13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.

Азиатская форма возникновения государства

13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.

⇐ Предыдущая3456789101112

Азиатская (восточная) форма возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

В современной археологии и этнографии сформулирован вывод о переходе в рассматриваемых обществах от первобытнообщинного строя к раннеземледельческим, раннеклассовым образованиям, в которых деление общества на различные социальные группы складывалось постепенно, в течение многих веков, сочетаясь с пережитками общинного строя. Для таких обществ характерно становление неравенства высших и низших слоёв населения, основанного на разделении труда внутри общины; четкая фиксация трудовых и управленческих функций разных слоёв населения, как правило, соответствующих земледельческому циклу и закрепляемых в агрокалендарях; выделение аппарата учета и контроля за производством и распределением продуктов при отсутствии развитого продуктообмена внутри общины.

Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.

В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения.

Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.

Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю.

Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Управлять становится выгодным.

Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати и использование ею сложившегося аппарата управления, а также контроля над практически всеми сферами жизни общества всё больше отдаляет знать от остальных членов общины.

В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Таким образом, азиатский (восточный) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также постепенно превратилась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы мы изучили причины возникновения государства, и пришли к выводу, что, несмотря на то, что сам процесс возникновения у разных государств шел по своему пути, различно друг от друга, причины появления государства едины.

Они обуславливаются невозможностью родоплеменного строя отвечать всем тем потребностям, которые возникают у людей в ходе эволюции, необходимостью систематизировать властную структуру в обществе, наладить отношения с иными племенами, а далее – государствами, и обеспечить защиту и надежную оборону от нападений и посягательств.

Так же при выполнении данной курсовой мы ознакомились с основными формами возникновения государства у разных народов мира (были рассмотрены формы возникновения в Древней Греции, Древнем Риме, у Германцев и восточных государств), рассмотрели их особенности и отличия.

Они обусловлены и территориальным положением, и рядом других фактором. Афинское государство возникло без каких-либо сторонних насильственных вмешательств, последовательным делением общества на классы.

Сначала по роду деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов).

Затем по имущественному признаку на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) в зависимости от размеров их земельных владений и их доходности.

Следующим было деление людей по территориальной принадлежности, то есть делили не людей, а территории, на которой они проживали, и в зависимости от этого разграничивали их по классам. Вдобавок можно отметить, что в данном случае весьма высокоразвита форма государства — демократическая республика, и возникает государство непосредственно из родового общества.

Древнеримское государство возникло в ходе противоборства двух классов – плебеев и патрициев. Экономическое могущество плебеев возросло.

Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Государства у Германцев возникло после завоевания ими Римской Империи. Появилась необходимость в содержании римлян под контролем, распространении власти на всю захваченную территорию. Полководцы и их приближенные стали выполнять функции управленцев, превращаясь в государственных правителей.

Азиатская форма возникновения государства обуславливается в первую очередь климатическими условиями этих районов. Стояла необходимость в постройках ирригационных сооружений, с чем раздельно племена справится были не в силах. Соответственно они объединялись для достижения цели.

Земли, находящиеся в их ведении обобществлялись и распределялись вождями и старейшинами, которые впоследствии становились некоей «верхушкой» общества. Происходило классовое разделение общества – один из основных факторов возникновения государства.

Однако азиатская форма отличается крайней медлительностью, она проходила последовательно, и, несмотря на то, что восточные государство появились до появления западных – процесс возникновения государства здесь проходил медленнее.

На мой взгляд, форма возникновения государства в Древней Греции является более четкой, прогрессивной.

Это не варварские захватчики, не возникшее в результате внутренних противоречий и революций государство, а четко и поэтапно прошедшее развитие общество. Здесь был и судебный орган, и полиция, жандармерия.

Власть осуществлялась с оглядкой на мнение общества, а не одной элитой, то есть можно говорить о демократическом государстве в какой-то степени.

В заключении стоит отметить и то, что данный взгляд (сложившийся на основе трудов Маркса и Энгельса) на классификацию основных форм государства не является догмой. Он критиковался ранее, и в последнее время так же активно подвергается критике.

Существуют так же и другие мнения, другие градации, к примеру – первой точкой зрения является та, при которой выделяли «Азиатский способ производства», а так же рабовладельческую и прафеодельную формы возникновения государства.

Однако, на мой взгляд именно классификация по Энгельсу является более точной и четкой, а если в неё добавить и взгляд современников – получится довольно-таки полная картина. Фридрих не выделял Азиатскую форму возникновения как таковую, потому нельзя опираться только на его учения, ибо они являются «неполными».

А вот изучая труды Кашаниной Татьяны Васильевны можно увидеть там и ирригационные теории, то есть то, о чем мы говорим, вспоминая возникновение государства восточного типа, и теории насилия, к которой можно отнести возникновение государства у германцев.

Подводя итог всей проделанной работе можно сформулировать следующий вывод – в данный момент существует мнение, основанное в основном на учениях Марка и Энгельса, что государства образовывались по четырем основным формам, однако этот взгляд является активно критикуемым, поэтому полностью опираться на него нельзя.

Задачи.

1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней; во втором – смерд. Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?

Ответ 1. Не являлось преступлением убийство ночного вора (ст. 40 Русская правда . Пространная редакция ), застигнутого на месте преступления, но при условии, что в момент убийства вор не был связан, и это убийство произошло до наступления рассвета.

2. Во втором случае имеет место убийство в «сваде», то есть во время ссоры. Наказывалось оно вирой в 40 гривен.

2. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?

Ответ Если окажуться холопы ворами, то судит князь. Если окажутся холопы ворами-княжеские, боярские или церковные,- то их князь штрафом не наказывает, поскольку они не свободные , но пусть их хозяин платит в двойне вознаграждение потерпевшему истцу.(ст.46 Русская правда . Пространная редакция)

⇐ Предыдущая3456789101112

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1017 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-81173.html

Формы происхождения гос-ва. Европейская и азиатская модели возникновения гос-ва

13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.

Гос-во – организация политической власти общества, охватывающая определенную тер-рию, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Формы возникновения гос-ва:

1. афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения гос-ва. Эта форма появилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой дет-сти на лиц, занимавшихся земледелием, лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла, а также благородных;

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на 4 класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в гос. аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и ать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а тер-рии гос-ва на 100 общин-округов, каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

2. римская – форма возникновения гос-ва, когда формирование гос-ва у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3. древнегерманская – форма возникновения гос-ва, когда образованию гос-ности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных тер-рий дикими германскими племенами (варварами);

4. азиатская – форма возникновения гос-ва, в которой формированию гос-ва способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

(восточный путь – азиатская модель)

Неолитическая революция (10-15 тыс. л. до н.э.) — появились каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Повышение производит-сти труда — чел-к стал производить больше, чем потреблял — возникли избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств.

Т.к. все произведе­нное обобществляется, а затем перераспределяется вождями и старейшинами, то в их руках и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать.

Наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, и «выборность» этих лиц становится все более формальной.

Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Все восточные гос-ва были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основеих эконо­мики лежала гос-ная форма собст-сти на основные ср-ва произв-ва (власть-собст-сть), а частная собст-сть имела второстепенное значение.

Восточный путь представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в гос-во. Основ­ными причинами появления гос-ва здесь были:

— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

— необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

— необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Госаппарат возникаетиз аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, гос.аппарат становится во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособляется от остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуати­рующий труд общинников.

Европейская модель

Ведущий государствообразующий фактор на тер-рии Европы — классовое разделение общества, т.к. здесь происходило интенсивное формирование частной собст-сти на землю, скот, рабов.

На раннем этапе наблю­дается экономическое неравенство. Наряду с рабством, появляются наемный труд, батрачество.

По мере развития частной собст-сти растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собст-сти, нажи­той морским грабежом и торговлей. Наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные гос-ные должности — господство родовой знати было ликвидировано.

Для Афинского гос-ва хар-рно то, что постепенно формируемая частная собст-сть становится базой для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

В Древней Спарте особенности возникновения гос-ва были обусловлены рядом иных обст-ств: спартанская об­щина завоевала соседние тер-рии, население которых стало общинными (а не личными) рабами — илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необ­ходимость руководить ими и держать в повиновении потребо­вала создания новых органов власти, нового аппарата.

В Риме процесс формирования классов и гос-ва тормозился и переходный к гос-ву пе­риод растянулся на столетия.

Утверди­лось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земле­дельцем и воином, установилось и весомое социально-полити­ческое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли.

Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Таким путем шло развитие гос-в на тер-рии Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов и т.д.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/20699.html

Модели возникновения государства — западная и восточная государственность

13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В теории государства и права выделяют два пути: восточный и западный.

— Восточный путь. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ.

В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства».

Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.

Таким образом, восточный (или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности.

Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику – решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин.

Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом.

Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

— Западный путь. По другому историческому пути шел процесс в европейских странах.

Афинское рабовладельческое государство возникает без внутреннего и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия.

С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате богатейшие собственники стали занимать ответственные государственные должности, и господство родовой знати было ликвидировано.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что в Греции. Так же, как в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы.

Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, обладали богатством, полученным в результате развития торговли и ремесла. Экономическое могущество плебеев возрастало.

Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.

Европейский путь возникновения государства характеризуется следующими чертами: родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственным путем; основой государства является частная собственность; классы определяются по отношению к собственности; политическое господство определяется количеством богатства; административная структура складывается после появления частной собственности.

Источник: https://cyberpedia.su/8x998e.html

Модели возникновения государства – западная и восточная государственность

13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Факторы, оказавшие влияние на формирование государства:

· Экономический (экономическое неравенство, эксплуатация чужого труда)

· Экологический (переустройство жизни из-за природных факторов)

· Демографический (великое переселение племен – миграция и рассление)

· Внешний (сплочение от внешних факторов)

· Военный (закрепление власти вождя, завоевания)

· Географический (зависимость от рельефа местности)

· Психологический (покорность народов)

· Религиозный (единобожие, обожествление правителя)

Общие черты образования государств

1. Приходит на смену родоплеменному строю

2. Необходимость совершенного, прогрессивного управления

3. Подавление сопротивления эксплуатируемых масс, поддержание положения власть имущих

4. Защита территории от внешних врагов

5. Ведение захватнических войн для обогащения, расширения территорий, увеличения числа рабов.

В теории государства и права выделяются два различных пути возникновения государства – восточный и западный, каждый из которых имеет свою тенденцию к развитию. Существуют еще латиноамериканский (ацеки, инки) и афро-азиатский.

Девневосточные государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволяло за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда.

Основными причинами появления здесь государства были:

— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

— необходимость объединения в этих целях значительной массы людей и больших территорий;

— нобходимость единого централизованного руководства этими массами.

Таким образом, восточный путь формирования государства отличается тем, что политическое господство основывается на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т. д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин.

Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все является государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократически-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Существовала там и частная собственность.

Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. Как итог, в рамках восточного общества человек выступает не в качестве гражданина, обладающего политическими правами, а подданного, имеющего в основном политические обязанности.

Ведущим фактором при образовании государств на территории Европы было классовое разделение общества, оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых противоречий (антагонизмов).

Одновременно постепенно и интенсивно формируется частная собственность на землю и средства производства, которая стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов.

По мере развития института частной собственности растет их влияние и стремление передать власть своим представителям в обход народного собрания. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.

Аналогичной восточному пути происхождения государства структуры в государствах, развивающихся западным путем, не создается, поскольку каждый ищущий защиты волен самостоятельно выбирать покровителя, обладающего большей властью на данной территории и способного отстоять как свои, так и интересы своих подзащитных. Таким образом, осуществление государственной власти было необходимым условием, которое в конечном итоге позволяло защитить свои, в первую очередь, имущественные интересы. Соответственно, человек в западном обществе по отношению к государству становится его гражданином, что позволяет говорить о наличии у него совокупности политических прав и обязанностей, в целом необходимых для развития всего общества.

Таким образом, если схематично отобразить отношение государства и общества посредством простейшей модели в рамках восточного и западного путей его происхождения, то мы можем наблюдать следующее:

 
Восточный путьЗападный путь
Человек – подданный Человек – гражданин
Основная форма собственности – коллективная Основная форма собственности – частная
Государственная власть основана на осуществлении общественной функции Государственная власть основана на обладании частной собственностью
Государство определяет направления деятельности всех членов общества, человек есть средство обеспечения стабильности существования государства Государство действует в интересах общества и пытается обеспечить реализацию его потребностей, государство является необходимым средством обеспечения развития общества
ОбществоГосударствоГосударствоОбщество

6.Основные теории возникновения государства.

Теологическая теория

Фома Аквинский

Государство дал Бог, правитель – наместник бога на земле

+

— не подтверждаема

Ирригационная теория

Автор теории — К. Виттфогель.

Суть теории. В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни.

Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации.

Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства.

+ основана на исторических фактах

— люди, обладающие определенными навыками, уже были

упущены другие сферы

Патриархальная теория


Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Фильмер.

Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями.

Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. государство — это продукт разросшейся семьи.

Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

+ развитие государства как семьи

культивирует дух родства между людьми

вера людей в нерушимость мира

— является оправданием монархии

не покреплена историей

не объясняет войны, несправедливые законы

Теория насилия

А. Теория внешнего насилия.

Ее авторами считаются Каутский, Гумплович.

Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы.

Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы. По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным.

Победителям же государство дает «спать спокойно» и пользоваться выгодами своего положения.

+ основана на исторических фактах

объясняет власть сильных

— не универсальна

факты завоеваний носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства

На ранних же стадиях развития, когда первобытный человек не в состоянии был производить больше, чем потреблял, закабалять порабощенных было не выгодно

в истории примеры и того, как угроза завоевания, а не само завоевание привело к образованию государства.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xb0fe.html

Вопрос №3. Европейская и азиатская модель возникновения права

13.Формы происхождения государства. Европейская и азиатская модели возникновения государст­ва.

Европейская модель.

Развитие производительных сил (орудия и люди), рост производительности труда, общественное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, выделение группы купцов, появление избыточного продукта (прибавочного), частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, противоречия и борьба между классами, усложнение организации производства, появление новых управленческих, организационных функций общества (соответственно и структур) – объективно привело первобытное общество в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – зарождению государства. В Европейской модели формула власти – собственность: «Я владею собственностью, прежде всего частной, значит, я обладаю властью».

Азиатская модель. Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в 20 столетии, свидетельствует о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (Ирак, Китай).

«Азиатская» (восточная) модель государствообразование играют ведущую роль в развитии социальных структур и государства в том числе.

Такая роль принадлежит самому государству, государственной власти, возникшим исторически раньше, чем частная собственность, а процессы классообразования идут параллельно со становлением государственных институтов, а точнее, с административным аппаратом в лице конкретных правителей, аппаратов управления и принуждения.

Таким образом, в начале происходит становление властных структур, в основе которого лежит не частная собственность, не классовое расслоение общества, а феномен власти, господства.

Обладание этой властью, полученной разными способами, в т.ч.

и при помощи «голого» насилия, способствует затем завладению и орудиями труда, средствами производства в целом (сельскохозяйственной общины), возникновению частной собственности.

В Азиатской модели соотношение власти – собственности: «Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью. Т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает.

Возникновение Афинского государства в чистом виде означает, что никакие внешние (случайные) обстоятельства здесь не играли существенной роли. Возникновение этого государства было продиктовано естественной необходимостью: оно появлялось вследствие раскола.

Римское государство возникло в результате ожесточенной борьбы между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями, которые как пришельцы стояли вне римских родов. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй и возникло государство.

Древнегерманская форма возникновения государства также явилась следствием определенного стечения обстоятельств. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения. Так возникло древнегерманское государство.

В обеих моделях государства — «азиатской» и «европейской» имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей этих двух факторов в различных условиях и зависит конкретные черты процесса образования государства.

Вопрос №4. Право: понятие, признаки, принципы и функции.

Право – совокупный эффект всех сторон социального общества. Это нормативная система. Это сторона общества.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно есть объективно обусловленная и выражающая требование справедливости общая мера (норма) свободы и равенства; нормативно закрепленная справедливость; отражение объективного общественного развития; метод социальной регуляции.

По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от правосудия (justitija)… право есть наука о добром и справедливом».

Признаки:

1. Всеобщность — право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества, право — главный регулятор общественных отношений

2. Общеобязательность — необходимость выполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним

3. Право частной собственности является основой всех прав человека

4. Право — возведенная в закон воля социальной группы, класса или народа

5. Формальная определенность права

6. Системность права

7. Динамизм права

8. Обеспечение и охрана права государством

Принципы:

Принципы права — это основополагающие идеи, руководящие начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости, свободы и равенства.

Принципы делятся на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы:

— принцип демократизма в формировании и реализации права;

— принцип законности (в нормотворчестве и правоприменении);

— принцип национального равноправия;

— принцип гуманизма (человеколюбие, уважение достоинства личности, создание всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности);

— принцип равенства граждан перед законом и судом (равные «стартовые» возможности, равные гражданские права, равная ответственность перед законом и судом);

— принцип верховенства закона;

— принцип взаимной ответственности государства и личности, а также многие другие.

Межотраслевые принципы:

— принцип юридической ответственности;

— принцип состязательности;

— принцип диспозитивности;

— принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

— принцип делового обыкновения и т.д.

Отраслевые принципы:

— принцип равенства супругов (в семейном праве);

— принцип определенности трудовой функции (в трудовом праве);

— нет преступления без указания на то в законе (в уголовном праве) и другие.

Принципы права способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права в гражданском судопроизводстве).

Функции:

Функция — это та роль, которую выполняет элемент (норма права, институт права) в составе целого (в составе нормативного акта, отрасли права, системы права) как в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного функционирования системы.

Функции права — основные направления его воздействия на общественные отношения

Функции права — это направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов права.

3 основные функции права:

1. Право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры, т.е. обеспечивает предпосылки для всех остальных видов жизнедеятельности индивида, для его нормального и всестороннего развития.

2. Право закрепляет экономические основы свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, т.е. осуществляется правовое опосредствование производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ, проводимые индивидами по своему разумению.

3. Право обеспечивает участие личности в делах общества, ее возможности объединиться с другими в общественные организации и партии, лично или через выбранных лиц влиять на содержание принимаемых государственных решений, законов, актов управления.

Виды функций права:

1. Общеправовые

2. Межотраслевые

3. Отраслевые

4. Правовых институтов

5. Норм права

Классификация общеправовых функций права:

1) Регулятивная

Государственное регулирование позитивного развития общественных отношений осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав, свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности;

Установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизнь

2) Охранительная

Охрана общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества осуществляется путем установления запретов совершать общественно опасные деяния;

Применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 45 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-75005.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий