12 Виды возраста человека

12.Виды возраста человека

12 Виды возраста человека

Возраст:1.Абсолютный:1)хронологическийи 2.Условный:1)биологич,2)Ψ-чес, 3)социал, 4)субъективный.Абсолютныйвозр–возрс мом рожд-я до наст вр.

Условныйвозр–возр,опред-ся путем устан-я местополож-яобъекта в опред эволюцион ряду.Биологическийвозр–опред-сясост-ем обмена в-в и ф-ций орг-ма посравн-ю со статистически средним ур-немразв-я.

Ψ-ческийвозр–опред-сяпутем соотнесения ур-ня Ψ-ческого разв-яиндивида с соответствующ нормальнымсреднестатистическим симптомокомплексом.Социальныйвозр–измер-сяпутем соотнесения ур-ня соц рав-я чел стем, что статистически нормально дляего сверстников.

Субъективныйвозр–имеетвнутреннюю систему отсчета. Речь идето возрастном самосознании. За основувзято самоощущение чел-ка, т.е. к какомухронологич возр-у он себя относит.

13.Возраст в концепции л.С. Выготского

Выготский:Возраст–это1)конкретно-историческатегория; 2)период,имеющ свое особое содерж-е; 3)содерж-евозраста можно выразить через некоткультурно и исторически возникшиезадачи, кот должен решить чел. На каждисторич этапе разв-я общ-ва задачи разв-яразличны.

14.Критический и стабильный возрастной период

В стабильныхпериодахпроисх медленное и неуклонное накопл-емельчайших измен-й разв-я. Вкритические периодыизмен-я обнаруж-ся в виде скачкообразновозникших периодов. Возрастнаяпериодиз-я Выгот:1.Кризисноворожд-ти, 2.

Стабилпериод мледенч-ва, 3.Кризис1-го года жизни, 4.Стабилран детство, 5.Кризис3 лет, 6.Стабилшкол возр, 7.Кризис7 лет, 8.Стабилмладш школ период, 9.Пубертатныйкризис, 10.

Стабилподрост возр, 11.Кризис17 лет.

В критич периодыпроисх бурные, скачкообразныеизмен-я(необходимые новообраз-я). Кризисыдлятся не долго(от неск-ких месс до 1г).Хар-кикризиса:1.Кризисначин и заверш-ся незаметно, его границыразмыты.Обострение наступ в серединекризиса. 2.«Трудновоспитуемость».3.

Появл-ерегрессов в повед-и(в 7 лет может вестисебя, как в 3 года: падать на пол, стучатьи требовать именно это). 4.Отчуждение(перестаютинтересовать предыдущ интересы). Встабил периодах происх медлен и неуклонныеколичествен измен-я разв-я. Эти периодыдлятся по неск-ку лет.

Возрастныеновообраз-я явл устойчивыми.

15.Периодизации возрастного развития

Возр периодизация–периодизэтапов в жизни чел и определ-я возрастныхграниц этих этапов, принятая в общ-весистема возрастной стратификации.

ПериодизацияВыготского: 1.кризисноворожд-ти (до 2 мес.);2.стабилпериод младенчества (до 1 года);3.кризис 1года; 4.стабилран детство (1-3 года);5.

кризис 3лет; 6.стабилдошк возр (3-7 лет);7.кризис 7лет; 8.стабилмладш школ период;9.пубертатный(подрост) кризис;10.стабилподрост возр;11.

кризис17 лет.

ПериодизацияЭльконина:Периодизация Д. Б. Эльконина, явлинтеграцией концепций Л. С. Выготскогои А. Н.

Леонтьева, выделяет следующиепериоды:1)Рандетство; 2)Младенч-во(0-1 год); 3)Ранвозр (1-3 года); 4)Детство;5)Дошквозр (3-7 лет); 6)Младшшкол возр (7-11/12 лет); 7)Отрочество;8)Подроствозр (11/12-15 лет); 9)Ранняяюность (от 15 лет).

Э. Эриксонвыделяет следующие периоды:*Младенч-во(от рожд до 1 года); *Рандетство (1-3 лет); *Игровойвозр, дошк (3-6 лет); *Школвозр (6-12 лет); *Юность(12-20 лет); *Молодость(20-25 лет); *Взрослость(25-60 лет); *Старость(от 60 лет).

12 периодов:1.Периодноворожд-ти–первые 4 недели; 2.Груднойпериод — 1 месяц-1 год; 3.Рандетство — 1-3 года; 4.Первоедетство — 4-7 лет; 5.Второедетство (♂8-12 лет; ♀ 8-11 лет); 6.Подростпериод (♂ 13-16 лет; ♀ 12-15 лет); 7.

Юношеспериод (юн 17-23 года; дев 16-21 год); 8.Зрелыйвозр (1 период) (мужч 24-35 лет; жен 22-35 лет);9.Зрелыйвозр (2 период) (муж 36-60 лет; жен 36-55 лет);10.Преклонныйвозр (муж 61-74 года; жен 56-74 года);11.Старческийвозр — 75-90 лет; 12.

Долгожители— 90 лет и более.

Источник: https://studfile.net/preview/5766000/page:4/

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

12 Виды возраста человека

Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.

Признаки возрастного периодаСоциальная ситуация развитияХарактеристика ведущей деятельностиКризисные проявленияОсновные новообразованияХарактеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развитияОсобенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.Полная биологическая зависимость от матери.Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.Комплекс оживленияПервые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.Действия с предметами.
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.Предметно-манипулятивная деятельность.Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.Сюжетно-ролевая игра.Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.Игра.
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.Учебная деятельность.«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.«Школьная жизнь». Учеба.
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.Становление человека как субъекта собственного развития.Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.Стремление подростка занять положение в группе свертсников.
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.Первоначальный выбор жизненного пути.Учебно-профессиональная деятельность.Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.Учебно-проф. деятельность.
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.Учебная, служба в армии или поиск работы.Окончательное самоопределение.Реализация жизн. планов или поиск себя.Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.Труд.Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.Труд. Творческий труд.Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работеЕсли пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успелВстает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.Принятие своей жизни.Жизненная мудрость.Счастливая старость.Интегрированность, цельность.Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Источник: https://infotables.ru/meditsina/1109-vozrastnye-periody-cheloveka

Виды возрастов

12 Виды возраста человека

Все психические свойства человека можно классифицировать по двум основным признакам: атрибутам и чертам.

Атрибуты — это неотъемлемые свойства, без которых нельзя вообразить человека и без которых он не может существовать (пол, возраст, темперамент, здоровье, речь).

Пол — это совокупность анатомо-физиологических признаков организма, которая обеспечивает продолжение рода и дает возможность различать в большинстве организмов женские и мужские особенности. Отличия полов: генетические, морфологические, физиологические, психологические.

Возраст — понятие, которое характеризует период (продолжительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Отсчет возраста ведется от рождения до физической смерти. Можно выделить четыре подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

— Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.

— Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом.

Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Психологический возраст (по самоощущению) — насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.

Психологический возраст тесно связан с понятием психологического времени, а именно с тем, как человек сам оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Так, молодые люди (от 20 до 40 лет) оценивают себя старшими, чем они есть, и так же — других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди воспринимают себя младшими, чем они есть.

И чем старшими они становятся, тем более «молодеют», и лишь биологический возраст напоминает о настоящих годах.

— Биологический (состояние организма). Биологический возраст — степень изношенности организма. Бывает, что он сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от образа жизни.

— Социальный возраст – это уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

Возрастная психология определяет, что взрослым человек становится после 25 лет (понимание полной ответственности за свою жизнь, за свои решения, за свои действия).

Различают такие периоды развития взрослого человека:

— ранняя зрелость (25-35 лет) — включение во все сферы человеческой деятельности, социальная и профессиональная адаптация, первый психологический кризис переоценки жизненного пути;

— средняя зрелость (35-45 лет) — поиски ответа на основные вопросы: что такое жизнь? О чем мечтал? Чего достиг? Переоценка целей и достижений, кризис средины жизни — осознание того, что не все реализовано, цели не достигнуты, и т.д.;

— поздняя зрелость (45-60 лет) — глубинное обновление личности, происходит концентрация интересов на себе, появляется чрезмерная забота о себе;

— в 50-60 лет — наблюдается высокая производительность, наличие второго пика творчества;

— преклонный возраст (60-70 лет);

— старость (70-90 лет);

— долгожитель (после 90 лет).

Темперамент — это черта, которая определяет нашу индивидуальность.

Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды.

Эти особенности проявляются в умственной и практической деятельности.

В некоторых видах деятельности от типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) может зависеть не только ход выполнения, но и конечный результат.

В нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля.

В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходима дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или сильными влияниями — раздражителями.

При определении типа темперамента целесообразно пользоваться такими формулами:

1) «Доверяй, но проверяй» потому, чтосангвиник имеет:

— плюсы – жизнерадостность, увлеченность, чуткость, дружелюбие;

— минусы – склонность к зазнайству, рассеянности, легкомысленности, поверхностности, высокомерию, ненадежности, склонность к обещаниям и их не выполнению, требует постоянного контроля.

2) „Ни минуты покоя” потому, что холерик имеет:

— плюсы – энергичность, увлеченность, пристрастие, подвижность, целенаправленность;

— минусы – вспыльчивость, агрессивность, нездержанность, нетерпимость, конфликтность, способность направлять свою активность на коллектив и разлагать его изнутри.

3) «Не подгоняй»потому, что для флегматика характерны:

— плюсы – стойкость, постоянство, активность, терпимость, самообладание, надежность;

— минусы – заторможенность, равнодушие, «толстокожесть», сухость, нетерпимость к работе в режиме дефицита времени, его нельзя подгонять, он только сам рассчитывает свое время и делает дело в своем ритме.

4) «Не навреди»потому, что у меланхолика:

— плюсы – высокая чувственность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию;

— минусы – низкая трудоспособность, подозрительность, ранимость, замкнутость, стыдливость; на него нельзя кричать, чересчур давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чрезвычайно восприимчивый к интонации и очень ранимый.

При организации рабочих пар учитывают, что наиболее эффективна работа в парах: холерик-сангвиник; сангвиник-меланхолик; меланхолик-флегматик.

От типа темперамента зависит, как сам человек реализует свои действия. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияет на скорость воспроизведения и прочность запоминания, подвижность умственных операций, стойкость и переключение внимания и т.п. На базе темперамента у человека формируются его черты, качества, и во многом — жизнь.

Черты – это стойкие свойства и особенности поведения, которые проявляются постоянно и повторяются в разных ситуациях (ум, интеллект, настойчивость, смелость, нежность, самостоятельность и т.п.). Они существенно влияют на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (толк, ум, благоразумие) в общем понимании это мыслительные способности человека. Сущность интеллекта сводится к способности человека выделить в ситуации существенные особенности и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в условиях, которые сложились, и применительно к ним действовать.

К важнейшим характеристикам интеллекта относятся: глубина, критичность, гибкость, широта ума, скорость, оригинальность, любознательность.

Жизнедеятельность человека вообще и любая деятельность в частности невозможны без ответственности ее субъекта.

Ответственность — это понятие, которое отображает объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления выдвинутых взаимных требований. Ответственность определяет отношение человека к обязанностям и к следствиям своего поведения.

Базовые черты конкретного человека можно определить с помощью тестов. Для лиц мужского пола характерными являются такие черты: суровость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность в контактах.

Для женского пола — сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.

Знание собственных черт — это путь не только к эффективной деятельности, а и возможность избежать опасностей или уменьшить их влияние на организм человека, сохранить здоровье.

Характер — это стабильные черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности, общении и предопределяют типовые для нее способы поведения.

Характер является совокупностью определенных черт личности.

Существует несколько подходов к классификации характера человека, но нас интересует классификация по отношению к определенным аспектам деятельности: к работе; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.

Итак, цепи действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека, и его безопасность.

Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему, такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.

Уровни развития нервной системы определяют типы поведения человека. Человеку присущи такие виды поведения: инстинкт, привычки, сознательное поведение.

Инстинктивное поведение — это действия, поступки, которые наследуются видом «Ноmо sаріеns». На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества. К известным действиям и поступкам инстинктивного поведения человека принадлежат те, которые связаны с самосохранением, продолжением рода и т.п.

Поведение по привычкам — это действия, которые сложились и применяются во время обучения до автоматизма или путем проб и ошибок, или путем тренировок. Как следствие человек вырабатывает привычки, у него формируются привычки и под контролем сознания (тренировка), и без него (пробы и ошибки).

Сознательное поведение — высший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных исторических условиях.

Познав психику человека, можно найти путь к повышению безопасности его жизнедеятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_97125_vidi-vozrastov.html

Возрастная периодизация: периоды жизни человека в психологии

12 Виды возраста человека

Возраст человека может быть оценен с разных точек зрения: с хронологической, биологической, социальной и психологической. На протяжении своего жизненного пути индивид проходит через множество различных периодов, каждый из которых влияет на формирование его самого. О том, что это такое – возрастная периодизация личности, и почему она так важна для психологии, я расскажу в этой статье.

Понятие

Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет.

Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей.

В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам

ГруппаВременной промежутокХарактеристика
ДетиПервый месяц жизниРождение сопровождается большим стрессом и кризисом для малыша. Привычная для него внутриутробная среда меняется на незнакомую внешнюю.

Новорожденный тесно связан с матерью, именно с ее помощью он открывает для себя окружающую действительность и адаптируется к ней. В это время формирование личности протекает неосознанно и зависит от врожденной генетической программы.

1-12 мес.Появляются базовые социальные навыки: взаимодействие со взрослыми, распознавание родных, улыбка, смех.

Первостепенное значение все еще имеет мама, хотя кроха уже способен ощущать себя как отдельное от нее существо.

1-3 годаПериод характеризуется психологическим отделением малыша от матери, формированием у него понимания собственного «Я».

В возрасте около трех лет наступает кризис развития, связанный с желанием показать свою самостоятельность, независимость от старших. В это время возникают капризы, отрицание, игнорирование просьб. Дети начинают осознавать свои желания и действовать в соответствии с ними.

Наблюдается становление коммуникативных навыков: способность говорить в условиях ограниченного запаса слов, выстраивать контакт со сверстниками. Мир ребенок познает уже не с помощью мамы, а посредством игры.

8-10 летПроисходит постепенное включение в общественные правила и нормы, систематизируется понимание того, что делать можно, а что нельзя.

Это этап активного взаимодействия с другими детьми. Родители занимают позицию второго плана, но все еще не теряют авторитет. Появляется тяга к знаниям, расширяется словарный запас. Действительность познается с помощью любознательности, огромного количества вопросов, на которые дошколята хотят получить ответы.

3-7 летГлавенствующую роль играет школа.

Развивается самоконтроль, логическое мышление, дисциплинированность, нравственность. Усваиваются моральные законы и формируется отношение к ним. Авторитетную роль играет первый учитель.

Подростки11-16 летКрайне сложный период для каждого человека.

В организме начинают происходить серьезные гормональные перемены, которые сказываются на образе действий, самооценке, взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, учителями и семьей. Главный конфликт возникает с появлением внешних трансформаций, развития вторичных половых признаков.

В этот момент подросток уже видит и воспринимает себя взрослым, однако для общества еще остается ребенком. Необходимость подчиняться родителям, педагогам может порождать агрессию и протест. Первичными становятся отношения со сверстниками, их мнение и оценка воспринимаются как авторитетные.

В подростковом возрасте сильнее, чем когда-либо еще хочется влиться в компанию, завоевывать внимание друзей и противоположного пола.

Молодые люди7-21 годУраган подростковых эмоций постепенно меняется на уверенность в себе, осознание важности своих интересов и вкусов.

Завершается становление картины мировосприятия, системы ценностей и основных принципов. Это время для выбора дальнейшего пути социального развития, самоопределения. В этот период появляются первые действительно серьезные отношения, более зрелая влюбленность

Взрослые22-35 летЭтап максимальной продуктивности.

Пик интеллектуального, эмоционального и физиологического развития. Мысли и стремления направлены на достижения в профессиональной деятельности, создание семьи.

36-45 летК этому моменту у большинства людей уже есть стабильный источник заработка, дети. Параллельно с этим возникают первые признаки старения, снижается сексуальная и физическая активность.

Наступает кризис среднего возраста, который, так или иначе, затрагивает каждого зрелого человека вне зависимости от его социального статуса и внутреннего благополучия. Кризисный период связан с переоценкой пройденного жизненного пути, анализом своих достижений. Возникает желание кардинально изменить образ жизни.

Эта возрастная категория характеризуется и сложностями в социальных взаимодействиях: дети переходят в статус подростков или молодых, а родители постарели или умерли. Переживания, связанные с этими фактами, оказывают не лучшее влияние на психику.

46-60 летПережив один из самых сложных отрезков существования, человек обретает психологическое спокойствие и уверенность в себе. Приходит осознание того, что большая часть жизни уже прожита. Возрастает ценность оставшегося времени.
Пожилые61-75 летПо независящим от нашей воли причинам на первый план выходят проблемы со здоровьем. Обостряются все хронические заболевания, которые сопровождаются ощущением общей слабости. Наряду с этим, желание быть включенным в процесс социальной коммуникации не становится слабее, а только возрастает. Пожилым людям хочется принимать участие в жизни семьи, продолжать трудовую деятельность.
Старые75-90 летОбласть интересов и сфера влияния человека ограничивается собственным здоровьем, заботой о детях и внуках. Заметны изменения в характере: проявляются эгоизм, инфантильность, которые сопровождаются повышенной тревожностью, нарушениями сна и страхом смерти.
Долгожители91 год и старшеПоявляется физическая несамостоятельность, зависимость от присутствия рядом близких людей, потребность в оказании помощи. Переживания по поводу скорого конца заглушает принятие и осознание неизбежного.

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути.

Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения.

Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Проблемы периодизации

Фактический возраст личности далеко не всегда соответствует степени ее психологического, биологического, интеллектуального и социального развития.

Установленные границы способны сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особенно неточны рамки, характеризующие подростковый период.

По сути один этап сменяется другим, после того, как у индивида возникают ранее не существовавшие качества. Так происходит переход от одной точки к другой.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир.

К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след.

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Философское понятие о возрастной периодизации развития человека

Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые.  Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.

Классификация по временам года:

  • Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
  • Лето – молодость (20-40).
  • Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
  • Зима – старость.

Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное.

Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное.

Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.

Заключение

Узнав базовую информацию о возрастных периодах, этапах жизни человека по годам и о том, что это значит для психологии, помните: в любом осознанном возрасте важно учиться налаживать диалог с миром и самим собой.

Источник: https://damienmilay.com/basis/vozrastnaya-periodizacziya-periody-zhizni-cheloveka-v-psihologii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий