13. Досовременные типы государства и права (рабовладельческий, феодальный).

2.Рабовладельческий тип государства и права.: Данный тип государства и права соответствует рабовладельческой

13. Досовременные типы государства и права (рабовладельческий, феодальный).

Данный тип государства и права соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, которой свойственны были низкая производительность труда (основной производительной силой выступали рабы), примитивные технологии производства.

Рабовладельцы и рабы представляли основные классы рабовладельческого общества. Ремесленники, мелкие земледельцы являлись социальными прослойками. Рабы боролись за улучшение своего положения (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Всё это определяло насильственные, внеэкономические формы эксплуатации рабов рабовладельцами. На данном этапе развития человеческого общества классовый характер государства и права выступает отчетливо, ярко, зримо.

Рабы здесь не имеют прав собственности на что бы то ни было, в том числе и на свою рабочую силу. А рабовладельцы выступают полными собственниками основных средств производства и рабов.

Рабовладельческое государство по своей сущности – организация класса рабовладельцев. Иными словами, рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками.

Основная задача такого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавление эксплуатируемых; с помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев правоотношений.

Внутренние функции рабовладельческого государства направлены на охрану собственности рабовладельцев, удержание в повиновении рабов. Внешние служат обеспечению внешних условий существования государства: оборона от нападения извне, ведение захватнических войн и другие.

Внутри своей страны рабовладельческое государство осуществляло функции: охраны частной собственности рабовладельцев и создания условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавления сопротивления рабов и других, неимущих слоев населения; идеологического воздействия на население для оправдания существовавшего строя и создание культурных ценностей.

В качестве внешних функций рабовладельческое государство осуществляло такие основные направления деятельности, как оборона территории своей страны: поддержания мирных связей с другими государствами функцию захвата чужих территорий и, соответственно, управления ими.

Все рабовладельческие государства были одинаковыми по своей классовой сущности, но отличались по форме организации диктатуры рабовладельцев.

Форма государства в условиях рабовладельческого общества имеет свои особенности. По форме правления оно, как правило, монархия, типичная для рабовладельческой общественно-экономической формации, позволявшая господствующему классу держать в повиновении большое количество рабов.

Рабовладельческие монархии были в большинстве государств Древнего Востока, где сложились восточные деспотии (Вавилон, Египет, Индия, Китай).

Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, сохранением в странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной собственности на воду и землю.

Укреплению деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время ведения войн царь (фараон) нередко становился во главе войска, обожествлялся и считался богом, сыном бога Ра (Древний Египет). В Древнем Вавилоне царь выполнял роль верховного отправителя религиозных культов. Царь (фараон) выступал как крупный собственник.

Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационных сооружений и всем хозяйством страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья политического и хозяйственного механизма в стране.

Его опорой являлся огромный военно- бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы.

Последние, используя ограниченность сознания народных масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, насаждали культ царя (фараона).

В условиях восточной деспотии власть монарха представлялась неограниченной, однако она была ограничена властью и влиянием военно- чиновничьей знати и жрецов. Причем такое ограничение носило не формально- юридический, а фактический характер.

От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма рабовладельческого государства Древнего Рима(27 г. до н. э. – 476 г. н. э), которая в своем развитии прошла 2 этапа:

-этап принципата ( с 27 г. до н. э. до 284 г. н.э.), в рамках которого шел процесс становления и развития монархической формы рабовладельческого Рима, сочетающийся с процессом постепенной утраты своего значения республиканских учреждений;

— этап домината (с 284 г. н.э. до 476 г. н. э.). в рамках которого имел место процесс разложения данный формы, связанный с зарождением новых, феодальных отношений.

В отличие от восточной деспотии, монархическая форма рабовладельческого Рима основывалась на гораздо более развитых рабовладельческих производственных отношений. От республиканской формы правления (509 – н. э. – 27 г. до н. э) к монархической римское государство шло через переходную форму правления – военную диктатуру.

Отличительной особенностью монархической формы рабовладельческого Рима было существование на первых стадиях ее развития наряду с монархическими институтами ряда республиканских институтов.

На более поздних стадиях развития рабовладельческого общества (III в. н. э) в Риме установилась высоко централизованная военно- бюрократическая монархия, основой которой была армия.

