10. Раскройте характер борьбы реализма и номинализма.

6.Борьба реализма и номинализма

10. Раскройте характер борьбы реализма и номинализма.

“Реализм” в егосредневековом понимании не имеет ничегообщего с современным значением этоготермина. Под реализмом подразумевалосьучение, согласно которому подлиннойреальностью обладают только общиепонятия, или универсалии, а не единичныепредметы, существующие в эмпирическоммире.

Противоположное направление былосвязано с подчеркиванием приоритетаволи над разумом и носило названиеноминализма. Термин “номинализм”происходит от латинского слова “nomen”,что значит “имя”.

Согласно номиналистам,общие понятия – только имена; они необладают никаким самостоятельнымсуществованием вне и помимо единичныхвещей и образуются нашим умом путемабстрагирования признаков, общих дляцелого ряда эмпирических вещей и явлений.

Спор номиналистов и реалистов возникв связи с проблемой единичного и общего,как она ставилась еще у Аристотеля,различавшего первичные и вторичныесущности и затруднявшегося в определениионтологического статуса тех и других.

Реалисты (от лат.realis – реальный) утверждали, что универсалиисуществуют реально как мысли Бога,являющиеся прообразами всей индивидуальноймножественности. Бытие Бога, такимобразом, выводится из понятия Бога каквсесовершенной сущности.

Номиналисты (отлат. потеп – имя), напротив, отрицалисуществование универсалий, которые, поих мнению, есть лишь имена вещей и втаком виде существуют лишь после вещей.

Реализм и номинализмвыступали как в крайних, так и в умеренныхформах. Многие характерные особенностисредневековой философии проявились впроисходившей на протяжении несколькихвеков борьбе реализма и номинализма.

7. Философия в эпоху Возрождения

Термин «Возрождение»(Ренессанс) появился в XVI веке древности.Рассматривая эпоху Средневековья какпростой перерыв в развитии культуры.

Еще Джордано Вазари — живописец и первыйисториограф итальянского искусства,автор прославленных «Жизнеописаний»наиболее знаменитых живописцев, ваятелейи зодчих (1550 г.) писал о «возрождении»искусства Италии.

Это понятие возниклона основе широко распространенной в товремя исторической концепции, согласнокоторой Эпоха Средневековья представляласобой период беспросветного варварстваи невежества, последовавший за гибельюблестящей цивилизации классическойкультуры, историки того времени полагали,что искусство некогда процветавшее вантичном мире, впервые возродилось вих время к новой жизни. Термин «Возрождение»означал первоначально не стольконазвание всей эпохи, сколько самыймомент возникновения нового искусства,который приурочивался обычно к началуXVI века. Лишь позднее понятие это получилоболее широкий смысл и стало обозначатьэпоху, когда в Италии, а затем и в другихстранах сформировалась и расцвелаоппозиционная феодализму культура.Энгельс охарактеризовал Возрождениекак «величайший прогрессивныйпереворот из всех, пережитых до тоговремени человечеством».

8.Немецкая классическая философия

Немецкая классическаяфилософия (конец 18- начало 19 вв.) былаподготовлена рядом факторов:

1.Влиянием французскойбуржуазной революции.

2.Влияниемпромышленной революции в Англии.

3.Достижениеместественных наук.

Германия конца 18века – это раздробленное феодальноегосударство, в нем господствовалиидеалистические воззрения. Немецкаябуржуазия только складывалась, каккласс и была политически бесправна.Социально – экономическое и политическоеположение Германии конца 18 века наложилаотпечаток на немецкую философию тоговремени. Ей свойственен двойственныйкомпромиссный порой противоречивыйхарактер.

Яркие представителинемецкой классической философии –И.Кант, Гегель, Фейербах.

Иммануил Кант(1724 — 1804) – один из общепризнанных«величайших философов всех времен»,родоначальник «немецкой классическойфилософии», основатель философскогокритицизма — теории, выявляющей предельныевозможности человеческого разума инаучающей мыслить-познавать в этихпределах и за пределами. Главныепроизведения – — «Критика чистогоразума» (1781);

— «Критикапрактического разума» (1788); — «Критикаспособности суждения» (1790).

Георг ВильгельмФридрих Гегеля (1770—1831) – одно из ярчайшихявлений в истории философии. Всеспециалисты, так или иначе, признаютего огромное значение.

Людвиг АндреасФейербах (1804—1872) – «конец немецкойклассической философии» по меткомувыражению Ф. Энгельса. Основные сочиненияФейербаха:

— «К критике философииГегеля» (1839);

— «Сущностьхристианства» (1841);

— «Основы философиибудущего» (1843);

— «Сущность религии»(1851).

Источник: https://studfile.net/preview/5645346/page:2/

Спор об универсалиях: борьба номинализма и реализма

10. Раскройте характер борьбы реализма и номинализма.

Универсалии (от лат. universalis) – общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов слова. Так, например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие.

В средневековой философии обсуждался вопрос о том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, так же как и вещи, или же они – всего лишь названия и поэтому существуют только в качестве слов, и не во внешнем мире, а в нашем уме.

Мы, скорее всего, придерживаемся той точки зрения, что реально существуют конкретные предметы, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании. Так, например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья.

Как нет и животного вообще, и человека вообще, а есть только конкретные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия – это названия для больших групп сходных предметов. Так считаем мы.

Но ведь можно посмотреть на эту проблему совершенно иначе, что и сделал, как мы уже видели, античный философ Платон, полагавший, что идея, или общее понятие, или универсалия, существует реально, но в невидимом и высшем мире, а видимые нами конкретные вещи – всего лишь ее порождения.

Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализм. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (от лат.

nomina – названия, имена), так как ее представители полагали, что универсалии – это только имена и существуют не сами по себе, но лишь в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы. Таким образом, средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Философией Средневековья был реализм, номиналистические же взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения.

Реализм и номинализм имели свои разновидности. Так, реализм был крайним и умеренным. Крайний реализм утверждал, что универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Как видим, крайний реализм восходит к платоновскому учению.

Умеренная форма реализма говорила, что универсалии существуют в самих вещах в качестве их неизменных оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют всю окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует какая-либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм поэтому восходит к теории Аристотеля.

Номинализм также был крайним и умеренным. Согласно умеренному номинализму, универсалии существуют в нашем сознании после вещей в виде обобщенных названий этих вещей – понятий.

Хотя последние и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: ведь с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, в силу чего нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Умеренный номинализм называется также концептуализмом (от лат. conceptus – мысль, представление).

Крайний же номинализм считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, то незачем о них вообще говорить. Например, существует конкретное дерево – мы его видим и осязаем и вполне можем рассуждать о нем и познавать этот предмет, как и любой другой, который действительно существует.

Но что такое дерево вообще? Это слово или пустой звук, за которым не стоит никакой реальности, никчемное название, полностью лишенное смысла. Невозможно какую-либо вещь обозначить более общим названием, подвести ее под некое более широкое понятие, потому что она – ровно столько, сколько в ней есть, – единичный конкретный предмет и ничего общего в себе не содержит.

Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты, – это всего лишь сотрясения воздуха, и их существование никому не нужно, почему и следует от них вообще отказаться, а для рассмотрения принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы

Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».

Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь, не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это «звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.

Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется «концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей.

Общее реально существует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не в виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально.

Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводил существование троицы к качеству одной личности.

Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) — видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви — томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеологией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.

В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное.

Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция.

Аквинский, наряду с категориями «возможность» и «действительность», вводит и такие, как «материя» и «форма».

Материя — это возможность, а форма — действительность.

Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же — существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.

Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пять своих доказательств существования Бога, которыми пользуется современная католическая церковь:

все, что движется, движимо кем-то и есть перводвигатель, коим является Бог;

все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

случайное зависит от необходимого — следователь- . но, первоначальной необходимостью является Бог;

все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог;

все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало, которое направляет все к цели — Бог.

1 | 2 | 3 | 4 |

5

| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Источник: https://studall.org/all-126204.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий