11. Межполушарная асимметрия. Методы исследования.

Методы определения асимметрии

11. Межполушарная асимметрия. Методы исследования.

Образное представление специфических функций полушарий мозга

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Конкретное мышление Абстрактное мышление
Математические вычисления Бессознательное
Сознательное Образная память
Правая рука Левая рука
Речь Ритм, восприятие музыки, интонации
Правый глаз Левый глаз
Чтение и письмо Ориентировка в пространстве
Двигательная сфера Чувственная сфера

Методы исследования межполушарной асимметрии — подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору.

Методы исследования межполушарного взаимодействия — основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).

1. Одним из способов определения моторной асимметрии является использование опросников, результаты которых основываются на самооценке испытуемых, и это не всегда отражает объективную картину. Среди лиц, считающих себя правшами, выявляется много амбидекстров и леворуких.

Другим недостатком опросников является то, что их структура способствует автоматизации ответов и приводит к повторам (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988).

Опросники ориентированы на унимануальные действия, которые являются навыками, подверженными выраженному социокультурному давлению.

Вне поля зрения остаются бимануальные действия, которые в основном не столь жёстко контролируются обучением и, значит, в большей степени определяются особенностями функциональной организации мозга (В.Ю. Вильдавский, Н.Г. Князева, 1989; М.Е. Курганская, 1998).

2. Для выявления мануальной функциональной асимметрии используются следующие пробы: «переплетение пальцев рук» (E.H. Collins,1961), «тест вытянутых рук» (R.M. Wold et al., 1969), «поза Наполеона» (W. Ludwig,1932), «аплодирование» (А.Р. Лурия, 1962).

3. Определение ведущей ноги может проводиться по следующим пробам. Исследуемым предлагалось закинуть ногу на ногу (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988), подпрыгнуть на одной ноге (A. Berman, 1971), встать на стул на колени, сойти со стула (А.Р. Лурия, 1962), из положения «ноги вместе» сначала сделать шаг назад, а затем – шаг вперёд (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988).

В каждом случае нога, совершающая движение первой рассматривается как ведущая. Если сторона доминирования руки и ноги не совпадает, то такой тип моторного доминирования относят к одностороннему (правый или левый), в противном случае говорят о перекрёстном доминировании (В.М. Лебедев, 1992).

4. Предпочитаемая сторона вращения исследуется по результатам трёх проб: вращения головы, вращения туловища и размешивания ложкой в стакане.

5. Для определения сенсорной слуховой асимметрии (выявление ведущего уха) используются следующие приемы: с какой стороны первоначально обследуемый прослушивает звук наручных часов для сравнения громкости справа и слева (прислушивание), и каким ухом тиканье кажется более громким (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988).

6. Для определения сенсорной зрительной асимметрии (выявление ведущего глаза) могут использоваться следующие пробы: прищуривания глаза, первым закрывается неведущий глаз (L.L. Palmer, 1976).

Также применяется проба Розенбаха: испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и визуально совмещает его с определённой точкой, находящейся на расстоянии 3-4 метра. Затем испытуемый попеременно закрывает один и другой глаз. Закрытие ведущего глаза ведёт к смещению карандаша.

Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону (А.Р. Лурия, 1962; В.П. Леутин, В.И. Николаева, 1988). Пробу Розенбаха относят к методам оценки межполушарного взаимодействия.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и практика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 543с.

2. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики: Учебн. пособие. – К.: Вища шк, 2004. – 631с.

3. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 127с.

4. Уилмор Дэю.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимп, лит., 1997. – 503с.

5. Физическая культура студента / Ред. В.И. Виленского. – М.: Гароарики, 2001. – 448с.

Дополнительная литература:

1.Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. – Ростов-на-Дону, 1988. – 120с.

2. Князева Н.Г., Безруких М.Н. Методика определения леворуких у младших школьников // Начальная школа. – 1987. – № 6. – С. 17-19.

3. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. – М., 1973. – 160 с.

4. Макаръев И. Если ваш ребенок-левша. – СПб., 1995. – 128 с.

5. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М., 1991. – 190с.

Источник: https://studopedia.su/5_18610_metodi-opredeleniya-asimmetrii.html

Что такое межполушарная асимметрия, и за что отвечает каждое полушарие

11. Межполушарная асимметрия. Методы исследования.

Межполушарная асимметрия – это закономерность, характеризующаяся распределением  контроля над выполнением психических функций организма между правым и левым полушариями головного мозга.

История развития концепции межполушарной асимметрии

Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и обеспечивает координацию высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие). Он не является цельным органом. Мозг разделен на правое и левое полушария, которые соединены мозолистым телом. Ранее считали, что полушария головного мозга  взаимодействуют друг с другом, выполняя схожие функции.

Однако  в 19 веке клиницисты  впервые  заговорили о неравнозначности выполняемых функций полушарий мозга – латерализации.

В 1836 году французский ученый Марк Дакс, основываясь на опыте работы сельским врачом, обнаружил, что у людей с повреждением левого полушария мозга наблюдаются нарушения речи, вплоть до полной потери способности разговаривать.

В 1861 году французский хирург Поль Брока проводя вскрытие пациента с потерей речи обнаружил, что у него повреждена лобная доля левого полушария. П. Брока в многочисленных докладах отстаивал свою точку зрения, согласно которой центр речи находится в левом полушарии мозга. На сегодняшний день данная область левого полушария имеет название зона Брока.

В 1868 английский невролог Джон Хьюлингс Джексон, основываясь на трудах коллег, высказал идею о ведущих функциях левого полушария и вспомогательных правого.

Немецкий психоневропатолог Карл Вернике обнаружил  у пациентов с травмой задней части верхней височной борозды левого полушария осложнения в освоении и понимании речи. Впоследствии эту зону назвали зоной Вернике.

Таким образом, многочисленные исследования, показавшие основную роль левого полушария в контроле речевых функций, создали концепцию доминантности полушарий, которая является отправной точкой в изучении проблемы межполушарного взаимодействия.

Типы межполушарной асимметрии

Изучением межполушарной асимметрии головного мозга занимались ученые из различных сфер: анатомии, биохимии, нейрофизиологии и психофизиологии. Следовательно, асимметрия проявляется на различных уровнях:

  • морфологическая асимметрия характеризуется различиями в структуре полушарий головного мозга (неравномерное строение борозд, извилин, разная форма и количество корковых полей, различия в размерах тех или иных зон);
  • биохимическая – неравномерное распределение нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, ацетилхолина) и пептидов;
  • психофизиологическая, или функциональная, асимметрия обусловливает распределение контроля сложных психологических процессов между полушариями головного мозга.

Различия функций левого и правого полушарий

Левое полушарие контролирует двигательную активность и чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела.

Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается менее 9 %.

Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60% левшей  высшими психическими функциями управляет левое полушарие.

Функциональная межполушарная асимметрия основана на различии в типе мышления. Принято считать, что правое полушарие является ответственным за абстрактно-логическое мышление, левое – за пространственно-образное. Распределение доминирующего полушария индивидуально.

Основополагающие функции левого полушария связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга.

Следовательно, в мире преобладают люди с левополушарным мышлением, а также амбидекстеры  – люди, у которых оба полушария в равной мере отвечают за выполнение высших психических функций.

Левое полушарие отвечает за контроль следующих функций:

  • речь;
  • аналитическое, абстрактное мышление;
  • последовательное восприятие;
  • последовательную обработку информации;
  • восприятие времени;
  • идентификация и нахождение сходства предметов.

Правое полушарие в ответе за:

  • оценка неречевых звуков, музыкальные способности;
  • эмоциональная окраска речи;
  • пространственная ориентация;
  • обработка невербальной информации;
  • воображение (фантазии, мечты, художественные способности);
  • восприятие зрительных объектов.

Половые и возрастные особенности асимметрии

На протяжении изучения анатомии и психофизиологии человека, вставал вопрос о гендерных различиях в состоянии высших психических функций. Отечественные и зарубежные ученые (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Э.

Голдберг) изучали психофункциональные различия мужчин и женщин.

В ходе исследований было выявлено, что во время проявления таких высших функций как восприятие, память и внимание у мужчин и женщин активнее используются разные части мозга, так как префронтальные отделы мозга у полов структурно отличаются.

У женщин более развито левое полушарие, а у мужчин -правое. Известно, что в пренатальный период в эмбриональной стадии у девочек левое полушарие мозга развивается быстрее, при этом замедляя структурное развитие правого полушария. Однако для женщин характерно межполушарное взаимодействие, в то время как мужчинам присуща ярко выраженная асимметрия.

Возрастные особенности развития организма также сказываются на проявлениях функциональной межполушарной асимметрии. В детском возрасте оба полушария в равной степени участвуют в формировании  и осуществлении речевых функций.

Таким образом, если у ребенка произойдет поражение левого полушария мозга, правое полушарие «возьмет на себя» часть контроля над формированием речи. Однако полноценное замещение левого полушария правым учеными не доказано.

Окончательное разделение функциональных обязанностей между полушариями мозга происходит к 12-14 годам.

В период взрослости различия в обработке информации становятся более выражены: у мужчин становится выше уровень конструктивного мышления, запоминания невербализуемых фигур, проекционного представления, у женщин – точнее зрительное восприятие, обработка слуховой информации.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/mezhpolusharnaya-asimmetriya

11.Межполушарная асимметрия в обработке информации

11. Межполушарная асимметрия. Методы исследования.

МЕЖПОЛУШАРНАЯАСИММЕТРИЯ

Однимиз основных принципов функционированияполушарий большого мозга являетсяасимметрия.

Межполушарная асимметриякак одна из важных особенностейфункционирования высших отделов мозгав основном определяется двумя моментами:1) асимметричной локализацией нервногоаппарата второй сигнальной системы и2) доминированием правой руки как мощногосредства адаптивного поведения человека.

Этим и объясняется, что первые представленияо функциональной роли межполушарнойасимметрии возникли лишь тогда, когдаудалось установить локализацию нервныхцентров речи (моторного — центра Брокаи сенсорного — центра Вернике в левомполушарии).

Перекрестная проекция видовсенсорной чувствительности и нисходящихпирамидных путей — регуляторов моторнойсферы организма — в сочетании слевосторонней локализацией центраустной и письменной речи определяетдоминирующую роль левого полушария впо ведении человека, управляемого коройбольших полушарий.

Полученныеэкспериментальные данные подтверждаютпредставление о доминирующей ролилевого полушария мозга в реализациифункций второй сигнальной системы, вмыслительных операциях, в творческойдеятельности с преобладанием формабстрактного мышления. В общем видеможно считать, что люди с левополушарнымдоминированием относятся к мыслительномутипу, а с правополушарным доминированием— к художественному.

Поданным современной нейро- и психофизиологии,левое полушарие большого мозга у человекаспециализируется на выполнении вербальныхсимволических, правое — на обеспечениии реализации пространственных, образныхфункций. В этом проявляется важнейшаяформа функциональной асимметрии мозга— асимметрия психической деятельности.

Повреждения, дисфункция левой височнойобласти коры приводят обычно к существеннымнарушениям в моторной реализации функцииязыка: наблюдаются элементы заикания,нечеткое произношение и т. д.

; поврежденияв правой височной области приводят кнарушению в четкости образного восприятияи представления внешних стимулов,явлений, предметов; при стимуляции этойзоны у больных возникают обычно оченьяркие образы, воспоминания. Установлено,что правое полушарие быстрее обрабатываетинформацию, чем левое.

Результатыпространственного зрительного анализараздражителей в правом полушариипередаются в левое полушарие в центрречи, где происходят анализ смысловогосодержания стимула и формированиеосознанного восприятия.

Человекс преобладанием правого полушарияпредрасположен к созерцательности ивоспоминаниям, он тонко и глубокочувствует и переживает, но медлителени малоразговорчив.

Доминирование левогополушария ассоциируется у человека сбольшим словарным запасом, активнымего использованием, с высокой двигательнойактивностью, целеустремленностью,высокой способностью экстраполяции,предвидения, прогнозирования.

Отмеченыопределенные различия и в типахмыслительных операций (умозаключений)у людей с доминированием правого илилевого полушария (В. Л. Бианки). В процессахобучения, познания правое полушариереализует процессы дедуктивного мышления(вначале осуществляются процессысинтеза, а затем анализа).

Левое полушариепреимущественно обеспечивает процессыиндуктивного мышления (вначалеосуществляется процесс анализа, а затемсинтеза). Некоторые различия межполушарнойасимметрии при зрительном восприятииприведены в табл. 15.1.

Висследованиях установлены феноменологическиеособенности межполушарной асимметриив динамике образования условногорефлекса, формирования определенногонавыка.

Несмотря на то что межполушарноевзаимодействие препятствуетсовершенствованию, укреплению условногорефлекса, на начальных стадиях этовзаимодействие принимает определенноеучастие в образовании условного рефлекса.

При этом благодаря активации тормозныхвлияний симметричных зон коры черезмозолистое тело стимулируется образованиеусловно-рефлекторной связи; в случаезакрепления рефлекса доминирующееполушарие мозга тормозит проявленияусловно-рефлекторной памяти (Г. А.Кураев).

Синтетическаядоминантная модель межполушарныхвзаимоотношений базируется на принципахсимметрии и доминанты (рис. 15.9). Впроекционных зонах коры преимущественнореализуется принцип гомотопичности, ав ассоциативных — гетеротопичности(В. Л. Бианки).

роль транскаллозальныхкоммуникаций в проекционных зонахзаключается в обмене сенсорнойинформацией, а в ассоциативных — врегуляции уровня возбудимости симметричныхобластей.

Гомотопические связи в корковыхструктурах образуют как бы канву, накоторой внутриполушарные влияния какбы выписывают свой асимметрическийузор.

В формировании внутрицентральноговзаимодействия симметричных зон мозгаважную роль играют процессы цитохимическойдифференцировки, модулирующие сенсорнуюинформацию. Рост и развитие нервныхволокон в мозге, а их объединение в цепинаходятся под генетическим контролемс использованием сложных химическихкодов (Сперри).

Функциональнаямежполушарная асимметрия, реализующаяв своей динамике принцип доминанты,рассматривается как саморегулирующаясясистема с обратной тормозной связью.

Эта система состоит из связанных междусобой первичных и вторичных доминантныхочагов, образующихся и поддерживающихсяза счет восходящих внутриполушарных имежполушарных потоков возбуждения, атакже гуморальных влияний.

При этом вдоминирующем полушарии под влияниемвосходящих внутриполушарных имежполушарных, а также гуморальныхвоздействий формируется стойкий очагповышенной возбудимости, способный ксуммированию возбуждения, обладающийизвестной инерционностью и оказывающийтормозящее действие на недоминирующееполушарие

Передачамежполушарных влияний осуществляетсяглавным образом по мозолистому телу,но определенное значение имеют иэкстракаллозальные пути.

В соответствиис индуктивно-дедуктивной гипотезойправое полушарие осуществляет дедуктивнуюобработку информации, а левое —индуктивную (в правом полушарии доминируютпроцессы синтеза, а в левом — процессыанализа).

В общем виде схема межполушарноговзаимодействия сводится к следующейпоследовательности аналитико-синтетическойдеятельности полушарий большого мозга.

Сначала правое полушарие посредствомдедуктивного метода (от общего к частному,от синтеза к анализу) оперативно оцениваетситуацию, затем левое полушарие наоснове индуктивного метода (от частногок общему, от анализа к синтезу) вторичноформирует представление об общейзакономерности и разрабатываетсоответствующую стратегию поведения.Результаты этого процесса передаютсяв противоположное полушарие в основномпо системе волокон мозолистого тела.

Какобразно подчеркивает В. Л. Бианки, левоеполушарие обладает «законодательнойвластью, а правое — исполнительной»,левое полушарие определяет цели, аправое реализует их выполнение.

Источник: https://studfile.net/preview/6177575/page:15/

Функциональная межполушарная асимметрия мозга

11. Межполушарная асимметрия. Методы исследования.

Межполушарная асимметрия – один из принципов функционирования мозга, проявляется в разнице морфологического строения левого и правого полушарий. Параллельно с морфологическими различиями наблюдается разница психических процессов.

Неравномерность гемисфер в сочетании с феноменом доминирования одного полушария определяет индивидуальность личности, приводит к специфике поведения, восприятия окружающей действительности, формирования реакций на внешние раздражители.

Определение

Межполушарная асимметрия отражает разницу функциональных процессов, протекающих в правой и левой части мозга.

Латерализация представляет собой особенности морфологического строения и функций правой и левой половины мозга.

Это онтогенетический процесс (подразумевает индивидуальное развитие организма), когда обе половины согласованно взаимодействуют, но одно из полушарий принимает большее участие в осуществлении определенных функций.

Асимметрия (разнообразие, неравномерность) определяет разграничение функций мозговых структур в правой и левой половине головы. Важную роль в организации взаимодействия между половинами мозга играет мозолистое тело.

В межполушарных взаимоотношениях при функциональной асимметрии мозолистое тело выполняет задачу межполушарного торможения для разделения активности половин мозга, что приводит к повышению эффективности обработки информации.

Если сложность поставленной задачи возрастает, усиливается взаимодействие. Степень взаимного дополнения функций друг друга определяет уровень интеллектуальных способностей человека. В свою очередь дезинтеграция между гемисферами коррелирует с уменьшением размеров мозолистого тела и приводит к ухудшению когнитивных способностей.

Сокращение размеров мозолистого тела (по результатам МРТ) может произойти вследствие посттравматических реакций, стрессов, которые сопровождаются высоким выбросом гормона кортизола.

Послеоперационное нейропсихологическое обследование пациентов с артериовенозными мальформациями, расположенными в области мозолистого тела, показало нарушение функций правого полушария.

Деструктивные расстройства затронули сферы эмоций, объемного мышления и пространственной деятельности, восприятия окружающего мира.

Для формирования полноценного представления о предмете, состоянии или процессе необходимо участие структур левой гемисферы. С учетом особенностей работы полушарий помимо сенсорной и моторной асимметрии выделяют межполушарные различия психической деятельности, что коррелирует с формированием определенного типа мышления индивида.

Разделение функций

Общие представления о межполушарной асимметрии помогают разобраться в вопросах формирования индивидуальности личности и присущего ей определенного типа высшей нервной деятельности. Согласно многочисленным исследованиям межполушарная асимметрия ассоциируется с функциональной деятельностью гемисфер мозга. Левая половина головы ответственна за состояния и процессы:

  1. Целенаправленные действия.
  2. Понимание причинно-следственных связей.
  3. Формирование упорядоченного контекста, в котором отсутствуют противоречия и несогласованность между элементами.
  4. Логическое мышление.

При концентрации внимания, активации процесса словесного выражения мыслей и чувств, абстрагировании (форма познания, которая предполагает выделение существенных свойств, признаков и связей предмета) происходит активация левой половины мозговых структур.

Деятельность мозговых структур правой гемисферы направлена на обеспечение целостности восприятия и поведения.

Основная функция правой половины сводится к формированию многозначительного контекста, что обеспечивает интеграцию индивида в социуме.

Речь идет о коммуникативных навыках в отношении других людей с разными характерами и поведенческими моделями. Правая сторона ответственна за процессы и свойства личности:

  1. Творческие способности.
  2. Конкретно-образное мышление.
  3. Эмоциональная деятельность.

Структуры правой половины головы активируются, когда индивид переживает эмоции, чувства, занимается творческой деятельностью. Недостаточная работа правого полушария приводит к социальной дезадаптации, развитию психических и психосоматических расстройств. Следует учитывать, что специфичность функций гемисфер не абсолютна.

Межполушарные когерентные, коррелирующие связи между половинами мозга изменяются в процессе мыслительной деятельности.

На взаимодействие мозговых структур разных частей головы влияют патологические очаги, возникающие вследствие атрофических, ишемических, нейродегенеративных изменений и связанные с ними внутримозговые перестройки.

Регулярная тренировка активности определенной половины мозга провоцирует изменение характера взаимодействия гемисфер.

Многочисленные исследования показывают, функции распознавания эмоций, речи регулируются обоими полушариями. К примеру, за понимание эмоционального компонента речи ответственны височная доля правого полушария и речевые отделы левой гемисферы.

Если человек плохо распознает эмоциональные компоненты (интонация, оттенки, высота голоса) речи, в ходе исследования ЭЭГ у него наблюдается повышенная активность в гамма-диапазоне (отражает когнитивные процессы) в передних областях левого полушария.

Другие клинические наблюдения подтверждают зависимость нейрофизиологических процессов, регулирующих вербально-мыслительную деятельность, от биоэлектрического взаимодействия корковых структур обеих гемисфер (особенно височных и нижних лобных отделов). Взаимная интеграция результатов активности мозговых структур в обеих половинах головы необходима для реализации проектов, требующих творчества.

Ослабление межполушарной асимметрии головного мозга сопровождается усилением вербальной индивидуальности, оригинальности. Взаимодействие половин мозга во время сна, как одного из функциональных состояний, неоднозначно. Состояние, когда человек видит сновидения (быстрая фаза), регулируется левой половиной мозга. В медленную фазу сна активизируется правая половина.

Особенности поведения людей

Межполушарная асимметрия – это свойство разных половин мозга по-разному выполнять одинаковые задачи. К примеру, левое полушарие воспринимает информацию последовательно, аналитически, абстрактно с привлечением логической оценки. Правые отделы мозга те же самые сведения оценивают одновременно, интуитивно, преобразуя их в целостную картину, конкретизируя детали.

Особенности взаимодействия мозговых структур в разных половинах головы отличаются у правшей и левшей, у мужчин и женщин.

В зависимости от структуры двигательной активности в разных видах спорта, лучших результатов достигают спортсмены с определенным доминирующим полушарием.

Согласно исследованиям, количество левшей преобладает (по сравнению с популяцией в целом) среди успешных фехтовальщиков и баскетболистов, правшей – среди выдающихся стрелков и гандболистов.

Исследование биоэлектрической активности мозга (электроэнцефалография) мужчин и женщин правшей показало взаимосвязанное усиление тета-диапазона в правой гемисфере у мужчин при вербальной активности, связанной с повышенным вниманием. У женщин межполушарная асимметрия проявлялась усилением альфа-ритма в левой половине головы при дифференцированной обработке данных разной сенсорной модальности (категории ощущений).

Женщины привлекают левополушарные структуры для образного творческого мышления. Во время творческого мышления вербального типа у женщин усиливаются альфа-ритмы.

Активация образного творческого мышления у мужчин сопровождается усилением бета-ритма. Полученные результаты подтверждают наличие различий в механизмах мыслительной деятельности у представителей разных полов.

Уровень социально-психологической адаптации различается в зависимости от доминирования одного полушария.

Патологии

Проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия изучаются многими врачами. При некоторых заболеваниях наблюдается недостаточность взаимодействий между полушариями. Сглаженность функциональной асимметрии и другие девиации (отклонения) выявляются у больных шизофренией, эпилепсией, неврастенией.

Афазия (нарушение речи) и агнозия (неспособность узнавать) развиваются вследствие поражения структур левого (доминантного) полушария. Апраксия (неспособность выполнять целенаправленные движения) возникает как результат повреждения левого (доминантного) полушария или мозолистого тела.

Межполушарная асимметрия определяет индивидуальность человека, его образ мыслей, способности к творчеству и определенному виду спорта. В ходе жизни степень влияния отдельного полушария на процессы восприятия, речи и другую деятельность может меняться. Чтобы стимулировать активность определенной половины мозга, нужно заставить его работать – выполнять специальные упражнения.

Источник: https://golovmozg.ru/struktura/funktsionalnaya-mezhpolusharnaya-asimmetriya-mozga

Uchebnik-free
Добавить комментарий