10. Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации

10. Правительство РФ.

Перваяпопытка создать правительство как особый высший орган исполнительной власти вРоссии была предпринята Анной Иоанновной. В 1731 году она учредила Кабинетминистров.

Онбыл достаточно влиятельным учреждением: подпись трёх кабинет-министров приравниваласьк подписи императрицы. Кабинет-министры решали дела, подведомственные ихдепартаменту, единолично. По особо важным случаям собирался общий совет. Нопосле воцарения Елизаветы Петровны Кабинет министров был распущен.

Вновьвозвратился к этой идее Александр I.При нём высшим правительственным органом империи стал Комитет министров.Его называли «верховным местом Империи», чему в немалой степени способствовало личноеприсутствие на многих его заседаниях царя.

Коллегиальность в действиях Комитетаминистров также практически отсутствовала. Все министры были независимы друг отдруга и лично отвечали за результаты деятельности своего ведомства передимператором. Комитет министров не отвечал за согласованность проводимой имиполитики.

И лишь иногда выполнял координирующую роль, например в развитиижелезнодорожного строительства.

Воктябре 1905 года указом Николая IIбыл создан Совет министров Российской империи – для общего «управления иобъединения действий главных начальников ведомств по предметам».

То естьминистры переставали быть отдельными, не связанными друг с другом чиновниками.В его состав входило 13человек. Возглавлял Совет министров не император, а один из министров,назначаемый им.

Первым этот пост занял Сергей Витте, а наиболее известен своейдеятельностью как Председателя Совета министров, вероятно, Пётр Столыпин.

Послепобеды Февральской революции, 2 марта 1917 года, по соглашению Временного комитетаГосударственной думы и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатовбыло образовано Временное правительство.

Оно должно было сложить своиполномочия перед Учредительным собранием. Но события развивались по другомусценарию. Временное правительство было свергнуто в ходе Октябрьскоговооружённого восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд советовучредил новое правительство – Совет народных комиссаров РСФСР. Егозадачи Конституция РСФСР 1918года определяла следующим образом:

·       управлениеобщими делами РСФСР;

·       руководствоотдельными отраслями управления;

·       изданиезаконодательных актов и принятие мер, «необходимых для правильного и быстроготечения государственной жизни».

В1946 году название «народный комиссар» было заменено на «министр» (теперь этослово уже не казалось таким «буржуазным»). Правительство, соответственно, сталоназываться Советом министров.

Это название сохранилось и после распадаСССР, когда Россия стала независимым государством.

В декабре 1993 года в связис принятием новой Конституции Президент Борис Ельцин издал указ опреобразовании Совета министров в Правительство Российской Федерации.

Послекраткого экскурса в историю российского правительства перейдём к характеристикемеханизма его формирования и полномочий в современной России.

ПравительствоРоссийской Федерации – высший орган исполнительной власти.Порядок его формирования, состав и полномочия определяются Конституцией Россиии федеральными законами.

Правительство– коллегиальный орган, подотчётный Президенту. Глава государства назначаетчленов Правительства и отправляет их в отставку. Как именно это происходит?

Президентпредставляет кандидатуру на должность Председателя Правительствадепутатам Государственной Думы. Они должны одобрить её. Если этого непроизойдёт, то Президент представит другого кандидата.

Если эта и следующая(третья) кандидатура не будет принята Думой, Президент объявит о её роспуске иназначении новых парламентских выборов. Кроме тех случаев, когда Конституциязапрещает досрочный роспуск Государственной Думы.

Вы помните, каких именно?

Еслиже депутаты поддерживают предложение Президента, следует официальное назначениеПредседателя Правительства на должность.

В течение недели он направляет главегосударства свои предложения по структуре федеральных органов исполнительнойвласти, по кадровому составу Правительства.

Эти решения принимаютсяПрезидентом, согласия Думы при этом не требуется. Так же, как в случае отставкиотдельных министров или Правительства в целом.

Нонельзя сказать, что взаимодействие Государственной Думы и Правительстваограничивается лишь необходимостью согласия депутатов на назначение егоПредседателя. Правительство, хоть и действует независимо от парламента, ноподконтрольно ему.

Вспомним, что оно должно ежегодно отчитываться перед Думой орезультатах своей деятельности. Дума может выразить недоверие Правительству.

Президент в этом случае может либо отправить в отставку Правительство, либо несогласиться с Думой в оценке его деятельности и дать ему возможностьдействовать дальше.

Но если в течение трёх месяцев депутаты вновь выразятнедоверие Правительству, то выбирать Президенту придётся между отставкойПравительства и досрочным роспуском Государственной Думы, так как налицо будетналичие политического кризиса: непримиримые противоречия между ветвями власти.

Вопросо доверии Правительству может быть поставлен и его Председателем. Еслибольшинство депутатов проголосуют за отказ в доверии, то у Президента будет 7дней на принятие такого же решения: либо отставка Правительства, либо досрочныйроспуск Государственной Думы.

Правительствоможет подать в отставку, которую Президент может принять или отклонить. Иобязательно подаёт в отставку перед вновь избранным Президентом.

ПредседательПравительства обладает особым статусом. Он участвует вформировании Правительства, определяет основные направления его деятельности,организует его работу, совместно с Президентом определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства.

АПравительство должно обеспечить их осуществление. В Конституции его полномочияопределены достаточно кратко:

·       Правительстворазрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

·       обеспечиваетпроведение единой государственной политики в различных сферах общественнойжизни;

·       отимени государства управляет федеральной собственностью;

·       обеспечиваетобороноспособность страны, государственную безопасность;

·       принимаетмеры по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан, охранеобщественного порядка, борьбе с преступностью.

Завершаетсяэтот перечень следующим пунктом: Правительство «осуществляет иные полномочия,возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,указами Президента Российской Федерации».

Болееразвёрнуто функции главного органа исполнительной власти представлены в Федеральномзаконе «О Правительстве Российской Федерации».

 Например,в сфере экономики оно должно обеспечить свободу экономической деятельности,свободное перемещение товаров, услуг и финансов (то есть единое экономическоепространство).

Правительство разрабатывает и осуществляет программы развитияприоритетных отраслей, осуществляет в них инвестиции из средств бюджета, руководиттаможенным делом, принимает меры для защиты интересов отечественныхпроизводителей, обеспечивает выгодные условия международного экономическогосотрудничества.

Проведениеединой политики в сфере охраны окружающей среды включает в себя обеспечениеэкологической безопасности, охрану и рациональное использование природныхресурсов, координацию действий различных ведомств по предотвращению стихийныхбедствий, аварий, катастроф и ликвидации их последствий.

Подробнеес направлениями деятельности Правительства вы можете познакомитьсясамостоятельно, вспомнить конкретные примеры их осуществления, оценитьрезультаты.

Правительство– высший, но не единственный орган федеральной исполнительной власти. Длякоординации деятельности в какой-либо области создаются правительственныекомиссии.

Например, по охране здоровья граждан, по развитию жилищногостроительства, по миграционной политике, по разработке и реализацииантинаркотических программ и многие другие.

Под руководством Правительства врамках своих компетенций действуют федеральные министерства, государственныекомитеты, федеральные ведомства.

Некоторыеорганы федеральной исполнительной власти подведомственны непосредственно ПрезидентуРоссии. Это так называемые «силовые» структуры: Министерство обороны,внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности и некоторыедругие.

Подведёмитог.От деятельности исполнительной власти и её высшего органа – правительства –зависит то, как будут реализованы законы государства, насколько стабильным ибезопасным будет развитие общества.

Исполнительная власть обладает мощнейшимирычагами влияния на жизнь страны, её граждан.

Чтобы эти рычаги использовалисьлишь во благо, необходим достаточно жёсткий контроль над её деятельностью состороны как законодательной и судебной властей, так и гражданского общества.

Ввиде краткой схемы представим механизм формирования Правительства РоссийскойФедерации и его полномочия, определённые Конституцией.

Источник: https://videouroki.net/video/30-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html

Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия

10. Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации — согласно статье 110 Конституции РФ, высший федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации.

Статус Правительства РФ определён Главой 6-й Конституции РФ.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (статья 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В спорных вопросах (после трехкратного отклонения представленных кандидатур) Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а именно:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;

д) вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;

б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

в) обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

д) реализация права законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и федеральным законам. Оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Полномочия Правительства РФ:

а) в сфере экономики:

— осуществление регулирования экономических процессов;

— обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирование социально-экономического развития страны, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики;

— выработка государственной структурной и инвестиционной политики и ее реализация;

— управление федеральной собственностью;

— общее руководство таможенным делом;

б) в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

— обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета об исполнении федерального бюджета;

— разработка и реализация налоговой политики;

— руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

в) в социальной сфере:

— обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, содействие развитию социального обеспечения и благотворительности;

— разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ;

— обеспечение проведения единой государственной миграционной политики;

— осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

г) в сфере науки, культуры, образования:

— разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки;

— обеспечение проведения единой государственной политики в области образования;

— развитие системы бесплатного образования;

— обеспечение государственной поддержки культуры;

д) в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

— обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

— координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф;

е) в сфере законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

— осуществление мер по обеспечению деятельности судебной власти;

ж) в сфере обороны и государственной безопасности РФ:

— организация оснащения вооружением и военной техникой, обеспечение материальными резервами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

— принятие мер по охране Государственной границы РФ, руководство гражданской обороной;

з) в сфере внешней политики и международных отношений:

— осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики РФ, регулирования и государственного контроля в области внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, которые возлагаются на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия, оно определяет порядок принятия своих решений — постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению в РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства РФ за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_59085_pravitelstvo-rossiyskoy-federatsii-ego-struktura-i-polnomochiya.html

Правительство России

10. Правительство РФ.
. . . . Михаил Мишустин провел заседание правительства. Главные новости:

Правительство выделило средства на единовременные выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны – деньги получат около миллиона человек.

Премьер подписал постановление, утверждающее правила ввоза и порядок выдачи лекарств, не зарегистрированных в России. Уже с апреля препараты начнут поступать больным.

Показать полностью…

Для борьбы с недостатком кадров в первичном звене здравоохранения будут увеличены фонды оплаты труда медицинских организаций. На эти цели правительство выделило 18 млрд рублей. Кроме того, свыше 1 млрд рублей будет направлено на выплаты медработникам за качественную диагностику онкозаболеваний.

Поправки в закон о самозанятых позволят последним пользоваться мерами господдержки, доступными для малого и среднего бизнеса.

Также на заседании обсудили подготовку к весенним полевым работам и исполнение ФАИП.

Подробнее: http://government.ru/news/39078/

. Присуждены премии правительства в области культуры за 2019 год. Лауреатами стали:1. За выставочный проект «Народное искусство России начала XXI века: вызовы времени» – Александр Греков, Николай Гущин, Курбанали Магомедов; 2. За серию концертов фортепианной музыки – Борис Березовский, пианист;

Показать полностью…3. За фильм «Движение вверх» – Леонид Верещагин, Никита Михалков, Владимир Машков; 4. За постановку балета «Пахита» – Павел Гершензон, Вячеслав Самодуров, Юрий Красавин; 5. За роман «Зулейха открывает глаза» – Гузель Яхина, писатель; 6. За роман «Прыжок в длину» – Ольга Славникова, писатель; 7. За издание «В.А.Теляковский.

Дневники директора Императорских театров. 1898–1917. В 6 томах» – Марина Светаева, Наталия Звенигородская, Мария Хализева;8. За проект музеефикации Болгарского историко-археологического комплекса и острова-града Свияжск – Минтимер Шаймиев, Ильшат Гафуров, Григорий Орджоникидзе;

9.

За проект «Тульский музей изобразительных искусств: перезагрузка в 100-летний юбилей» – Роман Гаврилин, Марина Кузина, Галина Ересько;

10. За цикл международных выставок, пропагандирующих историю российского театра, – Наталья Метелица; 11. За цикл исторических спектаклей для детской и юношеской аудитории на сцене Малого театра России – Валерий Афанасьев, Владимир Бейлис, Василий Бочкарев;

12. За создание открытого Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» – Дарья Златопольская, телеведущая.

Подробнее: http://government.ru/docs/39068/

. Михаил Мишустин провел совещание с вице-премьерами. Основные темы:⠀

Подведены итоги Всероссийского конкурса проектов благоустройства малых городов и исторических поселений. Конкурс будет продолжен, а призовой фонд увеличен в два раза – до 10 млрд рублей

Согласно поручению президента необходимо следить за долей использования российских товаров в рамках реализации национальных проектов. Отечественная продукция по своим характеристикам должна быть не хуже импортных аналогов и конкурентна по цене

Начинается работа по подготовке бюджета на ближайшие три года.

Подробнее обо всех темах: http://government.ru/news/39052/

. . В повестке заседания президиума совета по стратегическому развитию и нацпроектам – расходование средств, выделенных на финансирование нацпроектов. Председатель правительства отметил необходимость заблаговременно выявлять и предупреждать риски возможного нецелевого использования таких средств.

«Здесь мы в том числе рассчитываем на поддержку Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Росфинмониторинга и других ведомств.

Я прошу федеральные и региональные органы незамедлительно представлять информацию о возможных нарушениях или рисках их возникновения при реализации проектов.

А Генеральную прокуратуру, МВД и ФСБ сразу организовывать соответствующие проверки на объектах нацпроектов», – подчеркнул Михаил Мишустин.

Заседание президиума совета по нацпроектам

14 204 просмотра

. Михаил Мишустин встретился с членами Совета Федерации. Встречи председателя правительства с членами Совета палаты Совета Федерации проходят каждый год, на них обсуждаются вопросы, которые требуют совместного внимания правительства и верхней палаты парламента. Михаил Мишустин отметил, что Совет Федерации, принимая все необходимые законы, немало сделал для того, чтобы обеспечить запуск национальных проектов. «Хочу поблагодарить руководство верхней палаты парламента за такое тесное сотрудничество с правительством. Вы представляете регионы нашей страны и хорошо знаете ситуацию на местах, откровенно говорите Правительству, где есть проблемы. Надеюсь, и в дальнейшем это поможет нам лучше определять те точки, где необходимо усиливать работу», – сказал премьер в ходе встречи.

Стенограмма встречи: http://government.ru/news/39045/

. Михаил Мишустин провел заседание правительства. Главные темы: – Премьер поручил кураторам 10 регионов со сложным социально-экономическим положением до 10 марта доработать и внести программы для создания условий опережающего социально-экономического роста в этих регионах – На заседании рассмотрели новую программу развития угольной промышленности до 2035 года. Ее цель – увеличить добычу и экспорт угля, а также снизить аварийность – Более 2,5 млрд рублей дополнительно будут выделены для помощи пострадавшим от прошлогоднего паводка в Амурской области, Хабаровском крае и Еврейской АО. Средства пойдут на выплаты семьям, на ремонт, строительство или покупку нового жилья.

Полная стенограмма: http://government.ru/news/39032/

Источник: https://vk.com/gov

Порядок формирования Правительства РФ

Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой.

В течение недели Государственная Дума должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое ание с большинством от ее общего состава.

Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.

Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.

Правительство РФ выполняет определенные функции:

  • разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
  • обеспечивает оборону и безопасность страны;
  • управляет федеральной собственностью;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
  • принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.

Полномочия Правительства РФ

В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.

Мы остановимся на самых основных.

  1. В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:

    • обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
    • ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
    • обеспечивает деятельность органов судебной власти.
  2. В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:

    • регулировании экономических процессов;
    • управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
    • обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
    • прогнозировании социально-экономического развития страны;
    • разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
    • разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
    • управлении государственным внешним и внутренним долгом. цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.
  3. В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:

    • обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
    • реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
    • развитию благотворительности;
    • принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
    • разработке программы уменьшения безработицы;
    • проведению государственной миграционной политики;
    • принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
    • проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.
  4. В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:

    • обеспечении условий для идеологического плюрализма;
    • пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
    • предотвращение политического экстремизма.

    Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

  5. В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:

    • обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
    • организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
    • обеспечение функционирования военного производства;
    • реализация внешней политики РФ;
    • заключение международных договоров;
    • разработка политики международного сотрудничества.

Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.

Замечание 2

При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/pravitelstvo_rossiyskoy_federacii/

Правительство Российской Федерации. Полномочия и структура

10. Правительство РФ.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации — высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

— разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

— проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. — 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы.

Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум.

В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. — 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей.

Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров.

В структуре — 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы «Открытое правительство» и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений.

Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Среди правительственных наград — медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.

Источник: https://tass.ru/info/7529869

Тема 10 Правительство Российской Федерации

10. Правительство РФ.

Место исполнительнойвласти в системе федеральных органовгосударственной власти. ВзаимодействиеПравительства с другими органами

Принцип разделениявластей предполагает организационноеобособление органов, осуществляющихисполнительные и распорядительныевластные полномочия (исполнительнуювласть), -государственную администрацию.

Деятельностьорганов исполнительной власти направленана реализацию государственной политикив различных сфера общественной жизни.

Через деятельность органов исполнительнойвласти осуществляется участие государствав общественных отношениях, выполнениефункций государства в порядке и впределах, установленных правовыминормами.

При этом деятельность именноорганов исполнительной власти связываетсяс деятельностью государства в целом.

Деятельностиорганов исполнительной власти присущивсе те негативные тенденции, которыеконституционное право пытается ограничитьпутем установления правовых пределовосуществления государственной власти,разделения властей и т.п. Именно поэтомустатус должностных лиц органовисполнительной власти не связываетсяни с какими гарантиями независимостии неприкосновенности (вроде иммунитета).

В отличие отколлегиального законодательного органа,принятие решений в котором связано собсуждением и коллективным анием,органы исполнительной власти выстроеныво властную вертикаль с подчинениемнижестоящих органов вышестоящим.

Исполнительная власть в целом базируетсяна единоличном управлении (в большинствеорганов исполнительной власти установленоединоначалие), хотя и возглавляет системуколлегиальный орган — правительство.

Именно в связи с подчиненностью иединоначалием исполнительная властьтяготеет к авторитарным методамуправления и излишним пределамвмешательства в сферу свободы индивида.

В отличие от судов,форма деятельности которых детальнорегламентирована законом, в деятельностиисполнительной власти остается широкаявозможность для усмотрения, а правовоеустановление принципов и целей такогоусмотрения зачастую малоэффективно.

Учитывая данныеобстоятельства, конституционно-правовыминормами устанавливаются правилавзаимодействия законодательной исудебной власти за властью исполнительной.Такое взаимодействие главным образомсводится к контролю первых двух ветвейвласти за деятельностью последней.

Законодательная власть санкционируетфинансовые полномочия исполнительнойвласти путем утверждения государственногобюджета и участвует в формированиикадрового состава исполнительнойвласти, а также может привлечь правительствок политической ответственности, вынесявотумнедоверия.

При этом Правительство дает заключенияо финансовой возможности принятиязаконопроектов, хотя эти заключения невлекут каких-либо правовых последствий.Функции Правительства и Президентаобусловливают их тесное взаимодействие.

Предоставленные Президенту РФ полномочияпозволяют фактически руководитьПравительством, а также вторгаться всферу ответственности правительства,осуществляя руководство рядом федеральныхорганов исполнительной власти, хотяПравительство формально остаетсянезависимым органом, осуществляющим вполном объеме исполнительную власть.

Судебная властьосуществляет контроль за исполнительнойв рамках административнойюстиции,более подробному изучению которойпосвящен раздел курса административногоправа.

Функции иполномочия, состав и порядок формированияПравительства

Вопреки конституционнойоговорке в п. «ж» ч.1 ст.114 КонституцииРФ, данная часть 114 статьи регулируетфункции Правительства.

Эти функциисводятся к подготовке федеральногобюджета — правовой основы отношений поповоду всех государственных финансов,управлению государственной собственностью,проведение государственной политикив различных областях и обеспечениебезопасности, защите прав и свободграждан. Более подробно функцииПравительства раскрываются в законе«О Правительстве РФ» [Федеральныйконституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ].

Что касаетсяполномочий Правительства, то они прямов тексте Конституции РФ не выделяются.Это полномочия, связанные со статусомПравительства как высшего органаисполнительной власти, полномочия попринятию обязательных для исполненияправовых актов, а также полномочия посовершению иных действий и решений,носящих властный, обязательный характер.

Правительствоявляется коллегиальным органом и состоитиз председателя, заместителя председателяПравительства и федеральных министров.Иные руководители федеральных органовисполнительной власти в составПравительства не входят.

ПредседательПравительства назначается Президентомс согласия Государственной Думы,выраженном в специально регламентированномпорядке [ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 11.12.1998 N28-П].

Прочие членыПравительства назначаются Президентомпо представлению уже назначенногоПредседателя Правительства.

Правовые актыПравительства

Нормотворчествоне входит в полномочия органовисполнительной власти.

В связи с этимПравительство вправе издавать нормативныеправовые акты только в тех случаях и потем вопросам, которые отнесены к еговедению законом и только в тех пределах,в которых это необходимо для исполнениязакона.

Теории известны ситуации, когдазаконодательный орган передаетправительству право в установленныхслучаях осуществлять правовоерегулирование в полном объеме(делегированноезаконодательство),однако действующая Конституция РФ этогоне допускает.

Правительство РФиздает постановления (акты, имеющиенормативный характер) и распоряжения(акты по оперативным и иным текущимвопросам), которые обязательны кисполнению и подлежат официальномуопубликованию в случаях, установленныхКонституцией [ст.15 Конституции РФ],в порядке и на условиях, установленныхУказомПрезидента РФ от 23 мая 1996 г.

ПостановленияПравительства РФ могут быть обжалованына предмет соответствия федеральномузакону — в Верховный Суд РФ и на предметсоответствия Конституции РФ — вКонституционный Суд РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/3113062/page:29/

Uchebnik-free
Добавить комментарий