12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.

Обобщение деятельности учителя

12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.
1. Введение.

Эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.

“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.

Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания.

Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила.

Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.

Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.

2. Методы обучения.

Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

На уроках русского языка я использую различные методы обучения.

Метод обучения

– это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.

Исследовательский метод

– совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных.

Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного.

Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.

Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.

При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.

Лекционный метод

– один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

При объяснении нового материала использовала данный метод на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Читала лекцию (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе использовала данный метод при изучении раздела “Лексика”.

Читала лекцию “Словари” (20 минут), где рассказала учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях.

На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:

1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-“. 2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”. 3. “Буквы Ы и И после Ц”. 4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.

5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.

Проблемный метод

– такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”

– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова. – Касаться – прикосновение. – Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.

Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.

Частично-поисковый метод обучения

– метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.

Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.

Я предлагаю учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.

Рисовать СтавитьНарисовать Поставить

Затем даю задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставлю задачу: определить различия в значениях.

Ученики выполняют.

Ставлю новую задачу: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?

В данном случае – с помощью приставок.

Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.

Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.

Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.

Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.

Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений , проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора.

Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

3. Формы, средства и приемы обучения.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения. Среди ведущих выделяю школьную лекцию (см. Лекционный метод).

Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия.

Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.

Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.

При объяснении нового материала использую приемы триз-педагогики.

Данная педагогика удобна тем, что в ней четко сформулированы приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе.

Например: 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне

-КОС- -КАС-.”

Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

Пример: я проводила пресс-конференцию на тему “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”.

Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнали, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3–4 минуты ушли на задавание вопросов.

Попутно я добавила несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы.

3. прием “Вопрос к тексту”

.

Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.

Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы “Изменение и образование слов”.

Прочитать текст, записанный на доске. Сформулировать не более 5 вопросов, основываясь на тему урока. Сформулировать цели урока.

Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащает новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме “Правописание чередующихся гласных О–А в корне -ГОР- -ГАР-.

Пример: игры с рифмами.

Рифмы использовала на уроках при изучении многих разделов орфографии.

Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.

Врач – грач – мяч.
Ночь – дочь.

Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих:

Сучок – волчок – червячок,
Девчонка – ручонка – собачонка.

Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени:

Несешь – бредешь – идешь.

После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.

4. Заключение.

Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.

Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, ил неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.

Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.

На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.

23.05.2011

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598965/

Объяснение нового материала на уроках русского языка в условиях ФГОС. Приёмы и методы работы современного учителя

12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.

Объяснение нового материала

на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС.

Волкова Яна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 18 имени Н.П. Симоняка

Краснодарский край, муниципальное образование Кавказский район, ст.Темижбекская.

Выступление на педагогическом совете школы.

В мудрых словах предков отмечалось: «Мы всегда преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир.

Перед каждым учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Эти же вопросы задаем себе и мы- учителя русского языка и литературы на предметных ШМО.

Два года школа работает по новому учебнику предметной линии учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г.

Лисицын), — Москва: издательство «Просвещение», 2012г. Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС и дает возможность отличного от традиционного преподавания русского языка.

Сложность, однако, в том, что по данному учебнику мы работаем одни в районе. Нет возможности обмена опытом.

Хотелось бы проанализировать этапы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы в формате ФГОС.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию .

Основная особенность подачи нового материала состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Учебный процесс в традиционной школе, так называемая учебная деятельность, сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует, что надо учить не знаниям, а работе, и это многие восприняли с очевидным разочарованием.

Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом? Нет, Человек, имеющий глубокие разносторонние знания, всегда пользовался уважением.

Необходимо и важно понять то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность.

Какова в рамках ФГОС роль учителя? Она значительно меняется. Позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.

Воснове ФГОС заложен системно-деятельностный подход.При анализе урока на основе системно – деятельностного подхода необходимо оценивать время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока), время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

Опираясь на эти требования , педагоги и организуют объяснение нового материала на уроках русского языка и литературы. При этом используются различные формы и методы организации данного этапа урока:

  1. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать новое правило, а уже потом проверить себя по учебнику.

    Так, если раньше , не написанная до начала урока тема и не раскрытый на начало урока учебник считался нарушением методики, то сейчас это целенаправленно не делается.

    Так, начиная объяснять новую тему, подводя , учеников к собственным выводам , мы намеренно не разрешаем открывать учебник.

  2. Усвоение нового может быть через работу с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п. Так в новых учебниках УМК Л.М.Рыбченковой, как раз и даётся несколько упражнений до правила, позволяющие подвести учеников к самостоятельным выводам.

  3. Создание проблемной ситуации. Можно спроектировать диалог по поиску решения проблемы.

    Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики.

    Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.

  4. Наконец, можно при объяснении нового составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.). В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

  5. Инсерт — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

  6. Стратегия «Кластеры». «Кластеры» («грозди») – графический прием систематизации материала.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты — спутники и.т.д. (есть сходство с паутинкой темы).

  1. Необходима крупноблочная подача материала. Детали, мелочи убрать из объяснения. Подсчитано, что через год после окончания школы у ученика остаётся только 7 % школьных знаний (если он не продолжает обучение по этому предмету).

  2. На уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые другие варианты запоминания изученного материала. Так, при изучении правописания суффиксов –ик-, -ек-, ученик предложил изобразить букву Е в виде змейки (пририсовать ей глазки).

    Буква в суффиксе ассоциируется с уползающей юркой змеей, так как буква Е исчезает при проверке орфограммы. Букву И ученик изобразил в виде калитки, пририсовав гвозди. Этот рисунок должен напоминать учащимся, что при изменении слова с суффиксом –ик- буква И остается на своем месте.

    Здесь мы имеем дело с перекодированием информации: умением трансформировать информацию, заданную в одной форме, в другие возможные формы представления.

  3. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. (Требующие односложного и развернутого ответа)

Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.

Чтобы различать «толстые и тонкие вопросы» достаточно взглянуть на следующую таблицу:

? Толстые вопросы? Тонкие вопросы
Почему?Зачем?Как ты думаешь?Какова связь ?Где?Когда?Сколько?
  1. «Инвентаризация знаний» Знаю.. Хочу узнать.. Узнал….

  2. Стратегия «Пирамида критика». Предлагаются несколько утверждений по ещё не изученной теме, ученики выбирают по их мнению правильные.

    Обосновывают выбор, а потом после знакомства с основной информацией, возвращаемся к ним и анализируем с учетом новых знаний. Такие вопросы содержатся в учебнике либо выводятся на доску.

    Обязательна опора на уже изученное, учитель ищет точки соприкосновения с реальной жизнью, с другими предметами.

  3. На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству.

    Наши дети не владеют речью и не могут общаться.

    Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется.

Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Давайте будем помнить известную фразу Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Поэтому и технологии отбираются соответствующие….Презентация.

Источник: https://multiurok.ru/files/obiasnieniie-novogho-matieriala-na-urokakh-russkog.html

Урок объяснения нового материала

12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.

Первый урок по теме правильнобыло бы назвать уроком объяснения новогоматериала. В средних классах он проводитсяметодом рассказа-объяснения,сочетающегосяс беседой и демонстрацией учебно-наглядныхпособий, в старших — в формелекции,включающейв себя элементы беседы, причем желательнопроблемное изложение темы в единствевсех ее компонентов.

Этот урок имеет своиособенности. Цельурока — общий разбор темы.Учительобычно на таком уроке трижды объясняетматериал.

Сначала очень кратко онзнакомит учащихся с простым планомсодержания темы, планом ее изложения,основным набором вопросов, что,естественно, поднимает мотивациюучащихся к ее изучению, дает учащимсясоветы, как конспектировать, выделятьглавное, фиксировать возникающие у нихвопросы по ходу изложения учителемтемы.

Затем следует подробноеобъяснение-изложение, нередкосопровождаемое наглядным материалом,демонстрацией опытов, постановкойэкспериментов, яркими фактами и примерами,побуждением учащихся приводить своифакты и примеры в подтверждениеуслышанного, участвовать в беседе поих анализу.

Придавая своему изложениюпроблемный характер, учитель стремитсяпривлечь внимание учащихся к учебнойлитературе, учебнику, дает общуюориентировку в печатных источниках, втексте соответствующих параграфовучебника, связывает новое с ранееусвоенным, т.е. актуализирует опорные,ранее усвоенные знания и сформированныеумения, умственные действия.

Поскольку на эту часть урокаотводится наибольшее количество учебноговремени, то для учителя наибольшуюсложность представляет отбор основного,главного в содержании материала иобеспечение доходчивой передачи егоучащимся.

В конце урока учитель втечение 7-10 минут еще раз повторяетсодержание изложенного в виде краткихвыводов и параллельно отмечает, чтоучащиеся должны записать в тетрадях;сообщает учащимся список литературыпо теме, в том числе параграфов учебника,программы, по которым они могут готовитьсяк семинарским занятиям.

Итак, на уроке-лекции(объяснение нового материала) преждевсего состоится лишь общее знакомствоучащихся с содержанием темы в целом.

Вдальнейшем этот учебный материал сновабудет объектом внимания школьников науроках-семинарах или их разновидностях,где уже более глубоко будет прорабатыватьсяучащимися в соответствии с их уровнемподготовленности, способностями исклонностями.

Это первое обстоятельствоурока-лекции, которое характерно длянего в системе уроков. Второе заключаетсяв том, что на протяжении всего урокавесь класс активно работает, нет потеривремени на так называемую проверкудомашнего задания.

Урок-семинар

В системе уроков семинар позволяетвключить весь коллектив класса в активнуюсамостоятельную проработку материалапрежде всего по учебнику.

Работаосуществляется под непосредственнымруководством учителя на основе тщательноразработанных им программ, которые посвоему содержанию носят дифференцированныйхарактер. В опыте, например, учителяхимии Н.П. Гузика практикуются три такиепрограммы — программа «А», «В» и «С».

Все эти программы разной сложности иотличаются тем, что обеспечивают, содной стороны, определенный уровеньовладения учащимися знаниями, умениямии навыками от репродуктивного дотворческого, а с другой — предоставляютучащимся определенную степеньсамостоятельности в учении, начиная отпостоянной помощи со стороны учителя— работа по образцу, инструкции и т.д.,до предоставления им полнойсамостоятельности. Между программамисуществует полная преемственность.

Что представляют собой эти программыв содержательном плане?

Программа «А» ориентируетученика на осознанное, творческоеприменение знаний и способов деятельностив различных ситуациях. Она рассчитанана то, что ученик свободно владеетфактическим материалом, а также приемамиучебной работы, умственными действиями.

Программа вводит ученика в сущностьпроблем, которые решаются на основе ужеимеющихся знаний, а задания учащимсяхарактеризуются тем, что в задачеизвестна лишь в общей форме цельдеятельности. Получив такое задание,ученик должен подвергнуть поиску«…

подходящую ситуацию и действия,ведущие к достижению цели…», в результатекоторых создается объективно новаяориентировочная основа деятельности(ООД) и добывается объективно новаяинформация.

«Человек действует «безправил», но в известной ему области,создавая новые правила действия, -творческая (исследовательская)деятельность» (Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии, 1989. С. 56).

Программа «В» по своейсложности находится на ступеньке нижепрограммы «А» и предусматриваетосмысление и осознание учащимисяконкретного учебного материала попредмету, а также использование,применение приемов конкретных учебныхи умственных действий на репродуктивномуровне, которыми надо овладеть в ситуациитворческого применения знаний. Работаученика в рамках этой программыобеспечивает ему овладение фактическимматериалом и теми общими и специфическимиприемами учебной и умственной деятельностипоискового характера, которые необходимыдля решения вопросов-задач программы»А». Поэтому кроме заданий, в задачекоторых дана цель, но не ясна ситуация,в которой цель может быть достигнута,а от учащихся требуется дополнить(уточнить) ситуацию и применить ранееусвоенные и вновь отрабатываемыедействия для решения данной нетиповойзадачи, учащимся дается инструкция пометодике выполнения этих действий. Впроцессе выполнения их школьникидобывают субъективно новую информацию(новую для себя) в ходе самостоятельнойтрансформации известной ориентировочнойосновы типового действия и построениясубъективно новой ООД для решениянетиповой задачи (см. Там же. С. 56). Этоуже эвристическая деятельность ивыполняется она не по готовому образцуили алгоритму, правилу, а по созданномусамим учащимся или преобразованномуим в ходе самого действия.

Совсем другое назначениена уроке-семинаре имеет программа «С».Она предназначена для того, чтобыработающий по ней ученик мог овладетьконкретным материалом по предмету науровне его воспроизведения.

Заданияэтого уровня сложности отличаются тем,что в задачах, которые предстоит ученикамрешать, уже заданы и цель, и ситуация, вкоторой надо реализовать эту цель, идействия по решению задачи. От ученикатребуется дать только заключение осоответствии всех трех компонентов вструктуре задачи.

Учебно-познавательнаядеятельность учащихся при работе поэтой программе находится на уровнеузнавания. Причем она требует от ученикамногократного повторения усваиваемогоучебного материала, умения выделять внем главное, а также знания приемовзапоминания. Это алгоритмическаядеятельность.

В связи с этим в содержаниепрограммы «С» вводится инструктаж отом, как учить, на что обратить внимание,какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы «С»должен уметь выполнять каждый ученик,прежде чем приступить к работе по болеесложной программе, точнее, по следующейза ней программе.

Это позволяет включитьвсех учащихся класса в активнуюсамостоятельную, под руководствомучителя, проработку учебного материала.

Причем дифференцированные знания даютвозможность каждому ученику полностьюпроявить себя в самостоятельной работе.

Урок-семинар в системешкольного общего образования необычени по своей организации. Он, как правило,проводится так: вначале учитель проецируетчерез кодоскоп задания на экране илиже, разрабатывая серию карточек-заданий,выставляет их на общее обозрение класса.

Учащиеся знакомятся с содержаниемзаданий, добровольно выбирают для себяте, которые им импонируют; затемрассаживаются небольшими группами иначинают работать с учебником и записямилекций в тетрадях, другой учебнойлитературой, советуются друг с другом,обсуждают интересующие их вопросызаданий и время от времени консультируютсяс учителем, который подходит к отдельнымгруппам, помогает им и поощряет их. Этопозволяет учащимся вместе с учителемосуществлять глубокий анализ изучаемогоматериала, делать соответствующиевыводы, находить методы решения,обогащаться опытом самостоятельногопознания.

В конце урока в пределах12—15 минут учащиеся самостоятельно,каждый в отдельности, в письменной формевыполняют выбранное им задание.

Так проводятся уроки-семинарыпо отработке содержания учебногоматериала, первоначальное знакомствос которым произошло на лекции илилекциях.

Что же является главнымисточником знаний на таких уроках-семинарах?Одним словом — УЧЕБНИК! Учебники и учебнаялитература, научная, справочнаялитература, а также лекционные конспекты,которые составляются учащимися в ходеобъяснения учителем, являются источникамизнаний по теме в целом.

Планомерная,систематическая работа учащихся систочниками знания приучает школьниковк самостоятельному добыванию необходимойинформации, письменно оформлять своимысли, суждения, дискутировать, отстаиватьсвои суждения, развивать потребностьв знаниях и самообразовании.

Обязанностьучителя в этих условиях заключается втом, чтобы составить задания, ответы накоторые в учебнике не содержатся вготовом виде. И в то же время именно вучебнике и в той дополнительнойлитературе, которой учитель снабжаетучащихся на уроке, должен полностьюсодержаться материал, осмыслениекоторого позволяет ученику выполнятьзадания.

Но для такого выполнениятребуется не простое чтение учебника,а именно изучение его, свободнаяориентировка ученика в тексте учебникаи учебной литературы, обобщениеинформации, которая содержится в них,сравнивать и выделять существенныепризнаки наблюдаемых и изучаемыхявлений, процессов.

Учебник на уроках думающегоучителя полноценно используется нетолько при изучении нового материала,при повторении, но и как своеобразныйсправочник, а ученики должны свободноориентироваться в нем как в своей главнойкниге, что, естественно, бывает толькотогда, когда они владеют умениями,приемами работы с литературой, накопилинеобходимый опыт самостоятельнойработы.

Наиболее рельефно этот опытсконцентрирован в умениях и приемаханализа учебной задачи, ее принятия, вактуализации имеющихся знаний, необходимыхдля решения задачи, в составлении планарешения, в самостоятельном практическомего осуществлении, в контроле и оценкерешения задачи, в осознании способовдеятельности, которые были использованыв ходе решения задачи.

Задача урока-семинара,описанного выше, и заключается именнов этом.

Естественно, на практикемогут встречаться и другие видыуроков-семинаров: семинар-обсуждениерезультатов самостоятельно изученнойтемы; уроки-конференции, семинар-диспутпо истории, литературе и др. Задачаучителя заключается в этом случае вобеспечении как психологической, таки практической готовности учащихся ктакой деятельности.

На этих семинарахорганизуется тематическое или проблемноеобсуждение: учащиеся излагают своиточки зрения, ставят вопросы друг другу,участвуют в дискуссиях, отвечают навопросы учителя и т.д.

В заключительномслове учителя подводятся итоги работыкласса, расставляются акценты наобсуждаемых вопросах, оцениваетсяработа отдельных учащихся, выставляютсяим оценки. Значительное место в работеучащихся на таких семинарах отводитсявыступлениям учащихся с сообщениями ирефератами, докладами, подготовленнымипод руководством учителя.

Часть этихсообщений, рефератов или докладов могутбыть посвящены новой проблеме ипредназначаются они для введения классав новую тему, с которой ему предстоитвстретиться на предстоящей лекции.

В организационном отношенииэти уроки-семинары начинаются с краткоговступления учителя, в котором указываютсяосновные задачи предстоящей работы,выдвигаются проблемы для обсуждения,заранее в соответствии с планом проведениясеминара распределяются задания дляучащихся, оказывается им консультативнаяпомощь в подготовке, рекомендуетсянеобходимая и достаточная литература,а также необходимое оснащение, котороедолжно сопровождать выступления учащихся(схемы, карты, диаграммы и т.п.), намечаютсясодокладчики, оппоненты, рецензенты,участие которых в обсуждении активизируетработу семинара.

Еще одна особенность любогосеминарского занятия в школе заключаетсяв том, что на них отсутствует опросучащихся как самостоятельная частьурока. Контроль на таких уроках сливаетсяс обучением, пронизывает насквозь каждыйурок-семинар.

И осуществляется этотконтроль через систематические наблюденияучителя за ходом работы учеников,постоянную корректировку их деятельности.В конце каждого урока учащиесясамостоятельно, уже не обращаясь кучебнику, письменно выполняют заданияпо выбранной программе. Работа проверяетсяучителем.

Часть учеников при этом учительопрашивает устно. И в этом, и в другомслучае учащимся выставляются оценки.Это текущий контроль.

Тематический контроль,являющийся стержнем системы уроков потеме и нацеленный на проверку степениусвоения теоретического материала,уровня сформированности навыков иумений, приемов, способов деятельностиучащихся по теме в целом, а в конечномитоге по курсу в целом и циклу учебныхпредметов, наиболее рельефно проявляетсяи осуществляется на последующих урокахсистемы — лабораторно-практических,зачетных и уроках-защитах творческихзаданий. Рассмотрим эти уроки по порядку.

Источник: https://studfile.net/preview/5677785/page:19/

Статья

12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.

Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала.

В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения.

Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону.

Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников.

Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач.

Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач – она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в моделировании умственных процессов.

Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Методом проблемного обучения считается совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке задач, которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса.

Система задач (проблем), рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно – познавательную деятельность так, что на основе анализов фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и сообщения, формируют ( с помощью учителя ) определения понятий, правила, теоремы, законы или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

В чем особенности умственной деятельности ученика при проблемном усвоении знаний?

Психология выделяет два основных вида мыслительной

деятельности человека:

репродуктивную и продуктивную (творческую).

Репродуктивной считается деятельность по образу, по алгоритму. Учитель объяснил суть нового понятия – ученику надо суметь так же объяснить ее самому. Прочитал в учебнике, увидел на экране – надо пересказать содержание, выделив в нем основное и второстепенное (в противном случае деятельность будет просто исполнительной).

Учитель показал, как действовать, — ученику надо сделать так же, т. е. скопировать его действия. Получил задания – выполнил его по алгоритму.

Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно применяет известные знания в новой ситуации или в известной ситуации находит новые для себя знания, новые правила действий. При этом не исключается и его действия по образу, по готовому алгоритму. Деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением , самостоятельным поиском способа умственного действия.

Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.

В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва не первостепенное значение. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые обостряют у учащихся сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.

Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической или лабораторной работы.

Например, при введении понятия системы координат учащимся даю задание: укажите примеры из жизни, когда расположение множества предметов или состояния вещества описывается множеством чисел.

Учащиеся называют шкалу термометра, шкалы других измерительных предметов, обозначения клеток шахматной доски, запись мест в театральных билетах, географическую систему координат и др.

Затем ставлю вопрос: как на плоскости можно определить положение точки? Множества точек? Учащимся остается лишь обобщить рассмотренные примеры и выделить аналогии.

Удивление учащихся может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи.

Например, при изучении числовых последовательностей учащихся можно удивить таким заданием:

Имеем последовательность чисел 5,9,13….Каким будет 2000-й член этой последовательности?

Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводила практические работы. Практические работы имеют заметную роль в слабом классе. Такие дети запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это само по себе станет опорой для его памяти.

Практическая работа по теме «Дроби».

1.Начертить квадрат занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить 1/2 часть квадрата, 1/4 часть квадрата.

2.Начертить 2 прямоугольника размером 10×6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, закрашенные части равны?

3.Начертить отрезок длиной 3 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.

Проблемный вопрос содержит еще не раскрытую учащимся проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие.

Но вопрос не должен быть очень сложным, должен соответствовать возрасту и изучаемому материалу.

На уроке геометрии в 8 классе на тему « Трапеция» предложила учащимся задачу: « В трапеции АВСD (ВС//АD) проведена средняя линия МN . Основание ВС =8 см, АD=14 см , АВ= 5см , СD=9см . Вычислить периметр трапеции МВСN».

Решая задачу, учащиеся легко находят боковые стороны новой трапеции; однако основание им известно, а найти длину другого, которое является средней линией трапеции, не могут (недостаточно знаний и терпения).

Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.

Важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая имения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей. На протяжении всего времени обучения ученику необходимо уметь работать с книгой.

В 5- 6 классах систематически развиваю у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения курсов алгебры и геометрии.

В 7-9 классах учащиеся уже могут составлять план прочитанного, конспект учебной статьи (развернутый или опорный конспект), схему, таблицу, могут самостоятельно сформулировать выводы.

Например, при изучении в 9-м классе темы «Свойства функции» учащиеся составляют следующую таблицу:

функция

область определения

область значения

нули функции

возрастание\

убывание

промежутки знакопостоянства

y=kx+b

R

R

x=-b/k

k0 возрастает

кубывает

yx€(-∞;-b/k)

y0, x€(-b/k; +∞)

y0, x€(-∞;-b/k )

yx€(-b/k;+∞ )

Y=k/x

x€ (-∞;0)U

(0;+∞)

x€(-∞ ;0)

U(0;+∞ )

не существует

к0 убывает

квозрастает

y0 x0; y

y0; y0 x

Y=x

R

R

x=0

x€(-∞ ;0)

убывает

x€(0;+∞)

возрастает

y≥0, x€(-∞;+∞)

Y=x

R

R

x=0

x€(-∞; +∞)

возрастает

y0 при x0

yx

В дальнейшем эту таблицу можно дополнить квадратичной функцией; внести дополнительную колонку «Четные, нечетные функции».

Изучая тему «График функции у= ах + n и у= а(х-m) , предлагаю учащимся в одной системе координат построить 3 графика функций:

а)у = 2х ,б)у = 2х+2 ,в) у =2х-2.

а)у =2х , б)у =2(х-2), в)у =2(х+2).

Затем прошу сделать выводы о том, как построить график функции

у =ах+ n,(у=а(х-m) ).

Задания такого рода развивают у учащихся умение самостоятельно формулировать выводы.

При изучении нового материала применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся: часто использую проблемные ситуации, например, при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии”.

После того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой n-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю для арифметической прогрессии ( an) : 1; 6; 11; 16 …

найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса: использую различные формы работы с книгой.

Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль, использую групповой метод при решении задач, работу в парах( пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/stat_ia_ispol_zovaniie_probliemnogho_mietoda_obuchieniia_pri_obiasnienii_novogho

Uchebnik-free
Добавить комментарий