10. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства: содержание и представители

14.Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и

10. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства: содержание и представители

права.

Естественно-правоваятеория происхождения государства иправа не-редко называется договорнойтеорией или теорией договорногопроисхож-дения государства и права. Еесторонники рассматривают государствокак результат объединения людей надобровольной основе (договора). Отдель-ныеположения этой теории развивались ещев V-IV вв. до н.

э. софистами Древней Греции.«Люди, собравшиеся здесь! — обращался ксвоим со-беседникам один из них — Гиппий.- Я считаю, что вы все тут родственники,свойственники и сограждане — по природе,а не по закону: ведь подобное родственноподобному по природе, закон же, властвуянад людьми, принуждает ко многому, чтопротивно природе».

Вместес развитием человеческой мыслисовершенствовалась и данная теория. ВXVII-XVIIIвв. она активно использовалась вборьбе с крепостничеством и феодальноймонархией.

Идеи договорной теории вэтот период поддерживались и развивалисьмногими мыслителями и просветителями.В Голландии это были Г. Гроций и Спиноза,в Англии — Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции- Ж. Ж. Руссо, П.

Гольбах, в России — А.Радищев и др.

Сторонникидоговорной теории выступали преждевсего против идеи божественногопроисхождения государства и права. Вих представлении власть монархапроизводна не от божьего провидения, аот самих людей. Данный тезис, положенныйв основу договорной теории происхождениягосударства и права, был наиболее яркои обстоятельно развит П. Гольбахом вего работе «Священная зараза. Разоблаченноехристианство».

Подвергаярезкой критике идеи божественногопроисхождения власти, государства иправа, приводящие к губительным социальнымпоследствиям, П. Гольбах, а с ним и другиесторонники естественно-правовой теории

102 РазделII. Общая часть (продолжение)

происхождениягосударства и права апеллировали не кбожественной воле, а к воле народов,наций, человека.

Еслибы нации, столь униженные в своих правахи в собственных глазах, заявлял в связис этим П. Гольбах, способны были обратитьсяк разуму, они, конечно, увидели бы, чтотолько их воля может предоставлятькому-либо высшую власть.

«Они увиделибы, что те земные боги, перед которымиони падают ниц, в сущности просто люди,которым они же, народы, поручили вестиих к счастью, причем эти люди стали,однако, бандитами, врагами и узурпаторами,злоупотребили властью против народа,давшего им в руки эту власть»1.

Особоевнимание в естественно-правовой теорииуделяется проблемам общественногодоговора.

Вопросыо том, что представляет собой общественныйдоговор, каковы должны быть его содержаниеи назначение, равно как и многиеаналогичные вопросы, получили наиболееподробное освещение в ряде трактатовЖ. Ж. Руссо, особенно в его знаменитомтруде «Об общественном до-говоре…».

Основнаязадача, которую призван решать общественныйдоговор, состоит, по мнению Ж. Ж. Руссо,в том, чтобы найти «такую форму ассоциации,которая защищает и ограждает всею общеюсилою личность и имущество каждогочлена ассоциации и благодаря которойкаждый, соединяясь со всеми, подчиняется,однако, только самому себе и остаетсястоль же свободным, как и прежде».

Рассматриваягосударство как продукт общественногодоговора, происхождение разумной волинарода, а точнее, как человеческоеучреждение или даже изобретение, философисходил из того, что каждый человекпередает в общее достояние и ставит подвысшее руководство общей воли своюличность и все свои силы.

В результатедля нас всех каждый член превращаетсяв нераздельную часть,целого. Этоколлективное целое, по мнению Ж. Ж. Руссо,есть не что иное, как юридическое лицо.Раньше оно именовалось «Гражданскойобщиною», позднее — «Республикою илиПолитическим организмом».

Члены этогоПолитического организма называют его«Государством, когда он пассивен,Сувереном, когда он активен, Державою- при сопоставлении его с ему подобными».

Государство,по Руссо, — «условная личность», жизнькоторой заключается в союзе ее членов.Главной его заботой наряду с самосохранениемявляется забота об общем благе, о благевсего общества, народа. Огромную рольпри этом играют издаваемые законы,право.

Ж.Ж. Руссо выдвинул и развил идею прямогонародного правления. Ибо согласнообщественному договору только общаяволя может управлять силами государствав соответствии с целью его установления,каковая есть общее благо.

Народ, рассуждалмыслитель, не может лишить самого себянеотчуждаемого права издавать законы,даже если бы он этого и захотел. Законывсегда есть акты общей воли. И никто,даже государь, не может быть выше их.

Законами являются лишь такие акты,которые непосредственно принимаютсяили утверждаются путем проведенияреферендума самим народом.

1Гольбах П. Священная зараза. Разоблаченноехристианство. М., 1936. С. 92.

1 ГлаваI. Теории происхождения государства 103

Нарядус исключительным правом на принятиезаконов у народа имеется неотчуждаемоеправо на сопротивление тиранам. Короли,как утвер-ждал Ж. Ж. Руссо, всегда «хотятбыть неограниченными». Хотя им издавнатвердили, что самое лучшее средствостать таковыми — это снискать любовьсвоих подданных, однако это правило придворах всегда вызывало и будет вызыватьтолько насмешки.

Власть, возникающаяиз любви подданных, несомненно, наибольшая.Но она непрочна и условна. Поэтому«никогда не удовлетворяются ею государи».Личный интерес любых повелителей состоитв том, чтобы народ был слаб, бедствовали никогда не мог им сопротивляться.

Конечно, если предположить, что поданныевсегда будут оставаться совершеннопокорными, то государь был бы тогдазаинтересован в том, чтобы народ былмогуществен, дабы это могущество, будучиего собственным, сделало государягрозным для соседей.

Но так или иначе,интерес народа имеет лишь второстепенноеи подчиненное значение, и так как обапредположения несовместимы, тоестественно, что государи всегдапредпочитают следовать тому правилу,которое для них не-посредственно выгодно.

Сторонникиестественно-правовой теории происхождениягосударства и права отстаивали тезисо том, что народ обладает естественнымнеотчуждаемым правом не только насоздание государства на основеобщественного договора, но и насопротивление тиранам, на его защиту.

Естественно-правоваятеория предполагает сосуществованиедвух систем права: естественного ипозитивного. Позитивное – это такоеправо, которое официально признано идействует в том или ином государстве ввиде законов, других правовых актов.

Втеории происхождения государства иправа эта теория получила названиедоговорной, а также ее называют теориейдоговорного происхождения государстваи права.

Основныеположения естественно-правовой теории:

1)против идеи божественного происхождениягосударства и права;

2)рассматривает государство как результатобъединения людей на добровольнойоснове (договора);

3)народ обладает естественным неотчуждаемымправом не только на создание государствана основе общественного договора, но ина сопротивление тиранам, на его защиту.

Некоторыеположения этой теории были выдвинутыв Древней Греции в V–IV вв. до н. э.софистами.

В частности, Гиппий таквысказывался о законах, правах человекаи государства: «Я считаю, что вы все тутродственники, свойственники и согражданепо природе, а не по закону: ведь подобноеродственно подобному по природе, законже, властвуя над людьми, принуждает комногому, что противно природе». ВXVII–XVIII вв.

эту теорию взяли на вооружениемыслители, активные борцы с крепостничествоми феодальной монархией. Данную концепциюподдерживали и развивали голландскиепросветители Г. Гроций и Б. Спиноза,английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские– Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

П.Гольбах резко критиковал идеи божественногопроисхождения власти, государства иправа, считал, что они приводят кгубительным социальным последствиям.Гольбах и другие сторонники теориипризнавали вместо божественной воливолю наций, народов, отдельного человека.Только воля народов, наций, по их мнению,могла предоставлять кому-либо высшуювласть.

Ж-Ж.Руссо освещал вопросы о том, что такоеобщественный договор, каким должны бытьего содержание и назначение и др. Оченьзнаменит его труд «Об общественномдоговоре».

задача, которуюдолжен решать общественный договор,считал Руссо, – это найти такую формуассоциации, которая защищает своейсилой личность и имущество каждогочлена ассоциации и с помощью которойкаждый, соединяясь со всеми, подчиняетсялишь самому себе, остается таким жесвободным, как и прежде.

Государство,по его мнению, является продуктомобщественного договора, следствиемразумной воли народа, человеческимучреждением или изобретением, при этом,создавая государство, каждый человекотдает, ставит под верховное руководствообщей воли свою личность, свои силы.

Государство, считал Руссо, – «условнаяличность», жизнь которой заключена всоюзе ее членов. Одной их главных еезадач является забота об общем благе,о благе общества, народа.

И вдальнейшем сторонники естественно-правовойтеории происхождения государства иправа последовательно защищали тезисо том, что народ страны обладаетестественным и неотчуждаемым правомне только на формирование государствана базе общественного договора, но и наотпор тиранам, несправедливым правителям.

Источник: https://studfile.net/preview/5785083/page:10/

Договорная — Теории происхождения государства

10. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства: содержание и представители

Сторонники: Г. Гроций , Т.Гоббс,Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, П.Гольбах, А.Родищев, Б.Спиноза, Ш.Л.Монтескье

«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана вмире, — это отделение политической науки от нравственной».

П. Шелли

После секуляризации политики, проведенной Н.Макиавелли в XVI веке, можноотметить появление плюрализма относительно проблематики генезиса государства.Влияние религии на науку значительно ослабевает и появляется множество новыхидей, воззрений, трудов, свидетельствующих о переменах в области политическоймысли.

Теория общественного договора становится краеугольным камнем в политологиина несколько веков. Ее невольным идеологом становится Гуго Гроций.

Мыслитель всвоей работе «О праве войны и мира» не рассматривал непосредственно вопроспоявления государства, но тем не менее высказал идею, которую развивалимножество философов.

Он определяет государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый радисоблюдения права и общей пользы».  «Фундаментомсоглашения людей между собой является разум и природа, в их совпадении междусобой».

[1] Впервые в теории образованиягосударства упоминается личностная воля человека, а не чье-либо вмешательствоили стечение обстоятельств. Но в идее Г. Гроция нет важного фактора: он пишет оцели объединения людей, но не пишет о мотивах этого действия. Этот вопросрассматривают другие идеологи данной теории.

Т.Гоббс в своей работе «Левиафан» пишет, что люди объединяются для того,чтобы выйти из состояния «войны всех против всех». Он  рассматривает несколько вариантов заключениядоговора, но останавливается на том, что люди идут на соглашение от страха, боясьдальше участвовать в войне.

«…Такого рода соглашение есть договор, при которомодин получает благо жизни, другой должен получить взамен деньги или службу, и,следовательно, там, где нет другого закона (как это бывает в естественномсостоянии), запрещающего выполнение подобного обязательства, такое соглашениеимеет силу».[2]

Джон Локк писал о диаметрально другой причине объединения людей.

В работе«Два трактата о правлении»  он описываетситуацию, при которой люди добры,  неконфликтуют друг с другом и вступают в соглашение с сувереном для сохранениясвоих прав и свобод.

В обмен на обещание править мудро,  люди дают суверену права и подчиняются ему.Такая система, по мнению Дж. Локка, способствует соблюдению прав индивидов,охране их собственности и жизни.

Так же во взглядах английского мыслителя можно увидеть склонность кпатриархальной теории. Дж.

Локк поощряет избрание в качестве суверена отцасемейства, так как на начальной стадии образования государства сложно выбратьболее мудрого и справедливого правителя.

«Ему более чем кому-либо можно былодоверять; отцовская любовь охраняла их собственность и их интересы, которыенаходились на его попечении; а привычка повиноваться ему с детства облегчалаповиновение скорее именно ему, чем кому-нибудь другому».[3]

В XVIII веке французским ученым Жан –Жаком Руссо была выдвинута критика вадрес Т.Гоббса и Дж.Локка. В трактате “Об общественном договоре» он  пишет, что «естественное состояние» -идеализированный и надуманный аспект, который напоминает прототип гражданскогообщества. По мнению Ж.Ж.

Руссо естественного состояния не существует, обществопроходит несколько стадий развития – от дикости до  общественного состояния. Далее обществоначинает расслаиваться, появляется неравенство, сначала имущественное, потом,как следствие, политическое.

Желая защитить свои корыстные интересы, элитыпредлагают обществу принять соглашение, по которому якобы будет обеспечиватьсяправовое регулирование. Далее, по Ж.Ж.Руссо, ситуация в государствеоборачивается тиранией, которую в зачатке легитимизировало общество. «Самаясчастливая эпоха» для французского мыслителя – это догосударственное состояние,период личной свободы каждого.

Государство же рассматривается черезрационально-критическую парадигму, как аппарат неэффективного управления.Ученый отмечает, что деспотия – главный атрибут  любого молодого государства, так как пока несформируется ответственное гражданское общество и талантливый магистрат, аппаратуправления должен функционировать.

«…Не опасность дурного употребления, а опасность вырождения высшей  магистратуры заставляет  меня осуждать неумеренное пользование ею  в первые времена Республики». [4] Пока все ветви власти непройдут проверки временем, государство не сможет называться полноценным и несможет стать свободным, управляемым народом – источником суверенной власти.

В идеях Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо можно увидеть зачатки экономических теорийпроисхождения государства, где люди объединяются в целях защиты собственности. Можнозаметить, что Бог в новых концепциях не играет ни главной, ни дажевторостепенной роли.

Достоинствами данной теории можно считать появление вконцепции  волеизъявления человека, егопоступков и процесса принятия решений. Теория свободна от каких либоглавенствующих идей, будь то божественная воля или традиция поколений.

Общественный договор объясняет не только причины консолидации общества, но иосвещает дальнейший процесс его развития.  Критика общественного договора относится впервую очередь ко взглядам Т.

Гоббса, который обусловил возникновениегосударства сознательным выбором бессознательного общества, ранее находившемсяв состоянии войны. «Фихте считает, что перейти к правовому состоянию от чистогобесправия и эгоизма невозможно: разум не может возникнуть из неразумия». [5]

Помимо этого А. И. Денисовым, Н.С. Трубецким, Н.М. Коркуновым критикуетсяположение теории, взятое за основу. Идеологами договора рассматриваетсяситуация вне объективной действительности, где человек определяет ход событий,при этом не находясь под влиянием природных, исторических и естественныхусловий.

Таким образом, разобрав недостатки данной теории можно перейти к той, чтоследует за общественным договором не только по хронологии, но и по логике,объясняющей все минусы обозначенных выше теорий.

[2] Гоббс Т. Левиафан, илиматерия, форма и власть… — Директ-Медиа — М.,2002. Глава XIV 

[3] Локк Дж. Сочинения в трехтомах: Т. 3.— М.: Мысль, 1988. —  С.322

[4] РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты – М.: КАНОН-Пресс, 1998.  Книга 4. Глава VI, — С.188.

Источник: https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/dogovornaa

Договорная теория происхождения государства

10. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства: содержание и представители
Над проблемой происхождения государства работали ученые многих веков.

Как произошло деление на страны, что лежит в основе научных выводов и подходов? Вопросов достаточно много, ответы на них идеологи разных религий находили в своих учениях.

Общепризнанной классификацией считается признание нескольких теорий.

Основоположники каждого научного направления доказывают свою точку зрения и предлагают различные причины появления государства. Можно перечислить несколько идеологий:

  • Теологическая. Теория основывается на божественном происхождении государства. Власть как вера вечная и незыблемая, ей нужно подчиняться, понимая, что государь – представитель воли Бога. Представители идеологии – Ж. Маритен, Д. Мерсье.
  • Патриархальная. Теория строится на понимании людей как общественных существ, не мыслящих жизни без окружения, коллектива. Государство по идеологии, это продукт развития семьи. Государь – это отец, почитаемый членами его общности. Представители – Аристотель, Н. К. Михайловский.
  • Насильственная. Государство произошло в ходе насильственного порабощения. Одни племена и народы захватывали другие. Доказательства теории нашлись в историях появления многих государств. Представители – Е. Дюринг, К. Каутский.
  • Органическая. Возникла под влиянием трудом Ч. Дарвина. Государство как биологический организм. В нем есть мозг, который представлен правителями, внутренние системы, выполняющие волю мозга. Они представлены различными слоями и социальными группами народа. Представители – Г. Спенсер, Р. Вормс.
  • Психологическая. Государство – проявление психики человека. Люди выбирают лидера и подчиняются ему, создавая общности. Сторонники теории – З. Фрейд, Г. Тарда.

Другие теории предлагают связать государство с ирригацией, признавая силу географических и климатических условий образования конкретных стран. Есть идеология, основанная на связи власти и собственности, – патримониальная.

Интересен подход к проблеме в России. В. И. Ленин пытался объяснить возникновение государства экономическими причинами социального характера – материалистическая теория.

Одной из теорий является договорная теория происхождения государства и права. Идеология ученых нашла свое отражение в работах философов Древней Греции и Рима. Кратко о договорной теории происхождения государства рассказывается ниже:

Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева.

В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, формировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок.

Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.

Представители договорной теории происхождения государства берут за основу понятие «договор», который заключается между людьми. Продуктом общественного договора становится государство.

Коллективное начало соединяло человека с другими, но всегда объединение строилось на основе договоренности о каких-то отношениях. Умения индивидов становились достоянием всей системы. Закон, по которым жил определенный коллектив, – итог договора, цель его или задача.

Сторонники теории исходят от первобытного человека, развивающегося постепенно, как общество.

Суть договорных отношений легко прослеживается в системе исполнения законов. Если начинается злоупотребление властью, договор с ее представителями расторгается: происходят революции, свержения и смены политических устройств отношений.

В работах многих авторов происходит сближение двух линий развития истории: теория естественного права и договорного происхождения государства. Но в них все же есть различия: естественное право делает упор на правовых отношениях, договорная – на заключении отношений для объединения в государство. Для первой ближе изучение возникновения правовых отношений.

Интересно то, что некоторые авторы считают договорную теорию частью теории естественного права.

У основоположников договорной теории были сторонники и противники. Они предлагали изучить плюсы и минусы такого подхода к проблеме. Критика способствовала развитию идей, одни доказывали их правоту, другие искали ошибки.

Плюсы подхода:

  • в теории нашли отражение особенности человеческой психики;
  • демократичность положений;
  • отказ от религиозного начала жизни;
  • поиск практических доказательств на примере истории.

Минусы научной идеи:

  • человек должен изначально представлять, к чему он стремится;
  • договор можно расторгнуть без законных оснований;
  • человек может не подчиниться общему договору, остаться в стороне от государства.

Договорная теория недооценивала множество факторов, влияющих на общество, – социальные, экономические, военные. С другой стороны, налицо преувеличение роли субъекта, от идеализации его взглядов зависит вид новой общности.

К каждой теории относится свой круг понятий и толкований. Их следует изучить, чтобы понять, как сложно подходил человек к пониманию объединения в общности и проблеме происхождения государства.

Мы познакомились с основными теориями происхождения государства, их различиями и представителями. Выяснили, что по договорной идеологии государство – это объединение людей на основе договора с целью достижения общих благ. У теории есть свои положительные моменты, но есть и противоречия.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 96.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/dogovornaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-kratko.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий