13. Понятие и образ природы в философии и науке

Образ природы в философии и науке

13. Понятие и образ природы в философии и науке

Предыдущая123456789101112131415Следующая

Вселенная в научном смысле — место вселения человека, доступное эмпирическому наблюдению.

Естественнонаучная картина мира включает идеи происхождения и развития Вселенной как изотропной, нестационарной, горячей, расширяющейся Вселенной. Эта общепринятая сегодня в науке модель основана на теории относительности.

Составной частью модели происхождения Вселенной является представление о Большом Взрыве (12-18 млрд. лет назад), который произошел одновременно везде, заполнив с самого начала все пространство, каждая частица материи устремилась прочь от любой другой.

Первоначальным состоянием Вселенной были, по мнению ученых, бесконечная плотность массы, бесконечная кривизна пространства и взрывное, замедляющееся расширение при высокой температуре.

Из чего образовалась Вселенная? Допускается, что из ничего — вакуума. Вакуум – это своеобразная форма материи, способная при определенных условиях «рождать» элементарные частицы. Вакуум, пришедший в возбужденное состояние, образует поле, а поле переходит в вещество.

С позиций синергетики, в вакууме постоянно происходят флуктуации — т.е. появление виртуальных частиц, которые непрерывно рождаются и уничтожаются, но также участвуют в взаимодействиях. Что за пределами расширения? «Бесконечный» не значит «безграничный».

По поверхности Земли можно идти бесконечно, но Земля ограничена атмосферой. Вселенная — также бесконечна, но ограниченна. Возраст солнечной системы — 5 млрд. лет, первоначальное ее состояние — космическая пыль. Сначала Земля была холодной. Атомы радиоактивных элементов, распадаясь, выделяли тепло, недра разогревались.

Происходило выделение газов, паров, — так возникла воздушная оболочка и океаны. Продолжается дрейф континентов.

Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Но нет точного определения жизни. Ориентиром служат качественные отличия живого от неживого, наличие общих свойств у растений и животных, а также человека.

Жизнь включает в себя громадное разнообразие форм.

Для нее характерны: целостность, самовоспроизведение, обмен веществ, относительная независимость от внешней Среды (автономность), приспособляемость к среде, раздражимость, активность, клеточное строение.

Существует множество теорий, объясняющих возникновение жизни на Земле:

1. Креационизм

2. Многократное самопроизвольное зарождение жизни из неживого вещества

3. Стационарное состояние: жизнь существовала всегда

4. Панспермия — теория внеземного происхождения жизни

5. Зарождение жизни в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам в историческом прошлом (как случайное образование «живой молекулы», как результат закономерности эволюции материи. В рамках этой теории в 1924 г. акад.

Опарин сделал вывод о том, что возникновение жизни — результат длительной эволюции на Земле химических соединений в биохимические). Но этот вывод не разрешает главной проблемы — перехода сложных неживых систем к простым живым организмам.

Сейчас жизнь на Земле не могла бы возникнуть из-за кислородной атмосферы и противодействия других организмов. Раз родившись, жизнь постоянно эволюционизирует.

Образ природы в философии многогранен. Понятие природы употребляется в широком и узком смысле. В широком значении природа — все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле природа — синоним Вселенной, материи, бытия. Понятие природы в узком смысле обозначает ту часть мира, с которой взаимодействует человек.

Соотношение «человек» — «природа», являющееся предметом философского осмысления, многообразно: «человек» — «мир», «человек» — «окружающая среда».

В его отношениях с природой всегда имеет место познавательная (естественнонаучная) деятельность, оценка (с помощью понятий блага, красоты и т.д.), а также деятельность практическая (преобразовательная).

Сложность проблемы заключается в том, что человек: с одной стороны, противостоит природе , а с другой – является частью природы . Противоречивые взаимоотношения человека и окружающей среды выражаются и в различном восприятии природы:

1. Природа как нечто неорганизованное, неразумное, как царство хаоса, слепых сил (дикая природа)

2. Природа как образец совершенства, нечто более высокое, чем культура и человек. Следовательно, нужно учиться у природы, следовать ей, в ней все гармонично.

Обе позиции находили свое воплощение в различные эпохи по-разному: человек то преклонялся перед природой, то считал себя ее господином.

В античную эпоху природа и человек рассматривались в единстве. Понятие космоса включало весь мир, упорядоченный и совершенный. В соответствии со средневековыми представлениями, — природа сотворена богом и это сближает ее с человеком. Но человек — «выше» природы, так как имеет душу.

В эпоху Возрождения природа воспринималась как источник радости, наслаждения, гармонии. Человек должен жить естественной жизнью, в согласии с природой.

Для периода Нового времени характерны две позиции по отношению к природе: природа как убежище от развращенной и порочной человеческой цивилизации и природа как средство достижения человеком своих целей, упрощенно-механистическое понимание природных процессов.

Современное отношение к природе двояко, но наряду с потребительским все более характерным становится разумный, гуманистический подход к ней, осознание своей ответственности за будущее.

Отношения человека и природы — это отношения взаимозависимости. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, воздействуя на природу, создавая искусственную среду обитания, человек уменьшает свою зависимость от природной стихии. В то же время, по мере своего развития человеческая цивилизация оказывается все более зависимой от имеющихся природных ресурсов.

Взаимозависимость человека и природы возрастает в процессе интенсивного вовлечения природных ресурсов, активного изменения окружающей среды (растут отходы хозяйственной деятельности, снижается способность биосферы к самоочищению).

Взаимодействие человека и природы — это сложный и противоречивый процесс, в современную эпоху оно достигло предельных, критических размеров, превратилось в глобальную экологическую проблему.

Первоочередной задачей в связи с этим является формирование нового экологического сознания, без этого ни технологические, ни правовые, ни какие-либо другие мероприятия не будут эффективны. Таким образом, мы вновь возвращаемся к ответственности Человека перед Природой.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Несмотря на представление о единстве Природы и Человека, мир неживой природы, мир живой природы и мир человека не были взаимосвязаны в сознании ученых, рассматривались отдельно. Связующим звеном стало учение о ноосфере, разработанное в начале столетия русским ученым В.И.

Вернадским. Изучая минералогию и геохимию, В.И.Вернадский заинтересовался проблемой живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. Его размышления поднялись на более высокий теоретический уровень, сложились в философское учение. Теория В.

И Вернадского включает в себя следующие основные положения:

— Жизнь на Земле возникла около 4 млрд. Лет назад. Возникновение жизни на Земле — закономерный этап развития материи, катализатор процесса развития.

Пленка жизни на Земле ускоряла процессы развития (сравните Землю и Луну) за счет способности поглощать энергию космоса (Солнца) и таким образом трансформировала земное вещество.

Таким образом, жизнь, живое вещество связывает воедино процессы на Земле с космическими процессами.

— Картина общепланетарного развития включает и появление человека — носителя Разума. Возникновение Разума многократно ускорило все процессы на планете.

— Воздействие Человека на природу растет так быстро, что скоро он превратится в основную геологообразующую силу, а это означает, что он должен будет принять на себя ответственность за будущее развития Природы.

— Развитие окружающей среды и общества станут неразрывны. Под влиянием научной мысли и коллективного труда человечества биосфера перейдет однажды в сферу разума — ноосферу. Развитие планеты сделается направленным — направляемым силой Разума.

Ноосфера- это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека и его будущего, когда стихийное течение геологических процессов уступает место целесообразной деятельности человека.

По Вернадскому, ноосфера есть естественное и закономерное продолжение биосферы как планетарной сферы жизни, так как разумная жизнь, как и живое вещество в целом — не случайна и не локальна, это глубинное космическое явление.

Учение Вернадского имеет много последователей и сторонников в современной науке и философии и является весьма актуальным Ответом на Вызов.

Глобальная экологическая проблема заставляет человечество задуматься о своем будущем, требует иного, нравственного отношения к Природе — как к «другому человеку».

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое природа?

2. В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

3. Как изменялась взаимозависимость человека и природы в истории человечества?

4. В чем проявляется познавательное, деятельностное и ценностное отношение человека к природе?

5. Что собой представляет Вселенная? Как она возникла?

6. Что такое жизнь? Какими признаками обладает живое?

7. В чем суть креационнной и эволюционной теорий происхождения жизни на Земле?

8. Что такое ноосфера?

9. В чем заключается учение В.И.Вернадского о ноосфере?

10. Чем отличаются космология, космогония, астрономия, астрофизика, космонавтика?

Предыдущая123456789101112131415Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/7-99347.html

24. Понятие природы в философии и науке

13. Понятие и образ природы в философии и науке

Природа – это якобы «весь мир в целом,все сущее». Она же (по содержанию) ‑синоним научным и философским категориям«бытие», «Универсум», «реальность»,«Вселенная», «космос».

Кроме того, всовременной культуре в ходу понятия«образ природы» и «картина природы»,обозначающие систему представлений оприроде.

(Еще бы, в современной «философии»реальность растворяется в образах,исчезает под их сумбурным нагромождением).

Философия природы разрабатываетсинтетическую концепцию взаимодействиячеловека и природы на основе следующихпринципов:

— все формы жизни должны существовать,их ценность не зависит от пользы человеку;

— люди не вправе снижать природноеразнообразие;

— человеческое вмешательство вредоносно;

— бережное отношение к природе ‑ залогсовместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человекаи природы: мифологическая (природаодухотворена и она всегда главнеелюдей), научно-технологическая (человеквладыка природы), диалогическая (природаи человек должны взаимодействовать какпартнеры ради совместного развития –коэволюции).

Люди не могут полностью контролироватьприроду, поэтому якобы должны отказатьсяот иллюзии всезнания и всемерновоздерживаться от силового воздействияна природу. Это, мол, еще в концепцииВернадского о ноосфере (сфере разума)замечено.

Дополнение: Вышеприведенный ответвполне годится для ответа на вопрос №21 Примерного перечня вопросоввступительного экзамена в аспирантуруБелгосуниверситета: «Понятие природыв философии и науке. Природа как средаобитания человека».

25. Человек как предмет философского анализа

Человек – наиболее уникальное иуниверсальное существо («в известномсмысле он все»). Понятие «человек» трудноопределить. Здесь всегда самопознание.

Человек точка пересечения самых различныхпроекций бытия, в широком смысле он ‑единство микрокосма (проявление основныхзаконов природы), микротеоса (воплощениеидеалов; дословно «микро-бог» — не путатьс «микробом») и микросоциума (совокупностьобщественных отношений). В узком смыслеон – биосоциальная или биопсихологическаяцелостность.

Наиболее классической считаетсятриадичная модель человека: тело(природное) + душа (жизненная энергия,бессмертное, очерчивающее сроки земному,источник свободы творчества) + дух(общечеловеческое в нас, то есть разуми воплощение (отражение) социального).

Важные категории: индивид (отдельновзятый человек), индивидуальность(совокупность уникальных свойств),личность (единство социально-значимыхи индивидуально-психологическиххарактеристик).

Философские стратегии интерпретациичеловека:

— натурализаторская (человек – неразрывнаячасть природы, либо ее венец, либонесостоявшееся животное);

— экзистенциально-персоналистская(человек ‑ нечто уникальное, особоеначало в мире, наивысшее проявлениесвободы выбора);

— рационалистическая (человек ‑носитель разума, тождественногоразумности Мироздания или ВсевышнемуРазуму);

— социологизаторская (человек ‑ нестолько природный, сколько социальныйпродукт).

Дополнение: Вышеприведенный ответвполне годится для ответа на вопрос №22 Примерного перечня вопросоввступительного экзамена в аспирантуруБелгосуниверситета: «Человек как предметфилософского анализа. Образ человекав истории культуры».

Кроме того, дополним следующим

«Образ человека в истории культуры»:

Человек в истории культуры центральнаяфигура. Он и творит культуру, и себяпомещает в центре этой культуры как ееосновной объект и как ее основнойсубъект.

Иными словами, тема человека в культурномконтексте ‑ наиболее значима длялюдей и философов, непреходяща и постояннорешаема, поскольку не может иметьокончательного решения.

При ответе на данный вопрос рекомендуемизлагать (без особой оглядки на философию)все этапы развития человеческой культурыв самом общем виде, включая в первуюочередь религию и искусство.

Но при этомважно упомянуть, как софисты и Сократпризнали человека центральной фигуройфилософии («мерой всех вещей»), а гуманистыэпохи Возрождения – главнымсубъектом-объектом культуры в целом.

Можно поговорить и о том, как Фейербахделал человека – центральной фигуройсвоей новой философии любви, а современнаяфилософия все рассматривает сквозьпризму человеческих восприятий.

Кроме того, необходимо раз за разомповторять, что человек вместилище всегоприродного, духовного и социального,точка пересечения всех проекций, единствомакрокосма, микрокосма и микротеоса.

23-аспирантам. Человек как биопсихосоциальноесущество.

Помимо прочих присущих ему единствчеловек ‑ еще и единство тела, душии духа. Именно в этом смысле его и надлежитрассматривать при ответе на данныйвопрос. Поскольку «био» в данном случаеотождествляют с телесным, «психо» сдушевным, а социальное (оно же рациональное)с духовным.

Здесь нужно долго и нудно рассказыватьо единстве и различии тела-души-духа.Где тело – все природное. Душа – связьс Богом или Универсумом, нечто бессмертное,дающие нам жизнь и свободу. Дух –проявление и отражение универсальногов нас, в том числе универсальных законовобщества и культуры.

Иными словами, здесь под новым соусомисполняется старая песня о единстве«микрокосма, микротеоса и макрокосма»и микросоциума заодно.

24-аспирантам. Понятие гуманизма. Гуманизмв истории культуры.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий,человечный) – учение, признающее человекавысшей или, как минимум, весьма существеннойи неумаляемой ценностью.

Что подразумеваетпризнание права на жизнь и свободноеразвитие (проявление своих способностей),а также множества неотчуждаемых прав(собственности, свободы мнений и т.п.).

При этом количество и качествопредоставляемых человеку благ становятсявысшим критерием оценки достоинстввсякого общества.

При ответе нужно засыпать экзаменаторасамыми общими историческими сведениямио том, как человечество шло ко всеобщемучеловеколюбию от дикой ненависти ковсем, кроме нескольких соплеменников.

Как христианство способствовало отменеделения на эллинов и варваров и признаниюрабов полноценными людьми. Как эпохаВозрождения дала верховенство доктринамгуманизма. Как современная либеральнаядемократия гарантирует равные права ивозможности.

И как всевозможные проблемысовременности вынуждают нас быть ещебольшими гуманистами в будущем.

26. Основные модели антропогенеза вфилософии.

Антропогенез – процесс формированиячеловека и человечества, как особоговида. То есть это еще и антропосоциогенези антропокультурогенез. Все эти «генезы»в целом изучаются комплексом наук.

Здесь важна гомидная триада: прямохождение,кисть, приспособленная к труду, ивысокоразвитый мозг – якобы то телесное,что делает нас людьми.

2 группы интерпретации (модели)антропогенеза: креационизм (человек –Божье творение или творение инопланетяну уфологов) и эволюционизм (человек -результат природной эволюции).

Важнейшие эволюционные теории:

— трудовая (человек, своим трудом изменяяприроду, становится разумным и социальнымсуществом);

— игровая (утилитарно избыточная исвободно-творческая активность создаетчеловеческий мир и развивает самогочеловека);

— психоаналитическая (создавая табу,призванные сдерживать его неумеренныебессознательные влечения, человекстановится сдержанным животным, то естьсоциализируется);

— семиотическая (создание и совершенствованиеязыка преобразовывает человека,приспосабливает к речевым контекстам).

27. Тело и телесность в контекстефилософской рефлексии.

Тело один из трех важнейших элементовмодели человека = тело + душа + дух.

Идея тела в философии отсылает к природнымоснованиям человеческого бытия. Однакооно еще и продукт социально-культурнойэволюции (от изменяющих тело профессиональныхнавыков до силиконовых органов), носительестественного (прирожденного) иискусственного (приобретенного).

Тело как таковое и телесность постигаютсяв рефлектирующем самосознании и врефлексии над нашими представлениямио других людях. При этом особо учитываетсято, что тело формируется одновременнос обществом и культурой.

Тело единственный носитель сугубоиндивидуального и вместе с тем носительвсеобщего, а также бессмертной души. Тоесть тело – носитель всего, что делаетчеловека именно таким уникальным итворческим биосоциальным и биопсихологическимвидом.

Особое значение в понимании тела имеетгомидная триада: прямохождение, кисть,приспособленная к труду, и высокоразвитыймозг.

Важная проблема: соотношение души итела, духа и тела, правильное сочетаниетелесных и духовных потребностей. Издесь две крайности: аскетизм и гедонизм.

Тело смертно – отсюда необходимостьпреодолевать страх смерти.

Дополнение: Вышеприведенный ответвполне годится для ответа на вопрос №27 Примерного перечня вопросоввступительного экзамена в аспирантуруБелгосуниверситета: «Сущностьпсихофизиологической проблемы. Сознаниеи мозг». Кроме того, дополним следующим:

27-аспирантам. Сущность психофизиологическойпроблемы. Сознание и мозг.

«Психофизиологическая проблема» внынешнем виде позаимствована изпсихологии. Впрочем, и раньше имеласьв философии как проблема совмещениядуховного и физического (души и тела).

Сущность проблемы в непонимании илинедопонимании того, как физическоесогласуется с духовным.

С одной стороны,много примеров того, как здоровое телодает нам бодрость духа, а с другой ‑как душевные травмы приводят к упадкусил и тяжелым болезням.

Но механизмвзаимного влияния психики и физиологииякобы никем не раскрыт до конца, а потомуученые и философы продолжают предлагатьсвои версии согласования психическогои физиологического.

При этом одни считают, что психика ифизиология – однородные (например,материальные) или даже совпадающиесубстанции, а потому нет никакихпрепятствий для их взаимодействия. Этотеории психофизиологическоговзаимодействия.

Другие полагают, что никакой однородностимежду идеальным и материальным нет ибыть не может, а есть некие неотслеживаемыев реальности (сверхъестественные,божественные) механизмы, приводящие всоответствие абсолютно самостоятельныематериальные тела и нематериальныедуши. Это теории психофизиологическогопараллелизма.

Здесь объектом повышенного вниманиястановится мозг – телесный носительсознания, общепризнанный центр всехпсихических процессов. В нем и ищутсвязь психики и физиологии, а такжеразличия между ними.

Важно отметить, что сознание хоть иневозможно без своего носителя – мозга,но им не ограничивается. Ибо оно стремитсяреализовать себя вовне (материализоваться,овеществиться) в виде продуктовматериальной культуры, языка, общественныхотношений и т.д. Что лишний раз подтверждает,сознание и мозг как-то связаны, но далеконе одно и то же.

Вместе с тем именно мозг – яркоеподтверждение всеобщего свойстваприроды – отражения. Он и есть нашглавный отражательный орган, высшаяступень (форма) отражения в живой инеживой природе.

Во многом благодаря нему человеческоесознание выше психики животных следующимикачествами (характеристиками):абстрактно-логическим мышлением,целеполаганием, самосознанием и языком.

Источник: https://studfile.net/preview/3053297/page:11/

Понятие и образ природы в философии и науке

13. Понятие и образ природы в философии и науке

Понятие природы одновременно является философским понятием и понятием из области естествознания. Ни в философии, ни в естествознании нет точного определения понятия природы. В зависимости от контекста и целей это понятие используется в самых разных смыслах.

В самом широком смысле природа – это весь мир, вся Вселенная, включая нашу планету и проживающее на ней человечество. В этом смысле понятие природы совпадает с философским понятием бытия.

В узком смысле природа – это среда обитания человека и прочих живых существ. Именно в таком смысле обычно используется понятие природы в естественных науках – биологии, зоологии, ботанике. Такое понимание природы выражено в понятии биосферы.

В философии в таком узком смысле природу понимают также как непосредственно окружающий человека мир планеты Земля. Иногда уточняют, что в данном случае речь может идти о двух природах.

Первая природа – естественная живая и неживая природа нашей планеты. Вторая природа – искусственная природа – т.е.

созданная человеком среда его обитания – населенные пункты и сеть транспортных магистралей между ними.

В любом смысле понятие природы подразумевает окружающий человека мир, который существует вне человека и помимо человека, и одновременно с участием человека как важнейшего организма живой природы.

В истории философии образ природы воспринимался по-разному. С одной стороны, природой являлось все сущее, т.е. весь окружающий человека земной и космический мир. С другой стороны под природой подразумевалась сущность каждого отдельного предмета большой природы.

Отсюда идут выражения «о природе вещей», «о природе явлений», «о природе человека».

Родоначальниками такого разносмыслового использования понятия природы являются античные философы, и эти смыслы природы сохранились до наших дней и широко используются и в философском языке, и в научном языке, и в обыденном общении.

Нельзя не отметить, что европейская философия обязана природе как таковой своим рождением, поскольку именно в качестве философии природы – натурфилософии возникла и первые столетия своего существования развивалась философия.

Первые философские учения возникли именно в результате наблюдения античных мудрецов за предметами и явлениями окружавшей их живой и неживой природы.

Таковы милетская и элейская школы натурфилософии, таковы пифагорейцы и первые атомисты.

Своим непосредственным предшественником античная натурфилософия имела миф, в котором природное и человеческое были слиты воедино. Мифилогическое мировоззрение античного человека исходило из того, что в целом природные стихии господствуют над человеком и неподвласты ему.

Но при этом сам человек является безусловной частью природы. И, наконец, что природные явления имеют человеческое подобие, т.е. свое лицо, свой характер, свою индивидуальность. За каждым природным явлением скрывается божество.

У древних греков таких божеств было исключительное множество – боги лесов, боги полей и лугов, боги отдельных выдающихся деревьев, боги океана и морей, боги отдельных рек, боги домашнего очага, боги ветров и т.п.

Исключительной заслугой древних, утраченной в последующие эпохи, было четкое представление о полной гармонии человека и природы, их равноправных отношений, понимание красоты природы как таковой и природной красоты человека.

Средневековье принесло новое понимание природы. Теперь природа рассматривалась как божье творение, что означало совершенство и красоту природы. Но человек имел приоритет над природой, поскольку также являлся божьим творением, но при этом – по образцу и подобию божиему. Т.е.

человек был сотворен не одновременно с природой, а отдельно от нее особым актом творения. Человек, таким образом, становился надприродным существом.

Смыслом жизни человека было теперь не поддержание гармонии с природой, а ценности религиозного характера – отдание всего себя служению Богу, познание Бога, укрепление в вере и т.п.

Эпоха Возрождения потребовала возврата к идеалам античности, но только в части утверждения гуманистических ценностей, освобождения человека от статуса раба Божьего.

Возрождение не вернулось не пониманию гармонии природы и человека, но, наоборот, заложило основы идей подчинения и преобразования природы, которые стали господствующими в Новое время, а также в течение всего 20 века.

Природа стала рассматриваться просто кладовой и подсобным помещением для индустриального человека. Очень сильно такие настроения были выражены в совестком социалистическом обществе, прямо призывавшем своих членов на борьбу с природой.

Новое время также дало начало механистическому представлению о природе. Она воспринималась в качестве сложно механизма, подобного часам, в котором нет ничего одухотворенного.

Сегодня начатый в эпоху античности круг замыкается и человек снова подходит в осознанию необходимости жизни в гармонии с природой, с ее бережным использованием, с идеей помощи природе в воспроизводстве и взятия у природы только минимально необходимого, что позволит не нарушить биологический баланс. Теперь природа мыслиться не механизмом, а организмом. Однако основным мотивом для утверждения экологических ценностей теперь уже является страх в том, что окончательно погубив природу, человек уничтожит собственную среду обитания, а значит – и себя самого.

Важным вопросом философского осмысления природы является вопрос о соотношении природного и социального в развитии человека. Природное является непременным условием существования человечества. Природа – естественная среда обитания человека.

Само развитие человеческого общества является частью процесса развития природы.

Связь человеческого общества с природой заключается не только в удовлетворении потребностей людей за счет природы, но и в удовлетворении культурных, творческих, эстетических потребностей.

В истории философии и в науке присутствуют теории, указывающие на определяющую роль природных условий в развитии человека и общества. Это так называемые географические или климатические теории.

Например, различия в технологическом и культурном уровне между народами северных стран и южных стран объясняется тем, что южная природа гораздо более удобна для жизни человека, поэтому южные народы менее активны в труде, менее предприимчивы, а потому и менее развиты в экономическом и культурном плане по сравнению со своими северными соседями.

Климатические условия, конечно, влияют на развитие общества, но считать такие факторы определяющими нет оснований, в противном случае наиболее развитыми народами являлись бы не жители умеренных широт, а эскимосы.

Если для философии природа – это феномен осмысления закономерностей человеческого бытия и развития человеческого сознания, то для естественных наук природа в целом и отдельные составляющие ее элементы – это объекты научного познания.

В связи с исключительной специализацией естественных наук сегодня фактически каждый уголок природы, каждый природный объект имеет «своего ученого», является отдельной областью научного познания – окенология, лимнология, геология, спелеология, вулканология, метеорология, ботаника, зоология и т.п.

Сам человек как часть природы является предметом изучения антропологии, социобиологии, психологии, медицинских наук. Наконец, отдельную область науки составляют исследования о влиянии человека на природу – экология.

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 1997 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-71921.html

Понятие природы в философии и науке

13. Понятие и образ природы в философии и науке

В широком смысле понятие природыобозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природысвязывают с древнегреческим термином «фюсис», имеющим целый спектр значений:

· органическое произрастание;

· рост и выросшее в процессе этого роста;

· процесс, рассматриваемый в целом.

Анализ Аристотелем понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще,включая и сущностьискусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura(натура), который используется в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселеннаяи др.

С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.

Современное понятие природы содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки.

Образ природызадает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Греческая философская традиция была ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы.

Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы(натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке:

· в классической науке научная картина природы строилась на принципах объективности, мир виделся как совокупность объектов; как закрытый, линейный и конечный, преобладал дискурсивный, логический, линейный тип мышления;

· во второй половине ХХ в. оформляется синергетическаяпарадигма (Г. Хакен, В. Эбелинг, И. Пригожин, С.П. Курдюмов), формируется особый стиль мышления, базирующийся на принципах системности(целостности) мира и общности закономерностей развития объектов всех уровней организации.

Ключевые идеи синергетики:

· самоорганизация;

· открытые системы (обменивающиеся с окружающей средой энергией, веществом и информацией);

· нелинейность.

Классическая наука (Ньютон, Лаплас) мировые процессы представляла как обратимые во времени, предсказуемые и однолинейные, исключающие любые отклонения.

Синергетическое видение мира основано на идее многовариантности, альтернативности и необратимости путей эволюции. Синергетика исследует общие механизмы самоорганизации природных и социальных процессов, переход от хаоса к порядку и обратно, указывает на творческую, конструктивную роль случайности в процессах самоорганизации.

Вселенная предстает как иерархически организованное сложное динамическое единство, что позволяет рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаруживает нелинейный тип детерминизма.

Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

38. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы.

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип глобального (универсального)эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

Основной вклад в реализацию этого проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологическиенаучные дисциплины.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании:

· теория нестационарной Вселенной;

· синергетика;

· теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале ХХ в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд. лет назад.

В середине ХХ в. появляется теория раздувающейся Вселенной, которая установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега- и микромире.

Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. ХХ в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий.

Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи (от ядер атомов до звезд и планет) и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.

Синергетикаявляется современной теорией самоорганизации.

Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.).

Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграл концептуальный аппарат биологии.

В 20-е гг. ХХ в. в биологии формируется новое направление эволюционного учения – учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, заложившего основы нового научного направления – биогеохимии.

По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Она является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями.

Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил.

Жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.

На рубеже ХIХ-ХХ вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

Источник: https://studopedia.org/8-226739.html

Философия природы

13. Понятие и образ природы в философии и науке

В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос».

Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней.

В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы.

Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого.

Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии.

Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось.

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древности силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени.

Считалось, что человек  творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя.

Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем.

Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации).

В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации.

В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии.

Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил.

В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный.

На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости.

Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой.

Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.

Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества.

В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды.

Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков путь выживания и раз­вития человечества.

https://www.youtube.com/watch?v=tJhx_RbC-VI

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_115845_filosofiya-prirodi.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий