10. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

Пропедевтика предмета «информатика» в начальной школе :: профессиональное сообщество педагогов методисты.ру

10. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

БАСТАУЫШ СЫНЫПТАҒЫН «ИНФОРМАТИКА» ПӘНІНІҢ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ.

ПРОПЕДЕВТИКА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жданкина Е.В.

Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 города Павлодара»

Информатика.

Информатика в начальной школе — это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целена­правленно осваивают приемы и способы работы с информацией.

Информатика в начальной школе — это начало изучения достаточно сложной по своей структуре и со­держанию учебной дисциплины, которая находится в стадии активного развития. Это определяет сложность ее преподавания.

Учитель должен не просто освоить со­держание и методику обучения, но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят как в самой науке информатике, так и в учебном предмете, отражающем ее в общеобразовательной школе.

Цели обучения:

1) формирование общих представлений школь­ников об информационной картине мира, об информа­ции и информационных процессах как элементах реаль­ной действительности;

2)знакомство с базовой системой понятий ин­форматики на уровне формирования первичных пред­ставлений;

3) приобретение опыта создания и преобразо­вания текстов, рисунков, различного вида схем, гра­фов и графиков, информационных объектов и моделей и т. д. с помощью компьютера;

4) развитие умения строить простейшие инфор­мационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изуче­нии других школьных предметов;

5)получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение ис­пользовать электронные конструкторы и применить компьютер при тестировании, организации развиваю­щих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;

6) обеспечение подготовки младших школьни­ков к решению информационных задач на последую­щих ступенях общего образования;

7) воспитание способностей школьника к адап­тации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с инфор­мацией.

Задачи

Попробуем разбить общие цели изучения инфор­матики на более конкретные задачи. В начальной шко­ле учащиеся должны:

•  научиться решать конкретные информационные за­дачи определенного класса и уровня сложности;

•  получить первичные представления об объектах ин­форматики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;

•  научиться применять полученные в процессе изуче­ния информатики общие учебные умения и навыки, т. е.:

научиться представлять информацию об изучае­мом объекте в виде описания (текста и/или ри­сунка);

научиться решать элементарные информацион­ные задачи с помощью компьютера; осознанно использовать в своей учебной деятель­ности:

— устную и письменную речь с целью общения;

— письменные сообщения для передачи информа­ции на большие расстояния;

— кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

— навыки использования компьютера при реше­нии информационных задач;

•  понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действитель­ности;

•  получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

•  освоить коммуникативные умения и элементы ин­формационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

•  научиться воспринимать информацию без искаже­ний от учителя, из учебников, обмениваться ин­формацией в общении между собой, научиться поль­зоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

•  научиться описывать объекты реальной действите­льности, т. е. представлять информацию о них раз­личными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

•  получить начальные навыки использования компью­терной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических за­дач;

•  научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыс­лом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

•  получить первичные представления об информа­ционной задаче; об объекте и модели объекта; об эти­ческих и правовых нормах, связанных с использова­нием и получением информации;

•  получить элементарные пользовательские навыки.

Результат

В ходе изучения информатики происходит актив­ное развитие определенных видов мышления:

  • системного мышления, т. е. способности к рассмот­рению объектов и явлений в виде набора более про­стых элементов, составляющих определенное целое;
  • алгоритмического мышления, т. е. умения планиро­вать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, от­ветом для которых является описание последователь­ности действий;
  • объектно-ориентированного мышления, т. е. умений работать с объектами, объединять отдельные пред­меты в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих дейст­вий, выполняемых над этими предметами;
  • формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач, т. е. выполнение операций над понятиями и простыми суждениями.

Триединая задача обучения информатике в начальной школе

С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:

•  формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;

•  формирование представления о тексте как об описа­нии объекта;

•  формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку ра­ботать с текстом, т. е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, переда­вать на большие расстояния).

Если «свернуть» эту триединую задачу в одно клю­чевое слово, то этим словом окажется слово «описа­ние».

Описание — это основная методическая идея, кото­рая должна пронизывать обучение информатике в на­чальной школе.

Во-первых, научить описывать объекты окружаю­щей действительности — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание — это творческая умственная деятельность, активно развива­ющая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание — основа эффективного использования компьютера в лю­бой сфере человеческой деятельности.

Но почему описанию следует учить на уроках ин­форматики, если этим занимаются на уроках русского языка, литературы и природоведения?

На уроках информатики внимание уделяется не про­сто описанию, а описанию объекта. Описание объекта — это текст, который может обрабатываться компьютером.

Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т. е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком.

Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько прави­льно в документе отражен его смысл.

Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакто­ре, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер.

На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, бук­ва, цифра) объектов младшие школьники приобрета­ют прочные представления и опыт, которые впослед­ствии помогут им без особых затруднений освоить ба­зовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться ви­деть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выде­лять существенные признаки предметов и явлений по­зволяет правильно классифицировать объекты и стро­ить модели.

Пропедевтика (греч. — предварительно обучаю) — это вводный курс, систематически и элементарно изло­женный. Однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений.

Благодаря пропедевтическому курсу, закладывает­ся прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а исполь­зовать на уроках знания, полученные на других уро­ках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.

Информационный подход — это взгляд на предме­ты, явления или процессы с позиции сбора, накопле­ния, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, т. е.

конкретный смысл (собственно информация) рассмат­ривается во вторую очередь.

А в центре нашего внима­ния находятся непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма пред­ставления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т. д.

С этой позиции ни на одном уроке, кроме информа­тики, в общеобразовательной школе информация не рассматривается. Только на информатике говорится об информации и знаниях, об отношении этих понятий между собой.

Ни на каком другом уроке не говорится о роли информации в существовании, управлении и раз­витии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хране­ния, обработки, представления и передачи информа­ции с помощью электронных средств (компьютеры, глобальные сети и пр.).

На уроках информатики учащиеся начальной шко­лы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дис­циплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполня­ют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции.

Этому способствуют психологические особенности восприя­тия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет.

Часто млад­шему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит данные действия.

Дети легко запоминают действия учителя в про­цессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объек­тами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). В дальнейшем обу­чении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визу­ально ».

Организация учебной деятельности

В связи с постоянным обновлением знаний в облас­ти информатики, эффективным методом обучения стан­дартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в про­цессе обучения. Выделяется пять основных шагов:

1) рассказать;

2)  показать;

3) сделать вместе;

4)  понаблюдать;

5) уйти с дороги.

Организация процесса усвоения понятий

Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий.

В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осу­ществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т. д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию того, что такое поня­тие и функции понятия (о чем целенаправленно будет идти речь в 5 и 6 классах).

Для информатики характерно введение на каждом уроке от трех до пяти новых понятий. Процесс усвое­ния школьником новых понятий происходит в три эта­па — понимание, осмысление, использование.

Реализация этого процесса идет через формирова­ние умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., т. е. на основе целенаправ­ленного анализа объекта исследования (его модели) вы­деляется существенное и несущественное, что обобща­ется, а затем на основе общего способа решаются част­ные задачи.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Программы Для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 стр.
2.Обучение информатике во втором классе: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.Н. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2004. – 287с.

Источник: http://metodisty.ru/m/gnews/group/4/news/propedevtika_predmeta_-informatika-_v_nachalnoi_shkole/

9.Пропедевтика основ информатики в начальной школе

10. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

Пропедевтическийкурс информатики должен изучаться(рекомендуется) до 7 класса общеобразовательнойшколы. однако естественно напрашиваетсяразбиение его на 2 составляющих:  начальнаяшкола и 5-7 классы.

Основные целипропедевтического курса информатикив младшей школе : формирование началкомпьютерной грамотности; развитиелогического мышления; развитиеалгоритмических навыков и системныхподходов к решению задач; формированиеэлементарных компьютерных навыков(знакомство с компьютером, с элементарнымипонятиями из сферы ит). Методы и формыобучения, используемые на урокахинформатики в начальной школе: диалоги;работа в группах; игровые методики;информационные минутки; эвристическийподход.

Игровой методУчащимся дается задание, основанное наролевой игре. Например, придуматьсказку-игру. Задача учителя – помочьдетям провести ролевую игру, сделатьанализ ролевой игры, выделить тех ктоудачней сыграл свою роль и чей замысел(модель) был интереснее.

Информационнаяминутка – активный метод обученияОсновная форма проведения – групповаядискуссия; Координирующую функциювыполняет учитель; Метод проектов –создание какого-либо результата, которыйможно увидеть, осмыслить, применить.Совокупность методов дискуссии ипроектов – эффективный способ обучения.

Эвристическийметод Применяется для выработкилогического и алгоритмического мышления,Разница с игровым методом – инициативахода урока находится полностью в рукахучителя Цель эвристического методасоздание личного образовательногопродукта (алгоритм, сказка, программаи т.п.).

Эвристическийметод. Этапы организации деятельностиучеников на уроке. мотивационный;постановочный; создание собственногопродукта; демонстрационный; рефлексивный.

Другие методыобучения информатике в начальных классахобъяснительно-иллюстративный;репродуктивный; беседа; контроля исамоконтроля.

15.Средства обучения информатике

Средстваобучения – орудия деятельностиучителя и учеников, которые представляютсобой материальные и идеальные объекты,вовлекаемые в образовательный процессв качестве носителей информации иинструмента деятельности.

Втрадиционном учебном процессе такимисредствами являются: печатные издания(учебники, учебно-методические пособия,справочники), дискеты с учебнойинформацией, за-писи на доске, плакаты,кинофильмы, видеофильмы, дидактическиематериалы, а также слово преподавателя.Существуют различные классификациисредств обучения.

Часто используетсяследую-щая классификация: натуральныеобъекты, изображения и отображения,описания предметов и явлений, техническиесредства обучения.В состав внешней информационнойсреды мывключаем школьную информационную среду(организационно-методическая среда,медиатека и т.д.

) и социальные информационныетехнологии (ресурсы сети Интернет,средства массовой информации ит.д.).Дидактические функции средствобучения :

  1. компенсаторная (облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и вре-мени обучаемого);

  2. адаптивная (поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, со-ответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т.д.);

  3. информативная (передача необходимой для обучения информации);

  4. интегративная (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом);

  5. мотивационная (побуждение познавательного интереса);

  6. инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация де-монстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции зна-ний и т.д.);

  7. интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и на-личие обратной связи).

Заметим, чтоназванные функции в наибольшей степениреализуются в условиях применениясредств информационных и коммуникационныхтехнологий (ИКТ).

Методика подготовкиурока с использованием средств обучения(Л.П.

Прессман):а)   анализ целейурока, его содержания и логики изученияматериала;б)   выделение главныхэлементов, которые должны быть усвоеныучащимися;в)   разбиение учебногоматериала на структурно-смысловыеблоки, определение их взаимосвязи сранее изученным; выявление блоков, приизучении которых необходимо использованиесредств обучения;г)   отбор илисоздание необходимых средств обучения;д)  определение роли и места средствобучения, а также методов и приемоворганизации познавательной деятельностиучащихся с их использованием.По нашемумнению, предложенный алгоритм долженбыть составной частью поурочногопланирования 

Источник: https://studfile.net/preview/2290586/page:5/

Лекция 4

10. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

By alirahimi2014manzoor on October 18, 2014

Тема: Пропедевтика основ информатики в начальной школе

План:

Задачи пропедевтики обучения информатике в начальной школе. Возможное построение обучения основам информатики в младших классах: отдельный курс, практикум по информатике, включение элементов информатики в содержание обучения  математике, языку и природоведению. Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы.

Игра, как ведущая форма организации занятий по информатике в начальной школе. Методика применения ППС с целью обучения и развития учащихся.

Методика преподавания информатики в начальной школе является относительно новым направлением для отечественной дидактики.

Хотя отдельные попытки обучения младших школьников и даже дошкольников имели место на раннем этапе проникновения информатики в школу, систематическое преподавание ведётся с начала 1990 годов. Ещё в 1980 году С.

Пейперт разработал язык программирования ЛОГО, который был первым языком программирования, специально созданным для обучения детей младшего возраста. Работая на компьютере с этим программным средством, дети рисовали на экране различные рисунки с помощью исполнителя Черепашка.

Через рисование они познавали основы алгоритмизации, а хорошая наглядность Черепашка позволяла обучать даже дошкольников. Эти эксперименты показали принципиальную возможность успешного обучения детей младшего возраста работе на компьютере, что в то время было достаточно революционным.

Активную работу по обучению программированию младших школьников вел академик А.П. Ершов.

Ещё в 1979 году он писал, что изучать информатику дети должны со 2 класса: «…формирование этих навыков должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в младших классах общеобразовательной школы.

Только при этом условии программистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, навыков и умений, формируемых школой.

В более позднем возрасте формирование такого стиля может оказаться связанным с ломкой случайно сложившихся привычек и представлений, что существенно осложнит и замедлит этот процесс» (см.: Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (кон‐цепции, состояния, перспективы) // ИНФО, 1995, № 1, С. 3).

В настоящее время группа ученых и методистов под руководством Ю.А. Первина, ученика и соратника академика А.П. Ершова, активно разрабатывает вопросы преподавания информатики младшим школьникам. Они считают, что информатизация современного общества выдвигает в качестве социального заказа школе формирование у подрастающего поколения операционного стиля мышления.

Наряду с формированием мышления, большое значение придается мировоззренческому и технологическому аспектам школьного курса информатики.

Поэтому в начальных классах следует начинать формировать фундаментальные представления и знания, необходимые для операционного стиля мышления, а также развивать навыки использования информационных технологий в различных отраслях человеческой деятельности.

Введение информатики в начальных классах имеет цель сделать её изучение непрерывным во всей средней школе, и направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности молодежи.

Психологи считают, что развитие логических структур мышления эффективно идёт до 11 летнего возраста, и если запоздать с их формированием, то мышление ребёнка останется незавершенным, а его дальнейшая учеба будет протекать с затруднениями.

Изучение информатики на раннем этапе обучения, наряду с математикой и русским языком, эффективно способствует развитию мышления ребенка.

Информатика обладает большой формирующей способностью для мышления, и это необходимо всегда помнить учителю при планировании и проведении занятий. Поэтому основное внимание при изучении информатики следует уделять развитию мышления, а также освоению работы на компьютере.

Что касается содержания обучения, то оно находится в стадии интенсивных поисков, экспериментов и становления. Тем не менее, просматривается определённая линия  на выдерживание принципа концентрического построение курса информатики и ИКТ.

Это концентрическое построение можно проследить как от класса к классу, когда, переходя в следующий класс, ученики повторяют ранее изученный материал на новом уровне, так и при переходе от пропедевтического курса информатики в начальной школе к базовому курсу в основной школе.

Построение многих профильных курсов для старшей школы по отношению к базовому курсу, в своей значительной части, также носит концентрический характер.

От внимания методистов и учителей часто ускользает такой важный момент, как развитие тонкой моторики рук младших школьников. На этот аспект обычно обращают внимание учителя труда, где это есть одна из задач обучения.

На уроках информатики при работе на компьютере ученикам приходится на первых порах осваивать работу на клавиатуре и приёмы рабы с мышью. Это достаточно сложный процесс в условиях, когда ученику приходится следить за результатом тонких движений руки и пальцев не непосредственно, а на экране компьютера.

Осложняющим обстоятельством является то, что в отечественных школах в кабинетах стоят компьютеры, сделанные для взрослых пользователей. Их клавиатура и мышь сконструированы под руки взрослого человека и вовсе не подходят для ребёнка.

Всё это задерживает процесс освоения детьми приемов работы с клавиатурой и мышью, сказывается на развитии тонкой моторики пальцев и рук, а ведь через их тонкие движения стимулируется развитие мозга  ребёнка.

В связи с этим интерес представляет использование для обучения ноутбуков, у которых клавиатура существенно меньшего размера и более удобна для детских рук. Они занимают мало места на столе и могут использоваться в обычных классных комнатах.

Вопросы и задания

  1. Кто был инициатором обучения информатике младших школьников в нашей стране?
  2. Почему информатику следует изучать с первых классов школы?
  3. Почему приоритетным при изучении информатики следует считать развитие мышления школьников?
  4. Каковы цели обучения информатике в начальной школе?
  5. Приведите перечень общеучебных навыков, которые следует формировать при изучении информатики в начальной школе.
  6. Составьте перечень основных умений работы на компьютере, которыми должны овладеть младшие школьники.

7. Почему учителю информатики следует обращать внимание на необходимость развития тонкой моторики пальцев и рук? Как это делать?

Источник: https://ymkdinfo.wordpress.com/2014/10/18/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий