13. Основные теории происхождения государства.

Теории происхождения государства

13. Основные теории происхождения государства.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций.

В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

Рисунок 1.

1) Теологическая теория.

Стала наиболее распространена в Средневековье. Представители данной теории считают, что государство сотворено по воле божьей.

В связи с этим публичная власть в государсте наделена свойствами незыблемости и вечности, поскольку зависит от представителей бога на земле – религиозных орагнизаций и деятелей.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Особенно широко стала представлена данная теория на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда происхождение государства стали связывать с теорией «двух мечей»: основатели церкви имели два меча.

Один из мечей они отдали правителям на земле, а другой оставили в ножнах, поскольку не пристало церкви использовать меч по назначению.

Передав меч земным правителям, они вместе с ним передали право управления людьми на земле, но тем же самым нарекли государей на земле быть слугами божьими и исполнять волю божью. Был установлен приоритет церкви над государством, и провозглашена власть «от Бога».

2) Патриархальная теория.

Государство по мнению приверженцев этой теории возникает в результате появления и развития семьи. Они считали, что люди-коллективные существа, которые стремятся к общению и развитию, вследствие чего появляются семьи.

По прошествии времени, в результате объединения людей и увеличения числа семей: из нескольких семей появляется селение, а из нескольких селений и появляется государство. Отсюда же идет аналогия «отец — государь», относительно которой власть государя так же всеобща , незыблема и неограничена как власть отца в семье.

Считается, что лишь отношение монарха к народу как к детям своим, способно обеспечить все необходимые условия для существования человека в общности людей.

3) Договорная теория.

Данная теория была выработана против идеи божественного происхождения государства и получила свое развитие еще в Древней Греции, продолжила свое развитие в Средние века.

Предствители данной теории считали, что государство есть результат соглашения между объединениями людей, в силу которого они передают часть своих властных полномочий и своей свободы в руки высшего управителя – государства.

Вследствие этого между государством и населением возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также они наделяются взаимной ответственностью.

В результате передачи каждым членом общества своих прав и обязанностей в пользу государства, каждый член общества перестает быть отдельным элементом и превращается в неотделимую часть единого целого – гражданской общины. Только общей волей можно управлять управлять государством.

4) Теория насилия.

Теория насилия ставила в основу происхождения государства военно-политический фактор, под которым подразумевалось насилие и порабощение одних племен другими. Государство создавалось по причине того, что для эффективного управления порабощенными в ходе завоевания племенами, нужна была определенная организация властвования, т.е.

оно становилось своебразный аппаратом принуждения. Грубая сила, борьба, покорение одних племен другими становятся основой для экономического господства. В отличие от, например, патриархальной теории, где появление государства – итог внутреннего развития общества, теория насилия говорит о государстве как навязанной извне силе.

Замечание 2

Насилие в данном случае рассмтаривается как глобальное естественное явление, которое имеет далеко идущие социально-экономические и политические последствия.

5) Органическая теория.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.

Замечание 3

Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Ч.Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы.

Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествяющихся с органами орагнизма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом.

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.

6) Материалистическая теория.

Суть данной теории заключается в том, что основными причинами возникновения государства усматривается в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Основным моментом для появления государства по мнению приверженцев данной теории стали три этапа разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Это поспособствовало росту производительности, в связи с чем возник избыточный продукт, который и привел в конечном итоге к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы.

Дифференциация общества на неравные классы привела к появлению публичной власти, находящейся в руках богатых людей – управляющих. Можно сказать, что государство в данном случае выступает как инструмент проведения воли имущих, созданный для зашиты их экономических интересов.

7) Психологическая теория.

Суть данной теории заключается в том, что причины возникновения государства по мнению представителей данной теории кроются в особенностях человеческой психики, в тех эмоциях и импульсивных проявлениях, которые играют немаловажную роль в приспособлении человека к условиям жизни общества и в образовании государства.

Это особые эмоциональные проявления: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать. Так же отмечается, что государство создается для того, чтобы сдерживать такие психологические качества личности, которые порождают несогласие с властью.

В целом государство нужно для того, чтобы удовлетворять потребности некоторых людей в подчинении и повиновении, а с другой стороны для подавления агрессивных проявлений некоторых личностей.

Государство является компромиссом, позволяющим разрешать психологические противоречия между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

8) Расовая теория.

Суть этой теории сводится к неравноценности человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Приверженцы данной теории считали, что люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития ранееуказанных признаков.

Высшая раса только одна и ее члены являются создателями цивилизации и призваны властвовать и управлять в обществе и государстве. Предназначение низших рас в том, чтобы беспрекословно повиноваться высшей расе.

Расовая теория повлекла за собой «узаконенное» уничтожение целых народов, национальных меньшинств, к геноциду непримиримо относившихся к проявлениям данной теории национальных слоев. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями.

Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира».

Замечание 4

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_gosudarstvo/teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/

13. Основные теории происхождения государства

13. Основные теории происхождения государства.

Теории о происхождениигосударства стали возникать вместе споследним, отражая уровень развитияэкономического строя и общественногосознания. Остановимся на некоторых изних.

Теологическаятеорияявляется одной из самых древних. Еесоздатели считали, что государствовечно существует в силу божественнойволи, а потому каждый обязан смирятьсяперед этой волей, подчиняться ей вовсем. В законах царя Хаммурапи (древнийВавилон) говорилось о божественномпроисхождении власти царя.

Согласнотеологической теории творец всегосущего на Земле, в том числе государства,— Бог, проникнуть же в тайну божественногозамысла, постичь природу и сущностьгосударства невозможно.

Не затрагиваянаучности данной, основанной наагностицизме посылки, отметим, чтотеологическая теория не отвергаланеобходимости создания и функционированияземного государства, обеспечениянадлежащего правопорядка.

Придаваягосударству и государственной властибожественный ореол, она присущими ейсредствами поднимала их престиж, суровоосуждала преступность, способствовалаутверждению в обществе взаимопониманияи разумного порядка.

Патриархальнаятеория былашироко распространена в Древней Грециии рабовладельческом Риме, получилавторое дыхание в период средневековогоабсолютизма и какими-то отголоскамидошла до наших дней.

У истоков ее стоялАристотель, который считал, что государствопредставляет собой естественную формучеловеческой жизни, что вне государстваобщение человека с себе подобныминевозможно. Как существа общественныелюди стремятся к объединению, к образованиюпатриархальной семьи.

А увеличениечисла этих семей и их объединениеприводят к образованию государства.Аристотель утверждал, что государственнаявласть есть продолжение и развитиеотцовской власти.

Теориядоговорного происхождения государстватакже возникла в глубине веков. В ДревнейГреции некоторые софисты считали, чтогосударство возникло в результатедоговорного объединения людей с цельюобеспечения справедливости. У Эпикура«впервые встречается представление отом, что государство покоится на взаимномдоговоре людей…».

Государству предшествуетестественное состояние, затем ради мираи благополучия заключается общественныйдоговор между каждым членом обществаи создаваемым государством. По этомудоговору люди передают часть своих правгосударственной власти и берутобязательство подчиняться ей, агосударство обязуется охранятьнеотчуждаемые права человека, т. е.

правособственности, свободу, безопасность.

Учениео государстве Гегеля.Своеобразную теорию происхождениягосударства и права создал крупнейшийпредставитель немецкой классическойфилософии Г. В. Гегель.

Он утверждал, чтов основе всех явлений природы и общества,а следовательно, государства и права,лежит абсолютное духовное и разумноеначало — «абсолютная идея» («мировойразум», «мировой дух»).

В своем произведении«Философия права» Гегель с позицийобъективного идеализма критикует теориюдоговорного происхождения государства.Будучи объективным идеалистом, Гегельвыводил государство и право из абсолютнойидеи, из требований разума.

Государствоне служит, а господствует, оно не средство,а цель, цель в себе, высшая из всех целей.Государство имеет высшее право вотношении личности, а высшая обязанностьпоследней — быть достойным членомгосударства.

Теориянасилия (завоевания)возникла и получила распространение вконце XIX— начале XXвв. Мать государства, утверждаютсторонники теории насилия,— война изавоевание. Перенос закона жизни животныхна человеческое общество, что биологизируетсоциальные явления. По его словам, наддействиями диких орд, обществ, государствцарит сложный закон природы.

Марксистскаятеория происхождения государстванаиболееполно изложена в работе Ф.

Энгельса«Происхождение семьи, частной собственностии государства», само название которойотражает связь явлений, обусловившихвозникновение анализируемого феномена.

В целом теория отличается четкостью иясностью исходных положений, логическойстройностью и, несомненно, представляетсобой большое достижение теоретическоймысли.

Для марксистскойтеории характерен последовательныйматериалистический подход. Она связываетвозникновение государства с частнойсобственностью, расколом общества наклассы и классовым антагонизмом. Сутьвопроса марксизм выражает в формуле«Государство есть продукт и проявлениенепримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияниеклассов на возникновение государстванет оснований. Но так же нет основанийсчитать классы единственной первопричинойего появления. Как уже было отмечено,государство нередко зарождалось иформировалось до возникновения классов,кроме того, на процесс государствообразованиявлияли и другие, более глубинные и общиефакторы.

Источник: https://studfile.net/preview/5834122/page:11/

Основные теории происхождения государства, их общая характеристика. — ТГП ответы

13. Основные теории происхождения государства.

Теориио происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровеньразвития экономического строя и общественного сознания. Остановимся нанекоторых из них:

ü Теологическая теория является одной изсамых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силубожественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей,подчиняться ей во всем.

Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон)говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставилиХаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога,раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). Вдревнем Китае император именовался Сыном неба.

В более близкие нам времена идеюбогоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.»Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в посланииапостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти отБога установлены».

Согласнотеологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, —Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущностьгосударства невозможно.

Внаше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровлениядуховной жизни в стране и укрепления российской государственности.

ü Патриархальная теория была широкораспространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второедыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла донаших дней.

Уистоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собойестественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека ссебе подобными невозможно.

Как существа общественные, люди стремятся к объединению,к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и ихобъединение приводят к образованию государства.

Аристотель утверждал, чтогосударственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Патриархальнаятеория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог,публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развилсянепосредственно из власти отцовской.

Видимо, не без влияния данной теории пустилаглубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа»,хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы завсех.

По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивноеожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масссоциальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Традициипатернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно илиневольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды,считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерношироким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические»оруженосцы».

ü Теория договорногопроисхождениягосударства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софистычитали, что государство возникло в результате договорного объединения людей сцелью обеспечения справедливости.

Сторонникиназванной теории исходили из того, что государству предшествует естественноесостояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди вестественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббсаэто состояние «войны всех против всех».

Затем ради мира иблагополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемымгосударством. По этому договору люди передают часть своих прав государственнойвласти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранятьнеотчуждаемые права человека, т. е.

право собственности, свободу, безопасность.

Теориядоговорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда икаким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем.Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ.Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научнойценности.

Онавпервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин)как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Этофактически первый созданный людьми общественно-политический институт,оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп,классов, всего общества.

ü Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождениягосударства и права создал крупнейший представитель немецкой классическойфилософии Г. В. Гегель (1770—1831).

Он утверждал, что в основе всех явлений природыи общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное иразумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум»,»мировой дух» В своем произведении «Философия права» Гегельс позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождениягосударства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государствав общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общейволи из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечтообъективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании отпризнания воли отдельных лиц.

Государствоне служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всехцелей.

         Государство имеет высшее право вотношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членомгосударства.

Гегельотвергает народный университет как основание государства и вытекающую из негоидею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересынарода, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля»,но не знает даже того, чего он сам хочет.

Такимобразом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорногопроисхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а вконечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

Вего учении государство изображается как воплощение высших нравственныхценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

ü Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространениев конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е.Дюринг и другие опирались на известные исторические факты (возникновениегерманских и венгерских государств).

Мать государства, утверждают сторонники теориинасилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумпловичписал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государствовозникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе.

Кроме того, этовсегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоеваниии порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлогонаселения»1. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческоеобщество, чем биологизирует социальные явления.

По его словам, над действиямидиких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К.Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы игосударство появляются вместе как продукты войны и завоевания.»Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно.

Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю ихземлю и затем принуждает побежденное племя систематически работать напобедителей, платить им дать или подати.

Первые классы и государства образуютсяиз племен, спаянных друг с другом актом завоевания»1.

Ф.Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, котораягипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития,который позволил бы содержать государственный аппарат и производитьсоответствующее военное оружие.

Если подобных экономических условий нет,никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

ü Марксистская теория происхождения государстванаиболее полно изложена в работе Ф.

Энгельса «Происхождение семьи, частнойсобственности и государства», самоназвание которой отражает связь явлений,обусловивших возникновение анализируемого феномена.

В целом теория отличаетсячеткостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Длямарксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Онасвязывает возникновение государства с частной собственностью, расколом обществана классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государствоесть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицатьвлияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нетоснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже былоотмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновенияклассов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, болееглубинные и общие факторы.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/osnovnye-teorii-proishozdenia-gosudarstva-ih-obsaa-harakteristika

Uchebnik-free
Добавить комментарий