев общества приводят к тому, чточасто опыт старых поколений остаетсяневостребованным, а иногда и непригодным.

Новые социальные и политические явлениянеоднозначно влияют на ценностныеориентации молодежи.

Насовременном этапе развития белорусскогообщества существуют серьезные проблемыв молодежной среде, обусловленныемногими причинами, в том числе становлениемновых для нашей республикисоциально-экономических и политическихотношений: рынка и демократии.

Особенностисовременного этапа в развитии нашегогосударства осложняют процессысоциализации молодежи, в молодежнойсреде идут процессы не только социализации,но и ресоциализации.

Вусловиях социализма иначе решались нетолько проблемы занятости, но и многиедругие проблемы. Сегодня взаимоотношенияв обществе приобретают иной характер,новые процессы происходят в политике,экономике, на рынке труда, в сфереобразования, в семье.

Внастоящее время наша страна не располагаетдостаточными материальными и финансовымиресурсами, чтобы решить все существующиев обществе экономические и социальныепроблемы в здравоохранении, образованиии культуре – в тех сферах, где решаетсявопрос духовного, нравственного ифизического формирования молодогопоколения.

Всложном положении находится молодаясемья, которая испытывает не толькоматериальные, социально-бытовые, но исоциокультурные, психофизическиепроблемы. Наблюдается рост социальногосиротства. Имеет место такие проблемы,как рост безнадзорности, бродяжничества,суицидов, жестокости и насилия.

«Приспособлениек выживанию» нельзя считать полноценнойсоциализацией молодого поколения, иего относительно высокая, по сравнениюсо старшими возрастными группами,адаптивность не может расцениватьсякак повод для социального оптимизма.

Имеетместо процесс десоциализации,маргинализации и люмпенизации молодежи.Происходит «омолаживание» преступности,растет потребление наркотиков вмолодежной среде. Серьезную проблемудля общества представляет молодежнаябезработица. Все это ведет к сокращениюучаствующих в экономической исоциально-политической жизни, ростусоциальной пассивности части молодежи.

Социальноеи политическое становление молодогопоколения всегда было связано с серьезнымитрудностями. Особенно сильно это явлениепроявилась на рубеже XX-XXIвеков. Конфликты и противоречиясовременного мира затрудняют процессыполитической и общественной социализациимолодежи. Возрастает необходимость вусилении государственного влияния напроцессы формирования молодого поколения.

Особоезначение приобретает молодежнаяполитика, которая становится важнейшейчастью и социально-демографическойполитики государства и важнейшимнаправлением его идеологическойдеятельности, важнейшим направлениемформирования государственной идеи.

Источник: https://studfile.net/preview/5630684/page:45/

Идеологическая политика в молодёжной сфере

14.Идеологическая политика в молодёжной среде.

Механизм функционирования белорусского государства(кср)

Идеологическая политика в социальной сфере.

Сущность и содержание социальной политики.

В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Социальное государство — это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.

Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции.

В частности, согласно статье 21, государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа.

Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий.
В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами.

Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.

Идеологическая политика в молодёжной сфере.

Молодёжь – это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством.

Молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего.

Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать индикатором его социальной напряжённости или социального комфорта.

С другой стороны, молодёжь в силу специфики переходного периода развития общества и его экономических сложностей оказывается экономически незащищённой, ощущающей на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества.

К сожалению, в современных условиях среди социальных проблем молодёжи особо тревожными являются: падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретать профессию.

Практически все слои молодёжи ощущают на себе падение материальной обеспеченности, снижение количества и качества потребляемых продуктов питания, часто ограничение в целом питания до пределов, угрожающих здоровью и работоспособности людей. Так, 32,1% студентов считают себя бедными, 4,6% — нищими, 49,5% — со средним достатком.

Острой остаётся жилищная проблема: каждый пятый молодой человек живёт в общежитии и лишь 1/5 часть молодёжи имеет собственное жильё
Усугубляет молодёжные проблемы безработица в молодёжной среде.

Удельный вес молодёжи в общем числе безработных продолжает расти: в 1992 году он был равен 25,8%, в 1998 – 48,8%, а на конец 2000 года он составил 53,9%, хотя общая численность безработных на учёте в государственной службе занятости Республики Беларусь сократилась с 182,5 тысяч человек в начале 1997 года до 95,8 тысяч человек в конце 2000 года, а уровень безработицы уменьшился с 3,3% до 1,7% к численности трудоспособного населения [4, c. 106-107]. Безработными оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Молодежь на рынке труда менее конкурентоспособна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительных затрат. К тому же среди молодежи развивается интерес и попытки зарабатывать «легкие» деньги путем незаконных махинаций, что увеличивает молодежную преступность.

3)Бел.экономическая модель развития — компонент идеологии белорусского государства.

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.

Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:

народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;

отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства.

Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе.

При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д.

Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства.

Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.Государство играет центральную роль в экономической жизни общества.

Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Источник: https://poisk-ru.ru/s17837t6.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий