10. Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования)

Образование и медицина в средневековой Европе

10. Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования)

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них —Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в.

Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины.

Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа).

По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212—1250) ей — единственной в стране — было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.

В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики.

Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма«Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Saler-nitanum»).

Ее автор — Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235—1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии — магистр университета в Монпелье.

Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Появление университетов в средневековой Европе

В средние века сообщества людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) называлисьuniversitas (лат. совокупность).

По аналогии с ними так стали называть и корпорации преподавателей и учеников — universitas magistrorurn et scolarium.
Так появился термин университет.

Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В 1158 г. статус университета получила юридическая школа в Болонье (Италия).

Затем статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209), Париже (Франция, 1215), Саламанке (Испания, 1218), Падуе (Италия, 1222), Неаполе (Италия, 1224), Монпелье (Франция, 1289), Лиссабоне (Португалия, 1290), Праге (Чехия, 1348), Кракове (Польша, 1364), Вене (Австрия, 1365), Гейдельберге (Германия, 1386) (рис. 81), Кёльне (Германия, 1388), Лейпциге (Германия, 1409) и др.

Как правило, средневековые университеты имели четыре факультета: один подготовительный и три основных. Термин факультет (лат.

 facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г.

папой Григорием IX для обозначения различных специальностей в Парижском университете, открытом церковными властями, которые стремились таким образом утвердить свое влияние на подготовку ученых.

Как был устроен средневековый университет

Обязательным для всех учащихся был подготовительный (или артистический) факультет (от лат. artes —искусства), где преподавались семь свободных искусств (septem artes liberales).
После овладения программой trivium (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств.

После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета.

Слово студент произошло от латинского studere — учиться.

Студентами называли всех учащихся университета, которые; как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы.

Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества.

Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки—декан (от лат. decem — десять).

Во главе университета стоял rector magnificis-simus (лат. rector— управитель).
Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан.

В церковных университетах они назначались и оплачивались церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля — королевской властью.

Термин профессор (лат. professor — знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима. В средневековых университетах Европы (примерно с XV—XVI вв.) профессорами стали называть преподавателей—магистров (лат. magistri) и докторов (лаг. doctores).

Обучение в средневековом университете

Как уже отмечалось, языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга в средние века являлась большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных.

Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. Достаточно отметить, что в XV в.

на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.

Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена, Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть.
Практических занятий, как правило, не было.

Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов.

Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв.
Так, в 1238 г..

Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г.

Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.

Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому — обязательная врачебная практика за пределами города.
Так, в 1240 г.

студенты атестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, в 1309 г. требовалась уже 8-месячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, о том, что студенты Монпелье уже в XIII в.

посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя».

Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила.

Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не признавались.

Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми походами.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии, был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци (Mondino de Luzzi, 1275—1326).

Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, которые ввиду крайней редкости этого события производились весьма тщательно, в течение нескольких недель.
Многое в этой книге заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела».

По учебнику Мондино де Луцци учился анатомии Андреас Beзалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии.

Одним из выдающихся воспитанников университетов в Болонье и Мон-пелье был Ги де Шолиак(Guy de Chauliac, ок. 1300—1368).

Его компилятивный труд «Collectorium artis chirurgicalis medicinae» («Обозрение хирургического искусства медицины», 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени.

До XVII столетия он был наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.

Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту:

Словами диспуты ведутся,Из слов системы создаются,Словам должны мы доверять,В словах нельзя ни йоты изменять…Гёте. «Фауст»

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808—1879) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты,— смерть уносит больного. Так было и в действительности — средневековая схоластическая медицина Западной Европы во многих отношениях стояла спиной к больному.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/obrazovanie-i-meditsina-v-srednevekovoy-evrope

Средневековые университеты. Первые университеты в Западной Европе

10. Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования)

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников.

Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе.

Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал — пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам.

Считается, например, что Оксфордский университет основал Альфред Великий, а Парижский — Карл Великий.

Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан.

Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание.

При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим.

И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков.

Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало.

Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» — «бродящего».

Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам — повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах — коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв.

схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках монахов францисканского и доминиканского орденов.

Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями.

Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения — форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности.

Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам.

И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были Пьер Абеляр и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера.

Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

В Средние века не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень.

Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия).

Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов.

Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части.

Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый — до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы — с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения — Болонский, — уже с четырнадцатого века начал создавать общественные здания для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт — длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника.

После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра.

Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции.

В тринадцатом столетии возникают Оксфорд и Кембридж в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом XIV веке первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии.

К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей.

Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот.

Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования.

Здесь основным предметом являлся закон.

Источник: https://FB.ru/article/231559/srednevekovyie-universitetyi-pervyie-universitetyi-v-zapadnoy-evrope

Зарождение университетского образования в Западной Европе

10. Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования)

Огольцова Е. Г., Теплищева А. А., Шуликова П. С. Зарождение университетского образования в Западной Европе // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 246-252. — URL https://moluch.ru/archive/184/47096/ (дата обращения: 07.03.2020).



Все мы прекрасно знаем, что в наше время университетское образование играет очень важную роль. Так как именно в университете есть возможность получить высшее образование. Как в России, так и в Западной Европе высшее образование очень ценится. В будущем оно дает хорошие перспективы. Мало кто знает, как зарождались первые университеты.

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Следует отметить, что перевод этого слова сохранил свое значение и в наши дни. Первые университеты были разработаны по двум моделям. Немецкую модель разрабатывали Вильгельм Гумбольдт и Фридрих Шлейермахер.

Во французских университетах господствовала жесткая дисциплина, администрация контролировала все жизненные аспекты.

«Первые университеты имели несколько названий: помимо «universitas», которое не сразу стало главным, основным и единственным определением университета, их называли «stadium generale».

Первые университеты обучали ремеслу врачей, юристов и теологов, выполняя функции городских гильдий, и в этом они были подобным другим гильдиям, также обучавшим какому-либо ремеслу, например гильдии каменщиков» [2,184с]. Университеты отличаются тем, что обучение в них с многопрофильным уклоном.

Появляются факультеты свободных искусств, по окончанию которых имеется возможность учиться на медицинском, правовом и теологическом факультете. Существует устоявшаяся позиция, что проблема возникновения университетов в Западной Европе возникла как институт европейской культуры. Как отмечают многие ученые, образование началось с желания познать Библию, библейскую истину.

Поэтому средневековые учебные заведения открывались именно с целью чтения и толкования церковных книг. Ведь главным источником воспитания считалось Божественное начало. Позже главной целью университетов было развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Появляется обучение интеллектуальной профессии.

Университет как ценность культуры гарантирует сохранение интеллектуальной профессии в человеческом обществе. В конце 11 — начале 12 в. несколько школ при монастырях и кафедрах в Европе стали превращаться в крупные учебные центры, в результате ставшие первыми университетами.

Сами университеты и их права учреждались светской властью и имели привилегии, которые подписывались римскими папами или царствующими особами. Для открытия университета было необходимо выполнение определенных условий, так например городская община устанавливала минимальное количество учащихся.

Привилегии закрепляли автономию университета, позволяли студентам не проходить военную службу и т. д. Количество университетов стремительно увеличивалось. К 13 веку в Европе числилось уже 19 университетов, затем к 14 веку к ним добавилось еще 25. Множество городов с радостью соглашались открыть новые университеты, рассчитывая таким образом улучшить свое экономическое положение.

Появление университетов диктовалось временем, но церковь при этом старалась сохранить контроль над образованием. Официальным покровителем многих университетов представлялся именно Ватикан. Богословие являлось основным предметом в университетах. Преподавательский состав таких университетов составляли люди из духовного сословия.

Церковь держала в университетах своих представителей — канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. Однако университеты раннего средневековья по своей учебной программе, организации и используемым методам обучения являлись светской альтернативой образованию, предоставляемому церковью. [1, 136с].

Основной особенностью университетов являлся их наднациональный, демократический характер. В них занимались люди разных возрастных категорий и разнообразных национальностей. Создание университетов не требовало много ресурсов, для обучения подходили практически любые помещения. Места для слушателей вместо скамьи могла представлять обыкновенная солома.

Для записи в университет не было никаких правил, однако обучение было исключительно платным. Студентам из бедных семей приходилось особенно тяжело. Им приходилось снимать крошечные комнатки, перебивались случайным заработком, часто пребывали в нищете, многим приходилось странствовать. К XIV в.

возникла уникальная категория студентов, вынужденных странствовать (ваганты, голиарды), которые периодически переходили из университета в университет. Так же первые университеты были весьма мобильны. Если поблизости происходили, какие-либо бедствия в виде чумы или войны, университет имел возможность передислоцироваться в другое место.

Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикардийское, английское и германское. Уже ко второй половине 14 века в университетах стали появляться колледжи и факультеты. Большинство первых университеты обычно имели несколько факультетов.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) вместе выбирали официального главу университета — ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Только к концу 15 в. главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени. В возрасте 13–14 лет юноша должен был записаться в университет. Студент обучался у профессора от трех до семи лет и при удачной учебной деятельности обретал степень бакалавра. Бакалавр выполнял несколько задач: посещение лекций других профессоров и помощь при обучении новоприбывших студентов.

Студент обязан был посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Помимо еженедельных лекций студент был обязан посещать диспуты. Он публично докладывал научную работу, защищая ее перед студентами факультета, которые уже степень. При удачной защите бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата). Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых. Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования. Его специфику определяли три важнейших момента — автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Отличительной особенностью университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. Выборы решали, кому будет принадлежать власть. Поэтому очень важно было завоевать авторитет на различных дискуссиях. Университет имел несколько прав, среди которых были и привилегии:

‒ право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

‒ право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

‒ право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете

‒ особая подсудность для школяров — по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа).

‒ право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

В 15–16 веках число университетов продолжало расти, к этому времени в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии — уже около 180. Росло и число студентов в отдельных университетах. Так в Саламанкском университете в Испании в 1600-х гг.

ежегодно насчитывалось уже более 6 тыс. студентов. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь. В германском государстве в 16–17 вв. работало семь университетов, контролируемых Ватиканом.

Свои университеты открывал и орден иезуитов.

Первыми реформаторами в системе высшего образования в Германии стали М.Лютер и Ф.Меланхтон. Вюртембергский университет был основан в 1502 г. Данный университет, как и многие другие протестантские университеты, был освобожден от контроля Ватикана и стал подчиняться светским властям. В Англии реформация оказала наибольшее влияние на университет в Кембридже.

В университетах Франции в этот период изменилась и система преподавания. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений стали обращаться к подлинной науке, так в географии стали использовать карты великих географических открытий.

Центрами гуманистического образования становятся другие университеты Германии: во Фрайбурге, Вюртемберге, а также Оксфордский университет в Англии. Изложение учебного процесса происходило во время лекций. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные).

Дело в том, что в то время курс не велся по какому-то определенному направлению. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Так же, как и лекции, были и книги, которые считались обязательными для прочтения обучающимся и необязательные, которые могли прочитываться только по желанию.

В связи с этим, преподавателей также делили на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции обычно читались в утренние часы, с тем расчетом, что обучающимся будет легче включиться в рабочий процесс со свежим умом и духом. А экстраординарные назначались в послеобеденные часы. Лекция продолжалась 1–2 часа.

Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой. цель преподавателя заключалась в том, чтобы соединиться несколько источников материала, переработать и дать разъяснение слушателям. Школяры должны были являться на лекции с книгами.

Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Позже университеты стали копировать тексты и создавать собственные книги. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало.

Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появились парты — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек.

Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Производилось публичное обсуждение того или иного текста. Это было направленно на то, чтобы каждый обучающийся смог выразить свое мнение и свою точку зрения. С помощью этого формировалось мировоззрение, которое существенно влияло на дальнейшее обучение. Так как учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то правила указывают на труды, которые включались в университетскую программу.

Таким образом, с каждым годом университетов становится все больше, их популярность возрастает, как и востребованность высшего образования. Уже в те далекие времена люди начали задумываться о саморазвитии, самообразовании, а также о преподавании в университетах. Высшее учебное заведение в то время являлся неким проводником, помогающим получить знания.

Увеличение числа университетов способствовало ликвидации безграмотности, развитию многих отраслей науки. С развитием образования связано и развитие населения, его нравственно-духовных ценностей. Ведь основная задача образовательного процесса — воспитание в нас этических и эстетических чувств.

Этика — фундамент образования, так как в педагогике все основывается на морально-нравственных принципах. А эстетика развивает в нас полное понимание и правильное восприятие прекрасного в мире. Это в свою очередь помогает нам находить и изучать новые отрасли образования. Университетские традиции, заложенные в то время, продолжают развиваться по сей день.

Уже сейчас современные университеты выпускают первоклассных специалистов с самыми разными профилями.

Литература:

  1. Дружинский, А. Н. История зарубежной педагогики. Москва — ВЛАДОС, 2000. 432с.
  2. Чертовских, О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании, Вестник МГИМО Университета 2013, 281.

Основные термины(генерируются автоматически): университет, высшее образование, Западная Европа, первое, Англия, университет были, интеллектуальная профессия, Европа, Ватикан, университет стали.

Источник: https://moluch.ru/archive/184/47096/

Uchebnik-free
Добавить комментарий