1. Термин «средние века». Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе.

§ 4. Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

1. Термин «средние века». Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе.

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой ми­ровой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Запад­ной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи.

Встреча двух миров — античного греко-рим­ского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневе­ковый период в истории Западной Европы.

Для истории Визан­тии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.

Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историогра­фии их границей обычно считают середину или конец XV в.

, свя­зывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки евро­пейцами, начало Великих географических открытий и колони­альных захватов. С точки зрения общественных изменений этот рубеж фиксирует начальные стадии смены систем — феодальной на капиталистическую.

В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант бо­лее длительного вызревания новой системы и более решительно­го разрыва со старым.

В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную ре­волюцию общеевропейского значения — английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевро­пейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Эта периодизация принята в данном учебнике.

Необходимо отметить и новые тенденции в современной отече­ственной науке, которые вносят существенные коррективы в про­блему периодизации. Это прежде всего стремление исследователей развести понятия «средние века» и «феодализм». Их отождествле­ние в конце XVIII в.

, как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый замет­ный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу «средневековья» к концу XV — началу XVI в.

Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периоди­зацию средневековья с западной историографией, но новым уров­нем исторического познания.

Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез «структурной» и «человеческой» истории, который стал возмож­ным благодаря переоценке роли сознания и социально-психоло­гического фактора в общественном процессе, а также восстанов­лению в правах событийной истории.

Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Ев­ропе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо ме­нее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.

В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить «переходные периоды» в качестве особых этапов, если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития[1]. Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу само­ценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем соци­ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя.

В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада.

Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом.

Решаю­щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства.

Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства.

В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва.

Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу­ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений.

Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия.

Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными пере­движениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв.

— движение гуннов, германских и славянских племен; экс­пансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже пер­вого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колони­альные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Аме­рике в XV и XVI вв.

Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убы­стряющийся темп развития и сокращение временной протяжен­ности каждого последующего этапа.

[1] Интерес к ним в нашей науке имеет давние традиции: А.И. Неусыхин в 60-е годы положил начало представлению о «дофеодальном периоде» как некоем особом феномене.

Источник: https://www.istmira.com/karpov-sp-istoriya-srednix-vekov-tom-1/1762--4-periodizaciya-yepoxi-srednevekovya-v-zapadnoj.html

Термин «средние века». Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

1. Термин «средние века». Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе.

Термин «Средние века» — перевод с лат medium aevum (средний век)— был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бондо, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Ср веком» период, который отделял его эпоху от античности. В XVII в.

профессор Келлер ввел термин «Средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Средневековье и Новое время. Хронологические рамки периода разделения Римской имп Западную и Восточную (395г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII В понятии «Средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные акценты, Начало Нового времени соответственно связывалось с изобретением книгопечатания, открытием Америки, Впоследствии ИстСрВ стала пониматься как время господства феодальной, или ленной, системы общественных связей в среде феодалов.

С точки зрения культуры Средневековье — это период между исчезновением античных школ и введением всеобщего школьного образования в XIX столетии Средневековье может и должно быть разделено на промежуточные периоды. Например, можно выделить раннее Средневековье (с IV по IX в.

), включающее в себя позднюю Античность и становление феодальной системы; классическое Средневековье (с Х по XIV в.), время великого подъема, к которому следует свести собственно Средневековье, если мы хотим сохранить его узкое определение; позднее Средневековье, или время кризисов, потрясших Европу в XIV—XVI вв.

; эпоху абсолютной монархии, приведшей к угасанию феодального строя, завершившего свое существование в период между Английской и Французской революциями.

Термин «средние века» (точнее «средний век» — от лат. medium aevum) возник в Италии в XV—XVI вв. в кругах гуманистов'.

На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв.

, закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран.

В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в.

Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен.

Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, — английская революция 1640— 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской — Тридцатилетней— войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV — начало XVI в.

То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки.

В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени.

С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век — до Великой французской революции 1789—1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода:

I. Конец VB. — середина XI в.— раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства;

II. Середина XI в.—конец XV в. — период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета;

III. XVI в. — первая половина XVII в. — период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

1

| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Источник: https://studall.org/all-99968.html

Понятие «Средние века»; периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии

1. Термин «средние века». Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе.

Понятие «Средние века»

Термин «Средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI века основу понятия «Средние века» составляло противопоставление их, с одной стороны, «античному миру», а с другой — «Новому времени».

Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.

Сегодня Средние века рассматриваются как эпоха зарождения, развития и разложения феодальных отношений.

Для ослабевшей римской цивилизации варвары явились неукротимой, разрушительной силой, и в 476 году Западная Римская империя закончила свое существование.

По контрасту с организованной, упорядоченной государственной системой Рима новые хозяева Европы представляли собой полудикую стихию, они были совершенно чужды античному миру и этнически, и духовно. Но варвары именно своим «варварством», своими родовыми отношениями «омолодили» одряхлевшую европейскую цивилизацию.

Они несли более мягкую по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, феодальную, и локальную общность. Появление чувства общности и, с другой стороны, сознания права сильного, которое завоевывалось личным мужеством и отвагой, сопровождали рождение нового общества.

Западная Римская империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды: княжества, герцогства, графства, которые еще долгое время враждовали между собой, создавали непрочные государства, которые вновь распадались, пока к X веку не утвердился окончательно феодальный строй с его строгой иерархией подчинения, где на вершине сословной лестницы стоял король — крупнейший феодал. Ниже — герцоги, графы, бароны, рыцари. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена.

Периодизация истории Искусств Средних веков Западной Европы.

Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.

Концом средневековой эпохи обычно принято XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Средневековая история делится на три периода:

· VI — XI века — раннее Средневековье, период становления феодализма;

· XII — XV века — классическое средневековье, развитой феодализм;

· XVI — первая половина XVII века — позднее Средневековье, период упадка феодализма.

Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин «средневековое искусство» охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы — с V до XV века — до эпохи Возрождения.

Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер.

Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды.

Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.

Мы будем придерживаться следующей периодизации:

  • Дороманское искусство (конец V века — X век). В дороманском искусстве выделяют в свою чередь:
    • Искусство эпохи Меровингов
      • К памятникам меровингского искусства относят главным образом искусство северных и центральных областей Франции. В памятниках меровингского периода явственно заметны позднеантичные традиции, галло-римские и варварские стили.
    • Каролингское возрождение
      • В кон. 8 в. крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингского возрождения возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались основные современные государства Европы. Для каролингской культуры характерно решительное обращение к античному наследию («семь свободных искусств», фигуративное и повествовательное начало в изображениях).
    • Оттоновское возрождение
      • Оттоновским возрождением называют культурный подъем 919-1038 гг. в восточных областях бывшей Каролингской империи, где правили короли Саксонской династии. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. В искусстве Оттоновского возрождения ощутимы протороманские тендеции, стремление возродить легендарное римское великолепие подчас в варварской его интерпретации. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.
  • Романика или Романское искусство (XI — XII вв., в некоторых странах до XIII в.)
    • Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Термин введен французскими археологами XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
  • Готика или датское искусство (с конца XII — XVI вв.)
    • Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Поздний архитектурный готический стиль (XV — XVI вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, отнесясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.

Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии

Общее в искусстве Западной Европы и Византии:

1. Стремились излагать се и обо всем;

2. Религиозное. Теологическое. В центре искусства и культуры – Бог;

3. Наличие множества символов. Высоко ценится духовное;

4. В основе искусства лежит текст. «В начале было слово»;

5. Приверженность к традициям и канонам.

Отличия:

1. Запад забывает об античности;

2. Запад: Король- 1- ый среди равных.

Византия: Император — приемник Бога на земле;

3. Запад: экстравертен.

Византия: интроверта;

4. Византия более образованна, чем Запад;

5. Искусство Византии более сложное, аристократичное, рациональное;

6. Икона для Византии: литургический объект, ускоряет контакт с Богом.

Для Запада: иллюстрация Библии или Евангелие. Рассказа для неграмотных людей;

7. В Византии не была особо распространена скульптура.

На Западе же наоборот;

8. Идея греха и наказания. Византия: страшный суд совсем не страшный. Господь искупил грехи человека еще при жизни, когда он (человек) искренне раскаялся. Страшный суд – начало новой жизни. Мало внимания уделялось наказанию, грешникам.

Запад: ярко расписывались грехи, уделялось много внимания наказаниям, постоянные запугивания. Придет страшный суд и всем воздастся по заслугам;

9. Смерть Христова в Византии: спокойствие, счастье, победа жизни над смертью.

Запад: переживания.

Искусства Варварских королевств.

Франки — Франция (Коренное население Галлы). Вандалы — Северная Африка. Карфаген. Англы, саксы — Британия ( Коренное население Бриты). Вестготы и остготы (Западные и восточные готы) – Испания( Коренное население Иверы) и Северная Италия)

Искусство анти антропоморфное – не стремится к натуральному изображению. Абстрактное, геометрическое, плоскостное, не пластично. Экспрессивность, первобытная выразительность

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/30812.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий