12. Психологические признаки труда (Климов)

3.3. Психологические признаки и психологические регуляторы труда

12. Психологические признаки труда (Климов)

Впроцессе изучения профессиональнойдеятельности можно выделить две основныеобласти, представленные в табл. 6.

Таблица6

Задачи психологии профессиональной деятельности

Область задач
1ПредметнаяИсследование предмета, средств и условий труда как элементов объективной реальности, обладающих социальными, производственно-техническими, экономическими, организационными и санитарно-гигиеническими характеристиками, оказывающими определенное воздействие на субъект труда
2ПсихологическаяПознание особенностей субъективного отражения человеком объективной реальности в процессе его профессиональной деятельности, т.е. исследование личностных, профессионально-психологических факторов, являющихся регуляторами поведения и деятельности человека-профессионала

Субъективноеотражение реальности всегда индивидуально,поэтому психологический анализ поведениясубъекта труда в процессе деятельноститребует знаний, представленных на схеме15.

Психологические закономерности и тенденции формирования профессиональной направленности человека

Индивидуальное психологическое своеобразие и его проявления в поведении человека

Особенности психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления и проч.

Схема15. Когнитивная область психологиипрофессиональной деятельности

Впоследние десятилетия в психологиипрофессиональной деятельности наметилсяпереход от объектно-ориентированногок субъектно-ориентированному подходу,который направлен на изучениепсихологической сути труда человека.

При таком подходе труд рассматриваетсяне просто как осознанная целенаправленнаядеятельность, а как «множество состоянийсознания человека»2,как процесс, в котором человек реализуетсебя как личность.

В целях анализавзаимосоответствия человека и профессиив психологии труда выделяют так называемыепсихологические признаки труда ипсихические регуляторы труда.

Психологическиепризнаки трудапозволяют изучить уровень и адекватностьосознания человеком социальной итехнической реальности, с которой онсталкивается в своей трудовой деятельности, а также осознать себя как специалистаи личность.

Психологическиепризнаки труда представлены в табл. 7.

Таблица 7

Психологические признаки труда

Психологические признакиКритерии оценки признака
1Сознательное предвосхищение человеком социально ценного результата труда
  • наличие у субъекта труда представлений о требованиях к результатам труда
  • осознавание субъектом труда ценности своего труда и для себя и для общества
  • адекватность эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности
2Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели
  • мера ответственности, которую готов взять субъект труда за результат своей деятельности
  • адекватность эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания
3Выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности для достижения профессиональных целей
  • теоретическая и практическая подготовленность субъекта труда
  • степень сформированности профессиональных навыков
  • адекватность эмоциональных проявлений уровню профессиональной готовности
4Осознание межличностных производственных зависимостей и отношений
  • понимание субъектом труда вклада других людей в создание результата их совместной деятельности
  • характер эмоционального отношения к людям труда и ценностям, которые они создали

Все перечисленныепризнаки включают как критерий оценкиэмоциональные проявления субъектатруда, вернее их адекватность реальнойдействительности.

Именно эмоциональнаяокраска придает живость процессу трудаи позволяет назвать его «профессиональнойжизнью». Названные признаки в своейсовокупности могут быть использованыи для самоанализа своей готовности кпрофессиональному труду.

Внимательноеотношение к особенностям своей личности,самопознание и личностный рост тесносвязаны с профессиональным ростом.

Психологическиерегуляторы труда включают в себя три единицы анализа:образ объекта труда, образ субъектатруда, образ субъектно-объектныхотношений.Смысл этих понятий раскрывается в схеме16.

Схема 16. Психологическиерегуляторы труда

В названиипсихологических регуляторов трудаиспользуется термин «образ»,который подчеркивает, что речь идет опсихическом отражении, понятийномпредставлении, или концептуальныхмоделях этих понятий в сознании человека,готовящегося стать профессионалом илиуже вовлеченного в профессиональнуюдеятельность.

Психологическиерегуляторы труда как единицы анализасубъектно-объектных отношений раскрываютособенности отражения субъектом трудаобъективной реальности и степеньадекватности этого отражения, т.е.определяют характер личностных ипредметных отношений.

Источник: https://studfile.net/preview/1801813/page:12/

Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты

12. Психологические признаки труда (Климов)

4 уровня признаков:

1) типы профессий попредметному содержанию труда:

· Социономические (человека),

· Биономические (природа),

· Технрономические (техника, неживая природа),

· Сигнономические (знак),

· Артономические (художественный образ);

2) по цели трудовых задач:

· преобразовательные,

· гностические,

· изыскательские;

3) по орудию труда:

· Ручной,

· Механизированный,

· Автоматизированный;

4) по условиям труда:

· бытовые условия,

· на открытом воздухе.

Анализируя конкретную профессию по указанным 4-м основаниям, можно составить её «формулу», указывая преобладающие в ней признаки каждого уровня.

Психограмма — выделение и описание тех качеств, признаков, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником в данном виде труда (ПВК). Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном.

Виды психограмм:

–полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе),

— частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон)

–срезовые (составлялась при разовом обследовании личности)

-продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени.) Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

ПВК — те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Разновидности ПВК: (Геллерштейн С.Г., 1931)

Виды ПВК Задачи ПВК
Устойчивые свойства психики работников (способности) Профотбор, профконсультирование
Развиваемые свойства психики в обучении Профобучение, профрзавитие
Изменчивые психические функции, повдерженные обратимому нарушению при утомлении Оценка утомления, рационализация труда

Подходы к выявлению ПВК:

1) описание проф поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника).

2) Экспериментальное выявление проф способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК – статистика).

3) Выделение хар-к трудов задач, действий и их психологич интерпретация.

Компетентность – знания в какой-нибудь области. Например: уровень языковой компетентности; компетентность этого специалиста не вызывает сомнения.

· профессиональная

· Социальная

· Личностная

Компетенция — 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг чьих-либо полномочий, прав. Например: это дело не входит в мою компетенцию.

Компетенция– базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности.

Как проверить компетентность?

Скорее всего, здесь нужно написать сочинение о соответствии выполнения человеком работы и описания профессии, например. О профпригодности, работоспособности и т.д.

3. Отличие труда от других видов деятельности: психологические признаки сознания субъекта труда. Идеал «нормального труда» и развития его субъекта: неблагоприятные варианты профессионального развития, их оценка, пути коррекции и профилактики.

· Сущностные признаки труда.

Труд — деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт.

Климов: труд отличается от игры, учения, общения 4 существенными признаками:

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

· Нормальный труд и его признаки.

Нормальный труд— это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Это основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и всесторонне развивается.

Человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты.

Такое прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

· Варианты отклонений конкретных видов труда от идеала нормального труда и возможные проявления этих отклонений в личности и психических процессах профессионалов.

Е. А. Климов выделяет пять неблагоприятных вариантов развития человека как субъекта труда: 1) ≪стихийное≫ развитие; 2) ≪ложнонаправленное≫ развитие; 3) ≪застой≫ развития, стагнация; 4) ≪обратное развитие≫, деградация; 5) ≪отягощенное≫, деструктивное развитие.

Стихийное≫ развитие субъекта труда — речь идет о случайном выборе профессии, без учета склонностей, способностей личности. Внутренними предпосылками стихийного развития субъекта труда может быть относительно низкий уровень интеллекта, ограниченный кругозор.

Ложнонаправленное≫ профессиональное развитие оказывается результатом реализации намерений и убеждений личности, но сами эти намерения и убеждения могут быть ошибочными, морально ущербными (мальчик хочет быть ≪начальником≫, девочка — топ-моделью, кто-то мечтает любыми способами разбогатеть и не работать и т.п.).

Застой≫ , стагнацияпрофессиональное развитие человека застывает, консервируется. Внешними причинами могут быть монотонность трудовых заданий, невостребованность инициатив, консерватизм начальника, организации.

Внутренними причинами стагнации может быть снижение трудоспособности в силу возрастных факторов, спад здоровья, накопившееся хроническое переутомление. Главной причиной могут быть и депрессивные установки личности, преобладание пассивной жизненной позиции.

Обратное≫ развитие, деградация проявляются в резком несоответствии требований труда и его субъекта, порожденном либо кардинальным обновлением технологий, к которым оказывается не готов работник, или грубыми формами снижения трудоспо собности в результате болезни, травмы, возрастных изменений психики. Несоответствие квалификации работника может усиливаться также его негативной установкой в отношении своего опыта и необходимости доподготовки.

Отягощенное≫, деструктивное развитие состоит в перестройке, трансформации личностных качеств, установок, направленности личности под влиянием длительного выполнения профессиональных задач, пребывания в профессиональной среде. Эти феномены обозначаются как профессиональные деформации личности

· Субъект труда как результат социализации. Психологические признаки труда (Климов). Профессиональный опыт, профессиональная идентичность, личностная зрелость. Критерии личностной зрелости и использование в управлении персоналом.

Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом).

Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.

У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).

· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации · Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е.

не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса · Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)

· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда

Психологические признаки сознания субъекта труда:

1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение) 2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б.

позитивным)). 3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение

4.

Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_91718_klassifikatsiya-klimova-gde-professii-predstavleni-kak-mnogopriznakovie-ob-ekti.html

Психологические признаки сознания субъекта труда

12. Психологические признаки труда (Климов)

Общая характеристика профессий социономического, сигнономического, технономического типа.

Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты:

типы профессий по предметному содержанию труда:

-Социономические (человека)

-Биономические (природа)

-Технономические (техника, неживая природа)

-Сигнономические (знак)

-Артономические (художественный образ)

В.Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда. К пер­вому типу относятся так называемые социономические профес­сии: медицинское обслуживание; воспитание и обучение; быто­вое обслуживание; информационное обслуживание; защита общества и государства.

Ко второму типу относятся технономические профессии: создание, монтаж, сборка технических уст­ройств; эксплуатация технических средств; ремонт технических устройств.

Третий тип объединяет биономические профессии: изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни растений и животных; уход за растениями и животными (их вы­ращивание, воспроизводство); профилактика заболеваний рас­тений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болез­ней, лечение заболевших.

Четвертый тип — сигнономические профессии, оперирующие с текстами на родном и иностранных языках; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, кар­тами, схемами; звуковыми сигналами.

В пятый тип объединены артономические профессии: создание, проектирование, модели­рование художественных произведений; воспроизведение, изго­товление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре; воспроизведение, копирование, размножение худо­жественных произведений в массовом производстве.

Есть некоторые профессии, которые нельзя четко категоризировать к определенному типу: например, работник кадровой службы, т.к. он имеет дело и непосредственно с людьми, и с бумагами.

Понятие «субъект труда». Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности.

Предмет психологии труда – это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Субъект труда обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),источник активности, направленный на объект.(Пряжников) Субъект труда — некоторый социум, осуществляющей данную трудовую деятельность в системе.

В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума.

I.Развитие человека как субъекта труда

1. Условно выделяют следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

-усвоение норм, опосредующих физическое развитие;

-формирование «социального слоя личности»;

-формирование «духовного центра личности».

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым:

-стадия первая (от рождения до 3 лет): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

-стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет): происходит овладение смыслом человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями;

-стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 —12 лет): интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.;

-стадия «оптации» (от 11 — 12 до 14 — 18 лет): происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути; человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом;

-стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ;

-стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

-стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне;

-стадия мастера: о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне;

-стадия авторитета: работник стал лучшим среди мастеров;

-стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста: работник становится Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своего профессионализма.

II. Коллективный субъект трудовой деятельности.

Коллективный субъект и совместная трудовая деятельность — объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии. Не всякая группа является субъектом совместной деятельности. Условия:

1)наличие общих целей деятельности

2) процесс достижения этих целей опирается на совместные действия и без них невозможен;

3) полученный результат является базой для оценки действий всей группы.

4)может рассматриваться наличие общих мотивов деятельности.

Е.В.

Маркова выделяет следующие основные характеристики коллективного субъекта деятельности: а) целенаправленность (стремление к основной значимой цели); б) мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности); в) интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива); г) структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственности); д) согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов); е) организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности); ж) результативность (способность достигать положительного результата).

Кроме перечисленных содержательных характеристик, есть еще одна, скорее формального характера — это пространственно-временные условия трудовой деятельности.

Характеристика группы как целого не сводится к характеристике ее отдельных членов.

С точки зрения психологии коллективный субъект деятельности имеет структуру, в которой выделяются две подструктуры: формальная (социальная, официальная, ролевая) и неформальная (психологическая, неофициальная, эмоциональная). Обе структуры взаимосвязаны, и степень их совпадения определяет уровень сплоченности коллектива

Психологические признаки сознания субъекта труда.

4 психологических признака сознания труда по Климову:

1. Человек должен точно знать, что он должен сделать, знать какой будет результат деятельности,

2. Ч. должен поставить перед собой цель добиться этого результата:

осознанное стремление для достижения этого результата — ходить на работу и выполнять свои обязанности.

3. Должен осознавать систему социально-коммуникативных связей (вертикальную и горизонтальную-с начальством и подчиненными или «равными» коллегами).

4.ч. Должен использовать орудия труда, если их нет, то он должен их изготовить. Пример- психотерапевт – очень мало точных определенных методик для каждого конкретного случая –» сам предварительно составляет, подгоняет под данную ситуацию.

11. Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.

Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания. (Асмолов).

Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.

Индивидуальный стиль. Понятие «стиль» ввел Адлер ® своеобразие жизненного пути личности. Стиль формируется вынужденно, он детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни.

Когнитивный стиль – определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) (Мерлин, Климов) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.

Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.

ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД.

Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.

Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.

Устойчивость ИСД

Устойчивый ИСД формируется у человека с устойчивыми личностными чертами. ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза в зависимости от сохранения устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД.

Изменчивость ИСД

Типичный ИСД конкретного человека существует в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности.

Толочек. ИСД – целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.

Состав: самые характерные, используемые действия, приемы, а также отвергаемые, неудобные, некомфортные.

Стиль изменчив в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но существуют и универсальные формы стиля, как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности.

ИСД – гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы (удобных и неудобных способов, режимов работы; эффективных и неэффективных приемов деятельности).

Степень осознанности ИСД

Сознательные механизмы ИСД: рефлексия, саморефлексия, саморегуляция активности, выбор способов деятельности.

Бессознательные механизмы ИСД: формирование навыков, эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости, сопровождающих процесс деятельности; или наоборот – трудности, дискомфорта.

Методы исследовавния ИСД: наблюдение и фиксация профессионального поведения и его результатов,тесты,анализ продуктов труда,беседа, интервью, экспертные оценки,

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s67015t1.html

5. Психологические признаки трудовой деятельности. — otvetrud

12. Психологические признаки труда (Климов)
          Выделимчетыре психологических признака труда.
          1. Сознательноепредвосхищение социально ценного результата. наличие мысленногопредвосхищения результата активности еще не делает ее трудом. дело в том, что икак предвосхищается.

          Чтобы деятельностьможно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться какценный для широкой общности людей, коллектива, т.е. как социально ценный, ипритом как имеющий положительную ценность.

Но все же для психологической характеристики труда совершеннонеобходимо, чтобы субъект деятельности именно сознавал свою активность как позитивноценную и для общества (а не только лично для себя).

Делоне просто в самом по себе «чистом» сознании, в пониманиисоответствующих слов, а в том, что знание о социальной ценности работыоказывается реальным регулятором активности, деятельности, поведения человека.        

                 2. Сознаниеобязательности достижения социально фиксированной цели.

Сама по себе идеяобязательности и сопряженные с ней волевые усилия по ее реализации неспецифичны для труда. Например, требование обязательности соблюдения правилигры совершенно четко осознается старшими дошкольниками. Дети придирчивореагируют на факты несоответствия поведения кого-либо из участников игры правиламигрового действия. Например, если дети играют «в железную дорогу»,то, пока «поезд» идет (дети сидят гуськом на стульчиках и пыхтят),никто не должен выходить на «станцию». «Буфетчица»»продает» печенье, а сама себе не берет (в игру введено настоящее печенье)и т.п.

          Сознаниеобязательности и, следовательно, мобилизация волевых усилий могутхарактеризовать и деятельность по реализации чисто личных, в частности, иэгоистических или даже асоциальных замыслов.          Деятельностьстановится трудом тогда, когда при прочих равных условиях имеются не толькоидея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целейего деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. Втипичном случае это задания, сформулированные, утвержденные ответственнымипредставителями общества, производственного коллектива, так называемыепроизводственные задания (документированные или устные), планы, программы(более или менее детализированные или обобщенные). Для детей и подростковносителями социально значимых целей выступают представители старших поколений -старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности подрастающихпоколений, а также друзья, сверстники из своего круга общения.        Когнитивный компонент выражаетсяв сознании субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми (пустьэто будут не обязательно «окружающие», но далекие потомки,воображаемая эталонная группа или хоть мистическая персонификация в виде Богаили его посланцев). Аффективно-волевой компонент — в эмоциональных реакциях,состояниях, отношениях, связанных с параметрами «стабильности -изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимымис ее целью. Человек не просто помнит, знает и понимает, какая цель задана, ноего тревожат, волнуют факты совпадения или рассогласования хода, направлениядеятельности с ее идеальным планом.

          3. Сознательныйвыбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.Использование орудий — достаточно общий признак деятельности человека.Орудийные действия весьма разнообразно представлены уже в преддошкольномвозрасте.

Даже у человекообразных обезьян, как известно, наблюдаетсяиспользование предметов в роли своеобразных средств овладения приманкой изачатки подготовки таких средств.

Своеобразие труда сводится к тому, что егоорудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более илименее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень»живучими» в историческом плане. Они становятся предметомкультивирования и, следовательно, культуры народов.

          Если иметь в видуопределенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем вбольшей степени будет иметь при прочих равных условиях психологические признакитруда, чем лучше этот человек ориентирован в орудийных средствах своейдеятельности — внешних и внутренних — и правилах их применения. Коротко говоря,чтобы деятельность стала трудом (т.е. той деятельностью, которая создалачеловека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять),недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, каменный топор, сварочнуюгорелку, встал за пульт робототехнологического комплекса или организовал»команду» для достижения неосуществимой в одиночку цели. В трудепредполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий,средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание,что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способприменения их).          Что касаетсяфункциональных и, в частности, внутренних средств деятельности, то не следуетсчитать, что роль их оценила только современная наука. Если мы проанализируемсистему традиционных народных обрядов, связанных с трудом, а такжепрофессиональных обычаев, заповедей, «запуг», то легко убедимся, чтомногое здесь нацелено на обеспечение именно функциональных и, в частности, внутреннихсредств, орудий труда, на создание, наряду с прочим, желательных, должныхпсихических состояний. Например, древний обряд магического овладения добычей упервобытных людей был отнюдь не развлечением, а коллективным средствомпреднастройки участников трудного и опасного дела — охоты на крупного зверя(предположим, пещерного медведя).          Функцию средствапсихологической настройки к труду несли у наших религиозных, например,средневековых предков специальные системы вербальных формул — молитвы, которыеполагалось «возносить» перед всяким важным делом (современнымианалогами их можно считать, например, аутогенную тренировку, торжественные ииные речи перед важными мероприятиями). Бытовавшие в прошлом песни во времятрудовых процессов имели, в сущности, функцию создания желательных психическихсостояний работников, наполнения монотонного труда некоторым спасительнымискусственным содержанием, организации трудового ритма (современные аналогиэтого — так называемая «функциональная музыка» на производстве,специальные процедуры в «комнатах психологической разгрузки» и т.п.).          Следует учесть, чтонаряду с более или менее общезначимыми, общими для многих средствамидеятельности могут быть индивидуализированные и индивидуальные. Так, феноменмастерства, недосягаемой для многих профессиональной квалификации, во многомсоздается как раз сугубо индивидуальным (т.е. приспособленным к такойреальности, как индивидуальность человека) орудийным оснащением деятельности.          Рассматриваемый(третий) психологический признак труда имеет три компонента: когнитивный(знание средств труда, их тонкостей), операторный (владение средствами труда) иаффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).

          4. Осознаниемежлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» иовеществленных). Рассмотрим факты, поясняющие этот признак. Вот перед намитокарь, обрабатывающий заготовку ротора турбины крупного агрегатаэлектростанции.

Внешне токарь работает в одиночку, и чисто технически эта работа,быть может, не сложнее, чем работа по обтачиванию небольшого валика к точномуизмерительному прибору.

Но есть здесь сложность иного рода — обрабатываемыйсейчас ротор турбины прошел многие виды трудоемкой обработки: над нимпотрудились литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а ещераньше — формовщики литейного производства, а еще раньше — машинисты кранов идругих транспортных средств, и так вплоть до работников железоруднойпромышленности. А мы еще не упомянули тех, кто спроектировал этот ротор,подготовил чертежи и т.д. Заготовка в данном случае — это не только будущееизделие для кого-то, но также теперь уже достаточно сложное и дорогоеизделие от кого-то. В него уже вложен труд многихвысококвалифицированных работников (разумеется, и заготовка для маленькоговалика тоже несет в себе овеществленный труд; это можно сказать о любомполуфабрикате и даже любом элементе искусственной среды обитания человекавообще; речь идет о том, что величина этого труда — «трудозатрат» -может быть разной и, в частности, очень большой).

          Вот почему, когдачеловек в качестве исходного продукта имеет предмет, в который уже вложенбольшой труд многих высококвалифицированных работников, требуются все же особаяпсихическая регуляция поведения, особая бдительность, осторожность,безошибочность, надежность. Такую работу можно доверить не всякому. И не простоумелому и умному, а тому, кто ясно понимает, мысленно видит и отчетливочувствует весь указанный выше овеществленный труд (возможно, много больше понимает,чем было выше указано), кто понимает скрытые в заготовке, в полупродуктеовеществленные отношения между людьми.          Практически всегдаесли не объекты, то вещественные орудия, средства, условия труда скрывают всебе овеществленные межлюдские отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-тодоставлены, материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены, условия трудакем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно,бездумно теряет или ломает инструмент, «запарывает» заготовки,полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если онапротекает на штатном рабочем месте. Она приближается скорее к так называемым»орудийным действиям» антропоидов (высших обезьян). Последние, какизвестно, могут, например, не только использовать палку для подгребания (ксебе, конечно, а не в «общий котел») привлекательного предмета(скажем, банана), но и могут вставить одну палку в другую (трубчатую) и этимкак бы вновь произведенным орудием (более длинной, составной палкой) достатьнедоступную иначе приманку. Это еще не делает их активность трудовойдеятельностью. И, в частности, антропоиды не сохраняют орудий.          Рассматриваемый(четвертый) психологический признак труда имеет когнитивные и аффективныекомпоненты (знание о соответствующих межлюдских отношениях и то или иноеэмоциональное сопровождение его).

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetrud/5

Uchebnik-free
Добавить комментарий