11. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга.

Шпаргалка по

11. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга.

Теория «светлого пятна» И.П. Павлова. Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры головного мозга впервые была выражена И.П. Павловим.

Ученый образно представлял сознание как зону повышенной возбудимости, которая перемещается по коре, ее «творческий» участок – «светлое пятно сознания» на темном фоне другой коры.

В настоящее время использование метода ПЭТ-томографии показывает, что зона локальной активации действительно имеет вид светлого пятна на темном фоне.

«Прожекторная теория сознания» Ф. Крика. Эта теория является современным аналогом представлений И.П. Павлова. Сущность теории заключается в том, что поток возбуждения направляется таламусом в кору больших полушарий мозга таким образом, что в каждый момент времени в состоянии возбуждения находится только один из таламических центров.

Это обеспечивает создание в коре зоны повышенной возбудимости. После этого усиленные неспецифическим таламическим возбуждением импульсы поступают к другому отделу коры.

Область наиболее сильной импульсации создает центр внимания, а благодаря постоянным перемещениям потока возбуждения по другим участкам коры становится возможным их объединение в единую систему.

Теория «повторного входа» возбуждения Дж. Еделмена. В этой теории был предложен другой нейрофизиологический механизм возникновения сознания.

Понятие «повторный вход возбуждения» значит, что возбуждение, которое возникло в группе нейронов первичной зоны коры, возвращается в ту же нейронную группу после дополнительной обработки информации в других нервных центрах или поступления новой информации из внешней среды, а также из долгосрочной памяти.

Это дает возможность сопоставлять сведения, которые имелись раньше, с изменениями, которые состоялись в течение одного цикла обработки информации. Объединение двух потоков информации (первичного и вторичного) составляет один цикл активности сознания.

Теория сознания Дж. Еклза. Эта теория основывается на особенной функции дендритов пирамидных клеток коры, что, располагаясь в нижних слоях коры на уровне ее IV уровня, собираются в дендрческий пучок. Дж. Еклз выдвинул гипотезу, что этот дендритный пучок определенным образом связан с проявлением субъективного (психического) феномена – «психона». Пучок дендритов был назван «дендроном».

Каждый дендрон имеет множество синапсов, на которых заканчиваются соски терминалов аксонов. Дж. Еклз приписал дендрону функцию носителя единицы сознания. Отдельному дендрону отвечает отдельный психон как единица локального ощущения. Множество психонов представляет всю разнообразность субъективных явлений.

Таким образом, сознание являет собой следствие психонов, что генерируются соответствующими дендронами, а теория сознания сводится к установлению связей между психонами и отдельными дендронами. При этом признается существование невещественного начала, которое может влиять на дендриты за счет выбросов кванта медиатора.

Активное же влияние психического феномена на поведенческие акты в виде «свободы воли» реализуется через управление вероятностью высвобождения квантов медиатора.

Голографическая теория К. Прибрама. Сущность этой теории заключается в том, что информация о входных сигналах распределена по нейронной системе так же, как она распределена по всему узору физической голограммы (в тех областях мозга, где входные влияния вызывают стойкие узоры синаптических микроструктур).

Распространение свойств голограммы на функции мозга значит, что в мозге информация о каждой точке объекта распределена по голографическому экрану мозга. Это делает ее регистрацию стойкой к разрушению. При этом любая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте и, как следствие, может ее возобновить.

С уменьшением части голограммы, из которой возобновляется информация, происходит снижение ее разрешительной способности. Для считывания информации разного объема существуют разные оптимальные величины голограмм. Голограмма одновременно может хранить множество разных узоров – изображений.

Обычно в одном кубическом сантиметре физической голограммы сохраняется несколько десятков миллиардов бит информации.

43. Критерии сознания.

Сознание как эмерджентное свойство мозга

Критерии сознания:

1) внимание и способность сосредотачиваться на различных явлениях окружающей среды;

2) способность порождать абстрактные мысли и оперировать ими, а также выражать их словами или какими-либо иными способами;

3) возможность оценивать предстоящий поступок, т. е. способность к ожиданию и прогнозированию;

4) сознание своего «Я» и признание вторых индивидуальностей;

5) наличие этических и эстетических ценностей;

6) состояние условно- и безусловнорефлексирующей активности;

7) наличие и адекватность эмоций;

8) наличие когнитивных процессов, мышления.

Вастоящее время большинство нейрофизиологов считают, что мозг представляет собой систему или даже сверхсистему, состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток и образований мозга.

В соответствии с одним из главных принципов системного подхода — принципом целостности — свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны или отдельные структуры мозга).

Новое направление — системная психофизиология — ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека.

Развитие этих идей позволяет рассматривать психическое, и в первую очередь, сознание человека как системное свойство мозговой “сверхсистемы” или мозга как целого. Эмерджентные свойства как свойства систем обусловливают проявление феномена эмерджентной причинности (Р. Сперри).

Последняя представляет такой вид причинно-следственных отношений, при которых эмерджентное свойство приобретает способность диктовать логику существования взаимодействия отдельным компонентам или звеньям системы, подчиняя их деятельность целям системы.

Благодаря такому типу причинности сознание, как эмерджентное свойство мозга, подчиняет себе свойства отдельных элементов или субкомпонентов мозговых систем, подчиняя их работу главной цели — обеспечению психической деятельности и поведения человека.

44. Психофизиологические исследования 

измененных состояний сознания (гипноз, медитация)

Психофизиологические показатели во время гипноза:

• Повышение активности и роли правого полушария (похоже на «расщепленный» мозг)

• ЭЭГ может быть как при бодрствовании

• На ЭЭГ может быть гиперсинхронный альфа-ритм при открытых глазах

• Дыхание более ровное и поверхностное, АД падает, ЧСС сначала растет, затем падает на 4-11 уд/мин, растет потребление кислорода

 Психофизиологические проявления медитации (по разным данным):

 • Спектр ЭЭГ представляет собой нечто среднее между бодрствованием и дремотой

 • Медитация сходна с БДГ-сном

 • Более регулярный и более высокоамплитудный альфа-ритм, чем при бодрствовании без межполушарной асимметрии

 • Усиливается когерентность альфа-ритма (особенно в лобных отделах), который затем переходит в тета-ритм.

45. Нейронные и электроэнцефалографические корреляты мышления

По временным параметрам с процессами мышления наиболее сопоставима импульсная активность нейронов.

Пока до конца не ясно, в каких формах физиологической активности кодируется мыслительная деятельность. Но предполагается, что мыслительная деятельность кодируется с помощью:

1. Частоты последовательности импульсов (как у компьютера)

2. Пространственного кодирования, обусловленного взаимодействием нейрональных групп, расположенных в топографически разнесенных отделах мозга.

При изучении динамики импульсной активности нейронов были выявлены устойчивые пространственно-временные картины (паттерны) этой активности, связанные с конкретным видом мыслительной деятельности человека.

После выделения таких паттернов можно достаточно точно определять, где и когда в мозге человека будут развиваться определенные изменения активности нейронных объединений в процессе решения задач определенного типа.

Иногда закономерности формирования паттернов импульсной активности нейронов позволяли предсказывать результат выполнения конкретной ассоциативно-логической операции.

Установлено, что при умственной деятельности происходит перестройка частотно-амплитудных параметров ЭЭГ, охватывающая все основные ритмические диапазоны вот дельта к гамма. Да, при выполнении мыслительных задан может усиливаться дельта- и тета-активность.

Причем усиление последней составляющей положительно соотносится с успешностью решения задач. В этих случаях тета-активность наиболее выражена в передних отделах коры, причем ее максимальная выраженность соответствует по времени периодам наибольшей концентрации внимания человека при решении задач и обнаруживает связь со скоростью решения задач.

Разные по содержанию и сложности задания вызывают неодинаковые изменения тета-диапазона.

 Умственная активность у взрослых сопровождается повышением мощности бета-ритма, особенно, когда дело касается новизны, а стереотипные, повторяющиеся умственные операции, сопровождаются ее снижением.

Успешность выполнения вербальных задач и тестов на зрительно-пространственные отношения также оказывается положительно связанной с высокой активностью бета диапазона ЭЭГ левого полушария.

По некоторым предположениям эта активность связана с отражением деятельности механизмов сканирования структуры стимула, осуществляемой нейронными сетями, продуцирующими высокочастотную активность ЭЭГ.

 Динамика альфа активности при умственной деятельности имеет сложный характер. Выделяют 3 вида альфа активности: высоко- средне- и низкочастотную.

Оказывается, что эти субкомпоненты альфа-ритма по-разному связаны с умственной деятельностью: 1) низкочастотный и высокочастотный альфа-ритм в большей мере соотносится с когнитивными аспектами деятельности 2) среднечастотный альфа-ритм в основном отражает процессы неспецифической активации.

46. Психофизиологический подход к интеллекту

В психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта и его структуры. С позиций же психофизиологического анализа интеллект рассматривается как биологическое образование. В соответствии с этим предполагается, что различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием физиологических факторов, а эти различия в значительной степени обусловлены генотипом.

Г. Айзенк выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный:

— биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий.

— психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов.

— социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса.

Широкую известность приобрели исследования А. и Д. Хендриксонов. В их основе лежит теоретическая модель памяти, информационной обработки и интеллекта. Предполагается, что при обработке информации в коре мозга могут возникать ошибки.

Чем больше число таких ошибок продуцирует индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Эти предположения получили статистическое подтверждение. Таким образом, есть основания утверждать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя параметрами: скоростью и точностью (безошибочностью).

Оба параметра можно рассматривать, как характеристики биологического интеллекта.

Не только вызванные потенциалы, но индивидуальные особенности ЭЭГ дают основания для прогноза интеллекта. Среди последних исследований такого рода наиболее иллюстративными являются работы А.Н.Лебедева (1998).

С использованием современных статистических средств обработки данных, ими было показано, что интеллектуальные способности индивида можно прогнозировать по таким показателям ЭЭГ как частота альфа-ритма, степень синхронизации колебаний в лобных областях, соотношение мощности колебаний в альфа- и тета-диапазонах и др.

Для характеристики мыслительной деятельности Н.П. Бехтеревой (1966) был предложен «принцип индивидуально формирующихся мозговых систем», согласно которому реализация одной и той же психической деятельности может обеспечиваться различающимися мозговыми системами.

Это означает, что механизмы мыслительной деятельности человека представляют собой системы, состоящие из « жестких» (стабильных) и « гибких» (вариативных) звеньев.

Этот принцип организации мозговых систем является одним из важнейших механизмов надежности мозга, который обеспечивает возможность достижения правильного конечного результата мыслительной деятельности относительно независимо от внутренних и внешних помех.

Долгое время господствовал скептический взгляд на попытки найти какие-либо морфологические и топографические особенности в строении мозга людей, отличающихся высоким интеллектом.

Однако в последнее время эта точка зрения уступила другой, по которой индивидуальным особенностям психической деятельности сопутствуют определенные соотношения в развитии различных областей мозга.

Посмертное исследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры.

Предполагается, что неравномерное развитие мозга связано с перераспределением его ресурсов (медиаторов, нейропептидов и т.д.) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов. Эти данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в умственной деятельности человека, по-видимому, связаны с особенностями метаболизма в мозге.

Целостная картина мозговых механизмов, лежащих в основе умственной деятельности и интеллекта, возможна на пути интеграции представлений, сложившихся на каждом из уровней. В этом и заключается перспектива психофизиологических исследований мыслительной деятельности человека.

Литературные источники

1. Марютина Т.М. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – Учебное пособие. – М., 1997. – 207 с.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/shpargalka-po-psihofiziologiya/456744-1728519-page9.html

42. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга

11. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга.

Критерии сознания:

1)внимание и способность сосредотачиватьсяна различных явлениях окружающейсреды;2) способность порождатьабстрактные мысли и оперировать ими, атакже выражать их словами или какими-либоиными способами;3) возможность оцениватьпредстоящий поступок, т. е.

способностьк ожиданию и прогнозированию;4) сознаниесвоего «Я» и признание другихиндивидуальностей;5) наличие этическихи эстетических ценностей;6) состояниеусловно- и безусловно – рефлексирующейактивности;7) наличие и адекватностьэмоций; наличиекогнитивных процессов, мышления.

Индивидуальноесознание человека неразрывно связанос материальными процессами, протекающимив организме человека, в первую очередьв ЦНС и головном мозге.

43. Психофизиологические исследования измененных состояний сознания. (гипноз, медитация)

Психофизиологическиепоказатели во время гипноза• Повышениеактивности и роли правого полушария(похоже на «расщепленный» мозг)

• ЭЭГ может бытькак при бодрствовании

• На ЭЭГ можетбыть гиперсинхронный альфа-ритм приоткрытых глазах

• Дыхание болееровное и поверхностное, АД падает, ЧССсначала растет, затем падает на 4-11уд/мин, растет потреблениекислородаПсихофизиологическиепроявления медитации (по разным данным)•Спектр ЭЭГ представляет собой нечтосреднее между бодрствованием и дремотой•Медитация сходна с БДГ-сном• Болеерегулярный и более высокоамплитудныйальфа-ритм, чем при бодрствовании безмежполушарной асимметрии• Усиливаетсякогерентность альфа-ритма (особенно влобных отделах), который затем переходитв тета-ритм

44. Нейронные и Электроэнцефалографические корреляты мышления

Повременным параметрам с процессамимышления наиболее сопоставима импульснаяактивность нейронов.Нейронныекоды.Покадо конца не ясно, в каких формахфизиологической активности кодируетсямыслительная деятельность.Нопредполагается, что мысл. Деятельностькодируется с помощью:1. Частотапоследовательности импульсов (как укомпьютера)2.

Пространственноекодирование, обусловленное взаимодействиемнейрональных групп, расположенных втопографически разнесенных отделахмозга.Нейронныекорреляты мыслительных операций.Приизучении динамики импульсной активностинейронов были выявлены устойчивыепространственно-временные картины(паттерны) этой активности, связанныес конкретным видом мыслительнойдеятельности человека.

После выделениятаких паттернов можно достаточно точноопределять, где и когда в мозге человекабудут развиваться определенные измененияактивности нейронных объединений впроцессе решения задач определенноготипа.Иногда закономерности формированияпаттернов импульсной активности нейроновпозволяли предсказывать результатвыполнения конкретной ассоциативно-логическойоперации.

Электроэнцефалографическиекорреляты мышления.Работы(1929), Эдриана и Мэтьюза (1934) в этомнправлении стали классическими.Установлено,что при умственной деятельностипроисходит перестройка частотно-амплитудныхпараметров ЭЭГ, охватывающая все основныеритмические диапазоны от дельта догамма. Так, при выполнении мыслительныхзаданий может усиливаться дельта- итета-активность.

Причем усилениепоследней составляющей положительносоотносится с успешностью решениязадач. В этих случаях тета активностьнаиболее выражена в передних отделахкоры, причем ее максимальная выраженностьсоответствует по времени периодамнаибольшей концентрации вниманиячеловека при решении задач и обнаруживаетсвязь со скоростью решения задач.

Разныепо содержанию и сложности заданиявызывают неодинаковые изменения тетадиапазона.Умственная активность увзрослых сопровождается повышениеммощности бета-ритма, особенно, когдадело касается новизны, а стереотипные,повторяющиеся умственные операции,сопровождаются ее снижением.

Успешностьвыполнения вербальных заданий и тестовна зрительно-пространственные отношениятакже оказывается положительно связаннойс высокой активностью бета диапазонаЭЭГ левого полушария. По некоторымпредположениям, эта активность связанас отражением деятельности механизмовсканирования структуры стимула,осуществляемой нейронными сетями,продуцирующими высокочастотнуюактивность ЭЭГ.

Динамика альфаактивности при умственной деятельностиимеет сложный характер. Выделяют 3 видаальфа активности: высоко- средне- инизкочастотную.

Оказывается, что этисубкомпоненты альфа-ритма по-разномусвязаны с умственной деятельностью :1) низкочастотный и высокочастотныйальфа-ритм в большей мере соотноситсяс когнитивными аспектами деятельности2) среднечастотный альфа-ритм в основномотражает процессы неспецифическойактивации.Пространственно-временнаяорганизация ЭЭГ и мышление.

Приумственной деятельности увеличиваетсячисло активируемых участков коры.Взависимости от характера задачикартинамежзональных отношений может выглядетьпо-разному.

Например, при решении каквербальных и арифметических задачвозрастает степень активации в лобныхи центральных отделах левого полушария,а при решении математических задачпомимо этих зон возникает дополнительныйфокус активации в теменно-затылочныхотделах.Меняется степень пространственнойсинхронизации и в зависимости отстепени алгоритмизации действия.

При легком действии, активируются задниеотделы левые полушария, при сложном –передние.Стратегия выполнения тожеимеет различия. Например, при решенииодной и той же математической задачи:арифметическим или пространственнымспособов, — фокусы активации располагаютсяв разных участках коры. В первом случае— в правой префронтальной и левойтеменно-височной, во втором — сначалав передних, а затем задних отделахправого полушария.Степеньоригинальности задачи влияетна межзональные отношения. При стандартныхприемах решения, преобладает активностьлевого полушария. При нестандартных(эвристических) решениях, характернопреобладание активации в правомполушарии, наиболее сильное в лобныхотделах, причем как в покое, так и прирешении задачи.

Источник: https://studfile.net/preview/7482747/page:25/

35. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга

11. Критерии сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга.

Критериисознания:

1) вниманиеи способность сосредотачиваться наразличных явлениях окружающей среды;

2) способностьпорождать абстрактные мысли и оперироватьими, а также выражать их словами иликакими-либо иными способами;

3) возможностьоценивать предстоящий поступок, т. е.способность к ожиданию и прогнозированию;

4) сознаниесвоего «Я» и признание другихиндивидуальностей;

5) наличиеэтических и эстетических ценностей;

6) состояниеусловно- и безусловно – рефлексирующейактивности;

7) наличиеи адекватность эмоций;

наличиекогнитивных процессов, мышления.

Индивидуальноесознание человека неразрывно связанос материальными процессами, протекающимив организме человека, в первую очередьв ЦНС и головном мозге.

36. Психофизиологический подход к интеллекту

В психологиисуществует много подходов к анализуприроды интеллекта. Все они в какой томере верны, ведь мозг это целостнаясистема, и на разных уровнях есть факторы,определяющие развитость интеллекта.

Впсихофизиологии интеллект – биологическоеобразование, а индивидуальные различияв интеллекте объясняются действиемфизиологических факторов и влияниемгенотипа.

Три аспектаинтеллекта по Г. Айзенку:

1. Биологический.(Интеллект А) Генетически детерминированнаябиологическая база когнитивногофункционирования и всех его индивидуальнырахличий. Связан с деятельностью корыбольших полушарий.

2. Психометрический.Измеряется тестами интеллекта и зависиткак от биологического интеллекта, таки от социокультурных факторов.

3. Социальный.(Интеллект Б) Представляетсобой интеллектуальные способности,проявляющиеся в повседневной жизни. Онзависит от психометрического интеллекта,а также от личностных особенностей,обучения, социо-экономического статуса.Очевидно, что интеллект Б гораздо шире,чем интеллект А и включает его в себя.

КонцепцияАйзенка в значительной степени опираетсяна труды предшественников.

Ф Гальтонрассматривал интеллект как биологическоеобразование, которое нужно измерять спомощью физиологических индикаторов.

Экспериментальное воплощение эти идеинашли в целом ряде работ, в которых вкачестве коррелята интеллекта и частичноспособа его измерения предлагалосьрассматривать время выполнения простыхзаданий. Т.е.

насколько быстро индивидможет обрабатывать информацию, причемнезависимо от приобретенных знаний инавыков. Времени как фактору, обеспечивающемуэффективность умственной деятельности,и в настоящее время придается довольнобольшое значение.

Понятиепсихической скорости, или скоростивыполнения умственных действий,приобретает роль фактора, объясняющегопроисхождение индивидуальных различийв познавательной деятельности ипоказателях интеллекта. Действительно,неоднократно показано, что показательинтеллекта связан с временем реакции,взятом в разных вариантах оценки,отрицательной корреляцией, составляющейв среднем — 0,3.

Нейрональнаяэффективность. Наряду с этим, впсихофизиологии существует специальноенаправление — хронометрии процессовпереработки информации, в котором однимиз главных показателей служат латентностикомпонентов ВП, интерпретируемые какмаркеры времени выполнения отдельныхкогнитивных операций. Существует целыйряд исследований взаимосвязи показателейВП и интеллекта.

В этомконтексте была сформулирована гипотезанейрональной эффективности, котораяпредполагает, что «биологическиэффективные» индивиды обрабатываютинформацию быстрее, поэтому они должныиметь более короткие временные параметры(латентности) компонентов ВП.

Но существуютдругие факторы, влияющие на проявленияВП, например, уровень активации,следовательно, связь «латентные периодыВП — показатели IQ» зависит от уровняактивации.

Кромевременных характеристик, для сопоставленияс показателями IQ привлекаются и многиедругие параметры ВП: различные вариантыамплитудных вариативность,асимметрия.

КонцепцияА. и Д. Хендриксонова. В основе индивидуальныхразличий лежат различия в особенностяхсинаптической передачи и формированияэнграмм памяти. Предполагается, что приобработке информации на уровне синапсовв коре мозга могут возникать ошибки.

Чем больше число таких ошибок продуцируетиндивид, тем ниже показатели егоинтеллекта. Они проявляются в индивидуальныхособенностях конфигурации ВП.

Индивиды,безошибочно обрабатывающие информацию,должны продуцировать высокоамплитудныеи имеющие сложную форму ВП.

Топографическиефакторы. 2 особенности:

1. Морфологическиеи функциональные особенности отдельныхструктур мозга, которые связаны свысокими умственными достижениями.

Индивидуальным особенностям психическойдеятельности сопутствуют определенныесоотношения в развитии различныхобластей мозга.

Больше размеры нейроновв так называемом рецептивном слое коры,более развитые лобные доли (в том числеи глиальные клетки лобных долей)свидетельствуют о высоком интеллекте.

2. Второйкасается особенностей взаимодействиямежду структурами мозга, при которыхвозможна высокоэффективная умственнаядеятельность.

Аналитическая, знаковоопосредованная стратегия познанияхарактерна для работы левого полушария,синтетическая, образно опосредованная— для правого.

Степень выраженностиполушарий могут служить физиологическимусловием высоких достижений в решениизадач разного типа (вербально-логическихили пространственных).

Исходно предполагалось, что условиемвысокого интеллекта явл. Приемуществолевого полушария, но сейчас пришли квыводу что правое тоже являетсяпоказателем, т.к. на нем лежат функцииодновременно обдумывать разные вопросы,привлекать больше ресурсов для оешения

Соотношениенейронного и топографического уровней.в работе мозга следует выделять двауровня, или типа, систем:

1.Микросистемный. Представлен параметрамифункционирования нейронов (принципамикодирования информации в нейронныхсетях) и особенностями распространениянервных импульсов (скоростью и точностьюпередачи информации).

2. Макросистемный.Второй отражает морфофункциональныеособенности и значение отдельныхструктур мозга, а также ихпространственно-временную организацию(хронотоп) в обеспечении эффективнойумственной деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/3285448/page:16/

Uchebnik-free
Добавить комментарий