10. Сущность тирании в греческом полисе. Тирания Писистрата.

Ранняя греческая тирания. Формирование полисной системы. | Мифы и легенды Древней Греции

10. Сущность тирании в греческом полисе. Тирания Писистрата.

Ранняя греческая тирания.

Проблема ранних («старших») тираний напрямую связана с колонизацией и крупными изменениями в общественном укладе VII-VI вв. до н. э.

Тирания основана на политическом насилии по отношению к определенной части общества и авторитете одного правителя — наиболее простая форма власти, явившаяся лишь ступенью при восхождении греков к более сложным представлениям о демократии.

В Греции эпоха тирании представляла собой переходный этап, причина которого лежала в потере социального равновесия. Период активного хозяйственного развития сопровождался общественными смутами, вызванными поляризацией общества, резко разделившегося на бедных и богатых.

Разрыв этот был велик, и для его уничтожения в ряде городов возникают тиранические режимы.

В архаическую эпоху статус знатного человека составлялся из двух компонентов: древности рода и богатства гражданина. Понятия «родовитый» и «бедный», вполне совместимые еще во времена Одиссея, уже не применимы к знати архаической эпохи.

Основная часть простого народа стремилась к участию во власти, поэтому именно в смутное время у греков постепенно вырабатывалось представление о гражданстве. Тираны выступили врагами общества, связанного со старыми порядками, то есть господством знати.

Основная цель новых правителей — истребление аристократии, поэтому тирания как явление разрушительное не могла носить прогрессивный характер. С другой стороны, правители выражали интересы рядовых граждан и часто, сами того не подозревая, расчищали дорогу демократии.

В таком случае народ сам избирал тиранов, и их приход к власти не был связан с прямым насилием.

Выделяют 2 вида тирании: первый — тирания, установленная в результате борьбы демоса с родовой знатью, — из их противодействия и рождалась новая форма власти; второй вид — тирания греческих ставленников Персии, подчинившей полисы на западном побережье Малой Азии и близлежащих островах, — эти тираны проводили проперсидскую политику, когда с VI в. до н. э. молодое персидское государство начало набирать силу. Однако в целом тиранические режимы в Древней Греции не стали повсеместным явлением.

Тирания Поликрата на о. Самос (540).

Тиран Поликрат правил на острове Самос около 540 г. до н. э.

Он произвел политическое объединение острова, уничтожил родовое деление на филы и заменил его территориальным, поскольку административное деление насильственно разрушало родовые связи.

Был создан большой военный флот и проведены крупные строительные работы: возведены стены, оборонительные сооружения, устроена удобная гавань, проведен водопровод.

Поликрат не удовольствовался властью на Самосе и попытался распространить свою власть на Кикладские острова с целью захвата выгодных торговых путей. В 523 г. до н. э. при храме Аполлона на острове Делос он в свою честь учредил общегреческие празднества. Усиление Самоса не понравилось персам, которые заманили Поликрата в ловушку в Азии и там распяли. Больше на Самосе тирания не возникала.

Тирания Периандра в Коринфе (627-585).

В Коринфе тираны находились у власти около 70 лет (на рубеже VII-VI вв. до н. э.). С их приходом началось развитие колонизационной деятельности — Коринф стал метрополией многих западных апойкий. Наибольшую известность получил тиран Коринфа Периандр, правивший с 627 по 585 гг. до н. э. При нем происходит прямое покорение колоний, часто не подчинявшихся метрополии.

Коринф расширяет внешние связи и усиливается на западном направлении: например, торгует с Иллирией, откуда привозят серебро для чеканки монет, которые впервые появляются не ранее VII в. до н. э.

Коринф поддерживает отношения с Италией, Египтом, Испанией, Северным Причерноморьем, Сирией, Кипром — торговля с ними приобретают широкий размах.

Коринф становится центром металлообработки, текстильного ремесла и кораблестроения; он родина якоря и триеры — самого быстроходного корабля того времени с тремя рядами весел.

В Коринфе и его колониях суды знати заменяются судами по территориальным округам, упраздняются общие трапезы и система общественного военного воспитания юношей.

Последние меры Периандра направлялись против родовой аристократии, в глазах которой появление тирании стало гибелью старинных порядков, доблести знатных родов и самого представления об исконном благородстве, разрушением традиционных обычаев, поддерживавших культуру высших слоев общества.

Впрочем, для истории Коринфа это был временный этап. Как провещал дельфийский оракул одному из последующих тиранов Коринфа: «Будешь править ты и твои дети, но не дети твоих детей».

Формирование полисной системы.

Слово «полис» имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино.

Ученик философа Платона Аристотель, изучавший различные виды государственного устройства греческих городов, в своей книге «Политика» определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве1.

Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.

Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одна из первых — географический фактор. Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин, то есть одно из основных условий создания демократии — маленький гражданский коллектив.

Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализацией производства. Хозяйства становятся самодовлеющими, складывается широкий слой мелких земледельцев, лично свободных. Вместе с центральной властью исчезает необходимый для экономического объединения фактор.

В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль, регулируя религиозную, культурную и производственную жизнь людей.

В Греции эпохи «темных веков» и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом.

Частая взаимная вражда стала третьей предпосылкой для создания полисной системы, поскольку внешняя опасность является мощным объединяющим началом. Наличие угрозы со стороны соседей стало причиной консолидации граждан. Возникновение первых полисов происходило путем так называемого синойкизма — начавшегося еще в «темные века» процесса слияния нескольких родовых поселков в один.

Последней, четвертой, предпосылкой возникновения полиса явилось установление тиранических режимов, окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до н. э.

Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной — гражданами были люди, которые али и воевали.

Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. Человек без земли не мог быть гражданином, поэтому полноправный владел участком земли, на который также претендовало государство.

То есть землевладелец не мог перекрыть общественную дорогу или общий путь к водоему, пролегавшие через его участок, не имел права оставлять надел и не обрабатывать его, а также продать чужеземцу и т. д. — государство вмешивалось в частное землепользование граждан.

Эта двойственная форма собственности, включающая в себя одновременно частное и государственное владения, обозначается как античная.

Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек, и не имел гражданских прав.

Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан, и демократия для античности — достаточно условное понятие, поскольку она ограничивалась небольшим коллективом людей.

Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического. Олигархический государственный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте.

Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне.

Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.

Первые греческие законодательства.

С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство.

Изживание старых порядков, связанных с господством аристократии, иногда происходило за счет реформирования законодательства, а не путем создания тиранических режимов. Первые законы возникают в Греции примерно в VII-VI вв. до н. э. К VII в.

относится законодательство Залевка из Локр (город в Южной Италии), к VI в. — правотворчество Харонда из Катан (Сицилия), то есть первые законы появляются в «Великой Греции» — южной Италии и Сицилии.

С целью воспитать в гражданах уважение к законам Залевк и Харонд предписали желающим внести поправки являться в народное собрание с петлей на шее, и если народ не признает изменения справедливыми, удавиться на месте. За несколько сот лет существования законов в них почти не было внесено изменений.

Однако наиболее известные правовые кодексы создаются непосредственно в Греции в конце VII — начале VI в. до н. э. Драконтом (621) и Солоном (594).

Законодательство Драконта в Афинах (621).

Драконт был архонтом, осуществлявшим гражданское управление Афинами. О его правотворчестве известно немного. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы.

Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством.

При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей.

Когда Драконта спросили, почему в его законах все преступления заслуживают смертной казни, он ответил, что не смог придумать ни меньшего, ни большего наказания. Подобного рода законодательства, «записанные кровью», отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества1.

Законодательство Солона в Афинах (594).

Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии.

В 594 г. до н. э. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем развивается оливководство — олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса Палладой, которая в споре с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса.

Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев.

Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе отказать родителю в помощи в старости, то есть знание определенного ремесла становится одним из элементов гражданского статуса человека.

Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши: запрещается устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления направлялись против знати.

Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества.

Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн — мера сыпучих тел, около 50 л), входил в первый разряд «пятисотников». Второй разряд (ценз — 300 медимнов) — так называемые «всадники». Всадники и пятисотники — высшие категории граждан — получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности.

Третий разряд — зевгиты, «владельцы упряжки волов» (200 медимнов), — должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь. Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами, и они получали лишь право ать в народном собрании.

Ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния, — в этом и состояла важность социальных реформ.

Солон отменяет долговую кабалу — задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев.

Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет четырехсот, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания.

При Солоне возникает особый судебный орган — гелиея, — проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.

Источник: https://www.ancientmyth.ru/istoriya/polisnyy-period/rannyaya-grecheskaya-tiraniya-formirovanie-polisnoyo-sistemy

11. Раннегреческая тирания: политическая сущность, социальная опора, историческое значение. Тирания Писистрата в Афинах

10. Сущность тирании в греческом полисе. Тирания Писистрата.

  • Создание Делосской симмахии. 481 был создан общегреческий антиперсидский союз. После первых побед (480-479) возникли разногласия Афин и Спарты.

    Спарта вышла из союза, а оставшиеся начали собираться вокруг Афин. На о. Делос собрались представители всех заинтересованных в войне полисов и создали Делосскую симмахию.

    Формально это союз равных, но с самого начала выделились Афины.

  • Рост афино-спартанских противоречий => Фемистокл строит Длинные стены (461-404, 393 восстановлены). Ими город связывается с портом и с Фалероном => можно выдержать практически любую осаду, т.к. всегда остается возможность для эвакуации и бесперебойого снабжения.

  • Рост авторитета Фемистокла => он несовместим с демократией => 471 Ф. подвергается остракизму (живет при дворе Ксеркса). На его место – Кимон Мильтиадович. Затем – Перикл 463 осудил его, поддержал реформы Эфиальта.

  • Расширение Делосской симмахии. Сначала во Фракию и на оставшиеся Киклады. Очистка акватории Эгейского моря от персов и пиратов.

    Битва при Эвримедонте (469): сначала удар по персидскому флоту, затем по пехоте, затем по финикийской эскадре. Богатая добыча (одних рабов 20 000) => ряд построек в Афинах. К 430 в составе Архэ уже ок. 200 полисов, т.е.

    подавляющее большинство. Большая часть – торгово-ремесленные, демократические.

  • Первые попытки выхода из Д. симмахии. Наксос (469), Фасос (465), Халкида (446). Пресечены с жестокостью (срыты стены, штраф, присяга, замена олигархического правления демократическим).

  • Отношения с Пелопоннесским союзом. Почти чразу сильно ухудшаются. Доходит до войны с отдельными членами ПС (Коринф, Эпидавр, Дорида). В 457 вмешивается Спарта, сначала – успешно (Танагринское сражение 57 года).

    Потом отстраняются, зато вмешиваются персы, препятствуя усилению А. => до 47 перевес скорее у афинян. Но потом – перелом, их изгоняют с Кипра, А. Отдают все завоевания => 445 – 30-ти летний мир со Спартой, поделены сферы влияния. 440-430 – обострение противоречий.

    Провал общегреческого конгресса в Афинах 449.

  • Понт Эвксинский. 430-е – распространение власти Архэ сюда. Логично, т.к. большинство причерноморских колоний ионийские, а большинство монийских полисов уже в составе Архэ. Понтийская экспедиция Перикла. Синопа, Амис, Аполлония, Нимфей, Ольвия. Ключевые полисы т.о. входят в Архэ.

  • Великая Греция. Очень развитые полисы. Соблазнительная перспектива объединить в Архэ почти все Средизменоморье. Кроме того – палка Пелопоннесскому союзу.

    435 в Архэ входит Керкира, а это основной терминал связи с Сицилией. 443 – основание Фурий (Геродот), оплота Афин в ВГ. Затем союзы с Регием и Леонтинами. Сиракузы – оплот Спарты в ВГ.

    Объежиняет антиафинские полисы и сводит влияние Афин в ВГ на нет.

  • Перикл. Родился 495. Хорошо образован. В большом футболе с 463 (поддержал Эфиальта против Кимона). 444-429 – первый стратег. Нонсенс, т.к. годичность магистратур – один из основных приницпов демократии. Умер от чумы в Афинах 429. Знатного рода (Алкмеонид, сын Ксантиппа). Укреплял значимость Афин. Дал нижним и средним слоям реальную власть.

    Инициатор денежных раздач и оплачиваемости буле и гелиеи. Ограничил афинское гражданство. 15. Социально-экономический строй Аттики в V в. до н. э. Социально-политические противоречия внутри афинского гражданского коллектива. Реформы Фемистокла.Экономика Греции в V — IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.1.       Общая тенденция.

    Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.2.       В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные.

    Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, — Афины.3.       Сельское хозяйство.3.1.    Основные производительные ячейки. 3.1.1.        Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд однойсемьи.3.1.2.        Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.).

    Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.3.2.    Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры.

    Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нуна много рабов.3.3.    Скотоводство. Не играет особой роли, т.к.

    нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых. 4.       Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии.

    Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. Каменная архитектура. Строительство флота. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работате вместе с рабами. Специализация производства.

    Тесная связь с рынком. 5.       Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема.Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло.  Покупают сырье для ремесла.

    Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Это вызывает появление трапезитства. Появляются купеческие корпорации – фиасы.Классово-сословная структура Греции V — IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

    1.       Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины). 2.       Господствующий класс. 2.1.

        Экономика. В экономическом отношении — частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично.

    К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.2.2.    Социум и политика. Наименьшая часть полиса.

    В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы).

    К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).3.       Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1.    Экономика.

    В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом).

    Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2.    Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике.

    В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом. Деятельность Фемистокла. Предпосылки конфликта. Неожиданная победа при Марафоне 490. Впервые – идея единства эллинов. Ясно, что в принципе персов можно победить. 10 лет передышки до похода Ксеркса. Стороны конфликта. Демократы (Фемистокл) vs. аристократов, которые к тому же еще и лаконофилы (Аристид). Демократы – это торговцы, для которых отсутствие господства на море смерти подобно. Аристократы – это приверженцы Солона и Писистрата, ценят традицию, в т.ч. и традицию полисного гоплитского ополчения.

  • Источник: https://studfile.net/preview/4465994/page:5/

    Тирания Писистрата | История древней Греции

    10. Сущность тирании в греческом полисе. Тирания Писистрата.

    Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышение Писистрата началось со времени войны за Саламин, где он отличился и показал себя храбрецом.

    Испу­ганные ростом влияния Писистрата эвпатриды попытались орга­низовать покушение на его жизнь, но оно не удалось. После этого по требованию диакриев народное собрание выделило Пи­систрату охрану. Эту охрану составляли крестьяне-диакрии, во­оруженные дубинами.

    Опираясь на поддержку крестьянства и используя своих дубинщиков, Писистрат в 560 г. до н. э. захва­тил власть в Афинах. Однако его положение на первых порах не было прочным. Политика Писистрата, проводимая в интере­сах аттического крестьянства, вызвала недовольство и эвпатри­дов-педиеев и паралиев.

    Аристотель в «Афинской политии» пи­шет: «Но так как власть его (Писистрата) еще не укрепилась, то приверженцы Мегакла и Ликурга, придя между собой к со­глашению, изгнали его…» (Аристотель, Афинская политая, 14, (3)).

    Союз паралиев и педиеев, однако, просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группиров­ками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь пара­лиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистратом.

    Аристотель сообщает: «Сам Мегакл, поставленный в безвыход­ное положение своими противниками, начал переговоры с Писи­стратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устро­ил его возвращение…» (Там же, 14, (4)).

    Вскоре между диакриями и паралиями произошел новый разрыв. Результатом его было еще одно и на этот раз более дли­тельное изгнание Писистрата из Афин. По-видимому, вместе с ним из города ушло много его сторонников.

    Располагая боль­шими средствами, которые давали принадлежавшие ему Пангейские рудники во Фракии, Писистрат через некоторое время набрал наемное войско и, заручившись союзом с городом Эрет­рией на Эвбее, фессалийцами и фиванцами, высадился на побе­режье Аттики у Марафона.

    Опираясь на военные силы и под­держку диакриев, Писистрат обратил в бегство выступившее ему навстречу афинское ополчение и вступил в Афины. На этот раз он пробыл у власти до конца жизни (527 г.).

    Таким образом, правление Писистрата длилось, если не счи­тать перерывов, 33 года (560—527). Некоторыми учеными на­шего времени высказывалось предположение, что второе изгна­ние Писистрата является позднейшим вымыслом. Однако нет достаточных оснований не считаться с категорическим утверж­дением нашего главного источника — «Афинской политии» Ари­стотеля.

    Социальную основу власти Писистрата составляли диакрии, при поддержке которых он пришел к власти. Их интересы в пер­вую очередь и стремился удовлетворить Писистрат.

    Возможно, что Писистрат частично удовлетворил потребность афинских крестьян в земле за счет земель, конфискованных им у его поли­тических противников.

    Кроме того, Писистрат ввел государст­венный кредит для нуждавшихся землевладельцев, установил льготы в отношении налогов и принял ряд мер, улучшавших по­ложение аттического крестьянства.

    «Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские ра­боты, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием» (Там же, 16. (2)), — пишет Аристотель.

    Таковы главные мероприятия Писистрата, проведенные им в интересах диакриев. Кроме того, он ввел разъездных судей, раз­биравших судебные процессы на местах и избавлявших сель­ских жителей от напрасной потери времени на поездки в города.

    Возраставшая сила государства и авторитет его главы на­шли блестящее выражение в благоустройстве Афин и террито­риальном росте города. Афины стали благоустраиваться, пре­вращаясь в большой и цветущий город.

    Средства, получаемые от торговли и налогов, расходовались на постройку общественных зданий. Благодаря оживлению строительной деятельности беднейшее городское население получило работу. В этом отно­шении Писистрат — предшественник Перикла.

    При нем в Афи­нах был построен водопровод, воздвигнут храм Афины Паллады на месте будущего Парфенона, заложен храм Зевса Олимпий­ского, построен храм Деметры в Элевсине и др. Государствен­ная централизация при Писистрате проявляется гораздо резче, чем при Солоне.

    Об этом свидетельствуют два факта: 1) введе­ние общегосударственного подоходного налога (десятины) и 2) содержание постоянного наемного войска.

    Рельеф, найденный в Афинах около Олимпейона…

    Идее государственной централизации была подчинена и ре­лигиозная политика Писистрата. При нем вошли в обычай и наряду с Панафинейскими приобрели значение всенародных Дионисии. До этого культ Диониса был только крестьянским праздником. Из олимпийских божеств по-прежнему особым по­четом пользовалась Афина как символ объединенного Афин­ского государства.

    Главной задачей Писистрата было усиление экономической мощи Афин. Афины поглощали много сельскохозяйственных продуктов — хлеба, масла, вина, овощей, фруктов, дичи и т. д. Городское население возрастало, увеличивалось число ремеслен­ных мастерских, в которых наряду с рабами трудились свобод­ные рабочие и безземельные крестьяне. Много людей было за­нято в порту, торговом и военном флотах.

    Однако для растущей афинской торговли и ремесел одного внутреннего рынка было уже недостаточно. Писистрат стре­мился создать новые — внутренние и внешние — рынки для сбы­та продуктов сельского хозяйства Аттики (главным образом оливкового масла).

    Афинских купцов и ремесленников привле­кал черноморский рынок, откуда Греция с ранних времен в большом количестве импортировала хлеб и куда экспортиро­вала некоторые продукты сельского хозяйства и ремесленную продукцию. К черноморскому рынку и протянул руку афинский тиран, стремясь овладеть входом и выходом в Черное море, берегами Геллеспонта, с одной стороны, и Боспора — с другой.

    Усилия Писистрата не пропали даром. При нем Афины захва­тили опорный, ключевой пункт при входе в Геллеспонт — Сигей (в Троаде), открывший путь к Черноморью. В то же время Си­гей представлял собой плодороднейшую и удобную для поселе­ния местность. На противоположном берегу, в Херсонесе Фра­кийском, утвердился афинянин Мильтиад.

    Это был представи­тель аристократического рода крупных афинских землевладель­цев Филаидов, который, вероятно, потерял свои земли в Аттике и переселился на Геллеспонт. Мильтиад пользовался поддерж­кой Писистрата и зависел от него.

    Таким образом, в руках Писистрата оказались ключевые по­зиции на проливах. О торговых связях Афин с Северным При­черноморьем во времена Писистрата свидетельствуют довольно многочисленные находки аттической керамики на черномор­ских побережьях.

    В этот же период афиняне овладели островами Лемносом и Имбросом, распространили свое влияние на Наксос, где ут­вердился союзник Писистрата Лигдамид. Писистрат сумел так­же установить дружественные отношения с островом Делосом, занимавшим центральное положение в Кикладах, фессалий­цами, Аргосом и Коринфом.

    Широкое развитие внешней торговли предполагало существо­вание значительного флота, экипаж которого составляли феты, оплачиваемые государством.

    Государственный строй Афин при Писистрате формально не претерпел никаких изменений. Созданные Солоном учреждения сохранялись, но рядом с ними и над ними стоял тиран, Писи­страт, права которого не были ни предусмотрены, ни ограничены действующей конституцией.

    Все должностные лица выбирались из его сторонников, поддержка народного собрания, большин­ство которого составляли крестьяне-диакрии, была ему обеспечена. Благодаря этому фактически власть сосредоточивалась в руках Писистрата.

    Острие диктатуры Писистрата, опиравшегося прежде всего на аттическое крестьянство, было направлено про­тив старой родовой аристократии, тормозившей дальнейшее по­ступательное развитие производительных сил афинского обще­ства. В этом состоит прогрессивное значение периода афинской истории, связанного с его именем.

    В своей политике Писистрат опирался также на торгово-ремесленные слои, в интересах кото­рых он и стремился овладеть подступами к проливам. В позд­нейшей традиции о правлении Писистрата сохранились воспоми­нания, как о «золотом веке» Кроноса. «Афиняне,— говорит Ари­стотель,— жили тогда как бы в царствование Кроноса».

    Самого Писистрата Аристотель изображает как популярного политика, умевшего действовать одновременно в интересах всех классов и притом избегавшего крутых мер.

    Однако афиняне мирились с тираническим режимом до тех пор, пока этот режим оправдывал себя блестящими внешнепо­литическими успехами и былое политическое могущество родо­вой аристократии не было окончательно сломлено. Между тем внешнеполитическая обстановка и положение внутри Афин к концу правления Писистрата существенно изменились. Поэтому положение сыновей Писистрата, унаследовавших его власть, ока­залось менее прочным.

    После смерти Писистрата в 527 г. власть перешла к двум его сыновьям, Гиппию и Гиппарху. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литера­туре и искусству.

    У нас нет сведений о том, что правление сыно­вей Писистрата — Писистратидов сильно отличалось от правле­ния их отца. Однако постепенно внутриполитическое и между­народное положение Афин стало ухудшаться. В 514 г.

    в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков — Гармодий и Аристогитон — предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества. Покушение это удалось лишь отчасти: убит был один Гиппарх.

    Гармодий на месте поку­шения погиб от рук копьеносцев, Аристогитона схватили, под­вергли пыткам и казнили. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании потом долго чтилась афинскими демократами.

    Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников, стал на путь проведения терро­ристической политики, вызывавшей острое недовольство даже среди прежних сторонников Писистрата. В этот период очень многие афиняне покинули родину.

    Положение Гиппия осложняется также внешнеполитически­ми затруднениями. В 519 г. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждеб­ная тирании аристократическая Спарта.

    В довершение всего Афины теряют контроль над проливами, который переходит в руки персидской державы Ахеменидов. В связи с этим против Гиппия начинают активно выступать не только афинская аристо­кратия, но и паралии, возглавляемые Алкмеонидами. Возникает союз земледельческой и торговой знати.

    Алкмеониды призвали на помощь спартанцев, которые послали свои войска, чтобы сверг­нуть тиранию. Однако первая попытка спартанской интервенции окончилась неудачей. Только в 510 г. афинские эмигранты при активной поддержке Спарты сумели нанести поражение Гиппию и запереть его в Афинском акрополе.

    В конце концов Гиппий вынужден был капитулировать и удалиться из Афин в Сигей, находившийся в это время под властью Персии.

    Источник: https://collectedpapers.com.ua/ru/history-of-ancient-greece/tiraniya-pisistrata

    Великий греческий тиран

    10. Сущность тирании в греческом полисе. Тирания Писистрата.

    Деятельность греческого политика Писистрата приходится на VI век до н.э. Он прославился в Афинах своей тиранией и проведёнными реформами. Он властвовал в греческом полисе с 560 года до н.э до 527 года до н.э., правда, с некоторыми перерывами.

    Писистрат

    Писистрат запомнился гражданам Афин своей реформаторской деятельностью. Он раздавал землю беднейшим слоям населения, чеканил новые монеты, создал первое наёмное войско в Греции, активно занимался строительством. При нём появился рынок, водопровод и знаменитая гавань Пирей, где через несколько лет другой политик Фемистокол создаст мощный греческий флот.

    В начале VI века до н.э. в Афинах было три политические силы:

    • педиэи, выражали интересы крупных землевладельцев;

    • паралии, аристократы, занимавшиеся торговлей, а также знатные горожане;

    • даикрии, бедные городские слои и крестьяне.

    Во главе каждой партии стояли аристократы. Знать возглавлял Ликург, средние слои руководились Мегаклом, а беднотой управлял Писистрат, представитель разорившейся аристократической семьи.

    Художник Роджер Пейн «Писистрат и Афина»

    Писистрат проявил себя не только как прозорливый политик, но и показал себя отличным полководцем. Он возглавлял поход афинских войск против Мегар. В результате мегарцы были повержены, а грекам достался стратегически важный остров Саламин, также гавань Нисея.

    Эти пункты были очень значимы для торговли. Потеряв их Мегара практически стала зависеть от Афин. Мегара пыталась отбить свои территории, но борьба затянулась и стороны обратились за разрешением конфликта к спартанским судьям. Те порешили, что Саламин остаётся за Афинами, а вот гавань нужно вернуть обратно.

    Военные успехи укрепили политические позиции Писистрата.

    Уже на Саламине он стал проводить свои преобразования и ввёл в действие декрет, запрещающий клерухам (крестьянам-поселенцам) сдавать землю в аренду.

    В Греции под видом аренды аристократы часто приобретали земли у бедняков и разоряли их окончательно. Тем самым была заложена финансовая база клерухов, что усиливало и их военную и политическую мощь.

    Аристократы под предводительством Ликурга не хотели мириться с возрастающим влиянием диакриев и совершили попытку убить Писистрата. Но покушение не удалось. Писистрат остался жив и только приобрёл больше славы и авторитета в народе. Народ стал ещё менее поддерживать педиэи.

    Было проведено народное собрание в Афинах, где народ постановил предоставить Писистрату личную охрану. Влияние диакриев возрастало. Их своих охранников Писистрат смог сделать небольшую личную гвардию и в 560 году до н.э. на непродолжительное время смог захватить власть в полисе.

    Ликург и Мегакл совместными действиями быстро свергли его.

    Афины во времена Писистрата

    Эти события не имели страшных последствий для Писистрата, он продолжал находиться на территории Греции. Через два года Писистрат смог вернуться в Афины и при помощи Мегакла захватил власть в городе.

    Мегакл до этого стал конфликтовать с Ликургом и нашёл себе союзника в лице Писистрата, который принял помощь знатного аристократа и женился на его дочери.

    Правда Писистрат уже был женат дважды и имел пятерых сыновей, а вот от дочери Мегакла иметь детей категорически отказался и не вступал с ней в супружескую связь.

    Такое отношение к своей дочери Мегакл не стерпел и теперь уже обратился к союзу с Ликургом и они вместе вновь свергли Писистрата. После второго свержения к Писистрату применили закон о тирании и постановили изгнать его за пределы Эллады, его имущество конфисковали и распродали с торгов.

    Писистрат вместе со своими охранниками переместился во Фракию, известную своими рудниками. Здесь добывали золото и серебро. Греческий политик сумел использовать рудники в свои интересах и начеканил довольно приличную сумму денег что позволило ему нанять небольшую армию.

    Писистрат стал вести переговоры с другими полисами, недовольными политикой аристократов в Афинах. Вскоре был образован целый союз и составлен план захвата Афин. В итоге Писистрат вновь вернулся как верховный правитель полиса. Многие аристократы по его воле были убиты или изгнаны из Аттики.

    Их земли были конфискованы и розданы беднякам на тех же условиях, что и на Саламине.

    На этот раз Писистрат повёл себя намного жёстче. Он боялся восстания аристократов против него. Поэтому стал брать в заложники детей и отправлять их на Наксос, маленький островок. Часть аристократов, в основном землевладельцы перешли на сторону тирана, угождали ему.

    Писистрат нанёс главный удар по крупным землевладельцам, конфисковав их земли и передав крестьянам. Торговой знати он не мог нанести такой существенный удар, но решил понизить их влияние, построив в Афинах новый рынок.

    Писистрат всячески поддерживает крестьян, выдаёт им ссуды на покупку сельскохозяйственного инвентаря и скота.

    Тиран провёл и некое подобие судебное реформы. Ранее все суды находились в городах и состояли из знатных граждан. Писистрат перенёс суды в деревню и назначил судей из сторонников партии диакриев. Тем самым он хотел укрепить позиции крестьянства и защитить от судебного произвола со стороны аристократов.

    Между тем тиран не поощрял переезд крестьян в города и всячески высылал их обратно в деревню. Писистрат также увеличил налоги с земли как для крупных, так и для мелких владельцев.

    Налоги и доходы от рудников были основными источниками его доходов, из них он мог оплачивать присутствие в Афинах наёмников.

    Используя поддержку народа и свою военную силу, тиран постепенно стал расставлять на все значимые должности своих родственников и рьяных сторонников.

    Писистрат конечно же формально соблюдал демократические законы полиса, но только формально. Решающую роль играла войско его наёмников и стиль его управления более похож на монархию. Всё это сделало его тираном.

    Писистрат проводил и удачную внешнюю политику. Во многих соседних городах он привёл к власти своих сторонников. Он старался обеспечить поставки зерна в Афины и приобретать новые колонии. Писистрат торговал с Египтом и итальянскими народами.

    Чествование Писистрата

    Огромное значение он придавал развитию культуры. Он построил несколько храмов, украсил их статуями, регулярно в Афины приглашались рапсоды, известные поэты того времени.

    В 527 году н.э Писистрат умер. Его власть на момент кончины была прочной и без всяких интриг перешла к его сыновьям. Афинами в основном руководил Гиппий, в то время как Гиппарх более тяготел к искусству. Сыновья продолжили дело отца.

    Тирания в Афинах была прочной и получила одобрение народа. Не было никакого террора против населения со стороны власти. Власть Писистрата привела к расцвету Афин.

    Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5a746a649b403cf92ac89a51

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий