12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;

2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека

Этот принцип предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан.

В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

2. Принцип демократизма

Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

3. Принцип законности

Этот принцип выражает такое состояние общества, при котором государственные органы с одной стороны и граждане — с другой, обязаны строго соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты.

Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности.

Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.

4. Принцип профессионализма

При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

5. Принцип разделения власти

Этот принцип предусматривает разделение государственной власти на: законодательную; исполнительную; судебную.

Юридическая наука называет еще ряд принципов, таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй — принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

— народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти; Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

— гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства.

Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

— разделение власти — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга; Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством.

Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

гласность в осуществлении государственной службы;

ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

внепартийность государственной службы;

отделение религиозных объединений от государственных;

сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

экономичность государственной службы (рентабельность).

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_68089_printsipi-organizatsii-i-deyatelnosti-gosudarstvennogo-apparata.html

Вопрос 19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата– основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата:

· Общие,

· Частные.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫотносятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6. гуманизм– принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8. федерализм– принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1. иерархичность;

2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

3. ответственностьгосударственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

5. сочетание координации и субординации.

6. соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Экономичность государственного аппарата.

ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

Вопрос 20. Понятие и признаки органа государственной власти. Классификация органов государственной власти.

Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Признаки государственного органа:

1)формируется по воле государства и осуществляет свои полномочия от его имени;

2) выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;

3) орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой.

Права, обязанности, объём властных полномочий (их правовой статус) определяются законами, другими НА, конкретизируются должностными инструкциями, штатными расписаниями.

Чиновники работают на возмездной основе, получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности;

4) наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями.

Реализация органом государственной власти своей компетенции не только его право, но и обязанность. А вот выход за пределы своих полномочий не допускается;

5) в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей;

6) государственно-властные полномочия проявляются в возможности издавать правовые акты – нормативные или правоприменительные, в реализации этих правовых актов путём использования различных методов, в том числе метода правового принуждения;

Виды государственных органов:

Помимо принципа разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), органы государственной власти классифицируются и по другим основаниям (критериям):

1) по юридической силе (объёму властных полномочий):

высшие — федеральные органы — (распространяют свои полномочия на всю территорию государства; находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение);

местные — государственные органы субъектов – (функционируют в административно-территориальных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы и территории;

Однако, следует помнить, что не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления.

2) по порядку образования:

первичные (производные, представительные):

либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия),

либо (выборные) – (представительные органы) — Президент, Законодательное Собрание;

производные (назначаемые) – создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства; органы прокуратуры и т.д.).

В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа.

3) по широте компетенции:

общей компетенции – (Правительство) – правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства),

специальной (отраслевой) компетенции – (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и т.д.) – специализируются на выполнении какой-либо одной функции;

4) по характеру осуществляемых полномочий:

–институт главы государства (Президент);

–органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ);

–органы исполнительной власти (Правительство);

–судебные органы;

–надзорно-контрольные (прокуратура);

5) по времени действия:

постоянные;

временные;

6) по порядку принятия решений:

коллегиальные (Правительство);

единоначальные (Президент).



Источник: https://infopedia.su/1x1c05.html

Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности. — ТГП ответы

12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Государственный аппарат – это системагосударственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации идеятельности.

Признаки:

1)Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений.Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2)Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органыи учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связанымежду собой на началах субординации и координации.

3)Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеетнепосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись неодно государство.

4)При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функциигосударства. Между функциями государства и государственным аппаратом существуетпрямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства.Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.

Структурагосаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

1)органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной властив собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

2)органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущиеповседневную оперативную работу по государственному управлению общественнымипроцессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательнымигосударственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным иматериальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

3)правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность,неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и праваобщественных отношений, включая организационный и материальный аппаратпринуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Принципыорганизации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи иположения, лежащие в основе построения и функционирования государственногоаппарата.

Принципыорганизации и деятельности государственного аппарата:

-Приоритетправ и свобод человека и гражданина

-Демократизм,выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.

-Разделениевластей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы,минимизирующие произвол со стороны властных органов

-Законности,обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими,гражданами конституции законов и подзаконных актов.

-Гласности,информированность общественности о практической деятельности конкретныхгосударственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционированиячиновников.

-Федерализма,учета интересов регионов

-Профессионализма,использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппаратаи др.

Некоторыепринципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующемзаконодательстве, но выдвигаются в юридической науке.

Государственныйаппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупностьгосорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. Вструктуру механизма государства также входят госучреждения и госпредприятия.

Нередкогосударственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе стем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат.Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощикоторых осуществляются задачи и функции государства.

В этой связи государственныйаппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства.Поскольку помимо органов государства, которые являются государственнымиорганизациями в механизм государства входят и др. государственные организации,которые органами государства не являются.

Это такие организации как: госучреждения(школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизмгосударства составляют три вида государственных организаций:

1)органы государства

2)госучреждения

3)государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляеттолько органы государства, то он не тождественен государственному механизму.Государственный аппарат является основной частью и звеном государственногомеханизма.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/gosudarstvennyj-apparat-ponatie-struktura-principy-organizacii-i-deatelnosti

Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата

12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва‑рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально‑политические и организационные.

К социально‑политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

25. Орган государства: понятие, признаки, виды

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно‑властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно‑правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством , например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно‑надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких‑либо крупномасштабных задач.

Источник: https://studopedia.su/12_135096_printsipi-organizatsii-i-deyatelnosti-gosudarstvennogo-apparata.html

Теория государства и права

12 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы — это исходные положения, руководящие идеи, основы чего-либо. Под принципами организации и деятельности государственного аппарата принято понимать исходные положения, руководящие идеи, которые лежат в основе формирования и функционирования государственного аппарата.

В литературе приводятся следующие принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
  2. принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
  3. принцип гуманизма, который направляет государственную политику на признание самоценности человеческой личности и максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан;
  4. принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
  5. принцип законности, который означает обязательное соблюдение всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
  6. принцип гласности, который максимально обеспечивает информированность населения о практической деятельности государственного аппарата;
  7. принцип федерализма, который основан на единстве государственной власти и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  8. принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
  9. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает оптимальное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
  10. принцип сочетания выборности и назначения выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
  11. принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в госаппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет названных принципов как при организации государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечивать максимальную эффективность государственного управления обществом.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяют на общие и частные. К общим относят принципы, которые лежат в основе организации и деятельности государственного аппарата в целом.

К частным относят принципы, которые лежат в основе только отдельных его звеньев.

Например, в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» закреплены принципы, которые лежат в основе формирования и функционирования органов прокуратуры.

Теория государства и права акцентирует внимание преимущественно на общих принципах, так как исследование частных принципов относится к предмету отраслевых юридических наук. К наиболее важным принципам относятся: принцип единства и целостности государственного аппарата, принцип разделения властей, принцип демократизма, принцип законности и принцип профессионализма.

Принцип единства и целостности государственного аппарата. Суть этого принципа состоит в том, что любой государственный аппарат формируется и функционирует как единая, целостная система государственных органов в масштабах страны. Какого-либо альтернативного или параллельного государственного аппарата ни в одной стране нет и быть не может.

Принцип единства и целостности государственного аппарата основывается на идее единства государственной власти. В Конституции Российской Федерации она закреплена в ст. 3, 4 и 5.

Принцип разделения властей. Этот принцип получил признание во многих современных государствах и считается одним из основных демократических начал, лежащих в основе организации и деятельности государственного аппарата.

Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется на определенные относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах государства.

В нашей стране идея разделения властей получила признание только в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого столетия и нашла закрепление в ст. 10 Конституции 1993 г.

Принцип демократизма. Его суть заключается в том, что государственный аппарат формируется при активном участии народа (населения страны) и осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа. В конституциях многих демократических государств говорится о том, что носителем суверенитета и источником власти является народ.

Народ же может осуществлять свою власть либо непосредственно, либо через органы государства, либо через органы местного самоуправления. Народ как бы передает свою власть государственным органам, принимая при этом самое активное участие в их формировании.

Народ путем свободных выборов формирует парламент, в ряде случаев президента, которые, в свою очередь, создают остальные звенья государственного аппарата.

Принцип демократизма лежит в основе не только организации, но и деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой демократической стране должны действовать в интересах народа.

Принцип законности. Его суть состоит в том, что все органы государства должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством. Законность означает соблюдение и исполнение законодательства. Все органы государства должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования предусмотрен конституцией, другими законами государства.

Будучи сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы государства должны осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются законодательством страны.

Принцип профессионализма. Звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни.

Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на строго профессиональной основе практически невозможно. При формировании структурных подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.

) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

В научной и учебной литературе можно встретить и другие высказывания по рассматриваемому вопросу.

Источник: https://isfic.info/tgp/lipin17.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий