11. Основные направления финансовой политики государства

Основные направления финансовой политики государства

11. Основные направления финансовой политики государства

Лекция № 18

Государственная экономическая политика в РФ вплоть до настоящего времени была на­правлена на преодоление финансово-экономического кризиса 1998 года и стабилизации социаль­но-экономической ситуации.

Экономическая политика включает в себя следующие направления:

налоговую политику;

бюджетную политику;

денежно-кредитную политику;

инвестиционную политику;

институциональную политику;

социальную политику.

Для реализации экономической политики необходимо следующее:

1) уменьшение социальной напряженности;

2) оздоровление государственных финансов;

3) восстановление функционирования банковской сферы;

4) разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства.

Важнейшей составной частью экономической политики в стране является налоговая по­литика, которая должна быть направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, которые обеспечивали улучшение финансового положения ре­ального сектора экономики.

Основными целями и задачами налоговой политики являются:

1) такое реформирование налогового законодательства, которое обеспечило бы оп­тимизацию налоговой базы, уменьшило и по возможности исключило практику налоговых неплатежей;

2) пересмотр и ликвидация налоговых и таможенных льгот;

3) ужесточение налогового администрирования;

4) реструктуризация пеней, штрафов по платежам в бюджеты и внебюджетные фон­ды;

5) формирование единого реестра налогоплательщиков.

В рамках бюджетной политики государство поставило перед собой следующие задачи:

1) ввело и продолжает изменять экспортные пошлины на основные экспортно ори­ентированные товары в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

2) приняты меры по перечислению дивидендов на акции, что находятся в собствен­ности государства;

3) реструктуризация федеральных целевых программ, что выразилось в увеличении их финансирования за счёт уменьшения количества;

4) централизация доходов и средств федерального бюджета в счетах органов феде­рального казначейства;

5) проведение политики, направленной на обеспечение государственной монополии на производство алкогольной продукции;

6) проведение расчетов с использованием механизмов целевого финансирования всех расходов, связанных с погашением задолженностей бюджетным организа­циям всех уровней;

7) реструктурирован внешний долг. Произведена инвентаризация всех внешних и внутренних заимствований и механизмов их использования.

В рамках денежно-кредитной политики основными задачами и направлениями деятель­ности являются:

1) реструктуризация банковской системы, что выразилось в укрупнении банков, ликвидации мелких банков;

2) совершенствование порядка контроля со стороны Центробанка и других госу­дарственных органов за соблюдением коммерческими банками обязательных нормативов;

3) стабилизация динамики курса рубля по отношению к другим валютам;

4) пополнение валютных резервов;

5) уменьшение оттока капитала за границу;

6) активизация закупок добываемого золота для пополнения фонда государства;

7) ужесточение таможенного контроля.

Институциональные преобразования вытекают из основных задач государства в об­ласти управления.

Задачи:

1) приобретение государством акций наиболее значимых предприятий в результате капитализации просроченной налоговой задолженности с последующеё прода­жей акций на открытых аукционах;

2) передача в доверительное управление пакета акций предприятий, принадлежа­щих государству;

3) инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра феде­ральной собственности, земельной в том числе;

4) вовлечение в оборот объектов незавершённого строительства;

5) продолжение политики приватизации во всех основных отраслях экономики;

6) структурные преобразования, направленные на развитие конкурентоспособности, повышения эффективности функционирования ТЭК, ж/д транспорта, отраслей связи и ЖКХ;

7) совершенствование системы и механизмов тарифного регулирования на продук­цию и услуг естественных монополий;

8) усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационны­ми проектами, государственными инвестиционными программами, системой банкротства предприятий и за погашением задолженностей перед бюджетами всех уровней.

В области социальной политики государство поставило перед собой следующие основ­ные цели:

1) добиться выплаты в полном объёме текущей заработной платы работникам бюд­жетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий, выполнения графика погашения задолженностей по всем группам и категориям населения из федерального бюджета;

2) были увязаны перечисления трансфертов субъектам федерации с выполнением их обязательств по финансированию расходов субфедерального бюджета на вы­плату заработной платы из собственных доходов работникам субфедеральной бюджетной сферы;

3) разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоёв на­селения виде дифференцированной индексации пенсии;

4) поэтапная индексация ставок и окладов работников бюджетной системы, систе­мы тарифных ставок;

5) реализация пенсионной реформы с целью сделать пенсионную систему много­уровневой, внедрить элемент накопительного финансирования пенсий;

6) упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.

В области инвестиционной политики государство поставило перед собой следующие основные цели:

1) увеличение роли формирования консолидированного бюджета и развития страны в рамках консолидированного государственного бюджета как источника финансово­го обеспечения государственных инвестиций;

2) создать необходимые условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

3) развитие ипотечного кредитования;

4) привлечение иностранных инвестиций, желательно прямых.

15.2. Механизмы реализации финансовой политики

На протяжении 90-х годов реформирование государственного сектора экономики и про­ведения практической экономической политики осуществлялась в следующих направлениях:

1) создание олигархического слоя, воплощающего тактику реформ;

2) приведение институциональной базы в соответствие в сырьевой направленностью реального сектора экономики подчинение этому сектору всей внешнеторговой деятельности государства;

3) подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики, свя­занной с финансированием фундаментальной науки, высоких технологий, ВПК;

4) либерализация денежно-кредитных и финансовых рынков с целью привлечения спекулятивного иностранного и внутреннего капитала;

5) модель бюджетного федерализма, расширяющего полномочия субъектов федера­ции без соответствующего разграничения предметов ведения, без учёта реального финансового потенциала органов власти субъектов федерации и местного само­управления;

6) устранение государства из социальной сферы, от обеспечения гарантированного прожиточного минимума, всё свели к индивидуальному принципу удовлетворения потребностей.

На рубеже нового тысячелетия государство начало корректировать курс экономической политики, в области государственных финансов были сформулированы основные проблемы и механизмы их решения. Были обозначены следующие проблемы:

1) сбалансированность бюджетов всех уровней;

2) совершенствование налоговой системы;

3) оптимизация структуры расходов государства;

4) принятие реального и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного финансирования;

6) стабилизация валютного курса рубля;

7) регулирование процентных ставок по кредитам через поэтапное уменьшение став­ки рефинансирования ЦБ;

8) повышение эффективного использования государственной собственности;

9) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

10) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Система мер, необходимая для стабилизации экономики:

1) обеспечение сбалансированности бюджетов, их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

2) расширение налогооблагаемой базы, что тяжело осуществить за счёт давления на малый и средний бизнес;

3) установление верхних границ доходности по государственным заимствованиям на внутреннем рынке;

4) стабилизация валютного курса рубля, создание предпосылок для полной конверти­руемости рубля на международном рынке;

5) формирование системы доверительного управления государственной собственно­стью РФ за рубежом;

6) ориентирование денежно-кредитной политики на регулировании процентных ста­вок.

Источник: https://studopedia.su/5_9942_osnovnie-napravleniya-finansovoy-politiki-gosudarstva.html

Вопрос 11. Основные направления финансовой политики

11. Основные направления финансовой политики государства

Вопрос 10. финансовой политики. Цели и ресурсы финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность разрабатываемых государством мер по мобилизации финансовых ресурсов и наиболее эффективному их использованию.

Состав финансовой политики:

1.- Финансовая тактика – это краткосрочный курс финансовой политики сроком до 1 года. Финансовая тактика должна поддерживать вторую составляющую финансовой политики – финансовую тактику. Например: закон о бюджете на соответствующий год.

2. — финансовая стратегия – это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (до 5, 10 и т.д. лет). Пример документа: реформа межбюджетных отношений: 1998-2001 года – концепция реформирования МБО, 2001-2005 года – программа развития бюджетного федерализма. Финансовая стратегия предполагает изменения в финансовом механизме

Цели финансовой политики:

достижение экономического роста, т.е. роста ВВП;

рост благосостояния населения;

повышения объема финансовых ресурсов и эффективности их использования.

Ресурсы финансовой политики:

производительные силы общества:

-) люди в трудоспособном возрасте;

-) основные производственные фонды;

-) природные ресурсы.

2) величина собственного финансового капитала на территории;

3) степень развития финансовой инфраструктуры (банки, другие финансовые учреждения, биржи …).

Основные формы вмешательства государства в экономику:

Выработка законодательной базы – защита участников экономических отношений, «правила игры». Защита прав собственности.

Перераспределении доходов – рынок не обеспечивает социальную справедливость и равенство. В обществе есть люди, неспособные к труду (дети, пенсионеры, инвалиды).

Пути реализации:

-) установление минимального размера оплаты труда;

-) государственный контроль за ценами на определенные товары, работы и услуги;

-) обязательные платежи товаропроизводителей и собственников (налоги) …

3) Защита конкуренции – выработка антимонопольного законодательства;

4) Финансирование и производство общественных благ и услуг (социально-культурная сфера);

5) Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Например: регулирование безработицы, уровня инфляции, объема производства …

Инструменты вмешательства государства:

Прямые – напрямую воздействуют на объем производства, увеличивая или сокращая его (использование государственных ресурсов.)

К ним относятся:

1.- законодательство;

2. – государственный сектор экономики (госпредприятия);

3. – создание рабочих мест

4.- государственные расходы;

5.- создание новых рабочих мест.

Косвенные – при которых производство либо падает, либо растет. К ним относятся:

1.- эмиссия денег;

2.- налоги, налоговые льготы, отсрочки по налогам, таможенные платежи.

3.- процентные ставки по кредитам;

4.- тарифы и цены.

1. Налоговая политика. Цели:

— обеспечение доходной базы бюджета;

— создание условия налогообложения, удовлетворяющих интересам органов власти и субъектов рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Россия:сокращение перечня налогов (50 à 28); снижение налогового бремени (сокращен налог на прибыль – 35% à 32% à 30% à24%); расширение налогооблагаемой базы, сокращение налоговых льгот; пересмотр поимущественных налогов: НДС – 20% à 18% (в будущем – 16%).

Инструменты налоговой политики: -) налоговые ставки; -) налоговые льготы; -) налоговые санкции.

2. Бюджетная политика. Инструменты бюджетной политики:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы;

– государственные расходы;

– инвестиции;

– социальные трансферты, дотации …;

– заемная деятельность;

– кредиты, проценты по ним и т.д.

3. Денежно-кредитная политика.Цели:

— обеспечение устойчивости денежного обращения;

— регулирование курса рубля и уровня инфляции;

— регулирование финансового рынка в части банковской системы;

— установление ставки рефинансирования и т.д.

— Объект регулирования – денежная масса:

Направления денежно-кредитной политики и их инструменты:

— эмиссионная политика, инструмент: эмиссия денег (рост наличных денег в обращение);

— учетная политика, инструмент: ставка рефинансирования.

Установление ЦБР определенного процента, называемого учетной ставкой, за предоставление ссуды (кредитных ресурсов) коммерческим банкам для пополнения их резервов; базовая цена кредитных ресурсов или стоимость денег – ставка рефинансирования. ЦБР следит за реальной денежной массой.

4. Инвестиционная политика. Цель:

-создание условий для накопления и инвестирования средств в реальном секторе;

-восстановление доверия вкладчиков к государству;

-повышение инвестиционной активности банковской системы путем предоставления государственных гарантий и льготного налогообложения;

-привлечение иностранных инвестиций;

-предотвращение утечки капитала за границу;

4. Социальное направление финансовой политики. Цель:

— увеличение пенсий и других социальных выплат;

— установление МРОТа;

— регулирование безработицы …

В отличие от СССР современная Россия – переходим на целевую адресную поддержку отдельных слоев населения в социальном обеспечении.

Раньше: детские пособия всем;

Сейчас: у кого прожиточный уровень ниже прожиточного минимума:

-) трансферты субъектам РФ, чей уровень экономического развития ниже, чем средне российский.

-) страховая политика.

Вопрос 12. Финансовый контроль. Его содержание, значение и задачи. Методы его проведения.

Финансовый контроль – функция финансового управления.

Финансовый контроль — совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов; процесс оценки эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Классификация финансового контроля:

1. по регламенту осуществления:

а) -) внутренний – осуществляет тот субъект, который выполняет план, средствами того, кто реализует свою финансовую деятельность;

-) внешний – осуществляют другие объекты, сторонние организации, т.е. со стороны сторонних субъектов;

б) -) обязательный – проводится в силу требований закона; по решению компетентных органов (судебных, прокуратуры, налоговых и т.д.);

-) инициативный – по решению самого подконтрольного лица;

2. по времени проведения:

-) предварительный – в процессе планирования;

-) текущий – в процессе реализации плана;

-) последующий – по итогам финансового плана, финансового года;

3. по субъектам контроля:

а) государственный:

-) президентский;

-) со стороны представительных органов власти;

-) со стороны исполнительных органов власти;

б) со стороны органов МСУ;

в) со стороны финансово-кредитных органов (налоговая, ЦБР и т.д.);

г) ведомственный (со стороны отраслевых ведомств и сфер);

д) внутрихозяйственный (на уровне хозяйствующих субъектов, предприятий);

е) аудиторский (независимый) контроль.

Принципы контроля:

— результативность (предупреждение, а не выявление ошибок);

— независимость (контрольный орган не должен быть зависим от подконтрольного, особенно – государственный);

— компетентность (проводится профессионалами);

— объективность (не должны играть личные амбиции контроллера);

— согласованность контроля (контрольные органы не должны мешать основной хозяйственной деятельности);

— гласность (для государственного контроля).

Методы проведения контроля:

– Проверки;

– Обследования;

– Надзор;

– Анализ;

– Ревизия – основной метод финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_67394_vopros--osnovnie-napravleniya-finansovoy-politiki.html

Финансовая политика государства и ее основные направления

11. Основные направления финансовой политики государства

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

принципы формирования финансовой политики:

1. Приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

2. Федерализм, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обеспечиваться при посредстве финансовой деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, выполнение функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также должна обеспечиваться жизнедеятельность и самостоятельность субъектов федерации.

3. Единство финансовой политики и денежной системы.

4. Равноправие субъектов федерации в области финансовой деятельности.

5. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления.

6. Социальная направленность финансовой деятельности вытекает из положений Конституции, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих свободную жизнь и свободное развитие человека.

7. Распределение функций в области финансовой деятельности на основе распределения законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Принцип гласности означает, что любые нормативные акты, регулирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов.

10. Принцип законности.

Направления финансовой политике:

Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Налоговая политика — совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения.

Страховая политика — это направление деятельности, которая реализуется через определенный комплекс организационных мероприятий, методов и инструментов и направлен на обеспечение функционирования страховых фондов, которые формируются на основе страховых взносов от граждан, физических и юридических лиц, доходов, полученных от размещения временно-свободных средств этих фондов, и осуществления страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении страховых случаев.

Валютная политика — это направление деятельности, которая реализуется через определенный комплекс экономических, юридических и организационных мероприятий и направлен на обеспечение нормального функционирования и стабильности курса национальной валюты, поддержания равновесия платежного баланса. Регулирование валютно-рыночной конъюнктуры проводится при помощи формирования золотовалютных резервов, использование валютных ограничений и т.

Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование — это процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов. Финансовое планирование является составной частью управления финансами. Финансами планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной достоверной и своевременной.

Финансовая информация включает в себя бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

В ходе финансового планирования решаются следующие задачи: определяются источники и размеры финансовых ресурсов; определяются направления использования финансовых ресурсов; раскрываются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов; выявляются резервы роста финансовых ресурсов.

По срокам финансовое планирование подразделяется на стратегическое (более 5 лет); среднесрочное (3 года); текущее— определяет задание на текущий финансовый год; оперативное- охватывает короткий промежуток времени (несколько дней, месяцев).

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

Финансовый план имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

В частности, коммерческие предприятия составляют балансы доходов и расходов, некоммерческие- сметы, органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Финансовые планы бюджетных организаций носят название смет (план доходов и расходов).

финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый и др.

Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов.

Этот метод целесообразно применять в тех случаях, когда отсутствуют финансово- экономические нормативы, а выявленная в процессе анализа взаимосвязь показателей стабильна и сохранится в плановом периоде.

Нормативный метод используетсядля определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.

Финансовый план— результат финансового планирования. По уровню формирования различают централизованные и децентрализованные финансовые планы.

Централизованное финансовое планирование проводится по следующим направлениям: территориальное планирование (планы составляются по РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям); финансовое программирование (разрабатываются программы по решению конкретной задачи); ведомственное планирование (план составляется по отдельному министерству или ведомству).

На федеральном, региональном и местном уровнях составляются: соответствующий бюджет, баланс финансовых ресурсов и перспективный финансовый план. Бюджет является основным финансовым планом. Он формируется в форме баланса. В нем планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой социально- экономического развития страны и регионов.

Баланс финансовых ресурсов представляет совокупность всех доходов и расходов РФ, либо субъектов РФ, либо всех хозяйствующих субъектов на определенной территории. Перспективный финансовый план отражает прогнозные возможности соответствующего бюджета по мобилизации доходов и финансированию соответствующих расходов.

Формы, виды и содержание децентрализованных финансовых планов зависят от организационно- правовой формы предприятия, их отраслевых особенностей. Например, некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету доходов и расходов. При этом смета является финансовым планом.

Коммерческие организации составляют финансовые планы с целью: обеспечения интересов акционеров и инвесторов, выявления росту доходности предприятия и т.д. В современных условиях широкое распространение получил бизнес-план.

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность

всесторонне оценить эффективность принятых решений,

планируемых мероприятий

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработке концепции финансовой политики на определенный период развития государства или субъекта хозяйствования.

Цель финансового прогнозирования — оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов;

2. обоснование направлений использования финансовых ресурсов;

3. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.

Просмотров 788 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-1293.html

Основные направления финансовой политики

11. Основные направления финансовой политики государства

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 542; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-69415.html

Направления финансовой политики государства

11. Основные направления финансовой политики государства

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.

Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикойпонимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политикеважное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политикапредставляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политикавыражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политикапредставляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политикасвязана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансовнаправлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Важной составной частью финансовой политики является создание финансового механизма, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов и методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства; организация бюджетной системы, финансов предприятий и финансового рынка.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам и с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма.

Все это позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание финансовой политики?

2. Назовите цели финансовой политики.

3. Что определяет результативность финансовой политики?

4. Каковы перспективные направления финансовой политики на современном этапе?

5. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

6. Раскройте роль финансового механизма в осуществлении финансовой политики.

Практическое задание

Охарактеризуйте финансовую политику РФ текущего финансового года.

Термины и понятия

Оперативное управления финансами, стратегическое управление финансами, финансовый менеджмент, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, аудит, ревизия, мониторинг, финансовый механизм, финансовый рычаги, финансовые стимулы, финансовая политика, финансовая стратегия, финансовая тактика, финансовый риск.

Тесты по модулю 3

1. Какие задачи возложены на Минфин РФ?

а) разработка финансового законодательства;

б) составление проекта федерального бюджета;

в) внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов.

2. Назовите функции Министерства РФ по налогам и сборам;

а) контроль за исполнением внебюджетных фондов;

б) разработка нормативов отчислений от налогов в бюджет;

в) учет налогоплательщиков.

3. Какие финансовые органы управления относятся к местным?

а) городские финансовые управления;

б) финансовые отделы предприятий;

в) финансовые управления министерств.

4. Назовите метод финансового контроля

а) документальный учет;

б) проверки;

в) анкетирование.

5. Какие органы осуществляет внутриведомственный финансовый контроль?

а) ревизионный аппарат отраслевых министерств;

б) аудиторская фирма;

в) бухгалтерия.

6. Кому подчиняется Федеральное казначейство?

а) Правительству РФ;

б) министерству финансов;

в) Федеральному собранию РФ.

7. Какой вид контроля осуществляется на стадии уплаты налогов?

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий.

8. Назовите основной инструмент осуществления финансовой политики.

а) система денежных фондов предприятия;

б) госбюджет;

в) система финансовых резервов.

9. Что представляет собой финансовая политика?

а) деятельность финансовых органов в области финансов;

б) деятельность государства в области финансов;

в) действие экономических законов в финансовой сфере.

10. Что следует понимать под финансовым механизмом?

а) финансовый аппарат;

б) виды финансовых отношений;

в) совокупность способов, приемов и методов организации финансовых отношений.

Модуль 4. Государственные финансы

Цель модуля –изучить экономические закономерности и роль государственных финансов в условиях рыночной экономики. Изучив материалы модуля, Вы сможете: · уяснить содержание государственного бюджета как экономической категории и стоимостного инструмента распределения ресурсов; · понять механизм формирования государственных доходов и расходов; · проанализировать динамику и структуру государственных доходов и расходов.

Глава 4.1. Государственный бюджет



Источник: https://infopedia.su/11x65db.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий