10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Внеурочные формы организации текущей учебной работы

10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной работы. Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Экскурсия. На практике описанная выше система уроков дополняется целым рядом других форм организации обучения. Одной из наиболее интересных для учащихся форм выступает экскурсия.

Экскурсияформа организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.

Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественно-научные, историко-литературные, краеведческие, производственные и др.

В школах экскурсии проводятся нечасто, и поэтому лучше, чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить более полную картину реальной действительности. Такие экскурсии называются комплексными.

Например, можно проводить экскурсию в лес, изучая виды растущих там деревьев и одновременно устно решая математические задачи, главными героями которых являются изучаемые деревья.

Гармонично включаются в такие экскурсии рассказы учителя о своем крае и его истории, об экологических проблемах данной территории.

Экскурсии обычно планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий. В каждой школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Чаще всего все экскурсии связаны с изучением материала, заложенного в программе по предметам.

Каждая из экскурсий, даже если она комплексная и включает в себя несколько частей из разных предметных областей, имеет свою четко выделенную цель. Одни предназначены для изучения нового материала, другие используются для закрепления уже изученного.

Заключительные экскурсии помогают учащимся повторить пройденную тему или раздел. Как правило, завершающие экскурсии связывают с выполнением учащимися тематических заданий, они служат своего рода подготовкой для урока-защиты тематического задания.

При проведении экскурсии выделяют три этапа:

а) предвари тельную подготовку к экскурсии на уроках;

б) выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.):

в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.

Конечно же, успех любой экскурсии зависит в первую очередь от тщательности подготовки учителя или учителей, если экскурсия является комплексной. При подготовке к экскурсии учитель проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее про ведения. В подготовку к экскурсии в первую очередь входит определение ее цели и задач.

После этого учитель выбирает содержание передаваемого материала и виды деятельности, которой учащиеся будут заниматься при подготовке, во время и после окончания экскурсии.

Учитель выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=l_eSdsicMzs

Для достижения наибольшей эффективности восприятия учащимися учебного материала на экскурсии их необходимо к этому подготовить. Это достигается четкой постановкой целей, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала, формулированием общих и индивидуальных заданий.

В подготовку входит и обучение учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д.

Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экскурсию и собираемые материалы.

До экскурсии учитель распределяет творческие задания для учащихся: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности.

Экскурсия может длиться от 40-45 мин до 2-2,5 ч. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся.

Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала.

Домашняя работа. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.

Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения.

Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходятся на домашнюю работу школьника.

В печати иногда появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, обучающих своих учащихся, не задавая им домашние задания. В конце такой статьи обычно предлагается отменить домашние работы в школах, поскольку обучать якобы можно и без них, а они сильно перегружают школьников.

Такие предложения чаще всего являются результатом незнания автором особенностей познавательной деятельности ребенка. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратко временную память.

Для перевода знаний в долговременную па мять учащимся необходимо последующее повторение, т.е. рассредоточенное усвоение, что требует выполнения работы определенного объема. Чаще всего такую работу задают на дом. Важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности.

Конечно, можно не задавать домашних заданий, но тогда процесс отработки должен проходить в классе и на это надо выделить дополнительное время.

Однако это не единственный недостаток работы без домаш него задания. Усвоение материала и отработка навыков в силу индивидуальных особенностей у каждого учащегося идут в своем темпе. В результате научных исследований определено, что учащиеся приблизительно одинаковой успеваемости тра тят на домашние задания разное количество времени.

Разница может быть очень велика: 20-минутное занятие одного может другим проводиться в течение 40 мин и даже 1 ч. Поэтому каждому из учеников, обучающихся в одном классе, понадобится разное количество времени на их усвоение и отработку.

Это приводит к сложностям при определении времени, необходимого для усвоения материала и отработки учебных навыков, если их проводить в классе.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.

Домашние задания обычно включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику: б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, погодой).

Цели заданий, которые учитель задает на дом, могут быть раз личными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие — на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам. Третьи включают в себя задания повышенной трудности для развития их творческих способностей.

Несмотря на то что все представленные выше цели важны и достижение их необходимо при выполнении домашнего задания, однако объем заданий на дом ограничен.

Большое количество заданий требует значительного времени на их выполнение, а у учащихся начальной школы не так много «лишнего» времени — им обязательно надо ежедневно гулять 1,5-2 ч, играя в свои игры, так как они являются необходимым развивающим элементом жизни ребенка.

Многие учащиеся посещают дополнительные занятия по рисованию, танцам, различные спортивные секции. Для того чтобы ребенок все успевал и при этом мог отдохнуть и набраться сил для следующего рабочего дня, необходимо представить, сколько у него есть реального рабочего времени для выполнения домашнего задания.

Это время прописано в Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2 — 576-96). В них определено время, выделяемое на выполнение домашнего задания по предметам, вместе взятым. Так, в 1 классе оно не должно превышать 1 ч, во II- l,5,Blll-IV-2,BV-VI-2,5,BVII-VIII-3, -XI классах — 4 ч.

Не всякая домашняя работа дает хороший результат. Если •i не усвоили основ работы с учебником, не накопили самостоятельной работы, выполненное домашнее задание тает своего результата. Основными недостатками домашней работы являются следующие:

— механическое чтение изучаемого материала, без разделе но на отдельные смысловые части (учащиеся, запомнив материал, не понимают его смысла);

— неумение организовать свое рабочее время, часто связанное с отсутствием твердо установленного режима жизни школьника ома (это ведет к постоянной спешке, ребенок переживает, что не спеет выполнить работу, и, как следствие, к серьезным стрессам);

— выполнение письменных заданий без предварительного усвоения теоретического материала (в этом случае школьники про- 10 не осмысливают и не усваивают материал).

Иногда сами учителя неправильно используют возможности данной формы текущей учебной работы и тем самым способствуют перегрузке учащихся. Это чаще всего происходит в двух случаях.

Во-первых, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали 'о их предмету, учителя дают слишком объемные или чрезмерно усложненные задания. Во-вторых, уделяя слишком большое внимание проверке домашней работы, учителя проводят слабую подготовку учащихся по новому материалу.

В этом случае учащиеся не усваивают новый материал достаточно хорошо на уроке и уходят домой, не зная, как выполнять домашние задания.

Все это говорит о том, что структура урока и работа над повышением его качества напрямую связаны с домашними заданиями и техникой их выполнения учащимися. Учителю необходимо постоянно работать над совершенствованием этой взаимосвязи и обучать учащихся правильно выполнять домашние задания. Для этого могут пригодиться правила выполнения домашних заданий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_55541_vneurochnie-formi-organizatsii-tekushchey-uchebnoy-raboti.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-72846.html

Внеурочные формы учебной работы

10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.

При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные.

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.

При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание.

Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е.

сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся объяснения нового материала или сразу после объяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка.

Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке.

К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

Очевидно, что самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для учащихся имеет важное значение. Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:

— в процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;

— при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;

— в ходе переноса приобретенных приёмов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то значительно повышается продуктивность его дальнейшей работы.

Проведение самостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся.

2. Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.

В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы.

Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.

5. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.

Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.

В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений.

7. Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ.

Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собствен новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование учений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с книгой.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических и лабораторных работ.

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов, рефератов.

6. Домашние опыты, наблюдения.

7. Техническое моделирование и конструирование.

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

практические работы;

контрольные работы;

тематические зачеты;

защита и написание рефератов;

решение проблемных задач прикладного характера и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

фронтальной (общеклассной) — учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой — для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-б чел.); парной – например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Организуя самостоятельную работу ученика, учитель ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения.

Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний.

Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников.

Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения.

Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно.

Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieurochnyie-formy-uchiebnoi-raboty-1.html

10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы

10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Наряду с уроком вобщеобразовательных учрежденияхиспользуются и другие формы учебнойработы. Основное распространениеполучили такие формы, как экскурсия,домашняя работа, факультативные занятия,мероприятия внеклассной работы(предметные кружки, студии, олимпиады,конкурсы и пр.).

Экскурсия.Одной из наиболее интересных для учащихсяформ обучения является экскурсия.

Экскурсия –форма организации учебной работы, прикоторой учащиеся выходят на месторасположения изучаемых объектов(природы, исторических памятников,производства) для непосредственногоознакомления с ними.

Онаобъединяет учебный процесс в школе среальной жизнью и помогает учащимсячерез непосредственные наблюденияпознакомиться с предметами и явлениямив их естественном окружении.

В зависимости отдидактической цели выделяют: вводныеэкскурсии, проводимые перед непосредственнымизучением нового материала; текущие иитоговые, которые проводятся для контроляи лучшего закрепления изученногоматериала. По предметному содержаниюэкскурсии можно разделить наестественнонаучные, историко-литературные,краеведческие, производственные и др.

В школьной практикеобучения экскурсии проводятся не часто,и поэтому лучше, чтобы одна экскурсиясодержала в себе информацию сразу понескольким учебным предметам, чтобыучащиеся могли составить полную картинуреальной действительности. Такиеэкскурсии называются комплексными.

Например, можно проводить экскурсию влес, изучая виды растущих там деревьеви одновременно устно решая математическиезадачи, главными героями которых являютсяизучаемые деревья.

Гармонично включаютсяв такие экскурсии рассказы учителя освоем крае и его истории, об экологическихпроблемах данной территории.

Экскурсии обычнопланируются на весь учебный год ипроводятся в специально отведенныедни, свободные от других занятий. Вкаждой школе составляется план экскурсий,в него включаются как учебные, так ивнеучебные экскурсии, проводимые поплану классного руководителя. Чащевсего все экскурсии связаны с изучениемматериала, заложенного в программе попредметам.

При проведенииэкскурсии выделяют три этапа: а)предварительную подготовку к экскурсиина уроках; б) выезд учащихся к изучаемомуобъекту и проведение запланированногообъема учебной работы по теме занятия(сбор природного материала, рисунки,чертежи и т.д.); в) работа с собраннымматериалом и подведение итогов экскурсии.

При подготовке кэкскурсии учитель проводит тщательноеизучение объекта экскурсии, места еепроведения, определяет ее цели и задачи.

После этого учитель выбирает содержаниематериала и виды деятельности, которыеучащиеся будут осваивать при подготовке,во время и после окончания экскурсии.

Учитель выбирает методики показа ирассмотрения объекта экскурсии, способывовлечения учащихся в активное восприятие,привлечение к показу и рассказуспециалистов и пр.

В подготовку входити обучение учащихся способам сбораматериала: приемам ведения записей,зарисовок, основам фотографирования,звукозаписи рассказов экскурсовода ит.д. Перед выходом на экскурсию проводитсявступительная беседа, уточняютсязадания, определяются формы, порядок исроки их выполнения, время, отводимоена экскурсию и сбор материала.

Доэкскурсии учитель распределяет творческиезадания для учащихся: написать сочинение,подготовить доклады, составить альбомы,сделать спецвыпуски газет, составитьгербарий и коллекции, подготовитьраздаточные материалы для уроков,школьных выставок, музеев и т.п.

Особоевнимание в ходе этой беседы уделяетсяправилам поведения и основам техникибезопасности.

Экскурсия можетдлиться от 40 – 45 мин до 2 – 2,5 часов. Вэтот промежуток не входит время,затрачиваемое учащимися на дорогу.Обычно время экскурсии определяетсяхарактером предмета экскурсии, содержаниеми сложностью материала и, конечно,возрастом учащихся.

Закончитьсяэкскурсия может итоговой беседой. Однакона последующих после экскурсии урокахучитель должен возвращаться к ней,использовать полученные в ходе еематериалы и знания учащихся, а есливозможно, то провести повторение иобобщение изученного на экскурсииматериала.

Домашняя работа.Домашняя работа учащихся представляетсобой самостоятельное выполнениеучебных заданий во внеурочное время.Основными задачами, стоящими переддомашней работой как формой организацииучебной работы, выступают усвоение иповторение изучаемого материала,совершенствование учебных умений инавыков, накопление учащимся опытасамостоятельной работы.

Домашнее заданиеобычно включает в себя: а) усвоениеизучаемого материала по учебнику; б)выполнение устных упражнений; в)выполнение письменных упражнений; г)выполнение творческих работ; д) проведениенаблюдений (за природой, поставленнымопытом и др.).

Цели заданий,которые учитель задает на дом, могутбыть различными.

Одни задания рассчитанына выполнение тренировочных упражненийдля ускоренной выработки практическихумений и навыков, другие – на определениеи преодоление пробелов в знаниях учащихсяпо отдельным, уже пройденным темам.Третьи включают в себя творческиезадания повышенной трудности дляразвития у учащихся творческихспособностей, исследовательских умений.

Несмотря на то,что все представленные выше цели важныи достижение их необходимо для выполнениядомашнего задания, однако объем заданийна дом ограничен.

Факультативныеи дополнительные занятия.Наряду с обязательными учебными занятиямив школах используются и разнообразныеформы учебной работы, проводимой внерамок учебных занятий (расписанияуроков). Такие формы учебных занятийназываются внеклассными или внеурочными.

В первую очередьк внеклассным занятиям относятсяфакультативные занятия. Как самостоятельнаяформа организации текущей работы онипоявились в конце 60-х – нач. 70-х гг.

вовремя проведения очередной реформысистемы образования, затрагивающей восновном содержание школьного образования.

Факультативныезанятия представляют собой сверхпрограммныезанятия, право выбора которых остаетсяза учащимся, а посещение осуществляетсяна добровольной основе.

Факультативныезанятия призваны решать следующиезадачи:

  • удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов;

  • развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности;

  • способствовать развитию исследовательских умений, индивидуальных особенностей, творческих способностей учащихся.

Помимо учебныхзанятий, обязательных для всех учащихся,специально для слабоуспевающих учащихсяпроводятся дополнительные занятия.Дополнительнымизанятиями называют сверхпрограммныезанятия с одним или группой учащихсяпо дополнительной отработке пройденногона уроках материала.

Форма и времяпроведения дополнительных занятийжестко не регламентируется.

Это можетбыть занятие-консультация, на которойучитель еще раз излагает новый материалдля тех, кто не понял его на уроке; илибеседа с 2- 3 учащимися по тематикеклассной работы, в которую включеновыполнение письменных заданий. Времятаких занятий может быть и 20 мин, и 1 час.Возможно и выполнение учащимисясамостоятельной работы.

Другие формывнеклассной учебной работы.

Принято считать, что внеклассная работаносит для учащихся добровольный характери призвана удовлетворять их разнообразныепознавательные и творческие запросы,а для их проведения не требуется полногосостава класса.

Считается также, что вних по собственному желанию могутучаствовать учащиеся различных классов.К таким формам внеклассной учебнойработы относят предметные кружки,научные общества, олимпиады, конкурсыи др.

Предметные кружкии научные общества создаютсяна добровольных началах из учащихсяодной параллели или же, если желающихнемного, из учащихся соседних классов(5 – 6, 7 – 8 классов и т.д.).

В них входятучащиеся, которые стремятся к расширениюи обогащению своих знаний, имеющиесклонность к рисованию, лепке, техническомутворчеству, проведению опытной работыпо биологии, химии, физике и т.д.

Ведутработу кружков учителя-предметники.

Кружковая работавключает в себя более углубленноеизучение отдельных вопросов учебнойпрограммы, которые вызывают интересучащихся. м их деятельностимогут быть изучение новейших достиженийнауки и техники, опытная работа,моделирование, разработка проектов,ознакомление с жизнью и творческойдеятельностью великих ученых, писателей,деятелей культуры.

Олимпиады,конкурсы, выставки ученическоготворчестваорганизуются для повышения познавательнойактивности учащихся по учебным дисциплинам(математике, физике, химии, родному ииностранному языкам, литературе) иразвитию их творческих способностей,исследовательских умений.

Проведениеэтих форм внеклассной работы готовитсязаранее, составляется план проведениятаких мероприятий по школе, проводитсясерия подготовительных мероприятий,учащимся задаются задания, открытопроводится выявление школьников –победителей.

Проведение таких мероприятийобращает на себя внимание учащихся иповышает у них интерес к учебномупредмету. Кроме того, олимпиады и конкурсыпомогают выявлять и развивать болееспособных и одаренных учащихся.

Олимпиады,конкурсы, выставки могут иметь каквнутришкольный уровень, так и региональный,международный.

Источник: https://studfile.net/preview/2494013/page:3/

Uchebnik-free
Добавить комментарий