13. Психологические регуляторы труда (Климов)

Психологические регуляторы труда

13. Психологические регуляторы труда (Климов)

Общая характеристика труда…………………………………………………….3

Психологические регуляторы труда……………………………………………..7

Практическое задание…………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………….12                            

  1. Общая характеристика труда, психологические регуляторы труда.

         Специалист в области психологии труда Толочек В.А. описывает труд как сознательную деятельность людей, направленную на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Труд включает в себя следующие «простые моменты»: 1) целесообразная деятельность, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результаты труда.

Основные черты труда человека: его роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеальной представленности результата, который предвосхищает трудовой акт; активизация всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности, а также волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. По мере усложнения техники и технологии роль этих процессов все более возрастает. Однако, следует учесть, что активность человека, использующего производственное оборудование, инструменты на штатном рабочем месте, вовсе не обязательно является трудом в психологическом значении слова.

     Согласно классической характеристике труда К. Маркса, именно труд, его исторически закономерная форма, использование oрудий, понимались как главные детерминанты исторического развития психики людей. К.

Маркс писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

В процессе труда «люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей».

    Труд – процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (в ходе которого изменяется и он сам) с целью удовлетворения общественных, личных, материальных и духовных потребностей.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу, используя ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

    Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие «труд» в более широком, философском контексте, поскольку труд – это явление общекультурное, более того, — это явление, прежде всего, этическое.

Труд – процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи. Труд рассматривается как стремление стать над вещью, как способ познания вещи и самого себя. («Краткая философская энциклопедия»).

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. («Философский энциклопедический словарь»).

Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.

        О.Г. Носкова приводит следующее определение труда: труд — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов.

     В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознапе людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека.

Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки.

Без знания и навыков невозможен никакой труд.

     Труд является основным видом человеческой деятельности, главные характеристики которого признаются характеристиками профессиональной (предметной) деятельности, которая должна отвечать следующим психологическим признакам труда.

1.   Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый деятелем результат должен мыслиться как позитивно ценный для более широкой группы людей, т. Е. как социально ценный.

2.   Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в том случае, когда является не только обязательной для субъекта, но и непременно целесообразной.

3.   Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Последнее предполагает не спонтанное использование определенных средств, а при условии знания их возможностей и ограничений применение общественно выработанных правил.

4.   Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Человек как субъект труда участвует в той или иной фазе, стадии общественного производства определенных продуктов или социальных услуг.

Знание или предвосхищение работником характера социальной активности людей, прямых и косвенных отношений между людьми на разных этапах производства, порою даже опосредствованных временем и пространством межличностных взаимодействий людей как субъектов является сущностным условием труда.

      Наиболее общей характеристикой труда является то, что это деятельность, направленная на получение социально ценного результата. Но кроме того,  по мнению Е.А.Климова, труд отличается от игры, учения, общения еще тремя признаками, так что всего получается четыpе существенных признака труда:

  1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
  2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
  3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое

       происхождение и способы употребления;

  1. в труде люди вступают между собой в особые межличностные 
           производственные отношения.

    Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам. Труд будет иметь полную психологическую структуру, если в данном конкретном случае все четыре признака его выражены в удовлетворительной степени.

   Е.А.

Климов также говорит о том, что в труде предполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание, что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способ применения их).  Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную сознательную регуляцию и юридическую ответственность.            

     При  выполнении трудовой деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

         I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

     1)   чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

    2)   репрезентативный конкретный образ (представления памяти,  

     3)   репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы

           понятий, усвоенные алгоритмы действий).

     П. Образ субъекта:

     1) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в

          данный момент, своем месте в системе межличностных отношений,

        своих возможностях и ограничениях),

     2) обобщенный «Я-образ» («Я — концепция» — я в прошлом, я ныне,

          я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной

          общности, я как организм, как индивидуальность, как член

          общества).

     III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

     1) потребности, потребностные состояния,

     2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

     3) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений

         к разным сторонам действительности,

     4) направленность личности, мировоззрение.

     Выделяются две основные группы психологических регуляторов труда:

    1. Побудительная регуляция, обеспечивающая намерения, помыслы, потребности, интересы – цели и мотивы деятельности.

  

    1. Исполнительная  регуляция, задающая образ цели, условий для ее достижения и способов действия; а также контроль исполнения как сравнение результата с внутренней моделью. В осуществлении этой регуляции решающая роль принадлежит когнитивным процессам – восприятию, представлению, мышлению, памяти.

     Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.).

Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — «почувствовать» предмет и средства труда.

Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК).

В процессе профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.

     В реальной трудовой деятельности все рассмотренные уровни и подуровни регуляции выступают в неразрывном единстве. Соотношение между ними является динамичным и изменяется в зависимости от предмета, орудий и условий труда, характера решаемых задач, уровня обученности и тренированности.   

     2. Прочтите материал таблицы 1 и определите, в каких случаях имеет место трудовая деятельность в психологическом понимании. Обоснуйте свой ответ.

п/п     Пример  для оценки
1     Биомасса  в дрожжерастительном аппарате увеличивается  в размерах и приобретает ожидаемые  аппаратчиком свойства
2     Полковник Аурелиано Буэндия, закончив войну, вернулся домой и занялся привычным  с юности делом: он отливал с помощью литейной формы рыбок из золота с рубиновым глазом, которых можно было вешать за губу (рыбью) как украшение на цепочку. Изготовив партию рыбок из 18 штук, он снова переплавлял их в тигле и процесс возобновлялся. (Г.Г.Маркес. сто лет одиночества)
3     Наладчик гибких производственных систем ищет причину разладки транспортно-накопительного устройства
4     Станок  с числовым программным управлением обрабатывает ступенчатый валик и подает готовое изделие на транспортно-накопительное устройство
5     Аппаратчик  дрожжерастительного аппарата мысленно отслеживает технологический процесс и по мере необходимости включает те или иные механизмы
6     Персональный  компьютер сообщает оператору (выдает надпись), что он неправильно задал параметры формата страницы
7     Лошадь  везет повозку сена
8     Собака  таможенника обнюхивает вещи пассажиров в аэропорту
9     Происходит  извержение вулкана
10     Дама  вздрагивает от внезапного стука  в дверь

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/psihologicheskie-regulyatory-truda/64547-210561-page1.html

Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова психология труда и человеческого достоинства

13. Психологические регуляторы труда (Климов)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

62

Е. А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда [11, с.

19—21]: 1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «#-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда [там же, 11, с. 61—68]:

  1. сознательное предвосхищение социально ценного результа­та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­ной значимости; аффективный тон соответствующего знания —

    отношение к этому знанию);

  2. сознание обязательности достижения заданного результата
    (понимание ответственности; переживание ответственности);

  3. сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­

    занные с применением средств деятельности);

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений;

переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредствен­ных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т. п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем отмеченным выше признакам, то этот человек трудится.

И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зар­плату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится.

По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е. А. Климовым, слова «со­знание», «осознанное» стоят на главных позициях).

Е. А. Климовым выделены также основные эргатические функ­ции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности [там же, 1988, с. 29—39].

Напом­ним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде — это сис­тема «человек—машина —среда —социум —культура—природа».

Сама эргатическая функция определяется как «любое уменьшение нео­пределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т. е. то любая трудовая функция (функция эргатической системы)». Например, работник не может найти нужный инструмент (нуж-

63

ный документ): у него нет порядка (условия не соответствуют ра боте). Следовательно, надо навести порядок, т. е. привести в соот ветствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функ­ций:

духовное производство (построение идеологий, образование,;
искусство, наука); :

производство упорядоченности социальных процессов (зако нотворчество, средства массовой информации, планирование экономика, управление крупными социально-экономическими й| политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самооб­служивания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трундовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обЧ

служивание, совершенствование эргатических систем); =

материальное производство (оперативно-гностическое — об-*работка информации, принятие решения; оперативно-практичес-;кое — организация рабочего места, организация социальной сре­ды; оперативная самоорганизация субъекта труда — транспортиррование, управление средствами труда, воздействие на предметы]

труда). ;

Выделение и рассмотрение понятия «трудовой пост и его струк­тура» важно для уточнения производственного «смысла» данной профессиональной деятельности [8, с. 39—45].

Трудовой пост — это не то, что можно «очертить конкретно», это «многомерное, раз­но- и многопризнаковое системное образование», основными со­ставляющими которого являются: 1) цели, представление о ре­зультате труда; 2) заданный предмет труда; 3) система средств труда; 4) система профессиональных служебных обязанностей; 5) система прав работника; 6) производственная среда (предмет­ные и социальные условия труда). Например, рабочее место по­чтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных уело-; вий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а: не просто «отсиживание» на конкретном стуле и, по сути, имита­цию работы). Такое понимание трудового поста, возможно, по­может многим работникам, особенно творческих профессий, про­ще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их «не видно на рабочем месте»…

Для организации работы психолога труда важно выделить глав' ный принцип его деятельности, который отражен в «золотом пра-\ виле психологии труда» [там же, с. 56—58].

«Золотое правило» — это правило организации взаимосоответствия элементов систе­мы: «человек —предмет труда —средства труда —среда» (если, на­пример, вводятся новые требования к человеку-работнику, то это обязательно необходимо компенсировать в других элементах

64

эргатической системы). Различные «исходы» при реализации «зо­лотого правила психологии труда» отражены в специальной таб­лице (табл. 1).

Таблица 1

Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профес­сия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими про-и ведущих примерно одинаковый образ жизни (извест-

65

Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии

Возможные «исходы» соответствия (несоответствия)
человека и труда
Уровни самостоя-Согласование имеющихсяФормирование потребных
тельностивозможностейвозможностей
человека в трудеПодборФормирова-Создание
Профотбортруда дляние ПВКсредств
человекачеловекатруда
Самостоя-«Естествен-Самостоя-Профессио-Самостоя-
тельная ак-ный» отбортельное про-нальное са-тельное улуч-
тивность безкадровфессионоеморазвитиешение и ра-
помощи спе-самоопреде-и самообра-ционализа-
циалисталение чело-зованиеция условий
векаи средств
труда
Самостоя-ПрофотборПрофкон-СпециальноСпециаль-
тельная ак-на научнойсультацияорганизован-ное проекти-
тивность восновеное профес-рование эр-
условиях оп-сиональноегатических
тимальногообразованиесистем (ин-
научного об-женерная
служиванияпсихология)
Человек рас-ПрофотборПрофкон-Направлен-Проектиро-
сматриваетсякак «отсев»сультация сное «жест-вание эргати-
как неком-непригодныхпозицийкое» форми-ческих сис-
петентный и«жесткого»рованиетем как «вы-
пассивныйуправленияПВКтеснение»
человече-человека из
ским факто-этих систем
ром

но, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

Конечно, уровень жизни (при общности самого обра­за жизни) может различаться у профессионалов с разной степе­нью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получае­мых «доходов»).

  1. Профессия как область приложения сил связана с выделени­ем (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональнойдеятельности психолога.

    Здесь также решается вопрос, в какихсферах жизнедеятельности человек может реализовать себя какпрофессионал.

    Применительно к некоторым сферам, например кпсихологии, можно заметить, что вся история психологии (ифилософии) — это непрекращающиеся попытки понять, что жетакое «психика» и как, с помощью какого «метода» ее лучше ис­

    следовать и развивать.

  2. Профессия как деятельность и область проявления личности.

    Часто забывают о том, что профессиональная деятельность непросто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, нопрежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой твор­ческий потенциал и создает условия для развития этого потенци­ала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный резуль­тат труда — это не производимые товары, а «сам человек в его

    общественных отношениях»).

  3. Профессия как исторически развивающаяся система. Интерес­но, что само слово «профессия» восходит к латинскому ргоГиеп —«говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии ис­конно скрыты события, являющиеся предметом и общей и соци­альной психологии», — отмечает Е.А.Климов [10, с.

    177—178].Естественно, сама профессия меняется в зависимости от измене­ния культурно-исторического контекста, и, к сожалению, воз­можны ситуации, когда изначальный смысл профессии может су­щественно извращаться.

    В частности, психология, по сути своейориентированная на развитие неповторимой личности человека,может в определенные исторические периоды («темные эпохи»)использоваться для откровенной манипуляции общественным со­знанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии реше­ния их проблем (особенно когда эти психологические проблемы

    умышленно не связывают с общественными проблемами).

  4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим
    субъектом труда (например, самим психологом). Это означает,что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является

    тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкрет-

  1. Учебное пособие

    Е. А. Климов, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО; 6. А. Бодров, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, главный научный сотрудник Института психологии РАН.

  2. Конспект

    Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны

  3. Программа дисциплины

    Целью учебной дисциплины «Психология труда» является формирование у студентов научных представлений о наиболее существенных аспектах активности человека как субъекта труда и методологической культуры, обеспечивающей решение актуальных

  4. Рабочая программа

    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология»

  5. Программа

    Учебная программа по дисциплине «Психология труда» направлена на интеграцию современных психологических знаний о труде как социально ценной продуктивной деятельности человека, об особенностях учета фактора человеческой психики в различных

Источник: https://refdb.ru/look/1408507-p8.html

Психологические регуляторы труда (по Климову Е.А.)

13. Психологические регуляторы труда (Климов)

2 группы: 1. Побудительная регуляция, обеспечивающая намерения, помыслы, потребности, интересы — т.е. цели и мотивы деятельности. 2.

Исполнительная регуляция, задающая образ цели, условий ее достижения и способов действия; плюс контроль исполнения как сравнение результата с внутренней моделью; в осуществлении этой регуляции решающая роль принадлежит когнитивным процессам — восприятию, мышлению, памяти, представлению. Виды регуляторов труда: 1. Образ объекта труда, который имеет уровни: — непосредственный, чувственный, сенсорно-перцептивный — репрезентативный конкретный образ репрезентативный отвлеченный, схематизированный 2. Образ субъекта труда: — актуальный Я-образ — знание о своем функциональном состоянии — обобщенный Я-образ, или Я-концепция 3. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

(Основные психологические регуляторы труда Е. А. Климов): 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение); 2).

образ S труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» -представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества); 3).

образ субъект- объектных и субъект- субъектных отн-ий (потребности, эмоции, хар-р, направленность личности и ее мировоззрение)

Структура трудовой деятельности

Трудовая деятельность=Субъект труда(человек как структурная един.общества)+ условия труда+ содержание труда +средства труда +организация труда +предмет труда.

Человек является субъектом труда, преобразующий в процессе труда предметы труда в продукты трудас помощью средств труда. Человек как инициатор трудовой деятельности.Внутренниесв-ва субъекта труда-это эмоциональная настроенность, осознание соц.

защищенности(отпуск, зарплата),удовлетворенность в семейных отношениях, особенности темперамента и характера. Все это .имеет большое значение. Условия труда-техническое оснащение производства, характер технологических процессов. Действующий режим труда и отдыха, соц.

-психологический климат, а также особенности и состояние производственных помещений, санитарно гигиеническая обстановка.

Различают социально-экономические условия (зарплата, возможности развития в карьере)  и производственные условия труда(элементы производственной среды, Все что влияет на работоспособность, здоровье.)

Средства труда— совокупность вещей или одна, с помощью которых человек воздействует на предмет труда в целях получения благ материальных и духовных.

труда— процесс и способы выполнения трудовых задач.

Предмет труда— те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей.

Эффективность трудовой деятельности зависит от субъективных и объективных факторов(состояние здоровья и технологические факторы)

Прогрессивная стадия профессионального развития личности

Связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

Профессиональная мотивация – система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой деятельности.

В качестве примера можно привести классификацию потребностей А. Маслоу:1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и т. д.);2) потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.

);4) потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);5) потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своих возможностей и способностей).

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Высшие потребности удовлетворяются в труде непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные (личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей.

Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления (в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д.).

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 497;

Источник: https://studopedia.net/3_70815_psihologicheskie-regulyatori-truda-po-klimovu-ea.html

Психические регуляторы труда

13. Психологические регуляторы труда (Климов)

ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература

1. Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

2. История советской психологии труда: хрестоматия. – М., 1983.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М., 1998.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб пособие. – М., 1992.

5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестоматия). – М., 1995.

6. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917 – 1957): Учеб пособие /Под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

7. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.А. Климова. – М.: издательский центр «Академия», 2004.

8. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

9. Шпильрейн И.Н. Трудовой метод в изучении профессии. Тексты. История советской психологии труда /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. – М., 1983.

Е.А. Климов разбил психические регуляторы труда на три группы:

I) Образобъекта (предмет труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

1) чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

Взаимодействуя с объектом человек, взаимодействует не с ним, а его отображением.

В ходе биологической эволюции и исторического развития, во-первых, органы чувств человека специализировались и выделяют, «выхватывают» их внешней среды нечто неопределенное (ухо чувствительно к периодическим колебаниям воздуха, но «глухо» к тому, к чему чувствительны глаз или нервные окончания в слизистой оболочке носа и пр.

); во-вторых, сообразно опыту, культуре, образованию, профессиональной принадлежности разные люди выделяют и усматривают в среде очень разные целостности; в-третьих, тот или оной субъективный образ возникает только при активности субъекта.

Например, специалист-товаровед, дегустатор, попробовав яблоко, воспринимает огромный набор признаков его вкусовых качеств («пресное», «горьковатое», «кислое», «кисло-сладкое», «вино-сладкое и пр.), консистенции («плотная», «рыхлая», «мучнистая», «тающая» и пр.

), в тоже время неподготовленный в профессиональном отношении человек воспринимает лишь нерасчлененный, диффузный образ («вкусно» — «невкусно», «приятно» — «неприятно»).

2) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения),

3) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

II) Образ субъекта:

4) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях),

5) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества).

Человек планирует и выстраивает свою профессиональную деятельность с учетом не только внешних обстоятельств и вероятных ожидаемых событий, но и своих личных качеств, функциональных состояний.

Так, отдавая себе отчет в степени утомления, человек регулирует свою рабочую нагрузку, изыскивает возможности для кратковременных пауз и тем самым сохраняет оптимальный или хотя бы минимальный уровень работоспособности.

Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности в рении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.

(Например, рабочий, зная, что, увлекаясь скоростью обработки материала, может сделать ошибку, периодически напоминает себе об этом и избегает ошибок именно в труде. В труде он природную торопливость компенсирует (возмещает) самоконтролем).

Образы самосознания – одно из необходимых условий нахождения человеком себя в профессиональной сообщности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Выраженное профессиональное самосознание, положительное эмоциональное отношение к профессиональной деятельности – важный критерий подготовленности специалиста.

Одна из задач психологии труда – изучение структуры и динамики профессионального самосознания как важнейшего регулятора труда и построения профессиональной карьеры.

III) Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

Источник: https://studopedia.su/4_40093_psihicheskie-regulyatori-truda.html

Психология труда (стр. 13 из 19)

13. Психологические регуляторы труда (Климов)

В психологии разными авторами выделены различные механизмы и условия, осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания.

Применительно к психологии профессионального самосознания эти механизмы еще должны быть адаптированы, а может быть, и несколько переосмыслены с учете того, что часто именно в профессиональной деятельности в на* большей степени проявляется стремление человека реализовать свои лучшие качества и в целом состояться как личность.

38.Профессиональное становление. Возможные его варианты.

Профессиональное становление личности — процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами. Любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.

Л.М.Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами.

Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профбиографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.

Траектории профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренноё развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, как правило, также в рамках одной профессии.

З. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.

Стадии профстановления

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35—40 лет).

В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, — ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадия. В связи с этим встает вопрос о критериях выделении стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;

• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;

• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

• наставничество — передача профессионалом своего опыта.

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделявшего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост — развитие интересов, способностей (0— 14 лет);

2) исследование — апробация своих сил (14—25 лет);

3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45 64 года);

5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)

39.Профконсультация — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П. к.

должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии — с другой.

Групповая работа часто осуществляется в форме ТРЕНИНГА. Цель любого тренинга — формирование чего-то (новых ЗУнов).

Обычно на профориентационных тренинга учат навыкам самоанализа (заглянуть внутрь себя) принятия решений (сделать осознанный выбор м/у альтернативами архитектора и эколога).

Тренинг проходит в игровой форме, виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — это работа с психологом один на один. Используется метод беседы, для выяснения индивидуальных особенностей психолог часто применяет психологическое ТЕСТИРОВАНИЕ.

Иногда консультация сводится к тестированию (например, компьютерному), а роль психолога здесь в том, что он объясняет результаты теста, помогает подобрать профессию, соответствующую выявленным тестом интересам, способностям, склонностям.Виды И.К.:

Экспресс-профконсультация (в центре занятости и профориентационных консультационных пунктах)

Психологическая поддержка

Справочно-информационная консультация по профессиональному отбору

Справочно-информационная консультация для работодателя

Оценка профессиональной компетентности (новая услуга)

Справочно-информационная консультация по предпринимательству

Справочно-информационная консультация «Профессиональное самоопределение молодежи»

Справочно-информационная консультация «Выбор профессии. Азбука профориентации»

Справочно-информационная консультация «Основы технологии поиска работы»

Справочно-информационная консультация для родителей.

40.Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

1. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

1)чувственный образ (сенсорный, перцептивный).

Например, знание и различение множества оттенков цвета позволяют маляру доводить колер до нужного образца;

2)репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения).
Например, об особенностях прочности, хладо- и жаростойкости, тепло- и электропроводности материалов).

3)репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

Этого рода психические регуляторы поведения, деятельности усваиваются прежде всего в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной работы ума человека/

II. Образ субъекта:

1)актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях).

2)обобщенный «Я-образ » («Я — концепция» — я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества).

III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

1)потребности, потребностные состояния (это и природные, и так называемые социогенные)

2) Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

Эмоциональные реакции, Эмоциональные состояния, Эмоциональные отношения (высшие чувства)

3)Направленность личности, мировоззрение.

Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укладов жизни, которыми фактически руководствуется человек. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутренних регуляторов человека.

4) Характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности.

С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности.

Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и прежде всего — естественным родным языком.

Источник: https://mirznanii.com/a/199155-13/psikhologiya-truda-13

Uchebnik-free
Добавить комментарий