12. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением

12. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом – резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.

Общественные отношения – это многообразные связи. Возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Отношения классифицируются по следующим основаниям:

— с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

— по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);

— по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);

— с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);

— исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные и др.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе.

Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.

Производственные отношенияконцентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

Экономические отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров.

В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и производственной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.

В проявлениях нравственных отношений много культурно – исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший – плохой», «добрый – злой», «справедливый – несправедливый» и т.

п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, об идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения основываются на чувствах, интуиции и вере.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Власть автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и ее полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально – психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариативностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого – нет.

Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания.

Они обретают постоянство в этно – психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально – исторических стереотипах человеческих отношений.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения.

У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой – то общностью и даже отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение.

В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак – наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой.

Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми.

Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно – личностные: любовные, супружеские, родственные. Главным критерием межличностных отношений является глубина вовлеченности в них личности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях.

Понятием «личное отношение» определяется сугубо индивидуальная направленность человека на кого – либо или на что – либо. В личном отношении к другому человеку заключены конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношения. Личное отношение проистекает из субъективных установок человека и может оставаться скрытым.

Психические отношения раскрывают притягательность объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта.

Они сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно – чувственном уровне отражения и проявляются в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Кроме того, эти отношения регулируют взаимодействие с субъектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или в избегании его.

Путем осознания своего психического отношения к объекту, человек преобразует элементарное аффективное реагирование в чувства. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические.

Психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности.

Сознательность и произвольность психологических отношений опирается на когнитивные функции психической деятельности человека.

Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного – неприятного объекта, что и предопределяет наше психологическое отношение при выборе или отвержении данного объекта.

Новое качество социально – психологических отношений обусловлено тем, что они всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Все эти «взаимо» интегрируются в групповые эффекты сотрудничества – соперничества, дружбы – вражды, любви – ненависти, добра – зла, лидерства – конформизма и др.

Ролевые взаимоотношения отражают функционально – организаторскую зависимость людей в совместной деятельности. Взаимоотношения «ведущий – ведомый» в производственных сообществах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя.

Они закрепляются в официальной административно – управленческой структуре. В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого.

Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве.

Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении.

Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность – замкнутость».

Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из – за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т.п.

Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание – непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально – психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.

Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь – ненависть».

Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привлекательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга.

Зависит это от субъективных установок партнеров на их совместную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов.

Волевые взаимоотношения отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности.

Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах.

Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость – подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т.д.

Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро – зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п.

Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах.

Понимание добра – зла в первичных группах не всегда соответствует общественной морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда принимает и использует общечеловеческие ценности.

Свое реальное отражение и выражение человеческие отношения находят в общении.

Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.

Положение человека в группе, определяющее его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными отношениями. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспитанность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группировки. Статус человека зависит от особенностей группы, в которую он входит.

Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет личности как своеобразная мера признания окружающими ее заслуг.

Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.

Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы.

Межгрупповая дискриминация, которая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, проявляется во враждебном отношении к чужой группе.

Внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы он благотворно влияет на ее сплоченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида.

В этой связи межгрупповая дискриминация представляется естественной для групп преступников, объединенных по признаку землячества, например в исправительно-трудовых колониях.

Таким образом, межгрупповые отношения складываются на основе, описанной Б. Ф. Поршневым: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы».

Но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым местоимением «Они». В преступных группах чувство «Мы» не только делает человека зависимым от других членов, но и дает ощущение силы, поддержки.

Как правило, это чувство снижает степень критичности по отношению к своим действиям и ответственность за их результаты.

Межгрупповое сотрудничество предполагает отсутствие антагонистических противопоставлений между понятиями «Мы» и «Они», взаимопонимание, поддержку и стремление к продуктивной совместной деятельности или к конструктивному диалогу между членами различных малых групп и объединений.

ХРЕСТОМАТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_58015_ponyatie-i-vidi-sotsialnih-otnosheniy-ih-vzaimosvyaz-s-obshcheniem.html

Социальные взаимодействия, их классификация и типы, социальные отношения

12. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

Социальное взаимодействие представляет собой систему  взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, — интеракция. 

Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие.

Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.  В данном случае «водитель» и «пешеход» — социальные статусы.

У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом.

м их беседы выступают социальные символы и значения ( в данном случае — правила дорожного движения).

Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:

  • по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
  • по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
  • по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
  • по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
  • по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия; 
  • по «материи» обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.

Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными ( складываются в ходе межличностного общения)  и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).

Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает  наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или  подчинить соперника. 

Соперничество бывает двух видов:

  • конкуренция ( субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга); 
  • конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий. 

Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами.

В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни.

Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек  добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности.

При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений. 

 Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) — предложения (общества) – выбор (личность  выбирает из предложенного обществом). 

У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.

К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и  носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия. 

Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону. К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют  непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.  

К механизму социального взаимодействия относятся: 

  • индивиды, совершающие различные действия; 
  • происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями; 
  • влияние данных изменений на других людей; 
  • обратная реакция на происходящие изменения.

Социальные отношения

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает  наличие взаимных  обязательств со стороны партнеров.

Существуют основные характеристики социальных отношений:

  • продолжительность;
  • систематичность;
  • самовозобновляемость.

Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.

Социальные отношения включают  в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть  экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/sotsialnye-vzaimodejstvija-i-sotsialnye-otnoshenij/

Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. — Предмет социально-психологической теории

12. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

Отношения — взаимодействие между человеком и обществом,

— роли распределены, есть не только связь, но и позиция (В.Н. Мясищев)

В.Н. Мясищев (российский психолог, невропатолог и психотерапевт) предложил следующую типологию отношений:

1. Общественные, социальные (безличностно-ролевые)

— между различными социальными группами или их членами

Социальная роль — функция, которую выполняет человек в данной системе человеческих отношений, ожидаемая другими

2. Психологические (межличностные)

— между конкретными людьми

— нет социальной роли

— Строятся на эмоциональной основе

— Социометрия (Дж.Морено) — определение статуса и позиции в группе, насколько человек отвергаем или принимаем эмоционально в группе

Межличностные отношения всегда в социальном контексте => единство деятельности и общения.

Социальные (общественные) отношения

— многообразные связи, возникающие между общностями людей, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности

Общая классификация отношений – по разным основаниям.

1. С позиции регламентированности (официальные, неофициальные)

2. По объему власти (вертикальная и горизонтальная консолидации)

3. По сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные)

4. Исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.)

5. По глубине, избирательности в выборе партнера и функциям

Н. Н. Обозов, межличностные — знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

6. По дистанции между партнерами во время общения, по продолжительности и частоте контактов, применению ролевых клише в актах общения и т.д (Н.Н.Обозов => по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише)

По сферам проявления:

1. производственные

— предопределяются разнообразием функционально-производственных связей человека

— задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности

— возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем

2. экономические

— реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции

— человек выступает в двух взаимосвязанных ролях — продавца и покупателя

— отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров

3. правовые

— закрепляются законодательным путем

— устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений

— обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека

— закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей

— в них заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей

— много культурно-исторических условностей

— категории: «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

4. политические

— концентрируются вокруг проблемы власти

5. религиозные

— складываются под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования

— преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере

6. этнические

— возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое и географическое происхождение

7. эстетические

— возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира

8. межличностные отношения

— наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека

— отношения с субъективно значимыми для личности людьми сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам

Исходя из внутренней социально-психологической структуры (человеческие отношения)

— субъективные проявления человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе

1. комуникативные

— раскрывают притягательность объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека.

— отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта

— сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения

— регулируют взаимодействие с объектом

— когда элементарное эффективное реагирование преобразуются в чувства

— в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности

— ролевые

— коммуникативные

— отражают функционально-организаторскую зависимость людей в совместной деятельности

— характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении

— возникают посредством информационного обмена между участниками взаимодействия

— зависят от психологических качеств партнеров

2. когнитивные

— это результат отражения адекватности взаимного познания людей

— характеризуют партнеров в диапазоне «понимание-непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии

3. эмоциональные

— отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь-ненависть»

4. конативные (волевые, активное самовыражение)

— отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности

— характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах

— изменяются в диапазоне «независимость-подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость

5. моральные

— характеризуют поведение людей по критериям «добро-зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме

— отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах

— предполагают актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие

— актуализируют определенное обращение с ним

Эрик Берн: межличностные отношения с позиции взаимодействия трех составляющих личности, эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок

Виды межличностных отношений (по Э.Берну).

1. Знакомые

— ни одна из составляющих личности не задействована глубоко

— взаимодействие между  собой  через социальные  ритуалы

— сторонами ожидается положительный эмоциональный отклик

— база для всех других отношений

2. Сослуживцы

— отношения “взрослый-взрослый”

— через предмет, не напрямую.

— появление любого общения не через предмет сразу переводит на другой тип отношений

3. Члены комитета (Парламентский комитет)

— “родитель-родитель”

— при появлении отношений “ребенок-….” или “взрослый-…” резкое негативное восприятие остальными

4. Уважение

— одновременно “ребенок-взрослый” (от уважателя к уважаемому) и “взрослый-взрослый”

— в “ребенок-взрослый” — важно исполнение взрослым “надежности” (предсказуемости) и “обязательности” (исполнение ожидаемого)

— способность к таким отношениям идет из детства, от отношений к матери, формирующийся из ее ухаживания за младенцем

5. Восхищение

— “ребенок-родитель”

— способность к этому формируется из детства в основном из отношения в семье к отцу (в меньшей степени и постарше, к матери)

6. Привязанность

— “родитель-ребенок”

7. Включение

— подсознательный и безусловный запуск сексуального возбуждения

— без задействования эго-состояний “взрослый” и “родитель”

— задействовано эго-состояние “ребенок”, но “ребенок” не общается активно с другой личностью: “вспоминает” глубоко заложенное в детстве, в основном, связанное с матерью

8. Разврат.

— межличностное взаимодействие “ребенок-ребенок”

— внутри личности взаимодействие “родитель-ребенок”, при этом “родитель” — не заботливый, но любопытный, эгоистичный, разрешающий свои глубокие страхи и желания

— формируется с детства, из страхов и скрытых желаний родителей, навязаных ими, как правило, пуританских взглядов

9. Приятели

— возможно любое равнозначное проявление: “родитель-родитель”, “взрослый-взрослый”, “ребенок-ребенок”, последнее — сильнее

10. Друзья

— развитие “приятели”

— “взрослый-взрослый”, “ребенок-ребенок”

— отсутствует или мало проявляется “родитель-….”, который элементом контроля “портит” дружеские отношения

11. Интимность.

— “ребенок-ребенок” — собственно и формирует такие отношения

— “взрослый- ” — мешает, задавливает ребенка рациональностью

— “родитель-….” — уничтожает такие отношения оценкой

12. Любовь

— проявление всех видов “родитель-…”, “взрослый-…”, “ребенок-…” в быстрой смене ролей в разных ситуациях.

— очень сильно зависит от индивидуальных особенностей от внутреннего развития “взрослого”, “родителя” и “ребенка” у каждого

— несоответствия: например у одного проявляется “взрослый-взрослый” другой к такому отношению не готов или не может, сам хочет “ребенок-родитель” другой так не умеет или не хочет.

13. Брак

— самые разнообразные виды уже указанных выше отношений

— роли и отношения со временем меняются, меняются степень включенности, прослеживаются как постоянные тенденции в изменении так и цикличные, хаотичные

14. Юридические отношения

15. Родитель и ребенок

16. Опекун и подопечный

17. Хозяин и слуга

18. Поставщик и клиент

Главный критерий  социальных отношений

глубина вовлеченности в них личности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях

Источник: https://students-library.com/library/read/59651-ponatie-i-vidy-socialnyh-otnosenij-ih-vzaimosvaz-s-obseniem

Uchebnik-free
Добавить комментарий