10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.

Цеховой строй; Формирование, цели, влияние на общественный строй средневековых городов

10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. Главным -в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.

Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр — образец изделия.

Ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. Впоследствии он мог стать подмастерьем. Сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером.

Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря выучке и опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями, искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало.

Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, обычно объединялись в особую корпорацию — цех. Первые цеховые организации появились в Италии в Х в., во Франции, Англии и Германии — в XI-XII вв.

Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить а свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий.

Для создания цеха требовалось получить от короля или сеньора соответствующую хартию.

На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий.

Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха: он предписывал, чтобы все они выпускали продукцию определенного вида и качества. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника.

Цех был одновременно экономическим союзом, дружиной самообороны и религиозным братством, имевшим особую церковь и своего святого-покровителя.

Характерной особенностью средневекового города является то, что ремесленное население его было организовано в особые союзы — цехи, гильдии.

Цехи появляются почти одновременно с возникновением городов. Первоначально цехи возникли как организации бежавших в город крепостных крестьян и воспроизводили строй деревенских марок.

Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Каждый член цеха — это мелкий ремесленник, который является сам непосредственным производителем.

Он работает сам принадлежащим ему инструментом в своей мастерской, с которой он связан «как улитка связана со своей раковиной».

Этот ремесленник обычно работает в той самой мастерской, где работал его отец и его дед и где будут работать его дети и внуки при помощи таких же орудий. Он работает вмеете со своей семьей и с помощью одного или двух подмастерьев и учеников. Как

правило, каждый ученик, пройдя выучку, проработав некоторое время подмастерьем и накопив немного денег, может открыть свою мастерскую, так как при мелком характере производства затраты на устройство мастерской и приобретение сырья были очень незначительны. Конечно, были такие цехи, где требовались большие деньги на обзаведение, например, цехи золотых дел мастеров, но таких цехов было очень мало.

Каждый цех был союзом мелких ремесленников, принадлежавших к одной профессии. Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и усовершенствованием техники стало расти техническое разделение труда, то оно происходило между отдельными мастерскими. Это имело результатом увеличение числа профессий и цехов.

Таким образом, рост техники и специализации не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к образованию все новых и новых цехов, которых насчитывалось в любом городе десятки, а в некоторых городах даже сотни.

В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательна для каждого, желающего заниматься ремеслом. Но цех не всякого допускал в свою среду.

Чтобы стать членом цеха, нужно было пройти определенный стаж, пробыть известное время учеником, подмастерьем и затем быть допущенным в число полпоправных мастеров, имеющих право иметь свою мастерскую.

Это правило принудительной припадлежности к цеху устраняло возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников.

Цех регулировал ремесленное производство. Каждый член цеха подлежал надзору выборных должностных лиц цеха. Каждый цеховой мастер должен был выпускать продукцию определенного качества, поскольку выпуск плохой продукции отражался на интересах всех членов цеха.

Цех регламентировал и количество часов, которые должен работать каждый член цеха. Запрещалась ночная работа не только потому, что она ухудшала качество работы, но и для того, чтобы устранить конкуренцию между отдельными членами цеха.

Цех — это организация мелкого производства, и он всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы не было возможности создания более крупных предприятии. С этой целью цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую.

Было определено число станков, какое можно было иметь в мастерской. Цеховые уставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали зазывать покупателей.

Цех в течение известного времени играл прогрессивную роль в смысле развития техники, в смысле производственной дисциплины, но его тенденция сохранить мелкое производство очень скоро начала тормозить технический прогресс.

Цех относился враждебно ко всему тому, что могло создать конкуренцию, в том числе и ко внедрению всякого рода новых технических усовершенствовании.

В связи с этим новые изобретения очень часто уничтожались, и изобретатели дорого платились за свою предприимчивость.

Так, цехи, игравшие на определенной стадии развития прогрессивную роль, потом стали играть роль реакционную, задерживая технический прогресс.

Цех представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы.

Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Если вдова или дети оставались без средств к существованию, им оказывалась помощь из цеховой кассы.

Цех был и своего рода религиозной корпорацией: у пего имелась своя церковь или хотя бы своя часовня пли придел в церкви.

Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который цес гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос-ти во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства.

Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами во Франции, Англии, Германии — с XI — начала XII в.

, хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей — мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang — цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем.

Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специал-ности оформлялись в отдельные цехи.

Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под-мастерьями и учениками.

Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха.

Первоначально каждый ученик со вре-менем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества.

Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее.

С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу*. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства.

В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда.

В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивши существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все сто-роны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борь-бы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата.

Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное бое-вое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью.

Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с нен во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

Но и там имели место региментация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городскою управления.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 1112 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-4795.html

Средневековый город. Социальная структура. Цеховое устройство

10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.

Средневековый город.
Экономические предпосылки возникновения городов:
эпоха Раннего средневековья (476 по 1000 гг.) – древнеримские города, населённые людьми, занимающимися с/х. Конец XI в. – развитие технологий, что привело к формированию ремёсел.

Люди, имеющие одинаковую специальность, стали селиться вместе, что обеспечивало более высокую производительность труда => большую прибыль. В результате возникали первые ремесленные посады (предки современных индустриальных городов), рядом с которыми строили свои дома купцы (продукция мастеровых нуждалась в реализации).

Основные варианты возникновения городов:на месте бывших древнеримских поселений, вокруг замков и крепостей, вокруг монастырей и на основе ремесленных посадов, представляющих собой хорошо организованные общины. Любой город стоял на земле, а практически вся территория Западной, да и частично Восточной средневековой Европы, принадлежала королям или феодалам.

Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стала не торговля, а ремесло.Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно.

Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь.

Ремесленники строили жилища вокруг замка или монасты­ря, позже такие поселения превращались в города. Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей приходила в города самостоятельно.

Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город с населением 5—10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

Социальная структура:Первоначально (X-XIвв.): несвободные крестьяне, ремесленники, беглый сельский люд.

Позднее (~ конец X в.

): на первом месте стояло духовенство (для средневекового человека была важна его связь с Богом). Почти все учёные, писатели, поэты, художники и музыканты были духовными лицами.

Духовные лица часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и чёрное.

Второе место занимали светские феодалы или рыцарство, важнейшим занятием которых были война и участие в военных состязаниях – турнирах.
Основную массу населения Европы в Средние века составляло крестьянство, проживавшее в небольших деревнях по 10-15 дворов в каждой.
На экономической почве складывался новый социальный слой – горожане, состоящий из людей, проживающих на территории того или иного города.

Цеховое устройство.
Люди одной профессии селились обычно вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои сою­зы — ремесленные цехи и торговые гильдии.

Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в лице нецеховых ремесленников. Цеховые корпорации ремесленников являлись важным элементом социальной структуры города. В профессиональные союзы объединялись не только ремесленники.

Существовали цеха городских врачей, учителей, нотариусов, садоводов и т. д. Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах определенную иерархию. Полноправным членом цеха мог быть только цеховой мастер — владелец мастерской.

Цеховой мастер работал обычно вместе с несколькими подмастерьями и учениками, которые по истечении ряда лет могли стать сначала подмастерьями, а потом самостоятельными мастерами. Предварительное прохождение низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать полноправным членом цеха.

Более высокое положение цехового мастера основывалось не только на его праве собственности на средства производства, но и на его профессиональном мастерстве, умении, совершенном владении инструментами.

В первый период своего существования цеховой строй имел прогрессивное значение, способствовал росту производительных сил в рамках мелкотоварного производства, развитию и унификации ремесла, распространению профессиональных навыков, повышению качества работы и расширению ассортимента.

Цеховой корпоративный строй сыграл большую роль в борьбе городов против власти феодалов за демократизацию городского самоуправления. Однако с конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства.

Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.

Начинается процесс затяжного кризиса цеховой системы, усилилось «замыкание» цехов — ограничение и запрещение доступа в них учеников и подмастерьев. Появляются «вечные подмастерья», которые уже не могли стать полноправными членами цеха. Несмотря на уравнительные запреты, внутри цехов развивалась конкуренция, отдельные мастера меняли технологию, увеличивали число наемных рабочих, а также росла имущественная дифференциация.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/22197.html

Возникновение средневекового города. Роль цехов в социально-политической истории города

10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.

В 10-11 ст. в странах Западной и Центральной Европы начинают возрождаться старые и возникать новые города. Появление городов свидетельствовала о том, что в средневековой Европе начинаются большие цивиллизационные изменения.

Средневековые города возникали при определенных условиях. Во-первых, сельское хозяйство поднялось на высшую степень развития: модернизировались орудия труда, приёмы обработки земли и методы ухода за скотом, выросли посевные площади.

Крестьянин уже мог изготавливать такое количество продуктов, которого хватало не только для себя, своей семье и феодалу, но и жителю города. Иначе говоря, у крестьянина появился излишек продовольствия, который он мог привезти в город для продажи или обмена.

Ведь когда нет стойкого притока продовольствия в город, такой город придет в упадок.

Во-вторых, с возникновением сословия профессиональных воинов, образованием государства, способным организовывать отпор нападающим, крестьянин мог спокойно работать на своей земле и не беспокоиться, что враги сожгут его дом, а его самого и семью казнят или заберут в плен.

В-третьих, малоземелье с одной стороны и рост населения с другой выталкивали людей из села даже против их воли. Не все крестьяне, которым не хватало земельных наделов, занялись внутренней колонизацией, отправились в крестовые походы на Ближний Восток или на освоение славянских земель. Некоторые из них искали работу, не связанную с сельским хозяйством. Они начинали заниматься ремеслом, изготавливать кузнечесике, гончарные или столярные изделия.

ВНЕШНИЙ ВИД ГОРОДОВ

Средневековые города кардинальным образом отличались от городов Нового и тем более Новейшего времени. В строительстве городов еще сохранились традиции античности. Они были окружены каменными или деревянными стенами и глубокими рвами, которые должны были защищать населения от возможного вторжения врагов.

Жители города объединялись в народное ополчения и по очереди несли сторожевую службу. Средневековые города не были больших размеров, как правило, они вмещали себя от пяти до двадцати тысяч жителей. Так как население городов было представлено в большинстве своем выходцами из сельской местности, жители не особенно волновались за чистоту в городе и выбрасывали мусор прямо на улицы.

Вследствие этого в городах царила ужасающая антисанитария, она порождала массы инфекционных заболеваний. Дома жителей были деревянными, они располагались на узких и кривых улицах и часто соприкасались друг с другом. Центр города был представлен рыночной площадью. Неподалеку от нее строили соборы.

ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО. ЦЕХИ

Характерной особенностью средневекового ремесла в Западной Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определенной профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи, ремесленные гильдии. Цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии — уже с X в., во Франции, Англии и Германии — с XI — начала XII в.

,—хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позже.

Цехи возникли как организации самостоятельных мелких товаропроизводителей — городских ремесленников, нуждавшихся в объединении для борьбы против феодалов и в защите своего производства я доходов от конкуренции постоянно прибывавших в город выходцев из деревни. Цеховая организация ремесла в городах была одним из проявлений их феодальной природы.

Такая организация создавала в средневековом обществе наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного производства в городах до определенного времени. В рамках цехового производства было возможно дальнейшее развитие и углубление общественного разделения труда в форме выделения все новых и новых ремесленных цехов.

В этот первый период своего существования цехи способствовали постепенному, хотя и медленному совершенствованию орудий ремесленного производства и навыков ремесленного труда. Поэтому примерно до конца XIV — начала XV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль.

Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, при чрезвычайной узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и защищая их от конкуренции прибывавших в города сельских ремесленников.

Таким образом, в период расцвета феодального способа производства, как заметил К.

Маркс, “привилегии, учреждение цехов и корпораций, весь режим средневековой регламентации были общественными отношениями, единственно соответствовавшими приобретенным производительным силам и ранее существовавшему общественному строю, из которого эти учреждения вышли”.

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением ее наиболее важных социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни городского ремесленника. Цехи играли важную роль в деле объединения горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города и выступавшей как отдельная боевая единица в случае войны. Цех имел своего “святого”, день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-156735.html

Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство

10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.

  Город – относительно крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

Группы горожан:1) Светские и духовные феодалы 2) торгово-ремесленное население 3) зависимые люди феодалов и городских монастырей 4) лица духовного звания 5) маргиналы (наход.на границе).

Преобладающее число горожан: ремесленники, они производили продукцию первой необходимости для самих горожан,а также  на продажу вне города и предметы роскоши. Ремесленники объединялись в цеха или гильдии, где сущ. Строгая система правил и требований, определенная иерархия, что отражено в «Книге ремесел Парижа».

Гильдия-корпорация торговцев для взаимной помощи и защиты.Гильдии создавались с 12в. Купеческие гильдии объединили городских торговцев, имевших исключительное право торговли. Купеческие гильдии обладали судебными и административными функциями-осуществляли надзор за организацией торговли.

В 14-15вв в германских городах-Кельне,Мобеке,Гамбурге-появились десятки духовных гильдий, каждая имела собственную церковь и святого покровителя. Все могли принять участие в религиозных церемониях и общих пирах. Во главе гильдии стоял старшина. Собрания проводились в дома гильдии. Споры разрешались в суде гильдии.

ЦЕХИ – объединения городских ремесленников одной специальности. Их организация была юридически оформлена в уставах. Вступление в цех требовало многих условий: достижение звания мастера после ученичества и работы подмастерьем, наличие имущества и гражданских прав.

Но жизнь горожан не сводилась только к работе, довольно часто проходили праздники,игрища. Особенность в том, что каждый ремесленник и каждая социальная группа имела свои «профессиональные».

Первое время власть в городах обычно находилась в руках самых богатых горожан:купцов,городских землевладельцев и домовладельцев. Это прослойка наз. патрициатом.

ПАТРИЦИАТ или нобилитет — городская знать, городские землевладельцы из феодального сословия и разбогатевшие купцы, скупившие земли.

         Городской патрициат, связанный с торговлей, промыслами, ростовщичеством, был политически господствовавшим своем городского населения в XI-XIII вв. и занимал главенствующую роль в городском  управлении.

Патрициат использовал в своих интересах народные движения против феодалов. В 13 в против патрициатов провели борьбу цеха-«цеховые революции» =>патрициат был вынужден делить свою власть в городе с наиболее влиятельными цехами.

Цехи представляли собой объединения ремесленников определенной профессии в данном городе , ставившие целью сохранение монопольного положения в производстве товаров.

Исчезало равенство (мастер-подмастерье-ученик)->цех стал тормозом для технического прогресса, поскольку он запрещал введение технических усовершенствований и требовал устаревших приемов и орудий.

Классовая борьба в городе: три этапа: 1. Горожане против феодалов за свою независимость (11-12 – нач.13) 2. Цеховые ремесленники против патрициата (в ряде «цеховых орудий» либо свергли,либо заставили поделиться с цехами своей властью). 3. Движение за право иметь коммуну.

В связи с развитием торговли в Западной Европе начали появляться и банки как особые предприятия, ведущие регулярные денежные операции. Большую роль играла профессия менялы(определял качество монеты,подделку,брал на сбережения,давал из своих кредиты).

Влияние на деревню: многие поместья деревни втягивались в рыночный оборот.

Так,англ.маноры в 13 и 14вв вели широкую торговлю шерстью,хлебом,скотом и др., отправляя крупные партии этих товаров в Лондон и на континент Европы.

МАНОР — феодальная вотчина. Поместье лорда (в Англии). Манор имел домен лорда, обрабатываемый барщинным трудом крестьян, землю в держаниях крестьян-вилланов и свободные держания. Это — классическая форма вотчины. Могли быть различные варианты наличия в маноре его частей.

ВИЛЛАНЫ – (от лат. villa – усадьба, поместье) – крестьяне, лично свободные (во Франции, Италии и Западной Германии) и несвободные, зависимые (в Англии после норманнского завоевания в XI в.). Английские вилланы подлежали суду лорда, несли повинности по воле лорда. Отношения вилланов и лорда регулировались обычаями манора. Крепостная зависимость сохранялась до XIV в.

=>натуральное хоз-во в деревне все более уступало место денежному->это вело к замене натуральных повинностей (барщины и оброка) денежной рентой и к постепенному освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Источник: https://students-library.com/library/read/37914-srednevekovyj-gorod-socialnaa-struktura-goroda-cehovoe-ustrojstvo

Горожане — Мир средневековья

10. Средневековый город. Социальная структура города. Цеховое устройство.
Жизнь городских жителей в средние века была наиболее динамична. Занятия горожан были разнообразны, многие люди на протяжении жизни несколько раз меняли род своей деятельности, чего не могло быть в прочих средневековых сословиях.

Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости.

Бережное отношение к времени и своей свободе — отличительная особенность жителей средневекового города. Горожане представляли себе мир очень сложным и постоянно меняющимся.

Горожане | Бюргеры

Основную часть городского населения составляли бюргеры (от немецкого «бург» крепость). Они занимались торговлей и ремеслом. Одни торговали по мелочам тем, что было нужно жителям города и окружающих деревень. А те, кто побогаче, занимались торговлей с другими областями и странами, где закупали и продавали большие партии товара.

Для таких торговых операций были надобны немалые средства, и среди этих купцов главную роль играли состоятельные люди. Им принадлежали лучшие здания в городе, нередко каменные, где располагались и их склады для товара. 


Богачи пользовались большим влиянием в городском совете, который управлял городом. Вместе с рыцарями и знатными людьми, часть которых селилась в городе, богачи образовывали патрициат — этим древнеримским термином обозначалась городская правящая верхушка.

Горожане | Городская беднота

Полного равенства всех горожан во времена Средневековья не было достигнуто нигде. Далеко не все население являлось полноправными бюргерами: наемные рабочие, слуги, женщины, неимущие, кое-где духовенство не пользовались правами граждан, но — даже последние нищие — оставались свободными людьми.


Бедняками в средневековом городе были все те, кто не имел собственного недвижимого имущества и был вынужден работать по на
йму. Ученики мастера в период обучения представляли собой малообеспеченный слой населения.

Но они имели надежду после окончания срока обучения купить ремесленную мастерскую, стать мастерами и получить статус полноправных бюргеров.

Более печальной была судьба подмастерьев, которые всю жизнь работали в качестве наёмных рабочих у мастера и получали за это жалкие гроши, которых едва хватало на пропитание. 


Крайней бедностью отличались и сре
дневековые студенты, университеты которых чаще всего располагались в городской черте. К бедным слоям населения городов можно отнести бродячих актёров, трубадуров, миннезингеров. Среди бедняков были и такие, кто нигде не работал, а жил за счет милостыни, которую выклянчивал на церковной паперти.

Причины роста городов

1. Сельское хозяйство в X-XI вв. стало более производительным, увеличились урожаи крестьянского хозяйства, поэтому часть выращенного урожая крестьянин мог продать. Это позволяло людям, не занимавшимся сельским хозяйством, покупать продовольствие у крестьян.

2.

 Ремесло усовершенствовалось и стало таким сложным занятием, что им мог заниматься только специально обученный человек, не терявший времени на сельское хозяйство.

Таким образом произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, и ремесленники стали создавать отдельные поселения, которые и являлись городами.

3. Рост населения приводит к нехватке земли. Поэтому некоторые люди были вынуждены заниматься не сельским хозяйством, а другими занятиями и перебраться из деревни в город.

Городское самоуправление 

Городское самоуправление бывало двух видов — полное и частичное. При полном самоуправлении в городе мэров избирали бюргеры, а при частичном его назначал феодал, на территории которого находился город.

 

Первое время власть в городах обычно находилась в руках самых богатых горожан: купцов, ростовщиков, городских землевладельцев и домовладельцев. Эта прослойка называлась патрициатом.

Патрициат — узкий слой, наиболее богатых и влиятельных людей, своего рода городская знать, (в больших городах обычно несколько десятков семей). 

Но поскольку города обычно стояли на земле какого-либо сеньора, то именно этот сеньор считался верховным господином города. Поэтому патриции боролись с феодалами за свое полновластие в городе.

В своих интересах патрициат использовал народные движения против феодалов. Но в некоторых городах в XIII в. в ряде стран Западной Европы, особенно в Италии и Германии, против патрициата повели борьбу цехи.

Историки иногда называют эту борьбу цехов с местным патрициатом «цеховыми революциями». 

Результатом цеховых движений было то, что патрициат был вынужден делить свою власть в городе с наиболее влиятельными цехами (на деле — с зажиточной верхушкой этих цехов).

«В тех городах, где была сильно развита внешняя торговля, патрициат даже этой уступки не делал, сохраняя власть исключительно в своих руках.

Таковы были, например, городские патрицианские республики — Генуя и Венеция в Италии, крупнейшие ганзейские города — Гамбург, Любек и другие в Германии.

Питание горожан

Питание горожан мало чем отличалось от питания жителей села, поскольку практически все горожане имели небольшие огороды в пределах городской черты.

Горожане употребляли в пищу достаточно много овощей, основой их пищи были каши и хлеб из различных видов зерновых, а также многочисленные кисели. 

Пища богатых горожан была близка питанию знати. Отличительная черта питания жителей города заключалась в употреблении достаточно большого количества привозной пищи, как из сельской местности, так и из других стран. Поэтому на столах горожан чаще можно было увидеть такие экзотические продукты, как сахар, чай или кофе.

Одежда

Одежда горожан соответствовала общему направлению в развитии одежды в средневековом обществе. 
Однако поскольку жители средневековых городов чаще, чем селяне общались и с представителями знати, и с

купцами, много повидавшими в различных частях света, их одежда отличалась большим изяществом и они больше следили за влияниями моды. антисанитария средневекового города тоже отразилась на одежде его жителей: среди горожан были распространены высокие деревянные башмаки, которые позволяли жителям городов не испачкать свою одежду на грязных и пыльных городских улицах.

Культура

Среди средневековых горожан распространилось мнение о том, что самыми главными ценностями в жизни являются:

1 — личность человека

2 — служба, должность, профессия

3 — имущество, богатство

4 — время его жизни

5 — любовь к ближним, другим христианам

Горожане считали, что общественный строй должен оставаться неизменным, и никто не должен стараться перейти в высший общественный разряд.

По их мнению земная жизнь и небеса не были противопоставлены так резко, как это было в учении монахов раннего Средневековья. Наоборот, необходимость исполнять службу, трудиться и обогащаться считалась первым долгом христианина перед Господом Богом.

В числе определений, которые дают человеку ученые, — «человек разумный», «общественное существо», «человек трудящийся» — есть и такое: «человек играющий». «действительно, игра — неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка.

люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.

Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками — народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви.

Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.

С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, — народ упорно за них держался. 

Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что «Христос никогда не смеялся», осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.

И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия.

К концу средневековья в городах складывается карнавал — праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.

 

В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды.

При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.


Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой. 
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправи
ться с теми, кого они давно ненавидели.

Источник: https://www.sites.google.com/site/mirsrednevekova/rycari/gorozane

Uchebnik-free
Добавить комментарий