11. Сословная структура средневекового общества.

Сословная структура средневекового общества

11. Сословная структура средневекового общества.

Сложилась в 9 веке Ораторес-молящиеся, беллаторес-защищающие, лабораторес-работающие.

Свободное крестьянство обычно в ходило в низшее сословие, а крепостное не являлось сословием, принадлежность к сословиям означало иметь права, первоначально сословия характеризовались открытостью.

В сословие духовенства могли входить сыновья дворян не имевшие права на наследство. В духовенство так же могли попадать горожане, как и в рыцарство – за службу или за деньги. Свободные крестьяне так же за службу могли переходить в рыцарство.

Сословие горожан пополнялось за счет свободных крестьян или беглых (проживших в городе год). К 15 в. наблюдается тенденция к замыканию сословий, особенно рыцарства. Каждое сословие имело свою иерархию.

Духовенство: Папа, архиепископ, епископ – главы монашеских общин в диоцезах и городах (назначались Папой), аббаты и приоры – возглавлявшие монастыри и приоратства, монахи-священники, диаконы.

Рыцарство: Император (избирался на сейме курфюрстов), короли (наследственное право или воля знати). Герцоги (дюки, дуки, дожи), Маркизы (маркграфы), Графы (конты),  Бароны – получали титулы и инсигнии от королей, высшая феодальная иерархия.

Низшую ступень занимали рядовые рыцари – имели низшую юрисдикцию в отношении зависимых крестьян.

Каждый рыцарь имел право на замок (укрепление), герб, штандарт, при нем был оруженосец (сквайр, валет) который не входил в сословие, но за службу мог стать рыцарем.

Горожане: в городах обладавших статусом цивитас: Цивис- вся полнота прав, входили в горсоветы, занимали выборные должности, право заниматься международной торговлей, налоговыми иммунитетами.

Бургенсес – могли избираться, заниматься торговлей внутренней, не имели налогового иммунитета, Хабитаторес – могли избирать, заниматся ремеслом, розничной торговлей. Кроме этого купечество городов объединялись в гильдии, ремесленники в цехи.

Мастера имели полные права в цехе – избирали и избирались в различные цеховые структуры, вырабатывали регламенты и статуты.

Подмастерье был бесправен, становился мастером – после долгих лет работы и изготовлением изделия, которое на совете мастеров признавалось шедевром, после чего «накрывал поляну» и был принимаем в мастера цеха. Каждый цех имел своего святого, церковь, штандарт, герб, праздники и церемонии.

Крестьянство: Свободные крестьяне – вилланы (фригольдеры, мейеры). В некоторых странах (Скандинавии, Англии, Швейцарии) имели право носить оружие, участвовать в военных походах, получали земли в ритуале инвеституры (как и рыцари).

Низший слой – зависимые крестьяне: сервы (копигольдеры) – платили подушный налог (шеваж), подымный налог (фокаж), налог за право на брак (формарьяж), налог за право передачи имущества по наследству (мэнморт), отрабатывали барщину.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства при формировании централизованных монархий (Кастилия и Арагония – Кортесы), в Англии – парламент – традиция восходит к традицие съезда вассалов на совет верховного правителя. Во Франции — генеральные штаты. В Германии – лагдтаги (по землям), рейхстаг (общий).

Самой развитой формой феодальной собственности на западе был феод (лат. feodum) илилен. Феод давался феодалу за обязательное несение военной службы и выполнение некоторых других обязательств (как правило, военных) в пользу вышестоящего сеньора. Феод уходил из рода со смертью его получателя.

По особому разрешению феодала, он оставался в семье с условием, если старший сын продолжит военную службу отца на феодала. Если в роду были сыновья, продолжившие службу отца, то феод (лен) мог считаться наследственным. Такое распределение земельной собственности (выделение феода и лена) в феодальном обществе формировало его иерархическую структуру.

Эта структура определяла вассально-ленные связи, которые являлись производными от специфики распределения земельной собственности внутри самого господствующего класса. Феодальная иерархия как бы цементировала феодальное общество. Эксплуатация крестьянства во всей своей полной форме осуществлялась не в феодах (ленах), а в высшей форме феодального землевладения – вотчине.

В Западной Европе названия этой формы феодального держания были разными: вотчина, сеньория, манор (в Англии). В отличие от феода и лена вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента – это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем.

В феодальном обществе рента выступала в трех видах: 1) барщина, или отработочная рента; 2) продуктовая рента, или натуральный оброк; 3) денежная рента, или денежный оброк.

Источник: https://students-library.com/library/read/37735-soslovnaa-struktura-srednevekovogo-obsestva

Практическое занятие. Структура и сословие средневекового общества

11. Сословная структура средневекового общества.

Инструкционная карта

Тема занятия 1. Структура и сословия средневекового общества

Цель выполнения задания: сформулировать определение понятия «феодализм»; охарактеризовать структуру и сословия феодального общества; изучить процесс возникновения средневековых городов и их роль в истории средневековой Европы; изучить функции цехов, охарактеризовать внутрицеховые отношения.

Необходимо знать: процесс создания империи Карла Великого и её распада, причины феодальной раздробленности в Европе.

Необходимо уметь: отделять главное от второстепенного, формулировать определения понятий; составлять схему и таблицу на основе текста.

Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):

Основные источники:

— учебник Ч.1., §13, стр. 93 – 95; §14, стр. 98 – 102;

— инструкционная карта;

— тетрадь;

— ручка.

Основные теоретические положения:

1. Что такое феодализм.

Зрелое Средневековье в Европе (ко­нец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феода­лизма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — на­следственное земельное владение за службу. Феод после смерти владельца на­следовал старший сын.

К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделен­ной на феоды. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, яв­лялся сеньором (старшим). Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов.

Вассал по призыву сеньора становился в ряды его вой­ска. Военная служба была для вассала обяза­тельной в течение сорока дней в году. За остальные дни, про­веденные в седле, он получал от сеньора особую плату.

В опре­деленных случаях вассал также дарил подарки сеньору, вы­купал его из плена и т.д.

И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода. В то время так и говорили: «Нет земли без се­ньора». Все феодалы фактически были независимыми прави­телями в своих владениях.

Однако между ними все же сохра­нялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называе­мой феодальной лестницы.

На ее верхней ступени нахо­дился король или император — верховный владелец всех зе­мель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал зем­ли своим вассалам — князьям, герцогам, графам.

Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, гер­цогств и графств собственным вассалам — баронам. У баро­нов тоже были вассалы — рыцари. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему не­посредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.

2. Три сословия феодального общества.

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным.

Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории.

Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал.

За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть.

Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина).

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Его считали главным.

Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол.

Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним.

Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

3. Феномен средневекового города.

В Средние века подавля­ющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничто­жены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцо­ги, епископы с приближенными и слугами. Горожане зани­мались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.

Примерно с X в. происходят большие перемены, так как главным занятием жителей городов становятся ремес­ло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не толь­ко родом занятий. Они обладали особыми правами и обязан­ностями, носили особую одежду и т.д. Таким образом, сословие работающих разделилось на крестьян и горо­жан.

Развивалось общество, росло населе­ние, росли его потребности. Феодалы все больше нужда­лись в вещах, которые привозили купцы из Византии и вос­точных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения куп­цов, торговавших с далекими странами. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки).

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указы­валось, была не торговля, а ремес­ло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феода­лов. Однако прокормиться ремес­лом в сельской местности сложно.

Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться в районы ярмарок, перекрест­ки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких ме­стах обычно находился замок феодала или монастырь.

Ремес­ленники строили вокруг них свои жилища, позже такие по­селения нередко превращались в города.

Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры ино­гда сами свозили в одно место ремесленников из своего фе­ода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жи­телей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепост­ные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.

4. Города и сеньоры.

Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами.

Пе­реселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине.

Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали гла­ву города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создава­ли свои союзы — ремесленные цехи и торговые гиль­дии.

Цехи следили за качеством ремесленных изделий, уста­навливали порядок работы в мастерских, охраняли имуще­ство своих членов, боролись с конкурентами в лице нецехо­вых ремесленников, крестьян и т.д.

Для защиты своих ин­тересов цехи и гильдии стремились участвовать в управле­нии городом.

По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали по­боры. Городские общины — коммуны — со временем начи­нали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей.

Однако в по­давляющем большинстве случаев развертывалась борьба меж­ду феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соот­ношения сил.

Со временем почти всюду горожане освободились от власти феода­лов и стали свободными людьми.

5. Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положе­ние в городах занимали крупные купцы, владельцы город­ской земли и домов (патрициат).

Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли уча­ствовать в выборах мэра и членов городского совета.

В неко­торых городах один голос богача равнялся нескольким голо­сам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение па­трициат действовал в своих интересах. Такое положение вы­зывало сопротивление остальных горожан.

Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата.

Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали пра­вителей из своей среды.

6. Цеховые организации.

Основным органом цехового управ­ления было собрание членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмас­терья.

Ученик давал клятву не покидать мастера до оконча­ния обучения; мастер же обязывался обучать его честно сво­ему ремеслу и полностью содержать.

Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, дер­жали впроголодь, били за малейшую провинность.

Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подма­стерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образ­цового произведения (шедевра).

Ход выполнения задания, методические указания:

На основе текста п.1. «Что такое феодализм» выполните следующее задание.

1) От какого слова происходит слово «феодализм»?

2) На основе текста сформулируйте определения следующих понятий: вассал, сеньор, феодал.

3) На основе текста составьте схему «Феодальная лестница в Средневековой Европе». Начало схемы может быть таким:

Король или император

На основе текста п.2. «Три сословия феодального общества» выполните следующее задание.

4) На основе текста заполните таблицу «Сословия: состав, права и обязанности»

СословияСостав(Кто входил в сословия)ПраваОбязанности

На основе текста п.3. «Феномен средневекового города» выполните следующее задание.

5) На основе текста заполните таблицу «Возникновение городов»

Возникновение городов(эта колонка не заполняется)Причины возникновения городов(Почему возникли города?)Процесс возникновения городов(Как возникли города?)

6) Сформулируйте определение понятия «ярмарка».

На основе текста п.4. «Города и сеньоры» выполните следующее задание.

7) На основе текста заполните таблицу «Органы городского управления»

Органы городского управленияФункции органов городского управления

8) Ответьте на вопрос.

Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Изменилась ли со временем такая ситуация? В чем это выражалось?

На основе текста п.5. «Противоречия внутри городских общин» выполните следующее задание.

9) Перечислите группы населения, входившие в сословие патрициат.

10) Ответьте на вопрос.

Почему представители патрициата вызывали недовольство остальных горожан?

11) Ответьте на вопрос.

Представители какой группы населения были особенно недовольны действиями патрициата? Почему?

На основе текста п.6 «Цеховые организации» выполните следующее задание.

12) На основе текста составьте схему «Внутрицеховые отношения». Начало схемы может быть таким:

Собрание членов цеха

13) Ответьте на вопрос. При каких условиях подмастерье мог стать мастером?

Вывод:

Литература:

Учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В двух частях. Часть 1. М., Издательсий центр «Академия», 2015 г.

Стр. 5

Источник: https://multiurok.ru/files/praktichieskoie-zaniatiie-struktura-i-sosloviie-sriednieviekovogho-obshchiestva.html

Урок средневековые сословия

11. Сословная структура средневекового общества.

Урок 11: «Сословия средневекового общества. Духовенство».

Цель урока:

  • Раскрыть сословный характер средневекового общества.
  • Способствовать формированию представления учащихся о понятии «сословие».
  • Отметить иерархичность устройства церкви и привилегии духовенства.

План изучения нового материала:

1. Понятие сословия, три сословия раннего средневековья.

2. Место духовенства в средневековом обществе, его привилегии.

3. Церковная иерархия.

4. Источники доходов церкви.

1.В начале урока учитель, вводя понятие «сословие», обращает внимание учащихся на то, что феодальное общество сословно. Учащиеся записывают в тетради определение этого понятия.

Сословия – это большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Сословия раннего средневековья: СХЕМА (в прикрепленном файле)

Духовенство – просит о милости и прощении грехов, напоминает о христианских заповедях (овцы);

Рыцарство — защищает от внешних врагов, проливает кровь за всех (собаки);

Крестьянство- работает, не покладая рук, обеспечивает всех материальными благами (быки).

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что каждое сословие имеет свои задачи и ему определено место в обществе. В средневековом обществе считалось, что эти задачи перед каждым сословием поставил Бог и, если они не будут выполнять свои обязанности – общество распадется.

2. Определяя место духовенства в средневековом обществе, учитель подчеркивает, что первое (духовенство) и второе (рыцарство) сословия являлись привилегированными.

Привилегии – исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо.

Духовенство – служители церкви, одно из главных сословий в средневековой Европе. В феодальном обществе духовенству и церкви отводилась самая почетная роль, поскольку они были посредниками между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни. Неслучайно, главными героями средневековых легенд был монах или святой.

Привилегии духовенства: СХЕМА (в прикрепленном файле)

3. К ХI веку христианская церковь являлась единой могущественной организацией, в которой сложилась иерархическая система.

Иерархия – расположение служебных званий в порядке их подчиненности.

Иерархия католической церкви (схема в прикрепленном файле).

Монах – посвятивший жизнь служению Богу, ушедший из мира.

Монашеский обет (обещание) предписывал:

  • отказ от личного имущества;
  • отказ от семейной жизни;
  • аскетический образ жизни (аскетизм – добровольное ограничение потребностей);
  • бесприкословное подчинение аббату – главе монастыря;
  • молитва 7 раз в сутки;
  • своим трудом обеспечивать себе жизнь.

Монахи проходили период «послушничества» и обряд посвящения – постриг.

Монашеские ордена – объединения монастырей с одинаковыми уставами и порядками (всего более 10 орденов).

Монашество сыграло важную роль в формировании средневековой европейской цивилизации. Монастыри стали центрами духовной культуры, хранителями веры и распространителями христианского учения.

4. В эпоху средневековья церковь являлась крупнейшим феодалом и всеми способами стремилась преумножить свои богатства

Источники доходов церкви: СХЕМА (в прикрепленном файле)

Домашнее задание:

Учебники:

(А) — § 3 (1, 2, 3); (Б) — §§ 5, 30; (Бр)- §§ 8, 22, 23, сс.32-35, 228-233; (В) — §§ 2, 11; (Г) — § 4.1; (Д) — § 17; (К) — §§ 13, 17.

Урок 12: «Средневековое рыцарство».

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями рыцарской культуры.

План изучения нового материала:

Положение рыцарского сословия: собственность, привилегии, феодальная иерархия.

Замок – жилище феодала.

Рыцарство: этапы становления, посвящение.

Вооружение рыцарей.

Нравы и обычаи феодалов.

Рыцарская культура.

1. В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о сословиях средневекового общества. При этом он обращает внимание на положение двух привилегированных сословий – духовенства и рыцарства.

Рыцарство – военное сословие в средневековой Европе.

Учитель отмечает, что главным богатством в средние века являлась земля. За военную службу сеньоры, как правило, предоставляли рыцарям земельные владения – феод. Однако, не все рыцари являлись феодалами.

Феод – земля, дававшаяся на условиях военной службы в фактическое

наследственное владение.

Феодал – владелец феода.

Феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

СХЕМА (в прикрепленнном файле)

Во время обсуждения привилегий феодалов целесообразно повторить с учащимися основные понятия: феодальная лестница, сеньор, вассал, их обязанности.

Важно подчеркнуть, что отношения держались на условиях вассального договора, в них торжествовала сила, которая была важнее верности.

2. Рассматривая вопрос о жилище феодала учитель может использовать рисунки в учебнике М.Ю. Брандта сс.146-147 и задание 60 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.37.

Также, учитель может дать опережающее задание учащимся подготовить сообщения о замках средневековья. При этом учащиеся могут использовать дополнительную литературу: История средних веков.6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой (сс.137-156), Энциклопедия для детей (издательство «Аванта+»), т.1, «Всемирная история».

Вопросы для обсуждения:

  1. Где и когда появились первые замки на территории Европы?
  2. В каких местах предпочитали возводить свои замки феодалы?
  3. Какой материал использовали при сооружении замков?
  4. С какой целью возводились замки?
  5. Назовите основные части замков феодала.
  6. Кто осуществлял управление хозяйственной жизнью в замке?
  7. Назовите художественные произведения, в которых дается описание средневекового замка.

3. Европейское рыцарство возникло в IX веке. Стать рыцарем было не так просто.

Три ступени воспитания рыцарей:

с 7 до 14 лет – паж;

с 15 до 20 лет – оруженосец;

в 21 год – рыцарь.

Порядок посвящения в рыцарство: СХЕМА (в прикрепленном файле)

4. В ходе работы над вопросом о вооружении рыцаря целесообразно обратить внимание учащихся на то, как с развитие ремесла и усовершенствованием техники меняется облик рыцарей, их доспехи и оружие.

Для закрепления материала можно сравнить изображения рыцарей ХI и ХIV веков в полном боевом облачении (задание 61 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.38).

Раннее средневековье Позднее средневековье

5. Рассказ учителя о нравах и обычаях рыцарства может быть построен по плану:

рыцарский турнир – способ поддержания формы в мирное время (правила, награда);

охота, пиры;

кодекс рыцарской чести:

а) верность;

б) доблесть;

в) следование долгу и слову чести;

г) храбрость;

д) стремление к славе, подвигу;

е) щедрость;

ж) помощь слабым и бедным;

з) исполнение христианских заповедей;

и) куртуазность – искусство придворного поведения, умение держать

себя в обществе дам;

к) поклонение прекрасной даме.

При этом необходимо обратить внимание учащихся на несоответствие кодекса рыцарской чести и истинного поведения рыцарей.

6. Вопрос о рыцарской культуре можно предоставить учащимся для самостоятельного изучения. Рекомендуемая литература: История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой сс.157-166 («Принцесса Греза»).

При этом следует обратить внимание учащихся на понятия:

Трубадуры – южнофранцузские (провансальские) поэты, воспевавшие любовь

к прекрасной даме и рыцарскую доблесть.

Труверы – те, кто записывал древние и сочинял новые поэтические

сказания о подвигах героев («Песнь о Роланде», «Рыцари

Круглого стола и король Артур»).

Миннезингеры – немецкие поэты, воспевавшие, подобно провансальским,

любовь и доблесть рыцарей.

Менестрели – бродячие певцы, исполнявшие песни о любви и подвигах

рыцарей.

Дополнительно учащиеся могут ознакомиться с материалами о рыцарской геральдике (девизы и гербы). На основе полученных знаний учитель может предложить учащимся в качестве домашнего задания создать свой рыцарский герб с девизом и представить его на следующем уроке.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) — § 7; (Б) — §§ 34, 35, 54; (Бр) — § 16, 17,сс.145-160; (В) — § 12; (Г) — § 4.1, сс.91-97; (Д) — § 18;

(К) — § 14; (КнЧ) – сс.137-166, 234-250, 325-337.

Урок 13: «Средневековая деревня и её обитатели».

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни и труда крестьян. Раскрыть сущность натурального хозяйства и причины его господства в период раннего средневековья. Способствовать пониманию учащимися роли крестьянской общины в средневековом обществе.

План изучения нового материала:

Роль крестьян в средневековом обществе, деление на свободных и зависимых.

Крестьянская община.

Натуральное хозяйство, его причины.

Крестьянский двор. Жизнь и быт крестьян.

Черты феодального общества.\

1. В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках, о трех сословиях средневекового общества. Делая переход к рассмотрению третьего сословия, учитель обращает внимание учащихся на определение крестьянина средневековья.

Крестьянин – человек, пользующийся землей, работающий на себя и феодала, исполняющий феодальные повинности.

Учитель отмечает, что крестьяне составляли основную массу населения средневекового общества. Они выполняли конкретную роль в обществе — кормили короля, феодалов, духовенство, горожан.

В отличие от рабов, они были заинтересованы в результатах своего труда, имели свой дом, орудия труда, личную собственность. Только часть урожая они отдавали государству или феодалу.

СХЕМА (в прикрепленном файле)

2. Крестьянская община играла важную роль в средневековом обществе.

Учитель может выделить основные характерные черты и функции крестьянской общины:

  • жители одной или нескольких деревень;
  • во главе выбранный староста;
  • совместное пользование лугами, лесами, пастбищами и водами;
  • распределяла повинности между крестьянами;
  • круговая порука, взаимопомощь;
  • насильственный севооборот, регулировала порядок использования надельной земли;
  • имела общую казну;
  • решала все вопросы жизни в деревне;
  • общие праздники.

3. Натуральное хозяйство – это такой тип хозяйства, в котором почти всё необходимое для жизни производилось внутри поместья, продукты и вещи производились не для продажи, а для собственного потребления и содержания феодалов.

Причины господства натурального хозяйства:

  • у крестьян не было денег для покупок;
  • крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить;
  • в соседних деревнях производили то же самое;
  • если и были города, то маленькие – в них не так много покупателей.

При этом учитель отмечает, что крестьянам всё равно приходилось выменивать либо покупать отдельные виды товаров (например, соль). Поэтому полного господства натурального хозяйства не было.

4. В ходе рассмотрения вопроса о жизни и быте крестьян целесообразно обратить внимание учащихся на следующее:

СХЕМА (в прикрепленном файле)

Дом – деревянный, узкие окна без стекол, соломенная крыша, пол из глины.

В доме – одна комната на всех, стол и лавки, сундуки, открытый очаг.

Пища – каша, хлеб, овощи, сыр, бобы, рыба, мясо по праздникам, вино, пиво.

Одежда – самотканая из льна и шерсти.

женщины – туника с широкими рукавами и рабочая блуза;

мужчины – рубаха и полотняные штаны, кафтан на праздники.

Труд – с утра до ночи. Барщина 3-4 дня в неделю. Работа ручная. Переработка сельхозпродуктов и заготовка на зиму. Работа на своём поле, в огороде и саду. Собирательство в лесу. Домашние ремесла. домашнего скота (дело женщин).

Праздники – церковные (пасха) и народные (приход весны, свадьбы).

Религиозные представления – сочетание христианства с язычеством. Неграмотность. Суеверия. Магия.

Образ жизни, традиции и поверья крестьян как самого многочисленного сословия средневековья наложили неизгладимый отпечаток на всю средневековую цивилизацию.

5. В заключение урока учитель может предложить учащимся на основе полученных знаний самостоятельно выделить черты феодального общества. Обобщая их ответы, учитель отмечает:

Черты феодального общества:

  • Это аграрное общество – главное богатство – земля, главное занятие – сельское хозяйство.
  • Собственниками земли являлись светские и духовные феодалы.
  • Существование сеньориально-вассальных отношений.
  • Власть феодалов над крестьянами.
  • Сословие, которое трудится и всех кормит – крестьяне, бесправно.
  • Крестьяне пользовались землей, за что несли феодальные повинности.
  • Господство натурального хозяйства.
  • Это общество сословно и иерархично.
  • Хозяйство и сельскохозяйственная техника развивались медленно.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) — § 8; (Б) — §§ 32, 33; (Бр) — § 15; (В) — § 13; (Г) — § 4.1; (Д) — § 19; (К) — § 15;

(КнЧ) – сс.353-369.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_srednevekovie_sosloviya_200436.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий