12.Причины и условия формирования права. Основные способы образования права.

Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества

12.Причины и условия формирования права. Основные способы образования права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах.

На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом.

В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже' не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа(пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

• Санкционирование обычаев.Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай-исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения.

Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

• Юридическая (прежде всего судебная) практика.При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика.

В результате этого способа формирования права складывается такой источник права, как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент— это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел.

Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

• Прямое нормотворчество государства.Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.

), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт— это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратите внимание, способы формирования права и источники права — не одно и то же. Способы формирования права — это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права — это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права.

Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые.

Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга.

Однако это не означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях.

Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос — что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право — самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение — внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений.

На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом.

На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые.

При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания.

Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино.

Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования.

Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_144761_proishozhdenie-prava-pravo-kak-regulyator-obshchestvennih-otnosheniy-sposobi-puti-formirovaniya-prava-otlichie-prava-ot-sotsialnih-norm-pervobitnogo-obshchestva.html

18.Предпоссылки происхождения права. Способы образования права

12.Причины и условия формирования права. Основные способы образования права.

Вусловиях расслоения общества и появлениячастной собственности перед обществомстал вопрос о необходимости новогосоциального регулятора общественныхотношений, который мог бы обеспечитьпорядок в обществе. Для решения этоговопроса были созданы правовыеобычаи (право),которыеобеспечивались государством.

Возникновениеправабыловызвано необходимостью социальногорегулирования отношений между членамиобщества.

Основныеспособы образования права : 1) правовойобычай – правило поведения, сложившиесявследствие фактического его примененияв течении длительного времени. 2) судебныйпрецедент – проведение в определеннойситуации, которое рассматривается какобразец при аналогичных обстоятельствах.

3) главным способом возникновения праваявляется способ возникновения изнормативного акта (официальный письменныйдокумент принимаемый уполномоченныморганом устанавливает, изменяет илиотменяет нормы права). 4) Религиозныетексты – свод религиозных норм которымгосударство придает общественную силу).

5) правовая доктрина

19.Признаки права

  1. Нормативность – право представлено нормами, имеет нормативный характер.2)интеллектуально-волевой характер права, т.е право проявление воли и сознания людей.

    3) гос принуждение – если предписания не исполняются добровольно, то компетентные гос органы применяют меры юридической ответственности. 4) формальная определенность – правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей.

    5) системность – право есть упорядоченная внутренне согласованная система норма, сложное системное образование.

Вотличаи от обычаев правовые нормыфиксируются в письменном виде, содержатчетко сформулированные дозволения,обязывания, ограничения и запреты.

Нормыправа от обычаев отличаются и санкциями:значительно ужесточаются меры наказанияза посягательства против личности,которые дифференцируются в зависимостиот статуса потерпевшего.

Так же отличиесостоит в том что обычаи создавалисьвсем обществом, а прав только государствомлибо иными соц организациями и под ихконтролем.

20. Характеристика основных теорий происхождения права (теологическая, естественная, историческая, классовая)

1)теологическая– в основу теологического учения положентезис о том что существует высшийбожественный закон, который составляетоснову действующего права.

2)естественная– сторонники этой теории убеждены чтокроме устанавливаемого государствомправа существуют и естественные праваприсущие человеку от рождения.

3)историческая — Согласно взглядамсторонников исторической школы правоне создается законодателями, онопоявляется самопроизвольно в результатеразвития народного духа. 4) классовая –суть в том что право явилось на сменуобычаям.

21 Признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства

Всовременной учебной литературегосударство обычно определяется какполитико-территориальная сувереннаяорганизация публичной власти, имеющаяспециальный аппарат, способная делатьсвои веления обязательными для всейстраны. Данная дефиниция синтезируетнаиболее существенные черты и признакигосударства и в целом приемлема, но вней слабо отражена связь государстваи общества.

Поэтому мы считаем, что болееточной будет следующая формулировка:государство — это политическаяорганизация общества, обеспечивающаяего единство и целостность, осуществляющаяпосредством государственного механизмауправление делами общества, сувереннуюпубличную власть, придающая правуобщеобязательное значение, гарантирующаяправа, свободы граждан, законность иправопорядок.

Приведенноеопределение отражает общее понятиегосударства, но больше подходит ксовременному государству. В немподчеркивается, что государство естьполитическая организация всего общества,всех его граждан.

Оно выполняет жизненнонеобходимые для общества функции,обеспечивает его единство и целостность,управляет важнейшими общественнымиделами.

В то же время государство(особенно правовое) призвано всестороннегарантировать права и свободы граждан,поддерживать надежный и гуманныйправопорядок в обществе.

Признакигосударства: 1)наличие публичной власти,выделенной из общества и не совпадающейс населением страны (государство обязанообладать аппаратом управления,принуждения). 2) система налогов займов(необходимые для содержания гос аппарата,людей не производящих материальныеценности и занятых только управленческойдеятельностью).

3) территориальноеделение население (государство объединяетсвоей властью и защитой всех людей,населяющих его территорию, независимоот принадлежности к какому-либо родуили племени). 4) суверенитет (присущеегосударству верховенство на своейтерритории и независимо в международныхотношениях).

5) право (государство безправа не существует, так как правоюридически оформляет гос власть и делаетеё легитимной).

Источник: https://studfile.net/preview/5784760/page:7/

Основные способы образования права

12.Причины и условия формирования права. Основные способы образования права.

Предпосылки происхождения права

Основные способы образования права. Отличие норм права от норм морали.

Право — обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи:

1. нормативность,

2. формальная определенность в официальных источниках и

3. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право (в наиболее простом определении) — система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития.

Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

В общем виде основными причинами обособленности некоторых правил общежития являются:

1. численный рост населения;

2. нарушение социальной однородности людей;

3. увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества;

4. усложнение общественных связей;

5. прогресс общественного развития.

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права.

Черты права:

· государственно-волевой характер (ведущая роль государства в формировании правовых предписаний);

· нормативность;

· общеобязательность и взаимосвязь содержащихся в нем прав и обязанностей;

· формальная определенность;

· обеспечение государством (наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства);

· взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

Способы образования права – это характерные пути формирования права как общественного явления.

3 способа формирования права:

1. перерастание обычаев в правовые обычаи;

2. правотворческая деятельность государства;

3. правовые прецеденты.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

1. Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

2. Являются основными регуляторами поведения;

3. Имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

4. Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

5. Выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1.Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством.

2.В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоёв, индивидов).

3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики.

При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания.

Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4.Мораль живёт в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне.

5.Специфический предмет морально­го регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать.

6.С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм.

Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали.

Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время, мораль признает противоправное поведение безнравственным.

Нормы морали имеют важное значение, как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего, для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования.

Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Источник: https://studopedia.su/15_100188_osnovnie-sposobi-obrazovaniya-prava.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий