11 Категория возраста в психологии развития

Психология развития и возрастная психология: основные категории

11 Категория возраста в психологии развития

Ключевое понятие и проблема возрастной психологии заключается в понятии «развитие». Категория «развитие» в психологии в науке считается общей, она обладает основополагающим значением.

Определение 1

Развитие (например, ребенка по годам) может проходить в качестве направленного, закономерного изменения с проявлением в результате нового качественного состояния объекта, включая его состав и структуру.

Развитие психики может являться закономерным изменением психических процессов во времени, выраженным количественными, качественными и структурными преобразованиями.

Выделяют 2 формы развития:

  • эволюционная, связанная с постепенными изменениями количественного характера,
  • революционная, которая характеризуется качественными изменениями структуры объекта.

Помимо этого, на современном этапе принято выделять не только восходящую линию развития в виде прогресса, но и нисходящую, то есть регресс.

Понятие рост, развитие и соревнование

Замечание 1

Категория «рост» может выделять только количественный аспект процесса развития. Развитие отличается от роста тем, что его можно свести к количественным изменениям, а развитие при этом можно характеризовать качественными преобразованиями, новообразованиями, новыми механизмами, процессами, структурами.

Важно разделять категории «развитие» и «созревание». Последнее для многих зарубежных теорий возрастной психологии является важным тестом развития, который причинно обусловливает определенные психические достижения.

Современной отечественной психологией развития созревание рассматривается в качестве психофизиологического процесса последовательного возрастного изменения центральной нервной системы и других систем организма. Он способен обеспечивать условия появления и реализации психических функций, накладывая соответствующие ограничения, но не может быть главной причиной психических новообразований.

К понятию созревания, зрелости относится и один из основных принципов возрастной физиологии – гетерохронность развития. Этот принцип фиксирует то, что созревание разных мозговых систем и функций происходит с различной скоростью.

Они достигают полной зрелости на определенных стадиях индивидуального развития, поэтому каждый возрастной этап обладает своей неповторимой психофизиологической структурой, которая формирует потенциальные психологические возможности этого возраста.

Особенности и виды развития

Исследователи рассматривают несколько особенностей процесса развития, которые имеют значение как для психологии, так и для педагогики. В их состав можно включить:

  • тенденцию к качественному изменению, включая переход на более совершенные уровни функционирования;
  • необратимое развитие (обратное развитие в качестве полного восстановления того, что было раньше, невозможно);
  • непременное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие в качестве выбора одного из направлений развития способно оставлять нереализованными многие другие);
  • неравномерное развитие (период резких качественных скачков меняется на постепенное накопление количественных изменений);
  • зигзагообразное развитие (формирование принципиально новых структур, которые на начальной стадии функционирования работают в некотором отношении хуже, чем старые. Так, переходя от ползания к ходьбе, ребенок перемещается в пространстве медленно и часто причиняет ущерб свому здоровью);
  • переход этапов развития в уровни (с появлением нового, более высокого этапа предыдущие не исчезают, происходит их сохранение как иерархического уровня новой системы);
  • тенденцию к устойчивости (успех в развитии невозможен без сильной консервативной тенденции).

Психическое развитие может быть филогенетическим, онтогенетическим, функциональным.

Определение 2

Филогенез психики представляет собой становление психических структур в процессе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека.

Онтогенез психики является формированием психических структур в течение жизни отдельного индивида.

Возрастная психология все больший интерес проявляет к развитию психики человека внутриутробного периода, периода эмбрионального развития (от зародыша до рождения).

Сегодня пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривают в качестве своеобразного адаптационного периода, в течение которого организм приспосабливается к окружающей среде.

Здесь происходит формирование определенных предпосылок усвоения той или иной культуры (например, в усвоении родного языка и эмоциональных предпочтениях).

Функционалгенез, функциональное развитие психики можно представить в виде развития соответствующих психических функций (восприятие, память); возникновения нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и прочих задач, овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Таким образом, функционалгенез психики является составной частью онтогенетического становления психических процессов.

Развитие также классифицируется на нормативное (типическое) и индивидуальное. Нормативность развития характеризует изменения, которые присущи для большинства людей определенного возраста. Иногда норму считают идеалом, максимально высоким уровнем психического, личностного развития.

Замечание 2

Индивидуальное развитие можно отнести к вариативности нормы, включая выявление уникальности личности и указание своеобразия некоторых ее способностей.

Еще одним важным понятием психологии развития является категория «психологический возраст». В соответствии с одним из толкований это понятие можно отнести к процессу возрастной самоидентификации, к отнесению человеком себя к определенному возрасту.

Здесь психологический возраст понимают как возраст субъективно ощущаемый. Вторая трактовка исходит из понимания психологического возраста культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

В этом определении категория представляет собой единицу анализа детского развития, относительно замкнутый цикл, обладающий своей структурой и динамикой.

Второй вариант определения интересен больше, поскольку он определяет психологический возраст в качестве возрастного периода, стадии развития индивида в онтогенезе.

Определение 3

Это объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная величина.

В соответствии с методами периодизации, избранным основанием (единицами периодизации) разные психологические школы выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-razvitija-i-vozrastnaja-psihologija/osnovnye-kategorii-psihologii-razvitija/

Категория возраста в психологии развития

11 Категория возраста в психологии развития

Центральной категорией для наук, изучающих развитие человека, является понятие возраста. Л. С. Выготский считал проблему возраста и возрастной периодизации ключевой для всех вопросов общественной практики.

Периодизация развития выполняет регулирующую роль относительно разных видов социальных практик и служб – образования, трудовой деятельности, воинской службы и т. п. Для педагогической деятельности представление о периодизации развития человека в онтогенезе является основополагающим.

Всякая осмысленная образовательная практика строится на основе учения об этапах психического развития человека. Педагог всегда имеет дело с человеком развивающимся, проживающим определенный возрастной период своей жизни.

На уровне обыденных представлений принято различать паспортный и социальный возраст, биологический и педагогический, медицинский и исторический и др., которые благополучно и непротиворечиво сосуществуют в нашем сознании.

Примечально, что и в биологически, и в психолого-педагогически ориентированных представлениях (вполне научных) границы возраста и возрастные особенности развития считаются достаточно условными, исторически случайными, не имеющими самостоятельного значения, являющимися скорее результатом устоявшейся традиции.

Если сопоставить существующие до сего дня в науках о человеке классификации возраста, то обнаруживается их поразительное единообразие; незначительные отличия могут быть отмечены лишь во временных границах и числе самих возрастных интервалов, особенно во второй половине индивидуальной жизни.

И совпадения, и несущественные различия далеко не случайны. Практически все классификации тяготеют так или иначе к существующим временным членениям человеческой жизни, сложившимся в той или иной культуре.

Причем если в детской психологии номенклатура возрастов фактически полностью задана исторически сложившейся системой воспитания и обучения (и тем самым имеет хотя бы частичное оправдание), то для послешкольного этапа жизни какие-либо основания возрастной классификации вовсе отсутствуют и возраст задается либо календарным образом (до 16 лет, до 30, до 45, до 65, после 75 – Ш. Бюлер и другие), либо с помощью метафор (молодость, расцвет, «время бури и натиска», зрелость, выход на пенсию, дряхлость и т. п. – Э. Эриксон, Д. Б. Бромлей и другие).

Более того, относительная неизменность, например, педагогической классификации возрастов порождает иллюзию полного и неслучайного изоморфизма между стадиальностью психического развития и возрастной шкалой, сложившейся в системе образования.

Поэтому специальное определение психолого-педагогического понятия о возрасте имеет самостоятельное значение, так как только в этом случае появляется возможность построения достаточно объективной периодизации общего психического развития человека в онтогенезе.

То, что такого понятия до сих пор нет в психологии, показывает внимательное прочтение соответствующих работ Л. С.

Выготского, который и до сего дня остается единственным, кто делал серьезную попытку соотнести и различить по содержанию понятие возраста и понятие развития; попытка, которая, на наш взгляд, оказалась неудачной.

Вот, например, какое странное сочетание суждений встречается в его работе: «Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией или фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок».

И сразу вслед: «Возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития ».

Так определяет или не определяет? Ответить на этот вопрос нельзя, потому что в данном случае происходит фактическое и недвусмысленное отождествление хода развития ребенка со сменой возрастов.

Отождествление периодизации развития и существующей возрастной классификации для Л. С.

Выготского вполне оправданно, так как он ищет основания для расчленения детства на периоды, выделяет признаки, отличающие одну эпоху детства от другой, рассматривает периодизацию развития ребенка как целое .

Именно поэтому закономерности развития и созревания ребенка есть основа и внутреннее содержание возрастной определенности и самой номенклатуры возрастов. Подобное представление было оправданно только в рамках педологического мировоззрения, носителем которого в тот период был Л. С.

Выготский. Однако конкретного понятия о возрасте на основе данного представления выработать невозможно хотя бы потому, что ни «детство», ни «ребенок» не являются психолого-педагогическими реалиями (первое есть культурно-историческая категория; второе имеет жизненно-бытийный статус).

Некритическое перенесение педологических представлений (самих по себе вполне законных в рамках педологии) в современную проблематику возрастной психологии оказывается небезобидным.

Отождествление периода развития и возрастного интервала по всем параметрам приводит к тому, что возраст приобретает онтологический статус, он становится объектом развития, в результате получается, что развивается сам возраст.

Именно по этой причине в профессиональном педагогическом сознании продолжает жить такое кентаврическое представление, как «возрастная периодизация», с легкостью отождествляемое с периодизацией развития.

То, что до сих пор дело обстоит так, подтверждается также некритическим переносом в современные (отечественные) концепции развития тех критериев возрастных интервалов, которые сформулировал Л. С. Выготский для отличения одной эпохи детства от другой .

Такие критерии, как психологические новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность , в совокупности своей характеризуют самого ребенка в целом: что с ним происходит в определенном возрасте.

В этом случае невозможно сказать: что развивается? – так как ребенок – это кто , а не что; и развитие чего порождает его новые отношения к среде, его новую деятельность.

Только при полном отождествлении процесса психического развития с натуральным прохождением через разные возрасты возможен прямой перенос этих критериев в периодизацию развития и их расширительное толкование.

Можно ли всерьез обсуждать такие «ведущие деятельности» для всего онтогенеза (именно в качестве критериев развития), как: физиологические отправления, эмоциональное общение, самоопределение, специализация, совершенствование, наставничество, воспоминания, самообслуживание; или по критерию «личностных новообразований»: способность активно бодрствовать, перцептивная память, произвольное целеполагание, идентификация, первая любовь, ответственность за будущее, за семью, за дело, чувство нужности, спокойствие и т. п. Как из этого странного набора «собрать» целостный образ, форму развития в пределах некоторого возрастного интервала?

Представление о возрасте как о периодически изменяющейся величине полностью исключает самостоятельное значение процесса развития, который оказывается лишь детализацией и нюансировкой «саморазвития» возраста , замещаясь так называемыми возрастными изменениями.

Было бы несправедливо делать именно Л. С. Выготского ответственным за наши сегодняшние представления о возрасте, развитии и его периодизации.

То, что мы продолжаем отождествлять процесс общего психического развития с существующей номенклатурой возрастов (точнее, с натуральным прохождением через них), произвольно наполняя последние многообразными «феноменами развития» (социального, личностного, интеллектуального), объяснимо, на наш взгляд, лишь тем, что мы до сих пор не отвечаем на вопрос: что, как и в каком направлении развивается?

Можно указать по крайней мере на два обстоятельства, объясняющие это.

Первое связано с тем, что большинство работ по психологии развития связаны не с общим ходом, а с отдельными линиями развития – личности, познавательных процессов, предметной деятельности, мотивационной сферы, интеллекта и др.

Причем эти отдельные линии до сих пор описывались частными теориями, имеющими, как правило, аксиоматический и соответственно – редукционистский характер.

Постулируется, например, что развитие какого-либо психологического образования осуществляется на основе потребности в персонализации или за счет присвоения воспроизводящих деятельностей и т. п. Сам же постулат никак не обосновывается, приобретая, по сути, догматический характер. Естественно, что так понятое «развитие» и не может иметь возрастных закономерностей, а лишь возрастные особенности.

Справедливости ради отметим, однако, что наиболее известные психологи в своих теоретических разработках по проблемам развития (периодизация, психологические новообразования и др.) использовали одну из фундаментальных категорий принципа развития – категорию «противоречие» (или «движущие силы» развития) .

Это наиболее характерно для периодизаций Д. Б. Эльконина (противоречие между новой системой отношений и старой формой совместной деятельности); Э. Эриксона (между самоидентичностью и оккупацией другими); Ж. Пиаже (между реальным и возможным в мыслительном действии); Л.

Кольберга (противоречия между конвециональными моральными нормами и личной нравственностью) и др.

Второе обстоятельство связано со своеобразной завороженностью существующими в обществе на данный момент возрастными шкалами , к которым привязывается многообразная фактология и феноменология возрастных изменений индивида.

Категориальное осмысление понятия возраста поэтому имеет самостоятельное значение, так как только в этом случае появляется возможность построения периодизации общего психического развития в онтогенезе. В известных теориях психического развития не существует понятийного определения возраста.

Он брался как уже существующая социальная нормативная шкала, которая вбирала в себя, растворяла в себе развитие, либо возраст оказывался несамостоятельным, производным моментом самого развития.

Источник: https://psyera.ru/kategoriya-vozrasta-v-psihologii-razvitiya_8030.htm

4. Категория возраста в психологии развития, возрастной психологии

11 Категория возраста в психологии развития

В возрастнойпсихологии, психологии развитиясуществует определенная система отсчета,в которых психология описываетчеловеческий возраст: 1) индивидуальноеразвитие (онтогенез); 2) социально-возрастныепроцессы и социально-возрастная структураобщества; 3) возрастной символизм.

Возраст ‑одна из фундаментальных и сложныхкатегорий психологии развития. Ужесамое общее, формальное его определениеимеет 2 значения, оба из которых широкоприменяются как в историко-биологическихнауках, так и в науках о неживой материи‑ это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный(календарныйили хронологический) возраст выражаетсяколичеством временных единиц (минут,дней, лет, тысячелетий и т.п.

), определяющихмомент возникновения объекта до моментаего измерения. Это чисто количественное,абстрактное понятие, обозначающеедлительность существования объекта,его локализацию во времени.

Определениехронологического возраста объектаназывается датировкой.

Условный возраст(или возрастразвития) определяется путем установленияместоположения объекта в определенномэволюционно-генетическом ряду, внекотором процессеразвития, наосновании каких-то качественно-количественныхпризнаков. Установление условноговозраста ‑ элементпериодизации, котораяпредполагает выбор не только хронологическихединиц измерения, но и самой системыотсчета и принципов ее расчленения.

В науке возрастныекатегории выглядят чрезвычайно сложнымии противоречивыми. Как указывает И.С.Кон, чтобы разобраться в содержаниикатегории возраста, прежде всего,необходимо разграничить главныесистемы отсчета,в которых наука описывает человеческийвозраст и вне связи с которыми возрастныекатегории вообще не имеют смысла.

Во-первых, этоиндивидуальное развитие, описываемоев таких понятиях, как «онтогенез»,«течение жизни», «жизненный путь»,«жизненный цикл», «биография»; егосоставляющие («стадии развития»,«возрасты жизни» и т.п.) и производные(«возрастные свойства»).

Все события развитиясовершаются в абсолютном времени.Понятие абсолютного времени условно иабсолютно в том смысле, что в его шкалуукладываются все человеческие жизни,обретая там свое место, соотнесенноепо времени с другими жизнями и другимипроцессами развития и бытия всего сущеговообще.

Хронологическийвозраст ‑это возраст отдельного человека, начинаяс момента зачатия (фактически, с моментаобразования яйцеклетки) и до концажизни. Хронологический возраст каждогочеловека есть личный факт его жизни.

Хронологические возрасты двух разныхлюдей сопоставимы в двух системахизмерения: с одной стороны, по абсолютнойшкале времени (временное смещение) и, сдругой, по тем психическим изменениям,которые появляются у них в определенномвозрасте (возрастное соответствие).

Биологическийвозраст определяетсясостоянием обмена веществ и функцийорганизма по сравнению со статистическисредним уровнем развития, характернымдля всей популяции данного хронологическоговозраста.

В понятиибиологического возраста за основу взятыте генетические, морфологические,физиологические и нейрофизиологическиеизменения, которые происходят в организмекаждого человека. Ввиду их измеряемостиустановлены определенные возрастныенормативы.

Соответственно если в данномвозрасте у человека еще не наступилиожидаемые изменения, значит он отстаетв своембиологическом развитии, т.е. егобиологический возраст меньшехронологического.

Если, наоборот,наступили изменения, которые должныпроизойти в более старшем возрасте,тогда говорят, что его биологическийвозраст превышаетегохронологический возраст.

Психологическийвозраст определяетсяпутем соотнесения уровня психического(умственного, эмоционального и т.д.)развития индивида с соответствующимнормативным среднестатистическимсимптомокомплексом. Здесь за основувзяты те психофизиологические,психологические и социально-психологическиеизменения, которые происходят в психикекаждого человека.

Социальныйвозраст измеряетсяпутем соотнесения уровня социальногоразвития человека (например, овладенияопределенным набором социальных ролей)с тем, что статистически нормально дляего возраста.

В понятии социальноговозраста за основу взяты те социальныеизменения, которые происходят в психике.

Это, с одной стороны, жизненные события,которые происходят с каждым из нас вопределенном возрасте (школа,профессиональный выбор, трудоваядеятельность, брак и т.д.

), и, с другой,возрастные изменения, определяющиемировоззрение человека, его отношениек жизни. Если они отстают от нормативных,говорят, что социальный возраст меньшехронологического, если опережают ‑то больше.

Все указанныекатегории подразумевают какое-тообъективное, внешнее изменение. Носуществует еще исубъективный, переживаемый возрастличности,имеющий внутреннюю систему отсчета.Речь идет о возрастном самосознании,зависящем от напряженности, событийнойнаполненности жизни и субъ­ективновоспринимаемой степени самореализацииличности.

Здесь за основувзято самоощущениечеловека,т.е. к какому хронологическому возрасту,он сам себя приписывает, в какую точкуна хронологической оси проецирует.Соответственно его хронологическийвозраст может быть меньше, больше илиравен хронологическому возрасту.

Источник: https://studfile.net/preview/5360818/page:26/

Uchebnik-free
Добавить комментарий