В то же время ряд рабовладельческих государств существовали и в форме республики, которые дифференцировались на аристократические и демократические.

Рабовладельческая аристократическая республика была известна Спарте и Древнему Риму. В Древнем Риме эта форма правления существовала в период с VI по I в. до н. э.

Органами государственной власти в римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую силу.

Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов — должностных лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполномоченных на выполнение функций в области судопроизводства и управления.

К тому же решения народных собраний нуждались в утверждении Сенатом, представляющим крупных землевладельцев, торговой и военной аристократии. Сенат избирался недемократическим путем консулами, а с VI в. до н. э. – цензорами, составлявшими списки сенаторов.

В области законодательной, помимо утверждения законов, принятых народными собраниями, Сенат обладал правом отмены или временного приостановления законов.

В административной области он обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов войны и мира.

В области финансовой деятельности Сенат имел право распоряжаться государственной казной. Составлять планы государственных и военных расходов, устанавливать налоги. Он имел право на учреждение диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий диктатору.

Классическим примером рабовладельческой демократической республики было Афинское государство, где в формировании высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса, но и свободные граждане. В Афинах сложились демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость. Выборы проводились путем ания в Народном собрании или использования жребия.

Высшим органом государственной власти было Народное собрание, которое принимало законы и издавало постановления по ряду частных проблем: вопросы войны и мира, заключение или расторжение договоров с другими государствами. Оно выступало и судебной инстанцией.

На деятельность Народного собрания значительное влияние оказывал высший орган управления государственными делами – Совет 500, избираемый на 1 год.

Совет 500 подготовлял законопроекты, а также иные документы, относящиеся к ведению Народного собрания; распоряжался финансами страны, делал заключения по ряду законодательных предложений, контролировал деятельность должностных лиц, проводил решения, принятые Народным собранием.

Порядок и деятельность Народного собрания и других государственных органов свидетельствует о демократизме Афинского государства, однако он был ограниченный, ибо полностью исключал от участия в общественно- политической жизни женщин; всех граждан, не достигших 20 лет; бывших рабов – вольноотпущенников.

Рабовладельческое право по своей сущности выступало как возведенная в закон воля класса рабовладельцев, обусловленная материальными условиями существования этого класса. Основной, свойственной ему функцией было регулирование общественных отношений в интересах прежде всего господствующего на данном этапе развития класса.

Оно закрепляло неравенство и между свободными и рабами, и между отдельными груп­пами свободных людей. Практически над рабами было возможно какое угодно насилие, даже убийство раба не считалось преступлением. Любые попытки сопротивления рабов беспощадно подавлялись.

Нормы рабовладельческого права закрепляли собственность рабовладельцев над рабами, рабочий скот, орудия производства. Нарушение права частной собственности жестоко каралось. Так, в Древней Греции по законам Драконта (конец VII в. до н. э.) смертная смерть предусматривалась даже за такие посягательства на частную собственность, как кража плодов и овощей.

Правовые нормы позволяли обращать должников в рабство и даже предоставляли кредитору право убивать неисправного должника. Социально- классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявился и в других памятниках права: законы Солона в Афинах, Сервия Тулия в Риме, Законы Ману в Индии, Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне и др.

Право тесно было связано с религией: религиозные нормы нередко являлись источником право­вых норм. Правовые нормы носили казуистичный характер.

В императорский период римское право достигло наивысшего развития. На этом этапе активно развивались торговые связи Рима, совершенствовалось товарное производство.

Для регламентации интенсивно развивавшихся отношений римскими юристами были разработаны институты собственности, вещного, обязательственного, наследственного права и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.

За исключением римского частного права, в целом рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели поль­зовались обыденным языком

Имея в виду классовый характер рабовладельческого государства и права, не следует забывать о том, что и на этом этапе развития государство и право по своей сущности выступали не только в качестве феноменов, выражавших интересы господствующего класса, но им свойственная была и вторая сущностная сторона – социальная, функционирование в интересах всего общества, решения общих дел, стоявших перед обществом.

Основными формами (источниками) рабовладельческого права были обычаи, зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и получившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях рабовладельческого государства и права обычаи выступали единственным источником права и мало отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.

На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы («то, что народ римский одобрил и постановил»). Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.

Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистров, т. е. публичные объявления правил, которые обнародовались магистрами при вступлении в должность.

Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т. е. мнения и суждения наиболее авторитетных юристов, которым было позволено устанавливать и творить право.

В качестве иных источников римского права следует назвать следующие:

— императорские конституции, выступавшие в виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение;

— мандаты — инструкции императора должностным лицам;

— эдикты – издаваемые и широко обнародуемые, наподобие эдиктов магистров, решения императора;

— рескрипты — ответы императора на юридические вопросы частных и должностных лиц.

При этом необходимо учитывать, что эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавших их; декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/2rabovladelcheskiy-tip-gosudarstva-47199.html

3.Феодальный тип государства и права.: На смену рабовладельческому приходит феодальный тип государства и

13. Досовременные типы государства и права (рабовладельческий, феодальный).

На смену рабовладельческому приходит феодальный тип государства и права. Для феодальной общественно-экономической формации наиболее характерными признаками является то, что произошли определенные изменения по сравнению с прежним способом производства в производительных силах и производственных отношениях.

Более сложные орудия труда требуют со стороны работника более заинтересованного отношения к их использованию по сравнению с рабом. Выросшая производительность труда определяла переход к более эффективным производственным отношениям.

Внеэкономическое принуждение здесь не исключает использования некоторых элементов экономического стимулирования.

Собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян являлась экономической основой феодального государства. Основными классами общества были феодалы и лично зависимые от них крестьяне. В то же время, существовали городские ремесленники, торговые люди и другие социальные группы.

Деление феодального общества на классы сочеталось с делением на сословия. Сословные неравенство и привилегии открыто закреплялось правом, что приводило к классовому противостоянию. Крестьянские восстания и войны проходили через всю историю феодального общества.

По своей сущности феодальное государство – политическая организация феодалов-крепостников.

В развитии феодального государства выделяется ряд стадий. Этостадия децентрализованной феодальной раздробленности; стадия усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; стадия централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Функции феодального государства определялись его социально-классовой структурой. В числе основных направлений его деятельности внутри страны – охрана феодальной собственности; подчинение крепостных крестьян классу феодалов; подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых слоев населения.

Внешние функции большей частью проявляли себя в защите от внешних нападений и в ведении захватнических войн, а также в поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, Как и любому другому, феодальному государству присущи также функции, вытекающие из потребностей всего общества.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и про­изводная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных фе­одалов от других, более могущественных, позволяли феодальному го­сударству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического и социально-политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко проти­воборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и по­давлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное гос­подство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осу­ществлявшей на протяжении многих веков управление образованием и культурой. Власть церкви нередко приравнивалась к власти императора и короля. Церковь обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела борьбу с ересями. Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных областей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета богослужения на управляемых ими территориях.

В условиях раздробленности феодальных государств Европы церковь выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество, его правящие круги.

Говоря о форме феодального государства, следует сказать следующее: история свидетельствует, что наиболее распространенной формой правления была монархия; в отдельных, довольно редких случаях — аристократическая республика.

Монархическая форма правления, в свою очередь, подразделялась на следующие виды:

Раннефеодальная монархия (конец V – середина XI в.в.), которая характеризуется слабостью центральной королевской власти, наличием в каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных государств, княжеств или герцогств; слабой связью и практической независимостью крупных феодалов от центральных государственных органов.

В политической и общественной жизни феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения. Каждый феодал находился в вассальной зависимости лишь от своего непосредственного сеньора и был полностью свободен по отношению ко всем другим.

Относительно самостоятельными, замкнутыми, имеющие свои собственные обычаи, судебные органы, дружины выступали владения отдельных феодалов.

Во многих феодальных государствах, находящихся на ранней стадии развития (в ряде англосаксонских государств, Франции) королевская власть была выборная. Наиболее важные дела король рассматривал с участием «совета мудрых», который состоял из представителей светской и духовной знати.

Власть французских королей, формально являющихся верховными сеньорами в течение долгого времени фактически осуществлялась на ограниченной территории их собственной сеньории или домена.

Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно выступавших против усиления ее влияния.

Характерной особенностью сословно- представительная монархии (середина ХI — конец IV) было значительное усиление центральной государственной власти, сосредоточение в руках монарха основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, мелкое и среднее дворянство.

В условиях сословно- представительной монархии, наряду с относительно сильной властью монарха, существовали различные представительные органы (духовенство, зажиточные слои городского населения, дворянство), которые обладали широкими полномочиями.

Их названия самые разнообразные: Земские Соборы (Русское государство), парламент(Англия), генеральные штаты(Франция). Они в известной степени ограничивали власть монарха, который вынужден считаться с мнением и решениями входящих в них представителей.

Абсолютная монархия (конец ХV-ХVII в.) образовалась в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Существование абсолютных монархий соответствует периоду завершения процесса формирования высокоцентрализованных феодальных государств.

Абсолютные монархии характеризуются чрезмерным усилением власти монарха и ослаблением или полной утратой прежней роли сословно- представительных органов. Монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.

Он устанавливает полный контроль над всей территории страны, обладает правом наложения и взыскания налогов, штрафов, содержания постоянной армии и принудительного призыва на военную службу, правом назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных судебных приговоров или помилования.

Аристократические республики существовали лишь в отдельных странах и при этом распространялись на небольшую, относительно замкнутую территорию (Великий Новгород, Псков — Россия, Венеция, Флоренция – Италия).

Высшими органами власти и управления республик были городские советы. Каждый город — государство имел свое войско. Городские трибуналы, ведавшими судебными делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную власть и денежную систему.

В Новгороде и некоторых других городах – республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан, на которых обсуждались и решались вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города — республики. Однако решающее слово в управлении государственными делами принадлежало Советам феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных ремесленников и бояр.

Так же как и в любом другом обществе с ярко выраженными классовыми противоположностями, феодальное право выражало волю и интересы феодалов. С помощью права юридически оформлялась и закреплялась феодальная собственность на землю и другие средства производства, закреплялась сложившаяся система эксплуатации и поддержания угодного элите общества порядка.

Особенностями феодального права являлось, во- первых, то, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально- политическое неравенство сословий и сословных групп, в связи с чем оно выступало как право-привилегия класса феодалов; оно закрепляло различное положение сословий в феодальном обществе и именно место в феодальной иерархии определяло социальное положение человека. Привилегированными сословиями являлись духовенство и дворяне. Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были элементарных прав крестьяне, которые фактически являлись бесправным сословием.

Феодальное право – право «кулачное», признававшее в качестве источника права прямое насилие, оно не предусматривало никаких ограничений для эксплуатации угнетенных масс. Феодальное право в открытой форме признавало в открытой форме в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внешнеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.

Право рассматриваемого исторического типа – право партикулярное, т. е. раздробленное, что означало отсутствие единой для всей страны правовой системы, а, наоборот, в нем преобладали местные обычаи акты отдельных феодалов.

Ему не свойственно было деление на отрасли институты права. А элементами его, составными частями выступало крепостное право, городское и каноническое, или церковное.

Крепостное право обеспечивало полное подчинение крепостных крестьян феодалам.

Городское право закрепляло правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения.

Каноническое право особенно в странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной, регулировало отношения не только между духовными лицами, но в значительной мере распространялось на всех членов общества в области брачно- семейных, наследственных отношений и так называемых религиозных преступлений (ереси, колдовство).

Разнообразны были формы феодального права. На первых этапах его развития основная форма – обычаи, большей частью местные. В феодальном праве Франции насчитывалось, например, более 3000 систем местного обычного права (кутюмов).

В силу застойного характера феодального общества именно обычаи были преобладающей формой права вплоть до периода абсолютизма.

С их помощью регулировались самые разнообразные отношения, касающиеся власти суверена(короля), сеньора(барона, графа), положения крепостных крестьян, городских коммун, различных судебных инстанций, порядка наследования имущества различными сословиями применения доказательств в уголовном и гражданском процессе. Известны такие источники права, как частные сборники обычаев и описания судебной практики (Саксонское и Швабское зерцала в Германии), договоры между различными представителями правившего класса(например, Хартия вольностей 1215 г.) В период абсолютизма широкое распространение получают такие формы (источники) феодального права, как нормативные правовые акты: царские указы, кодексы законов( например, Каролина 1532г.), сборники уголовного и уголовно-процессуального законодательства (например, Соборное уложение 1649 г. в России.).

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/3feodalnyiy-tip-gosudarstva-47200.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий