11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.

Текущий контроль: устная форма. Виды опроса

11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.

Текущий контроль как нового, так и изученного ранее материала про­исходит в форме опроса, который бывает следующих видов: индивиду­альный, коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный.

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Уст­ный опрос — это проверка а) усвоения формулировок понятий, б) уме­ния раскрыть сущность лингвистического феномена, в) умения привес­ти языковые факты и примеры в подтверждение вьщвинутого положе­ния (зачастую это самый сложный момент в ответе).

Обучая умению строить связное устное монологическое высказыва­ние на лингвистическую тему, а затем проверяя, насколько оно сформи­ровано, целесообразно не только познакомить учащихся с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», чтобы они четко знали, исходя из каких критериев вами оценивается ответ, но и постоянно напоминать им эти критерии.

Устные ответы учащихся оцениваются следующим образом.

Устный ответ учащего должен представлять собой связанное, логи­чески последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение давать определения, верно применять правила в каждом кон­кретном случае.

При оценке устного ответа учитываются следующие критерии 1) пол­нота и правильность ответа, 2) степень осознанности изученного, 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик 1) полно излагает изученный ма­териал, дает правильное определение языковых понятий, 2) обнаружи­вает понимание материала, может обосновать свои суждения, приме­нить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, 3) излагает материал по­следовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, кото­рые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языко­вом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимании основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, 2) не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои сужде­ния и привести свои примеры, 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы

учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Знание учащимися критериев выставления оценки снимет ненуж­ные, но постоянно возникающие вопросы «а за что?». Вот почему важ­но всегда комментировать выставленные в ходе урока отметки.

Как проводить устный опрос?

Чтобы привлечь всеобщее внимание и включить в работу всех уча­щихся, надо задать вопрос всему классу и только потом вызвать заранее намеченного ученика.

Опрос можно проводить

1) по плану, который предлагает учитель,

2) по плану, который продуман учеником дома самостоятельно или
коллективно на предыдущем уроке,

3) по опорным примерам.

Учитель имеет право прервать отвечающего и попросить другого ученика продолжить ответ с места.

В ходе устного ответа учитель может дать всем остальным задание со­ставить таблицу классификационного характера и прокомментировать ее.

Последняя форма опроса уместна на уроках, завершающих изучение какой-либо темы (а также на уроках обобщения и систематизации). Са­мостоятельное составление таблиц, схем классификационного характе­ра развивает логическое, абстрактное мышление, умение обобщать лин­гвистические факты.

Предложите учащимся завести отдельную тетрадь, куда переносятся такие таблицы, и к концу года получится альбом с об­общающими курс материалами. Использование таблиц особенно эф­фективно на уроках повторения при подготовке к очередным или выпу­скным экзаменам. Устный индивидуальный опрос хорош тем, что здесь устанавливается непосредственный контакт между учителем и учени­ком. Но «…

ученики считают себя вправе оставаться совершенно невни­мательными, пока дойдет их очередь отвечать. Один решает задачу или читает, а другие тридцать или сорок тратят попусту время и привыкают к самому гибельному, к самому вредному препровождению его»3.

Та­кую ошибку очень часто и допускает студент-практикант, упуская из виду, что надо спланировать работу всего класса, пока идет опрос у доски, и распределить свое внимание между отвечающим и остальными учениками. Как избежать подобной ситуации и включить класс в рабо­ту?

Заранее — до начала опроса — попросите (то есть дайте целеуста-новку) или а) воспроизвести прослушанный ответ тезисно, или б) дать анализ примеров с точки зрения их соответствия теме и т. п.

ъ К. Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 215.

Предостерегите учащихся от сиюминутного исправления ответа, объяснив, что это мешает их товарищу.

На первых этапах обучения умению давать развернутую оценку можно использовать памятки,например, такого типа:

1. Соответствует ли ответ вопросу?

2. Даны ли необходимые определения?

3. Не «перескакивал» ли отвечающий с одного на другое?

4. Был ли ответ полным и какие дополнения можно предложить?

5. Достаточно ли было примеров и были ли они вообще?

6. Какие ошибки в изложении материала были по существу вопроса и по
форме (имеется в виду культура речи учащегося) изложения?

В результате этих действий учитель получает возможность выста­вить оценки и отвечавшему у доски, и тому, кто дал аргументирован­ный анализ ответа, а значит, тоже продемонстрировал знание материа­ла.

Систематическое проведение индивидуального опроса необходи­мо, так как и учитель получает верную информацию о каждом учени­ке, и учащиеся начинают ответственно относиться к своему труду.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы в течение учебной четверти у учащегося была не одна оценка за монологический ответ, по­лученная в ходе этого вида индивидуального опроса. В связи с этим остановимся на так называемо «тихом» опросе, который можно прово­дить со слабо успевающими учениками.

Методика его проведения: пока класс занят выполнением коллективного вида работы, один ученик про­говаривает ответ по теме на диктофон. В конце урока учитель прослу­шивает, делает замечания и выставляет оценку.

Каковы плюсы такого опроса? Вызванный к доске, слабый ученик «съедает» много времени на уроке, класс отвлекается, да и ответ бывает далек от образца, который должен звучать на уроке. Кроме того, не надо забывать, что «слабость» ученика может быть вызвана состоянием психики ребенка (дефекты речи, заикание, смущение и т.

д.). «Тихий» опрос снимет это напряже­ние. Главное в работе с такими учащимися — регулярность и публич­ное признание их роста.

Коллективныйопрос (контроль) представляет собой различные ви­ды письменных проверочных работ, о которых речь пойдет далее. Здесь же остановимся только на одном виде коллективного опроса — грамма­тической контрольной работе для всего класса по вариантам.

Так, в 7 классе при проверке темы «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» предлагается выполнить следующее задание: от данных глаголов образовать все формы глагола, включая причастия и деепричастия:

1 вариант 2 вариант

решить решать

встречать встретиться

В 8 классе: при закреплении темы «Члены предложения и способы их выражения» — разобрать предложение: Что-то грустное, прощаль­ное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной по чле­нам предложения (1 вариант) и по частям речи (2 вариант).

Фронтальныйопрос проводится по следующей схеме: частный, дробный вопрос классу — краткий, односложный ответ.

Например, по теме «Основные признаки имени прилагательного как части речи» (5 класс) фронтальный опрос можно провести, используя следующие вопросы:

1. Какая часть речи называется «именем прилагательным»?

2. Какие разряды прилагательных вам известны?

3. Какие прилагательные называются притяжательными?

4. Какие прилагательные называются относительными?

5. Какие прилагательные называются качественными?

6. Какие грамматические признаки отличают качественные прилагательные?

7. Как образуется форма простой сравнительной степени?

8. Как образуется форма составной сравнительной степени?

9. Как образуются формы превосходной степени?

10. От каких прилагательных и как образуется краткая форма?

11. Как изменяются имена прилагательные?

12. Какова их роль в предложении?

При подготовке материала для фронтального опроса нужно проду­мать последовательность вопросов (от общего к частному) и сами фор­мулировки.

Практика показывает, что учителя предпочитают именно эту форму опроса. Всему классу предлагается большое количество вопросов, но учитель заранее намечает одного-двух учеников и следит за тем, чтобы каждый из них ответил на 4-5 вопросов.

В результате выставляется от­метка — так называемый «поурочный балл». Фронтальный опрос хо­рош как умственная зарядка (с него можно начать урок), но полного представления о глубине усвоения материала он не дает, так как чаще всего демонстрирует не уровень знаний, а активность учащихся на уро­ке.

«Проблема» «поурочного балла» как раз и заключается в том, что оценки, полученные учащимися в ходе фронтального опроса, могут но­сить случайный характер, а это в свою очередь ведет к появлению с их стороны несерьезного отношения к предмету.

Поэтому учитель должен требовать от учеников развернутых ответов и предлагать им по ходу ответа дополнительные вопросы.



Источник: https://infopedia.su/8x12aa8.html

Место устного опроса в текущем оценивании на уроках русского языка

11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.

В сегодняшнем выступлении хочу коснуться вопроса, связанного с текущим оцениванием и рассказать, каким образом можно оценить работу ученика в полном объеме на этапах проверки домашнего задания и актуализации знаний.

Каждый урок теоретический материал должен повторяться.

На моих уроках одной из составляющей оценивания знаний ученика является знание теоретического материала (правил). Одной из составляющей ответа ученика является устный опрос, который связан с материалом одного или нескольких уроков.

Индивидуальный устный опрос — эффективная форма проверки знаний учащихся:

  • ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера ( особое внимание уделяю монологическому высказыванию на лингвистическую тему, в основе которого лежит усвоенная учащимися научная информация. Овладение школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а значит, и общему развитию учащихся);
  • оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем;
  • проводится под контролем и при активном участии в работе всех учащихся;
  • дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно;

Домашнее задание может оцениваться следующим образом:

Ребенок у доски выполняет фонетический разбор слова (проверяются его практические умения). Ребенок выполняет задание с ошибками.

Маяк [м а я к]

При проверке класс находит эти ошибки. Задавая дополнительные вопросы по теме «Фонетика», помогаем ученику, допустившему ошибку, найти ее:

  • Сколько в русском языке гласных букв? Назови их.
  • Сколько в русском языке гласных звуков? Назови их.
  • Когда буква я обозначает 1 звук?2 звука?
  • Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука?

Благодаря вопросам по теме задания, которые задают сами дети, ученик, работающий у доски, вспоминает пройденный материал, находит ошибки. Думаю, что таким образом устраняются и пробелы в знаниях отвечающего ученика. Исправляется запись:

Маяк [м а j'а к] – 2 слога

м [м ] — согл., непарн. звон.,парн. твёрдый.а [а] — гласный, безударный.я [j'] — гласный, ударный.[а] — согл.,непарн звон., непарн.мягк.к [к ]- согл.,парн. глух.,парн. твёрдый.

4 б.,5 зв.

Такой устный опрос проводится мною и детьми по разным темам. Конечно же, у каждого ребенка должно быть соответствующее учебное пособие, в котором весь изученный материал должен быть отражен.

Я использую

  1. Л.Е.Тарасова «Русский язык. Все правила в таблицах. 4 класс».
  2. Школьный словарик. Правила по русскому языку. Начальная школа. Клюхина И.В.
  3. Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом» .
  4. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок».

Введение в этот этап урока устного опроса помогает соблюсти все требования к этому этапу и избежать ошибок.

1. Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

2. этапа

Выяснить степень усвоения заданного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты.

3. Условия достижения положительных результатов

Использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока.

Возможность в ходе проверки актуализировать и скорректировать опорные понятия.

5. Требования к реализации дидактической задачи урока.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

Такой подход позволяет избежать типичные ошибки этого этапа: однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала, репродуктивный характер вопросов и заданий.

Устный опрос может проводиться и на этапе всесторонней проверки ЗУН (Актуализация знаний)

На этапе актуализации знаний, подводя детей к определению темы обобщающего урока «Повторение изученного в начальных классах», я предлагаю выполнить следующие задания (из материалов пособия «К пятёрке шаг за шагом»). У доски работают 2 ученика.

Дети выполнили задания верно. Они использовали свои знания на практике (Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением; правописание согласных на конце и в середине слова ). На этом этапе учитель должен проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность.

Выполнение заданий не требуют большого количества времени, поэтому здесь уместна дополнительная проверка знаний (с помощью устного опроса) и по пройденным темам, а именно:

  • правописание безударных гласных;
  • сочетания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ;
  • мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов;
  • разделительные Ь и Ъ;
  • правописание НЕ с глаголами и т.д.

Дети задают вопросы отвечающим у доски по всем темам, которые мы повторяли.

Очевидно, что ребенок, задавая вопрос, знает на него ответ. Если ребенок, работающий у доски, не может на него ответить, отвечает ребенок, задающий вопрос. Таким образом, правила повторяются учениками всего класса. Хочу заметить, ребенок, рассказывая правило, обязательно приводит свои примеры на это правило.

Выполнение заданий, устный опрос плавно подводят детей к определению темы урока, его цели и задач. Устный опрос позволяет избежать на данном этапе следующих ошибок: слабая активизация учащихся в процессе проверки, отсутствие аргументов отметок.

Соблюдаются все требования к данному этапу урока, а именно:

1. Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование ответов учащихся; оценка ЗУН

3. Условия достижения положительных результатов

Использование самых различных методов проверки знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока.

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но их глубины, осознанности, умение использовать на практике; усовершенствование самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока.

Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

Благодаря этой форме проверки знаний, система оценивания выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, при¬обретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

При этом соблюдаются следующие принципы:

  • естественность процесса оценки;
  • приоритет самооценки;
  • личностная направленность;
  • систематичность оценивания;
  • критериальность.

В требованиях ФГОС к оцениванию сказано, что оно может быть только критериальным. Основны¬ми критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм вы¬ставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Считаю, что устный опрос- это обратная связь, с помощью которой учитель ведёт наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала, позволяет вовремя обнаружить пробелы в усвоении, осмыслении и применении их на практике. Получив обратную информацию, учитель имеет возможность соответствующим образом вмешиваться в процесс: дает индивидуальные задания, дополнительно объясняет ошибочные суждения, помогает выработать правильный способ рассуждений. 

Познание, как утверждают философы, оперирует как научными теориями, понятиями, фактами, так и правилами практики, методами получения знаний. Истинность этого утверждения понятна каждому учителю

Важную роль в решении проблемы формального знания и неудовлетворительно сформированных умений («Правило знаю, а пишу с ошибками») играет мастерство учителя.

Всего комментариев: 0

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10128

30 способов проведения опроса на уроке

11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.

1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист «двухэтажный», так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности.

Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям. Читайте статью Взаимоконтроль и взаимопроверка на уроке: правила проведения.

6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.

7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу «по цепочке». Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или .

Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт. Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.

11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: «Я считаю, что…, а ты как думаешь?» Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

Например, на уроке истории сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.

Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П — «Я считаю, что…»

О — «Потому что…»

П — » Я могу доказать это на примере…»

С — «Поэтому я делаю вывод, что…»

Читайте подробнее о ПОПС-формуле.

13. Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.

14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и «лишние». Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.

Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Читайте Как сделать трафарет в презентациях.

Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Но есть и имена героев и из других его произведений.  Вопрос: Отметьте всех героев романа «Евгений Онегин».

15. Аукцион. Задается тема аукциона, например, «Страны Африки». Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.

Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.

17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно «да» или «нет».

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.

19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

Для более успешного и эффективного опроса во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.

20. «Угадай-ка«. Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, известная историческая личность. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».

Пример использования: загадан император Николай II.

Вопросы учащихся:

Это русский царь? — Да.

Он из династии Романовых? — Да.

Он жил в XVIII веке? — Нет.

И так далее, пока не будет отгадано слово.

Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос.

Например, вопрос: Назовите произведения Ж. Верна.

Фразы «Отцы майора Васильева», «Мистический материк», «Восьмилетний штурман» и т.д.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты.

Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме.

В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Например, на уроке химии задается вопрос «Применение железа». Учащиеся не просто отвечают «в производстве», а приводят конкретные примеры.

26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Например, на уроке биологии нужно восстановить цикл произрастания дерева из семени.

Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы.

27. Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.

29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения.

Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями.

Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети  стали относится намного внимательнее.

30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.

Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время вы планируете отвести для него. 

Мы перечислили лишь 30 способов проведения опроса на уроках. А какие приемы используете вы?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/5992_sposoby_oprosa_uchenikov

Опрос на уроках русского языка

11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Проверка теоретических знаний, умений учащихся осуществляется при помощи опроса. К сожалению, формы опроса крайне однообразны.

В основном это ответ у доски 2 – 3 учеников при бездействии остальной части класса или фронтальный опрос. Всё это не может дать учителю объективной картины реального уровня знаний каждого ученика, а тем более большинства учащихся по русскому языку.

В связи с этим к проведению опроса предъявляются определённые требования:

1.На уроке необходимо сочетать все виды опроса (устный и письменный; индивидуальный, фронтальный, уплотнённый).

2.Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся.

3.При опросе нужно следить не только за содержанием ответа, но и за речью ученика. Привлекать учащихся к дополнению, рецензированию ответа с места, к постанове вопросов отвечающим.

4.Опрос должен строиться так, чтобы выявляемые знания подкреплялись примерами.

5.Вопросы должны быть чёткими, ясными, не допускающими односложных ответов.

Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

Одной из самых распространённых форм опроса является фронтальный опрос. В таком опросе участвует весь класс.

Он достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее изученное.

Используется при необходимости быстрой проверки знаний одновременно у большого количества учащихся и повторении значительного по объёму материала. В течение урока задаётся большое количество вопросов, требующих краткого ответа.

Вопросы задаются всему классу, а затем отвечает на них учеников, которого учителю нужно спросить. Одному и тому же ученику в течение урока можно задать 4 – 5 вопросов и выставить поурочный балл. Поурочный балл может быть выставлен нескольким ученикам. Таким образом может происходить накопление оценок за четверть.

Фронтальный опрос имеет и явные недостатки:

«1.Ограничивает возможность развёрнутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. При опросе превалируют односложные, краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи учащихся.

2.Краткость, отрывочность ответы на уроке приводит к тому, что изученные факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не развивается навык систематизации изученного.

3.Возможность отвечать на уроке односложно, неразвёрнуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьёзно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения материала в целом» (Методика преп. русск. языка / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М., 1990. – С. 295).

Уплотнённый опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от двух до четырёх и даже пяти), каждому из которых даётся особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу.

Такой опрос следует применять очень осторожно, так как ученики, которые готовятся к ответу на какое-то время, иногда и на очень длительное, выключаются из общей работы класса. Кроме того, часть учащихся не слушает отвечающего, а следит за доской.

Хорошо, если в классе есть оборотная доска. В то же время при оборотной доске учитель не имеет возможности следить за работой у доски. Лучше в таком случае использовать карточки, отсадив опрашиваемых за другую парту.

При таком опросе хорошо проверять правописные навыки.

По мнению М.Т.Баранова индивидуальный опрос – «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем» (с.295 – 296).

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т.д.

Устное монологическое высказывание может быть, например, о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении и т.д. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных примеров и примеров из домашнего упражнения.

Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление 2 – 3 аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу, тестам; различным упражнениям с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек справочного характера.

Что касается характера вопросов при опросе, то они могут быть следующего характера: 1) вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д.

, например: какие слова называются синонимами? Какие простые предложения называются односоставными? И т.д.

2) вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: почему перед союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-)? И т.д. 3) вопросы, требующие применения знаний к данным примерам.

Учитель записывает на доске слова в определённых формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на примеры, ответить на вопросы: докажите, что это синонимы? В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах? И т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_189417_opros-na-urokah-russkogo-yazika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий