11. Понятие взаимодействия в социальной психологии: понятие, характеристика,типы, сущность социального взаимодействия людей.

Понятие и сущность социального взаимодействия

11. Понятие взаимодействия в социальной психологии: понятие, характеристика,типы, сущность социального взаимодействия людей.
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

Социальное взаимодействие: понятие, сущность и  виды

Вопросы:

2.Понятие и сущность социального взаимодействия.

3.Структура, формы и типы  социального взаимодействия.

4. Социальные отношения.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи, предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

xml:lang=ru-RU lang=ru-RU score=16.785>Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия. Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других.

Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения — это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц.

взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Социальная связь — первое и самое главное условие существования общественной жизни.

Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места,   времени во имя достижения конкретных целей.

Социальные связи — это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Социальное взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов,   имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом.

Категория  «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно  различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям).

Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической,  экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях   (ожиданиях)   соответствующего   поведения.

     Это межличностные (или шире, социально — психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм   социального   взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и,  наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Самое главное в социальном взаимодействии — это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон.

В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.

Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений.

Социальные отношения — это относительно устойчивые   связи   между   индивидами   (вследствие   чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения — это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства — неравенства, справедливости- несправедливости, господства — подчинения.

  •  социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок);
  •   степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей,  принадлежность  изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

                       Теория социального взаимодействия.

              2. Понятие и сущность социального взаимодействия.

Социальные связи – это отношения индивидов  друг к другу в процессе их общения, удовлетворения каких-либо потребностей.

Социальная сущность человека всегда складывается  только в процессе  социального взаимодействия с другими людьми, группами и институтами.

Социальное взаимодействие складывается из многих видов деятельности человека, направленных на других людей. Но не всякое взаимодействие с другими людьми можно считать социальным.

Социальным оно будет лишь тогда, когда оно затрагивает интересы больших групп людей,  т.е. является социально-значимым.

Социальное есть результат совместной деятельности и взаимодействия индивидов, возникающее в общении между людьми.

Взаимодействие будет также социальным, во-первых, если оно целерационально, т.е. ориентировано на другого человека; во-вторых, ценностнорационально.

Взаимодействие  и  потребности.

В основе социального взаимодействия лежит деятельность, связанная с удовлетворением их жизненно важных и необходимых потребностей. Благодаря этой деятельности человеческие (социальные) отношения не только сохраняются, поддерживаются, но и заново воспроизводятся.

К основным потребностям следует отнести следующие группы потребностей:

  1.  Физиологические (естественные) потребности: еда, питье и др.
  2.  Экзистенциональные – потребности, связанные с выживанием, самосохранением.
  3.  Социальные потребности: потребности престижа, образования, работы и т.д.
  4.  Духовные потребности: потребности равенства, справедливости, любви и другие.

Сущность социального взаимодействия.  Сущность социального взаимодействия раскрывается в специфике взаимодействия между людьми.

Для понимания сущности характера социального взаимодействия необходимо рассмотреть анализ простейшего социального отношения.

Во-первых. Прежде всего, следует отметить, что в этих отношениях всегда есть две стороны, которые представляют собой  тесное единство. Они не существуют друг без друга. Например, мужчина  может быть мужчиной только во взаимодействии с женщиной.

Поэтому, каждый человек, вступающий во взаимодействие с другим человеком, занимает определенное положение. Это положение или позиция называется социальным статусом. Каждый человек имеет много статусов: мужчины, учителя, актера, врача, артиста и т.д.

Вне этого взаимодействия они не имеют этого статуса, поскольку они просто автономные и самостоятельные субъекты.

Субъектами взаимодействия выступают как отдельные люди, так и социальные группы.

Во-вторых, в этом взаимодействии стороны (субъекты взаимодействующих сторон) играют неодинаковую роль.

Лишь одна из сторон выражает свою социальную сущность, а другая является той неизменной формой, которая её отражает.

Одна сторона является активной, а другая пассивной, выступая в качестве зеркала, отражающее эту социальную сущность и представляя лишь материал (природное бытие) для ее выражения.

Тем самым каждый человек, удовлетворяя свои потребности во взаимодействии, находится в определенной форме в зависимости от места и времени.

В-третьих. В социальном взаимодействии участвуют люди, имеющие социальные потребности

Таким образом, социальное взаимодействие  связано, во-первых, с большими группами людей, во-вторых, с деятельностью, в-третьих, в основе взаимодействия лежат потребности.

                           ЧЕЛОВЕК                      ЧЕЛОВЕК

                     Социальный статус        Социальный статус (позиция)

                           мужчина                             женщина

                            учитель                               ученик

                           родители                             дети

                           начальник                            подчиненный

                           врач                                       пациент

                           артист                                   публика

Соц. взаимодействие людей в обществе связано с их социальным статусом, то есть с социальными отношенями, в которые вступают люди как представители больших групп людей.

Социальный статус – это определенная позиция индивида в системе общественных отношений, связанная с другими позициями через  систему прав и обязанностей.

 Человек является носителем множества социальных статусов, так как  вступает в различные социальные связи.

Среди множества мы выделяем один главный статус, которым идентифицируют ( отождествление другими людьми данного человека, или с которым он сам себя отождествляет).

Различают социальный и личный статус.

Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой соц. группы (класса, возраста, религии и т.д.).

Личный статус связан с положением индивида в малой группе.

Разновидностью соц. статуса является приписываемый и достигаемый статус.

Приписываемым называется статус, с которым человек рождается и признан обществом.

Достигаемый статус – это приобретаемое в обществе положение человека, связанное с личным выбором, усилием самого  человека.

Социальная роль – это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, приписываемым конкретному статусу.

Социальный статус выражается в социальных нормах, которые предписываются правилами.

Противоречие  же состоит в несовпадении статусов, так как человек имеет много различных статусов и принадлежит к различным соц. группам, престиж которых неодинаков в обществе.

2.Структура соц. взаимодействия складывается на основе различных подходов и критериев.

2.Классификация соц. взаимодействия (Сорокин).

                                               религия

политика                                                                           экономика

                                      ОБЩЕСТВО

                                                семья

.Согласно Сорокину существуют следующие виды социального взаимодействия:

  •  одностороннее;
  •  двустороннее.

 Односторонним Сорокин называет такое взаимодействие, где переживания и поведение одной стороны зависит  и обуславливается поведением второй стороны, но переживания второй не зависят от первой.

Двустороннее взаимодействие – это взаимодействие, где переживание и поступки взаимно обусловлены.

                                  Я          ТЫ

2.экстенсивное и интенсивное;

3.длительное и временное;

4.направленность социального взаимодействия:

  •  антагонистическое;
  •  солидаристское (взаимопомощь, уважение, то есть отсутствие насилия).

5.организация интеракции.

Под организованным взаимодействием подразумевается такое, где взаимное поведение людей совершается по определенному шаблону или порядку, где права и обязанности членов определены, где каждый знает, что и как он должен делать, как он должен вести себя по отношению к другим людям.

Формы взаимодействия выделяются следующие:

первое мнение:

  •  кооперация;
  •  конкуренция;
  •  конфликт;

второе мнение:

  •  классовая;
  •  сословная;
  •  статусное;
  •  институциональное.

Виды (типы) соц. взаимодействия:

  •  семейный;
  •  договорный;
  •  принудительный;
  •  смешанный.

Межличностное взаимодействие (интеракция), изучалось многими социологами. На сегодня существует несколько подходов к социальному взаимодействию.

1. Теория обмена Джорджа Хоумана, по которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты;

2. Символический интеракционизм Джорджа Мида и Герберта Блумера. Согласно им поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают (становится символом вещь, жест, слово для понимания реакции другого).

3.Теория управления впечатлениями Эрвина Гоффмана, по которой социальные ситуации напоминают драматические спектакли, где актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления;

4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, по которой межличностное взаимодействие находится под влиянием впечатлений и понятий детского периода жизни, особенно конфликтов (пример: чувства преданности и покорности лидерам).

Источник: http://samzan.ru/144840

Понятие взаимодействия в социальной психологии. Типы взаимодействий

11. Понятие взаимодействия в социальной психологии: понятие, характеристика,типы, сущность социального взаимодействия людей.

Страница 1

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основной идеей осуществления такого описания – было фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовывалась эта идея, может служить теория Парсонса, в которой была предпринята попытка, наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них в последствии складываются системы действий.

Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: 1. Деятель. 2. «Другой» (объект, на который направлено действие). 3. Нормы (по которым организуется взаимодействие). 4. Ценности (которые принимает каждый участник). 5. Ситуация (в которой совершается действие).

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении другого деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Критика.

Методологически некорректным здесь явился сам принцип – выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, так как она задается содержанием социальной деятельности в целом.

Другая попытка построить структуру взаимодействия, связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Щепаньский). Для Щ. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: 1. Пространственного контакта.

2. Психического контакта (взаимная заинтересованность). 3. социального контакта (совместная деятельность). 4. взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»). 5. социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Однако и данная схема не снимает предшествующей погрешности.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающего регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия.

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Ребенок может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Типы взаимодействия Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д.

За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения.

Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.

Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Неврастения
Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных и …

Психофизиология творческой деятельности
Роль творчества в жизни человечества постоянно повышается. С одной стороны, совершенствование техники ведет к повышению доли умственного труда по сравнению с физическим. С другой стороны, появление компьютеров приводит к перераспределению …

Особенности общения со сверстниками
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отн …

Источник: http://www.graynet.ru/gopms-787-1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий