10. Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации.

Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

10. Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации.

К 10 — 11 вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего Средневековья быстрее всего шел в ремесле.

Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Наряду с названными предпосылками появились важные социальные и политические предпосылки складывания специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации.

Крестьяне, подвергавшиеся все большему давлению, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету. В результате бегства крестьян, во всей Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа.

Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом.

Город значительно изменил структуру средневекового общества, породив новую общественную силу — сословие горожан. В его стенах сформировалась особая социальная психология, культура и идеология, оказавшие большое влияние на социальную и духовную жизнь общества.

Помимо этого, развитие городского производства явилось одним из факторов, способствующих разложению феодализма и зарождению раннекапиталистических отношений. Возникнув на земле феодала, город оказывался в полной зависимости от своего сеньора. Подобное положение тормозило его дальнейшее развитие.

Так, начиная с 10 века, в Западной Европе разворачивается коммунальное движение. От исхода этой борьбы зависела степень городских свобод и привилегий, экономическое развитие города, а так же политический строй городской общины.

Одной из основных целей антисеньориального движения являлось получение городом прав самоуправления. Однако результаты этой борьбы в разных регионах и странах были различны.

Коммунальное движение. Формы и особенности

Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью.

Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу.

В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального движения были весьма шаткими.

Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел). Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города.

В Западной Европе с конца 10 — 12 вв. широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы, а против сеньоров тех или иных городов.

Формы коммунального движения были различны:

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Очень часто коммунальное движение принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны — городской независимости (Милан — 980, Камбре — 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове — 1099, Лан — 1112, 1191, Вормс — 1071, Кельн — 1072 и др.).

Нередко в борьбу городов вмешивались короли, императоры, крупные феодалы:

Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами — в данной области, стране, международными — и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития.

Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности.

Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетий был независимой аристократической республикой. Но в конце 13 в.

после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.

Города Северной Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге Лилль) стали самоуправляющимися городами-коммунами в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы.

Горожане выбирали из своей среды совет, его главу — мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей.

Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Но иногда освободительная борьба городов была очень длительной. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий режим, вплоть до убийства горожан.

Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены.

Горожане восстали, разграбил дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили.

Города, расположенные на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью, не могли добиться полного самоуправления.

Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью.

Под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов, не обладавших необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами; особенно это было характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам.

Таким образом, коммунальные движения в различных странах проходили в разных формах, в зависимости от конкретно — исторических условий. Некоторым городам удавалось за деньги получить вольности и привилегии.

Другие завоёвывали эти вольности в длительной вооружённой борьбе.

Одни города стали самоуправляющимися городами — коммунами, но немало городов или не смогли добиться полного самоуправления, или целиком остались под властью сеньориальной администрации.

Результаты освободительной борьбы городов

Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев приводило к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение.

Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения: домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.

Этот верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу (патрициат), которая с трудом допускала в свою среду новых членов.

Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников.

Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство — все находилось в руках городской верхушки, использовалось в ее интересах и за счет широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.

Но по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе.

Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В 13 — 16 вв.

эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер. Из «Аугсбургской хроники»:

Мы видим немало городов, где бедные и средние люди не имеют участия в управлении, но всё оно у богатых, потому что люди коммуны боятся их или вследствие их богатства, или вследствие их родства.

Случается, что одни из них, пробыв год мэром, присяжным или казначеем, на следующий год делают таковыми своих братьев, племянников или других близких родственников, так что в продолжение десяти или двенадцати лет у богатых всё управление в добрых городах.

Когда же люди коммуны хотят от них отчёта, они прикрываются указанием, что они-де отчитались одни перед другими; но в таких случаях этого нельзя терпеть, ибо в делах коммуны отчёты не должны приниматься теми, которые сами должны отчитываться

В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливало новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).

Заключение

Формы коммунального движения были различны. Некоторым городам удавалось за деньги получить от сеньора вольности и привилегии. Другие эти права, особенно право самоуправления, завоевывали в результате длинной вооруженной борьбы.

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. Многие города стали самоуправляющими городами-коммунами. Но многие не могли добиться полного самоуправления. Немало городов, особенно мелких, принадлежавших духовным сеньорам, оставалось целиком под властью сеньора.

Источник: https://vk.com/@proudtobeleft-kommunalnoe-dvizhenie-srednevekovyh-gorodov-zapadnoi-evropy

Коммунальное движение

10. Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации.

Коммунальное движение (от позднелат. communa — община), в Западной Европе конца 10—13 вв. освободительное движение горожан против сеньориального режима, первый этап классовой борьбы в средневековом городе. Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью.

Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном — 4, Марселем, Бове — 3, Суассоном, Арлем — 2 и т.д.). Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу.

В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального режима были весьма шаткими. Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел).

Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города. В Западной Европе с конца 10 (в Италии и Нидерландах)—11 вв. широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Очень часто К. д.

принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны — городской независимости (Милан — 980, Камбре — 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове — 1099, Лан — 1112, 1191, Вормс — 1071, Кельн — 1074 и др.). Нередко (особенно в Северной Франции и Северной Италии) ядром восстания был тайный союз горожан —«коммуна».

Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав или муниципальной независимости в целом. В некоторых городах, например на Юге Франции, выкуп являлся преобладающим средством освобождения города, хотя и здесь он сочетался с более или менее острыми открытыми столкновениями.

  В борьбе городов с сеньорами рождается новая форма городской организации — коммуна. Коммуна — это одновременно и союз, направленный против сеньора, и организация городского управления.

Формы и степень коммунальной свободы городов были различны в зависимости от уровня экономического развития городов, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политических условий в стране. Многие города (например, Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье и др.

) стали самоуправляющимися городами-коммунами (выборы из числа горожан городского совета, должностных лиц, собственный городской суд, городское ополчение, свои финансы, право налогового самообложения).

Своему феодальному сеньору (который хартией подтверждал права города) они были обязаны выплачивать ежегодно ренту и посылать на помощь во время войны войско. Вместе с тем некоторые города-коммуны сами выступали в роли коллективного сеньора по отношению к крестьянам, жившим на примыкавшей к городу территории.

Часто даже значительные города (например, Париж, Орлеан, Лион и др.) не получали прав полного самоуправления, выборные органы городского самоуправления в них должны были действовать совместно с назначавшимся королем чиновником или другим представителем сеньора. Распространены были города (Лоррис и др.

), в которых горожане получили право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, некоторые судебные права, но не право самоуправления. Только наиболее развитые города Северной и Средней Италии (например, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.

) смогли стать городами-государствами (республиками), совершенно независимыми от своих бывших сеньоров. Некоторым городам, особенно мелким, так и не удалось освободиться от власти сеньора. Однако в борьбе с сеньорами почти все города добились личной свободы своих граждан; даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в городе определенное время (обычно один год и один день), становился лично свободным («Городской воздух делает свободным» — гласила средневековая немецкая пословица).

  Главную роль в К. д. играли народные массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влиятельные горожане (т. н. патрициат). Следующим, 2-м этапом классовой борьбы в городе была борьба ремесленных цехов с патрициатом.

  В целом К. д. имело огромное прогрессивное значение. Успехи К. д. послужили одной из основных предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономического, идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итальянских городах, чье развитие К.

Маркс считал явлением исключительным, их полная политическая независимость и прекращение феодальной эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14—15 вв. в очаги раннекапиталистического развития.

Подрывая могущество крупнейших феодальных сеньоров, К. д. там, где складывался союз городов с королевской властью, явилось важнейшим фактором политического объединения страны.

Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии — более прогрессивной формы феодального государства.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же, т. 21; Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873; Дживелегов А. К.

, Средневековые города в Западной Европе, СПБ. 1902; Тьерри О., Городские коммуны во Франции в средние века, пер. с франц., М., 1901; Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; Стоклицкая-Терешкович В. В.

, Основные проблемы истории средневекового города X— XV вв., М., 1960; С там С. М., Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI— XIII веков), Саратов, 1969; Petit-DutaiIlis Ch., Les communes franraises, P., 1947; Engelmann Е.

, Zur städtischen Volksbewegung in Südfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, B., 1959.

  С. М. Стам

Оглавление БСЭ

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/063/342.htm

Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации

10. Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.

Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в. Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.

Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.

Способы борьбы: 1) выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях),

2) длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы. Коммунальные движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Южн.

Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии (Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII вв.

становились городами-государствами. В Милане – центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в.

город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.

Императорские города – аналоги коммун в Германии XII – XIII вв. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг и др.). Управлялись городскими советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами – коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами.

Они выбирали из своей среды совет и его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги.

Города-коммуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города-коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам

Иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну.

Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана.О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил «первый средневековый историк» Гвиберт Ножанский.

Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г.

Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно: «Коммуна – это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф.

Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются». В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации.

В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти.

Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров.

При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение – жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Однако немало значительных и богатых городов не могли добиться полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привилегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.

Важнейший итог коммунальной борьбы – освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин. В процессе развития городов в феодальной Европе сложилась сословие горожан – бюргеров, от слова Burg – город.

Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремесленников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство XII-XIII вв. Усиливалось сопротивление крестьян феодальному гнету, в XIV-XV вв. – пик расцвета феод.

системы города и горожане держали ведущую роль в области средневековой торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль города в развитии средневековой культуры.

Цехи. Городское ре­месло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономичес­кое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы была кор­поративная организация: объединение лиц определенных профес­сий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами во Франции, Англии, Германии — с XI — начала XII в.

Конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэто­му главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху яв­лялась обязательным условием для занятия ремеслом.

Другой глав­ной функцией цехов являлось установление контроля над произ­водством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работни­ком и одновременно собственником средств производства, ремесло передавалось по наследству. Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под­мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии.

Предварительное прохож­дение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избран­ных должностных лиц строго регламентировал производство: вида и качества.

Нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мас­терской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. До конца 14 в. цехи в западной Европе охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов.

Каждый цех имел своего святого покровителя, цасовню или церковь. Расслоение горожан привело к появлению городской «аристократии» — по финансовому цензу, ремесленники и мелкие торговцы со временем вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе, к ним присоединялись наемные работники и беднота. В 13-14 в. – цеховые революции. В 14-15 в. низшие слои городов поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-88864.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий