12. Внешняя политика Ирана в 20-40-е гг. Иранский кризис 1946 г.

Иранский кризис 1946 г

12. Внешняя политика Ирана в 20-40-е гг. Иранский кризис 1946 г.

Иранский кризис – один из первых международных кризисов эпохи « холодной войны». Представлял собой конфликт между СССР, с одной стороны, Ираном и западными странами, с другой стороны, и связанный с выводом советских войск из оккупированных областей Ирана.

Затягивание вывода советских войск из Ирана и направление войск к границам Турции привели к обострению отношений между союзниками и стали одним из проявлений разворачивавшейся тогда «холодной войны».

На это, в частности, указывает иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который писал в мемуарах: «Как мне кажется, историки подтвердят, что «холодная война» фактически началась в Иране.

Хотя ее симптомы наблюдались также и в других районах земного шара, впервые признаки этой формы войны явственно проявились в Иране».

В 1941 г. на территорию Ирана были введены войска СССР, США и Великобритании. Советское руководство, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держало свои войска в северной части Иране до мая 1946 г. Причем, на территории, занятой советскими войсками, вплоть до их вывода существовали непризнанные государственные образования – Мехабадская Республика и Южный Азербайджан.

Нерешенность иранского вопроса на Московском совещании министров иностранных дел (декабрь 1945 г.) открывала прямую дорогу к его вынесению, при активной поддержке США, на обсуждение в ООН.

В Вашингтоне события в Иране в этот период однозначно толковались как попытка СССР сломать последний барьер и устремиться на юг – к Индии и другим колониальным владениям Великобритании, которые последняя уже не в состоянии была защитить.

СССР же прилагал все усилия, чтобы избежать публичного обсуждения иранского вопроса. 19 января 1946 г. на заседании собравшейся в Лондоне Генеральной Ассамблеи ООН глава иранской делегации С.Х. Тагизаде передал исполнявшему обязанности Генерального секретаря ООН X.

Джеббу письмо с требованием расследовать факты «вмешательства СССР во внутренние дела Ирана». С этого момента советская дипломатия получила указание «возвратить» иранский вопрос в русло двусторонних отношений.

В ходе последовавших переговоров СССР по-прежнему настаивал на своем предложении 1944 г.

о предоставлении Советскому государству нефтяной концессии в Северном Иране на условиях, аналогичных с английской концессией в Южном Иране, подчеркнув, что разработка иранских нефтяных месторождений Великобританией или США вблизи советской границы будет рассматриваться как угроза государственным интересам СССР. Достижение стабилизации в Иранском Азербайджане и – как следствие – вывод советских войск Москва напрямую увязывала с необходимостью переговоров Тегерана с азербайджанскими лидерами.

Тем не менее, срок вывода союзных войск из Ирана был установлен в соответствии с достигнутыми в 1942 г. договоренностями. Войска США покинули Иран к 1 января 1946 г. Войска Великобритании покинули Иран к 1 марта 1946 г. Согласно сообщению ТАСС, СССР был готов, начиная со 2 марта 1946 г. начать выводить свои войска из «относительно спокойных», т.е. северных районов Ирана.

4 и 5 марта 1946 г. советские танковые колонны начали движение к границам с Турцией и Ираком, а также к Тегерану. Эти меры встретили жесткую реакцию не только Ирана, но и западных стран. Правительство Ирана 18 марта 1946 г.

в жесткой форме поставило перед Советом Безопасности ООН вопрос о немедленной эвакуации всех советских войск. СССР пытался отложить проведение заседания Совета Безопасности ООН хотя бы до 1 апреля 1946 г. Когда это не удалось, советский представитель А.А.

Громыко покинул заседание Совета Безопасности ООН.

Жёсткая позиция западных стран вынудила СССР пойти на уступки. 24 марта 1946 г. было сообщено, что соглашение с Тегераном достигнуто и что советские войска будут выведены из Ирана в течение 5-6 недель. 24 марта 1946 г. тегеранское радио сообщило о возобновлении вывода советских войск из Ирана.

В рамках достигнутого компромисса Тегеран дал согласие на создание смешанного советско-иранского нефтяного общества, однако ни по каким другим вопросам на уступки не пошел.

В отношении Иранского Азербайджана Тегераном было высказано формальное намерение урегулировать взаимоотношения с национальным правительством этой провинции.

9 мая 1946 г. эвакуация советских войск и имущества с территории Ирана была полностью завершена.

Вскоре после вывода советских войск Тегеран отверг все ранее достигнутые договоренности с Москвой. 21 ноября 1946 г. премьер-министр Кавама под предлогом выборной кампании заявил о введении во все провинции, включая Иранский Азербайджан, правительственных войск.

После вступления войск в Иранский Азербайджан 11 декабря 1946 г. национально-демократическое движение в этой провинции было жестко подавлено. Избранный к середине 1947 г.

новый состав меджлиса отказался ратифицировать советско-иранское соглашение о совместном нефтяном обществе.

СССР в ответ сделал ставку на иранских курдов, организовав базы подготовки боевиков на территории Советского Азербайджана. цель заключалась в разжигании восстания на территории Иранского Курдистана. В 1947 г. вооруженные отряды курдов численностью до 2 тыс. человек под командованием муллы М.

Барзани перешли границу с Ираном и вступили в бой с шахскими войсками на территории Иранского Азербайджана, однако вскоре отошли под ударами регулярных иранских частей. М. Барзани стал настаивать на формировании курдских боевых формирований, но реализовать этот план в полной мере не удалось.

Курдов готовили и нацеливали на проведение диверсионных операций на Ближнем Востоке, в частности, на выведение из строя нефтепроводов на территории Ирака, Ирана и Сирии в случае возникновения военных действий или прямой угрозы ядерного нападения на СССР.

Перспектива же самоопределения самих курдов, их настойчивое стремление образовать самостоятельное государство Курдистан мало волновала не только Вашингтон и Лондон, но и Москву.

В целом, как считают исследователи, последствия «иранского кризиса» далеко вышли за региональные рамки.

События вокруг Ирана повлияли на становление тех компонентов послевоенной системы международных отношений, которые составили основу политики «холодной войны»: партнерство США и Англии (их «особые» отношения) против СССР и его политики в стратегически важных районах; отказ США от изоляционистской политики и переход к глобализму; выработку стратегии «сдерживания» коммунизма; вовлечение стран «третьего» мира в противоборство великих держав и др.

Предыдущая459460461462463464465466467468469470471472473474Следующая

Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1822; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-39918.html

Внешняя политика Ирана в 1918-1945 гг

12. Внешняя политика Ирана в 20-40-е гг. Иранский кризис 1946 г.

План лекции (1 час)

ТЕМА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА И ТУРЦИИ В 1918-1945 ГГ.

Цель лекции: рассмотреть основные направления внешней политики неарабских государств Ирана и Турции в период 1918-1945 гг.

Ключевые слова: государственный переворот, династия Пехлеви, шииты, сунниты, Англо-иранская нефтяная компания, революция, кемализм, этатизм, нейтралитет.

1. Внешняя политика Ирана в 1918-1945 гг.

2. Внешняя политика Турции в 1918-1945 гг.

После выхода России из войны и разгрома Германии и Османской империи территория Ирана оказалась почти полностью оккупированной английскими войсками. В начале 1918 г. почти весь Иран был оккупирован английскими войсками с целью начать вооруженную интервенцию против Советской России.

21 февраля 1921 г. в Тегеране произошел государственный переворот. Новое правительство опубликовало декларацию о «борьбе против аристократов», где провозглашалась независимая внешняя политика и объявлялось об аннулировании англо-иранского соглашения 1919 г. Весной 1921 г. из Ирана были выведены английские оккупационные войска.

Сложившейся ситуацией немедленно воспользовались США, которые в это время начали осваивать новые методы давления на страны Ближнего Востока. В 1922 г. в Иран прибыли по приглашению правительства Кавама американские финансовые советники во главе с А. Мильспо.

Мильспо получил право контроля над всеми финансами, государственными доходами, сбором налогов, составлением государственного бюджета, казначейством.

Советская Россия проводила иную политику в отношении Ирана.. Обратившись еще в 1917 г.

«к трудящимся мусульманам России и Востока» и опубликовав тайные договоры, советское государство осудило политику царского и Временного правительства в отношении Ирана, объявило об аннулировании англо-русского соглашения 1907 г.

и других кабальных договоров и отказалось от всех прав и привилегий, полученных по этим соглашениям. После всего этого даже антибольшевистски настроенное проанглийское шахское правительство вынуждено было пойти на переговоры с РСФСР о восстановлении дипломатических отношений и заключении нового договора.

26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский договор. Он подтвердил отказ Советской России от прежней политики царского правительства и объявил потерявшими всякую силу все заключенные Россией трактаты, договоры, конвенции и соглашения с Ираном.

Советское правительство заявило о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, направленных на нарушение территориальной целостности и неприкосновенности Ирана.

Советское правительство передало безвозмездно в полное владение иранского народа все денежные суммы, ценности, весь актив и пассив Учетно-ссудного банка Ирана со всем движимым и недвижимым имуществом на территории Ирана, шоссейные дороги, пристани, пароходы, баржи, телефонные и телеграфные линии.

Наконец, была аннулирована задолженность Ирана России по кабальным займам, предоставленным царским правительством.

В статье 6-й договора предусматривался ввод советских войск в Иран, если его территория будет превращаться в «базу для военных выступлений против России» и если правительство Ирана «само не окажется в силе предотвратить эту опасность». Далее было заявлено, что «по устранении данной опасности Российское правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии».

Реза-хан, занимавший в «Черном кабинете» пост военного министра, в 1923 г. стал премьер-министром, а в декабре 1925 г. был провозглашен наследственным шахом Ирана. Меджлис принял решение о низложении династии Каджаров, а новая династия получила фамилию Пехлеви.

Самый значительный внешнеполитический конфликт времен правления Реза-шаха был с Англо-иранской нефтяной компанией (1932-1933 гг.). Компания, созданная еще в 1909 г., имела право экстерриториальности и отчисляла иранскому правительству лишь незначительный процент прибыли. В 1931 г.

в связи с уменьшением доходов компания объявила о сокращении отчислений Ирану. Правительство Реза-шаха заявило об аннулировании концессии и потребовало повышения доли Ирана до 40% прибыли и контроля над предприятиями компании. Все закончилось подписанием в 1933 г.

нового концессионного соглашения, в соответствии с которым выплачивалась определенная сумма с каждой тонны добытой нефти. Сокращена была площадь концессионной зоны. Компания сохранила за собой право монопольной эксплуатации нефтяных месторождений еще на 60 лет.

Выигрыш Ирана от этого был незначителен, но в связи с конфликтом значительно возрос престиж Реза-шаха.

Правительство Реза-шаха в первый период своей деятельности поддерживало добрососедские отношения с СССР, который оказывал поддержку Ирану.

Так, в период кризиса именно бартерная торговля с СССР оказалась спасением для иранской экономики. Начавшийся в конце 1932 г.

по политическим мотивам бойкот советско-иранской торговли вызвал массовое недовольство населения северного Ирана, и уже в июне 1933 г. шаху пришлось дать указание о немедленном прекращении бойкота.

К середине 1930-х гг. в связи с постепенным поворотом правительственных кругов Ирана к Германии политика Реза-шаха по отношению к СССР стала враждебной. В 1938 г.

Иран отказался заключить новый торговый договор с СССР, что привело почти к полному прекращению советско-иранской торговли, которая до того составляла почти 40% всех внешнеторговых оборотов Ирана. В 1937 г. Иран урегулировал пограничные и территориальные споры с Турцией, Ираком, Афганистаном, заключив с ними Саадабадский пакт.

И хотя этот пакт имел антисоветскую направленность, он отвечал интересам безопасности стран региона и защищал от угроз профашистского блока. Позже в Иране возобладали прогерманские настроения.

В период между 1934 и 1941 гг. Реза-шах стал рассматривать европейские фашистские государства как образец для подражания. Поскольку Германия была «третьей силой» в условиях традиционной вражды Ирана как с Англией, так и с Россией, шах счел выгодным установить с Берлином тесные связи.

Немцы, в свою очередь, учитывая, что шах с первых дней своего правления восхвалял «персидское» прошлое Ирана, объявили о существовании якобы «арийского» родства персов и германцев.

Они утверждали, что «использование ими зороастрийского символа, свастики, есть свидетельство общих интересов Персии и Германии».

Иран для нацистов представлял в перспективе особую ценность.

Это традиционный сухопутный перевал в Юго-Восточную Азию, в Индию, в частности, Иран владел крупнейшими в мире нефтяными месторождениями и был стратегически важен для фашистской Германии в готовившейся ею войне с СССР.

Поэтому для привлечения Ирана использовались все средства, вплоть до якобы желания помочь восстановить «древнее величие страны», освободить Иран от английской кабалы.

В предвоенные годы Германия смогла приобрести в Иране ведущее положение в экономике страны, государственном аппарате, армии, внедрить своих экономических, финансовых и военных советников. В 1941 г.

гитлеровцы занимали руководящие посты в 50 иранских государственных учреждениях, оказывали сильнейшее давление на внешнюю и внутреннюю политику Ирана. Еще накануне войны Германия заняла доминирующее положение во внешней торговле. В 1937-38 гг.

она была уже на втором месте после СССР, оттеснив Англию, а после прекращения торговых связей Ирана с СССР заняла уже первое место. В 1940-41 г. доля Германии составила 45,5% внешнеторгового оборота Ирана.

Готовя в Иране плацдарм для нападения на СССР, гитлеровцы тайно завезли в Иран только в начале 1941 г. 11 тыс. тонн вооружения и боеприпасов; склады оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ размещались на севере страны. В 1941 г. в Иране находилось около 4 тыс.

тайных агентов германской разведки, гестапо и пропагандистского аппарата Геббельса.

Особенно большое скопление немцев наблюдалось в Тегеране (около тысячи) и в пограничных с СССР городах, а также в портах Каспийского моря, откуда подготавливалась засылка диверсионных террористических групп в район бакинских нефтепромыслов и в Советский Туркменистан.

По данным разведки, в стране готовился фашистский переворот с целью вовлечения Ирана в войну против СССР на стороне Германии. Выступление намечалось на 22 августа 1941 г. В последний момент немцы перенесли дату путча на 28 августа 1941 г. Обо всем этом СССР официально предупредил Иран в нотах от 26 июня, 19 июля и 16 августа 1941 г.

Но поскольку это не оказало ожидаемого воздействия на иранское правительство, СССР и Англия 25 августа 1941 г. вручили новые ноты и одновременно ввели войска в Иран. В советской ноте сообщалось, что СССР был вынужден «принять необходимые меры и немедленно же осуществить принадлежащее СССР, в силу статьи 6-й договора 1921 г.

, право ввести временно в целях самообороны на территорию Ирана свои войска». Советские войска, вступившие со стороны Кавказа и Туркестана, в течение нескольких дней, не встречая почти никакого противодействия, продвинулись в северные провинции — Азербайджан, Гилян, Мазендеран, Хорасан.

Английские войска заняли юго-западные округа Ирана; английские военно-морские силы заняли порты Персидского залива.

27 августа 1941 г. правительство Али Мансура было вынуждено уйти в отставку. Новый кабинет Али Форуги отдал приказ всем вооруженным силам страны прекратить сопротивление продвигавшимся войскам СССР и Англии. 28 августа меджлис одобрил этот приказ. 8 сентября 1941 г.

переговоры Форуги с представителями СССР и Англии закончились подписанием соглашения, которое определило дислокацию советских и английских войск на иранской территории. 9 сентября меджлис утвердил это соглашение, а 16 сентября 1941 г.

Реза-шах подписал заранее заготовленный правительством акт отречения, передав престол своему старшему сыну Мохаммеду Реза Пехлеви и покинул Иран (он был выслан англичанами на остров Маврикий, а потом на юг Африки, где и умер в августе 1944 г.). 17 сентября 1941 г.

в Тегеран вступили советские войска, а 18 сентября — английские.

https://www.youtube.com/watch?v=QF15yuQhO1s

После вступления советских и английских военных частей в Тегеран дипломатические представители гитлеровской Германии и ее союзников Италии, Румынии и Венгрии были высланы из Ирана. Союзники по антигитлеровской коалиции установили контроль над страной. 29 января 1942 г.

между СССР, Великобританией и Ираном был подписан тройственный договор о союзе на время войны и сотрудничестве в борьбе против фашизма. Заключение тройственного договора означало включение Ирана в антифашистскую коалицию. 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну Германии, но иранские войска в военных действиях против Германии не участвовали.

Помощь Ирана союзным державам выражалась в предоставлении территории для транзитных перевозок военного снаряжения и материалов США и Англии в Советский Союз.

Германская разведка именно в Иране в 1943 г. пыталась осуществить свою самую масштабную и сенсационную операцию по устранению руководителей антигитлеровской коалиции — Франклина Рузвельта, Иосифа Сталина и Уинстона Черчилля, собравшихся на встречу в иранской столице. Однако усилиями спецслужб СССР и Великобритании эта операция была сорвана, а готовившие ее диверсанты нейтрализованы.

28 ноября — 1 декабря 1943 г. в Тегеране состоялась конференция руководителей трех держав — СССР, США и Англии.

В декларации об Иране участники конференции признали помощь, которую оказал Иран в деле ведения войны, особенно облегчая транспортировку грузов из-за границы в Советский Союз.

Вместе с тем, в декларации было подчеркнуто согласие трех держав по-прежнему оказывать Ирану возможную экономическую помощь и еще раз подтверждено намерение «сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

В то же время с 1942 г.

в Иране быстро возрастало влияние США, которые ввели в страну несколько десятков тысяч своих военнослужащих, внедрили своих советников в жандармерию Ирана, установили контроль над частью Трансиранской железной дороги и важными портами Бендер-Шахпур и Хорремшехр.

С марта 1943 г. в иранской армии действовала военная миссия США. Торговый договор США с Ираном от 8 апреля 1943 г. привел к росту доли США во внешнеторговом обороте Ирана до 23% уже в 1944-1945 гг. Консультантами многих иранских министерств стали американцы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_10166_vneshnyaya-politika-irana-v---gg.html

Почему Иран в 1946 году обвинил СССР в агрессии

12. Внешняя политика Ирана в 20-40-е гг. Иранский кризис 1946 г.
«Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» — такие слова из песни на стихи Михаила Исаковского, написанные в 1948 году, часто напевали в Советском Союзе.

А ведь именно в это послевоенное время СССР заявил о своих претензиях и на турецкий берег, и на колонии в Африке!Ещё в начальный период Второй мировой войны, во время своего визита в Берлин (12-14 ноября 1940 г.) нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов обсуждал с главой Германии А.

Гитлером, среди прочего, вопрос о получении Советским Союзом военно-морских баз в проливах Босфор и Дарданеллы. В связи с чем Молотов пытался побудить Третий рейх посодействовать Советскому Союзу в давлении на Турцию или, по крайней мере, уговорить не препятствовать этому. Однако Гитлер не дал согласия.

В августе 1941 года Советский Союз и Великобритания договорились о совместной оккупации Ирана с целью воспрепятствовать деятельности германской агентуры в данной стране. После окончания Второй мировой войны союзники должны были вывести свои войска из Ирана, однако СССР не спешил выполнять это обязательство.

В 1945 году в провинции Азербайджан на севере Ирана к власти пришли национально-демократические силы. Они провозгласили независимую от Ирана Демократическую Республику Южного Азербайджана и стремились к объединению с советским Азербайджаном. Следует вспомнить, что еще в 1920-1921 гг.

РСФСР временно захватила каспийское побережье Ирана и провозгласила там Персидскую советскую республику, пытаясь распространить свою власть на весь Иран. То есть расширение советского государства на юг за счёт Ирана было предпринято уже не в первый раз.

[С-BLOCK] Когда 2 марта 1946 года Великобритания объявила о завершении вывода из Ирана своих войск (американские покинули страну ещё до 1 января того же года), СССР поступил прямо противоположным образом. 4 марта в Иран был введен дополнительный советский военный контингент, начавший движение к Тегерану.

Это породило первый крупный политический конфликт холодной войны. 18 марта 1946 года правительство Ирана поставило перед Советом Безопасности ООН вопрос о советской агрессии. 24 марта СССР заверил Иран через своего посла, что завершит вывод своих частей из Ирана за полтора месяца.

По некоторым данным, решающую роль в разрешении иранского кризиса сыграла угроза президента США Гарри Трумэна сбросить атомную бомбу на Баку.

Турция почти весь период Второй мировой войны оставалась нейтральной, а в начале 1945 года даже объявила войну Германии. Таким образом, СССР не имел предлога идти на захват турецкой территории. Вначале советское руководство пыталось договориться с США о помощи в деле пересмотра статуса проливов Босфор и Дарданеллы и большего благоприятствования советскому флоту. Но растущие разногласия между СССР и Америкой по большинству внешнеполитических тем привели к неуступчивости США и по этому вопросу. Тогда Сталин решил действовать напрямую. [С-BLOCK]

Ещё до конца войны, 19 марта 1945 года, Сталин денонсировал прежний договор с Турцией о взаимоотношениях и предложил заключить новый. Анкара выразила готовность предоставить СССР право свободного прохода флота через Проливы в случае войны.

Сталин, надеясь на дальнейшие уступки Турции, начал формулировать территориальные претензии к ней.

Основой для них послужило то, что при заключении в 1920 году соглашения с Турцией Ленин признал за ней земли Закавказья, не только входившие в Османскую империю перед Первой мировой войной, но и захваченные ею у Российской империи в 1918 году.

На этих территориях до начала ХХ века проживали армяне и родственные грузинам лазы. Требование этих земель обосновывалось задачей «воссоединения исторических армянских и грузинских территорий с Арменией и Грузией». [С-BLOCK]

На Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) и Лондонском совещании министров иностранных дел (август 1945 г.) западные союзники, превращавшиеся в противников, не поддержали претензий СССР к Турции.

В ноябре 1945 года духовный лидер армян католикос Геворг VI заявил о притязаниях Армении на турецкие земли, которые армяне заселили до 1915 года. 20 декабря 1945 года газета «Правда» напечатала статью с «обоснованием» аналогичных претензий к Турции со стороны Грузии.

Согласно этим проектам, Советский Союз должен был распространиться до рубежа, до которого доходили русские войска в Первой мировой войне, включая города Эрзурум и Трабзон.

Иранский кризис был использован также для давления на Турцию и движения советских войск к её границам. Его окончание не привело к нормализации отношений с Турцией. 7 августа 1946 года СССР предъявил Турции официальную ноту, в которой потребовал пересмотра вопроса черноморских проливов. При поддержке западных держав Турция отвергла советские притязания.

СССР стянул к границе с Турцией войска, но до войны дело не дошло. По воспоминаниям советского маршала И. Х. Баграмяна, только очередное обещание США применить ядерное оружие удержало Советскую армию от вторжения в Турцию. Советская угроза стала главной причиной, побудившей Турцию в 1952 году вступить в НАТО.

СССР официально дезавуировал свои требования к Турции только в 1953 году, после смерти Сталина. [С-BLOCK]Италия как союзник гитлеровской Германии была лишена своих колоний в Африке — Ливии, Эритреи и Сомали. Над ними должна была быть установлена опека ООН.

Сталин полагал, что Советский Союз мог рассчитывать на мандат ООН на управление как минимум одной из этих бывших колоний. Наиболее привлекательной считалась Ливия, расположенная на побережье Средиземного моря.

Сталин и Молотов хотели бы получить также два из островов Додеканес в Эгейском море, которые ранее также принадлежали Италии, а теперь должны были быть переданы Греции. Молотов огласил пожелания СССР на Лондонском совещании министров иностранных дел в августе 1945 года, чем вызвал шок у своих коллег из Англии и США.

Но несмотря на их испуг, запросы СССР не были удовлетворены даже в отношении базы для торгового флота.

Следует заметить, что СССР всё-таки достались военно-морские базы в бывших итальянских колониях, когда последние стали независимыми государствами, уже после смерти Сталина.

В 1969 году Советский Союз построил первоклассный порт в Бербере (Сомали). Но использовал его только до 1977 года, потом вынужден был оставить его по причине изменения политической обстановки в Сомали. Однако в то же время он получил базу в Нокре (Эфиопия, ныне Эритрея) на Красном море, которая была в распоряжении нашей страны до 1991 года.

Читать ещё •••

дня. Как продают и покупают детей в России

Другое,Михаил Исаковский,Гарри Трумэн,Совбез ООН,ООН,НАТО,газета «Правда»,Азербайджан,Германия,Иран,Великобритания,Тегеран,Тимор-Лесте,Турция

Источник: https://news.rambler.ru/other/40822905-pochemu-iran-v-1946-godu-obvinil-sssr-v-agressii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий