12. Особенности формы правления в РФ.

Особенности формы правления в России

12. Особенности формы правления в РФ.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Смешанная республика (сущ.

в РФ) — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны.

Особенностью формы правления в современной России является то, что наряду с полномочиями, характерными для любого главы государства, решением вопросов гражданства, предоставлением политического убежища, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий, осуществлением помилования и пр., Президенту России присущ и ряд иных полномочий.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Таким образом, Конституция наделяет Президента правом ведения переговоров и подписания соглашений не только с руководителями иностранных государств, международных правительственных организаций, но и с полномочными представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специфика формы правления на современном этапе проявляется и в особенности конституционного закрепления правовой природы и сущности Федерального Собрания как представительного и законодательного органа страны.

Наделенный правом принимать общеобязательные для исполнения на всей территории страны правовые акты, парламент России, тем не менее, не является «единственным законодательным органом», как он именовался по ранее действовавшей Конституции, в силу действия принципа разделения властей.

Особенности политического режима складываются исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил общества на том или ином этапе его развития.

Что касается нормативно-правовой стороны вопроса, то в число основ конституционного строя Российской Федерации включено положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3).

В действующей Конституции находят свое освещение проблемы, связанные с правовым регулированием проведения референдума как основной формы непосредственной демократии, а также вопросы проведения и организации выборов.

Существенным элементом политического режима является факт конституционного закрепления легальных возможностей деятельности партий и других общественных объединений. Основной закон страны закрепляет использование государством широкого спектра демократических средств и методов взаимодействия с общественными организациями и движениями в рамках политической системы.

Однако в отношении тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст.

13), Конституция устанавливает ограничения и запреты.

11. Унитарные государства: общая характеристика системы управления.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства и Единая денежная единица;

4. Единое гражданство и единый государственный язык;

5. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств:

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

— характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

— объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют: — государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

— государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

— государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами и т.д.).

12. Федеральные государства: общие принципы построения, типы федераций.

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 6722; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-71786.html

Особенности формы правления в Российской Федерации

12. Особенности формы правления в РФ.

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.

По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

— разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную — Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

— особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

— избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

— сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

— отсутствие должности вице-президента;

— исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;

— не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

— по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

— согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

— Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;

— часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

— вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

— наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу).

Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов.

Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

— наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

Особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Согласно Конституции 1993 г., Россия — федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.

Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:

— территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;

— наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;

— в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;

— субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;

— существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

Как федерация, Россия строится на следующих принципах:

1.Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:

— отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

— единым и равным гражданством

— обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями

— верховенством Конституции РФ на территории России

— распространением суверенитета РФ на всю ее территорию

— единым на всей территории государственным языком;

— единой государственной символикой;

— наличием единой денежной единицы — рубля.

2.Равноправие субъектов.Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России — Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.

Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

3.Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

4.Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:

1) исключительного ведения РФ (ст.71);

2) совместного ведения (ст.72);

3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).

Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).

Политический режим современного Российского государства.

Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 6 лет в России проходят выборы главы государства — Президента России; выборы депутатов Государственной Думы — нижней палаты Парламента страны.

Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом — всеобщим анием — в 1993 г.

На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

Важнейший признак демократии как государственного режима — учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России — признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.



Источник: https://infopedia.su/1x723.html

Особенности формы правления в современной России

12. Особенности формы правления в РФ.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

— монархические (единоличные, наследственные)

— республиканские (коллегиальные, выборные)

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы.

Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик.

“Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ.

Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

-осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

-юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

-обязательность решений верховной государственной власти

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

— парламентарные

— президентские

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности.

Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством.

В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, разделяется с представителями членов федерации.

Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер — министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом.

Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.

Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.

Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

— ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. В России президент избирается всеобщим анием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество . Такой порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров.

Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти.

Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Смешанная (парламентско-президентская) республика — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране.

Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы.

Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_72250_osobennosti-formi-pravleniya-v-sovremennoy-rossii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий