11. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Административное право России

11. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти.

Тем не менее, основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся к формированию организационной системы, обеспечению единства, содержанию функций и обеспечению законности функционирования исполнительной власти в РФ, а также ее функционирования.

Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмотренное Конституцией РФ согласование Президентом с Государственной Думой назначения Председателя Правительства РФ имеет формально процедурный характер.

Президенту РФ принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ.

Определяя внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства РФ от Президента РФ. Она отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (см. п. 2 ст.

90 Конституции РФ); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (п. 3 ст. 115 Конституции РФ); указы Президента РФ относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства РФ (п. «ж» ст. 113, ст.

114 Конституции РФ); Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; непосредственно или через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов, ведающих аналогичными вопросами, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Президент РФ утверждает по представлению Правительства РФ положения об указанных органах и назначает их руководителей. Он распределяет функции между данными органами и вправе перераспределять установленные федеральными законами их функции до принятия федеральных законов о внесении в них изменений.

Президент РФ осуществляет также полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 85).

ФЗ от 29 июля 2000 г.

«О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» расширены возможности Президента РФ в укреплении законности в деятельности, в частности, исполнительных органов субъектов РФ. В случаях, указанных в данном Законе, Президент РФ вправе вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение, отрешить, отстранить его от должности.

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент РФ не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. Президент РФ в различных организационных формах взаимодействует с федеральным Собранием РФ.

Он имеет своих представителей в Совете Федерации федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, полномочия которых определены Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792.

Указом установлено, что полномочный представитель координирует деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ и представителей Правительства РФ в Совете Федерации и Государственной Думе РФ.

Представители действуют на основании положения о них, утвержденного упомянутым Указом Президента РФ. Их функции и полномочия установлены с учетом особенностей компетенции палат.

Например, полномочный представитель в Совете Федерации представляет позицию Президента РФ по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой; полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе представляет законопроекты, внесенные Президентом РФ, на заседаниях Государственной Думы; позицию Президента РФ по законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой, и т.п.

Полномочные представители при осуществлении своих функций имеют право согласовывать законопроекты, вносимые Президентом РФ в Государственную Думу: участвовать в подготовке предложений Президенту РФ о подписании или отклонении принятых Государственной Думой и одобренных Советом федерации федеральных законов и др.

Полномочные представители участвуют в заседаниях соответствующих палат без специального разрешения Президента РФ.

Важная роль в содействии реализации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти принадлежит Администрации Президента РФ. Она формируется Президентом РФ.

В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004 г.

, Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента РФ.

Учрежден институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.

Он призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

К его основным задачам относятся: организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с Полномочным представителем определяется постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г.

Президент РФ — Председатель Государственного Совета Российской Федерации, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Будучи совещательным органом, Государственный Совет призван содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Его статус определяется утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. Положением о Государственном Совете Российской Федерации.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol24.htm

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

11. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Хотя формально, по действующей Конституции, Президент не яв­ляется главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов.

Это выра­жается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно — через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Прави­тельства РФ;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

· принимает решение об отставке Правительства;

· представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

· по предложению Председателя Правительства назначает на долж­ность и освобождает от должности заместителей Председателя Прави­тельства и федеральных министров;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности;

· утверждает военную доктрину;

· формирует Администрацию Президента;

· назначает и освобождает полномочных представителей Прези­дента;

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

· назначает и отзывает после консультаций с соответствующими ко­митетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломати­ческих представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях;

· подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики государства;

· осуществляет руководство внешней политикой страны;

· ведет переговоры, подписывает международные договоры и рати­фикационные грамоты;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами России; в соответствующих случаях вводит на террито­рии России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычай­ное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе; награждает государственными награ­дами Российской Федерации, присваивает почетные звания Россий­ской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для испол­нения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Прави­тельства, а также приостанавливать действие актов органов исполни­тельной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательст­вам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного права Президент становится на че­тыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их ис­полнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекра­щения исполнения Президентом своих полномочий. Вопросы органи­зации и проведения выборов Президента подробно урегулированы Фе­деральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Рос­сийской Федерации».

Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Положение о ней утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490

Администрация создает условия для реали­зации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод че­ловека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых во­просов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

В целях обеспечения реализации Президентом своих конституци­онных полномочий, повышения эффективности деятельности феде­ральных органов исполнительной власти, усиления контроля за испол­нением указов и распоряжений Президента его Указом от 30 мая 2000 г. утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе Российской Федерации.

Представитель главы государства яв­ляется государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части террито­рии страны, включающей в себя один или несколько субъектов Феде­рации (соответствующий регион).

Основные задачи полпреда: содей­ствие Президенту страны в реализации его конституционных полномо­чий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и мест­ными органами власти, политическими партиями и иными обществен­ными организациями.

2. Полиция

Правовой основой государственного управления в области внутренних дел являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ФЗ « О полиции» N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.

Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами МВД России являются:

— разработка общей стратегии государственной политики в области внутренних дел;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в области внутренних дел;

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— обеспечение безопасности дорожного движения

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

— главные управления МВД России по федеральным округам;

— министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

— управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

— окружные управления материально-технического и военного снабжения;

— органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

— представительства (представителей) МВД России за рубежом;

МВД России осуществляет:

— лицензирование отдельных видов деятельности;

— выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

— контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской

К ведению МВД России относятся такие функции, как:

— организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

— обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

— разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

— обеспечение проведения государственной дактилоскопической регистрации, а также ряд других функций.

Полицияпредназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Различают два вида полиции — криминальная и полиция общественной безопасности).

На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях 2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; 5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях 4) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты

5)требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий.

Внутренние войска

В систему Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» входят внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— участие в антитеррористических операциях;

— участие в территориальной обороне Российской Федерации;

— оказание содействия пограничным войскам Пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации. На внутренние войска федеральными законами могут быть возложены иные задачи.

В структуру внутренних войск входят: органы управления внутренними войсками; соединения и воинские части оперативного назначения; специальные моторизованные соединения и воинские части; соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов; военные образовательные учреждения высшего профессионального образования; воинские части (подразделения) специального назначения; учреждения (медицинские, научные и др.) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и др.).

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент Российской Федерации. Управление внутренними войсками осуществляет Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является структурным подразделением центрального аппарата МВД России.

Билет 19



Источник: https://infopedia.su/8x1210f.html

11. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти

11. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

СтатусПрезидента РФ определен КонституциейРФ.

Президентосуществляет государственную властьв качестве главы государства, возвышаясьнад законодательной, исполнительной исудебной ветвями власти. Президент невходит организационно в системукакой-либо ветви государственной власти.Тем не менее, основной удельный весполномочий и их характер позволяютотнести его также к особым субъектамисполнительной власти.

Осуществляягосударственную власть в качестве главыгосударства, Президент РФ, не являясьформально главой исполнительной власти,активно влияет на деятельностьисполнительно-распорядительных органов,что выражается в следующих формах:

непосредственно(исходяиз прямой подчиненности ФОИВ);

косвенно(черезПравительство РФ).

Всфере исполнительной власти ПрезидентРФ обладает рядомполномочий:

назначаетс согласия Государственной ДумыПредседателя Правительства РФ;

-имеет право председательствовать назаседаниях Правительства РФ;

-принимает решение об отставке ПравительстваРФ;

-представляет Государственной Думекандидатуру для назначения на должностьПредседателя Центрального банка РФ иставит вопрос об освобожденииот должности Председателя ЦентральногобанкаРФ;

-по предложению Председателя ПравительстваРФ назначает на должность и освобождаетот должности заместителей ПредседателяПравительства РФ, федеральных министров;

-формирует и возглавляет Совет безопасностиРФ;

-формирует Администрацию ПрезидентаРФ;

-назначает и освобождает полномочныхпредставителей Президента РФ;

-вносит законопроекты в ГосударственнуюДуму;

-подписывает и обнародует федеральныезаконы (в том числе по вопросамисполнительной власти);

-обращается к Федеральному Собранию сежегодными посланиями о положении встране, об основных направленияхвнутренней и внешней политики государства;

-издает указы и распоряжения;

-может использовать согласительныепроцедуры для разрешения разногласиймежду РФ и органами государственнойвласти субъектов Федерации, а такжемежду различными органами исполнительнойвласти субъектов Федерации;

-вправе приостановить действие актоворганов исполнительной власти субъектовФедерации в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам имеждународным обязательствам РФ илинарушения этими актами прав и свободчеловека и гражданина до решения этоговопроса соответствующим судом.

12. Административно-правовой статус Правительства рф

ПравительствоРФ является высшим исполнительныморганом РФ, возглавляет единую системуисполнительной власти.

Правовуюоснову его деятельности составляютКонституция РФ, федеральные конституционныезаконы, федеральные законы и нормативныеуказы Президента РФ.

1.ПравительствоРФ -это коллегиальный орган, которыйвозглавляет систему исполнительнойвласти РФ и издает административно-правовыеакты от своего имени.

СоставПравительства РФ, порядок его формирования,цели, основные направления деятельности,полномочия, взаимоотношения с ПрезидентомРФ и Федеральным Собранием регламентируютсяКонституцией РФ.

Согласност. 110 Конституции РФ Правительство РФсостоит из Председателя ПравительстваРФ, заместителей Председателя ПравительстваРФ и федеральных министров.

ПредседательПравительства РФ обладает особымстатусом:

-возглавляет Правительство РФ, определяетв соответствии с Конституцией РФ,федеральными конституционными законами,федеральными законами, указами ПрезидентаРФ основные направления деятельностиПравительства РФ и организует егоработу;

-представляет Правительство в РФ и запределами ее территории;

-ведет заседания Правительства, обладаяправом решающего голоса;

-подписывает акты Правительства;представляет Президенту РФ предложенияо структуре федеральных органовисполнительной власти, о назначении надолжность и освобождении от должностизаместителей Председателя Правительстваи федеральных министров, о наложениина них взысканий и об их поощрении.

2.Конституция РФ предусматриваетследующиеполномочияПравительстваРФ:

-разработкуи представление Государственной Думефедерального бюджета и обеспечение егоисполнения;

-проведение единой финансовой, кредитнойи денежной политики;

-проведение единой государственнойполитики в области культуры, науки,образования, здравоохранения, социальногообеспечения, экологии;

-управление федеральной собственностью;

-реализацию мер по обеспечению обороныстраны, государственной безопасности,внешней политики РФ;

-обеспечение законности, прав и свободграждан;

-охрану собственности и общественногопорядка, борьбу с преступностью;

-иные полномочия, возложенные на негоКонституцией РФ, федеральными законами,указами Президента РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/5645544/page:7/

Uchebnik-free
Добавить комментарий