1 Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания.

Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания

1 Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания.

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Правопонимание — определённое представление о сущности права.

Множественность концепций правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).

«Право – есть совокупность естественных прав человека». Главные идеи:

1) Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность);

2) право по существу отождествляется с моралью. Такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта).

«Право – совокупность правовых обычаев». Основные идеи:

1) Право — историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а передается от поколения к поколению, возникает и развивается постепенно, стихийно; Отрицается возможность существования права единого для всех народов.

2) Право — прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Нормативистская теория права (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен).

«Право – пирамида не зависящих от сущего норм». Основные идеи (по Кельзену):

1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) Право — это сфера должного, а не сущего. Право –юридические нормы, которые нужно изучать в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества и т.д. Обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

«Право – возведенная в закон воля господствующего класса». Основные идеи:

1) право — возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право — такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер).

«Право – правовые эмоции личности». Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства, выражаемое в законах и иных актах) и интуитивные (личные, автономные).

Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Социологическая теория права (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).

«Право – реализация законов, юридические действия». Основные идеи:

1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.

2) Право — юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

35.Юридический позитивизм и его роль в формировании современного правопонимания.

(И. Бентам, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Шершеневич

В рамках данного подхода право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются от нарушений государством.

Нормы права рассматриваются как некие правила, модели (должного, возможного, недопустимого) поведения, они «фиксируют не то, что есть, а то, что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными.

В контексте нормативистского подхода право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер.

Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует.

В свою очередь обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.

): право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли, выраженным в виде определенных правил, приказом суверена. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются.

Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества.

В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила, регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т. п.).

В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения, сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести – противоправным).

36.Естественноправовая школа, ее роль в формировании современного правопонимания.

Тезисы концепции:

1. наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Это так называемоенеписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека.

Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.

Признаки естественного нрава:

§ принадлежность к человеку с момента его рождения;

§ неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

§ выражение наиболее существенных социальных возможностей человека;

2. естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право.

3. по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются;

4. при реализации естественных прав имеются свои особенности:

§ естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;

§ реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

В настоящее время различают два основных направления теории естественного права:

§ неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катраин, И. Месснер);

§ светская доктрина, согласно которой естественные права исходят из самой человеческой природы, а писаному (позитивному) праву предшествуют естественные права, базирующиеся на принципе справедливости.

Сторонники светской теории считают, что естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа.

Это очень хорошо видно на примере права на жизнь.

Человек, родившись, начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно того, что об этом может записать законодательный орган.

В данном случае человек ничем не отличается от другого живого существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назватьестественно-биологическим.

Однако человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право на достоинство личности, которое возникает и формируется по мере развития общественных отношений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/5555.html

Типология правопонимания. Школы правопонимания

1 Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания.

Там, где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру урегулированности общественных отношений данного общества.

Основные причины их последующей обособленности:

1.численный рост населения;

2.нарушение социальной однородности людей;

3.увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества;

4. усложнение общественных связей;

5.прогресс общественного развития.

Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное происхождение. По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты:

— естественно-исторический характер происхождения права;

— его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов;

— нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей;

— наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства;

— ведущая роль государства в формировании правовых предписаний;

— взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений:

А) правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.

Б) Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Причем чем сборник древнее, тем больше места в нем отведено уголовному содержанию.

По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти — это дань, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников.

И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств.

Два подхода к определению соотношения государства и права:

1. Этатически-тоталитарная концепция:государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Эта концепция опирается на марксистскоепонимание государства и права.

Государство либо не считало для себя обязательным наравне с другими субъектами права выполнять правовые предписания, либо устанавливало выгодные, в первую очередь только ему, обязательные для исполнения правила поведения во всех сферах общественной жизни.

Право рассматривалось как некий обязательный, но имеющий вспомогательное значение придаток государства.

2. Либеральная концепция: основывается на естественно-правовой теории, которая право ставит выше и важнее государства по различным критериям — моменту возникновения, роли в обществе.

Великие мыслители считали, что право должно быть теснейшим образом связано со свободой, но в определенных рамках.

Типы правопонимания (типология) – это подходы к определению сущности права. Выделяют три типа и соответствующие школы (теории) правопонимания в их рамках:

1.Легистский (позитивистский) тип правопонимания —отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления.

А) юридический позитивизм – основатель Д. Остин, первая половина XIX века. Развивали теорию Кабанту, Бергбом. Формула теории: «право — это повеление суверена». Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона.

Источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению.

Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях.

Отвергаются естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности, негативное отношение к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некоего идеального (эталонного) права, с наличием которого государству надо считаться («Лучше капля силы, чем мешок права»).

В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон».

Б) нормативистская теория (позитивистский нормативизм) — Г. Кельзен.Право – это иерархическая система норм.

Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми.

Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство их может только защитить или обеспечить.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо «целесообразности» если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. «Закон суров, но он Закон».

В) прагматический позитивизм – реальная школа, «Юриспруденция выработки и принятия решений». Имеются в виду судебные решения – не просто говорение, а делание (в отличие от формальной «юриспруденции понятий»).

Естественнонаучный тип правопонимания:

А) теория естественного права (юснатурализм) — право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, независимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право — это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.

Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности «настоящего права».

Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Б) психологическая теория праваПетражицкий. Право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида.

В) интегративная теория права —право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости, защиту нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

Г) социальная теория права — возникла в XVIII веке. Сущность: нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества.

По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел.

При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Либертарно-юридический тип правопонимания:

А) либертарно-юридическая теория права — выделяет основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность. Взятые в единстве, они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом

— формальное правовое равенство — гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться «услугами права».

— Свобода: личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определенного вида.

— Справедливость (Justitia): в системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона.

— Общеобязательность: в отличие от других видов социальных норм общеобязательность в праве всегда носит официально-властный характер. Это означает, что нормативный правовой акт принимается (издается) от имени государства в установленном законом порядке уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом.

Б) Марксистская теория права — право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер.

В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса.

Оперирует категориями (принципами) либертарно-юридической теории.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a1537.html

Современные школы правопонимания (нормативная, социологическая, нравственная, психологическая и др.)

1 Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания.

Правопонимание – научная категория, которая отображает результат процесса познания сущности права. Сущностью права является внутренняя целостность всех его разнообразных качеств (свойств).

Современные научные концепции (школы) правопонимания основываются на одном из трех подходов: нормативном, социологическом; нравственном. Объективной предпосылкой этих подходов являются три формы бытия права: нормы права, правосознание, правоотношения.

Каждый из типов правопонимания делает акцент на отдельной грани права.

Так нормативистская школа разрабатывает особенности права в области государственных велений,

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая школа пытается сконцентрировать внимание не на формально установленной в законе норме, а на тех нормах, которые используются в реальной жизни.

Социологическая концепция права основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

Естественно-правовая (нравственная) школа – занимается исследованиями в области довольно абстрактных, исторически изменчивых общечеловеческих ценностей, таких как справедливость и разум.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им.

Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание).

Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Психологическая школа считает важнейшим аспектом права психику индивида.

Надо заметить, что каждое из правопониманий имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование.

18. Принципы права: понятие и виды.

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. С учетом существенных свойств можно выделить следующие признаки права:

1. Право — это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человек разновидность социальных норм.

3. Право есть система нормативного регулирования, на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромисса. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно — правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

Право общеобязательно. Оно распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

Право тесно связано с государством. Государство влияет на правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется государственным принуждением.Право всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Право (как разновидность социальных норм) обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор. Нормативность проявляется и в неоднократности действия юридических норм и формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей. Право не тождественно закону.

Законодательство выступает одной из форм выражения права.

Непосредственная связь права с гос-вом обусловливает три характерных признака, отличающих право от иных социальных норм:

1. Нормы права являются обязат. для исполнения всеми, кого эти нормы касаются: гражданами, юридическими лицами, гос-ми органами и др.

2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции), прокуратуры и суда. Это означает, что в случае нарушения нормы права, потерпевший может обратиться за защитой в милицию, прокуратуру или суд.

3. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридич. ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупрежд.

, штраф, админ. арест или лишение свободы. При этом гос-тво берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответст-ти всех лиц, совершивших преступления и админ.

правонарушения.

Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 134 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-25370.html

29. Концепции (школы) современного правопонимания

1 Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания.

Правопонимание —определённое представление осуществе права.

Правопониманиеопределяет правовую политику государстваи выполняет прикладную функцию.

Получивчеткое представление о том, что такоеправо, в практической деятельностивсегда можно определить, являются лите или иные регулятивные системыправовыми или они имеют иное содержание.

И наоборот, отсутствие четкогопредставления о праве неизбежно снижаетэффективность его применения и неспособствует созданию режима верховенствазаконности и правопорядку в обществе.

Существует дватипа правопонимания – позитивистскийи непозитивистский.

Право в пониманиипозитивистов – законы, судебные решения,акты государственной власти независимоот содержания. Позитивисты отождествляютправо и закон. Сторонники позитивизмапредлагают формальные определенияправа, т.е.

сущность явления раскрываетсячерез признаки формы, а содержание формыне имеет значения для понятия права.Позитивисты отрицают право вне закона,отрицают естественное право.

Кпозитивистскому типу правопониманияотносятся легистское и социологическоепонятия права.

Непозитивистскийтип правопонимания различает право изакон, объясняя приоритет права передзаконом, утверждая, что законы по своемусодержанию могут быть и неправовыми.Сторонники непозитивизма  предлагаютсодержательный подход к определениюправа через содержание правовых явлений.В непозитивистском правопониманииразличаются этическое и либертарноепонятие права.

Соотношениеправа и закона.

Концепций, связанныхс различением права и закона, существуетмноже­ство. Однако можно обозначить двапринципиальных подхода:

а) правоестьтворение государственной власти иправом следует считать все официальныеисточники норм независимо от ихсодержания;

б) закон,дажепринятый надлежащим субъектом и внадлежащей проце­дурной форме, можетне иметь правового содержания,бытьнеправовым за­кономивыражать политический произвол.

соотношения праваи закона:

1. Право изакон следует различать.Закон(официальные источники норм) — это формавыражения, объективирования прававовне, а право -единство этой формы исодержания (правил поведения).

2. Не можетбыть права до и вне закона(своейформы). Форма — способ жизни права, егосуществования. Как замечает проф.Мушинский: «Все со­временные системыправа одеты в мундир законодательства».

3. Закон можетиметь неправовое содержание,быть,с этой точки зрения, пустой, бессодержательнойформой — «неправовым законом». (Правовоесо­держание у закона или неправовое- это определяется как на основе общихестественно-правовых начал, так и исходяиз конкретно-исторических усло­вийсуществования данного общества.)

Существует множествотеорий возникновения права:

Естественно-правоваяконцепция права ПредставителиСократ, Аристотель, Г.Гроций, Дж.Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-ЖакРуссо, А. Н. Радищев

Сутьтеории. Главное —это духовное, идейное, нравственноеначало. Приоритет над нормативным иреальным началами. Право — этовозведённая в закон справедливость, врамках данной доктрины разделяетсяправо и закон, так как закон может бытьне правовым. Право возникает естественнымпутём, появляется раньше государства,а нормы права лишь воплощают эти идеи.

Само право даровано Богом или природой,поэтому государство должно уважать исоблюдать естественные права и свободычеловека (право на жизнь, имя, собственность,создание семьи и др.). После Второймировой войны идёт процесс возрожденияестественного права.

Достоинства:это революционная, прогрессивнаядоктрина, под флагом которой совершалисьбуржуазные революции, приводившие насмену отжившим феодальным отношениямновый, более свободный строй)— в нейверно замечено, что законы могут бытьнеправовыми которые должны приводитьсяв соответствие с правом, т.е. с такиминравственными ценностями, каксправедливость, свобода, равенство ит.п.

;— провозглашает источником правчеловека природу либо Богаи тем самымвыбивает теоретическую почву у произволачиновников и государственных структур.

Слабыестороны:такое понимание права (как абстрактныхнравственных ценностей) уменьшает егоформально-юридические свойства, врезультате чего теряется четкий критерийзаконного и противозаконного посколькувесьма непросто определить это с позицийсправедливости, представление о которойможет быть разным у различных людей-такое понимание связано не столько справом, сколько с правосознанием, котороедействительно может быть разным уразличных людей.

Историческаяшкола права ПредставителиГ.Гуго,Савиньи,Пухта

Сутьтеории.Право —это историческое явление, которое, каки язык,не устанавливается договором, не вводитсяпо чьему-либо указанию, а возникает иразвивается постепенно. Законодательдолжен максимально выражать «общееубеждение нации».

Право основано наобщих интересах, солидарности(многопартийность в парламенте),создание норм международного права —нормы договора (фиксированное согласие)или обычай (молчаливоесогласие). Творец права — незаконодатель, а народ; Народ-правотворец→ основной источник права — обычай.Негативное отношение к кодификацииправа.

Такая кодификация вредна, таккак законодатель может исказить волюнарода.

Достоинства:впервые наиболее основательно былообращено внимание на культурно-историческиеи национальные особенности права, нанеобходимость их учета в правотворческомпроцессе; — справедливо подчеркиваетсяестественность развития права, и тотфакт, что законодатель не может творитьнормы права по своему усмотрению; — верноподмечены преимущества правовых обычаев,как пpоверенныхвременем и стабильных правил поведения.Слабыестороны:данная теория во время своего возникновениявыступила kаkреакцияна естественно-правовую доктрину, какидеология феодализма, уже отживающегостроя; — ее представители переоценивалироль правовых обычаев и ущербзаконодательству (между тем в новыхэкономических условиях обычаи уже несправлялись с полноценным упорядочениемpыночныхотношений).

Марксистская Представители Маркс,Энгельс,Ленин

Сутьтеории.Правопонимается как возведенная в закон волягосподствующего класса, то есть какклассовое явление. выраженнойв праве классовой воли в конечном счетеопределяется характером производственныхотношений, носителями которых выступаютклассы собственников, держащие в своихруках государственную власть.

Правопредставляет собой такое социальноеявление, в котором классовая воляполучает государственно-нормативноевыражение. Право — это нормы,устанавливаемые и охраняемые государством.Достоинства:— в связи с тем что представители даннойтеории право понимали как закон (т.е.

как формально определенный нормативныйакт), они выделяли четкие критерииправомерного и противоправного; —показали зависимость права отсоциально-экономических факторов,наиболее существенно влияющих на него;обратили внимание на тесную связь правас государством, которое устанавливаети обеспечивает его.

Слабыестороны:преувеличивали роль классовых начал вправе в ущерб началам общечеловеческим,ограничивая жизнь права историческимирамками классового общества; — слишкомжестко связывали право с материальнымифакторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическаятеория права. Представители Э.Р.Бирлинг,Л.Кнапп,Г.Тард,Л.И. Петражицкий,А.Росс,З.Фрейд

Сутьтеории.Психика людей —это фактор, определяющий развитиеобщества, в том числе и право. Делитсяна два вида права — позитивноеправо иправо каждой личности.

Понятие и сущностьправа выводятся не из деятельностизаконодателя, а прежде всего изпсихологических закономерностей —правовых эмоций людей, которые носятимперативно-атрибутивныйхарактер. Правосознание состоитиз правовой идеологии и правовойпсихологии. Роль правосознания и правовойкультуры чрезвычайно важна.

Достоинства:— обращено внимание на психологическиепроцессы, которые Выступают реальностьюнаряду с процессами экономическими,политическими и пр.

Поэтому нельзяиздавать законы без учета социальнойпсихологии, нельзя применять их, неучитывая психологическую структуруиндивида; — повышает роль правосознанияв правовом регулировании и в правовойсистеме общества; источник прав человеказдесь выводится не из законодательства,а из психики самого человека.

Слабыестороны:осуществлен слишком сильный крен всторону психологических факторов вущерб другим (социально-экономическим,политическим и т.п.), от которых тожезависит природа права;— в связи с темчто подлинное право (интуитивное)практически оторвано от Г и не имеетформально определенного xарактера, вданном подходе отсутствуют четкиекритерии правомерного и неправомерного,законного и незаконного.

Социологическаяконцепция права. ПредставителиОйгенЭрлих,С. А. Муромцев,РоскоПаунд,Дж.Фрэнк,Р.Иеринг

Сутьтеории.Право —это не то, что задумано, и не то, чтозаписано, а то, что получилось вдействительности. Право воплощаетсяне в естественных правах и не в законах,а в реализации законов. Если законнаходится в области должного, то право —в сфере сущего.

Есть право в текстах(«мёртвое право») и есть право поведениясубъектов правоотношений («живоеправо»). Формулируют такое «живое» правопрежде всего судьи в процессе юрисдикционнойдеятельности (Паунд: «Право — то, чторешил судья»).

Источник познания права —это непосредственное наблюдение жизни,поступков; изучение обычаев и документов(договоры, завещания, сделки).Достоинства:такое понимание ориентирует на реализациюправа.

И сущее, где оно обретаетпрактическое осуществление; — совершеннообоснованно отмечается приоритетобщественных отношений, как содержания,над правовой формой;

этатеория хорошо согласуется с ограничениемгосударственного вмешательства вэкономику, с децентрализацией управления.

Слабыестороны:если под правом понимать реализациюзаконов, реальный правопорядок, тотеряются четкие критерии правомерногои неправомерного, ибо сама по себереализация может быть как законной, таки противозаконной; — в силу переносацентра тяжести правотворческойдеятельности на судей и администраторовувеличивается опасность некомпетентногои откровенного произвола со сторонынечистоплотных должностных лиц.

Нормативистскаяшкола права ПредставителиР.Штаммлер , П. И. Новгородцев, Г.Кельзен

Сутьтеории.Правоисходит только от государства —право немыслимо без государства, как игосударство без права. Исходным являетсяпредставление о праве как о системе(пирамиде) норм, где на самом верхунаходится «основная норма», принятаязаконодателем, и где каждая низшая нормачерпает свою законность в норме большейюридической силы.

Правовые нормы носятиерархичный характер, в основаниинаходятся индивидуальные акты. ПоКельзену, право — это сфера должного,а не сущего. Оно, таким образом, не имеетобоснования вне сферы норм долженствованияи его сила зависит от логичности истройности системы юридических правилповедения.

Право следует изучать в«чистом виде», наука должна описыватьсвой объект таким, какой он есть, а непредписывать, каким он должен быть.

Достоинства:верно подчеркивается такое определяющеесвойство права, как нормативность, иубедительно доказывается необходимостьсоподчинения правовых норм по степениих юридической силы; — нормативностьв данном подходе органически связанас формальной определенностью права,что существенно облегчает возможностьруководствоваться юридическимитребованиями (в силу (более четкихкритериев) и позволяет субъектамзнакомиться с содержанием последнихпо тексту нормативных актов; — признаютсяширокие возможности Г влиять наобщественное развитие, ибо именно Г-во устанавливает и обеспечивает основнуюнорму. Слабыестороны:слишкомзначителен крен к формальной сторонеправа, что повлекло за собой игнорированиеего содержательной стороны (правличности, нравственных начал юридическихнорм, соответствия их объективнымпотребностям общественного развитияи т.п.). Поэтому представители даннойтеории недооценивают связь права ссоциально-экономическими, политическимии духовными факторами,т.е. излишнеочищают от них право; — признавая тотфакт, что основную норму принимаетзаконодатель, Кельзен преувеличиваетроль Г в установлении эффективныхюридических норм. В силу разных причиноно может удовлетворяться и устаревшиминормами, и однозначно произвольными.

Реальнаяприменимость права

Реальнаяприменимость права означает, что онодолжно соответствовать условиям жизнии уровню развития общества, отношенияв котором оно регулирует. Самыепрогрессивные, демократичные нормы небудут действовать в обществе, не готовомк их восприятию.

С точки зрения реальнойприменимости права считается, что лучшимбудет вариант, когда правовые предписаниябудут пусть и несовершенны, не стольпрогрессивны, но при этом пригодны дляиспользования в данном конкретномобществе.

Это во многом зависит и отсамого содержания права: оно должно нетолько устанавливать некие правила,декларировать права и свободы индивида,но и предусматривать механизм ихвоплощения в жизнь.

Право только в томслучае будет регулятором общественныхотношений, если оно реально применимо- и с организационно-технической, и сэкономической, и с социальной и др. точекзрения.

Источник: https://studfile.net/preview/5999591/page:27/

Uchebnik-free
Добавить комментарий